Праведный симеон богоприимец и пророчица анна. "все доброе совершается только благодаря богу"
Анна Пророчица и Симеон Богоприимец считаются покровителями младенцев, им молятся о сохранении здоровья новорожденных, весьма почитаемые .
Память Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы чтут 16 февраля, а Анну еще вспоминают 10 сентября.
Святая праведная Анна Пророчица
Имя Анна было весьма популярно в русской княжеской среде. Достаточно вспомнить дочь князя Ярослава Мудрого Анну Ярославну, вышедшую замуж за французского короля Генриха I, которого поразили красота и ум его невесты. Анна принимала активное участие в государственных делах. Это с восхищением отмечал римский папа Николай II, писавший ей:
«Слух о великих добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете свои королевские обязанности с замечательным умом».
Святой праведный Симеон Богоприимец
По всей видимости, Симеон Богоприимец принадлежал к числу священников.
Благочестивый старец по поручению царя Египта участвовал в переводе на греческий язык священных книг иудеев. В какой-то момент Симеон Богоприимец выразил сомнение в словах Писания: «Дева во чреве приимет», — и пожелал изменить их на «молодая женщина», но неведомая сила не позволила ему это сделать.
Существует версия, что Симеон, высказав недоверие к тексту Писания, снял со своей руки перстень и кинул его в реку, воскликнув:
«Если найду его, то могу поверить изречению пророка по букве».
На следующий день в одном из селений старец купил рыбу и во время обеда чудесным образом обнаружил в ее чреве собственный перстень. После этого душа Симеона очистилась от сомнений. Он пришел в Иерусалим и каждый день с утра ходил в храм, чтобы не пропустить встречи с Божественным Младенцем. И, дождавшись ее, произнес те слова, что мы знаем из Евангелия от Луки.
По преданию, святого праведного Симеона Богоприимца убили воины Ирода во время избиения младенцев, — они требовали сказать, где находится Иисус. Мощи праведника пребывают на территории современной Хорватии — часть в Загорье, часть в Задаре.
Анна и Симеон упоминаются в Новом Завете, в повествовании о Сретении Господнем.
В тот день, когда Иосиф и Мария пришли в храм, чтобы принести жертву за своего первенца - Иисуса, Симеон тоже «по вдохновению» явился туда и, взяв младенца, благословил его. Произнесенные тогда слова стали потом знаменитой песней «Ныне отпугцаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). Она вошла в богослужебные тексты, в наши дни читается во время таинства крещения мальчиков, в тот момент, когда младенца вносят в алтарь и обносят вокруг престола через горнее место.
Подержав Младенца, как пишет Лука, Симеон обратился к Богородице: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35). Этот эпизод называется Сретением Господнем, то есть встречей с Богом, и изображается на иконе «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение».
Между прочим, пророчество Ангела сбылось: праведный Симеон скончался почти сразу после Сретения. Как сказано в его житии, которое составил Димитрий Ростовский, праведник прожил 360 лет.
Кондак, праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, глас 8
Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Его же во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Тем же похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавший.
Саша Митрахович 17.07.2017 17:57
Симеон Богоприимец, По свидетельству апостола Луки, то был:
«муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем».
Старец сей получил обещание от Бога, что:
«не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».
В тот день, когда Дева Мария и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Сына:
«чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу»,
Симеон, по внушению Святого Духа, тоже был там и узнал в сорокадневном Младенце Христа. Он взял Его на руки и произнес слова, которые вот уже много веков на вечерне воспевает Церковь:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
Не менее известные слова он обратил к Богоматери:
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».
Со страниц канонических текстов праведный Симеон после этого знаменательного события (мы празднуем его как Сретение — встречу Бога с человеком, который давно ждал Его) сходит. Апокрифическая традиция предлагает считать, что вскоре после Сретения он умер, прожив около трехсот шестидесяти лет.
Саша Митрахович 17.07.2017 17:57
Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285 – 247 до Рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название «Перевод 72-х толковников». Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.) Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.
И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву.
