Православная церковь о дне святого Валентина: праздновать или нет. Церковный Православный праздник февраля
Пишет:
Многие верующие люди 14 февраля отправляют друг другу по стандартной и электронной почте маленькие поздравительные открытки в виде красных забавных сердечек. Этот неофициальный «церковный» праздник, наверное, не привлек бы столь пристального внимания, ежели бы не другое его принятое название «День святого Валентина». Как же праздник «любви и страсти» связан с древним святым?
Кем был тот святой, с именем которого обычно связывают традицию празднования «Дня всех влюбленных»? Во всех публикациях, которые появляются в канун 14 февраля, вы можете услышать следующую красивую историю.
«Христианская религия в то время была вне закона, некий священник Валентин проповедовал в Риме в 3 веке н.э. Во времена римского императора Клавдия II началась война римлян с готами и был объявлен дополнительный набор молодых людей в римскую армию. Но состоящие в браке мужчины не желали бросать своих жен, а те молодые люди, кто был влюблен – своих любимых девушек. В гневе император Клавдий полностью запретил брачные обряды, но священник Валентин не подчинился приказу и всё равно продолжал венчать всех приходивших к нему молодых людей. Это сделало священника Валентина другом всех влюбленных молодых людей в Риме, но разгневало императора Клавдия. Валентин был пойман, заключен в тюрьму и убит 14 февраля 269 года. Перед казнью он отправил письмо дочери начальника тюрьмы, которую втайне любил. В письме священник Валентин прощался с нею, он поблагодарил её за все хорошее и подписался: «Твой Валентин». Это, как утверждает легенда, и положило основание для празднования Дня св. Валентина».
Конечно, при первом взгляде все кажется крайне правдоподобным и исторически даже выверенным. Но на самом деле легенда, увы, несостоятельна. Во-первых, потому что само таинство венчания сформировалось в христианской церкви лишь в эпоху средневековья, в 3 веке н.э. такого обряда просто не могло быть. Следовательно, священник Валентин никого не венчал.
Во-вторых, не надо быть хорошим знатоком церковного права, дабы понимать, что сам священник не может вступать в брачный союз. Такое правило мы видим еще в Новом Завете. Священник, ежели он не успевает жениться ещё до своего рукоположения в сан, навсегда теряет каноническую способность на брак. Если священник ослушается, то он совершает очень большой грех, за который точно будет наказан лишением своего сана. Вот почему у Валентина, ежели он был настоящим священником, появление новой возлюбленной в лице дочери тюремщика означало бы факт измены либо своей жене, либо своей вере. При таких обстоятельствах священник просто не мог быть прославлен и канонизирован. Нужно признать, что эта, безусловно, красивая легенда, но довольно-таки неграмотная, и к христианской Церкви не имеет абсолютно никакого отношения.
Когда же, в самом деле, появилась легенда, и стал праздноваться день влюбленных? Это, несомненно, непосредственное дитя эпохи капитализма. Свое победное шествие по миру праздник начал, естественно, в Америке в 19 веке. И во многом этот праздник обязан своим успехом исключительно коммерческой составляющей: продаже милых подарков и почтовых валентинок-сердечек, активно продвигаемых порочным двигателем торговли – рекламой.
Иную версию происхождения данного торжества предложил известный священник Греческой православной Церкви Георгиос Металлинос. Он считает, что традиция празднования дня любви была установлена американским артистом Рудольфом Валентино, который умер в 1926 году. Валентино считал себя идеалом всех мировых любовников и 14 февраля устраивал в своем доме развратные вечеринки, которые и назывались «Valentine’s Day».
Как ни крути, говорить о древних обычаях празднования этой даты никак не приходиться. Конечно, христианская церковь знает много древних святых, которых звали Валентин, среди них есть и пресвитер, и даже епископ, пострадавшие в 3 веке. Существуют их старинные жития, в которых, естественно, нет ничего из того, на что опираются современные «летописцы». Тем не менее, первоначально возникла сама идея и коммерческая подоплека празднования «Дня всех влюбленных», лишь после стали придумывать под нее историческую «правду».
«День святого Валентина» – есть один из тех современных праздников, названия которых совсем не свидетельствуют об их какой-либо смысловой или идейной нагрузке. Важно, что в этот день ни один человек даже не подумает молиться святому, которому этот праздник и посвящен, а ежели и вспоминают о подлинной христианской святости и чистоте, то лишь с некоторым чувством иронии. Этот день принято отмечать по-другому: шоу-программы и викторины с развратными шутками. Во многих школах и гимназиях люди выполняют лишь «обрядовую» сторону любовного праздника. На видном месте ставится почтовый ящик, в который все от маленького первоклассника до статусного директора школы стремятся засунуть свою открытку с признанием в любви. Уроки, конечно, отходят на задний план, вся школа выясняет, кто в кого влюблен. Очень часто вечером устраивается дискотека с подходящей программой.
Вы сами должны решить для себя, нужны ли вам такие древние традиции. Верующие люди должны понимать, что есть в этом празднике ужасное, кощунственное желание эксплуатировать авторитет Святого с целью придания религиозно-романтический ореола обыденному мирскому веселью.
