Низкие зарплаты привели к дефициту учителей в половине российских школ. Вон из школы! Дефицит учителей становится национальной бедой

На состоявшемся недавно заседании правительства РФ министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что дефицит учителей в российских школах составляет более 17 тысяч человек, в основном не хватает педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре. При этом он добавил, что дефицит учителей существенно сократился по сравнению с предыдущими годами.

Заявление министра о том, что дефицит педагогов сократился, конечно, радует. Но в то же время тревожит то, что не хватает именно «англичан» и физруков. Никто не сомневается, что для полноценного развития ребенка нужно разностороннее образование, но не зря же несколько лет назад физкультура и иностранный язык стали преподаваться в общеобразовательных школах не по два часа в неделю, а по три. «Физра» - это основа закладки здоровья будущего гражданина, а без «языка» при современной глобализации всего и вся просто никуда.

Да дело даже не в этих предметах. В нашей стране в этом году начался демографический подъем, и в школы пришло большее количество первоклассников по сравнению с предыдущими годами. «С этого года количество первоклассников будет только расти», - считает министр образования и науки. По данным Минобраза, в России действует 102,153 тысячи учебных заведений, в которых обучается свыше 30 миллионов ребят, в новом учебном году в российских школах будет обучаться более 13 миллионов учеников, из них более полутора миллионов - первоклассники. А эти цифры означают, что с годами потребность в предметниках только увеличится! По данным ведущего российского эксперта в области образования Сергея Комкова, нехватка учителей в регионах уже составляет около 40%.

По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России – низкая зарплата. Неудивительно, что официально до 70%, а неофициально 90% выпускников педагогических вузов идут работать не по специальности – менеджерами, официантами, экскурсоводами и пр. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее. И это при том, что многие из них образование получают за счет бюджетных средств. «Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных регионах очень велики, – пояснил директор московского центра образования «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.– Самые высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям платят мало».

Следует поправить известного педагога: в большинстве регионов учителям платят копейки. «Чаще всего, чтобы выжить, учитель набирает по полторы, по две ставки, – отмечает Сергей Комков. – От этого страдает качество преподавания. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит». А в это время весь мир идет по пути повышения качества среднего образования. Там давно сократили нагрузки на учителя и количество учащихся в классах. У нас же размер зарплаты педагога пока напрямую зависит от числа детей в классе. Между тем, в «Рекомендации о положении учителей», принятой ЮНЕСКО еще в 1966 году, прямо сказано: «Некоторые меры, направленные на решение проблемы нехватки учителей, такие, как чрезмерное увеличение наполняемости классов или учебной нагрузки, несовместимы с целями и задачами образования и наносят ущерб детям».

Еще одним негативным для российских учеников следствием низкой оплаты труда школьного учителя стало практическое отсутствие учителей-мужчин. Как можно на эти мизерные деньги прокормить семью, при этом пропадая в классе с утра до ночи? А вот до революции в России в городских гимназиях преподавали исключительно мужчины, молоденькие выпускницы педагогических училищ ехали в сельские школы. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место. Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел вести. По мнению экспертов, то, что у нашей школы женское лицо, отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполных семьях. Лишенные отцовского пригляда, не получившие мужского воспитания, они растут бесхарактерными, легко поддаются влиянию и в результате зачастую оказываются изолированными от общества.

Между тем нехватка преподавательских кадров – общемировая проблема. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Но, тем не менее, развитые и не очень страны пытаются исправить ситуацию, вкладывая в образования достойные средства. Россия же остается одной из самых отсталых стран в области образования. Несмотря на рост инвестиций в образование за 10 первых лет нового столетия, расходы на образование в России составляют лишь 5,5% ВВП по сравнению с 6,3% в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (большинство из них - члены Евросоюза). При этом только 43% всех расходов на образование в России направляется на развитие начального, среднего и среднего специального образования. Для сравнения: Куба, открывающая мировую десятку стран с высокими показателями затрат на образование, тратит на образование 13,3%, а Тунис, эту десятку замыкающий – 7,1%.

