Особенности формирования характера в детском возрасте. Как и когда происходит формирование характера у детей. Существуют ли «чистые» типы характера
Несмотря на то, что основные личностные черты проявляются только во взрослом возрасте, именно в раннем детстве закладывается так называемый психологический «фундамент».
Характер детей во многом зависит от генетических предпосылок, а также от той среды, в которой они воспитываются. Психологи уверены: если родители хотят вырастить малыша целеустремленным, доброжелательным и трудолюбивым человеком, приступать необходимо с момента его появления на свет.
Наверняка вам часто приходилось слышать такие фразы, как: «У него золотой характер», «Мужчина с сильным характером», «Она такая слабохарактерная». Что же такое характер?
С греческого это слово переводится как «чеканка, отпечаток». В психологии же характером называют комплекс качеств, личностных особенностей, по которым один индивидуум отличается от другого.
Темперамент – основа детского характера
На первый взгляд кажется, что новорожденный малыш – своего рода чистый лист, на котором родители могут «рисовать» все что угодно. Однако уже с пеленок дети отличаются друг от друга: одни крохи невозмутимы и прекрасно спят всю ночь, а другие все время кричат и устраивают маме бессонные ночи.
Уже в раннем детстве проявляется темперамент, который является основой любого характера. Под темпераментом понимаются определенные динамические характеристики психической деятельности человека: активность, уравновешенность, эмоциональность. Психологи традиционно делят темперамент на четыре типа.
- Холерик. Такие малыши с трудом переносят дискомфорт, они легко возбуждаются, раздражаются и постоянно находятся в движении (сучат ручками и ножками). Маленьким холерикам необходимо постоянное мамино присутствие. При их воспитании от родителей требуется спокойствие и хладнокровие, поскольку крохам нужно реализовать свою избыточную подвижность. На помощь придут прогулки, физические упражнения и подвижные игры.
- Сангвиник. Он подвижен, любознателен, однако в отличие от холерика более уравновешен. Спокойно относится к незнакомцам и новым ситуациям. Такие младенцы обожают занятия, игрушки и возню с мамой, а если они заплачут, то их легко отвлечь. Однако чтобы установить правильным распорядок дня, родителям нужно будет постараться.
- Меланхолик. Дети с меланхолическим типом темперамента очень чувствительны, капризны. Они часто просыпаются по ночам, довольно медленно набирают вес. Им жизненно необходимы мамина ласка, поощрение и похвала, стабильность окружающего мира.
- Флегматик. Такой младенец очень спокоен и уравновешен. Порой кажется, что его трудно расшевелить. Маленький флегматик любит поспать, редко плачет и, вообще, не требует чрезмерного внимания. Его необходимо постоянно «тормошить», возбуждать интерес к игровой и учебной деятельности. Он, как и меланхолик, чрезвычайно восприимчив к поощрениям.
Не стоит путать темперамент с характером, поскольку первый является основой, на которую надстраиваются личные характеристики.
И если темперамент изменить невозможно, то одно и то же качество вы можете развить по-разному. Например, целеустремленность может преобразоваться как в упорство, так и в упрямство и косность.
Структура характера: из чего состоит детская личность
Итак, человеческий характер – это совокупность нравственных, эмоциональных, волевых и интеллектуальных черт личности, которые формируются на основе темперамента.
Индивидуальность людей обусловлена степенью проявления этих самых черт характера. Рассмотрим их подробнее.
- Интеллектуальные черты характера – это любознательность, рассудительность, наблюдательность и гибкость ума. Если вы хотите развить в своем малыше подобные качества, обращайте его внимание на то, что его окружает: вот едет машина, лает собака, летит птица. Также читайте книжки, учите песенки и стихи.
- Эмоциональные качества очень сложно развивать при помощи упражнений, поэтому нужно с самого рождения окружать кроху положительными эмоциями. Следует учить его заботиться о домашнем животном, смотреть добрые мультики и фильмы, объяснять, что такое сопереживание, доброта и сочувствие.
- Чтобы сформировать у детей волевые качества (выдержка, целеустремленность, независимость, инициативность), научите их проявлять упорство, ставить цель и достигать ее, позволяйте им принимать самостоятельные решения. Пусть ребенок сам выбирает книжку, которую вы прочтете ему вечером, одежду, в которой он пойдет на прогулку.
- Чтобы сформировать у малыша нравственные черты характера, такие как порядочность, честность, долг, не стоит читать нотации. Лучший способ – это собственный пример. А если маленький человечек поступил неправильно, обидел кого-то, попробуйте не ругать, а обсудить ситуацию и вместе найти лучший выход.
Влияние семьи на формирование характера ребенка
Воспитание человеческого характера начинается еще в раннем возрасте, когда мама с папой вырабатывают определенные правила поведения по отношению к своему малышу.
Психологи уверены: именно семья оказывает решающее влияние на формирование детской личности и сильного характера у ребенка. Итак, что же нужно учитывать родителям при воспитании детей с самых первых дней жизни?
1. Учитывайте особенности малыша
Не следует лепить из младенца идеальный образ успешного и умного ребенка. Обязательно учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент, поскольку именно они и создают целостную личность.
