Новомучеников трудно просить о земных благах. «методическая разработка. классный час «христианские мученики гулага

Чтобы ни делало зло против Христа и его святых, всё оборачивается к Славе Божьей. Страшно подумать об обстоятельствах убийства Царской Семьи, о тех мучениях, которые Она претерпела. Но смерть, где твоё жало? Эти нечеловеческие мучения остались здесь, в этом тленном и приходящем мире, а Царственные Мученики, пройдя через эти временные мучения, обрели вечное блаженство у Престола всех Царя. Перед Царём в течение всей его жизни неоднократно вставал выбор: личного человеческого счастья и долга Помазанника Божьего. И каждый раз Царь выбирал последнее. Император Николай II до конца оставался не только русским патриотом, не только русским Царем, но и последним, в прямом смысле слова, христианским монархом всемирного масштаба. Никогда ещё, как в екатеринбургском заключении, Его верность Христу-Спасителю не было столь явной. Идя сознательно этим путем, Император Николай II явил собой пример величайшего смирения и христианского прощения ближнего. Такое же христианское смирение являла собой и Семья Государя. Приближающуюся смерть, понимала Государыня, понимали и Дети. Великая Княжна Татьяна Николаевна в одной книге, читанной ею в Екатеринбурге, подчеркнула следующие слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу к смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». «Если будут убивать, то хоть бы не мучили», - эти слова 13-летнего Наследника Цесаревича являются живым свидетельством осознания Семьей приближающего мученического конца.Заключенные в душные комнаты Ипатьевского дома, окруженные злобными надсмотрщиками, каждый день ожидая смерть, Они ни разу не возроптали, ни разу не сказали ни единого худого слова в чей-либо адрес. В ответ на грубость, злобу и издевательства, Они пели духовные распевы, добрые русские песни, читали Евангелие, молились. Охранник Дома Особого Назначения Якимов показывал: «Они иногда пели. Мне приходилось слышать духовные песнопения. Пели они Херувимскую Песнь. Но пели они и какую-то светскую песню. Слов её я не разбирал, а мотив её был грустный. Это был мотив песни «Умер бедняга в больнице военной». значит Россия без Христа? Ничего. Без Христа - нет России. Когда Россия отвернулась от Христа и Его помазанника - она исчезла с географической карты. Вместе с Царской Семьёй погибла дореволюционная Россия, с её многовековым укладом, её мировоззрением, мироощущением. Когда смотришь на старые фотографии дореволюционной России, испытываешь какую-то непонятную ностальгию. Фотографии могут отражать разные стороны жизни: праздничные и печальные, богатые и бедные, красивые и неприглядные. Но во всей дореволюционной жизни, в русских людях, в их лицах, одежде, в русской природе, в русской архитектуре - видна непреодолимая тяга к гармонии. Русский человек стремился, чтобы между ним, природой и Богом было единство. В городах и деревнях самыми высокими зданиями были храмы, сами города и деревни плавно и естественно гармонировали с лесами, полями и реками. Представить себе в любом дореволюционном городе нечто подобное Моску-Сити, или планируемого петербургского небоскрёба «Газпрома» - невозможно. Гармония была и в восприятии народом Царской власти, власти данной от Бога и освященной Церковью. Царь был не просто глава государства - это был священный Глава Святой Руси. Император Николай Александрович был живым воплощением этого образа. Как хорошо писал отец Александр Шаргунов: «Наш Царь - святой символ России. У каждого народа своё историческое призвание и свои особенности. Сейчас происходит всё большее обезличивание народов именно потому, что в каждом народе, как и в каждом человеке, истинно и единственно неповторимо только то, что принадлежит Христу. Русский Царь отличается от европейских монархов, и русский народ соответствовал этому образу правления. Русский народ - простодушный, и Царь ему нужен был мудрый и простодушный. В последнем Царе всё это соединилось». Сам облик Императора Николая II и членов его Семьи говорит сам за себя. Этих образов не найдёшь не только в современном мире, но они были исключением задолго до ХХ века. Дадим вновь слов отцу Александру Шаргунову: «В лице Царя - благодать Божественного спокойствия. Глядя на фотографию его, можно успокаиваться. Да, лицо Царя говорит само за себя. Оно благообразно, оно просветлено. Оно исполнено высшего благородства. Царь сохранил детскость, чистоту. Царь сохранил застенчивость, ему как бы неловко, что он облечён властью над людьми. Это отмеченность божественная, которую он сохранил до конца. Как бы кто ни смотрел на Царя, никому невозможно отрицать, что лицо его всегда исполнено подлинной значительности. Удивительная эта естественность Царской Семьи отражена в фотографиях. Не было ни у кого ничего актерского. Нет лукавства в лице, прямой взгляд, - потому эти лица отчасти иконописны, сами по себе. Сравни портрет Царя и любых других государственных деятелей. Не только очередных наших, но и всех западных знаменитых правителей вроде Черчилля, Рузвельта или де Голля. Есть отмеченность свыше в лице Царя. Покажи лицо Царя ребенку, и это благотворно подействует на душу его. Дети чувствуют сердцем - их не обманешь. И, что бы ни происходило, жива еще детская душа русского народа. Детское есть в иконах, и лицо Царя в этом смысле имеет общее с ликом Христа. Лицо, доверчивое по отношению к Богу и людям. Очень важно увидеть, что это русский Царь, который был у нас. Это Царь, которого убили».