Вне всяких сомнений, финансовое обеспечение нашего образования оставляет желать лучшего, увеличение зарплат учителям – дело государственной важности. Но есть еще один аспект проблемы. Потерян престиж профессии школьного учителя. Вспомните старые добрые фильмы: «Сельская учительница», «Весна на Заречной улице», не говоря уж о «Большой перемене». В них отражалась действительность, в которой школа была центром общения, а учитель - непререкаемым авторитетом. Теперь - в тех же телевизионных сериалах – пропагандируются совсем другие профессии. Не пойдут молодые специалисты в школу, пока какой-то сопливый первоклашка будет называть свою Первую учительницу презрительно «училка»!

Комментарии 4



Ситуацию с подготовкой учителей государство упустило давно и на всегда.


17 октября Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в РФ».

Серьезным изменениям отечественная система образования не подвергалась с послереволюционных времен. За исключением, пожалуй, небольшого новшества, когда в 80-х годах к числу обязательных предметов была добавлена информатика, страна училась по правилам, написанным Луначарским под руководством Троцкого. И вот – свершилось.

Новый закон еще на этапе разработки и общественного обсуждения оброс разного рода слухами и страшилками. Чем только не пугали общественность – говорили, что бесплатными останутся всего три предмета (один из которых физкультура), а за остальное придется платить; утверждали, что школы будут приватизированы и превратятся в частные заведения, а половина педагогов останется без работы.

Так вот – ничего подобного в новом законе нет. По крайней мере, так заявил депутатам министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Более того, новые правила расширяют госгарантии бесплатности образования, а количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах общего школьного образования не уменьшается, а увеличивается. Причем теперь право на бесплатное образование за счет государства получают и учащиеся негосударственных учебных заведений. В будущем законе также четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и так далее.

Отдельное внимание в новом законе уделено профессионально ориентированному образованию. Не секрет, что за пределами МКАДа кадровики со слезами на глазах предлагают рабочие специальности молодым людям с дипломами юристов и экономистов. А те соглашаются, потому что при выборе специальности в вузе не учли потребностей рынка труда. Теперь образование «ради корочки» уходит в прошлое. Законопроект обеспечивает доступность и бесплатность среднего профессионального образования для каждого гражданина. В рамках среднего профессионального образования предусматривается подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и подготовка специалистов среднего звена. А для организаций-работодателей законом вводится институт целевого обучения, когда предприятия оплачивают обучение специалиста, а затем трудоустраивают его. Это своего рода альтернатива советской системе послевузовского распределения. Предусматривается и интеграция российской системы образования в международную с целью признания дипломов отечественных вузов за рубежом.

Фактически закон устанавливает непрерывную систему образования, включающую в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее. Вся эта система в совокупности призвана дать возможность каждому человеку повысить свой профессиональный уровень на протяжении всей жизни.

Несмотря на то, что в законопроекте учтены более 20 тысяч замечаний и предложений, внесенных педагогами и общественностью за два года его публичного обсуждения, по мнению депутатов он нуждается в доработке и конкретизации отдельных положений. В окончательном варианте законопроект планируется принять уже к концу года, чтобы он заработал с 1 января 2012г.
Источник http://knigazeta.ru/materials/106

Российские школы сегодня испытывают нехватку учителей математики, иностранного и русского языка, а также начального образования. Почти половина педагогов из более трех тысяч опрошенных сообщает о нехватке в их школе одного или нескольких учителей-предметников. Несмотря на то, что все ставки формально заняты, один человек может преподавать совершенно разные предметы. Это показал мониторинг, проведенный экспертами ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования».

«Российская школа непрерывно занимается латанием кадровых дыр, – считает член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу».

Так, 39% педагогов сообщают о нехватке в их школе учителей по иностранному языку, 30% – по русскому языку и литературе, 26% – по начальному образованию. О том, что приходится работать в условиях дефицита учителей алгебры, геометрии, начального анализа, сообщают четверо из десяти педагогов.

