Какими были русские женщины-богатыри. Удалые девицы руси

Имена многочисленных русских богатырей - мужчин, пожалуй, перечислит даже ребенок. Однако в былинах можно найти и богатырей женского пола.

Их называли поленицы (или поляницы). Женщины-воительницы были не только в сказках, но и жизни. Например, достоверно известно о том, что в Куликовской битве участвовали как минимум две представительницы прекрасного пола.

Значение Куликовской битвы

Битва на Куликовом поле сыграла колоссальную роль в истории Руси. Во-первых, эта битва повлекла за собой освобождение нашей родины от татаро-монгольской власти, а, во-вторых, сплотила русский народ и вселила в него веру в свою мощь.

Куликовская битва стала одним из самых жестоких и кровавых боев того времени. Мужество и смекалка русских воинов обратили в бегство не только самого хана Орды, но и его солдат. Однако потери с нашей стороны оказались огромны. Трупы павших в бою воинов убирали с поля и хоронили долгих восемь дней.

В битве на Куликовом поле сражались и две женщины, переодетые в мужские одежды.

Дарья Ростовская

В те годы неподалеку от Ростова в селе Пашино проживал князь Андрей Федорович, который впоследствии получил прозвище Ростовский. Он был участником многих военных сражений и походов и позднее тоже стал героем знаменитой Куликовской битвы. Дочь Андрея Федоровича – Дарья – уехала из дома накануне битвы под каким-то благовидным предлогом. Однако, как потом выяснилось, княжна сбежала на войну, переодевшись в мужскую одежду. Обмана никто из сослуживцев девушки не заметил. Она прекрасно владела оружием и храбро сражалась, ничуть не уступая ни в то, ни в другом своим однополчанам мужского пола.

Каких-либо сведений о том, осталась ли Дарья жива или погибла на Куликовом поле, к сожалению, не сохранилось. Зато точно известно, что ее отец после битвы прожил еще двадцать лет.

Феодора Пужбольская

Князь Иван Иванович Пужбольский-Верша тоже жил в селе рядом с Ростовом. Его дочь – Феодора – была влюблена в князя Василия Дмитриевича Бычкова. Когда Василию в числе ростовского войска пришлось отправиться в поход, Феодора, не долго думая, тут же отправилась следом за любимым. Девушка выдержала все тяготы и лишения долгой дороги, а после, на Куликовом поле, смело ринулась в бой. Но защитить своего суженого, Феодоре не удалось. Молодой князь пал смертью храбрых. А сама княжна получила многочисленные ранения. Ее перевезли в родную деревню, где она вскоре и скончалась.

О былинных богатырях все мы знаем с детства. Каждый без труда назовет даже их имена. Но о воительницах, которые ни в чем не уступали мужчинам, многие и не слышали.

На Руси их называли поляницами (или поленицами). В старину на Руси существовал обычай, который назывался «полякование». Воин выезжал на коне в поле в поисках другого воина, с которым он мог бы сразиться. Пленных и трофеи брать было запрещено. Доказательством победы служила отрубленная голова противника. Среди тех, с кем богатыри вступали в бой, были и поляницы – девы-воительницы.

Когда на Руси появилось тюркское слово «богатырь», им стали называть всех воинов. К тому времени поляницы из былин исчезли, поэтому их не переименовали на тюркский манер, и славянское имя «поляницы» осталось при них навсегда.

Частенько в былинах говорится о том, что богатыри-мужчины к женщинам-воительницам не питали особой любви, и при встрече с ними вели себя крайне агрессивно. Известный ученый и писатель Д.М.Балашов считал, что подобное поведение богатырей могло быть связано с происхождением поляниц. Дело в том, что «богатырши» своими уменьями вести бой и управляться с лошадьми очень напоминают сарматских воительниц. А сарматы – это кочевое племя, члены которого регулярно совершали набеги на Русь.

Как бы то ни было некоторые былинные богатыри взяли поляниц в жены. Так всем известный Добрыня Никитич, поначалу вступив с поляницей в бой, впоследствии женился на ней. Звали эту воительницу Настасья. С ее тезкой сочетался браком и богатырь по имени Дунай, а воительница Василиса Микулишна была женой Ставра Годиновича. Все поляницы прекрасно орудовали мечом, метко стреляли, владели приемами рукопашного боя, отличались отменными навыками верховой езды.

Супруга – Настасья Микулишна – была дочерью богатыря Микулы Селяниновича. Согласно былинам, Добрыня Никитич, заприметив могучего богатыря, коим и оказалась Настасья, вступил с ним в неравный бой. В неравный потому, что поляница с легкостью одолела Добрыню и… убрала его в карман. Поразмыслив немного, Настасья решила взглянуть на свою добычу. «Коли понравится он мне, выйду за него замуж, а не понравится – голову ему отрублю!» - сказала себе дева. Добрыня пришелся Настасье по душе. И вскоре они стали мужем и женой.