Ночь с 16-го на 17 июля 1918 года стало страшной чертой, разделившей на две части историю и антиисторию, жизнь и смерть, существование и небытие. Пока была жива Царская Семья, у русского народа была возможность через покаяние вернуться к законной власти и тем самым предотвратить кровавый ХХ век. Но с той страшной июльской ночи, с кровавого рассвета 17-го июля - закончился поступательный и преемственный период русской истории, начался её искупительный, мученический этап. Почти всё, что мы делали после революции, в конечном счете, было разрушительным. Весь ХХ век мы разрушали храмы, поворачивали реки, заливали морями деревни и города, в которых покоился прах наших предков. Мы приносили невиданные человеческие жертвы на алтарь новой лже-религии. Мы убивали и давали убивать сотни тысяч своих сограждан, объявленных «врагами народа». До революции мы жили по Божьим заповедям, на них же строилась государственная идеология. Когда обвиняют Царей, особенно Николая II, в том, что они мало казнили, не понимают, что православный Царь тем и отличается от безбожного властителя, что он не проливает «кровь как воду». За каждого своего подданного, пусть самого последнего и никчемного, он даёт ответ перед Богом. Убийство Царской Семьи открыло дорогу самых чудовищных, самых грязных преступлений. И ненужно думать, что эти преступления были вызваны только злой волей властей и властителей. Народ, отвергший Бога, Царя и своё предназначение в истории - пошёл по ложному пути, на котором его неминуемо ждали тяжкие испытания. Лже-боги, заменившие народу Истинного Бога и лже-цари, заменившие истинного Царя - не могли сделать народ счастливым. Слепые вели слепых в неминуемую пропасть. Во главу угла ставилась эфемерная идея построения идеального общества, в котором не было место Богу. Но не было там место и человеку, конкретному простому человеку с его чаяниями, переживаниями, заботами. Вместо человека был «класс», «коллектив», «партия». Во имя эфемерной идеи коммунизма в жертву приносились целые поколения, которые гибли сначала от террора, непосильного труда, потом от пьянства и безделья. Герои русской истории были заменены лже-героями, убийцами и насильниками, залившими кровью Россию. До сих пор наши города пестрят от имён нам абсолютно чуждых палачей и фанатиков Робеспьеров, Маратов, Либкнехтов, Бебелей, Цеткин. Нельзя понять ужасы Гражданской войны, Соловков, ГУЛага, Великую Отечественную войну - без понимания того, что произошло в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. Оптинский старец Антоний (Потапов) говорил: «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а… не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим…». Следователь Н. А. Соколов писал: «Страдание Царя - страдание народа». Государь много сделал для поддержки крешенов и казанских татар, перешедших в православие. Первые 10 учеников крешено-татарских школ содержались за счёт Царя. Это делалось без всякой аффектации, без всякого внешнего миссионерства. Более того, Николай II защищал верования всех своих подданных, будь они христиане, буддисты, мусульмане, или иудеи. В начале ХХ века во Французской республике развернулась настоящая травля католической церкви. Режим радикала Комба принял антиклерикальные законы, весьма напоминавшие якобинские декреты против церкви. Над кюре глумились в газетах и журналах, их травили в спектаклях и балаганах, случались случаи избиения и даже убийства священников. В эти годы только русский Царь поддержал Ватикан в противодействии антиклерикальному разгулу. Император Николай II официально заявил французскому правительству, что такое отношение к христианской церкви весьма усложнит русско-французский военный союз и негативно повлияет на отношения между двумя странами. Чёткая позиция Государя в защите католической церкви от безбожного режима правительства Комба, его переписка с папой римским по этому вопросу, безусловно, во многом повлияло на то, что Рим весьма прохладно относился к революционным силам в России и осудил, как революцию 1905, так и революцию февраля 1917 года. Усилиями и на личные средства Государя были построены православные храмы в Нью-Йорке, Бари, Нице, Дармштадте. Таким образом, мы можем утверждать, что Император Николай II был не только великим Государем, но и подлинным великим миссионером Православия. ийство Императора Николая II и его Семьи не было вызвано интересами какой-нибудь одной политической партии или группировки, не было оно и последствием личных амбиций и эмоций. Хотя убийство Царской Семьи пришлось на время господства большевиков, замышлялось и планировалось оно ещёе до их прихода и было подготовлено всеми предыдущими пост-февральскими событиями. Исторический подвиг Императора Николая II заключался в том, что всё своё царствование он вёл непримиримую войну с мировым злом, с идеологией зла, которая год от года всё более преобладало в истории государств и народов. Силы зла не могли допустить, чтобы в захваченной ими стране жил подлинный Хозяин Земли Русской, чтобы жила Семья, всем своим существом, обличавшая эти силы зла. Россия и её Царь, стояли на пути мирового владычества тайного духовного агрессора. Не случайно, убийство Императора Николая II, «Белого Царя», вызвало чувство глубокого горя у многих людей иноверческого вероисповедания. Историк С. Илюшин писал, что «Русский Государь воспринимался носителем традиционного мировоззрения, независимо от их конфессиональной принадлежности, как полностью соответствующий определённым священным понятиям Миродержец». Вот почему один палестинский араб-мусульманин сказал после убийства Царя: «Не думайте, что русский Царь был только русский. Нет, он был также и арабский. Пока он жил, миллионы арабов жили в мире и безопасности». Характерны также слова двух татарских мулл Тобольска, сказанные ими в марте 1917 года, когда стало известно об «отречении» Императора Николая II: «Погибла Русь. Прогневали Бога».

