Когда жил иов. Почему страдал Иов. Биографические сведения об И
ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ
(евр. "удрученный, гонимый") ? имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". ? Этот рассказ изложен в особой библейской книге? "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим? в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим? Соломон, по иным? неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги? в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах? все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали L ee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе? капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880?87).
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ
(евр. "удрученный, гонимый") — имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не … - ’ИОВ в Библейском словаре:
— а) (Быт.46:13) — см. Иашув,а; б) благочестивый, многострадальный муж древности, живший в земле Уц (в северной части Аравийского … - ИОВ в Библейской энциклопедии Никифора:
(угнетенный, или враждебно преследуемый) - имя двух лиц: Быт 46:13 - третий сын Иссахара, называемый в Чис 26:24 и 1Пар … - ПЕРСОНАЖ в Словаре литературоведческих терминов:
- (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на … - ПЕРСОНАЖ в Литературной энциклопедии:
в художественной лит-ре действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной лит-ре образы, отражающие людей … - ИОВ в Большом энциклопедическом словаре:
в библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и … - ПЕРСОНАЖ
(франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо), действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. художественных … - ИОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
[год рождения неизвестен - умер 19(29).6.1607, Старица, ныне Калининской области], первый русский патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову … - ИОВ РЧ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
речка в Пермской губернии, в Верхотурском уезде, левый приток р. … - ИОВ в Современном энциклопедическом словаре:
- ПЕРСОНАЖ
[французское personnage, от латинского persona лицо] действующее лицо в произведении искусства (в драме, романе, кинокартине, опере и … - ИОВ в Энциклопедическом словарике:
в Библии страдающий праведник главный персонаж книги Иова (5 - 4 веков до нашей эры?), основная тема которой испытание благочестия … - ПЕРСОНАЖ в Энциклопедическом словарике:
а, м., одуш. и неодуш. Действующее лицо в художественном произведении, а также человек как объект жанровой живописи. Персонажи Л. Толстого. … - ПЕРСОНАЖ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. Действующее лицо в литературном произведении, в представлении, а также лицо как предмет жанровой живописи. Комический п. Персонажи … - ИОВ
И́ОВ (в миру Иван) (?-1607), первый патриарх Московский и всея Руси (1589-1605). Сторонник избрания на царство Бориса Годунова. Основал Донской … - ИОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
И́ОВ, в Библии праведник (наряду с Даниилом и … - ПЕРСОНАЖ
персона"ж, персона"жи, персона"жа, персона"жей, персона"жу, персона"жам, персона"жа, персона"жей, персона"жем, персона"жами, персона"же, … - БИБЛЕЙСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
библе"йский, библе"йская, библе"йское, библе"йские, библе"йского, библе"йской, библе"йского, библе"йских, библе"йскому, библе"йской, библе"йскому, библе"йским, библе"йский, библе"йскую, библе"йское, библе"йские, библе"йского, библе"йскую, библе"йское, библе"йских, … - ПЕРСОНАЖ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-а, м. Действующее лицо в художественном, драматическом произведении, в жанровой живописи. Комический персонаж. Отрицательный персонаж. Персонажи Чехова. Персонажи русских народных … - ИОВ
Библейский … - ИОВ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Мужское … - ПЕРСОНАЖ в Новом словаре иностранных слов:
(лат. persona личность, лицо) действующее лицо в художественном … - ПЕРСОНАЖ в Словаре иностранных выражений:
[ действующее лицо в художественном … - ПЕРСОНАЖ в Словаре синонимов Абрамова:
см. … - ПЕРСОНАЖ
авсень, агамемнон, андромаха, антигона, антиной, ариадна, арлекин, герой, гиацинт, гиперион, деянира, как, киноперсонаж, клитемнестра, купала, лаокоон, одиссей, онан, пандора, панталоне, … - ИОВ в словаре Синонимов русского языка:
имя, … - ПЕРСОНАЖ
м. 1) Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2) устар. То же, что: персона … - БИБЛЕЙСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
прил. 1) Относящийся к Библии, связанный с нею. 2) Свойственный Библии, характерный для … - ПЕРСОНАЖ
персон`аж, -а, тв. … - БИБЛЕЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
- ИОВ в Словаре русского языка Лопатина:
`Иов, -а (библ.): `Иов Многострад`альный; б`еден, как … - ПЕРСОНАЖ
персонаж, -а, тв. … - ИОВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
Иов, (Иович, … - ИОВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
Иов, -а (библ.): Иов Многострадальный; беден, как … - БИБЛЕЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
- ПЕРСОНАЖ в Орфографическом словаре:
персон`аж, -а, тв. … - ИОВ в Орфографическом словаре:
`иов, -а (библ.): `иов многострад`альный; б`еден, как … - БИБЛЕЙСКИЙ в Орфографическом словаре.
- ИОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
в библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и Ноем). - (?-1607) , первый русский патриарх с 1589. Сторонник Бориса Годунова. … - ПЕРСОНАЖ
персонажа, вин. мн. жей и жи, м. (фр. personnage). 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). Персонаж пьесы. 2. … - БИБЛЕЙСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
библейская, библейское. Прил. к библия. Библейский текст. Библейская … - ПЕРСОНАЖ
персонаж м. 1) Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2) устар. То же, что: персона … - БИБЛЕЙСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
библейский прил. 1) Относящийся к Библии, связанный с нею. 2) Свойственный Библии, характерный для … - ПЕРСОНАЖ
- БИБЛЕЙСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
прил. 1. Относящийся к Библии, связанный с нею. 2. Свойственный Библии, характерный для … - ПЕРСОНАЖ в Большом современном толковом словаре русского языка:
м. 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2. устар. то же, что персона …
Упоминание о мученике есть в разных библейских сказаниях. Так, рассказы о праведнике можно встретить в Иакова. Но более полные сведения содержатся в библейской книге Иова.
Жизнь мученика
Всю судьбу нашего персонажа описывает В книге говорится, что это был человек, удаляющийся от зла, справедливый, непорочный и богобоязненный. У него три дочери и семеро сыновей. Многострадальный Иов имел богатство и счастливую семью. На такой успех обратил свое пристальное внимание Сатана. Он убеждал Бога в неправдивом благочестии Иова, говоря, что если бы у него не было подобной семьи и богатства, он не был бы таким непорочным. Если отобрать это земное счастье, можно будет увидеть истинную сущность этого человека. Бог решил дать Сатане возможность проверить это различными испытаниями и искушениями. Он хотел убедиться в чистоте и безгреховности Иова. Как и договорились, Сатана единовременно отобрал детей, а затем и богатство. Увидев, что человек остался преданным Богу и непоколебимым, он добавил ему еще больше страданий в виде ужасной проказы, которая покрыла все его тело. Многострадальный Иов стал изгоем. Это заставило его покинуть город, несчасному пришлось постоянно соскребать черепком струпья со всего тела, при этом находясь в грязи и навозе. Увидев, как мучается муж, жена утверждала, что нужно перестать верить в Бога и отречься от него.
Тогда в качестве наказания Иов умрет. В ответ праведник заявил, что когда Бог нам дарит счастье, в нашу жизнь приходит радость. Мы принимаем такой дар, но точно так же должны принимать мы и посланные нам несчастья. Многострадальный Иов с терпением переносил все ненастья, продолжая с такой же силой и дальше верить в Бога. При этом он даже не допускал злых мыслей или упреков в сторону своего создателя. У Иова было много друзей, которые, узнав о его муках, поначалу просто молча сочувствовали бедолаге. Однако потом пришли и начали искать оправдания такому горю в его прошлом. Они считали, что человек должен страдать за предыдущие согрешения. Начали заговаривать о его провинностях перед Богом и о том, что теперь он должен покаяться за совершенные проступки. Ведь ничто не остается безнаказанным. Но святой Иов Многострадальный был чист перед Богом и, даже переживая такие муки, не обронил ни единого слова ропота в его сторону. Он старался объяснить друзьям, что не имеет грехов и терпит такие страдания потому, что Господь по своему, недостижимому для человека разуму, одним дает счастливую судьбу, а другим - испытания. Переубедить их так и не получилось. В ответ они сказали, что Иов представляет свое наказание незаслуженным, поскольку пытается себя оправдать и доказывает свою невинность. После такого разговора праведник в молитве просил у Бога доказательства своей невиновности, чтобы друзья ему поверили.