Однако счастье молодых было недолгим. Князь Владимир отправил богатыря в Орду с важным государственным поручением. Настасья ждала мужа двенадцать лет. Но не дождалась. Страшная весть о гибели Добрыни разбила ей сердце. Хитрый князь принудил поляницу выйти замуж за другого богатыря – Алешу Поповича. Однако Добрыня возвратился живой и невредимый. Узнав о свадьбе, он переоделся в скомороха и пришел на праздник. Но Настасья узнала его.

Другая Настасья - Королевична - вышла замуж за богатыря Дуная Ивановича тоже после поединка с ним. Однако до женитьбы на Настасье Дунай питал нежные чувства к ее сестре Апраксе. Но князь Владимир тоже желал видеть Апраксу в качестве своей супруги. Князь отправил Дуная на поиски Апраксы. По пути Дунай встретил богатыря, с которым вступил в схватку. В процессе борьбы он узнал в своем противнике сестру Апраксы Настасью. Вскоре Дунай и Настасья уже сидели за столом на собственной свадьбе. Жаль, что у этой истории печальный конец. В самый разгар пиршества оба: богатырь и поляница начали хвастать своими боевыми навыками. В доказательство своей меткости Настасья прострелила из лука кольцо, находившееся на голове ее молодого супруга. Дунай посчитал поведение жены вызовом и предложил ей поменяться местами. Но он промахнулся, и стрела попала в Настасью. Поляница умерла. Увидев это, богатырь покончил жизнь самоубийством. Согласно былине, из его крови образовалась река с одноименным названием.

Супруга Ставра Годиновича Василиса приходилась Настасье Микулишне сестрой. Василиса Микулишна была очень скромной воительницей и применяла свою силу только в самых крайних случаях. Однако ее муж Ставр очень гордился своей женой и хвастался ее способностями перед князем Владимиром. Только князь богатырю не верил и однажды повелел привести Василису к нему, а самого Ставра бросил в темницу. Василиса узнала о том, какая беда приключилась с ее мужем, переоделась в мужскую одежду и, явившись в княжеские палаты, выдала себя за иноземного посла. Но князь заподозрил, что под мужским платьем скрывается женщина. Для того, чтобы отвести от себя все подозрения, Василиса Микулишна потребовала отдать ей в жены племянницу Владимира Забаву Путятишну. На свадебном пиру Василиса сделала вид, что ей не понравились гусляры и попросила князя привести Ставра, который славился своей игрой на гуслях. Когда Ставра привели, переодетая Василиса предложила князю сделку: Владимир отдает Ставра, а посол передает своим властям, чтобы те простили князю дань за двенадцать лет. Владимир согласился. А Василиса прыгнула на коня и, усадив позади себя Ставра, ускакала прочь. Позже они оба явились к князю. И тот признал, что Василиса Микулишна действительно настолько хороша, насколько расхваливал ее Ставр.

Вот такие они русские поляницы – не только сильные и умные, но и любящие. Впрочем, как и все женщины.

Женщины на военной службе – явление необычное даже в настоящее время. А в былые времена тем более. Впервые женщины были привлечены к службе воинству российскому при Петре Первом в военных госпиталях, на хозяйственные и санитарные работы. Это было зафиксировано в Уставе 1716 года (гл. 34).

С древнейших времён женщины вставали в ряды защитников своего Отечества, однако ради этого им приходилось скрывать свой пол, переодеваться в мужскую одежду, называться мужским именем и быть наравне с мужчинами в бою. Например, в русско-японскую войну дочь солдата и вдова «Михаил Николаевич», надевшая шаровары и сапоги, черкеску и папаху, стала волонтёром в казачьем отряде. Прекрасно зная китайский язык, она приносила огромную пользу в разведке, при допросах, на переговорах с чиновниками, поставщиками. Свой след в истории оставили ещё три женщины, служившие в кавалерии. Это жёны командира 22-го полка Громова, офицера конно-горной батареи Щёголева, смотрителя дивизионного лазарета Макарова.

Н. А. Дурова.

Наиболее известна женщина-кавалерист Надежда Андреевна Дурова. Дочь гусарского ротмистра, она родилась в 1783 году в походе, росла и воспитывалась в полку под звуки труб, топот коней. Надежда выросла влюблённой в ратное дело и презирающей женский пол. Она не представляла себе жизни без коня, сабли и с детских лет мечтала уйти на военную службу. Однажды через город, где жила Надежда, проходил казачий полк, и Дурова, переодевшись в мужскую одежду и оставив на берегу реки своё платье (чтобы создать видимость, что утонула), ушла с казаками как юноша, желающий служить Родине на военном поприще.

В 19 веке военная служба была очень престижна, и многие юноши мечтали проявить себя в походах, сражениях, заслужить славу, почести, достичь чинов. Их привлекали блеск и красота мундира, романтика походной жизни, гусарская лихая удаль. Поэтому молодые горячие головы стремились в армейские ряды.