«В результате получается, что учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе, – пояснила Духанина. – А ведь математика закладывает основы логического мышления, развивает пространственное воображение и навыки стратегического планирования, и пробелы, которые образовались в 5-м классе, неизбежно скажутся в старших классах».

О дефиците учителей математики в ходе круглого стола «Зарплата и нагрузка учителя», состоявшегося 6 июля 2018 г. на площадке Народного фронта, говорила и директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Она отметила, что в сложившихся условиях заниматься цифровизацией школ будет просто некому.

В сельских школах дефицит предметников ощущается еще острее. Об этом сообщает более половины опрошенных педагогов. По их словам, больше всего не хватает учителей по математике, физике, русскому языку и химии.

Также в российских школах сохраняются проблемы повышения среднего возраста учительского корпуса и сокращения общей численности учителей, острая нехватка молодых кадров. Педагоги пишут: «В начальной школе проблема с кадрами. Учителя увольняются в течение года, приходится их заменять. Проводишь пять уроков в одну смену, пять – в другую. А дома тебя еще ждут тетради, которые нужно проверить» (г. Ульяновск); «2/3 учителей – пенсионеры, но вынуждены работать, так как их некем заменить, да и на одну пенсию не прожить» (г. Великий Новгород); «Огромная нагрузка, нет возможности полноценно отдохнуть после рабочего дня, отказаться от нагрузки тоже возможности нет, так как не хватает учителей в школе» (г. Иваново); «Большая нагрузка из-за нехватки кадров и низкой оплаты за одну ставку» (г. Златоуст, Челябинская область).

Учителя также сообщают о случаях, когда формально ставки закрыты, но предметы на должном уровне не ведутся: «В начальной школе один учитель ведет одновременно физкультуру и музыку» (с. Домна, Забайкальский край); «Из-за нехватки часов по профилю догружают часами домашнего обучения не по профилю, например, информатик ведет историю, биологию» (с. Манчаж, Свердловская область).

Ранее опрос более двух тысяч учащихся в возрасте от 13 до 18 лет, проведенный ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования», показал, что каждый третий школьник считает, что ему не хватает глубоких знаний по предметам, чтобы стать успешным после окончания школы. Многие учащиеся связали это с недостаточным профессионализмом учителей.

Проблема с предметным преподаванием – далеко не единственная для российской школы. Многие педагоги также не владеют достаточным объемом знаний в области воспитания. Таковы результаты еще одного мониторинга ОНФ «Воспитательная деятельность в образовательных организациях», проведенного в мае 2018 г. при участии более тысячи педагогов, 450 из которых – школьные учителя. Почти треть респондентов призналась, что в их образовательной организации воспитательная работа ведется «для галочки».

В части воспитания некоторые и вовсе полагаются только на семью или близкий круг общения ребенка. 73% педагогов сообщили, что для решения ряда проблем, связанных с воспитанием, им требуется дополнительная информация, консультация или помощь. При этом почти 14% не обсуждают их с коллегами: не хватает времени или доверия. В 2017 г. в ходе опроса ОНФ более половины из 600 учителей признались, что владеют лишь отдельными приемами реализации современных образовательных стандартов, а в целом все преподают как раньше.

«Сегодня возникла необходимость коренных изменений кадровой политики в сфере образования. Без этого будет невозможно выполнить пункт «майского указа» президента РФ о выведении российской школы в десятку лучших, – отметила Духанина. – Одним из инструментов решения этой проблемы должна стать национальная система учительского роста, введение которой обсуждается уже несколько лет. При этом как в образовательном стандарте есть требования к условиям образования, так и в национальной системе учительского роста должны быть предусмотрены требования к той среде, в которой работает учитель».

По ее словам, важно, чтобы эти требования – по количеству времени, отводимому на методическую работу, по наличию профильной литературы, по возможности проходить эффективные курсы повышения квалификации – были обязательными для исполнения органами управления образованием.

«Сложно ждать от педагога методического роста, если он вынужден вести непрофильные предметы, работая при этом на полторы-две ставки. При этом необходимо следить за тем, чтобы внедрение системы не привело к автоматическому увеличению бюрократической нагрузки учителя. Иначе вместо помощи будет оказываться дополнительное давление», – заключила Духанина.

