"Маловерный! ". «…маловерный! зачем ты усомнился

Иерей Владимир Орехов обратил внимание прихожан на этот замечательный отрывок из Евангелия:

«Сегодня на литургии вы слушали слова евангелиста Матфея о том что, когда Господь наш Иисус Христос, находясь в молитве, пошел по водам к своим ученикам, поддерживаемый неведомой силой, ученики испугались, но он сказал: «Не бойтесь! Это Я иду!». И апостол Петр, будучи простым рыбаком, таким же человеком, как и мы с вами, сказал: «Если действительно ты являешься нашим Спасителем Господом, разреши мне пойти к тебе навстречу по волнам». И он пошел по волнам, потому что для Бога все возможно».

Но как же трудно просто поверить и не усомниться ни на секунду. В самом деле, вера воду преобразует в твердыню, а мгновение сомнения твердыню преобразует в воду. Но человеку всегда дается возможность закричать «Господи! Спаси меня!», даже, когда уже тонешь, как это сделал апостол Петр.

Об этом в своей проповеди 30 лет назад говорил и митрополит Сурожский Антоний (06.06.1914-04.08.2003).

    Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.
   В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их.
   И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: «Не бойтесь»! Это Я… Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше…
   Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого из нас - наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас - и мы не чувствуем этого. И это - предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.
    И мы - как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит: «Не бойтесь, это Я!».
   Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть. Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!, - Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.
   Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури, и спасены Его любовью. Аминь.

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой.


И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

(Св. Евангелие от Матфея 14:22-34)

Между тем учеников терзает ветер и шторм: так терзают их неустройства мира, противостояние нечистому духу. Но в четвертую стражу приходит Господь, и в четвертый раз Он вернется к заблудшей и потерпевшей кораблекрушение Церкви. В четвертую стражу ночи открывается полнота Его заботы. Первая стража была временем закона, вторая - пророков, третья - Его воплощения, а четвертая - время Его возвращения в сиянии славы. Но тогда Он найдет Церковь обессиленной, захваченной духом антихриста и страстями века сего. Придет же Он к безутешным и страдающим (Свт. Иларий Пиктавийский ).

Показывая, что не ветер - причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня» (см. Мф. 14:30), то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный» , а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих. Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:20).


По наведению корабль - это земля, волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь-неведение. «В четвертую стражу» (см. Мф. 14:25), то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража - завет с Авраамом, вторая - закон Моисея, третья - пророки, четвертая - пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя» , так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде» : и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения (Блж. Феофилакт Болгарский ).

И влезшим им в корабль, тогда преста ветр (ст. 32). Раньше при подобном случае говорили: кто есть человек Сей, яко и ветры и море послушают Его (см. Мф. 8:27)? А теперь говорят иначе. Сущии в корабли, говорит евангелист, пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистину Божий сын еси (ст. 33) (Свт. Иоанн Златоуст )!

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой. А поскольку тогда Его приход будет явным, то все в восхищении воскликнут: «Истинно, Ты - Сын Божий» (см. Мф. 14:33). Тогда все люди с абсолютной уверенностью и открыто заявят, что Сын Божий восстановил мир в Церкви, уже не смирением тела, а славой небесной (Свт. Иларий Пиктавийский ).

После потрясшего слушателей Спасителя чуда - насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек - Иисус Христос остался с народом, а учеников отправил на другую сторону Галилейского озера. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14, 23). После постоянно окружавших Спасителя толп народа, Он любил побыть наедине в молитвенном общении с Небесным Отцом. Так и для каждого христианина труд, забота о людях - святое дело. Но именно пребывание с Богом в молитве и чтении слов Христовых в Евангелии укрепляют душу и силы человеческие для несения своего жизненного подвига.

Пребывая в личном таинственном общении с Отцом, Господь никогда не забывал тех, кто связал в Ним свои сердца и жизненные пути. Иисус совершал много чудес для людей, но никогда не совершал их для Себя.

Лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю (Мф. 14, 24-25).

Под утро, часу в четвертом, Господь пошел по Галилейскому морю к Своим ученикам. Сейчас они не только оказались в опасности, но, что еще страшнее, стали впадать в уныние, оставшись одни без своего Учителя в бушующем озере. Всю ночь гребли, но были все еще на середине пути, и силы их уже были на исходе.

Ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14, 26-27).

