Как заставить голос звучать мужественнее
По природе женские голоса выше мужских и отличаются от них примерно на октаву. Голос взрослой женщины звучит на частоте примерно 220 герц, взрослого мужчины — около 110 герц. Но за последние десятилетия эта дистанция сократилась. По крайней мере, в Германии. Чем это объясняется?
Ученые из Лейпцигского университета установили значительное снижение высоты голоса у немок. За последние 20 лет, по их наблюдениям, женские голоса стали почти в два раза ниже, несмотря на отсутствие изменений в строении голосового аппарата. Новый результат: 165 герц — средний показатель частоты женского голоса. Высота мужских голосов при этом осталась на прежнем уровне.
В рамках масштабного исследования, касающегося таких распространенных болезней цивилизации, как диабет, ожирение или инсульт, ученые университетской клиники в Лейпциге обследовали на протяжении одного десятилетия несколько тысяч человек в возрасте от 40 до 80 лет и провели сравнительный анализ не только различных медицинских показателей, но и голосовых проб.
Изначально они исходили из того, что женские голоса могли стать ниже под влиянием изменений в физиологии, постепенного увеличения роста среднестатистической женщины в Германии или нарушений гормональной системы. Но в ходе сравнения результатов исследования воздействие этих факторов все же не подтвердилось. И то, что курение могло способствовать распространению низких голосов среди женщин в таком масштабе, тоже не было научно доказано. Среди участников исследования были те, кто не курил, кто курил, а также кто курил и бросил. Хотя курение и делает голос хриплым, после отказа от этой вредной привычки он восстанавливается. Пришлось определять диагноз «методом исключения».
«Можно говорить о том, что женщины по-другому используют свой голос, — объясняет вывод, к которому пришли ученые, один из авторов исследования, профессор фониатрии Михаэль Фукс (Michael Fuchs). — Биологически этот феномен обосновать нельзя: анатомические данные у них такие же, как и у женщин 50 лет назад. Но сегодня женщины говорят в более низком регистре».
И делают они это, уверены ученые, неосознанно. Виной тому — изменения в восприятии гендерных ролей. «Современная женщина — сама себе хозяйка. Ей больше не нужен защитник и покровитель. На подсознательном уровне женщина подстраивается под свой изменившийся образ в обществе», — отмечает Михаэль Фукс в интервью радиостанции Deutschlandfunk. Выходит, чем более женщина эмансипирована, чем успешнее и увереннее в себе она, тем ниже ее голос.
И если раньше запрограммированный природой тонкий голос женщины сигнализировал о ее потребности в защите, то теперь она сама прокладывает себе дорогу в мире, где доминируют мужчины. Низкий голос при этом — эффективный инструмент: он, как уверяют психологи, сигнализирует о пробивном характере, надежности и компетентности.
Конечно, определенное влияние оказывает культура, социальное устройство и гендерные ожидания в том или ином обществе. Например, в Японии высокий, тонкий женский голос считается идеалом красоты, поэтому в глобальном сравнении у японок, и азиаток в общем, голоса гораздо выше, чем у других представительниц прекрасного пола, приводит пример ученый. А у женщин из Скандинавии — самые низкие голоса в мире. Впрочем, за скандинавками закрепился и имидж настоящих эмансипе.
Еще в 1970-е годы американский психолог Альберт Мейерабиан установил, что эффект, который человек производит на других в устной коммуникации, на 38 процентов зависит от его голоса.
Низкие, хрипловатые голоса и женщины, и мужчины воспринимают как более приятные. Очень высокие, тонкие голоса ассоциируются у многих с наивностью, раздражительностью и неуверенностью в себе. В профессиональной среде звучание голоса играет сегодня гораздо большую роль, чем несколько десятилетий назад — сотрудникам и клиентам приходится больше общаться напрямую. Голос является своего рода акустической визитной карточкой.
Тем, кто хочет добиться успеха, консультанты по вопросам карьеры советуют научиться управлять своим голосом, но не переусердствовать при этом. Голос должен звучать по-деловому, дружелюбно, а главное — естественно. Рекомендуется придерживаться среднего темпа речи с небольшими паузами. Большое значение имеет отчетливая артикуляция и громкость. Тем, у кого голос тонкий, следует укреплять его с помощью дыхательных упражнений и простых предложений с множеством гласных. Перед презентацией или важной встречей лучше выпить теплого чаю, чтобы расслабить голосовые связки, и сделать пять раз глубокий вдох и выдох.