На фото: Царская Семья в Царском Селе


Глава традиционной сангхи России лама Дамба Аюшеев утверждает: «Когда в 30-х годах убивали буддийское духовенство - а было уничтожено 16 тысяч буддистских лам, то они шли умирать спокойно потому, что у них был пример Белого Царя Николая II. Швейцарец Пьер Жильяр очень точно выразил эту мировое значение жертвы Царской Семьи: «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою Родину - они умерли мучениками за всё человечество». Русское общество большей своей частью смирилось с неизбежностью убийства не только своего Государя, но и его Семьи. «Бессмысленное очерствение», о котором писал граф В. Н. Коковцов, охватило Россию. Царская Семья, столь любившая русский народ, причём реальной действенной любовью, была выдана своим народом в руки изуверов на поругание и мучительную смерть. «Покинутая Царская Семья», - это название книги корнета Маркова, как нельзя лучше отражают суть преступления всех сословий русского народа перед ней, Семьёй Императора Николая II. Подобно Спасителю, во всё время своего Крестного пути и восхождения на Голгофу, Царская Семья была почти всеми покинутой. Лишь горстка Верных оставалась с Ней до конца. Убийство Царской Семьи, происшедшее ночью 17-го июля 1918 года в Ипатьевском доме Екатеринбурга, является не просто преступлением, не просто умышленным убийством, но величайшим злодеянием, оказавшим огромное влияние на судьбы мира. На пути своего мученичества, Царская Семья явила величайший нравственный подвиг самопожертвования во имя Правды, во имя России. Как писал тот же Пьер Жильяр: «Их истинное величие не проистекало от их царственного сана, а от удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничтожении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти». Убийство Царской Семьи прошло как-то незаметно и буднично, говоря словами святого Патриарха Тихона, словно это было убийство какого-то разбойника. И почти никто, не заметил, как с убийством Царской Семьи скрылась до срока, как Град Китеж, Святая Русь, и на её месте оказалась мертвящая Совдепия. Изуверы, убивавшие Царскую Семью, хотели, чтобы она ушла в забвение вместе с ненавистными им христианством и православной Россией, которую они воспринимали, исключительно, как топливо для мировой революции. Над памятью Царской Семьи глумились все десятилетия Советской власти. Делали всё, чтобы память о Царе была вытравлена из сердца народного. Всё, что было им создано, построено, спроектировано - подвергалось шельмованию, или выдано узурпаторами за свои стройки и проекты. Город, где произошло убийство Царской Семьи, был назван в честь главного её палача, Ипатьевский дом снесён до основания. Но Бог, в который раз, посрамил эти планы. С каждым годом большевистской деспотии, с каждым годом лжи и клеветы, росло число жалеющих, любящих, а затем и почитающих убиенную Царскую Семью. И наоборот, чем больше славила власть преступные имена цареубийц, тем больше они придавались историей забвению. Медленно, но верно исчезают сегодня их кровавые имена с карты России, с улиц её городов и весей. Царская Семья прославлена Богом, прославлена всей полнотой Русской Православной Церкви. От осознания всей степени подвига Царской Семьи русским народом, во многом зависит и воскрешение самой России. Покойный Святейший Патриарх Алексий II говорил о необходимости истинного всенародного покаяния русского народа за грех цареубийства: «Грех цареубийства, - говорил Патриарх, - происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим нераскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном сознании. Несколько поколений за это время успело сменить друг друга, но память о совершенном беззаконии, чувство вины за его нераскаянность не изгладились в народе нашем. Убийство Царской Семьи - тяжкое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки посредством прямого участия, одобрения и безгласного попустительства - в этом грехе повинны. Покаяние же в нём должно стать знамением единства наших людей не по форме, а по духу. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ёе чад, усопших и ныне живущих, приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ…».Сегодня в скорбную дату Екатеринбургского злодеяния и одновременно в радостный праздник Святых Царственных Мучеников, будем помнить слова Императора Николая Александровича, обращённого из далекого 1918 года всем грядущим поколениям, что «Он всех простил и за всех молится. Что зло, которое сейчас в мире будет ещё сильнее, но не зло победит зло, а только - Любовь».