Вскоре Господь в виде бурного вихря появился перед ним. Бог указал на его просьбы как на дерзкие и самонадеянные, поскольку Иов требовал отчета. Господь говорил о том, что для людей есть много непостижимого в миротворении, создании всего живого, а желание узнать истинные причины, по которым одни живут счастливо, а другие - в муках, познать тайну судьбы предерзостно, это попросту не дано обычному человеку.
Исцеление мученика
Вскоре Многострадальный Иов начал выздоравливать и наживать еще большее благосостояние. После всех пережитых мучений Господь благословил его, подарив снова троих дочерей и семерых сыновей. Иов увидел четыре поколения своего потомства, прожив еще 140 лет (в Ветхом Завете говорится, что в общей сложности он жил 248 лет). Такой пример научил друзей бояться только меча Господня, а лишение земных благ и телесные муки можно выдержать.
Западная философия
Был христианским мыслителем и высказывал свое мнение о том, что в поступках Иова гораздо больше мудрости, нежели во всех трудах Гегеля. Он сравнивал познание мучеником воли Божьей с построением мыслей многих великих философов. В частности, и Сократа, который искренне был уверен в силе человеческого разума. Современные философы, такие как Лев Шестов, трактуют историю об Иове с точки зрения иррационализма.
Священная книга мусульман
Коран описывает Иова как пророка Айюба - гонимого и удрученного. Существует мнение, что праведный Иов Многострадальный был прародителем древних римлян. На территории государств, главной религией которых является ислам, было множество городов, в которых якобы находилась гробница Иова. Это Салала в Омане, сирийский Дайр-Аййуб, поселок рядом с городом Рамлы, мавзолей в Бухаре Чашма-Аюб, в Турции - бывшая Эдесса.
Русская современная философия
Политический и Николай Бердяев считает, что такой пример мученика опровергает мнение евреев о том, что за безгрешное поведение человек должен быть награжден еще при жизни. В то же время все проблемы, которые обрушиваются на плечи человека, - за его грехи, Божий гнев, свидетельствующий об отклонении страждущего и праведника с верного пути. По утверждениям этого философа, человечество просто не может понять саму суть безвинного страдания. Люди никак не могут отказаться от целесообразности всего происходящего в окружающем мире. Очень многие уверены в том, что если существует наказание за несовершенные грехи, значит, Бога просто нет, как нет и Божьего промысла.
Возведение церкви
В Сарове, неподалеку от городского кладбища, в октябре 2008 года начали строить деревянный приходской храм Иова Многострадального. В основании алтаря провели торжественную закладку камня. На это событие приехал Арзамасский и Нижегородский Георгий.
Далее строился храм Иова Многострадального гораздо медленнее, с затруднениями, связанными со стремительным развитием экономического кризиса в 2009 году. 2010 год был периодом, когда решалось множество хозяйственных вопросов, таких как внутренняя отделка и утепление, проведение противопожарной сигнализации и электрических сетей. Самым важным было изготовление куполов. Первый крест освятили в 2011 году, 22 апреля. Через три дня провели первую Божественную литургию. Следующая состоялась 19 мая - в честь Первого Престольного праздника. 28 июня храм Иова Многострадального (г. Саров) был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
Трактующей проблему страдания праведного. Книга Иов - один из древнейших образцов спекулятивной нравоучительной литературы Ближнего Востока.
Анализ текста книги Иов показывает, что она составлена из прозаической повествовательной рамки (пролог - главы 1–2; эпилог - 42:7–17) и поэтических глав, в которых представлены дискуссия Иова с друзьями и ответ Бога Иову. Прозаические и поэтические главы различны не только по форме, но и по содержанию:
Иов, житель восточной земли Уц, обладатель несметных стад и многочисленных слуг (подобно патриархам в книге Бытие), отец семи сыновей и трех дочерей - угодный Господу праведник: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8), - говорит Господь Сатане . Однако Сатана заявляет, что благочестие Иова небескорыстно: «Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (1:11). В следующих одно за другим несчастьях Иов в один день теряет все свое имущество и детей, однако ни одно богохульное слово не сходит с его уст. Напротив, он заявляет: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21). Однако это испытание не кажется Сатане решающим, и он предлагает испытать Иова телесными страданиями. С позволения Бога Сатана насылает на Иова проказу, однако Иов стойко переносит и это несчастье: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2:10).