Самое важное для родителей – направить свои усилия на совершенствование сильных качеств характера и смягчение недостатков. Проще говоря – нельзя выращивать из скромного романтика сильного лидера.
2. Подбирайте подходящую методику воспитания
В помощь мамам и папам разработано множество методик раннего воспитания, написано немало пособий. Вы все о них слышали: это системы Домана, Зайцева, Никитиных, Сесиль Лупан, Монтессори и многие другие.
Каждый из этих методов формирует у детей те черты характера, которые понадобятся для полноценной общественной жизни. Конечно, не обязательно пользоваться какой-то одной развивающей методикой, можно внести в нее свои собственные наработки.
Главное – не сравнивать кроху с другими детками, а окружить его вниманием и лаской.
3. Создайте индивидуальный режим
Новорожденным и младенцам требуется упорядоченный режим, соблюдение которого придаем детям спокойствие и уверенность в себе.
На самом деле ребенок до полугода еще не научился капризничать, он через крики старается донести до мамы свои потребности. А характер этих требований будет зависеть от детского темперамента.
Поэтому постарайтесь научиться предугадывать желания крохи, определить периоды его активности и сна. Правильный распорядок помогает учитывать особенности темперамента и формировать характер.
4. Учите на собственном примере
Мы уже говорили, что дети не обращают внимания на длинные нотации, а повторяют за взрослыми. Вот почему именно от родителей и от отношений в семье зависит поведение малыша. Чтобы сформировать у крохи сильный характер, учите его добиваться цели, поощряйте самостоятельность.
Самое главное, чтобы ваши дела не расходились с вашими словами. То есть начните воспитание младенца… с себя. Это является первым шагом к формированию сильных черт детского характера.
И еще, даже если вы не удовлетворены особенностями детского темперамента и характера, не стоит стремиться мгновенно искоренять эти качества.
Да, основные черты личности закладываются до трех лет, однако при должной заботе и внимании можно значительно снизить их негативные проявления.
Итак, характер малышей во многом зависит от врожденных характеристик, стиля воспитания в семье, выбранной развивающей методики. Но важнейшим фактором все-таки является отношение родителей к ребенку. Под руководством чутких и любящих мамы и папы чадо обязательно вырастет сильной и интересной личностью.
Формирование характера происходит в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера.Воспитание волевого поведения у детей - важная задача педагога. Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.
Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этой цели их интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивает результаты труда, деятельности на занятиях.
Учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника.
В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.
Старших дошкольников воспитатель нередко ставит в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.
Важной чертой характера является смелость. Она всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Формированию таких особенностей характера способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых нередко ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или. страха (спрыгнуть с горки, пройти по узкой дощечке через канаву и т. п.), проявить решительность в подвижной игре, сюжетной игре, когда ребенок, например, выполняет роль пограничника.
Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Так, ребенок, желая быть похожим на взрослого или под влиянием интереса к овладению новыми умениями, берет в руки нож, ножницы или пилу, не умея обращаться с ними и не думая об осторожности, что может привести к печальным последствиям. Воспитатель всячески поддерживает проявления смелости у детей, но одновременно сообщает им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их необходимо соблюдать. Важно при этом не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия. Например, разъясняя дошкольникам правили перехода через улицу, педагог подчеркивает, что соблюдение их позволяет обеспечить безопасность людей и т. д.
Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха: боязнью темноты, появления каких-либо «злых существ» (бабы-яги, водяного и т. п.). Такие случаи - следствия неправильного воспитания в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, пытаясь добиться его послушания, или разрешают детям смотреть передачи по телевидению без учета их возрастных особенностей. Все это делает ребенка нерешительным, трусливым.
Чтобы помочь детям преодолеть чувство страха, педагог очень тактично, спокойно разъясняет им несостоятельность причин боязни, приводит примеры, убеждает, а в беседах со старшими дошкольниками, кроме этого, использует шутку, юмор. Не следует допускать насмешек, иронических замечаний в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Воспитатель упражняет старших дошкольников в сознательном преодолении страха. Так, вместе с ними он входит в темную комнату (кладовую), чтобы отыскать нужную для всех игрушку; подает руку, чтобы помочь спрыгнуть с лесенки, и радуется тому, что ребенок преодолел чувство необоснованного страха; ставит его рядом с решительным, смелым товарищем, поручая вместе увернуться от злого волка в подвижной игре, и т. д.
У детей нередки проявления капризов и упрямства, хотя они не являются закономерностью дошкольного возраста. Это может выражаться в упорном нежелании ребенка без внешне видимых причин подчиниться предъявленному требованию, в негативизме, настаивании на выполнении своего желания.
Основная причина проявления капризов и упрямства - несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей, неустойчивость режима, большие отклонения в нем. У детей не вырабатывается четкое представление о том, чем и когда следует заниматься. Например, вчера после сна они продолжительно играли, а сегодня им сразу предлагают садиться за стол на полдник.