Как только праведный Симеон увидел пришедших. Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля».
Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 22 – 35).
Далее святой евангелист повествует: «Тут была также Анна Пророчица , дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 – 38).
О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212 – 1220; + 1232; память 8 октября).
И возглавил в нем Божественную литургию.
Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, в также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиереи Александр Кудряшов, Геннадий Зверев, настоятель протоиерей Олег Скобля с клиром и другие священнослужители.
По запричастном стихе владыка в алтаре поздравил протоиерея Геннадия Зверева с 35-летием служения в священном сане, вручив ему приветственный адрес.
По окончании богослужения митрополит обратился к верующим с архипастырским словом.
"Освящая этот храм, мы читали молитвы, в которых просили, чтобы благодать Господня снизошла на этот дом Божий и сохранила его непоколебимо как можно дольше в этом мире, - сказал владыка. - Сегодня мы слышали Евангелие о том, как Господь впервые посетил Иерусалим и святой храм Божий. Когда Он вошел туда с родителями - Девой Марией и праведным Иосифом, благодать Божия позвала на эту встречу великих людей того времени - старца Симеона и пророчицу Анну. Мы думаем, что старец держит Младенца Христа. Но, по словам Симеона, Младенец держит старца, который обращается к Нему, чтобы Спаситель отпустил его, наконец, из этого мира. Он увидел Мессию, испытал великую радость и был готов отойти в мир иной. Господь хотя и Младенец еще, но уже держит в Своих руках весь мир"."Мы видим, как все доброе совершается в этом мире только благодаря Богу, - продолжил митрополит. - Нам кажется, что мы творим дела - построили храм, отреставрировали его. На самом деле все это совершает Бог. Он приглашает нас: "Хотите поучаствовать в Моем деле, которое Я задумал - возродить этот храм? Приходите, Я все для этого дам - умение, здоровье, деньги". Старец Симеон не мог бы встретить Младенца Христа, если бы ему не было дано долголетие. Он мог бы умереть в 60-80 лет и два века не дожить до явления Спасителя. Но ему было дано увидеть это событие. Мы должны понимать: все, что мы делаем, нам дано. Плохо, когда нам даны способности, а мы не делаем того, что могли бы и должны совершить во славу Божию".
"Сорокадневный обряд, который мы сегодня вспоминаем, не случаен. Вначале люди приносили в жертву тельцов и агнцев, - напомнил архипастырь. - Затем пророк Моисей все это записал в законе о жертвоприношениях в Книге Левит. Позже Господь потребовал, чтобы каждый младенец мужского пола был посвящен Богу. Потому что Ему должно быть посвящено самое лучшее. А что ценнее, чем первый ребенок - дар Божий? Младенец Христос - драгоценный плод, Сын Божий, Который также был посвящен Богу".
Митрополит подчеркнул, что в наше время не менее важно все самое дорогое и лучшее посвящать Богу:
"Если будем это делать, будем исполнять Закон Божий, - сказал он. - Не будем ничего жалеть, потому что мы должны любить Бога больше всего".Правящий архиерей напомнил, что на Руси так всегда и было: храмы украшались лучше всего. Купцы, помещики, богатые люди, да и бедные самое лучшее несли в храмы Божии.
"Удивительные слова сказал старец Симеон Божией Матери: "Се, лежит Сей на падение на восстание многих в Израиле и на предмет пререканий" (Лк. 2:34). Действительно, когда Он вырос и начал служение, то одни люди, встречая Его, шли за Ним, а другие отходили от Него. Когда Господь был на Голгофе, одни кричали "Распни!", а другие втайне молились о Нем. И сегодня люди разделяются по отношению ко Христу - одни строят и украшают храмы, другие либо не замечают Его, либо, что еще хуже, борются с Ним. Ничего в мире не изменилось со времен Голгофы. Слава Богу, мы стоим на той стороне, на которой люди идут за Спасителем, молятся Ему", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
За усердное служение Святой Церкви серебряные медали апостола Петра были вручены протоиереям Олегу Скобле и Олегу Измалкову , помощнику старосты Валентине Скобле. Клирик храма иерей Сергий Воронюк награжден камилавкой, диакон храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Алексий Магазенков награжден правом ношения двойного ораря. Митрополичьей грамотой отмечена регент Мария Душечкина.