У евреев существовало суеверие, что перед смертью людям являются призраки, предвещая близкий конец. Ведь совершенно ясно, что человек не может ходить по воде. А Христос, по их пониманию, был Человек. Только услышав родной, спокойный голос, они немного пришли в себя после охватившего их страха, но так и не поняли, что происходит. Горячее сердце Петра воспылало стремлением быть рядом с Учителем: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу (Мф. 14, 28-29). Христос сказал - Петр поверил и пошел по воде! Эта вера словам Христа и исполнение Его повеления совершили невозможное. Петр шел по воде. Но ведь под ним - бушующая бездна, кругом буря и вздымающие дикие волны. Страшно ведь, так и потонуть можно. Как только страх и сомнение охватили Петра, стали захлестывать слова Христовы, все стало происходить по естественным законам: Видя сильный ветер, (Петр) испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих (Мф. 14, 30-32).

Все произошедшее с Петром еще раз доказывает, что слово Божие - Евангелие - без Бога не исполнимо, исполнить его выше человеческих сил. Но вместе с Богом невозможное становится возможным! Почему же Петр начал тонуть? Ведь, казалось бы, он прав, что испугался. Но Иисус Христос с этим не согласен. Он даже сделал упрек апостолу Петру, да еще и назвал его маловерным!

Вера - это не только вера в то, что Иисус Христос существует и что Он - Мессия. Вера - это еще и полная вера и доверие Самому Господу, Его действиям, воле и словам. Пока Петр абсолютно доверял словам своего Учителя, он шел по воде; как только это доверие затмилось человеческими, вполне здравыми рассуждениями, стал тонуть. Именно твердая вера Христу дает человеку спасение и победу над трудностями и искушениями.

Это происшествие с апостолом Петром - не случайный эпизод в Евангельском повествовании. По сути Христово благовестие призывает каждого христианина превратить свою земную жизнь в чудо: совершить невозможное по меркам лежащего во зле мира. Это чудо - жизнь, в которой грех и ненависть человеческие побеждаются христианскими верою и любовью.

Про святых людей во многом можно сказать, что, глядя на Христа, веря и доверяя Ему, они сумели идти по житейскому морю с бушующими волнами греховных страстей и искушений, не пачкаясь в них. С помощью Божией в своей жизни они преодолевали непреодолимые препятствия. Их вера творила чудеса.

Мы часто говорим: "Ну как же мы можем жить по-евангельски, ведь это невозможно!" Конечно, правильно, никто и не спорит, что без Божией помощи исполнять Христовы заповеди невозможно. Но когда вера словам и любви Христа соединяют нас с Ним, то невозможное становится возможным: Богу же все возможно (Мф. 19, 26).

Вера Богу - это та чудесная сила, которая помогла Петру идти по воде, поможет она и нам исправлять свою жизнь, согревать оледеневшие сердца близких нам людей, преодолевать трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне и на песке"
Фото: www.nsad.ru



Автор: Ирина Филиппова
Большинство людей, живущих сегодня в нашем обществе, считают веру понятием абстрактным. “Покажите нам вашу веру”, – обращаются они к христианам, и, не получая понятного им ответа, победоносно отходят. Не понимают они, что ответ на этот вопрос не получат до тех пор, пока не начнут искать Бога. Только тогда откроется для них и возможность распознать истину, отличить ее от лжи. И уже тогда в самих себе люди будут пытаться ответить на вопрос: что такое вера?
Беседа с настоятелем Преображенского храма с. Нудоль священником Аркадием Штейнбергом.



Автор: Протоиерей Борис Балашов
Верою наполнено все, но вера бывает разной. Мы говорим о вере христианской. Многие люди считают себя верующими на том основании, что они верят в существование Бога, но вера вере - рознь. О какой же вере говорим мы?



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали Евангельское чтение от апостола Матфея, повествующее о том, как Господь, отпустив народы, то есть отпустив те несколько тысяч человек, которых Он напитал пятью хлебами и двумя рыбами, о чем было прочитано в прошедший воскресный день, остался на горе помолится, а ученикам благословил плыть через Галилейское море на другой его берег. И, когда ученики находились на середине озера (а оно имеет очень большие размеры почему и называется еще и Галилейским морем, потому что одного берега с другого берега не видно), началась буря, угрожающая жизни апостолов. И во время этой бури они увидели, что мимо них идет их Божественный Учитель и, когда Петр воскликнул: «Господи, если это Ты, то повели мне идти к Тебе по водам», и получив на это ответ: «Иди», вышел из лодки простой человек, обычный земной человек и пошел по водам, как по суху. Но, видя сильный ветер и большие волны, испугался, усомнился и стал утопать, и, воскликнув во время своего личного бедствия: «Господи, помоги мне», получил помощь Христа и, вместе с тем, слова, к нему обращенные: «Маловерный, почему ты усомнился?».