Профессор из Лейпцига Михаэль Фукс призывает и женщин, и мужчин не сводить все к автоматизму, а использовать голос во всем богатстве его оттенков. «Тогда вы будете еще успешнее, чем сейчас», — обещает ученый.
Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос. Природное количество обертонов в сочетании с - секрет завораживающего звучания голоса.
Тембр голоса, виды
Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:
- тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
- баритон;
- бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.
- сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
- меццо-сопрано;
- контральто. Это низкий голос.
От чего зависит тембр?
Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Практически невозможно найти несколько людей, которые способны петь одинаково. Изменить голос кардинально едва ли удастся. А вот если обратиться к педагогу – то вполне возможно улучшить его окраску.
Как определить тембр голоса?
Самостоятельно, не обладая определенными знаниями и навыками, определить тембр практически невозможно. В домашних условиях вы лишь можете предположительно отнести свой голос к тому или иному виду тембра. Наиболее точные данные можно получить при использовании специализированной аппаратуры - спектрометра. Он изучает исходящий звук, а после – классифицирует его в правильном направлении. Подробнее о спектрометрах можно прочитать в конце статьи.
Как изменить тембр голоса
Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.
Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».
Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.
В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, ? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:
Что влияет на тембр голоса?
- В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
- Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
- Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
- Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.
Спектрометр и не только
Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.
Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.
Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.
Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .
Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.
В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.
Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:
Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.
Женские певческие голоса
Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.
Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).
Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .
Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.
Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:
Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:
Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко
Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой
Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.
Мужские певческие голоса
Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.
Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.
Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.
Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.
Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:
Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.
Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.
Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников
Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.
Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:
Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:
На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!
Считается, что с низким голосом выглядит более привлекательной в глазах . Похоже, доля правды в этом действительно есть, но дело вовсе не в самом тембре голоса: низком или высоком, - а в различных связанных с ним нюансах. Это доказали результаты недавнего исследования, проведенного специалистами из Университета Вены.
Эксперимент по оценке женских голосов
Ученые набрали команду мужчин-добровольцев и дали им послушать записи голосов 42 студенток, которых предварительно сфотографировали. Затем испытуемых попросили выбрать среди голосов наиболее привлекательные с точки зрения сексуальности. В большинстве случаев участники указали на девушек с красивой внешностью, хотя их лиц они не видели.
Авторы эксперимента отметили, что лица студенток, чьи голоса чаще идентифицировались как " ", отличались симметричностью черт, у них, как правило, были высокие скулы, мягкие линии челюсти и полные губы. По мнению экспертов, такая внешность свидетельствует о хорошем генотипе, который влияет в том числе и на синхронизацию голосовых связок, гортани и носовой полости. На подсознательном уровне мужчина воспринимает голос женщины как сигнал, что с ней все в порядке в сексуальном плане , а значит, она сможет стать женой и матерью.
Да, произносящий слова с придыханием и особыми нюансами, может показаться привлекательным. Но в других случаях он, напротив, может производить отталкивающее впечатление. И не только если речь идет о сфере личных отношений. К примеру, статистика показывает, что дамы с низким и хриплым голосом реже получают работу в результате собеседований. Оказывается, многие воспринимают людей со "скрипучим" голосом как "ненадежных". Может быть, потому что обладатели хриплых голосов часто курят и имеют другие вредные привычки.
Женские голоса и хедхантеры
Команда американских психологов как-то предложила 800 хедхантерам послушать записи различных женских голосов и выбрать, кого из них они хотели бы пригласить на . Лишь пятая часть опрошенных предпочла хриплоголосых женщин. Остальные прокомментировали свой выбор тем, что хриплый голос указывает на низкую компетентность, недостаток образования и внешнюю непривлекательность.
