Метод сравнения. Виды сравнений в экономическом анализе и их цель

Сравнение - один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически, неосознанно. Подчеркивая его важность можно сослаться на поговорку: "Все познается в сравнении". Широкое распространение он получил и в исследовании экономических явлений.

Целью работы является определение понятия сравнение, выявление видов и типов сравнения, анализ роли сравнения в хозяйственной деятельности предприятий.

Великие ученые общественно-гуманитарной, технической и естественной сферы наук использовали метод сравнения в своих трудах. Среди экономистов можно назвать таких выдающихся личностей: А.Смит, Й.Шумпетер, Р.Кантильон, К.Маркс и Ф.Энгельс и т. д. Среди украинцев: В.Тимошенко, В.Антонович, М.Драгоманов, М.Старицкий и др.

Сравнение - это научный метод познания, в процессе его изучаемые явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Сравнение не тождественно эксперименту и его более слабому аналогу - статистическому методу, но логика сравнительного анализа в определенной мере сопоставима с логикой экспериментальной науки.

Аналогию с экспериментальным методом проводит Чарльз Рэйджин, указывая на два типа сравнительных исследований: количественные, ориентированные на изучение дисперсий признаков явлений, качественные, ориентированные на сравнение категориальных переменных. В обоих случаях присутствует экспериментальная логика ограничения условий и поиск каузальных зависимостей между переменными (при количественном анализе еще и корреляционных).

Методика сравнительного анализа включает весь арсенал методов и приёмов экономического анализа, но особое значение имеют научно-обоснованная группировка предприятий, организаций, фирм, стран и выбор базы сравнения для них.

Обязательным требованием в приеме сравнения является сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования. Основные условия сопоставимости: соблюдение качественной однородности сравниваемых показателей, единство методики их расчёта; применение единых измерителей продукции, одинаковость географических условий и расположения по отношению к поставщикам материалов и техники и потребителям готовой продукции; одинаковое количество рабочих дней в сравниваемых периодахит.д.

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. На практике данный метод используется в таких случаях: сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана; сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет осуществить контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий; сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет – для определения тенденций развития экономических процессов; сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов; сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них; сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов и т.д.

Процедура сравнения в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя несколько этапов:

1. выбор сравниваемых объектов;

2. выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям);

3. выбор шкал сравнения и степени значимости различий;

4. выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение;

5. выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности;

6. выбор базы сравнения.

В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный (временной), вертикальный (структурный), трендовый, одномерный и многомерный сравнительные анализы.

Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что простой подсчет итогов не дает полной характеристики показателя или объекта исследования наиболее важной характеристикой является сравнение показателей между собой. Поэтому дальнейшее исследование тематики данной работы являестя важной и применимой во всех сферах хозяйственной и других сферах деятельности человека.

Литература:

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е издание, переработанное и дополненное Минск ООО «Новое знание», 2000 -498 с.

2. Болюх М. А. Економічний аналіз: Навч. посібник / Болюх М. А., Бурчевський В. З., Горбаток М. І. та ін.; За ред. акад. НАНУ, проф. М. Г. Чумаченка. - Вид. 2-ге, перероб. і доп. - К.: КНЕУ, 2003. - 556 с.

3. Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с.

Первый универсальный логический прием экономического анализа, который позволяет дать предварительную оценку достигнутых результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и ее финансового состояния – это сравнение. С помощью сравнения определяются общие и специфические черты в экономических явлениях (процессах), изучаются изменения экономических показателей.

Сравнение – это действие, с помощью которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности.

В экономическом анализе сравнения используют для решения всех задач как основной или вспомогательный способ. В результате применения приема сравнения получают величину, которая характеризует абсолютное отклонение исследуемого состояния объекта от заданной базы. Абсолютное отклонение обозначается значком «D ». Если в качестве главной задачи стоит оценка выполнения плана по какому-либо показателю, то в качестве базы для сравнения использования плановые данные отчетного периода. Расчет представляется следующей формулой:

DТ = Т ф n - Т пл n ,

где Т ф – фактическое состояние исследуемого показателя Т в отчетном периоде; Т пл – плановое значение показателя Т в том же периоде; n – период.

