Описание, история развития. Художественная гимнастика

Олимпийские игры 1996 года в Атланте нашей сборной не задались. Российской сборной удалось взять серебро в индивидуальном многоборье (Яна Батыршина) и бронзу в впервые проводившемся групповом многоборье (Евгения Бочкарёва, Ольга Штыренко, Ирина Дзюба, Ангелина Юшкова, Юлия Иванова, Елена Кривошей), но в целом эта олимпиада была бенефисом украинской сборной, которая после распада Советского Союза вместе с белорусской обладала сильнейшей школой подготовки после российской. Золото взяла Екатерина Серебрянская, бронзу Елена Витриченко. В групповых соревнованиях сильнейшими были Испанцы и Болгары.

К олимпийским играм 2000 года мы подходили в очень приподнятом настроении. Тогда взошла звезда нового лидера нашей сборной - Алины Кабаевой. Сейчас Алина личность немного противоречивая (у нас все депутаты, политики становятся противоречивыми личностями), а тогда она была не просто основной надеждой нации на олимпийское золото (такие, слава Богу, у нас есть всегда...правда не всегда они побеждают), она была нечто новым в мире художественной гимнастики. Невероятно гибкая, способная делать невероятные на тот момент элементы она создала новые стандарты выступлений в этом виде спорта. В общем Алина была основной нашей надеждой на играх 2000 года в Сиднее. В финальном выступлении, когда казалось, что медаль в кармане, Алина расслабляется (как она сама признавала в интервью) и теряет концентрацию. Золотая медаль в блестящем стиле от нее улетает, как обруч, который она не смогла поймать на выступлении. Пришло время для другой нашей гимнастки (слава конкуренции) Юлии Барсуковой, которая воспринималась никак иначе, как вторым номером после Кабаевой. Впрочем другие выступления Алины были настолько отличными, что баллов хватило подняться на третью ступень подиума.

На Олимпиаде 2004 года в Афинах Алина Кабаева больше таких ошибок не совершала и завоевала заслуженную золотую медаль (спасибо, что не получилось как с Немовым на той же Олимпиаде). Серебро в индивидуальном многоборье взяла тогда Ирина Чащина.
В групповых соревнованиях от Сиднея 2000 до 2016 в Рио побеждала исключительно российская сборная, за что им отдельное спасибо: 2000 (Ирина Белова, Елена Шаламова, Мария Нетёсова, Наталья Лаврова, Вера Шиманская, Ирина Зильбер), 2004 (Олеся Белугина, Ольга Глацких, Татьяна Курбакова, Наталья Лаврова, Елена Посевина, Елена Мурзина.
---
Юлия Владимировна Барсукова
Родилась 31 декабря 1978, Москва, СССР
Титулы:
1-золото ОИ 2000;
1-золото, 0-серебро, 2-бронза ЧМ 1999;
3-золото, 1-серебро, 4-бронза ЧЕ 1999, 2000
---
Алина Маратовна Кабаева
Родилась 12 мая 1983, Ташкент, Узбекская ССР, СССР
Титулы:
1-золото, 1-бронза ОИ 2000, 2004;
9-золото, 3-серебро, 2-бронза ЧМ 1999, 2003, 2007;
15-золото, 3-серебро, 2-бронза ЧЕ 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2004, 2006

Введение

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Существует множество видов гимнастики: спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.

В данной работе описана сама история возникновения гимнастики, как неотъемлемой части жизнедеятельности человека от древнейших времён до современности.

История возникновения гимнастики

Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена и лишь в XIV в. началось её возрождение как системы физического воспитания.

На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике были популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

Гимнастика, как вид спорта

Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались.

Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже - Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР - представители России, Украины и Белоруссии.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

гимнастика спортивный олимпийский игра

Поздышева Анастасия

Доклад на тему: Художественная гимнастика. Её история, развитие. Особенности вида спорта, судейство. Всё это содержится в докладе Поздышевой Анастасии, ученицы 7 "А" класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Реферат на тему

«Художественная гимнастика»

Подготовлен: Ученицей 7а класса

Поздышевой Анастасией

Преподаватель: Гумарова

Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург

2016

Художественная гимнастика - вид спорта , выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка , обруч , мяч , булавы , лента ).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или один вид предметов (например, пять мячей, пять пар булав), или одновременно два вида (например, обручи и мячи). Победители определяются в многоборье , в отдельных видах и групповых упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы . Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) - олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе.