Часто капризничают дошкольники, избалованные излишним вниманием к себе, привыкшие к тому, что все их желания удовлетворяются, несмотря на то что они бывают неразумны, эгоистичны. «Хочу такую же куклу, как у Тани!», «Не пойду гулять в зимнем пальто!», «Я здесь хочу сидеть, пусть бабушка подвинется!», «Только я буду качаться на качелях!» - подобные капризные заявления можно нередко слышать от избалованных детей.
Не следует принимать случаи капризов и упрямства за проявление настойчивости. Напротив, это - свидетельство недостаточного развития волевого поведения, неумения подчинить свои желания справедливым требованиям окружающих.
Капризничающего ребенка лучше всего оставить на время в покое, не добиваясь сиюминутного выполнения своего распоряжения, даже путем убеждения или доказательства неправильности его поведения. Находясь в возбужденном состоянии, он не сможет принять слова воспитателя, тем более согласиться с предъявляемым требованием. Однако это не значит, что педагог вообще не должен реагировать на детские капризы: просто его влияние будет отсрочено во времени. Убедившись, что ребенок уже не возбужден, воспитатель может спокойно повторить требование или выразить свое огорчение, одновременно разъяснив, как следовало бы поступить.
Капризных детей следует почаще ставить в условия, заставляющие их уступать, считаться с мнением или желанием других детей. Но чаще всего воспитатель использует предвосхищающую оценку: выражает уверенность в том, что ребенок поступит соответствующим образом. Это помогает ребенку выполнить предъявляемое требование без капризов, упрямства.
Педагог разъясняет детям, как плохо быть упрямым, к чему это может привести; использует художественную литературу, в которой описываются ситуации, ставящие упрямца в смешное положение, и тем самым вызывает отрицательное отношение к подобным поступкам.
Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Проявления лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых: боязнь наказания за проступок, стремление переложить свою вину на другого, желание получить незаслуженную награду и т. д. Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.
Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказывает его, то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.
Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в детском саду обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, в которых проявляется чувство собственного достоинства, самоуважения человека, приводит известные детям примеры из их жизни. В интимной, индивидуальной беседе с ребенком, проявившим лживость, педагог стремится раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопустимость их.
Лживость следует отличать от случаев, когда ребенок фантазирует. Примеры детской фантазии хорошо описаны Н. Носовым в книге «Фантазеры». Там же раскрыт смысл фантазирования: дети хотели порадоваться, посмеяться и потому придумывали необычные ситуации, свидетелями и участниками которых они якобы были. Такая фантазия не уводит ребенка от действительности, не содержит в себе нечестности и обмана, и потому, сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель принимает их как детский юмор.
Большим достоинством человека является скромность. Эта черта характера понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию своих умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее внимание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы. Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка.
Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные черты характера, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных черт личности (аккуратности, старательности, ответственности и т. д.).
Очень важно учить детей (особенно в старшем дошкольном возрасте) быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Воспитатель учит старших дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства.
Немаловажное значение имеет воспитание у детей жизнерадостности. В основе этого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на характер и всю деятельность ребенка, его взаимоотношения со сверстниками.
Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в детском саду бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. В этих условиях дети спокойнее переживают отдельные огорчения и неудачи. Многое зависит от позиции самого воспитателя, общего стиля его взаимоотношений с детьми. Теплый, спокойный тон, добрый юмор, заботливое отношение к детям, хорошее настроение - все это влияет на детей, становится нормой жизни и общения в коллективе.
В дошкольном и в младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. В качестве примера положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и появляются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, добросовестность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения,-контактность, покладистость, доброту, преданность и исполнительность.
Становление характера ребенка дошкольного возраста происходит в играх, в межличностном общении и в домашнем труде, а с началом обучения в школе к этим видам деятельности добавляется учение. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответствующей деятельности формирует и укрепляет первую из названных выше характерологических групп качеств, а межличностное - вторую. Обе группы качеств связаны с возникновением и преодолением ребенком определенных трудностей. Проблемы предметного характера условно можно назвать «сопротивлением материала». Оно появляется тогда, когда ребенок берется за какое-либо дело и оно у него почему-то не получается. Дошкольник, например, решил что-то смастерить, сделать собственными руками: построить, сконструировать, нарисовать, слепить и т. п., но потерпел неудачу. Не отчаиваясь, он вновь и вновь берется за дело и в конце концов добивается своего. В данном случае мы говорим о том, что у этого ребенка есть характер. Другой школьник, попробовав всего лишь один раз сделать дело и столкнувшись с незначительными трудностями, сразу же бросает его. В данном случае мы делаем вывод о том, что у него нет характера.
Трудности, связанные с межличностными отношениями, в которых также формируется характер, иного рода. Они относятся к сфере общения, взаимодействия и взаимопонимания людей, проявляются в настойчивости , с которой ребенок стремится добиться своего в личных и деловых взаимоотношениях с людьми, например, привлечь к себе внимание, добиться расположения человека, установить с ним дружеские личные и хорошие деловые контакты. Подобные характерологические различия можно проиллюстрировать на примерах. Мы видим, что одни дети, общаясь с другими детьми и взрослыми людьми, заботятся о том, чтобы окружающие их правильно понимали, хорошо к ним относились. Если они замечают, что это не так, то во что бы то ни стало стараются изменить отношение к себе. Еще один пример - поведение ребенка с характером в сюжетно-ролевой игре. Такой ребенок почти всегда старается сделать так, чтобы между участниками игры возникло и поддерживалось взаимопонимание.