Дурова, наслышанная о благосклонном отношении армейских командиров к самовольно являвшимся в армию даже вопреки воле родителей, рассчитывала на снисходительное к себе отношение. Её надежды оправдались. Она достаточно легко поступила в конно-польский уланский полк рядовым, назвавшись мужским именем.

Хотя Надежда прекрасно ездила верхом, хорошо стреляла, имела навыки военного дела, ей с трудом давались приёмы боя, овладение тяжёлой пикой, саблей. Несмотря на тяготы походной жизни, юная девушка не только научилась держать в руках тяжёлое оружие, унимая дрожь от напряжения, но и искусно овладела им, уничтожая в бою врагов саблей, копьём, и даже, смело вступая в схватку с неприятелем, спасала жизнь товарищам. Она стала образцовым солдатом, которого ставили в пример другим.

Боевое крещение Дурова получила в 1807 году в сражении при Гутштадте, участвовала в боях при Гейльсберге, Фридланде, где, как и под Гутштадтом, она спасла раненого товарища. Во всех сражениях молоденький кавалерист проявлял бесстрашие и отвагу.

Страдая от мысли, что отец, которого она горячо любила, считает дочь утонувшей, Надежда написала ему письмо, умоляя простить и благословить на службу Отечеству. Отец рассказал об этом родственнику, и слух о том, что девица служит в кавалерии, дошёл до царя. Александр Первый, удивлённый столь необычным обстоятельством, потребовал её к себе. На аудиенции Дурова открылась государю и попросила разрешить ей носить мундир, иметь оружие и служить в сем виде Отечеству. Царь оставил её в армии и, наградив знаком отличия Военного ордена, деньгами, повелел называться его именем с условием, чтобы Александр Александров ничем не запятнал его чести.

Дурова была переведена в самый лучший Мариупольский гусарский полк. Прослужив некоторое время в нём, она попросилась в уланы, мотивируя просьбу тем, что жизнь в гусарском полку ей не по средствам. По другой версии, более романтичной, в смелого кавалериста влюбилась дочь командира и требовала жениться на ней. Гусар Александров, не имея желания открывать свой пол, перевёлся в другой полк.

Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года в боях под Смоленском, Колоцким монастырём, в Бородинском сражении. Здесь она была ранена в ногу, контужена и уехала лечиться в Сарапул. После выздоровления в мае 1813 года она снова в действующей армии и опять отличается под крепостью Модлина и городами Гарбургом и Гамбургом. В 1816 году, дослужившись до чина штабс-ротмистра, Георгиевский кавалер Надежда Андреевна Дурова вышла в отставку. Как и всем офицерам, ей была назначена пенсия. Последнее время она жила в Елабуге, где скончалась в 1866 году.

Надо отметить, что Дурова не была первой женщиной, посвятившей свою жизнь ратному делу. В 1984 году «Неделя» писала о Татьяне Маркиной – предшественнице Дуровой. 20-летняя донская казачка из станицы Нагаевской, оставив на берегу реки свою одежду, переодевшись в мужское платье, поступила солдатом в пехотный полк в Новочеркасске. Волевая, энергичная, боевая, она дослужилась до чина капитана. Но её блестящей военной карьере помешало одно обстоятельство – по жалобе сослуживца ей грозил суд. Капитан Курточкин (так она называлась) вынужден был обратиться к императрице. Изумлённая Екатерина Вторая потребовала расследования с привлечением медиков. Капитан женского полка был оправдан, но военной службе пришёл конец. Получив отставку и пенсию, Татьяна вернулась в свою станицу. К сожалению, записок о себе, как Дурова, она не оставила.

В военном мундире с саблей на коне сражалась с врагами ещё одна женщина Александра Тихомирова. Заменив умершего брата – офицера гвардии, очень похожего на неё, она командовала ротой. Около 15 лет прослужила она в армии. Погибла в 1807 году, только тогда её боевые товарищи и командиры узнали, что это была женщина.

Женщин-воинов, сражавшихся в рядах русской армии были единицы. Но патриотический порыв и пылкое сердце звали многих из них если не с оружием в руках, то теплотой души и состраданием участвовать в защите Отечества. В качестве сестёр милосердия они прибывали на войну, работали в госпиталях.

Впервые целенаправленная подготовка женщин для ухода за больными и ранеными начала осуществляться Крестовоздвиженской общиной сестёр попечения о больных и раненых воинах России, учреждённой в сентябре 1854 года в Петербурге. Здесь готовились сёстры милосердия именно для работы в военных госпиталях как в мирное, так и в военное время.