Владыка подарил храму евхаристические сосуды.
"Мы будем стремиться с помощью благодати Божией противостоять злу. Но нуждаемся в молитвах святых, чтобы они укрепили нас в немощах и помогли нести крест христианского подвига", - сказал настоятель. Он преподнес митрополиту в дар икону архистратига Михаила первой половины XVII века.
Храм святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы был возведен в 1734 году на месте деревянной церкви, построенной в 1712 году в память о рождении дочери императора Петра I Анны). Главный алтарь освящен 27 января 1734 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. В советское время был закрыт. Возвращен верующим в 1994 году. 1 января 1995 года повторно освящен главный престол. Памятник федерального значения, охраняется государством.
Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки , одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия - Христос Господь.
Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285 - 247 до Рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название "Перевод 72-х толковников". Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.) Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии . Прочтя в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14), он решил, что слово "Дева" здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы".
С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.
И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву.
Как только праведный Симеон увидел пришедших. Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 22 - 35).
Далее святой евангелист повествует: "Тут была также Анна пророчица , дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 36 - 38).
О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212 - 1220; + 1232; память 8 октября).
Память праведных Симеона Богоприимца и Анна Пророчицы православная церковь отмечает 16 февраля . Образы этих святых связаны с признанием мессии в младенце Иисусе и с праздником Сретения Господня .
Согласно преданию праведник Симеон прожил необыкновенно долгую жизнь. Он был одним из ученых мужей, которым царь египетский Птолемей поручил перевести Священное писание на греческий язык. Симеону досталась книга пророка Исаии, где присутствовало упоминание о Деве, которая родит Сына Божьего. Симеон понимал, что девушка, не имевшая мужа, не может выносить и родить младенца, а потому засомневался в истинности пророчества. Переводчик решил, что в слова Исаии закралась ошибка, которую нужно исправить немедля. Но только его рука потянулась к перу, чтобы выполнить задуманное, явление небесного ангела заставило Симеона остановиться. Божий посланник укорил ученого мужа за неверие и наказал ему долгую жизнь, до момента явления Мессии.
Шли года, Симеон старел, но не умирал и в год, когда ему минуло 360 лет, судьба привела его в главный храм Иерусалима. Здесь ему повстречалась супружеская чета Иосифа и Марии с первенцем на руках. Древний старец, увидев мальчика, признал в нем Спасителя, о котором писали пророки сотни лет назад. Взяв ребенка на руки, Симеон предрек его будущую славу, после чего благословил святых родителей.
Там же в иерусалимском храме присутствовала пожилая женщина Анна. Все знали вдову из знатного рода, которая с тех пор, как потеряла мужа в молодые годы, не отходила от храма, проводя время в молитвах и постах. На протяжении многих лет, Анна распространяла пророчество о рождении Сына Божьего, вселяя надежду в сердца страждущих.
Праведные Симеон и Анна обязательные фигуры на иконе праздника Сретения Господня. К седовласому старцу и праведной вдове обращали молитвы за здоровье и счастливую судьбу новорожденных. На Руси день, посвященный Симеону и Анне, получил название Починки .
Традиция чинить хозяйственный инвентарь и готовиться к наступающей весне имела корни в самом укладе крестьянской жизни. У каждого члена семьи были свои обязательные дела и задачи. Так, старшие члены семьи занимаются обновлением конской сбруи и упряжи.
На Починки существовали свои народные приметы о погоде:
- усиление холодов мог подсказать стелющийся над заледеневшей рекой дым или пар;
- пришествие сильных ветров и метели предсказывала кошка, скребущая в доме пол;
- ночной иней говорил о том, что днем не дождаться оттепели;
- крупные снежные хлопья напрямую указывали на очень дождливое грядущее лето.