Правила виды речи в русском языке. Типы речи. Монолог и диалог. Примеры и суть понятий
Виды речи делятся на несколько взаимосвязанных: устная речь, внутренняя речь и письменная речь.
Устная речь
В отличие от других видов речи характеризуется тем, что она всегда непосредственно обращена к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей.
Устная речь - это речь, произносимая вслух. Ее называют также экспрессивной речью. Она, как правило, является речью коммуникативной, т. е. служащей целям коммуникации, общения.
В экспрессивной речи, в ее содержании, в темпе и ритме, в ее плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие говорят даже об очень важных для них предметах, явлениях, событиях без особых эмоций. Одни говорят лаконично, другие - чрезмерно распространенно. Один в речи употребляет наиболее привычные слова и выражения, а другие преимущественно пользуются книжным языком. Особенно резко выступает «вычурность» речи у ряда больных шизофренией, иногда с образованием «слов» - неологизмов, выдуманных больными.
Некоторые больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или, наоборот, очень медленно. Больные эпилепсией часто говорят особенно обстоятельно, и это соответствует тем изменениям личности, которые внесла в нее болезнь.
В норме речь строится слитно, насколько этого требует смысл того, что говорят. Речь в связи с этим у здорового человека отличается плавностью. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нормальная плавность речи нарушается. Характерным примером таких нарушений является заикание.
Большое влияние на возникновение, степень выраженности и стойкость заикания оказывают особенности личности больного и его отношение к своему дефекту. Среди больных заиканием встречается значительное число лиц, страдающих неврозами, так называемыми функциональными расстройствами нервной системы. Заикание многие врачи считают своеобразной формой невроза, сказывающегося главным образом в расстройствах функции речи. Характерным симптомом этого невроза является страх речи. Больные боятся говорить, чтобы не обнаружить перед окружающими недостатки своей речи. Страх значительно затрудняет нормальное речевое общение больных, вызывает усиление заикания. В части случаев страх речи бывает настолько выражен, что становится преобладающим в картине заикания.
Важную сторону звучной или экспрессивной речи представляет ее выразительность, которая во многом зависит от интонации - смены ударений, акцентов, тембров. Богатство интонаций - модулирование голосовых средств - зависит от особенностей личности и особенностей специального речевого обучения и воспитания. Дети, с которыми достаточно выразительно говорят, которым взрослые регулярно вслух выразительно читают, сами все больше приобретают способность богатой интонации речи. Иногда обеднение интонаций, малая способность пользоваться для выразительности речи голосовыми средствами возникает у больных с паркинсонизмом при поражениях подкорковой области головного мозга. Иногда интонационное оскудение тесно связано с эмоциональным оскудением личности, например у больного шизофренией.
В экспрессивной речи следует различать автоматизированную речь (перечисление дней недели, месяцев, цифр и т. п.), отраженную речь (непосредственное повторение сказанного другим человеком), называние, диалогическую и повествовательную речь.
Эти виды речи, несколько отличные по своим механизмам, по-разному могут нарушаться у больных. Непосредственное повторение слова, т. е. повторение человеком ранее ему известного слова, только что произнесенного другим лицом, - форма речи, относительно рано возникшая в процессе развития речи и относительно реже нарушающаяся при патологии речи. Так, например, большей частью заикающиеся способны повторять отдельные слова и даже фразы без выраженных нарушений речи.
Процесс называния по физиологическим и психологическим своим особенностям значительно отличается от повторения. Назвать предмет можно только на основе более сложной системы связи, чем это имеет место при повторении. Даже при относительно легких нарушениях речи и речевой памяти иногда отмечаются нерезко выраженные нарушения называния (начальный артериосклероз головного мозга).
Диалогическая речь
Диалогическая речь - это умение вести разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.
Большое значение имеет повествовательная речь.
В повествовательной речи наиболее сильно проявляются нарушения речи, даже относительно негрубые, так же как и уровень речевого и интеллектуального развития. В частности, здесь заслуживает внимания так называемый активный словарь. Активным словарем принято называть количество тех слов, которые употребляет отдельный человек в своей речи. Активный словарь отличают от пассивного словаря - запаса слов, которым располагает человек, но которые он не употребляет сам, а лишь способен понять в чужой речи. Отставание активного словаря от того, который соответствовал бы возрасту в данной социальной среде, говорит об отсталости в речевом развитии. Уменьшение словаря, ранее имевшегося у больного, говорит о нарушении речи или интеллекта.
Некоторые больные становятся ограниченными в речевой инициативе. Их речь становится бедной по сравнению с речью перед заболеванием, они малоактивны в речи. Такие расстройства речи нередко наблюдаются при поражении лобных долей мозга (А. Р. Лурия, И. М. Тонконогий). В последние годы снижение речевой активности вплоть до полного выключения экспрессивной речи описано под названием акинетического мутизма при поражении верхних отделов ствола головного мозга.