В Крымскую кампанию 1853 – 1856 годов, на театр военных действий в ноябре 1854 года прибыло 120 сестёр милосердия этой общины (17 сестёр умерли при исполнении служебных обязанностей, 4 получили ранения). В основном это были представительницы высших кругов и интеллигенции. Среди них Е. Хитрово, Е. Бакунина, М. Кутузова, В. Щедрина и многие другие. Хорошо подготовленные в профессиональном отношении, исключительно добросовестные, они работали под пулями, обстрелом, вызывая удивление и восхищение у врачей-мужчин и защитников Севастополя. В дни штурма сёстры не отдыхали по двое-трое суток. Их выдержка и самоотверженность достойны поклонения. Одна из лучших сестёр милосердия Бакунина писала сестре: «Если бы я рассказала все ужасы, раны и мучения, которые я видела в эту ночь, ты бы не спала несколько ночей».

Женщины-врачи обучались в основном за границей. Но в 1872 году открылись Петербургские женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В сербско-турецкую войну 1867 года они уже служили врачами госпиталей и лазаретов. В числе женщин-медиков были В.М. Дмитреева, М. А. Зибольд, Р.С. Святловская. В добровольческих санитарных отрядах «частной помощи» в Сербии работали слушательницы женских врачебных курсов С. И. Бальбот, В. П. Матвеева. От Московской Александровской общины прибыло 36 сестёр во главе с княгиней Н.Б. Шаховской, награждённой медалью на Георгиевской ленте.

Н.Б Шаховская и Е.Г. Бушман. Жетон Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста.

Официально находиться в действующей армии на войне женщины получили право лишь в русско-турецкую войну 1877 – 1878 годов. Тогда около полутора тысяч сестёр милосердия выехали на фронт от общин Красного Креста и самостоятельно.

Русские медсестры на фронте, фото 1877 года.

Хотя в середине 19 века и бытовало мнение о том, что пребывание женщин на войне не только зазорно и бесполезно, но и опасно, женщины постепенно своим самоотверженным, подвижническим трудом добились права наравне с мужчинами работать врачами. Они самостоятельно оперировали, ничуть не уступая мужчинам. Об этом свидетельствует их деятельность, например, в 47-м военно-временном госпитале. «Состоявшими при нём женщинам-врачами было произведено много операций, как то: г-жа Бантле произвела ампутацию бедра и экзартикуляцию всех пальцев, Соловьёва – ампутацию бедра… Матвеева – резекцию локтя, ампутацию голени, плеча, операцию Лисфранка, Остроградская – ампутацию голени», - писал участник тех событий П.А. Глинский.

По окончании войны Александр Второй признал за женщиной право на звание врача и наградил особой серебряной медалью «За храбрость» шесть сестёр милосердия, наиболее отличившихся при оказании помощи раненым на поле боя: Бойэ, Духонину, Ольхину, Полозову, Эндельгардт, Юханцеву.

Признание и награды давались нечеловеческим трудом, порой ценой жизни. Умерли от эпидемии тифа студентка Петербургских женских врачебных курсов В.С. Некрасова, сёстры милосердия баронесса Ю.П. Вревская, О.К. Мягкова, П.В. Местергази-Селенкена, М. А. Ячевская.

В письмах с фронта, дневниках, воспоминаниях сёстры милосердия писали об обстановке на полях сражений, атмосфере, царившей в войсках, о личном отношении к событиям, настроении. Интересны записки сестры милосердия Петриченко. Она писала: «Вся площадь холма буквально покрыта ранеными, то лежащими без движения с искажёнными от муки лицами, то корчащимися в предсмертных судорогах; приходилось лавировать, проходя, чтобы не задеть кого из них; отовсюду раздавались раздирающие душу стоны.

… Работали всю ночь, при свете фонарей, переходя от одного раненого к другому, ни останавливаясь ни минуты, но что же это могло значить при такой массе раненых. Нас было три, да ночью ещё прибыло четыре сестры Крестовоздвиженской общины, и только… а раненые всё прибывали… Обмываешь и перевязываешь какую-нибудь страшную рану, а тут рядом, кругом воспалёнными устами то просят пить, то мучаются в агонии… Руки дрожат, голова кружится, и то сознания своего бессилия, от невозможности помочь всем в сердце какая-то острая боль… Многие из офицеров, заходившие к нам на полчаса, находили, что быть в огне, т.е. в сражении, несравненно легче…»

О трудностях и титанических нагрузках сестёр милосердия говорят цифры: в боях на Шипке было огромное количество раненых и больных, при этом всего 4 сестры приходилось на 3000 раненых. Медикаментов, перевязочных средств не хватало. Сёстры рвали на бинты свои платья, бельё, отдавали сапоги, оставаясь босыми, пищу, не жалели ничего для выздоровления больных и раненых. Не может оставить равнодушным, например, поступок сестры Лебедевой, которая добровольно позволила вырезать у себя 18 кусочков кожи для заживления ран генерала Комарова.

Знак отличия Красного креста первой и второй степени (женский).

19 февраля 1878 года учреждается знак отличия Красного Креста первой и второй степени с надписью «За попечение о раненых и больных воинах» на ленте ордена св. Александра Невского. В статуте его было записано, что лицам, пожалованным знаком отличия Красного Креста, дозволяется изображать его в гербах, если таковые имеются, и в печатях. Почти все сёстры – участницы русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов были награждены этим знаком.