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать
и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда
на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас»

ХХ век - время особых испытаний для христиан, живших в СССР. Советское атеистическое государство возвело задачу уничтожения церкви в ранг государственной политики. Наибольшего накала гонения на церковь достигли в сталинское время, когда и возник ГУЛАГ. Слово ГУЛАГ (Главное управление лагерей) стало нарицательным для обозначения системы сталинского террора против собственного народа, а первоначально обозначало государственную структуру, управлявшую лагерями, в которых использовался подневольный труд миллионов бывших наших сограждан. Сотни тысяч христиан наряду с ними испытали на себе все ужасы ГУЛАГа.

В Библии написано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их » (Евр. 13:7). И если мы помним и чтим имена людей, живших за много тысяч лет до нас, имена героев веры Ветхого и Нового Заветов, то будет неправильно забыть имена наших дедов и отцов, которые жили совсем недавно, забыть их тернистый путь страданий, исповедания веры и мученичества.


Соловки – мистическая столица вселенского ГУЛАГа. Здесь совершилась Вторая Голгофа, на которой Христос был распят в лице миллионов мучеников. Тайна Соловков в том, что они являлись центром древней Ги-пербореи, её теополисом. В эпоху христианства здесь были основаны святые скиты и обители. Во времена московско-византийского царства соловецкий монастырь превратили в тюрьму, Соловки стали местом распятия Святой Руси. От них же пойдёт её великое воскресение.Последние 500 лет, по откровению Божией Матери, над Соловками был простёрт Брачный Одр Всевышнего и сонмы мучеников познали сладость богосупружества.


В благодати преображающейся Солнечной Девы окруженная колючей проволокой территория ГУЛАГа казалась дышащим оазисом мира, местом тишайшего покоя и вечного блаженства... В полночь по вышнеиерусалимскому времени лики сопричастных осиявались неизреченным светом - приходила Богоматерь. Одни стояли на коленях, другие лежали на нарах со скрещенными руками и внимали Её словам...


Соловки... Сегодня это одно из самых таинственных мест на земле, связанных не только с кровавой историей сталинизма, но и получившие название мистической столицы ГУЛАГа. Предание гласит, что еще в XVIII веке монаху Иисусу, жившему на острове Анзер Соловецкого Архипелага, во сне явилась Богородица и поведала о том, что это место будет названо Второй Голгофой: здесь прольются реки крови погибнут тысячи невинных душ... Прославление Соловков изменит почти мгновенно судьбу России. В кратчайший срок удастся добиться того, на что ушли бы долгие годы земных трудов. Россия станет сокровищницей новых путей и образов, столь необходимых сегодня миру. Эта книга-пророческий голос, апокалиптический набат накануне вселенского преображения. Ищущие последней правды, устремившиеся в пустыню богопознания обретут в лице автора сокровенного собеседника и таинственного путеводителя.


В уникально-новом духовном ключе автор осмысляет мученичество миллионов невинных жертв в годы сталинского ГУЛАГа. В нечеловеческих страданиях многие из них обрели нетленные и мироточивые мощи. В равновеликих скорбях им открылась равновеликая Любовь. Зафонтанировали сокрытые доселе источники неиссякаемого потенциала человека.


Одна из тайн Соловков – история Серафима Соловецкого, пожалуй, самой загадочной личности в истории XX столетия. О его судьбе, по сути, никто не знает. Бог хранил его до времени. И сам он не распечатывал уста. И это понятно. Проведя тридцать девять лет в застенках сталинского ГУЛАГа, привык держать уста молчащими, даже ближайшим чадам ничего не говорил о себе. Есть свидетельсва, что тридцать девять лет провел Михаил II Романов (Серафим Соловецкий) в застенках сталинских концлагерей. Небо дало ему духовное имя: Серафим Умиленный – патриарх Соловецкий. Серафим Соловецкий – личность феноменальная. Не брали его ни расстрельная пуля, ни пытка садиста-палача, ни штык вохровца...


Соловецкие отцы искупили человечество мученическим подвигом любви. От Соловков – возрождение нашего отечества и расцвет истинной веры. Соловки – золотая казна не только России, но и всего человечества. Секирная гора на соловецких островах известна своей легендарной лестницей. В годы ГУЛАГа жертву завязывали в мешок, привязывали к бревну и сбрасывали по почти отвесной лестнице. Поныне благоухают пропитанные мученической кровью ступеньки секирной лестницы.


Соловецкие мученики, оставляя этот бренный мир, со слезами вопрошали: узнают ли потомки, наши дети о том, какую любовь мы познали на Соловках.Книга повествует о, казалось бы, невероятном: тысячи мучеников ГУЛАГа за колючей проволокой познали неземную любовь… В этой книге собрано всё, что Отцы Соловецкие хотели открыть человечеству.