Важное значение имеют процессы восприятия человеком устной речи. Эти процессы объединяют под названием импрессивная речь или сенсорная речь. Процесс восприятия устной речи является сложным процессом. Он включает в себя восприятие отдельных речевых звуков, фонем, слогов, слов и предложений. При восприятии речи можно выделить два уровня, тесно связанных друг с другом: восприятие речи, или анализ и синтез звуков, достаточный для того, чтобы различались слова, и понимание речи, или анализ и синтез смысловых значений в речи. В восприятии речи участвует не только слуховой анализатор, но также и процессы артикуляции, внутренней речи.
Внутренняя речь
Внутренней речью называют речь про себя и для себя. Вместе с тем специальные исследования показывают, что и слова внутренней речи строятся на основе движения периферических органов громкой речи. Все виды сознательной деятельности связаны с речью, если не громкой, вынесенной вовне, то с внутренней. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регуляции поведения. Значение и смысл во внутренней речи, как и формальная сторона внутренней речи, определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми.
При этом структура слова и фразы во внутренней речи отличается от структуры их в громкой речи. В основном это различие определяется различием задач громкой речи, с одной стороны, и внутренней речи - с другой. Внутренняя речь не служит общению, она не должна быть понятна другим людям, она может быть значительно свернутой, сокращенной, она может больше использовать чувственные представления.
Письменная речь
На определенном уровне исторического развития общества люди для своего расширяющегося общения друг с другом начинают прибегать к знакомой речи, способной по своей форме преодолевать трудности общения, связанные с расстоянием. Проходя через ряд стадий, эта форма общения переходит к современным формам - письму и печати.
Говоря о письменной речи, следует иметь в виду две стороны ее, соответствующие в известной мере экспрессивной и импрессивной речи: чтение и письмо.
Чтение может быть громким (чтение вслух) и беззвучным (про себя), соответственно более связанным с звучной или с внутренней речью. Следует отметить, что наблюдаются больные, у которых более нарушено чтение вслух, так же как и больные, у которых более страдает чтение про себя.
Нарушения чтения (алексии) могут вызываться как поражениями речевой зоны коры головного мозга (вторичные алексии), так и поражениями оптической зоны, теменно-затылочной области коры головного мозга (первичная алексия). Различают также алексии по тому, что больше затруднено: распознавание букв (литеральная алексия) или чтение слов (вербальная алексия). Можно упомянуть о таких нарушениях чтения, которые связаны с гемианопсией (выпадением части поля зрения) или с неспособностью передвигать взор по горизонтали, переводить его по вертикали, со строки на строку.
Физиологические и психологические основы процесса чтения до известной степени изменяются с развитием умения читать. В частности, нарастающая скорость чтения определяется известной сменой характера процесса. Чтение слова у бегло читающего человека осуществляется без обязательного считывания всех букв. Улавливание части их, опирающееся на контекст, на общий смысл читаемого, заменяет здесь частично складывание отдельных букв в слоги, а слогов в слова.
В основе процесса письма лежит сложная физиологическая система, частью общая с той, которая лежит в основе процесса чтения. Следует различать в процессе письма, с одной стороны, самое отражение громкой или внутренней речи в письменных знаках, а с другой стороны - особенности речевого процесса, входящего в процесс письма.
Письмо есть особый вид речи, особая форма речи, при которой человек должен иметь чаще всего в виду общение с отсутствующим человеком (людьми). Эти особые условия меняют и характер набора слов, лишают речь наиболее привычных средств подкрепления речи жестами, мимикой. Не имея перед собой собеседника, человек уже лишен возможности свои слова и мысли соотносить со словами, мыслями, поведением собеседника или слушателя. Письмо зато допускает в большей мере коррекцию и перестройку. Развитие письменной речи, таким образом, связано с развитием самого речевого процесса.
Наблюдаются различные формы нарушения уже развитой письменной речи и задержки в ее развитии. Известны многообразные аграфии - расстройства письма, обусловленные очаговыми поражениями в различных разделах головного мозга: в оптической зоне, в речевой зоне, в двигательной зоне.
Иногда нарушение письма определяется личностными изменениями. Письмо больных шизофренией, как и их устная речь, нередко приобретает черты «вычурности» - непривычное распределение букв и слов, необоснованные подчеркивания, росчерки и т. п.
Своеобразное нарушение письма получило в клинике название «писчий спазм». При попытках письма в пальцах руки больного с писчим спазмом возникают судорожные, спазматические расстройства, препятствующие акту письма. Наиболее часто эти расстройства возникают у людей, профессия которых связана с необходимостью много писать. В возникновении писчего спазма играют важную роль психические причины, хотя здесь нельзя бывает исключить и некоторую органическую основу расстройства.
Люди, привыкшие много писать, не придают особого значения процессу самого письма, т. е. формальной его стороне, сосредоточивая основное внимание на его содержании. Именно при таком, до известной степени автоматизированном письме проявляются индивидуальные особенности писания букв в слове - почерк.
Почерк в известной мере зависит от типа личности, от ее состояния. Иногда по форме письма, по почерку можно в какой-то мере судить об особенностях личности, о состоянии писавшего (например, состояние эмоционального возбуждения может проявиться в изменении почерка). Это позволяет в некоторых случаях пользоваться анализом изменения почерка в судебно-психиатрической экспертизе. Некоторые авторы предпринимали попытки характеризовать здоровую личность по особенностям почерка (графология), К этим попыткам следует относиться крайне осторожно. На образование индивидуального почерка влияют очень многие факторы, и далеко не всегда их можно учесть и правильно соотнести их влияние на формирование почерка.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Виды речи |
Рубрика (тематическая категория) | Психология |
1. Внешняя речь - нацелена на других людей при помощи разговора или различных технических устройств.