По материалам Ю.Н. Иванова.

Как известно война - удел мужчин, а женщины должны растить детей и заботиться о домашнем очаге. Однако многочисленные легенды из глубин времён донесли до нас свидетельства о существовании целых племён женщин-воительниц, которые представляли реальную угрозу для представителей сильного пола. Конечно же, речь пойдёт об амазонках.

Само происхождение слова «амазонка» имеет много вариантов. Наиболее распространена версия о том, что произошло название женщин-воинов от греческого «a mazos», что в переводе означает «без груди».


То есть бытует мнение, что в племени амазонок девочкам по достижении ими определённого возраста удаляли правую грудь - чтобы удобнее было целиться в противника из лука.

Однако официального подтверждения эта версия не находит, да и произведения живописи античных времён изображают амазонок без каких-либо изъянов. Не исключено, что «амазонка» - слово иранского происхождения, и берёт своё начало от «ha-mazan» - воин.


Легенды о существовании женщин-воительниц можно найти в сказаниях народов многих стран: Японии, Америки, Китая, Индии и многих других. Например, индийский царь Чандрагупта Маурья, правивший в 322-328 году до н.э. пользовался услугами не совсем обычного телохранителя, которым являлась женщина-великан из Греции.

Одно из первых упоминаний, касающихся амазонок, относится к I в до н.э. И если историк Страбон с сомнением рассматривал существование подобного женского племени, то древние греки твёрдо были уверены в их реальности.


Причём амазонки основали целое государство, столицей которого являлся город Фемискира. Амазонки сами прекрасно справлялись со всеми необходимыми делами без помощи мужчин: они охотились, воевали с соседними племенами, а также сами обеспечивали себя всем необходимым.

Проблема пополнения женского войска решалась довольно просто: раз в год амазонки заключали перемирие со своими соседями с одной-единственной целью: зачать ребёнка. Спустя положенные девять месяцев новорождённых мальчиков отдавали отцам (или умерщвляли), а девочек оставляли себе, чтобы воспитать на свой лад.


Ходит легенда, что однажды царица амазонок Фалестрис пришла в сопровождении 300 своих дев-воительниц к Алесандру Македонскому, чтобы получить от великого полководца достойное потомство женского пола, и тот провёл с предводительницей несколько ночей.

Знаменитый историк Геродот писал, что скифы называли амазонок «убийцами мужчин» - «оиор-пата», поскольку согласно их обычаям ни одна из женщин-воинов не могла выйти замуж до тех пор, пока не лишит жизни мужчину.

До недавних пор существование амазонок у многих учёных вызывало сомнения, однако многочисленные археологические находки позволили взглянуть на происхождение легенд о женщинах-воительницах с новой стороны.


В 1971 году на территории Украины было найдено захоронение женщины-воина, причём похоронена она была с огромными почестями.

На рубеже XX-XXI столетий в Турции и на Кубани были найдены могилы племени, где были захоронены исключительно женщины. Причём рядом с телами усопших лежали не сосуды и украшения, а луки и колчаны со стрелами. К тому же в одном из черепов застрял наконечник стрелы.


Своих амазонок имели многие государства. Так, в VIII в н.э в Чехии появилось подобие женской республики. Женщины запротестовали против тирании мужчин, захватили замок, стоявший на горе Видолве, и периодически захватывали мужчин, которых превращали в своих рабов.

Попытки «укрощения строптивых» ни к чему не приводили, и так продолжалось в течение восьми лет. В конце - концов некому герцогу удалось расправиться с женщинами, которые сражались до конца.


По свидетельству историка Саксона Грамматика, в состоявшейся в 750 году битве между шведским и датским войсками, на стороне последних сражалось 300 дев со щитами и длинными мечами.

А в Шри-Ланке представителей царской семьи Канди охраняло небольшое войско прекрасно обученных женщин-лучниц. Корнелий Тацит, римский историк, отмечает, что когда Британия в 60 году до н.э. по призыву Будикеи (королевы одного из племён - иценов) поднялась на восстание против римлян, то в её войсках преобладали представительницы слабого пола.


Женщины-воины ценились во все века, а потому не исключением стали и наши дни. Так, даже XX веке в Африке на территории современного Бенина продолжала своё существование мощная армия, созданная ещё в 1645 году правителем Дагомеи королём Ахо Хоегбаджа. Великолепно обученные воины были… женщинами, количество которых к началу XIX века составляло 6000 человек.

Дисциплина в этой армии была крайне жёсткой, многие из амазонок Дагомеи были девственницами, поскольку служащим армии запрещалось выходить замуж и рожать детей. Возраст новобранцев составлял 15-19 лет, однако это не мешало девушкам становиться опасными противниками для закалённых в боях мужчин. Армия дагомейских амазонок была расформирована в 1890 году, после ожесточённых и кровопролитных боёв с французским иностранным легионом. Последняя из женщин-воинов из этой армии умерла в 1979 году.