Для выявления тенденции изменения какого-либо показателя в качестве базы для сравнения могут также выступать фактические данные предшествующего периода либо базисного периода:

DТ = Т ф n – Т ф (n -1) ,

где (n –1) – предшествующий период;

DТ = Т ф n – Т ф 0 ,

где 0 – базисный период.

Баз для сравнения может быть очень много, причем чем большее их количество применяет аналитик, тем больше у него возможностей для поисков внутренних резервов улучшения результатов работы объекта исследования. При этом выбор базы для сравнения определяется характером и содержанием поставленных задач.

В экономическом анализе применяется несколько видов сравнения :

1. Одномерное сравнение – сопоставление по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю. Такие аналитические сравнения делятся на следующие виды по аспекту и цели сопоставления:

– сравнение фактических показателей с плановыми, прогнозными или нормативными (плановые или нормативные сравнения);

– сравнение фактических показателей отчетного периода с предшествующим (периодические сравнения);

– сравнение показателей анализируемого предприятия с достижениями науки, передового опыта других предприятий и подразделений, со средними показателями по региону или отрасли и т. д. (внутрихозяйственные, внутриотраслевые, межотраслевые сравнения);

– сравнение различных показателей хозяйственно-финансовой деятельности отдельно взятого предприятия с целью установления пропорций динамического развития;

– сравнение различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

2. Многомерное сравнение – сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей, которое проводится в рамках комплексного анализа (при рейтинговой оценке) или при обобщении результатов деятельности предприятий. Многомерное сравнение может быть представлено следующими видами:

– сравнение по каким-либо показателям хозяйственно-финансовой деятельности нескольких предприятий или подразделений (сравнение параллельных рядов);

– сравнение результатов деятельности объекта анализа во времени (сравнение динамических рядов);

– сравнение параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязи между показателями.

Сравнение предъявляет определенные требования к сравниваемым величинам : они должны быть соизмеримы и качественно однородны. Для этого необходимо обеспечить выполнение следующих требований:

– сопоставимость исследуемых календарных периодов времени и единиц измерения;

– устранение влияния ценового фактора;

– устранение различий в методике расчета показателей;

– устранение влияния различий объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов.

Сравнение - один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически, неосознано. Подчеркивая его важность можно сослаться на поговорку: "Все познается в сравнении". Широкое распространение он получил и в исследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой.

Сущность этого способа может быть раскрыта следующим образом. Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.

1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.

2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.

5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подоотрасли.

6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, . анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.

7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.



Рассмотрим более подробно каждый тип сравнения.

Как уже отмечалось ранее, одной из задач АХД является систематический контроль и всесторонняя оценка деятельности предприятий по выполнению плана экономического и социального развития. Этим обусловлена необходимостьсравнения фактических данных с плановыми . Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за месяц, квартал или год (табл. 4.1).

Сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано идля проверки обоснованности плановых показателей. Для этого фактические данные в среднем за три-пять прошлых лет сравнивают с данными плана текущего года.

Немаловажное значение в АХД имеетсравнение достигнутого уровня по тем или иным показателям с данными перспективного плана. Такое сравнение дает возможность видеть ход выполнения перспективного плана и задачи на будущий период.

В анализе хозяйствования очень часто применяетсясравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет. Сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.

Следующий вид -сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники. Такие сравнения могут проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами. Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства.

Большое значение имеетмежхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение имеют сопоставления результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятий конкурентов.



Сравнения между предприятиями могут быть классифицированы на прямые и косвенные. В условиях конкуренции и коммерческой тайны конкурирующие предприятия редко обмениваются информацией, если они не принадлежат к одной группе и не подчиняются одному центру управления. Поэтому провести прямые сравнения ситуации одного предприятия с ситуацией другого не всегда представляется возможным. Как правило, приходится довольствоваться косвенными сравнениями, основанными на публикуемых среднестатистических данных по определенной отрасли или публикуемой отчетности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Очень часто в анализе показатели исследуемого предприятия сравниваютсясо среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др. Такое сравнение необходимо для более полной и объективной оценки деятельности анализируемого предприятия, определения его рейтинга среди других субъектов хозяйствования данной отрасли, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.

В АХД применяется такжесравнение разных вариантов решения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный и тем самым более полно использовать возможности производства. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

Сравнение параллельных и динамических рядов используется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают, и в какой степени.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

С помощьювертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

  • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
  • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
  • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

  • Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
  • Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
  • Конкретная постановка целей.
  • Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
  • Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
  • Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

  • Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
  • Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
  • Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

  • Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
  • Все данные статистически обоснованы.
  • В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
  • При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.