В эпилоге Бог сторицей вознаграждает Иова за стойкость в страданиях и порицает трех его друзей за то, что те «говорили о Нем не так верно, как раб Его Иов» (42:7).
В этом прозаическом обрамлении развертывается дискуссия (поэтические главы книги), в которой Иов предстает не как благочестивый человек, принимающий с любовью беды, обрушиваемые на него Богом, а как мятежник, вступающий, вопреки увещеваниям друзей, в спор с Богом. Иов проклинает день своего рождения (3:3), обвиняет друзей в недостаточном сочувствии к его страданиям (6:14–30; 16:1–5), утверждает свою непорочность (23; 27; 31) и требует третейского суда между ним и Богом (9:29–35; 16:21–22); Иов обвиняет Господа в несправедливости Его кар (10), сокрушающих надежды праведника (14:18–22), теряет веру в воздаяние за добродетель (21) и в справедливость установленного Богом порядка вещей (24). В ответ Бог вопрошает Иова о мере его знания (38, 39), и устыженный Иов замыкает уста; Бог вопрошает Иова, не хочет ли он обвинить Его, чтобы оправдать себя (40:8), и Иов «отрекается и раскаивается в прахе и пепле» (42:6).
Прозаическая часть книги Иова (пролог и эпилог) представляет собой независимое от поэтической части литературное произведение. Герой повествования упоминается в книге пророка Иехезкеля : «Если бы нашлись... сии три мужа: Ной, Даниэль и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души... но не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы...» (14:14 и 16). Имя Иова, так же как название его местопребывания - Уц (в Библии также имя одного из внуков Сима ; Быт. 10:23), следует рассматривать как анахронизмы, а роль, которую играет в рассказе Сатана, свидетельствует о влиянии персидской культуры. О попытке придать повествованию архаический характер говорят и другие анахронизмы (например, халдеи упомянуты под их древним названием касдим ; 1:17). Действие происходит в земле «сынов Востока» (Иов 1:3), то есть на исторической родине патриархов; как и в историях о патриархах, богатство измеряется числом слуг и количеством скота (Иов 1:3; 42:12; Быт. 24:35; 26:14; 30:43); долголетие Иова напоминает долголетие патриархов (Иов 42:16; Быт. 25:7; 35:28; 47:28); Иов, как и Авраам , называется «раб Господень» (Иов 1:8; 2:3; 42:8; Быт. 26:24) и, как Авраам (Быт. 22:1, 12), испытывается Богом и успешно выдерживает испытание своей веры; наконец, упоминаемая в книге Иова денежная единица ксита (42:11) встречается только в повествованиях о патриархах (Быт. 33:19). Новейшие филологические исследования доказывают, что в дошедшей до нас форме рассказ был зафиксирован после возвращения изгнанников из пленения вавилонского .
Многочисленные попытки библеистов установить период составления поэтических глав книги Иова не привели к однозначным результатам. В языке диалогов столь заметно влияние арамейского языка, что некоторые исследователи (например, Н. Х . Тур-Синай) пришли к выводу, что книга Иова была либо переведена с арамейского, либо составлена на северной периферии Эрец-Исраэль, подверженной влиянию арамейской литературы. С другой стороны, имена друзей Иова (Элифаз из Теймана, Билдад из Шуаха и Цофар из На‘амы) указывают на их связь с Эдомом .
Среди современных библеистов преобладает мнение, что и поэтическая часть книги Иова приняла окончательную форму после вавилонского пленения. Во всяком случае, именно в этот период поэтически-философская дискуссия была включена в теодицею повествовательной рамки. Книга Иова - вершина библейской поэтической «литературы мудрости », которая процветала на Ближнем Востоке, но в древней культуре Израиля подверглась уникальной трансформации и в Библии пронизана глубоким религиозным чувством.