Бразильское племя тюпи, которое существует и сейчас, также имеет свои особенности: у них женщины коротко стригут волосы и принимают участие в боях наряду с мужчинами. Вдобавок ко всему каждая незамужняя женщина имеет в услужении девочку.

Мифы об амазонках зачастую приукрашены, однако их возникновение имеет под собой реальную почву. История знает случаи существования «женских народов». Так, в XVII веке на Кавказе жил народ эммечи, состоявший исключительно из женщин. Поэтому не исключено, что и ранее в силу разных причин образовывались общины, племена, а может, и государства, во главе которых стояли воинственные и независимые амазонки.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему образ женщины-воина настолько будоражит воображение? У кого-то он вызывает патриархальный гнев и возмущение, у кого-то - любопытство и даже вожделение (фантазии о сексуальной полицейской - из той же серии). Все дело в том, что воительница - это не просто женщина, которой в силу обстоятельств пришлось взять в руки оружие. Это - мощный архетип, который существует столько же, сколько существует цивилизованное человечество. И в истории тому есть масса подтверждений, часто спорных, а потому еще более увлекательных.

Сарматы, кельты и Герардеска

В каменном веке гендерные роли были проще некуда: лохматый и здоровый мужик ловит дичь, пока его лохматая и здоровая женщина сидит в пещере и растит лохматых и здоровых детей или собирает коренья в лесу. Но с развитием общества все становится не так однозначно, особенно у кочевых народов, для которых умение справляться с лошадью стало важнее внешних качеств. Особенно ярким примером тому служат сарматы, ираноязычный народ, две с половиной тысячи лет назад живший на территории современных Украины, России и Казахстана. Их женщины имели высокий социальный статус и участвовали в охоте и войнах наравне с мужчинами.

Они бросали дротики и стреляли из лука, и, как сообщают нам многие из историков Древней Греции, нередко им удаляли правые груди, чтобы все жизненные соки перешли в правую руку, что должно было сделать такую ​​девушку сильной, как мужчина.

Скорее всего, это не более, чем басня, в которую поверили падкие на красочные истории классики. Немного больше доверия вызывает Геродот, который сообщает нам, что замуж сарматская девушка могла выйти, только убив врага. Учитывая воинственность племени, в такое вполне верится. Довольно очевидно, что античным авторам хотелось показать дикость варваров-животноводов, противопоставив их мирным земледельцам, которые прозорливо держали своих женщин в узде.

Вот только сами оседлые народы не всегда придерживались этого правила. Те же кельты были не против того, чтобы их женщины наравне с мужчинами участвовали в боях и походах. Согласно сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто бились и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли вступить в бой. Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступно для женщин. Пожалуй, единственное, в чем были критически ущемлены жены кельтов, так это в том, что им, в отличие от мужчин, не разрешалось драться полностью обнаженными.

Кстати, сами римляне, хотя и не пускали своих женщин в битву, были не против того, чтобы те сражались в качестве гладиаторов.

Судя по всему, это было настолько распространено, что даже свободные гражданки были не против рискнуть жизнью на арене. Об этом свидетельствует закон, принятый в 19 году н. э., согласно которому запрещалось вербовать дочерей и внучек членов сенаторского и вершницкого сословий в гладиаторы. Да и декрет императора Септимия Севера, который в 200 году н. э. полностью запретил женщинам участвовать в гладиаторских боях, говорит о том, что до того явление было очень распространено.

Широко известна история Герардески Манутиус, которая присоединилась к восстанию Спартака, правда, скорее в роли наложницы. Когда рабов разбили, ее прелестями соблазнился генерал Красс. Однако по ходу кампании та, видимо, нахваталась азов гладиаторского искусства. Так что полководец, еще сильнее увлекшись этой женщиной (и, скорее всего, испугавшись за свою жизнь), отправил ее в школу гладиаторов. После обучения Герардеска победила на арене, по одним данным, около 200 противников, пока ее саму не убили двое карликов, один из которых воткнул ей сзади трезубец. Стекая кровью, она упала на песок с поднятым пальцем левой руки. Это был жест, который означал просьбу о помиловании, но разгоряченная толпа жаждала финала, и все, что увидела Герардеска в последние минуты своей жизни, это ладони с опущенными вниз пальцами. Она вызывала восхищение только до тех пор, пока получала победы. Однако такого рода легенды - насчет 200 побед - надо просеивать через сито скептицизма. Известно, что самый знаменитый гладиатор - Фламма - становился рудиарием (тот, кто получал свободу, но возвращался на арену) четыре раза, провел тридцать четыре боя, выиграв двадцать один. Девять сражений закончились вничью, и только четыре он проиграл. Это примерно 10 лет, т.е. в среднем - 3-4 боя за год. Так что количество побед Герардески сильно преувеличено, и, скорее всего, в 8-10 раз.