Существует взаимосвязь и преемственность в развитии и укреплении характера ребенка в различных видах деятельности. Она заключается в том, что проявление характера в более сложном и трудном виде деятельности, которое появляется по мере взросления ребенка, происходит тогда, когда соответствующая черта характера уже проявилась и закрепилась на генетически более ранней ступени в более простых видах деятельности. Например, при поступлении в школу и при переходе к новому виду деятельности - учению - ребенок лишь тогда будет успешно преодолевать связанные с этим трудности, укреплять свой характер, когда он уже научился преодолевать трудности в игре, в труде и в общении. Характер ребенка будет закрепляться и успешно развиваться в общении с новыми школьными товарищами лишь тогда, когда соответствующие черты проявились и укрепились во взаимодействии со сверстниками в период дошкольного детства.
Как в области обучения, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррекционной работы. Это относится и к характеру ребенка. С ребенком, педагогически запущенным в плане развития характера, надо работать так же, как и с ребенком, педагогически запущенным в области познавательного развития, т. е. возвращаясь на предыдущую ступень развития, наверстывая и отрабатывая упущенное. Это означает необходимость организации и проведения специальной работы с детьми по развитию характера в сравнительно простых видах деятельности и межличностного общения.
1. В выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно переходить от более к менее непосредственно привлекательным. При этом значимость-осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка - напротив, должна постепенно возрастать. Таким образом, на начальном этапе формирования характера деятельность сама по себе должна быть достаточно привлекательной, почти ничего, кроме удовольствия, ребенку не дающей. На заключительном этапе деятельность, напротив, должна быть малоприятной, но зато крайне необходимой для психологического развития или для достижения какой-либо отдаленной значимой цели.
2. Степень трудности деятельности также должна постепенно возрастать. Вначале это может быть сравнительно легко выполняемая работа, на 100% обеспечивающая успех ребенка без особых усилий с его стороны, а в конце - трудная деятельность, гарантирующая успех лишь при настойчивости и выраженном старании.
3. Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, а затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору деятельности.
Полноценное развитие характера ребенка в предметной деятельности и в учении может обеспечить только одновременное движение по всем трем указанным направлениям.
1. Включение ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру или в деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей.
2. Выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими людьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют различного межличностного поведения.
3. Постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с людьми.
Разумеется, все это, как и в случае воспитания характера ребенка в индивидуальной предметной деятельности, необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом переходя от более простых к более сложным задачам межличностного плана.
ВОСПИТАНИЕ В ДОМАШНЕМ ТРУДЕ
Важное значение для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с четырех-пятилетнего возраста ребенок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личностного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.
Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребенка как личность,- это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за растениями, животными и т. п. В сельской местности и в городе, в тех семьях, которые имеют участки земли, это и сельскохозяйственные работы. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Детям дошкольного возраста самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для игры, отдыха, а детям младшего школьного возраста - также места для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть свой, хотя бы маленький, рабочий уголок.
Инициатива в организации всего этого вначале должна принадлежать взрослому, но затем, по мере взросления ребенка, переходить к нему самому. Младшие школьники все это могут делать вполне самостоятельно, только в случаях крайней необходимости обращаясь за помощью к взрослым (например, тогда, когда в силу отсутствия физических или иных возможностей ребенок не в состоянии что-либо сделать сам). Взрослый, не отказывая ребенку в необходимой помощи, должен побуждать его к самостоятельному мышлению и действию всеми доступными способами, всячески стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде.
участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и «сто плотность. Эти два качества относятся к разряду так называемых психогигиенических, и начинать заботиться об их развитии надо с раннего возраста. Однако в этом возрасте возможности для их воспитания еще ограничены и полностью раскрываются лишь в дошкольном возрасте. Именно в эти годы на воспитание аккуратности и чистоплотности должно быть обращено особое внимание.
Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы эти два качества у ребенка проявлялись в самообслуживании, в систематическом уходе за собой, за своей одеждой, за игрушками и другими вещами личного пользования. Важная роль в формировании этих личностных качеств принадлежит окружающим людям: родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам. Никакие правильные слова и увещевания не помогут в воспитании аккуратности и чистоплотности, если у самых близких окружающих ребенка людей эти качества не развиты.
Другой аспект воспитания в домашнем труде - экономический.
Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, в связанных с этим расчетах, в расходовании семейного бюджета, в определении доходов и расходов. Приобретение ребенком дошкольного или младшего школьного возраста элементарного опыта экономических отношений в семье способствует формированию предприимчивости, экономности и расчетливости.