Четвертая книга из цикла, посвященного феномену Соловецкой Голгофы, объединяет статьи блаженного Иоанна разных лет и личные откровения, данные ему великим святым ХХ века, солнечным иерархом Второй Голгофы – Серафимом (Романовым). Опыт откровения Христа среди адской машины сталинских концлагерей. Опыт победы над страхом и смертью. Опыт восхождения на небо вопреки обстоятельствам, времени, человеческим условностям. Церковь, пошедшая на Соловки, не просто выстояла – она взошла на высоту святости и богопознания, о которых и не предполагала за все предыдущие два христианских тысячелетия. Как такое стало возможным? Ответ – в личности и пути святого Серафима, фигуры в прямом смысле слова апокалиптической, патриарха, чудотворца, мистика и мученика, победившего ужасы ГУЛАГа мужеством и верой. За колючей проволокой в зэковских бараках Серафим достиг наивысшей ступни святости, возможной на земле. Силой несказанной любви Христовой Серафим победил ГУЛАГ, смерть и красного дракона.


Совершенно неожиданная - в глубине трепетная и нежная, от Любящего Сердца Отца к сердцам жаждущих и страждущих, находящихся в местах лишения свободы…


Продолжаются мироточения, ее явления многим и исцеления. Школа матушки начинает торжествовать в Хорватии, Японии и Америке, как если бы она пребывала здесь во плоти или сошла по второму сроку. Годы скитаний. То откажется голосовать - и молодые курсанты-милиционеры практикуются на ней на допросах. Мытарства - больницы, аресты, камеры, голод, нищета. Подалась в Почаев к игумену Амфилохию, известному костоправу. Прочел в ее сердце жажду Господа – принял сироту. Евфросиния покоряет тотчас же. Мгновенно пленяет сердце своего ученика. Ее неотразимое дерзновение о совершенной святости увлекает вослед. Высочайшая духовность превосходит самые блистательные наставления по книжным образцам. Перед каждым простирает невидимую духовную лестницу на Небеса и высвечивает огненные ступени восхождения. Непревзойденная таинница пути. Любящая мать, добрая, чуткая. Вся – трепет, пламенная ревность, возжженное сердце. А внешне – нищенка, бомжиха, теснимая и презираемая. Десять лет носила демисезонное пальто. В нем ее и похоронили в простом, дощатом гробике. В нем и замироточила…


Серия богодухновенных очерков, посвященных тайной истории жизни Марии Вениаминовны Юдиной (1899—1970), великой пианистки и педагога… и в то же время катакомбной схимонахини, подвижницы и юродивой, не побоявшейся бросить вызов самому Сталину. Откровение Юдиной блаженному Иоанну внешне началось с фортепианных сонат в четыре руки, с концертов Бетховена и Моцарта... и однажды всплыла история, сама по себе феноменальная, похожая на греческий миф или трагедию Софокла: эпизод с ее игрой для Сталина. (Этот апокалиптический ее поединок с тираном стал притчей во языцех и упоминается во всех биографиях. Духовное измерение дуэли фортепианного Да вида с кремлевским Голиафом вы найдете в очерке блаж. Иоанна “Игра для Сталина”, вошедшем в данную книгу). Однако для о.Иоанна, как ни странно, музыкаль¬ная встреча с Юдиной была не первой. Давным-давно, еще задолго до обращения в веру, в московском храме он однажды встретился с ней лично, глаза в глаза. “С этой женщиной у меня была мистическая связь не меньше 40 лет. Все эти годы я помнил о ней, и она оставалась для меня загадкой. В ней таился невы¬раженный Логос. При упоминании ее имени со мной что-то начинало твориться. Я чувствовал в ней одну из необыкновенно родственных душ, но ничего о ней не знал и боялся приближаться к этой тайне. Я на самом деле ее видел. Даже пом¬ню момент, когда глаза наши пересеклись, обменялись обжигающими взглядами...” «Пренебесная Мария Юдина», с.19-22


Первомученик церкви третьего тысячелетия. Подобно Спасителю совершил восхождение на Голгофу. Победил дьявола и мировое фарисейство, за что именован царем Святого Духа. Как и Креститель – последний пророк новозаветной церкви и первый пророк и Предтеча церкви грядущей. Как и подобает мелхиседекову священнику бескомпромиссно и бесстрашно свидетельствовал живую веру. Обличал ложь и бесчестие иосифлян-инквизиторов. Пронзенный штыком пьяного красноармейца прошел смертные врата, победил смерть, воскрес и продолжал жить несколько лет с кровавым стигматом прободенного сердца. На глазах у тысяч был вознесен в огненном столпе на небеса. Его жизнь, смерть, вознесение и чудотворные явления потрясают всякое воображение. «Им, соловецким мученикам грозило полное забвение. Анонимные и безымянные, с последним предсмертным стоном они покидали этот мир, обреченные на глухое беспамятство потомков. Но Бог воздвиг новых небесных летописцев. Они сошли свыше как пророки последних дней накануне великого Преображения, смены эпох и цивилизаций. Они пришли возвестить людям правду. Обличить ложь. Открыть миру светильников, которыми держится жизнь на земле. Святой Иннокентий Балтский – царственно велик среди них. Ему предстоит вскоре вкупе с Серафимом соловецким и Николаем II мироточивым возглавить триумфальное шествие помазанников Второй Голгофы Христа-Духа Святого. Их назовут увенчанными победителями. И прославят как спасителей мира».