Начался с плохой новости. И так напряженная ситуация на рынке учителей, скорее всего, в ближайшие годы обострится в беспрецедентном масштабе. Миграция, динамичное повышение рождаемости требуют больше персонала, но многие учителя в настоящее время выходят на пенсию, а из университетов приходит слишком мало новых. Рассказывает Наталья Маурер.

Родители, ученики и педагоги Германии бьют тревогу. Катастрофическая нехватка учителей на начало нового учебного года ведет к серьезным пробелам в образовании. Больше всего учителей недостает в начальных и средних школах. На сегодняшний день это почти 40.000. «Эта худшая ситуация за последние 30 лет», - сказал президент ассоциации учителей Германии (Deutsche Lehrerverband (DL) Хайнц-Питер Майдингер. В результате, сильно увеличилось количество учеников в классах, а по некоторым предметам в аттестатах даже нет оценок, так как в течение года из-за отсутствия преподавателей по данному предмету вообще не проводились занятия.

Пробелы в знаниях практически невозможно заполнить в будущем, потому что в новом учебном году будет также некому заниматься с учениками дополнительно. Родители и дальше будут вынуждены платить за дополнительные занятия вне школы. Для страны без природных ресурсов, в которой самым важным являются образование и инновации, такая ситуация абсолютно неприемлема. Отмене занятий сегодня не радуются даже ученики.

Дефицит учителей будет расти В будущем ситуация с нехваткой педагогов станет еще более драматичной. По информации международного фонда Бертельсманн (Bertelsmann Stiftung), к 2025 году в Германии ожидается на один миллион школьников больше. «Никто не рассчитывал на такое большое количество школьников», - сказал член правления Фонда Йорг Драгер. Основная причина - это миграционная волна 2015 года. В связи с неожиданным приростом населения к 2025 году будет необходимо построить 2.400 новых детских садиков и начальных школ, а потом, соответственно, и средних школ. Расходы государства на образование, по мнению фонда, к 2030 году должны увеличиться на 4,7 миллиардов евро. Данные для составления прогноза фонд Bertelsmann взял из статистики рождаемости за 2016 год.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105.000 учителей начальной школы, однако университеты в состоянии подготовить за этот период всего 70.000 молодых специалистов, что приводит к дефициту в 35.000 учителей начальных классов. Ситуация с воспитателями в детских садах ни чуть не лучше. К 2025 году в стране будет не хватать более 300.000 воспитателей.

Новый эксперимент Обучение преподавателя - это длительный процесс, поэтому министерство образования старается решить проблему нехватки учителей привлечением в школы специалистов из других отраслей, так называемых Quereinsteiger. Это люди, изучавшие в институте математику, информатику, химию, биологию, спорт или музыку, не имеющие педагогического образования, но желающие работать в школе. Мотивы у всех разные: кто-то потерял работу и не может найти новое место, кто-то недоволен зарплатой и надеется, работая на государство, заработать побольше денег, кто-то хочет радикально сменить профессию и работать с людьми. Количество учителей -"непедагогов" в школах постоянно увеличивается, например, в Берлине в 2017 году оно составляло уже 41%.

Акция протеста учителей в Берлине

Преподавать в школе и параллельно изучать вечерами или по выходным педагогику, психологию и методику преподавания довольно тяжело. А вероятность того, что и эта профессия принесет разочарование очень высока. Большая нагрузка и при этом невысокая зарплата по сравнению с педагогами, закончившими педагогические вузы, часто не соответствуют первоначальным ожиданиям «новых» педагогов. Они чувствуют себя людьми «второго класса» и поэтому выходят на улицы с акциями протеста. Одна из таких акций протеста прошла в Берлине, учителя требовали одинаковую оплату труда, за одинаковую работу (Gleicher Lohn für gleiche Arbeit!). Пока сложно сказать, как этот эксперимент отразится на качестве школьного образования, но в любом случае лучше, когда хоть кто-то преподает, чем полная отмена уроков.