«Девы щита» и онна-бугэйся

В Средневековье с женщинами-воинами все тоже было в порядке. У викингов (хотя женщине запрещалось выступать в роли мужчин, т.е. носить мужскую одежду и оружие) в женские захоронения иногда помещали наконечники стрел, топоры и копья. Ведь в те времена в могилу клали инструменты, которые могли пригодиться в загробном мире и использовались покойным при жизни. То есть ремесленникам не положат меч, а воину - сельхозинвентарь. К тому же в исландских сагах можно поискать упоминание skjаldmær, то есть «девы щита», «щитоносицы». Но и это еще не все.

В начале 20-х годов нынешнего столетия была прочитана ДНК скелета знатного воина-викинга, раскопанного в одном из курганов еще в 1880-х годах в Бирке, крупном торговом центре шведских викингов IX-X веков. Воин оказался женщиной.

Хотя многие исследователи (в том числе и женщины) в целом довольно скептически относятся к женщинам-воинам в письменных источниках, и не без оснований. Skjаldmær встречаются в сагах о легендарных временах и поэтому уже вызывают сомнения - вполне возможно, что это архетипический персонаж из мифологии. Истина, вероятно, как обычно, лежит где-то посередине. Действительно, в дохристианском германском обществе женщины имели значительно больше прав, чем после, - отсюда, вероятно, и спорадические выступления их с оружием в руках. Но маловероятно, чтобы женщины (тем более в большом количестве) были профессиональными воинами на постоянной основе - скорее, это исключение из правил.

На Востоке в это время происходили подобные вещи - в воинственном обществе женщинам тоже приходилось быть воинственными. Женщины из самурайских родов, которые назывались онна-бугэйся, обучались владению холодным оружием на довольно серьезном уровне. Особенно они преуспели в использовании нагинаты - холодного оружия с длинной ручкой и изогнутым клинком. В течение XI-XVII столетий женщины из самурайских родов тренировали искусство боя различными видами оружия и были готовы, в случае чего, защищать свой дом от неприятеля. Если дела шли особенно плохо, жены помогали мужьям совершить ритуальное самоубийство, а затем и сами отправлялись к праотцам. Причем перед этим они предварительно связывали себе щиколотки веревкой, чтобы даже после смерти выглядеть прилично, как и подобает благородной даме.

Интересна и показательна история Томоэ Годзэн, которая принимала участие в войне Гэмпэй (1180-1185) в качестве старшего офицера, а заодно, по разным версиям, либо любовницы, либо жены Минамото-но Ёсинаки, одного из вождей клана Минамото. В сражениях она участвовала и как стрелок из лука, и как боец ближнего боя, причем в полном доспехе самурая. Когда же Ёсинака потерпел поражение, она либо погибла, либо по его просьбе сбежала, наверное, попутно отрубив не одну вражескую голову.

Одной из самых великих воительниц на Востоке стала китаянка Фу Хао. Она была одной из 60 жен императора У Дина (1250-1192 годы до н. э.), А стала первой в китайской истории женщиной-полководцем. Однажды во время одной из войн она попросила мужа отправить ее на фронт - просьба эта для Китая тех пор звучала как безумие. Но, на удивление императора и всего китайского народа, духи дали на это согласие. Через пару месяцев Фу Хао уведомила мужа о своей победе. После этого император разрешил жене управлять десятой частью армии. Постепенно армия Фу Хао увеличилась до 13 000 человек - большая цифра для того времени. Все без исключения солдаты, пусть и по приказу правителя, но подчинялись одной женщине, что для Китая того времени является очень необычным фактом. Кроме того, император настолько преклонялся перед женой, что позволял ей большую часть времени проводить в военных походах, а жить в доме своих родителей. Фу Хао участвовала во множестве сражений и побеждала более чем в 20 странах.

Кроме того, без отрыва от военных будней она родила императору четырех сыновей. Умерла женщина-полководец в возрасте 30 лет.

Екатерина-дуэлянтка

В эпоху Возрождения и в Западной Европе, и в России благородные дамы не только манерничали при дворе и восхищались произведениями поэтов и художников, но и резали друг друга на дуэлях из-за мужчин. Часто такие бои проводили обнаженными, полностью или до пояса, потому что женская одежда была совершенно непригодна для любой физической активности. Та же будущая российская императрица Екатерина Вторая в своей молодости билась на дуэли с троюродной сестрой, да и позже смотрела на женские поединки сквозь пальцы. В период ее царствования в России было проведено как минимум двадцать женских дуэлей, три из которых закончились смертями.

Приблизительно в то же время в самом сердце Африки сложилась совершенно уникальная ситуация. В XVIII-XIX веках личная охрана царя Королевства Дагомея (сегодня это территория Республики Бенин) состояла исключительно из женщин, точнее его псевдо-жен, которых было от четырех до шести тысяч.