Развитием этих качеств у детей официальная советская педагогическая система долгое время фактически пренебрегала, сейчас же они выходят на одно из первых мест в воспитании. Можно предполагать, что старший дошкольный и младший школьный возрасты являются наиболее подходящими для формирования таких личностных качеств, поскольку в эти годы дети в состоянии уже производить элементарные расчеты.
Основные пути и средства воспитания в домашних условиях обсуждаемых качеств личности следующие:
1. Предложение детям разных экономических задач, соответствующих их возрасту, интересам и уровню понимания. Постепенный переход к таким играм, где сюжетом является решение какой-либо экономической проблемы.
2. Привлечение ребенка и предоставление ему самостоятельности в выборе покупок сначала для себя, потом для семьи.
3. Привлечение ребенка дошкольного возраста к участию в коммерческой деятельности там, где семья ею занимается.
4. Привлечение детей к расчетам, связанным с семейным бюджетом.
5. Выделение детям определенной денежной суммы на мелкие расходы, предполагающей экономию средств.
Есть такие виды домашнего труда, которые прямо или косвенно связаны с самообслуживанием. Это - приготовление пищи, ремонт и изготовление деталей одежды, предметов домашнего обихода и личного пользования. Участие детей дошкольного и младшего школьного возрастов в этих видах труда обязательно, так как вырабатывает у них независимость, самостоятельность, способность к самообслуживанию, ведет к быстрому взрослению ребенка.
Участие детей в сельскохозяйственных работах, в уходе за растениями и животными - это мощное средство экологического и нравственного воспитания. Ребенок, которого не приучили по-человечески относиться к природе, не будет по-доброму относиться и к людям.
ВОСПИТАНИЕ В ИГРАХ
До сих пор мы говорили о воспитании дошкольников и младших школьников в разных видах «взрослой» деятельности, на время забыв о том, что перед нами дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, ив ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.
Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.
Еще одна воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.
Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном и в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.
Иногда элементы игры полезно вносить в само учение, общение и. труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 5-7-летнего возраста в старших группах детского сада и в начальных классах школы в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр.
Игры детей дома и в школе можно использовать для практического определения уровня воспитанности или уровня личностного разбития достигнутого ребенком. В качестве примера такого использования игры приведем опыт, проведенный В. И. Асниным. Испытуемыми были дети в возрасте от трех до двенадцати лет. Методика исследования состояла в следующем. В центре большого по площади стола на его поверхности лежала конфета или какая-либо другая очень привлекательная для ребенка вещь. Дотянуться и достать ее рукой, стоя у края стола, было практически невозможно. Ребенку, если бы ему удалось достать конфету или данную вещь, не залезая на стол, разрешалось взять ее себе. Недалеко от положенной на столе вещи находилась палочка, о которой ребенку ничего не говорилось, т. е. не разрешалось и не запрещалось пользоваться ею во время эксперимента. Проведено было несколько серий опытов с разными испытуемыми и в разных ситуациях.
Первая, серия. Испытуемый - ученик IV класса, возраст 10 лет. В течение почти 20 мин ребенок руками безуспешно пытается достать конфету, но у него ничего не получается. В ходе опыта он случайно задевает лежащую на столе палочку, сдвигает ее, но, не воспользовавшись ею, аккуратно кладет на место. На заданный экспериментатором вопрос: «Можно ли достать конфету другим способом, не руками?» - ребенок смущенно улыбается, но не отвечает. В этой же серии опытов участвует дошкольник, ребенок в возрасте 4 лет. Он сразу же, не раздумывая, берет со стола палочку и с ее помощью придвигает к себе конфету на расстояние вытянутой руки. Затем спокойно берет ее, не испытывая при этом ни тени смущения. Большинство детей в возрасте от 3 до 6 лет успешно справляются с заданием первой серии при помощи палочки, в то время как более старшие дети не пользуются палочкой и задачу не решают.
Вторая серия. На этот раз экспериментатор выходит из комнаты и оставляет в ней старших детей в присутствии младших с заданием старшим во что бы то ни стало в его отсутствие решить задачу. Теперь более старшие дети справляются с задачей как бы с подсказки младших, которые в отсутствие экспериментатора побуждают их воспользоваться палочкой. В первый раз на предложение младшего ребенка взять палочку старший отвечает отказом, заявляя при этом: «Так каждый умеет». Из этого заявления очевидно, что способ доставания предмета с помощью палочки старшему хорошо известен, но он им сознательно не пользуется, так как воспринимает данный способ, по-видимому, как слишком простой и запрещенный.
Третья серия. Испытуемого - младшего школьника - оставляют одного в комнате, скрытно наблюдая за тем, что он будет делать. Здесь еще более наглядно выступает то, что решение задачи при помощи палочки ребенку хорошо известно. Оставшись один, он берет палочку, подвигает ею желаемую конфету на несколько сантиметров к себе, затем кладет палочку и снова пытается достать конфету рукой. У него ничего не получается, так как конфета еще очень далеко Ребенок вновь вынужден воспользоваться палочкой, но, сделав ею неосторожное движение, он случайно подвигает к себе конфету слишком близко. Тогда он вновь отталкивает конфету к середине стола но не так далеко, оставляя ее в пределах досягаемости руки. После этого он кладет палочку на место и с трудом, но все же рукой достает конфету. Так полученное решение задачи его, по-видимому, морально устраивает, и он не испытывает угрызений совести.