Парадокс системы В то время, как в стране не хватает огромного количества учителей, более 5.000 преподавателей, окончивших педагогические вузы, работают по временным контрактам. Школы принимают их на работу к началу учебного года, а перед летними каникулами снова увольняют, чтобы не платить зарплату за 6 недель каникул. Только земля Баден-Вюртемберг экономит на этом 12,5 миллионов евро в год. В результате, учителя становятся на этот период безработными и не имеют права на пособие по безработице, так как для этого надо проработать полные 12 месяцев. Учителя могут рассчитывать только на социальную помощь Hartz IV (социальная помощь для граждан, находящихся длительное время без работы, введенная в 2002 году). Но получить ее не так просто, необходимо пройти длительную бюрократическую процедуру, поэтому не все временно безработные учителя обращаются за ней на биржу труда, и реальное количество увольняемых на время летних каникул много больше.

Хорошо, если учитель уже в конце учебного года знает, что в начале года снова получит работу. Информацию о том, сколько рабочих часов ему предоставят и какие предметы будет преподавать, школа выдает непосредственно перед началом занятий. В такой ненадежной ситуации, чтобы не остаться совсем без работы, учителя вынуждены параллельно искать место в других школах. В некоторых учебных заведениях из-за этого постоянно меняются преподаватели. Каждый учитель использует свой метод преподавания, детям снова и снова приходится привыкать как к новому человеку, так и к новому методу преподавания. Государство экономит - дети страдают.

Временные контракты не дают преподавателям возможность отложить деньги, брать кредит в банке, планировать семью. Неудивительно, что все меньше и меньше молодых людей хотят работать в школе. Ситуация усложняется также большим количеством мигрантов, дети плохо владеют немецким языком, поэтому работать в начальной и общеобразовательной школе намного сложнее, чем в гимназии. Неудивительно, что все стремятся работать именно в гимназии, там проще работать и больше платят. Раньше в гимназии, как правило, принимали преподавателей только с очень хорошими оценками в дипломах, опыт работы не имел при этом большого значения. Сейчас же из-за дефицита кадров планка немного снизилась, и в этом году уже и у учителей со средними оценками появилась возможность получить место в гимназии. Многие учителя воспользовались этой возможностью и перешли из средней школы работать в гимназию. Снизив планку для квалификации преподавателей, гимназии тем самым решили проблему дефицита кадров.

Например, за пять лет обучения в Friedrich-Ebert-Gymnasium в Гамбурге, у нашей дочери сменилось шесть классных руководителей, и почти каждый год меняются учителя по основным предметам (математика, немецкий и английский языки). Если в начале на родительских собраниях родители приветствовали нового учителя улыбками и аплодисментами, то теперь мрачно стучат по деревянному столу, боясь сглазить, ведь впереди еще целых четыре года. В этом году в гимназию пришло много новых учителей из средних школ, поэтому есть надежда, что ситуация улучшится.

Роль учителя в эпоху дигитализации Технологический прогресс и дигитализация происходят сегодня настолько быстро, что обычные учителя за ними просто не успевают. Один из критиков немецкого образования Рихард Давид Прехт считает, что намного продуктивнее будет привлекать в старшие классы средней школы и в гимназии настоящих специалистов. Тех, кто использует физику, математику, химию, биологию и другие науки на производстве или в исследованиях. «На уроках математики сегодня три ученика из тридцати знают математику лучше преподавателя, в то время как остальные не понимают материал вообще», - объясняет Давид Прехт.

Вместо сухих и скучных уроков математики, физики или биологии ученикам было бы намного полезнее послушать лекции настоящих специалистов своего дела. Учитель, как правило, имеет только общие теоретические знания предмета и не имеет никакого отношения к практике. Тоже самое касается и гуманитарных наук, таких как философия, история или социология. Ученые и практики специализируются на каком-то одном вопросе, изучают его глубоко и, соответственно, в отличие от учителя могут преподать ученикам актуальный интересный материал. Учитель же при такой системе образования - это скорее организатор учебного процесса, его задача - не учить детей, а предоставить им возможность послушать интересные лекции специалистов онлайн или в режиме реального времени.