В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года - олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века, благодаря усилиям японских гимнастов, стали проводиться соревнования и между мужчинами.

История

Художественная гимнастика - сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра . За небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировое признание и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

В 1913 году на Высших курсах П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами её стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: « эстетической гимнастики » - Франсуа Дельсарта , «ритмической гимнастики» - Эмиля Жака дель-Кроза , «танцевальной гимнастики» - Жоржа Демини и «свободного танца» - Айседоры Дункан . Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

В апреле 1941 года , был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, как и всего советского спорта, практически остановилось из-за Великой Отечественной войны .

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В - создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1964 - соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастике, с - всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта . Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию , Францию , ФРГ , Чехословакию , Югославию .

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид - соревнование по групповым упражнениям. В в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде , советская гимнастка Галима Шугурова , становится обладательницей Европейской короны. В период с по чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с по , проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

Олимпийская история

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве , на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году , когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анджелесе канадка Лори Фанг .

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач , Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне , в Атланте - Екатерина Серебрянская , в Сиднее - Юлия Барсукова , в Афинах - Алина Кабаева , в Пекине - Евгения Канаева , в Лондоне - Евгения Канаева . Начиная с Олимпийских Игр в Атланте , художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

Система оценок

До 2001 года оценка выставлялась по 10-балльной шкале, что было изменено на 30-балльную шкалу в 2003 и на 20-балльную шкалу в 2005. С 2009 года действует 30-балльная шкала оценивания. С 2013 года оценка снова выставляется по 20-балльной шкале.

Выступление гимнасток оценивают три бригады судей :

  • Трудность (D) оценивают две подгруппы судей - D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2: (D1+D2)/2.
  • Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи;
  • Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют сбавки за ошибки;
  • На любых соревнованиях обязательно работает судья-координатор, следящий за формальной стороной выступления (например, количество предметов на площадке, выходы за площадку и т. д.).

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Художественная гимнастика в различных странах

На протяжении своего существования несколько стран всегда занимали лидирующие позиции в развитии этого вида спорта. В начале появления на мировой арене (с 1960 года ) это был СССР, затем Болгария (НРБ ). В период с 1960 до 1991 года основная конкурентная борьба проходила между гимнастками этих двух стран, причём доминирующие позиции, за исключением некоторых периодов (например, - 1977 года ), занимали болгарские гимнастки. Представительницы других государств реально могли претендовать лишь на отдельные серебряные, а чаще бронзовые медали. Картина сильно поменялась со времени развала СССР в 1991 году и появлении на карте мира новых независимых государств. Начало 90-х годов 20-го века можно считать одновременно расцветом украинской художественной гимнастики и крахом болгарской и российской школ. Однако, если российская художественная гимнастика к началу 21 века возродилась с новой силой, то болгарские спортсменки так и не смогли выйти из кризиса. В настоящее время (2011 год ) практически безраздельное лидерство принадлежит российским гимнасткам. Существенные результаты показывают также спортсменки Украины , Белоруссии , Азербайджана .

Нельзя не отметить популярность этого вида спорта в таких странах как Испания , Канада , Италия , Япония , Франция , Израиль . Вряд ли можно говорить о существовании собственных школ и стилей художественной гимнастики в этих странах, но отдельным талантливым спортсменкам время от времени удаётся потеснить с пьедестала признанных лидеров.

Художественная гимнастика в России

В России художественная гимнастика небезосновательно считается одним из популярнейших видов спорта. Нет города или крупного посёлка городского типа, где бы ни занимались этим спортом. Неспроста на летних олимпийских играх большинство чемпионов по художественной гимнастике - россиянки. Их имена знакомы нам и всему миру: Алина Кабаева, Юлия Барсукова, Ирина Чащина, Евгения Канаева, Дарья Дмитриева, Дарья Кондакова и другие, не менее достойные спортсменки.

Особенности спорта

Тренировки гимнасток младшего возраста ограничиваются несколькими часами в день. Старшего возраста - доходят до четырнадцати часов в день. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-23 лет, и только единицы продолжают соревноваться в более старшем возрасте.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой , то художественная - более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес , поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике и в фитнес-аэробике большинство участниц - бывшие гимнастки.

Судейство

Нельзя не отметить тот факт, что художественная гимнастика, точнее, оценка результатов выступлений - вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьёзные скандалы и даже дисквалификации судей из-за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко . Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства (подобно тому, как это сейчас происходит в фигурном катании ) или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Допинг

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают, конечно же, не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток - лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты - мочегонные средства (диуретики ), которые, в свою очередь, запрещены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) .