Устная речь - общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Она подразделяется:
· Монологическую речь – развёрнутая речь человека, обращённая к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.
Монологическая речь – связная, контекстная, строится по плану, должна быть последовательна и доказательна, предложения построены грамматически безукоризненно. Её выразительность создаётся за счёт голосовых средств (интонация, паузы, ударения, повторы, замедление или ускорение речи, громкости и др.). Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов. Человек, произносящий монолог, должен учитывать все возникающие реакции слушателей и рефлексировать, ᴛ.ᴇ. осознавать то, как его речь воспринимается и при крайне важно сти корректировать её (вводить или опускать подробности, вносить образные сопоставления, усиливать доказательность и др.).
· Диалогическая речь - самый древний вид речи.
Диалог - это непосредственное общение 2-х или нескольких человек, это обмен репликами (ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. Может выражаться возгласом, возражением, замечанием по содержанию речи говорящего, а также действием, жестом, даже молчанием) или развёрнутыми прениями. Это свёрнутая речь, в ней много подразумевается, благодаря знанию и пониманию ситуации собеседником. Невербальные средства (жесты, мимика) нередко подменяют высказывание.
Тематически направленный диалог называют беседой (должна быть цель и выясняется определенный вопрос). В диалоге цель отсутствует.
Иногда диалогическая речь приобретает форму диспута͵ спора, в процессе которого может узнать ся какой-либо вопрос.
Ситуативная диалогическая речь – связана с ситуацией, в которой возникло общение. Может быть понятна только двум общющимся.
Контекстуальный диалог – все предшествующие высказывания обусловливают последующие. Это более сложное общение, т.к. должно быть развёрнутое построение мыслей для обмена идеями. По существу - ϶ᴛᴏ короткие монологи. Это и открытые дискуссии по поводу решения творческих задач, а также в философских и научных произведениях.
· Письменная речь - разновидность монологической речи, которая строится при помощи письменных знаков. Важно заметить, что для смыслового выделения, выражения отношения используются не интонации, а лексика (выбор сочетания слов), грамматика, знаки препинания, типичные синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом её создания и восприятия другими (письма, литературные произведения и др.).
2. Внутренняя речь -особый вид беззвучной речевой деятельности (ʼʼпро себяʼʼ и ʼʼна себяʼʼ). Характеризуется предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.
· Собственно внутренняя речь – свёрнута͵ в ней опускается большинство второстепенных членов предложения, нередко остаётся только подлежащее, являющееся для человека центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Могут быть изменения и в самом слове, к примеру, в русском языке в слове выпадают гласные, не несущие смысловых нагрузок. Слова понятны только субъекту. Может также строиться по типу конспекта͵ оглавления: о чём идёт речь, что должно быть сказано, опуская известное.
· Внутренне проговаривание – совпадает по структуре с внешней речью.
Внутренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функции. Так, она является начальным моментом речевого высказывания, его программированием перед реализацией; средством рефлексивных действий, позволяющих строить самоустановки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки.
3. Эгоцентрическая речь - промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Около 3-х лет ребёнок начинает говорить вслух с самим собой, планировать в речи свои действия.
Виды речи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды речи" 2017, 2018.
Существуют различные виды речи: звуковая речь и речь жестов, письменная и устная, внешняя речь, внутренняя и эгоцентрическая, грамотная и неграмотная, быстрая и медленная, интересная и скучная, выразительная и невыразительная, монологическая и диалогическая, официальная... .
В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной... .
Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык... .
N центр Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Человек теряет способность произносить слова N К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим -...
Каждый человек за редким исключением может изъясняться с помощью устной речи. Благодаря общению люди могут выражать свои переживания и чувства, рассказать о насущном, волнующем. Устная речь позволила человеку подняться на высшую ступень цивилизации. В научной литературе можно встретить несчетное количество оснований для классификации устной речи. Вообще изучение языка как необходимо для понимания глубинных процессов, которые происходят в сознании человека при вербальном взаимодействии с другими людьми. Ведь процесс приобретения речевых навыков проходит бессознательно и естественно. Школьная программа наделяет задачей ознакомиться с теорией про виды устной речи 2 класс учащихся. В дальнейшем эту лингвистическую проблему изучают студенты филологических специальностей. Эта статья посвящена типологии звучащей формы языка.
Количество собеседников
Для начала рассмотрим наиболее простые виды 2 класс школы в соответствии с образовательной программой знакомится с понятиями диалога и монолога. Такая классификация имеет в качестве основы количество участников процесса общения. Так, у этих слов есть одинаковая часть «-лог», которая переводится с греческого как «слово», «смысл, «речь». Берущая свое происхождение из того же языка часть «моно-» означает «один». Таким образом, монолог - это речь одного индивида, которая обращена либо к самому себе, либо к какой-либо аудитории. В свою очередь, часть «ди-» в переводе с греческого означает «два». Следовательно, диалог - это взаимообмен сообщениями между двумя собеседниками. При этом речь каждого из них является монологом. Смысл диалога заключается в смене реплик.