Любое Евангельское повествование, будь то притча Христова, будь то событие, реально происходившее в земной жизни со Христом и апостолами, оно имеет отношение к каждому из нас и к жизни каждого из нас. Потому что в жизни мы многократно переживаем разной степени бури и такие потрясения и искушения, которые имеют силу разной степени. Но всегда нужно помнить, как бы грозна, как бы тяжела, как бы непреодолима ни казалась нам житейская буря, которая случается с нами в те или иные моменты, может быть сейчас происходит, не важно, что это — тяжелая посетившая болезнь, какие-то проблемы на работе, неустроения в семье или еще что-то, может быть нехватка средств, невозможность устроиться на работу, одним словом — любая беда, которая случается с нами – это, своего рода, буря, которая направлена на то, что бы сокрушить нас. Всегда нужно помнить, что в центре этой бури находится Христос. Господь в момент своего Вознесения сказал апостолам: «Я всегда с вами во вся дни до скончания века». Это значит, что, вознесшись телесно, Он не разлучился с нами и всегда пребывает среди Своей Церкви. В апостольском послании мы слышим слова: «Иисус Христос вчера и днесь и во веки Тот же», то есть ничего не изменилось во Христе с того момента, когда происходили события только что нами услышанные в Евангелии, когда Он ходил по земле, когда Он общался с Апостолами, и с момента вознесения Он остался точно Таким же. Соответственно, Он с любовью относится к каждому из нас, поэтому какая бы тяжелая житейская буря с нами не приключалась, нужно всегда помнить, что всегда в центре этой бури присутствует Христос и мы можем опереться на Его помощь. Но вот бывает, зачастую, что, когда тяжело нам, когда мы действительно в трудных жизненных обстоятельствах начинаем усиленно молиться и просить Христа о помощи и помощь начинает приходить, мы чувствуем, что волны этой бури начинают вроде бы стихать, а потом с новой силой начинают на нас обрушиваться, и в этот момент мы часто теряем веру ко Христу, надежду на него и не получаем соответствующей помощи, потому что мы сами себя ее лишаем. В этом эпизоде апостол Петр поверил, что Христос может их спасти, потому что жизнь подвергалась риску, и настолько поверил, что попросил даже разрешения выйти из лодки, которая хоть какую-то безопасность ему приносила и по этим бушующим волнам пойти ко Христу. Получив разрешение, он пошел, но потом испугался вновь увеличенных этих сильных волн и стал тонуть. Обращение к Христу спасло его от смерти. Точно так же и у нас, если мы обращаемся к Господу во время тяжелой житейской бури, получаем эту помощь, лучше, конечно, не сомневаться, но даже если это произошло, то всегда обращаться ко Христу за помощью и Он всегда придет, поможет и поддержит нас. Поэтому нужно помнить, что только вера и доверие к Господу, открытое сердце навстречу Ему поможет преодолеть любые бушующие волны этой земной жизни и в конце концов, поможет достичь каждому из нас тихой пристани, которая будет только в том мире, в этой жизни не будет тихой, безопасной пристани. Тихая, безопасная пристань это Царствие Небесное, к которому все мы идем, укрепляемые Господом Иисусом Христом. Аминь.

Проповедь настоятеля Казанского храма

протоиерея Дмитрия Мошкина

В некоторых делах сомнение может сослужить добрую службу. Например, сомневаясь, можно избежать неправильного решения, лучше исследовав предмет. Даже в вопросах веры сомнение порой бывает полезным, если необходимо, например, среди многих вероисповеданий выбрать наиболее правильное, согласное с учением святых отцов…

Но в наиболее ответственные моменты жизни, когда ощущаешь помощь и присутствие Божие, сомнения могут тебя подвести. Невозможно верующему человеку пребывать в сомнениях. Использовав рассуждение как инструмент мысли, необходимо раз за разом возвращаться к спасительному кораблю веры. Недаром святитель Иоанн Златоуст сказал: «Так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою».

О вере и сомнении Церковь повествует нам в девятый воскресный день после Пятидесятницы, когда на праздничной Литургии звучит отрывок из Евангелия, называемый «хождение по водам» (Мф. 14: 22-34). На примере «апостола веры» Петра мы видим плоды двух противоположных душевных состояний, одно из которых способно творить чудеса, а другое погружает в морскую пучину.