Бог вынес на поверхность остров, клочок земли (если мерить его масштабами других островов), поражающий неожиданной суровой красотой, над которым раскинулось живое небо. Оно обладает неиссякаемой глубиной, оттуда сходят Пресвятая Богородица, ангелы и святые. Небо и спасает от смерти на Соловках патриарха Серафима. Он должен выжить ради будущего Церкви, он должен выжить, чтобы поведать правду о Соловецкой Голгофе. О той Голгофе, что вместила в себя весь ГУЛАГ, все мученическое воинство, весь цвет нации, верных служителей и бесстрашных духовных воинов возлюбленного ими Бога. И Он – Судия и щедрый Отец – укреплял Свое воинство для будущей России.

Священник Павел Флоренский.

Классный час.

(Для учащихся 10-11 классов).
Цель: расширение кругозора учащихся в области Отечественной истории

Воспитательная задача: развитие нравственных качеств на примере жизни выдающегося деятеля русской культуры: самопожертвование.

Средства: наглядные, стихи.

План:

1. Общая информация о ГУЛАГе

2. Информация о СЛОНе

3. Судьба Павла Флоренского


Данная разработка предназначена для учеников 10 – 11-х классов средних общеобразовательных учреждений. Она призвана помочь ребятам осознать жестокость советского режима, а именно, его проявления – ГУЛАГа. Также, данная работа решает воспитательную задачу, а именно, должна развивать нравственные качества, как-то: самопожертвование, гуманизм, справедливость. Работа заставит ребят задуматься также о равнодушии и моральной глухоте, нечуткости.

Данный материал может быть использован на уроках истории и литературы при изучении произведения А. Солженицына «Архипелаг-ГУЛАГ».

Перед проведением урока необходимо раздать учащимся материал, который они будут представлять на уроке.

Урок можно проводить как инсценировку. Акцент следует сделать на рассказе о судьбе отца Павла Флоренского.


Ход
Учитель : Все вы, ребята, знакомы с понятием ГУЛАГ из курса Отечественной Истории, но я напомню, что это такое ещё раз. Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ) было организовано 25 апреля 1930 . С ноября 1930 стало появляться название ГУЛАГ (Главное Управление исправительно-трудовых Лагерей ОГПУ). Закрыт ГУЛАГ был приказом МВД № 020 от 25 января 1960 . Зачастую под термином «ГУЛАГ» подразумевают не само управление, а подчинявшиеся ему исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). Наиболее известные – Берлаг в Магадане , Горлаг около Норильска , Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН), и в Казахстане Карлаг , АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). То было страшное время в истории России 20 века. Много пострадало людей. Они не хотели изменить своей христианской вере и своим убеждениям. А 20 век в России был веком воиствующего атеизма. Всех инакомыслящих ссылали в лагеря, где люди умирали. Оставшиеся в живых свидетельствовали о погибших. В числе погибших был священник Павел Флоренский.

Я расскажу вам о лагере, в котором содержался отец Павел Флоренский, по воспоминаниям выживших узников.

Ученик 1: «А от других соловчан я узнал и пострашней, чем видели мои глаза. Сказали мне гибельное слово – Секирка. Это значит – Секирная гора. В двухэтажном соборе там устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант – как бы удержаться. Если же свалится – надзиратели подскакивают и бьют его».

Ученик 2 : Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести – и сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).

Ученик 3: Ну, да за жёрдочками не на Секирку ходить, они есть и в кремлёвском, всегда переполненном, карцере. А то ставят на ребристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом – «на пеньки», это значит – голого под комаров. Но тогда за наказанным надо следить; а если голого да к дереву привязывают – то комары справятся сами. Еще – целые роты в снег кладут за провинность. Еще – в приозёрную топь загоняют человека по горло и держат так. И вот еще способ: запрягают лошадь в пустые оглобли, к оглоблям привязывают ноги виновного, на лошадь садится охранник и гонит её по лесной вырубке, пока стоны и крики сзади кончатся».

Об отце Павле Флоренском вспоминал сподвижник его молодости священник Сергий Булгаков : «Он нашел для себя обетованную землю у Троицы Сергия, возлюбив в ней каждый уголок и растение, ее лето и зиму, весну и осень. Конечно, он знал, что может его ожидать, не мог не знать, слишком неумолимо говорили об этом судьбы Родины, сверху донизу, от зверского убийства царской семьи до бесконечных жертв насилия власти. Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал... Родину, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. И сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление».