При ответе на вопрос, какие виды устной речи бывают, люди зачастую называют лишь эти наиболее распространенные определения. Однако еще одним подобным типом общения является полилог. «Поли-» означает «много». Здесь речь идет о наличии двух и более собеседников.
Характер произносимого
Какие еще существуют виды устной речи? 2 класс изучает классификацию непосредственного общения, основываясь не только на количестве собеседников. Еще одним основанием для классификации языка выступает красота и возвышенность его слога. На базе этого критерия возникли такие основные виды устной речи, как дописьменная, литературная и звучащая по тексту. Сначала рассмотрим первый языковой тип.
Простое общение
Как известно, люди сначала научились издавать звуки и лишь потом - изображать знаки. Первоначально речь существовала лишь в устной форме. Дописьменный язык в наши дни включает в себя преимущественно бытовое общение, которое никогда не будет зафиксировано на письме и по существу в существовании знакового прототипа не нуждается. Сюда относятся различного рода устные переговоры, сочиняемые на ходу сказки, многократно передаваемые слухи. Теория языкознания относит к наиболее распространенным формам дописьменной речи молву, диалог и фольклор. Основанием их выделения является количество воспроизведений сообщений. Так, молва репродуцируется лишь один раз. Основная цель такого вида речи - донести определенную информацию до каждого члена беседы. Такое сообщение прекращает свое существование сразу после того, как оно дойдет до всех собеседников, так как его многократное воспроизведение не является необходимым. Запрет на репродуцирование может нарушаться, но тогда молва начинает существовать в другой форме - в виде сплетен, которые имеют дезинформирующий характер.
Дописьменную речь в форме диалога мы уже рассматривали, однако в этой классификации он употребляется несколько в другом значении. Здесь внимание уделяется не количеству собеседников, а числу воспроизведений и смысловой нагрузке текста. Диалог в этом значении рассматривается как некая совокупность высказываний различных субъектов на одну и ту же тему. Как правило, репродуцируются тексты лишь один раз, ведь даже в случае переспроса собеседник, повторяя произнесенную ранее фразу, меняет интонацию или порядок слов.
И наконец, фольклор - это дописьменный вид речи, который характеризуется многократным повторением. В отличие от молвы фольклор является культурным достоянием, его тексты хорошо сохраняются на протяжении долгих лет. К этому типу можно отнести народные сказки, легенды.
Литературные тексты
Мы рассмотрели дописьменную речь как первый из типов сообщений в зависимости от характера произносимого. Теперь обратимся к литературному языку. Здесь имеет место далеко не бытовое общение. Этот вид речи характеризуется как возвышенный, грамотный. Первоначально литературные тексты фиксируются на бумаге и имеют весьма далекое отношение к вербальным сообщениям. Однако затем они заучиваются и превращаются в звук. Именно благодаря такой сложной процедуре создания получившиеся тексты приобретают свое идеальное состояние. Существуют такие литературные виды устной речи в русском языке, как риторика и гомилетика. Рассмотрим их детальней.
Ораторика
Этот вид литературного устного текста представляет собой выступление человека перед определенной публикой, которое затрагивает важнейшие жизненные темы слушателей. При этом у оратора нет возможности установить диалог со своей аудиторией. Он вынужден произнести все желаемое в одной речи. Примером риторических высказываний является судебная речь. К примеру, адвокат в своем последнем высказывании имеет возможность продемонстрировать ораторское мастерство и высказать личное видение ситуации, однако он уже не может задавать присутствующим вопросы. Слушатели реагируют на слова защитника сразу же, внутренне соглашаясь с ним либо не принимая его точку зрения. Таким образом, ораторика по своей сути представляет
Гомилетика
При ответе на вопрос, какие виды устной речи (литературной) существуют, невозможно не упомянуть этот тип высказываний. По сравнению с ораторикой гомилетика больше похожа на диалог. Несмотря на то, что здесь также имеет место подготовка к устному высказыванию, однако ритор не обязан высказывать все желаемое в одном сообщении. Как правило, он разбивает текст на определенные порции для наибольшего воздействия на слушателей. Такие высказывания оказывают большее влияние на воспитание публики. Отвечая на вопрос, какие виды устной речи бывают, следует упомянуть о церковном, пропагандистском и учебном жанре гомилетики.
Пастырское слово
Эта разновидность гомилетики направлена на воздействие на слушателей, в частности на их чувства и волю. Церковная разновидность гомилетики существует в формах проповеди, собеседования и исповеди. Первая речь представляет собой подробный рассказ о некоторых сакральных истинах. Проповедник в своем высказывании обращается к народу с целью актуализации уже имеющихся у людей знаний, повышения их значимости, подчеркивания их важности. Собеседование, в свою очередь, является своеобразной проверкой усвоения публикой тех истин, которые были преподнесены на проповеди. Последней стадией является исповедь. После покаяния священнослужитель, оценивая степень выполнения на практике людьми своих предписаний, также произносит речь, которая призвана воздействовать на человека с целью благоприятных изменений в его душе.