Описанный эксперимент свидетельствует о том, что в возрасте соответствующем примерно времени обучения в начальных классах школы, младшие школьники, опираясь на усвоенные социальные нормы, могут произвольно регулировать свое поведение в отсутствие взрослого. Детям дошкольного возраста это еще недоступно.
В. И. Аснин отмечает, что старшие дети, которые приложили усилия для того, чтобы достать желаемую конфету руками, потом с радостью принимали ее в подарок от взрослого. Те же из них, кто с точки зрения существующих нравственных норм сделал это незаконно, т. е. добыл конфету «запрещенным» способом с помощью палочки, или вообще отказывались от награды, или же принимали ее с явным смущением. Это свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста в достаточной степени развита самооценка и они в состоянии самостоятельно следовать определенным требованиям, оценивая свои поступки как хорошие или плохие в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они самооценке.
В младшем школьном возрасте, кроме того, мы встречаемся с. достаточно развитым рефлексивным чувством, со способностью ребенка правильно оценивать и понимать, как он выглядит со стороны, судить о своем поведении с точки зрения социальных норм как о достойном или недостойном. Можно предполагать, что детям младшего школьного возраста хорошо известно, что такое совесть, честность, порядочность, а также другие нравственные качества личности, причем в определенной степени эти качества представлены и у них самих.
Психодиагностические игры, подобные описанной, можно организовывать и проводить с детьми в школе и дома. Они служат хорошим подспорьем в воспитании детей, так как позволяют достаточно точно устанавливать, какие качества личности и в какой степени уже сформированы или не сформированы у ребенка.
ВОСПИТАНИЕ В УЧЕНИИ
Поскольку учение предполагает общение и взаимодействие людей, то оно включает воздействие личности учителя на личность ученика. Следовательно, в учебной деятельности происходит не только научение, но также и воспитание. В самом учении человеком приобретаются не только знания, умения и навыки, но формируются и закрепляются определенные качества личности, склонности, способности, интересы, потребности, черты характера.
Основное содержание воспитательной работы, выполняемой в начальный период учения, связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, широких и глубоких познавательных интересов, любви к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Эти качества личности вместе с другими, уже рассмотренными нами, закладываются в дошкольном возрасте. Их воспитание зависит от людей, которые с детства окружают ребенка, от их эрудированности, от доступности самому ребенку разнообразной информации.
Любознательность детей дошкольного возраста - а она у большинства детей этого возраста проявляется вполне естественным образом-надо всячески поддерживать и развивать. Необходимо обстоятельно, доступно и честно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, учить его самого находить на них ответы; Обучившись читать, ребенок в возрасте около 10-12 лет вполне в состоянии эти делать сам. В распоряжении родителей и детей сейчас имеется целая библиотека справочной литературы по различным предметам. Эта литература имеется в библиотеках в пределах доступности для каждого ребенка. Очень важно с первых лет обучения в школе научить его самостоятельно работать с книгой, самому находить в справочной литературе то, что его интересует.
Конец младшего школьного возраста связан обычно с окончательным закреплением в психологии ребенка потребности в достижении успехов или противоположной ей потребности избегания неудачи . Вспомним, что начало формирования этой потребности относится к раннему дошкольному возрасту, так что весь период ее развития и закрепления охватывает примерно десять лет. Ближе к завершению младшего школьного возраста ребенок осознает жизненное значение данной потребности и динамику ее функционирования. Дети, в частности, начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания.
Большое влияние на осознание личностных и внеличностных факторов, от которых зависит успех, оказывают оценки, даваемые детям учителями . Школьники III-V классов способны различать, когда оценки заслужены или когда они не соответствуют реальным успехам. Установлено, например, что, чем легче задача, за успешное решение которой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим основанием он считает, что учитель низко оценивает его способности. И, напротив, чем труднее задача, после неудачного решения которой ученик получает от учителя порицание, тем скорее он сделает вывод о высокой оценке учителем его способностей. Иными словами, ученик вполне понимает, что дефицит способностей может быть компенсирован приложением усилий и, наоборот, недостаточность усилий может быть дополнена развитыми способностями. Это обычно и происходит в возрасте около 10-12 лет.
Для того чтобы достичь данного уровня психологического развития, ребенок должен понять, что оценивать и хвалить людей надо не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия, что между усилиями и способностями имеются взаимодополняющие, компенсирующие отношения. При низких способностях можно добиться высокого результата за счет старания, а при отсутствии должного старания-за счет высокоразвитых способностей. Осознание этого факта, происходящее обычно в начале подросткового возраста, становится сильным стимулом для самосовершенствования и надежной сознательной мотивационной основой для самовоспитания.