Лучшие гимнастки России


Алина Кабаева – заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, родилась в Ташкенте в 1983 году. Является победительницей Олимпийских игр в Афинах, которые проходили в 2004 году. В 2000 году Алина принимала участие на Олимпийских играх в Сиднее и заняла 3 место, получив бронзовую медаль. На данный момент Алина Кабаева является двукратной абсолютной чемпионкой мира, пятикратной чемпионкой Европы и шестикратной чемпионкой России. Она получила орден дружбы за заслуги перед своей родиной 4 степени.
Первый свой чемпионат Европы она выиграла после 2 лет тренировок в сборной России, на тот момент девочке было всего 15 лет, и уже через год в 1999 году стала Чемпионкой мира.

Ляйсан Утяшева заслуженный мастер спорта России по художественной гимнастике. Эта спортсменка много раз побеждала международные соревнования, показывая превосходную технику выполнения. На сегодняшний день она является шестикратной чемпионкой Европы и чемпионкой мира. В 2002 году Утяшева стала чемпионкой Европы в командном зачете, а так же обладательницей Кубка мира.
Родилась юная спортсменка в поселке Раевский Альшеевского района, в семье историка и библиотекарши в 1985 году. Заниматься художественной гимнастикой она начала в 1994 году, а в 1999 стала мастером спорта России, после чего и началась ее успешная карьера.

Ирина Чащина - серебряный призер Олимпийских игр, а так же заслуженный мастер спорта. Заниматься гимнастикой девочка начала в 6 лет, еще она очень увлекалась музыкой, но со временем полностью перешла на художественную гимнастику и стала участвовать в индивидуальных упражнениях. Когда Ирине исполнилось 12 лет, она стала входить в сборную России по художественной гимнастике и постоянно участвовать на соревнованиях и ездить на сборы, которые проходили в Москве. На Олимпиаде в Афинах спортсменка стала обладательницей серебряной медали в разделе многоборья. За время своей спортивной карьеры Ирина завоевала огромное количество престижных наград и медалей в разных категориях художественной гимнастики.

Ольга Капранова – многократная чемпионка Европы и мира имеет титул заслуженного мастера порта России по художественной гимнастике. Ольга пришла в спорт в возрасте 7 лет и с того времени добилась высочайших результатов, пик карьеры гимнастки начался с 2003 года, в то время она была одной из лучших гимнасток в сборной, претендуя на 1 место. Ольга Карпанова является десятикратной чемпионкой мира. Самый тяжелый период своей карьеры спортсменка переживала в 2009 году, когда у нее были превосходные достижения, сменяемые серьезными провалами и неудачами, это подтолкнуло ее к завершению своей карьеры и переходу на тренерскую деятельность.
Родилась выдающаяся спортсменка 6 декабря 1987 года в городе Москва. С самого начала своей спортивной карьеры девочка просто влюбилась в художественную гимнастику и поставила перед собой самые трудные цели по достижению лидерства в этом тяжелом спорте.

Вера Сесина - заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, родилась в 1986 году 23 февраля. Выступая в индивидуальных упражнениях, девочка добилась очень высоких результатов. В 2002 году она завоевала 3е место на Кубке мира. В 2005, 2006 она занимала первые места на Чемпионате Европы в разных номинациях. В 2007 стала чемпионкой мира по командному зачету и серебряным призером в многоборье. Первое знакомство с художественной гимнастикой произошло в семилетнем возрасте, когда она начала заниматься в родном Свердловске, но уже в 2001 году спортсменка стала жить и тренироваться в Москве под предводительством знаменитого тренера И.А. Венер.

Мужская художественная гимнастика

Несмотря на свой статус непризнанного вида спорта, мужская художественная гимнастика существует сразу в двух вариантах. За звание пионера в развитии этого направления борются Испания и Япония . Но их варианты мужской гимнастики принципиально разнятся.