Учебный процесс
Гомилетика пронизывает собой всю систему образования. Основными преподавателя со студентами являются лекции, семинары и зачет/экзамен. Их легко сопоставить с рассмотренными выше разновидностями общения между пастором и верующими. Лекция, так же как и проповедь, предназначена для освещения важных вопросов и объяснения их слушателям. Однако в отличие от церковной гомилетики, которая предполагает произнесение известных публике высказываний с целью повышения их актуальности, учебная подразумевает сообщение аудитории новых, неизвестных доселе сведений.
Теперь сравним следующую стадию образовательного общения, семинар, с собеседованием. Практическое занятие с обучающимися также проводится для проверки степени и качества усвоения ими знаний. И наконец, экзамен является своего рода исповедью, где преподаватель оценивает восприятие студентами тех истин, которые им преподносились на лекциях.
Пропагандистские высказывания
Речь ритора, направленная на распространение и рекламу определенных сведений, состоит из ранее известных истин в сочетании с новыми. Таким образом, пропагандистская гомилетика представляет собой сочетание церковной с учебной.
Теперь рассмотрим формы существования подобных текстов. Первой из них является пропаганда (деятельность по передаче определенных знаний). Второй стадией является агитация, где ритором обосновывается переход от обдумывания к активным действиям. И наконец, третьей формой пропагандистской гомилетики является реклама, которая оказывает действие, контролирующее эффективность агитаций.
Озвучивание письменного текста
Не всегда человек, желающий произнести вслух написанное, выучивает это. Ведь можно, к примеру, читать. К слову, литературный вид и озвучивание текста - это виды устной речи, приближающиеся к письменной. Ввиду фиксации этих видов высказываний на бумаге они представляют собой грамотные и логически построенные тексты. Как указывалось ранее, озвучивание может происходить в форме простого чтения. При такой форме высказывания, как правило, текст просто произносится, без обязательного использования определенных интонаций и мимики. Изучая виды устной речи, 2 класс учащихся сталкивается с таким языковедческим термином, как декламация. Такое чтение представляет собой не простое воспроизведение письма, а выразительное, даже напыщенное, ритмичное озвучивание, как правило, художественных произведений (чаще стихов).
Степень готовности
Существует еще одно основание для типологии вербальных текстов. Так, отвечая на вопрос, какие бывают виды устной речи, 2 класс, основываясь на полученных знаниях, может привести классификацию речи в зависимости от степени ее подготовленности. Чаще всего произносимые нами высказывания характеризуются спонтанностью и формируются постепенно, в процессе общения. Неподготовленные виды и формы устной речи встречаются постоянно, ведь каждый человек контактирует с другими представителями социума далеко не один раз в день. Именно бытовое общение заранее никак нельзя продумать, поэтому здесь чаще имеют место паузы, использование простых предложений и наиболее распространенных слов. В свою очередь, подготовленная речь (к примеру, доклад) характеризуется наличием заранее продуманной и логически построенной структуры.
Обращая внимание на всю информацию, приведенную в этой статье, можно привести следующие виды устной речи: диалог и монолог; подготовленная и неподготовленная; дописьменная, высказывание по тексту и литературная.
Мы можем писать, читать, говорить и слушать. Что это за умения и чем они отличаются? В психологии существует два основных вида речи и несколько форм их проявления. О том, как это выглядит на практике и чем они отличаются, читаем дальше.
Человеческая речь проявляется в разнообразных формах, но все они с психологической точки зрения относятся к внешнему и внутреннему видам.
Внешний – это устный и письменный способы общения.
В первом варианте слова можно услышать и сказать, оставив информацию в голове и пространстве. Второй вариант подразумевает, что это же информация будет записана с помощью иероглифов, то есть буквенных знаков – у каждого языка они свои.
Устная речь.
В зависимости от количества людей, берущих участие в коммуникативном акте, выделяют два способа обмена информацией.
1. Диалог.
Разговор – самая привычная форма появление устной речи, которую еще называют диалогом (когда участников двое), или полилогом (когда участие принимает много собеседников).
Особенности диалога:
- Условная краткость, лаконичность реплик;
- Синтаксически правильные предложения встречаются редко;
- Фразы имеют недоговоренный характер;
- Активно применяется мимика, жестикуляция;
- Обратная связь, обмен эмоциями;
- Оценка ситуации «онлайн»;
- Использование характерной бытовому стилю лексики;
- Возможность непредвиденной концовки.
2. Монолог.
Когда речь исходит только от одного человека и обращена к нему же или другим молчаливым слушателям, она называется монологом (от греческого «моно» – один).
Этот термин используется в драматургии, литературе, лингвистике, приобретая в каждой из них разные смысловые оттенки.
Чаще всего монолог можно встретить, слушая лектора, докладчика, политика, или актера на сцене театра.
В отличие от диалога монолог требуют от коммуникатора:
- Связного изложения мыслей;
- Логичного, доходчиво построения речи;
- Соблюдения литературных норм и правил языка;
- Учета индивидуальных особенностей аудитории;
- Постоянного ;
- Обдуманных мимики, жестикуляции.