Формально гарем (а на деле личные карательные войска или королевская гвардия) составлял до трети всей армии Дагомеи и существовал в том числе и на случай армейского переворота. Считалось, что женщины-воины будут преданы своему мужу до последнего. Чаще всего так и получалось. Назывались эти женские отряды «n"nоnmіtоn», что с местного языка переводится как «наши матери», что было не добродушной кличкой, а вполне формальным названием этих подразделений. Амазонки принимали присягу девственницы, прикосновение к ним каралось смертью. Этим женщинам было запрещено выходить замуж или иметь детей, пока они служили, считалось, что они замужем за королем. Их визитной карточкой было мгновенное отсечение головы.

Только самые сильные, здоровые и смелые девушки избирались для тщательной подготовки, которая превращала их в машины для убийства, наводившие ужас на всю Африку более двух веков. Их учили быть сильными, быстрыми, безжалостными и способными выдерживать нестерпимую боль. Упражнения чем-то напоминали гимнастику и включали в себя прыжки через стены, которые устилались колючей акации. Также женщин отправляли на так называемые голодные игры, где они проводили по 10 дней в джунглях, имея при себе только мачете. После таких тренировок они становились фанатичными бойцами. Чтобы доказать, чего стоят, они должны были стать в два раза выносливее мужчин. Дагомейские амазонки стояли в бою до последнего, и если от короля не поступал приказ отступать, они никогда не сдавались.

Даже после усиления колониальной экспансии Франции в Африке в 1890-е годы амазонки продолжали вызывать страх. Солдат французской армии, которые затягивали кого-нибудь из них в постель, находили утром с перерезанными глотками. Во времена франко-дагомейских войн многие французские солдаты колебались, прежде чем убить женщину. Такая недооценка врага приводила к многочисленным потерям во французской армии, а также воинственные девушки целенаправленно атаковали французских офицеров. Конечно, эта тема не была упущена парижскими журналистами, и с первых полос столичных газет не сходила карикатура, на которой темнокожая амазонка перегрызает зубами горло французскому офицеру.

Последняя дагомейская амазонка по имени Нави ушла из жизни в 1979 году в далекой деревушке в возрасте более ста лет.

Амазонки на ринге и в армии

Пройдя такой долгий и насыщенный путь развития, архетип женщины-воина наконец нашел свое логическое завершение в современных боях гладиаторов - MMА. Причем девушки-бойцы, этакие современные амазонки, часто радуют не только совершенством боевой техники, но и красотой форм, иногда даже совмещая, казалось бы, несовместимое - профессию бойца и модели. Отличный пример - Пейдж ВанЗант, прозванная «12 калибр». Она выступала в самом легком весе, называемом еще «мушиным весом» или «весом соломинки», в самой сильной лиге ММА мира - UFС. При этом успевала принять участие в шоу «Танцы со звездами», где смогла поразить зрителей своей грациозности.

Также во многих государствах мира девушки и женщины проходят службу в армии, а в Израиле, например, она является обязательной. Женщины-солдаты присутствуют в рядах не только медицинских, войск связи и каких-либо войск обслуживания и штабных подразделениях, но и во вполне боеспособных частях, даже в спецназе и десанте. А на волне всеобщей эмансипации только увеличивается количество дам в форме, которые постоянно стремятся доказать и себе, и мужчинам, что они никапли не уступают последним на военной ниве. Не останавливаясь на простой службе, женщины-военнослужащие достигают крупных постов в армии и даже становятся министрами обороны своих стран.

Феминизация оборонной сферы разных стран особенно проявила себя в Европе. Первопроходцем среди женщин-министров обороны стала финка Элизабет Рен, которая занимала этот пост с 1990 по 1995 года. Урсула фон дер Ляйен является действующим министром обороны Германии с 2013 года, причем она первая женщина (кстати, по профессии гинеколог и мать семерых детей) на упомянутой должности в этой стране. Также действующими министрами обороны своих стран являются итальянка Роберта Пинотти (с 2014 года) и испанка Мария Долорес де Коспедаль (с 2016 года). А вот в консервативной Японии, где военное дело практически всегда было уделом только мужчин, Томоми Инада только год занимала эту высокую должность, с августа 2016-го.

Однако, как с тревогой отмечают эксперты, мода на эмансипацию приводит к тому, что ключевые посты, от которых зависит армия государства, занимают женщины, которые не имеют должной подготовки. Например, среди вышеупомянутых дам нет ни одной профессиональной военной. Хотя это, пожалуй, уже тема для отдельного разговора.

Как и во времена Герардески Манутиус, профессия бойца становится все более популярной у женщин, и общество видит такое положение дел вполне приемлемым (к счастью, теперь без смертоубийства). Глядя вглубь веков и наблюдая за различными народами и эпохами, можно понять, что женщины много раз брали на себя долю солдата и бойца, борясь наравне с мужчинами, а потому архетип женщины-воина вполне естественный.

Иван КУПАРВАС