Можно ли причащаться на сплошной седмице? Подготовка к таинству святого причащения
Идут подготовительные недели к Великому посту, текущая - сплошная седмица, за ней масленица, а там и пост. Думаю, у нас еще не раз будет возможность поговорить о посте, а пока коснемся подготовки к нему.
Подходит к концу сплошная седмица — одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?
За разъяснением этого сложного для многих момента сайт московского храма св. пророка Илии в Черкизово обратился к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?
Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):
- В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.
Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.
И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления - самого большого, которое она может дать - через причастие Святых Тела и Крови Христовых.
Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период — как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.
Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:
- Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.
Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, — скажем, каждую неделю — достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, - скажем, раз в году или и того реже - и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.
Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).
Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):
- Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.
Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста - достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.
Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.
Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:
- А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги - даже обычно совершаемые при подготовке к причащению - и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением - «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» - а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге - именно такой, какая и была у мытаря.
Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью - а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста — так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь - умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.
А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца - взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу - к Чаше с Его Телом и Кровью.
Подготовлено редакцией сайта Hramilii.ru
От редакции «Киевской Руси» комментирует прот. Андрей Дудченко:
Причащаться на сплошных седмицах, безусловно, можно и нужно, так же как и в остальные дни церковного года. Однако слишком часто при ответах на подобные вопросы мы акцентируем внимание на духовнике, на совесть которого возлагаем ответственность за допуск мирянина к Чаше. Да, священник призван учить и направлять паству — и словом, и личным примером. Но и мирянам следовало бы возрастать и принимать также и на себя ответственность. Конечно, когда человек причащается редко — ему нужно сначала спросить совета священника, как готовиться. Духовник — советник, но не «распорядитель» Святых Даров! В конечном итоге вопрос частоты причащения, подготовки к нем и проч. должен быть на совести каждого сознательного христианина. Особо оговорим, что так же на совести каждого верующего следовало бы оставлять и вопрос воздержания от скоромной пищи накануне причащения — это не требуется каноническими правилами, и священнослужители не распространяют на себя подобное требование. А что не соблюдаешь сам — не требуй от других.
Уважаемая посетительница нашего сайта, традиции подготовки к Причастию во время сплошных седмиц - на Светлой Седмице, на Святках, в другие установленные Церковью недели, когда отменяются посты по средам и пятницам, могут различаться в разных епархиях и даже в разных приходах. Однако по логике церковного устава, который предлагает нам время для покаяния и анализа наших личных грехов и время для радости об общем церковном торжестве, когда нам следует прекратить много думать о себе, вспомнить, что никогда не бываем полностью достойны Божественной милости, и просто с благодарностью Богу радоваться Его празднику.
Церковь, безусловно, предлагает каждую Божественную литургию как службу, на которой зовет своих чад к приобщению Святых Христовых Таин. Нет литургии, на которой нельзя было бы причащаться. Это внутренне противоречиво, это абсурдно, что может быть такого рода богослужение, которое, будучи литургией, при этом предполагает запрет на причащение. Другое дело, что в советское время, оправданно, сложилась практика, что священники многим не рекомендовали причащаться на святки и на Светлой неделе. Кому не рекомендовали? Тем людям, которые за церковную жизнь держались самым-самым краешком: приходили освятить куличи, могли прийти на ночное пасхальное или рождественское богослужение, и, видя, что другие идут, тоже шли причащаться. Такой стадный коллективизм был тогда для общества свойственен, и невольно привносился и в ограду Церкви. Конечно же, людям, ничего не понимающим, толком не готовившимся, может быть, в середине службы пришедшим вдруг идти причащаться было бы, скажем так, духовно неполезно.
Давайте подумаем, как же нам поступать теперь. Наверное, для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы, применительно к ситуации тех людей, о которых Вы спрашивали.
В жизни человека должна быть иерархия ценностей. Важно воспринимать Святки не как повод для того, чтобы по полной есть, пить, гулять и веселиться, а время для того, чтобы, во-первых, радоваться о Христе Родившемся, посещать богослужения, во-вторых - делиться этой радостью с нашими близкими в дружеском и родственном общении, а в-третьих, если такая возможность предоставляется, и дать некоторый отдых нашему телесному составу. Хорошо также сотворить некие дела милосердия: посетить больных, помочь какому-нибудь бедному монастырю. Ведь Святки - это именно святые дни.
За Неделей о мытаре и фарисее, которой начинается подготовка к Великому посту, следует сплошная седмица. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в эти дни, ведь подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?
За разъяснением этого сложного момента наш сайт обратился к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?
Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):
– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.
Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.
И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.
Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период — как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.
Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:
– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.
Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, — скажем, каждую неделю — достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.
Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).
Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:
– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.
Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.
С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, — то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.
Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.
Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):
– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.
Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.
Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.
Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:
– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.
Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста — так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.
А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.
Подходит к концу сплошная седмица — одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?
За разъяснением этого сложного для многих момента сайт московского храма св. пророка Илии в Черкизово обратился к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?
Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):
– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.
Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.
И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.
Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период — как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.
Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:
– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.
Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, — скажем, каждую неделю — достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.
Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).
Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:
– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.
Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.
С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, — то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.
Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.
Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):
– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.
Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.
Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.
Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:
– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.
Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста — так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.
А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.
Подготовлено редакцией сайта Hramilii.ru
От редакции «Киевской Руси» комментирует прот. Андрей Дудченко: Причащаться на сплошных седмицах, безусловно, можно и нужно, так же как и в остальные дни церковного года. Однако слишком часто при ответах на подобные вопросы мы акцентируем внимание на духовнике, на совесть которого возлагаем ответственность за допуск мирянина к Чаше. Да, священник призван учить и направлять паству — и словом, и личным примером. Но и мирянам следовало бы возрастать и принимать также и на себя ответственность. Конечно, когда человек причащается редко — ему нужно сначала спросить совета священника, как готовиться. Духовник — советник, но не «распорядитель» Святых Даров! В конечном итоге вопрос частоты причащения, подготовки к нем и проч. должен быть на совести каждого сознательного христианина. Особо оговорим, что так же на совести каждого верующего следовало бы оставлять и вопрос воздержания от скоромной пищи накануне причащения — это не требуется каноническими правилами, и священнослужители не распространяют на себя подобное требование. А что не соблюдаешь сам — не требуй от других.
О Причащении в Светлую и Сплошные седмицы .
Литургия - это богослужение, на котором совершается Таинство Пресуществления Святых Даров и причащение верующих. Причащаться можно всегда, когда служится литургия . Во время святок и на Светлой седмице разрешается скоромная пища, но вовсе не предписывается есть скоромное, как, например, обязательное хранение поста. Если человек предпочитает причащение яичнице или окороку, неужели это грех и антиправославный поступок? Известный проповедник священник Белоцветов в своих проповедях призывал христиан на Светлой седмице причащаться каждый день, указывая, что это старинный обычай.
Во время евхаристического канона священник от имени Христа говорит: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя», - призывая причащаться всех, кто готов к принятию Таинства. А священник вопреки словам Христа говорит: «Не вкушайте Тела Христа, не пейте Его Крови, потому что пост окончен». Мне кажется, что это ошибка, граничащая с кощунством. На эту ошибку указывали святой Феофан Затворник и особенно праведный Иоанн Кронштадтский, а из современных старцев — схиигумен Савва.
Некоторые невежественные священнослужители, прочитав в древних требниках о том, что надо на Пасху поесть мясо, решили, что это обязательно. На самом деле такое правило имело местное и временное значение, а именно: в манихейских сектах (павликиане, богомилы), члены которых притворялись православными христианами и даже образовывали свои ячейки в монастырях, мясо считалось скверной, и этот запрет они старались никогда не нарушать. Поэтому вкушение мяса на Пасху являлось свидетельством, что человек тайно не принадлежал к манихейству. Это правило, давно отмененное, в изуродованном виде звучит так: «Теперь не время причащаться; иди, голубчик, ешь щи с мясом».
Уже Феофан Затворник в письме к одной из своих духовных дочерей писал о том, что в приходскую жизнь вкрались неправильности, и как самый опасный пример таких неправильностей приводил порочную практику священников, которые препятствуют христианам часто причащаться. Причина, по которой это делается, прежде всего, личная бездуховность, когда сам священник не чувствует внутренней потребности причащаться как можно чаще, и смотрит на причастие как на свой профессиональный долг. Вторая причина – богословское невежество и нежелание ознакомиться с единогласным учением святых отцов о частом причащении, как Небесном Хлебе, необходимом для души человека. Третья причина — леность и стремление сократить время, нужное для исповеди и причащения. Есть еще одна причина: это ложное, фарисейское благоговение. Фарисеи, чтобы показать свое особое уважение к имени Божьему – Иегова, запретили вообще произносить Его. Таким образом, они исказили заповедь: «Не произноси имя Господа твоего всуе (напрасно)». Сама литургия это богослужение, во время которого совершается таинство пресуществления Святых Даров и причастие преподается народу. Когда служится литургия, тогда и можно причащаться. В литургических молитвах Церковь призывает всех находящихся в храме принимать Тело и Кровь Христову (разумеется, если они подготовились к этому). На Пасхальной неделе и в Рождественские святки, и еще в нескольких неделях, предшествующих Великому и Петровскому постам, можно без сомнения причащаться, так как в противном случае Церковь не служила бы в эти дни литургии. В житии преподобного Макария Великого повествуется о том, как священник, самовольно отстранявший людей от причастия, был жестоко наказан многолетним параличом, и исцелен только по молитвам преп. Макария. Особо резко обличал св. Иоанн Кронштадтский эту порочную практику причащения. В Светлую седмицу, перед причастием, достаточно воздержаться от мясной пищи, но этот вопрос лучше согласовать с духовником.
Те, кто отказывают людям в причащении Святых Таин, без случаев несения епитимий, не могут представить для этого никаких оснований, кроме таких «фольклорных» выражений, как «это не каша, чтобы часто есть». Сама литургия это богослужение, на котором совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Если бы на Светлой Седмице нельзя было бы причащаться, то Церковь не благословила бы вообще в эти дни служить литургии, и тем самым превращать их в какой-то пустоцвет .
Архимандрит Рафаил (Карелин)
2. Путь к Богу – беседы с архимандритом Рафаилом (Карелиным).