Активное и пассивное восприятие устной формы речи.
Психолингвисты (исследователи взаимовлияния языка, сознания и мышление) выяснили, что когда мы слушаем, то практически всегда повторяем про себя сказанные кем-то слова. Это можно назвать «эффектом попугая», в котором соединяются основные виды речи. Мы поддаемся его влиянию бессознательно.
Если слова собеседника находят отклик в нашем , мы принимаем активную позицию слушателя, спонтанно проговаривая вслух то, что хочется сказать прямо сейчас.
Пассивная же форма подразумевает повторение фраз собеседника про себя.
Взрослый человек одинаково владеет обеими формами. А дети сначала учатся воспринимать слова окружающих, а только после этого решаются повторить за ними те или иные звуки. Уровень развитие этих форм зависит от индивидуальных особенностей, жизненного опыта, а также других факторов.
Письменная речь.
Главное отличие письменной речи – это наличие материального носителя. Его роль когда-то выполняли каменные глыбы, фиксирующие иероглифы первых людей. Потом был пергамент, летописи, книги, а сейчас информацию в большей мере сохраняют флешки или жесткие диски, а распознают специальные программы.
Развитие прогресса дало толчок к преодолению барьера в общении. Социальные сети, Вайбер, Скайп, Телеграмм и другие приложения делают обмен информацией беспрерывным процессом. Последние исследования даже показали, что на «живое» общение мы тратим втрое меньше времени, чем на виртуальное.
Несмотря на то, что вести разговор знаками проще психологически, он все равно является более сложной формой, так как требует особой концентрации, выполнения ряда условий.
Проведем эксперимент.
Для этого нужно попросить знакомых пообщаться друг с другом в письмах на любую общую тему (о погоде, пирогах или плохих дорогах). Когда разговор достигнет кульминации, следует продолжить его в устной форме, записав реплики на диктофон.
На самом деле наши «лексические недостатки» проявляются в обоих видах речи. Но отчетливо их увидеть можно только во внешнем.
Психологические особенности письменной формы общения:
- Постоянная концентрация;
- Соблюдение правил орфографии, стилистики, других норм;
- Сложность в передаче чувств или (в неофициальной переписке можно пользоваться «смайлами»);
- Возможность обдумать предложения или отредактировать уже написанные;
- Отсутствие мгновенной обратной связи.
Внутренняя речь.
Основой нашего мышления, а также любого действия является внутренняя речь. Именно ее наличие отличает нас от животных, которые тоже могут немного мыслить или что-то осознавать. Мы все фактически пребываем в беспрерывном диалоге со своим внутренним «Я». Более того, наше сознание устроено так, что остановить беспрерывный поток размышлений невозможно.
Внутренний монолог способен нас расстроить, подбодрить, переубедить или что-то внушить. Ей характерны отрывочность, динамика, фрагментарность, недосказанность.
В большинстве случаев тему для разговора самим с собой искать не нужно – она появляется сама.
Например, человек, возвращаясь с магазина, услышал чью-то реплику: «Какой кошмар!». Тут же в его голове появляется свой ассоциативный ряд: «Какой кошмар! Какой кошмар – завтра опять идти на работу. Обещали проверку… Нужно хорошо подготовиться …»
Альтернативные виды речи: кинетическая.
Умением передавать информацию с помощью движения частями тела человек овладел еще раньше, чем научился выцарапывать какие-то знаки. Это самый древний способ понять друг с друга. С появлением слов мы перестали пользоваться жестами как основным средством коммуникации. Большинство обращается к ним как к вспомогательной возможности выразить свои эмоции.
Кинетическая речь остается основной формой общения для глухонемых людей. Современные методики сделали знаковую систему максимально совершенной для разговора, чтения специальных книг, возможности записать мысли.
Речь – это коммуникативный процесс создания, хранения, передачи и получения информации. Речевой единицей, в которой фиксируется информация, является текст . Текст отличается от языковых единиц (знаков и фигур) тем, что он не обладает лингвистической синтагматикой и парадигматикой. Любой текст является знаком предшествующей информации (информационной памяти), последующей информации (замысла) и той объективной и субъективной действительности, которую он в целом обозначает (мыслительного и предметного содержания). Отношение между этими тремя компонентами текста называются коннекцией. Коннекция отличается от ассоциации (синтагматики и парадигматики) прежде всего тем, что членение текста на части и соединение текстов, в свою очередь, также является текстом, оно не образует новой единицы (как это имеет место в системе языка).
Речь – процесс коммуникации, который осуществляется конкретным человеком. Выделяют две формы речи : устную и письменную .
Письменная форма вторична по отношению к устной, так как является её отображением. Но субстанции устной и письменной речи различны. Устная речь осуществляется в виде непрерывного звучания, существующего во времени. Как известно, любое мгновение времени делит устную речь на уже произнесённую и ещё не произнесённую. Таких мгновений речи, которые делят устную речь на две части, может быть бесчисленное множество, поэтому интервалы между этими мгновениями стремятся к нулю. Сама материальная субстанция устной речи никаких звуковых сегментов (звуков речи) не содержит. Дискретизация устной речи осуществляется благодаря сознательной (мыслительной) деятельности человека, в процессе которой непрерывная устная речь сегментируется и ассоциируется с какими-то лингвистическими и содержательными представлениями.