Страждущий праведник - тема, известная шумеро-вавилонской и древней египетской литературам, но там она не озарена драматической напряженностью книги Иов. Пафос протеста человека против деяний Бога сравним в некоторой мере лишь с пафосом древнегреческой классической трагедии. Однако в последней царит неумолимый рок, неподвластный даже богам. В книге же Иова герой призывает самого Бога к суду и требует от него ответа, а Бог отвечает ему и упрекает в неискренности друзей Иова за то, что они порицали его, исходя из формальной теодицеи, отрицающей сомнение. Вера в милость Бога, который нисходит до ответа смертному, свидетельствует о сугубо религиозной сущности книги Иов, несмотря на наличие в ней элемента скептицизма. Глубокая религиозность, которой проникнута книга, выходит далеко за рамки библейского жанра. Иов с его метаниями, сомнениями, вызовом Богу и, наконец, смирением перед открывшимся ему величием Всевышнего стал в еврейской и мировой художественной и философской литературе символом трагической и одновременно жизнеутверждающей героической конфронтации человека с Богом и созданной Им вселенной.
На протяжении веков смысл книги Иов трактовался различно. В Талмуде и Мидраше Иов рассматривается то как один из немногих подлинно богобоязненных персонажей Библии, то как богохульник. В Талмуде приводится мнение о том, что Иов - вымышленная личность, герой назидательной притчи (ББ. 15а–б). В том же контексте, однако, сказано (ББ. 15б), что по библейской характеристике Иов превосходит праведностью даже праотца Авраама.
Современные исследователи придерживаются различных точек зрения на морально-религиозный смысл книги Иов. Бог не дает Иову прямого ответа; вместо объяснения причины страданий Иова Бог ставит перед ним ряд на первый взгляд не относящихся к делу иронических вопросов, которые убеждают его в ничтожности знания и силы человека. Моральный пафос книги Иов усматривают в утверждении трех истин: традиционная доктрина причинной связи между страданием и грехом ложна; величие Божьих дел, превышающее человеческое понимание, служит доказательством Божьей справедливости; связь фактической судьбы индивида с его моральными заслугами остается для человека тайной. Более того, в свете познания Иовом Божественного величия и силы вопросы, обращенные им к Богу, теряют свою уместность: лишь при условии, что человек способен понять мудрость и силу Бога, он может понять и пути Божьего провидения ; Иов сознает полную невозможность этого и заключает: «Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:6).
(евр. "удрученный, гонимый") - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". - Этот рассказ изложен в особой библейской книге - "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим - в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим - Соломон, по иным - неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги - в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах - все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали Lee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе - капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880-87).
- - так передается в русской Библии, согласно с греческой транскрипцией, еврейское имя Бат-шеба, означающее "дочь клятвы" или "дочь семи" ...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - сын патриарха Иакова от Рахили, герой библейской эпопеи, раскрывающей перед нами живые картины патриархального быта. Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его,...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - слуга Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова. Давид, взяв к себе Мемфивосфея, велел С. со всем своим домом служить ему и обрабатывать его землю...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - ...
Формы слова
- - ...
- - ...
Орфографический словарь русского языка
- - ...
Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
- - БИ́БЛИЯ, -и, ж. . Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии. Христианская часть Библии...
Толковый словарь Ожегова
- - БИБЛЕ́ЙСКИЙ, библейская, библейское. прил. к библия. Библейский текст. Библейская легенда...
Толковый словарь Ушакова
- - библе́йский прил. 1. Относящийся к Библии, связанный с нею. 2. Свойственный Библии, характерный для неё. 3. Входящий в состав Библии. 4. Упоминаемый в Библии...
Толковый словарь Ефремовой
- - библ"...
Русский орфографический словарь
- - Относящийся к Библии...
Словарь иностранных слов русского языка
- - прил., кол-во синонимов: 1 библейный...