Жесткой травле отец Павел Флоренский был подвергнут после выхода в 1922 году работы «Мнимости в геометрии», в которой, в частности, он «неверным образом» истолковывает теорию относительности. А в 1928 году в Сергиевом Посаде он был арестован. Без предъявления каких-либо обвинений, в 1928 году отца Павла высылают в Нижний Новгород. Вскоре его возвращают из ссылки. Но в начале тридцатых годов он был вновь арестован и осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58, 10 и 11 пунктам – «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти... а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания».

Он был выслан на Дальний Восток в восточносибирский лагерь «Свободный» и определен работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. Затем, в 1934, он был направлен в город Сковородино на опытную мерзлотную научно-исследовательскую станцию, где он провел ряд важнейших исследований, впоследствии легших в основу труда его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940). В 1934 г. поступило предложение – ходатайство правительства Чехословакии об освобождении Флоренского и переезде его с семьей в Чехословакию, но это ходатайство правительство СССР отклонило. Затем осенью 1934 г. он был переведен в Соловецкий лагерь особого назначения, где он продолжал вести научную работу в лагерном заводе йодной промышленности , в лаборатории которого он занимался разработкой технологии добычи и производства йода и агар-агара из морских водорослей и сделал целый ряд научных открытий и изобретений.

Ученик 4: Павел Флоренский реализовал себя полностью во всех трех измерениях совершенства: он гениальный ученый, он любящий отец своих пятерых детей и духовных чад, и он христианский мученик, священник, расстрелянный в Соловецком лагере. По обилию творческих замыслов, отчасти загубленных, отчасти осуществленных, его можно сопоставить разве что с Леонардо да Винчи, с той разницей, что Леонардо завершил свой жизненный путь в почете и славе, а мы не знаем даже могилы отца Павла...

Учитель: Зло коренится в неистребимой жажде иметь перед глазами образ врага. В те годы образ врага – человек в рясе, священник... Он напоминаел о вере в Бога и Его добрых заповедях. Если бы Павел Флоренский не был священником, вероятно, ему бы удалось вписаться в систему, не сливаясь с ней, продолжая научные исследования.

После кончины отца Павла, оставшаяся без него семья – жена, их пятеро детей, а в последствии и внуки, сочли своим главным семейным долгом и делом сохранение наследия Павла Флоренского. Несмотря на то, что в 1933году большевиками была изъята и уничтожена вся библиотека Павла Флоренского, благодаря усилиям его жены и детей, все его личные рукописи были сохранены. В дальнейшем, при наступлении более благоприятных обстоятельств, его дети и внуки подготовили к печати и издали основную массу его трудов, так и не вышедших при его жизни.

  • , 89.96kb.
  • Ломаева Ольга Николаевна учитель истории моу «Бродовская средняя общеобразовательная , 92.43kb.
  • План мероприятий военно-патриотического воспитания обучающихся моу оош п. Пудожгорский , 56.28kb.
  • И. К. учитель русского языка и литературы моу сош №36 Путилин С. С. студент исторического , 138.66kb.
  • , 58.45kb.
  • Классный час «Папа, мама, я здоровая семья» , 38.49kb.
  • Бусленко Людмила Викторовна, методист по воспитательной работе му «имоц» классный час , 1414.67kb.
  • Самопожертвование. Подвиг мучеников ГУЛАГа.

    Священник Павел Флоренский.

    Классный час.

    (Для учащихся 10-11 классов).

    Цель: расширение кругозора учащихся в области Отечественной истории

    Воспитательная задача: развитие нравственных качеств на примере жизни выдающегося деятеля русской культуры: самопожертвование.

    Средства: наглядные, стихи.

    План:

    1. Общая информация о ГУЛАГе

    2. Информация о СЛОНе

    3. Судьба Павла Флоренского

    Данная разработка предназначена для учеников 10 – 11-х классов средних общеобразовательных учреждений. Она призвана помочь ребятам осознать жестокость советского режима, а именно, его проявления – ГУЛАГа. Также, данная работа решает воспитательную задачу, а именно, должна развивать нравственные качества, как-то: самопожертвование, гуманизм, справедливость. Работа заставит ребят задуматься также о равнодушии и моральной глухоте, нечуткости.

    Данный материал может быть использован на уроках истории и литературы при изучении произведения А. Солженицына «Архипелаг-ГУЛАГ».

    Перед проведением урока необходимо раздать учащимся материал, который они будут представлять на уроке.

    Урок можно проводить как инсценировку. Акцент следует сделать на рассказе о судьбе отца Павла Флоренского.