Если неудача приписывается отсутствию необходимых усилий, то она не вызывает огорчения у большинства детей этого возраста. поскольку не заставляет их усомниться в своих способностях. Это характерно главным образом для тех детей, у которых доминирует мотивация достижения успехов, а не избегания неудач. У пятиклассников, например, удовлетворенность успехами коррелирует с прилагаемыми усилиями в ситуации, когда им приходится соревноваться со сверстниками. Для недовольства постигшей неудачей это не характерно.
В случае успеха установлена значимая корреляция между радостью по поводу успеха и отнесением его на счет способностей, а не прилагаемых усилий. Это говорит о том, что между 10 и 12 годами способности становятся значимым фактором при оценивании достижений и порождают у детей соответствующие эмоции. В более раннем возрасте ссылка на способности обладает таким же действием, но только в ситуации успеха. Неудача на фоне значительных приложенных усилий, напротив, воспринимается детьми с выраженным отрицательным аффектом, поскольку приводит их к выводу о недостаточных способностях.
Для правильного воспитания стремления к достижению успеха важно решить вопрос о том, как развитие данного стремления зависит от стиля общения взрослых и детей, от характера их взаимоотношений, складывающихся в ситуациях, где возможно достижение успеха в какой-либо деятельности. Было показано, что те матери, дети которых во время обучения в начальных классах школы проявляли тенденцию избегать неудачи, в отличие от тех матерей, чьи дети, напротив, обнаруживали доминирующее стремление к успехам, характеризуются следующими склонностями в обращении с детьми:
1. В оценках достижений своих детей эти матери ориентированы на их соответствие средним социальным нормам, а не достигнутым уже результатам или индивидуально установленным нормам. Для них важнее то, соответствуют ли успехи их детей достижениям других детей того же самого возраста, а не зависимость успехов детей от прилагаемых ими усилий и их же прошлых достижений.
2. Такие матери меньше считаются с желаниями самого ребенка, устанавливают за ним жесткий контроль в процессе выполнения домашних заданий, реже побуждают детей к самостоятельной работе к принятию независимых решений. Проявляя готовность помочь своему ребенку, они делают это не в форме советов, наводящих ребенка на решение проблемы, а путем непосредственного вмешательства в деятельность и навязывания ребенку своего мнения.
3. Эти матери часто жалуются на отсутствие у детей способностей и очень редко апеллируют к способностям как способу объяснения успехов своих детей. Они нередко упрекают детей не только за отсутствие способностей, но и за дефицит старания, а достигаемые ими успехи относят в основном за счет легкости выполняемых заданий.
4. Такие матери очень редко хвалят своих детей за достижения. Неудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство.
Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности.
Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые. Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям. Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.
Когда ребенок овладевает речью и учится точно определять, за что он получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. В поведении ребенка закрепляются, превращаясь затем в соответствующие черты характера, те качества личности, которые получают положительные подкрепления со стороны окружающих его взрослых людей. Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребенок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого проявления.Формирование характера происходит в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера.
Воспитание волевого поведения у детей - важная задача педагога. Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.
Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этой цели их интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивает результаты труда, деятельности на занятиях.
Учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника.
Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивает результаты труда, деятельности на занятиях.
В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.
Старших дошкольников воспитатель нередко ставит в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.
Важной чертой характера является смелость. Она всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Формированию таких особенностей характера способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых нередко ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или.страха (спрыгнуть с горки, пройти по узкой дощечке через канаву и т. п.), проявить решительность в подвижной игре, сюжетной игре, когда ребенок, например, выполняет роль пограничника.
Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Так, ребенок, желая быть похожим на взрослого или под влиянием интереса к овладению новыми умениями, берет в руки нож, ножницы или пилу, не умея обращаться с ними и не думая об осторожности, что может привести к печальным последствиям. Воспитатель всячески поддерживает проявления смелости у детей, но одновременно сообщает им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их необходимо соблюдать. Важно при этом не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия. Например, разъясняя дошкольникам правили перехода через улицу, педагог подчеркивает, что соблюдение их позволяет обеспечить безопасность людей и т. д.
Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха: боязнью темноты, появления каких-либо "злых существ" (бабы-яги, водяного и т. п.). Такие случаи - следствия неправильного воспитания в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, пытаясь добиться его послушания, или разрешают детям смотреть передачи по телевидению без учета их возрастных особенностей. Все это делает ребенка нерешительным, трусливым.
Чтобы помочь детям преодолеть чувство страха, педагог очень тактично, спокойно разъясняет им несостоятельность причин боязни, приводит примеры, убеждает, а в беседах со старшими дошкольниками, кроме этого, использует шутку, юмор. Не следует допускать насмешек, иронических замечаний в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Воспитатель упражняет старших дошкольников в сознательном преодолении страха. Так, вместе с ними он входит в темную комнату (кладовую), чтобы отыскать нужную для всех игрушку; подает руку, чтобы помочь спрыгнуть с лесенки, и радуется тому, что ребенок преодолел чувство необоснованного страха; ставит его рядом с решительным, смелым товарищем, поручая вместе увернуться от злого волка в подвижной игре, и т. д.
У детей нередки проявления капризов и упрямства, хотя они не являются закономерностью дошкольного возраста. Это может выражаться в упорном нежелании ребенка без внешне видимых причин подчиниться предъявленному требованию, в негативизме, настаивании на выполнении своего желания.