Словарь синонимов
"Иов, библейский персонаж" в книгах
Рассказчик-персонаж
Из книги Моя профессия автора Образцов СергейРассказчик-персонаж Но не менее часто и в спектаклях нашего театра и в других кукольных театрах человек принимает участие в действии как определенный персонаж. Иногда при этом сохраняя роль ведущего. Таким персонажем был актер Сперанский, исполнявший роль шарманщика в
4 Тот самый персонаж
Из книги Вера (Миссис Владимир Набоков) автора Шифф Стейси4 Тот самый персонаж Будущее может создать каждый, но только мудрец способен создать прошлое. Набоков. Под знаком
Новый персонаж
Из книги автораНовый персонаж Звали его Абрам Моисеевич Краснощёк. Родился он в 1880-ом в небольшом украинском городке Чернобыле в семье приказчика. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он поехал в Киев – готовиться к поступлению в университет. Судьба распорядилась так, что репетитором его
Персонаж
Из книги Захар автора Колобродов АлексейПерсонаж «15 ноября прошлого года (на самом деле – 17-го ноября. – АД.), – писала газета «Завтра» в номере от 10.07.2001, – над Ригой взвились красные флаги: трое российских национал-большевиков захватили самое высокое здание в городе, башню собора Святого Петра. Их подвиг
Персонаж
Из книги Ближнее море автора Андреева ЮлияПерсонаж «А мы все гадаем, откуда знаем имя Сергей Арно, – пишет по «аське» главный редактор «Шико» Юрий Иванов, – а потом я догадался – это же персонаж «Предсказания»! Юля, вы что, сначала персонаж придумываете, а потом от его имени книги пишете?»Забавно, с Сергеем Арно
Персонаж
Из книги Работа мечты. Как построить компанию, которую любят автора Шеридан Ричард БринслиПерсонаж Антропология высоких технологий начинается с понимания людей, которые будут использовать созданное нами программное обеспечение. Мы должны найти этих людей в их родной среде, потому что дизайн является контекстно зависимым. Фокус-группы не работают для этих
46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь
Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь Настоящий раздел содержит наблюдения наших читателей, объясняемые нашей реконструкцией.В статье С. Дудакова «Иерусалимские заметки»,
Персонаж ergatis’a
Из книги Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху автора Брюле ПьерПерсонаж ergatis’a Обязанности экономки не освобождают жену от выполнения основных домашних работ, естественно присущих женскому полу. Женщина трудится, но это в некотором роде труд, который не считается трудом. Ни отцами, ни мужьями. Не то чтобы он не был необходимым! Но это
Двойственный персонаж
Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор ПольДвойственный персонаж В конце концов, какая разница, был ли Александр III Македонский (356–323 годы) существом сверхчеловеческим, гением, если не сказать воплощением Диониса, «непобедимым богом», как официально он стал именовать себя в 325 году, или кровавым завоевателем, с
Фольклорный персонаж.
Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев СамуиловичФольклорный персонаж. Характеризуя источники сведений о божествах древних славян, Б. А. Рыбаков перечисляет в книге о славянском язычестве пять видов этих источников: древнерусские тексты (записи в летописях и поучениях против язычества), донесения католических
12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу»
Из книги автора12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу» Рассказ Тита Ливия о Второй Латинской войне и особенно сюжет о Тите Манлии-сыне близок к ветхозаветной истории войны
Персонаж
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭГлава 17. Персонаж
Из книги автораПерсонаж и контент
Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг ДжеффриПерсонаж и контент От того, как вы построите процесс продаж, зависит эффективность работы всего сайта. При разработке каркаса вы создаете структуру системы взаимодействия с пользователем, определяете, как веб-страницы соотносятся друг с другом. Все созданные персонажи
Персонаж
Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт ЭннПерсонаж Персонажи тоже проявляются у вас в сознании постепенно, как лица на пленке. Чтобы хорошенько их узнать, нужно время. Есть образ, который всегда помогает мне изучить людей, возникших в моем воображении. Его придумала одна моя подруга: как-то она сказала, что при
В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.
Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, – благословит ли он Тебя?» Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне» .
Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), – увидишь, благословит ли он Тебя?» Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью – проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.
В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его» ().
После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.
История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.
Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в «Книге Иова» ().