В испанском варианте никто и ничего не обустраивал специально под мальчиков, тут мальчики подстраиваются под правила, написанные для девочек. Набор предметов тот же – обруч, мяч, булавы, лента, – критерии оценивания те же. С 2005 года на национальных чемпионатах Испании мальчики допускались к участию вместе с девочками. Это было возможным, поскольку не существовало положения, запрещающего проводить подобные соревнования. Согласно регламенту, каждое автономное сообщество имело право представить 10 участников: 8 девочек-гимнасток + 2 открытые категории, в которую попадали мальчики или гимнастки из других стран. То есть, дискриминация происходила и тогда – оба места в открытой категории могли занять иностранные девочки-гимнастки. Когда же в 2009 году Международная федерация гимнастики официально заявила, что художественная гимнастика – женский вид спорта, где не прописаны правила для участия мужчин, испанские гимнасты начали борьбу за равноправие и восстановление справедливости. Результатом стало решение Федерации гимнастики Испании провести первый национальный чемпионат по художественной гимнастике среди мужчин. На международных соревнованиях гимнасты соревнуются в одной категории с девочками. Так, например, на турнире в Париже 2011 года испанский гимнаст Рубен Ориуэла обыграл девочек из Украины, Болгарии, России…

Рубен Ориуэла заслуживает особого внимания. Он – первый чемпион своей страны, гордость и «отец» испанской мужской художественной гимнастики. Именно по его инициативе и при его активнейшем участии в 2009 году гимнасты добились проведения первого чемпионата среди мужчин.

В отличие от испанской, японская гимнастика мало похожа на привычную нам художественную гимнастику. Здесь спортсмены соревнуются по своим специальным правилам, одеты они не в лосины, а в брюки, и, судя по их сумасшедшим выступлениям, девочкам тут не место.

Японская ритмическая гимнастика представлена в двух дисциплинах – групповой и индивидуальной. Группы состоят из шести человек и выполняют упражнения без предметов. Индивидуальные гимнасты выступают с предметами, но не такими, как в художественной гимнастике. Это кольца, трость, булавы (тяжелее и больше, чем у девушек) и скакалка. В мужской ритмической гимнастике делается акцент на скорости, силе, координации. В индивидуальной программе все это выглядит как «суровая» художественная гимнастика с элементами акробатики – без намека на изящность, грацию, без красивых перекатов предмета и элементов на гибкость, зато с демонстрацией невероятного владения тела. Выступления в групповой программе производят сильное впечатление – гимнасты выделывают такое, от чего захватывает дух и становится страшно за их здоровье. Например, в течение 30 секунд спортсмены аккуратно выстраиваются в пирамиду, а потом за секунду падают с нее на ковер под углом в 90 градусов.

Впервые японскую ритмическую гимнастику продемонстрировали на Кубке мира в 1986 году в качестве показательного выступления. Со временем этот вид спорта становился все популярнее в Японии и распространялся в другие страны. В 2005 году для развития мужской ритмической гимнастики в России Ирина Винер пригласила японского тренера. Под его руководством готовился к чемпионату мира Александр Буклов – первый российский чемпион мира по мужской ритмической гимнастике.

Если вам необходимо знать точную дату и место официального возникновения художественной гимнастики то это 3 сентября 1934 года, когда в Ленинграде Институт физической культуры имени Лесгафта открыл Высшую школу художественного движения. Но подоплёки данного события возникли несколько раньше.

Занятие в Высшей школе художественного движения 1935 год.

Почти за век до этого, в 1839 году, в центре мира того времени — Париже, состоялось открытие курсов сценической выразительности Франсуа Дельсарта. Этот педагог дал словесное описание и классифицировал движения актрисы (танцовщицы), с помощью которых она выражает различные эмоции. Так, например, для рук было определено 243 разновидности движения, каждое что-либо обозначающее. По его мнению, выразительный танец обязательно:

  1. Задействует как можно больше суставов человеческого тела, а движения вытекают одно из другого, таким образом, «рассказывая историю» героя танца;
  2. Содержит понятную зрителю связь, между переживанием человека на сцене и его телодвижениями;
  3. Насыщен противопоставленными движениями. Сейчас это называют разноименным положением рук и ног.

Несколькими десятилетиями спустя Жорж Демени стал преподавать искусство танцевальной гимнастики во Франции. Его вклад заключается в научном обосновании пользы для физического здоровья от упражнений на расслабление и растягивание мышц, работы с предметами, динамических движений. Он установил принципы, которые сейчас стали нормой физического воспитания:

  1. При изучении упражнений нужно начинать с более простых и постепенно переходить к более сложным, от неизвестных к известным;
  2. Движения физических упражнений должны быть плавными и естественными, резкие и отрывистые нужно исключать;
  3. Также, стоит исключить статические упражнения и больше практиковать динамические;
  4. Динамические упражнения должны выполнятся с полной амплитудой;
  5. Мышцы, которые ну участвуют в упражнении должны быть расслаблены.