Заметьте, что у женщин, которые работают секретаршами или менеджерами, и часто вынуждены общаться с людьми по телефону, как правило, высокие голоса. Возможно, такие голоса на подсознательном уровне вызывают больше доверия. Но в то же время голоса чересчур высокого тембра, напоминающие скорее визг, раздражают…
"Люди предпочитают голоса с вокальными характеристиками, типичными для общей массы населения, - говорят ученые. - Хотя необычные голоса и могут быть более запоминающимися, люди находят обычно звучащие голоса более привлекательными".
Модуляция голоса в зависимости от интереса к собеседнику
Кстати, группа экспертов из Стерлингского университета выяснила, что наши голоса могут меняться в зависимости от того, находим ли мы собеседника противоположного пола привлекательным . В целях эксперимента 110 гетеросексуальным добровольцам предложили завязать разговор друг с другом. Впоследствии всех участников попросили заполнить опросники, в которых оценивалась степень привлекательности партнеров. Выяснилось, что если мужчине нравилась женщина, с которой он разговаривал, тон его голоса снижался, а также усиливалась модуляция, то есть частота тона становилась более вариативной.
Руководитель исследования Хуан Давид Леонгомес объясняет это тем, что хотя низкий тембр голоса свидетельствует о мужественности (маскулинности), он ассоциируется также с агрессией и неразборчивостью в связях, поэтому, желая понравиться даме, мужчина бессознательно старается говорить низким голосом, чтобы сигнализировать о своей мужественности, и в то же время модулирует тон, чтобы показать, что он не агрессивен и надежен.
Так что, если в процессе разговора вы заметили, что голос представителя сильного пола стал более "певучим", то, скорее всего, это говорит о его заинтересованности вами . В то же время, делают вывод исследователи, модуляции способны повысить привлекательность данного мужчины в глазах женщины. Так что опытные сердцееды, сознательно или бессознательно, но активно пользуются этим приемом.
April 9th, 2014 , 04:57 pm
Голос, не соответствующий полу и возрасту.
Мутационный фальцет или пуберфония
– состояние, при котором у мужчин сохраняется высокий женский голос даже по прошествии подросткового возраста. Люди с таким заболеванием даже во взрослом возрасте говорят высоким голосом, какой бывает у маленьких мальчиков.
1. Функциональный фактор
В большинстве случаев функциональные факторы возникают вследствие каких-либо психологических проблем. Часто происходит так, что когда в подростковом возрасте начинает меняться голос, человек на подсознательном уровне испытывает противостояние к низкому тону, и специально начинает говорить высоким голосом.
2. Органический фактор
Органические отклонения обычно вызваны повреждениями слизистой оболочки голосовых складок, такими, как рубцы, или же нарушениями развития эндокринной системы. В таких случаях гортань имеет структуру, похожую на женскую.
Симптомы пуберфонии
Если при нормальном строении гортани идет только высокий голос, и частота голоса совпадает с частотой женского голоса, это свидетельствует о пуберфонии. В этом случае голос быстро устает, а во время пения часто срывается и более высокие ноты «не берутся».
Также при пуберфонии тон голоса постоянно высокий, говорить низким тоном не получается.
В случае, если пуберфония вызвана органическими изменениями, появлением рубцов слизистой оболочки голосовых складок или же нарушениями в развитии гортани, то отмечается хрипота, слабый или грубый высокий голос, который выходит вместе с воздухом.
Диагностика пуберфонии
Если пуберфония вызвана функциональным фактором, то при обследовании при помощи фиброларингоскопа и стробоскопии гортани будут выявлены нормальные голосовые складки. Во время звукообразования можно отметить чрезмерное напряжение наружных мышц гортани.
При органической пуберфонии наблюдаются повреждения слизистой оболочки голосовых складок или же нарушение развития гортани.
Лечение пуберфонии
Лечение функциональной пуберфонии возможно с помощью занятий для развития голоса, однако потребует много времени. С недавнего времени используют метод введения ботокса в мышцы гортани, отвечающие за высокий тон. Таким образом, тон понижается, а затем в ходе занятий с фониатором формируется способ голосообразования так, чтобы он вошел в привычку. Занятия с фониатором, проведенные после инъекции ботокса, значительно сокращают период лечения, и голос восстанавливается быстрее.
При органической пуберфонии может потребоваться чрескожная инъекционная ларингопластика,