«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Мф.14:22). Так начинается евангельский отрывок от Матфея с расчетом на то, что собравшиеся в храме достаточно хорошо знают Священное Писание и могут связать историю «хождения по водам» с предыдущими событиями. Таким образом, Церковь подспудно призывает чаще читать Евангелие, — пусть даже всего несколько минут в день.

Перед тем, как Иисус «тотчас понудил учеников войти в лодку», произошло великое чудо — Господь насытил пять тысяч человек, слушавших Его проповедь, всего лишь пятью хлебами (Мф.14:14-21). Апостол и евангелист Иоанн Богослов в Евангелии от Иоанна точно указывает причину, по которой Иисус поспешил скорее отправить учеников на другую сторону озера. Поразившись чудом насыщения хлебами, люди хотели «придти, нечаянно взять его и сделать царем» (Ин. 6:15). Вот почему Господь благословил учеников отплыть поспешно, а Сам «отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Мф. 14:23).

А тем временем «лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (Мф.14:24). Очевидно, с высоты горы Господь увидел бедствие Своих учеников на водах Генисаретского озера. Подчеркивается, что «в четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф.14:25). Апостол Иоанн Богослов дополняет, что ученики проплыли всего лишь «около двадцати пяти или тридцати стадий» (Ин.6:19). Это сравнительно небольшое расстояние — не более 200 метров. Настолько сильный был противный ветер и напор волн.

«Четвертая стража» ночи является последней четвертью ночной части суток, которые во восточной традиции (а ныне, по традиции Церкви), начинаются в 18 часов вечера. Таким образом, Господь пошел к ученикам по водам после трех часов по полуночи, в период с 3-х до 6-ти утра. Этим показывается продолжительность напряженной молитвы Господа. Церковь учит и нас не упускать время спокойной от дневных трудов части суток, и в меру сил использовать его для молитвы.

Мы видим также и продолжительность бедствия учеников, закончившееся лишь под утро. В чем же был его смысл? Святитель Иоанн Златоуст, объясняя содержание этого известного евангельского отрывка, призывает видеть в случившемся с учениками попущение Божие для укрепления их в вере: «…Когда они ожидали избавления, страх еще более увеличился. Христос не рассеял тьмы и не вдруг открыл Себя ученикам, чтобы продолжительностью страха укрепить их, … и приучить к терпению».

Однако помощь уже была близка. «…Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27). В этот момент апостол Петр, самый решительный и бесстрашный среди своих собратьев, сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28). Некоторые толкователи считают, что этим Петр выразил попечение об остальных учениках Христовых, желая помочь им скорее избавиться от неверия и страха. Господь же сказал: «…Иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу…» (Мф.14:29). Пожалуй, это одно из величайших чудес, которые были сотворены учениками Христовыми по вере, среди всего, что было описано в Евангелии. Петр пошел по воде.

Причем не по спокойному безмятежному морю, а по бурным волнам. Праведный Иоанн Кронштадтский, объясняя этот отрывок Евангелия, сравнивает чудесно изменившуюся плотность воды под ногами Петра с таинственным действием молитвы. Пока молитва течет постоянно, неспешно, твердо, то «житейское море», по которому мы каждый день чудесно ходим с помощью Божьей, не может нас поглотить. Но стоит нам остановиться в молитве, увлечься суетой, раствориться в обилии помыслов, как произойдет то, что в Евангелии случилось с Петром. Он, «…видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф. 14:30).

«Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31). Подчеркивается, что Господь сочувствует Петру, называя его не «неверным», а «маловерным». Апостол совершил подвиг веры, но по человеческой немощи пока до конца, не смог устоять. «…Когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:32-33).

Как не прославить Бога за пережитые чудеса?... Каждый день они случаются в нашей жизни. Начиная от чуда появления человека на этот свет и заканчивая Приобщением к Телу и Крови Спасителя в Божественной Евхаристии!... Церковь учит нас безбоязненно проходить сомнения и укрепляться в вере.

«Когда нападает на тебя враг, бежи под крыло ко Христу: одно спасение», — говорил праведный Иоанн Кронштадтский, один из столпов веры из нашей недавней истории. Будешь крепко верить — и очередное испытание закончится, Господь протянет руку помощи, и ты прославишь Христа. Все это бывает возможным только с верой, потому что она есть «осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1).

Преподаватель Минского духовного училища