Тренировки для девушек проходили под музыку из классических произведений, а спортсменки выполняли элементы с булавами, палками и венками - прототипами современных снарядов художественной гимнастики.

На многие танцевальные направления, в том числе и на художественную гимнастику, повлияло появление свободного танца американской артистки Айседоры Дункан. Её главный посыл заключался в отказе от заученных классических элементов в пользу импровизации, произвольных (но красивых) движений, заимствовании пластики, форм и нарядов античного танца. Артист сначала должен услышать музыку, а потом выразить её телом. В художественной гимнастике закрепились базовые элементы свободного танца: прыжки, различные виды бега, ходьба, волнистые и пружинистые движения в сочетании с движением рук и корпуса. Впоследствии Дункан приехала в Россию и основала школу художественного движения в Москве (1921 год).

В 1905 году в Женеве под влиянием нового направления Айседоры Дункан, появились курсы ритмической гимнастики (ритмики) под руководством Эмиля Жака Далькроза. Опыт Далькроза перенял Сергей Волконский и в 1912 году открыл курсы ритмической гимнастики в Петербурге

В 1913 году (Александра Семенова-Найпак, Елена Горлова, Роза Варшавская и Анастасия Невинская) стали педагогами в Высшей школе художественного движения в Санкт-Петербурге. С 1917 года при заводах, производствах и техникумах активно формируются группы женской гимнастики.

Вербова Зинаида в окружении своих воспитанниц. 1923 год.

Через 4 года были выпущены первые(Ю. Шишкарева, Т. Варакина, А. Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова, С. Нечаева) . На следующий год, в 1939 их силами были организованны первые соревнования по художественной гимнастике. Участники (студентки института и представители спортивных обществ "Буревестник", "Пламя", "Каучук", "Строитель"). Апрель 1941-ого стал месяцем проведения первого чемпионата Ленинграда по художественной гимнастике, а в июне началась Великой Отечественной войны.

В военное время развитие спорта в СССР остановилось, многие преподаватели и студенты ушли на фронт, не все вернулись. Однако уже в 1947 году в Таллине был проведён конкурс по художественной гимнастике, на котором участницы показывали вольные выступления. На следующий год в Тбилиси был проведён конкурс гимнасток по обязательным упражнениям без предмета с элементами акробатики. Победители определялись по командному зачёту без проведения личного первенства. Личное первенство стало выделяться на чемпионате СССР 1949 года в Киеве, его выиграла Л. Денисова. В это время идёт активное формирование и развитие программы выступления, утверждение правил соревнований, введение Единой классификации по которой для присвоения каждого гимнастического разряда нужно было выполнить программу состоящую из упражнений без предмета, с предметом, выбранным по жребию, акробатических элементов и гимнастического прыжка.

Классификация постоянно изменялась, но уже в 1954 году появились первые мастера спорта по художественной гимнастике в мире. С этого момента советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями, первоначально в ФРГ, Югославию, Бельгию, Чехословакию и Францию. Этот вид спорта начинает активно набирать популярность за границей, и в 1960 году проходят первые международные соревнования по художественной гимнастике среди команд Чехословакии, Болгарии и СССР в городе София.

Первым мастером спорта по художественной гимнастике стала Лилия Назмутдинова из г. Свердловск на чемпионате СССР в Ярославле в 1954 г.

Через 3 года из Всесоюзной секции художественной гимнастики была образована Федерация художественной гимнастики СССР. Тогда же, прошёл первый Кубок Европы, победительницей которого стала Людмила Савинкова. По завершению турнира выяснилось, что участие принимали не только европейские страны, что позволило считать эти соревнования первым чемпионатом мира по художественной гимнастике. Вплоть до 1991 года чемпионаты мира стали проводится раз в 2 года, с 1992 он стал ежегодным.

Со временем самый эстетичный спорт развивается, правила совершенствуются и в 1967 году в Копенгагене прошёл первый чемпионат мира, на котором учитывались групповые упражнения. В 1978 г. учреждается регулярный чемпионат Европы по художественной гимнастике, сначала проходящий, как и чемпионат мира, раз в два года, а с 1992 — ежегодный.

После московской олимпиады 1980 года Международный олимпийский комитет включает художественную гимнастику в программу следующих Олимпийских игр. Таким образом, в 1984 году в Лос-Анжелесе прошли первые олимпийские соревнования по художественной гимнастике, но только по индивидуальным упражнениям. С 1996 года, с Олимпийских игр в Атланте, в программу соревнований был включён и групповой зачёт.