Человек, рассказывающий школьникам, об интересных открытия, экспериментах или инновациях на производстве, сам не должен быть педагогом. В этом как раз и есть отличие от педагогов- Quereinsteiger, которые меняют одну профессию на другую, и в результате становятся чем-то средним: и не совсем педагог и больше не специалист в своей области.

Школе необходима реформа Острый дефицит учителей и воспитателей - это основной показатель кризиса системы немецкого образования в целом. Неудачные школьные реформы последних лет, различные системы образования в разных землях, постоянно меняющаяся длительность обучения в школе, недостаточное количество мест в педагогических университетах, наплыв мигрантов - все эти факторы сильно усложняют работу учителей и воспитателей, сильно демотивируют молодых специалистов. Совершенно ясно, что стране как можно быстрее необходим новый актуальный концепт и инвестиции в систему образования, иначе появится еще одно «потерянное поколение», неспособное найти свое место в эпоху дигитализации.

Россияне недовольны нехваткой учителей в школах

РОССИЯ/ 20 ноября/ БИ-ПОРТ – Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС подвел итоги четырехлетнего исследования отношения родителей к изменениям в системе общего образования. 86% считают качество преподавания в школах достаточно высоким, и этот показатель остается стабильным все последние годы. Но по отдельным вопросам доля недовольных выросла.

Самая тревожная тенденция, по мнению авторов исследования, - это ощутимый рост беспокойства родителей по поводу нехватки учителей, пишут «Известия» . Если в 2014 году кадровый вопрос тревожил 12% родителей, то в 2016 - 19,7%. Растет и число родителей, которых не удовлетворяет техническая оснащенность школ. С 2013 по 2016 год их доля увеличилась в полтора раза - с 8,2% до 12,1%.

Руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что увеличение доли недовольных говорит о негативной тенденции. Показатели неудовлетворенности растут именно за счет тех родителей, чьи дети учатся в образовательных организациях небольших населенных пунктов и в сельской местности, уточнила эксперт.

«В СМИ регулярно говорится о том, что учителям повышают зарплаты, что положение школ улучшается, - пояснила Клячко. - Но если население видит, что долгое время ничего не меняется, появляется недовольство. Когда вокруг много проблем, родитель рад уже тому, что ребенка просто учат. А когда ситуация выправляется, человек начинает отмечать, что нет учителя английского языка, или что в школе нет актового зала, или что в нее далеко ходить».

В 2013 году 71,7% родителей надеялись на повышение качества преподавания, обусловленное ростом вознаграждения педагогов. Однако в 2016 году участники исследования констатировали, что этого не произошло - 63,8% респондентов заявили, что увеличение учительских зарплат никак не повлияло на качество образования.

Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Shift + Enter.