Метод имеет и свои недостатки:

  • На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
  • Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
  • Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

  • Биология и анатомия.
  • Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
  • Литературоведение и мифология.
  • Сравнительная политология.
  • Экономические науки.
  • Юриспруденция и правоведение.
  • Психология.
  • Социологические науки.
  • Религиоведение.
  • Философия и др.

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

Метод сравнения (сопоставления) в экономическом анализе

Условия использования метода сравнения и область применения

Сравнение - действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи: выявление причинно-следственных связей между явлениями; проведение доказательств или опровержений; классификация и систематизация явлений.

Сравнение может быть качественным («вчера было теплее») и количественным (20 всегда больше, чем 10).

Процедура сравнения в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкал сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.

При проведении сравнения необходимо, чтобы были выполнены определенные требования:

  • * явления должны быть качественно сравнимы между собой, т.е. иметь нечто общее, служащее основанием сравнения (например, вопрос «Что длиннее, дорога или ночь?» абсурден, поскольку эти явления несопоставимы). Возможность сравнения обеспечивается однородностью включаемых в анализ объектов или явлений;
  • * необходимо соблюдать тождественность формирования сравниваемых показателей (имеется в виду одинаковость способов организации сбора исходной информации, ее обобщения, методов исчисления показателей и т.д.);
  • * сравниваемые объекты должны принадлежать совокупностям явлений, находящимся на одной ступени развития (нацример, вряд ли можносравнивать весенние и осенние цены на овощном рынке, доходность государственных облигаций и бросовых, или мусорных, облигаций, стоимостные показатели в динамике в условиях инфляции и т.п.);
  • * сравниваемые явления должны быть измерены в одинаковых единицах измерения;
  • * объекты или явления должны сравниваться по сопоставимому набору единиц (например, если торговая организация приобрела или, наоборот, закрыла несколько своих магазинов, сравнение во времени абсолютных показателей ее деятельности до и после такой реорганизации, естественно, нельзя считать правомочным),при пространственно-временных сопоставлениях сведения по сравниваемым объектам должны браться на одну и ту же дату (моментные данные) или за один и тот же временной интервал (интервальные данные).

Если объекты анализа не удовлетворяют некоторым из этих требований, в отдельных случаях данные все-таки можно привести к сравнимому виду. Для этого есть несколько способов: расчленение на однородные группы по количественным или качественным критериям, приведение к одинаковым единицам измерения, пересчеты несравнимых показателей по одному алгоритму, дисконтирование и др Например, сравнивая эффективность нескольких финансовых операций целесообразно выразить все ставки в виде годовой процентной ставки или в виде эффективной ставки. Еще одним вариантом обеспечения сопоставимости будет приведение показателей к одной временной базе. Так, например, делакэт при оценке эффективности инвестиционных проектов с разными сроками реализации.

Проводить сравнение можно по одному или нескольким критериям. В первом случае используются следующие методы и виды сравнения:

сравнение факта с планом (на этом методе основан анализ отклонений);

сравнение по данному критерию в динамике, расчет среднего темпа роста (снижения) значения данного показателя за единицу времени;

сравнение с эталоном (норматив, предприятие-конкурент и т.п.);

ранжирование с использованием относительных показателей (например, ранжирование по рентабельности);

использование специальных статистических показателей вместе с их характеристическими значениями (например, оценка риска ценных бумаг осуществляется с помощью показателей вариации).

Для проведения комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия сравнения по одному критерию явно недостаточно, В развернутом анализе экономические субъекты сравниваются сразу по нескольким критериям (например, по уровню рентабельности, оборачиваемости, росту продаж и т.д.). При этом не все показатели равнозначны - многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправлено. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования, Наиболее часто применяются метод суммы мест и таксонометрический метод. Составленные с использованием этих методов рейтинги, дают комплексную оценку деятельности экономических субъектов, позволяя выявить лучшие по целому ряду показателей.

Многомерные сравнения

Еще один важный вопрос сравнений - многомерное сравнение, т.е. сравнение экономических величин по нескольким показателям. Сравнение объектов по набору показателей в общем случае недопустимо. В отдельных случаях оно возможно путем построения обобщающего показателя.