Содержательная информация в устной речи образуется непрерывно. У говорящего, как правило, нет возможности постоянно следить за организацией устной речи, поэтому устная речь принципиально неорганизованна в деталях, незавершенна и непостоянна. Все эти недостатки, как уже было сказано, компенсируются возможностью интонационного переструктурирования, дополнительных интервалов, поправок, переинтерпретаций, оговорок и т.д. Чтобы сделать устную речь более организованной (например, при публичных выступлениях), необходима предварительная подготовка, которая выражается в формировании мыслительного содержания, его планировании, подборе лингвистических средств для построения текста.
Письменная форма речи имеет пространственную природу. На письме буквы, слова и предложения выстраиваются линейно и сохраняются на бумаге. Письменную речь можно продумать, исправить и заново переписать, чего нельзя сделать с устной речью. Поэтому письменная речь более организована и нормирована.
Письменная речь играет важную роль в речевой культуре человечества, создании грамматик, словарей, классических текстов. Всё это связано с потребностями письменной речи. Мыслительная культура человечества – это, прежде всего, письменная культура. Именно в тексте выражается содержание, о котором мы можем сказать: истинно оно или ложно. Поэтому благодаря письменным текстам возникла и наука. Благодаря письменной речи модифицируется и изменяется устная речь.
Выделяется два основных типа устной и письменной форм речи : монолог и диалог .
Монолог – это речь, создаваемая одним участником коммуникации (коммуникантом) для фиксации определённого мыслительного содержания. Монолог обращён либо к самому себе (как адресанту) для запоминания определённого содержания, либо к какому – то другому коммуниканту (адресату), отделённому от говорящего временем или расстоянием. Сам монолог создаётся в результате внутренней мотивации самого коммуниканта без ориентации на непосредственную мотивацию окружающих.
Диалог – это общение двух лиц, делающих сообщение друг другу последовательно. Каждая предыдущая реплика в диалоге со стороны адресанта (I участника коммуникации) мотивирует последующее высказывание адресата (II участника диалогической коммуникации). Таким образом, тексты, создаваемые одним участником диалога, мотивируются текстами, создаваемыми другим участником диалога. Не случайно именно в диалоге употребляются такие лингвистические выражения, как вопросы и проблемные ситуации. Поэтому решение проблемной ситуации в монологе очень часто строится по структуре диалога.
Называют третий тип межиндивидуальной коммуникации – полилог (когда в общении участвуют несколько человек). Однако говорить одновременно нескольким людям нельзя, так как при этом нарушаются сами условия общения: восприятие информации коммуницирующими сторонами и реакция на информацию. Поэтому в реальном общении полилог разбивается на последовательные группы диалогов: коммуникант вначале общается с одним адресатом, потом со вторым, третьим и т.д. Возможно и хоровое произношение определённого текста несколькими людьми, но в этом случае хор выступает эквивалентом создателя монолога.
В речеведении выделяются следующие виды речи : говорение, слушание (аудирование), чтение и письмо. Говорение и слушание относятся к устным формам речи, а чтение и письмо – к письменным. Говорение и письмо считаются активными видами речи, а слушание и чтение (особенно чтение «про себя») – пассивными. Эта характеристика основана на наблюдении внешних сторон речи.
Специалисты по методике языка, следующие правилу: при освоении учебных действий нужно идти от простого к сложному, от лёгкого к трудному – приходили к выводу, что при изучении видов речи нужно идти от пассивных видов к активным, от письменных к устным (поскольку письменное можно фиксировать на бумаге, а устное только запоминать, а это сложнее). В связи с этим, рекомендовалась такая последовательность в изучении видов речи: чтение – слушание – письмо – говорение.
Однако изучение внутренних сторон видов речи даёт иную картину. К внутренним механизмам речи следует отнести
§ построение мыслительного содержания (для того чтобы
говорить, нужно знать, о чём говорить);
§ планирование изложения;
§ выбор языковых средств.
В наиболее строгом и полном виде эти механизмы представлены в говорении. В слушании данные механизмы подвергаются перестройке. Например, говорящий излагает то содержание, которое у него есть в уме. Он не строит это содержание в процессе изложения, он его репродуцирует. Слушающий должен соотносить предлагаемое ему в изложении мыслительное содержание с теми знаниями, которые содержатся у него в уме. При этом происходит переструктурирование этих знаний и преобразование их в новое знание. Этот процесс гораздо сложнее, чем процесс изложения уже имеющегося содержания. Говорящий в процессе изложения не занимается планированием его содержания, оно содержится уже в этом содержании. Слушающий должен построить мотивацию предлагаемой ему информации. Он должен постоянно предугадывать план последующего изложения, мотивационно осмысливать его. Пытаться понять, для чего ему нужно новое содержание. Предугадывание, таким образом, более сложный процесс, чем репродукция заранее произведённого планирования. Говорящий пользуется теми языковыми средствами, к которым он привык. А у слушающего существует свой типовой набор языковых средств, которым он пользовался раньше. Ему нужно в процессе восприятия переводить языковые средства говорящего (обучающего) и их содержание в свои языковые средства и их содержание. Этот процесс сложнее, чем процесс использования наиболее типичных для своей речи языковых средств. Таким образом, процесс слушания, с точки зрения внутренних механизмов речи, намного сложнее, чем процесс говорения.