Отдельного упоминания заслуживает Кубок мира по художественной гимнастике, проходивший в Токио в 1985 году. Тогда впервые в истории выступила мужская команда в этом виде спорта. Западным гостям этот перфоманс не особо пришёлся по вкусу, а вот японский зритель был в восторге. Вскоре был учреждён отдельный чемпионат по мужской гимнастике, на котором россияне появились только в 2005 году, завоевав сразу 5 медалей.

Хоть художественная гимнастика и считается исключительно женским спортом, у её истоков стояли мужчины: Далькроза, Демени и Дальсарт. Их взгляды на искусство танца нашли большую популярность в России, что не удивительно: Россия всегда славилась сильной школой классического танца и балета и красивыми женщинами. Советский Союз активно поддерживал художественную гимнастику как внутри страны, так и на международном уровне. Результатом стало включению этого спорта в программу Олимпиады. Теперь мы можем гордиться, что художественная гимнастика это единственный вид спорта, который Россия подарила Олимпийским играм и до сих пор удерживает в нём абсолютное лидерство.

Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч, скакалка, лента, булавы), так и без него. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём регулярных тренировок и под контролем хорошего тренера.

История возникновения и развития художественной гимнастики

Художественная гимнастика считается молодым видом спорта, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца. Объединение всех этих стилей в один дало мощный толчок для появления художественной гимнастики.

В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Позже весь советский спорт и художественную гимнастику ждал застой в развитии из-за Великой Отечественной Войны. Но уже в 1945 году была создана первая секция художественной гимнастики, позже преобразованная в федерацию СССР. Дальнейшее развитие художественной гимнастики происходило с неимоверной скоростью, охватывая всё больше и больше участниц.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начинают проходить ежегодно. Позже появились Кубок СССР (1965) и всесоюзные детские соревнования (1966).

После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.

В 1960 году в Софии прошла первая официальная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В этом же году в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям.

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. С 1984 года начинается Олимпийская история художественной гимнастики.

Правила художественной гимнастики

Как говорилось выше, выступления могут проходить с предметами или без, но в последнее время на соревнованиях мирового класса выступления без предмета не проводятся. В групповых упражнениях одновременно должны использоваться один или два вида предметов.

Все упражнения идут под фонограмму. Выбор музыки целиком зависит от пожеланий гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров.

Выступления по художественной гимнастике оцениваются по двадцатибалльной системе. Оценивают выступления три бригады судей:

  • Трудность (D) оценивают две подгруппы судей — D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2.
  • Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи.
  • Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они снимают очки за ошибки.

На любых соревнованиях обязательно присутствует судья-координатор, который следит за формальной стороной выступления.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Предметы для художественной гимнастики

Скакалка Бывают пеньковые или синтетические скакалки. Скакалка должна быть пропорциональна росту гимнастки и не должна иметь никаких ручек, вместо них на концах завязывают один или два узла.

Обруч для художественной гимнастики.Бывают деревянные или синтетические обручи. Внутренний диаметр должен быть от 80 до 90 см, а минимальный вес — 300 гр.

Мяч для художественной гимнастики.Бывают резиновые или синтетические мячи. Диаметр мяча примерно равен 18-20 см. Вес должен быть не менее 400 гр.

Булавы для художественной гимнастики (булавы чакот).Изготавливаются из пластика или каучука (ранее гимнастки пользовались деревянными булавами). В булавах разрешено использовать бархатные ручки. Длина булав должна быть в пределах 40-50 см.

Выступление с лентой в художественной гимнастике. Сама лента может быть атласной или из другого похожего материала. Длина не менее 6 м (сделана из одного куска). Вес не менее 35 гр. Палочка может быть изготовлена из дерева или пластика. Ее длина должна быть от 50 до 60 см, а диаметр — 1 см в самом широком месте.

Соревнования по художественной гимнастике

  • Олимпийские игры - самое престижное международное соревнование, проводится один раз в четыре года.
  • Чемпионат Мира по художественной гимнастике — международное соревнование, которое проводится с 1963 года (один раз в два года).
  • Чемпионат Европы по художественной гимнастике — международное соревнование, проводимое Европейским гимнастическим союзом (UEG). Первый чемпионат состоялся в 1978 году.
2016-06-30

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Художественная гимнастика".