    array(11) { => array(11) { ["id"]=> string(5) "34204" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(288) "Увеличение учительских зарплат не может повлиять на качество образования. Точно так же, как рост зарплат чиновников влияет только на увеличение сумм взяток." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 15:52:23" ["autor"]=> string(17) "Лилия Дик" ["email"]=> NULL ["avatar"]=> string(50) "http://cs419125.vk.me/v419125665/85c4/F4qAvi8Y46A." ["ip"]=> string(14) "178.68.115.129" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72085138" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34206" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(1099) ""Увеличение учительских зарплат" - фикция. Говорю, как муж учительницы. Увеличение учительских окладов - да, есть. За счет УМЕНЬШЕНИЯ учительских надбавок. Увеличение учительской нагрузки - тож есть. На 1.5, 1.75 ставки пашут + замены почасовые. Поэтому и на руки больше получают. Но не за 1 ставку! Т.е. тут так же, как с врачами, статистика хитро считается исходя не из ставок, а из работников: учителей и врачей не хватает, министерство и администрация заставляет оставшихся пахать за двоих, в результате умученным учителям платят больше, но и работают они больше. Увеличения зарплат на учительскую ставку НЕТ!" ["date"]=> string(19) "2017-11-20 17:38:00" ["autor"]=> string(17) "Дмитрий ©" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "83.171.104.15" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72087931" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34208" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(168) "Почему за двоих, если ставка зарплаты учителя - это 18 часов? У нас какая рабочая неделя?" ["date"]=> string(19) "2017-11-20 18:20:46" ["autor"]=> string(12) "Знайка" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "109.68.174.44" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72089253" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34209" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(303) "Отдельных учителей вообще с работы нужно гнать с волчьим билетом. Типа той учительницы истории, чей ученик вещал в Бундестаге о жалости к солдатам вермахта." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 18:22:34" ["autor"]=> string(12) "Знайка" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "109.68.174.44" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72089301" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34211" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(95) "Стране нужны только солдаты, а не образованные люди." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 21:21:12" ["autor"]=> string(12) "аноним" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "217.118.78.89" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72095142" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34213" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(475) "А вы, уважаемый Знайка, сначала проведите уроков на две ставки, 36 часов в неделю (по 6 уроков каждый день, включая субботу), вместо того, чтобы 40 часов штаны протирать. Тогда и поймете, почему ставка 18 часов. 18 часов - это только урочная деятельность, знающий вы наш." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 22:43:02" ["autor"]=> string(16) "Дмитрий©" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(12) "95.54.178.90" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72098303" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34214" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(702) "Штаны, по всей видимости, протираете Вы. В учебную нагрузку входит не только собственно проведение уроков, но и проверка тетрадей, подготовка планов и т. д. Указанная норма утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 22:53:04" ["autor"]=> string(12) "Знайка" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "109.68.174.44" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72098611" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34215" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(547) "Разумеется. Вот все остальное называется "внеурочная деятельность". Но вы-то начали вещать о 18 часах так, как будто кроме них (уроков) учителя ничего не делают. А теперь возьмите 2 УРОЧНЫХ ставки (36 часов) и прибавьте еще столько же часов внеурочной деятельности. Сколько, говорите, у нас рабочая неделя?" ["date"]=> string(19) "2017-11-20 22:55:19" ["autor"]=> string(16) "Дмитрий©" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(12) "95.54.178.90" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72098673" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34227" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(23) "Я только "за"!" ["date"]=> string(19) "2017-11-21 11:47:42" ["autor"]=> string(17) "Лилия Дик" ["email"]=> NULL ["avatar"]=> string(50) "http://cs419125.vk.me/v419125665/85c4/F4qAvi8Y46A." ["ip"]=> string(14) "178.68.115.129" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72107965" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34231" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(290) "Потому вместо школ строят военные училища, "Юнармейцы" "полководца" Шойгу штурмуют Рейхстаг, а школьники поют, что готовы умереть в последнем бою за "дядю Вову"." ["date"]=> string(19) "2017-11-21 13:14:39" ["autor"]=> string(29) "Голь перекатная" ["email"]=> NULL ["avatar"]=> string(49) "http://graph.facebook.com/100007811198904/picture" ["ip"]=> string(12) "5.142.216.55" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72110655" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34232" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(1388) "основная проблема банальна для всей страны и любой отрасли... много тех кто хотят получать ЗП и всё меньше тех, кто ХОЧЕТ работать... в школе всё меньше учителей, которые ХОТЯТ учить детей... Есть учителя, которые стараются учить, а есть те, которые на отбибись отводят уроки... например в одной школе в одном городе учителя английского, аргументируя "эт такая программа " начинают изучения языка с чтения слов и учёбы песен... итог у большей части детей знания по итогам 1-й четверти на нулевом уровне, с соответствующей оценкой в дневнике... родителям было сказано "не нравится - нанимайте репетитора" ... а тут размышляют о ЗП и нагрузках... ЗЫ.. в моё время а это начало 90-х учителя нас УЧИЛИ!!! а сейчас отводят уроки... ЗЫ.ЗЫ, не хочу ни кого обидеть, но тенденция такая..." ["date"]=> string(19) "2017-11-21 13:15:39" ["autor"]=> string(6) "Newsss" ["email"]=> string(6) "[email protected]" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "37.28.162.174" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72110727" } }

Министр Васильева решила этому не верить

На днях эксперты ОНФ обнародовали исследование, которое показало, что в российских школах наблюдается катастрофическая нехватка учителей.