Процесс чтения чем-то напоминает процесс слушания. Однако он значительно упрощает этот процесс. Во-первых, слушание, как и говорение, производится однократно, а прочитать текст можно несколько раз. Во-вторых, читающий может дополнительно осмыслить содержание читаемого привлечением дополнительной литературы, справочников и т.д. В-третьих, содержание читаемого и его план уже содержатся в воспринимаемом письменном тексте. Неясности в этом восприятии могут быть компенсированы с помощью дополнительных материалов. Наконец, своеобразие языка читаемого текста также может быть освоено повторным чтением справочников и словарей. В любом случае, чтение допускает возможность более медленного и повторного восприятия, иначе говоря, чтение для обучающегося гораздо более простой процесс, нежели слушание.
Письмо в целом напоминает говорение, но с помощью письменных знаков. Оно допускает многократное обдумывание содержания текста, его медленное производство, возможность исправлений и т.п. Однако в целом письменный текст, с точки зрения его внутренних механизмов, сложнее говорения. Письменный текст требует более четкой и строгой логики изложения, а значит и более основательного обдумывания содержания текста и его планирования. Что касается языка письменного текста, то он резко отличается от языка устной речи его нормированием, отбором и соотнесённостью с определённым стилем речи. Всё это делает письмо гораздо более сложным видом речи, чем говорение.
Анализ внутренних механизмов четырёх видов речи показывает, что в основе их всех лежат механизмы говорения, которые лишь перестраиваются в других видах речи. Другими словами, говорение выступает в качестве инварианта остальных видов речи, их контрольного механизма. Поэтому обучение нужно начинать с освоения процессов говорения, и говорением необходимо сопровождать всякий другой вид речи. Из этого следует вывод: все виды речи взаимосвязаны и дополняют друг друга, в процессе освоения одного вида речи нужно пользоваться другими видами речи. Только на завершающей стадии обучения, когда определённый вид речи доводится до совершенства, процесс освоения вида речи сопровождается использованием этого же вида речи.
Говорение как наиболее универсальный вид речи помогает контролировать любой другой вид речи. Проверить, правильно ли освоено содержание прослушанного текста, можно только с помощью рассказа обучаемого, то есть с помощью говорения. Проверить результаты чтения можно также с помощью говорения. В свою очередь, освоение написанного помогает более содержательно и логично построить говорение. А в целом, с дидактической (обучающей) точки зрения, самым простым видом речи является чтение, затем слушание, говорение и письмо.
Глава 2. Виды текстов
Повествование – это изложение временной последовательности событий. Оно может быть перспективным (то есть излагающим событие от начало до конца) и ретроспективным (излагающим события по их воспоминаниям). Событийность описывается, в основном, глаголами или отглагольными существительными, прилагательными и наречиями. Поэтому в повествовательных текстах достаточно много глаголов. Примером повествования может служить сообщение о надвигающей метели в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина:
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегла небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.
Текст изобилует глаголами, которые описывают последовательность смены событий: поскакал; поглядывал, бежали, становился, обратилось, подымалась, росла, облегла, пошел, повалил, завыл; сделалась, смешалось, исчезло.
Описание – это изложение объектов, их свойств, состояний или качеств. Описаниями довольно часто пользуются создатели художественных или научных текстов. Примером может служить описание портрета Обломова в одноимённом романе И.А.Гончарова:
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как- то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же, тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
Текст изобилует прилагательными, описывающими внешность Ильи Ильича: ни румяный, ни смуглый, ни бледный, безразличный, матовому, белому, маленьких, пухлых, мягких, изнеженным.
А вот описание интерьера комнаты Обломова:
Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного цвета, два дивана, обитые шелковой материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
В тексте множество существительных: комната, взгляда, бюро, цвета, дивана, материею, ширмы, в природе, птицами, плодами, занавесы, ковры, картин, бронза, фарфор, мелочей. Все эти существительные называют предметы, которые объединяет то, что они находятся в одной комнате.
Рассуждение – это изложение каких-то мыслей, которые связаны между собой логическими отношениями. В текстах – рассуждениях, как правило, содержатся сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами и союзными словами. В таком изложении (рассуждении) содержfтся обобщение, анализ, сопоставление и логические выводы. Образцовыми примерами рассуждений служат сентенции Л.Н.Толстого:
Все счастливые семьи похожи друг на друг, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Анна Каренина).
Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как не обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе (Воскресение).
В этом тексте перечисление действий неразумных людей перекрывается общей сентенцией – гимном жизни.
Убеждение – текст, в котором излагается конечный вывод многочисленных опытов жизни и трудных размышлений. Текст – убеждение строится как последовательность образцовых классических утверждений, подводящих итог разбросанным жизненным замечаниям. Примером убеждения может служить классический текст из романа Н.Островского «Как закалялась сталь»:
Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему только один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: «Вся жизнь была отдана самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества!»