Основная причина проявления капризов и упрямства - несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей, неустойчивость режима, большие отклонения в нем. У детей не вырабатывается четкое представление о том, чем и когда следует заниматься. Например, вчера после сна они продолжительно играли, а сегодня им сразу предлагают садиться за стол на полдник.
Часто капризничают дошкольники, избалованные излишним вниманием к себе, привыкшие к тому, что все их желания удовлетворяются, несмотря на то что они бывают неразумны, эгоистичны. "Хочу такую же куклу, как у Тани!", "Не пойду гулять в зимнем пальто!", "Я здесь хочу сидеть, пусть бабушка подвинется!", "Только я буду качаться на качелях!" - подобные капризные заявления можно нередко слышать от избалованных детей.
Не следует принимать случаи капризов и упрямства за проявление настойчивости. Напротив, это - свидетельство недостаточного развития волевого поведения, неумения подчинить свои желания справедливым требованиям окружающих.
Капризничающего ребенка лучше всего оставить на время в покое, не добиваясь сиюминутного выполнения своего распоряжения, даже путем убеждения или доказательства неправильности его поведения. Находясь в возбужденном состоянии, он не сможет принять слова воспитателя, тем более согласиться с предъявляемым требованием. Однако это не значит, что педагог вообще не должен реагировать на детские капризы: просто его влияние будет отсрочено во времени. Убедившись, что ребенок уже не возбужден, воспитатель может спокойно повторить требование или выразить свое огорчение, одновременно разъяснив, как следовало бы поступить.
Капризных детей следует почаще ставить в условия, заставляющие их уступать, считаться с мнением или желанием других детей. Но чаще всего воспитатель использует предвосхищающую оценку: выражает уверенность в том, что ребенок поступит соответствующим образом. Это помогает ребенку выполнить предъявляемое требование без капризов, упрямства.
Педагог разъясняет детям, как плохо быть упрямым, к чему это может привести; использует художественную литературу, в которой описываются ситуации, ставящие упрямца в смешное положение, и тем самым вызывает отрицательное отношение к подобным поступкам.
Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Проявления лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых: боязнь наказания за проступок, стремление переложить свою вину на другого, желание получить незаслуженную награду и т. д. Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.
Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказывает его, то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.
Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в детском саду обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, в которых проявляется чувство собственного достоинства, самоуважения человека, приводит известные детям примеры из их жизни. В интимной, индивидуальной беседе с ребенком, проявившим лживость, педагог стремится раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопустимость их.
Лживость следует отличать от случаев, когда ребенок фантазирует. Примеры детской фантазии хорошо описаны Н. Носовым в книге "Фантазеры". Там же раскрыт смысл фантазирования: дети хотели порадоваться, посмеяться и потому придумывали необычные ситуации, свидетелями и участниками которых они якобы были. Такая фантазия не уводит ребенка от действительности, не содержит в себе нечестности и обмана, и потому, сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель принимает их как детский юмор.
Большим достоинством человека является скромность. Эта черта характера понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию своих умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее внимание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы. Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка.
Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные черты характера, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных черт личности (аккуратности, старательности, ответственности и т. д.).
Очень важно учить детей (особенно в старшем дошкольном возрасте) быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Воспитатель учит старших дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства.
Немаловажное значение имеет воспитание у детей жизнерадостности. В основе этого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на характер и всю деятельность ребенка, его взаимоотношения со сверстниками.
Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в детском саду бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. В этих условиях дети спокойнее переживают отдельные огорчения и неудачи. Многое зависит от позиции самого воспитателя, общего стиля его взаимоотношений с детьми. Теплый, спокойный тон, добрый юмор, заботливое отношение к детям, хорошее настроение - все это влияет на детей, становится нормой жизни и общения в коллективе.
Таким образом, по мере того, как формируется определенный образ жизни человека" формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив н пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Чертыхарактера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как онинтегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развиваетсяи сам коллектив.
1. Для формирования цельного и социального ценного характера необходимо всесторонне развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально значимого ядра характера. Поэтому при воспитании характера следует отчетливо представлять нравственно-психологический идеал положительного характера нового человека.
2. Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли самого растущего человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую осуществляет личность и которая жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей и деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни.
3. Знание дает ориентировку как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Однако наиболее благоприятными условиями положительного формирования характера является соединение обучения с трудом.
Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием. Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей: - взрослых со взрослыми, - взрослых с детьми, - детей с детьми.
Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как: - доброта-эгоистичность, - общительность-замкнутость, - отзывчивость-безразличие. Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте. Позже формируются другие черты характера: - трудолюбие-лень, - аккуратность-неаккуратность, - добросовестность-злонамеренность, - ответственность-безответственность, - настойчивость-малодушие. Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности. Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.
В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление). В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник". В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения. Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты". Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон: - суждения окружающих людей о жизни, - поступки окружающих людей, - художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей), - кино и другие медиа-образы, - господствующая идеология в обществе.