В ходе опроса (участвовало более 3000 педагогов) каждый второй учитель рассказал, что в его школе не хватает одного или нескольких предметников, а каждый четвертый пожаловался на отсутствие достаточного количества педагогов младших классов. Самый большой дефицит наблюдается среди преподавателей иностранного языка, русского языка и литературы и математики. При этом в сельских школах ситуация с кадровым составом вообще приближается к катастрофической: там некому вести еще и химию с физикой, а физкультурникам приходится по совместительству обучать детей музыке.

Однако министр просвещения Васильева отреагировала на это исследование в свойственной ей манере: этого не может быть, вы все придумываете. В частности, Ольга Юрьевна заявила, что «если говорить о фактической статистике, то в последние годы дефицит в кадрах в стране не превышает одного процента вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах».

Что имеет в виду под «фактической статистикой» глава нашего Министерства просвещения, к сожалению, неизвестно. Но обычно под ней понимается реальное положение дел - а оно в нашей стране как раз полностью соответствует результатам вышеупомянутого исследования. И участники образовательного сообщества об этом хорошо знают, а министр - нет.

Другое дело, что бесконечное латание кадровых дыр в образовании привело к тому, что формально большинство ставок педагогов в школах занято. Зачастую одного и того же учителя против его воли заставляют вести совершенно разные предметы. Так, географов посылают в свободное время на уроки истории, а учителей начальной школы - вести математику у старших ребят. Острый дефицит кадров сейчас наблюдается еще и в дополнительном и дошкольном образовании, поэтому на часть педагогов навешивают также группы продленного дня. В результате нагрузка становится поистине непосильной. Нетрудно догадаться, как подобные ротации в итоге сказываются на знаниях детей...

Но это не волнует ни администрации школ, ни различные «министерства фактической статистики». Главное ведь, чтоб было гладко на бумаге. Пусть еще спасибо скажут, лентяи, что их не отсылают по вечерам в детские сады, где нехватку воспитателей и нянечек можно уже реально назвать аховой. Боюсь, что и это уже не за горами.

Достаточно поговорить с педагогами из разных российских школ, чтобы понять, что сейчас российские учителя действительно просто бегут из профессии. И эта тенденция началась не сегодня, а задолго до язвительного совета премьер-министра педагогам - зарабатывать себе на хлеб бизнесом. Не знаю, что каждый день видит в своей «фактической статистике» Васильева, но реальные учителя говорят о том, что в большинстве регионов страны их зарплаты остаются нищенскими и ни в коем разе не соответствуют майским указам. Рассказывают о непосильной нагрузке, бесконечных бюрократических заморочках и планомерной травле со стороны администрации

Практически все педагоги, с которыми мне удалось обсудить эту ситуацию, в один голос утверждают, что учителей в их школах не хватает, а многие из работающих всерьез задумываются о смене рода деятельности. Кроме того, учителя отмечают, что в учебных заведениях становится все меньше и меньше молодых специалистов - они увольняются в течение первых лет работы. Да и, что греха таить, многие учителя признаются, что отговаривают молодых коллег от работы в школе, прекрасно понимая, что их там ждет.

Все это только вершина айсберга, главная проблема заключается в том, что помимо нехватки кадров как таковой мы наблюдаем острую нехватку сильных, талантливых педагогов, способных качественно учить наших детей. И это неудивительно, ведь лучшие уходят в первую очередь. Им проще заняться репетиторством, которое ой как востребовано в нашей стране. А востребовано оно как раз во многом потому, что в наших учебных заведениях все хуже и хуже учат. Не сомневаюсь, что многие учителя в данный момент с удовольствием подались бы и в бизнес. Проблема только в том, что с частным предпринимательством дела обстоят примерно так же, как с образованием. Это обнадеживает - значит, все не сбегут...