    Ход

    Учитель : Все вы, ребята, знакомы с понятием ГУЛАГ из курса Отечественной Истории, но я напомню, что это такое ещё раз. Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ) было организовано 25 апреля . С ноября стало появляться название ГУЛАГ (Главное Управление исправительно-трудовых Лагерей ОГПУ). Закрыт ГУЛАГ был приказом МВД № 020 от 25 января . Зачастую под термином «ГУЛАГ» подразумевают не само управление, а подчинявшиеся ему исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). Наиболее известные – Берлаг в Магадане , Горлаг около Норильска , Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН), и в Казахстане Карлаг , АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). То было страшное время в истории России 20 века. Много пострадало людей. Они не хотели изменить своей христианской вере и своим убеждениям. А 20 век в России был веком воиствующего атеизма. Всех инакомыслящих ссылали в лагеря, где люди умирали. Оставшиеся в живых свидетельствовали о погибших. В числе погибших был священник Павел Флоренский.

    Я расскажу вам о лагере, в котором содержался отец Павел Флоренский, по воспоминаниям выживших узников.

    Ученик 1: «А от других соловчан я узнал и пострашней, чем видели мои глаза. Сказали мне гибельное слово – Секирка. Это значит – Секирная гора. В двухэтажном соборе там устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант – как бы удержаться. Если же свалится – надзиратели подскакивают и бьют его».

    Ученик 2 : Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести – и сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).

    Ученик 3: Ну, да за жёрдочками не на Секирку ходить, они есть и в кремлёвском, всегда переполненном, карцере. А то ставят на ребристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом – «на пеньки», это значит – голого под комаров. Но тогда за наказанным надо следить; а если голого да к дереву привязывают – то комары справятся сами. Еще – целые роты в снег кладут за провинность. Еще – в приозёрную топь загоняют человека по горло и держат так. И вот еще способ: запрягают лошадь в пустые оглобли, к оглоблям привязывают ноги виновного, на лошадь садится охранник и гонит её по лесной вырубке, пока стоны и крики сзади кончатся».

    Об отце Павле Флоренском вспоминал сподвижник его молодости священник Сергий Булгаков : «Он нашел для себя обетованную землю у Троицы Сергия, возлюбив в ней каждый уголок и растение, ее лето и зиму, весну и осень. Конечно, он знал, что может его ожидать, не мог не знать, слишком неумолимо говорили об этом судьбы Родины, сверху донизу, от зверского убийства царской семьи до бесконечных жертв насилия власти. Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал... Родину, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. И сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление».

    Жесткой травле отец Павел Флоренский был подвергнут после выхода в 1922 году работы «Мнимости в геометрии», в которой, в частности, он «неверным образом» истолковывает теорию относительности. А в 1928 году в Сергиевом Посаде он был арестован. Без предъявления каких-либо обвинений, в 1928 году отца Павла высылают в Нижний Новгород. Вскоре его возвращают из ссылки. Но в начале тридцатых годов он был вновь арестован и осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58, 10 и 11 пунктам – «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти... а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания».

    Он был выслан на Дальний Восток в восточносибирский лагерь «Свободный» и определен работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. Затем, в 1934, он был направлен в город Сковородино на опытную мерзлотную научно-исследовательскую станцию, где он провел ряд важнейших исследований, впоследствии легших в основу труда его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940). В 1934 г. поступило предложение – ходатайство правительства Чехословакии об освобождении Флоренского и переезде его с семьей в Чехословакию, но это ходатайство правительство СССР отклонило. Затем осенью 1934 г. он был переведен в Соловецкий лагерь особого назначения, где он продолжал вести научную работу в лагерном заводе йодной промышленности , в лаборатории которого он занимался разработкой технологии добычи и производства йода и агар-агара из морских водорослей и сделал целый ряд научных открытий и изобретений.

    Ученик 4: Павел Флоренский реализовал себя полностью во всех трех измерениях совершенства: он гениальный ученый, он любящий отец своих пятерых детей и духовных чад, и он христианский мученик, священник, расстрелянный в Соловецком лагере. По обилию творческих замыслов, отчасти загубленных, отчасти осуществленных, его можно сопоставить разве что с Леонардо да Винчи, с той разницей, что Леонардо завершил свой жизненный путь в почете и славе, а мы не знаем даже могилы отца Павла...

    Учитель: Зло коренится в неистребимой жажде иметь перед глазами образ врага. В те годы образ врага – человек в рясе, священник... Он напоминаел о вере в Бога и Его добрых заповедях. Если бы Павел Флоренский не был священником, вероятно, ему бы удалось вписаться в систему, не сливаясь с ней, продолжая научные исследования.

    После кончины отца Павла, оставшаяся без него семья – жена, их пятеро детей, а в последствии и внуки, сочли своим главным семейным долгом и делом сохранение наследия Павла Флоренского. Несмотря на то, что в 1933году большевиками была изъята и уничтожена вся библиотека Павла Флоренского, благодаря усилиям его жены и детей, все его личные рукописи были сохранены. В дальнейшем, при наступлении более благоприятных обстоятельств, его дети и внуки подготовили к печати и издали основную массу его трудов, так и не вышедших при его жизни.