Более 3.500 лет назад Господь открыл людям на горе Синай 10 заповедей. 3 заповедь гласит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Эта заповедь относится и к именам Его святых. Как нередко имя святого Валентина кощунственно вспоминается грешными людьми на всех этих вечеринках! Обязательно задумайтесь об этом.
В аналитическом документе, который подготовили сотрудники МГПУ, указано, что пресловутый «день святого Валентина» является на 100 процентов аморальным праздником, основная задача которого – превращение интимных, любовных чувств во всеобщее и общественное действо, а также использует низменные чувства и в корне извращает само светлое понятие любви.
14 февраля Русская Православная Церковь отмечает день святого мученика Трифона. Святому Трифону молятся, когда ищут помощи в разных сложных человеческих ситуациях. Несомненно, могут советоваться с ним и влюбленные.
А вечером того же дня во всех русских православных храмах проводятся праздничные всенощные бдения, так как на другой день (15 февраля) отмечается один из двенадцати главных праздников христианства – Сретение Господне. По указу Святейшего Патриарха Алексия II пятнадцатое февраля объявлено Днем Православной молодежи.
После окончания богослужения молодые верующие встречаются друг с другом на разных праздничных мероприятиях, которые посвящены этому дню, они знакомятся и общаются. А вместо всенощного бдения под Сретение истинно православный человек ни в коем случае на дискотеку не пойдет. Вот это те самые древние традиции!
* Предпразднство Сретения Господня. * Мученика Трифона (250).
Мученицы Перпетуи, мучеников Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мученицы Филицитаты (ок. 202-203). Преподобных Петра Галатийского (429); Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512); Тимофея исповедника. Святых Давида и Симеона, исповедников Митиленских и чудотворцев (после 820). Святителей Василия, архиепископа Солунского, исповедника (ок. 870); Трифона, епископа Ростовского (1468). Мучеников Феиона с 2-мя отроками; Кариона; Агафодора; Иордана (1650); Анастасия Навплиота (1655). Преподобномученика Гавриила Константинопольского (1676). Священномученика Николая (Мезенцева) протоиерея (1938).
Заговенье на Великий пост.
День святого мученика Трифона
Святой мученик Трифон (†250) родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.
Однажды жители родного села святого Трифона были спасены им от голода: силой своей детской молитвы святой заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы. На основании этого чуда в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения.
Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным. В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так: «Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли...». На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит». Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.
Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.
Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя... Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).
Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.
Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «...Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.
Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее - месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем - в Рим.
Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя - святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.
Мученица Перпетуя и с ней мученики Сатир, Ревокат, Саторнил и Секунд и мученица Филицитата.
Мученица Перпетуя и с ней мученики Сатир, Ревокат, Саторнил и Секунд и мученица Филицитата пострадали в Карфагене в 203 г Перпетуя, 23-летняя женщина, принадлежала к знатному и богатому роду, остальные происходили из рабского сословия. Перпетуя крестилась тайно в отсутствие отца своего язычника.
«Я христианка!» - отвечала она отцу. Филицитате пришлось родить в темнице, и во время мук она простонала. «Вот, ты не могла перенесть и легких страданий. Что же будет, когда бросят тебя на съедение зверям?» - сказал ей темничный страж. «Теперь я терпела одна, а тогда будет терпеть за меня Христос, за Которого я буду страдать», - отвечала мученица. Свв. исповедники все, кроме Секунда, умершего в темнице, были отданы на растерзание зверям, а когда те не тронули их, - убиты мечом.
Сегодня православный церковный праздник:
Завтра праздник:
Ожидаются праздники:
12.03.2019 -
13.03.2019 -
14.03.2019 -
* Предпразднство Сретения Господня. * Мученика Трифона (250).
Мученицы Перпетуи, мучеников Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мученицы Филицитаты (ок. 202-203). Преподобных Петра Галатийского (429); Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512); Тимофея исповедника. Святых Давида и Симеона, исповедников Митиленских и чудотворцев (после 820). Святителей Василия, архиепископа Солунского, исповедника (ок. 870); Трифона, епископа Ростовского (1468). Мучеников Феиона с 2-мя отроками; Кариона; Агафодора; Иордана (1650); Анастасия Навплиота (1655). Преподобномученика Гавриила Константинопольского (1676). Священномученика Николая (Мезенцева) протоиерея (1938). Заговенье на Великий пост.
Православные Святые угодники.
День святого мученика Трифона
Святой мученик Трифон (†250) родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.
Однажды жители родного села святого Трифона были спасены им от голода: силой своей детской молитвы святой заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы. На основании этого чуда в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения.
Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным. В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так: «Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли...». На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит». Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.
Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.
Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя... Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).
Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.
Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «...Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.
Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее - месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем - в Рим.
Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя - святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.
Мученица Перпетуя и с ней мученики Сатир, Ревокат, Саторнил и Секунд и мученица Филицитата
пострадали в Карфагене в 203 г Перпетуя, 23-летняя женщина, принадлежала к знатному и богатому роду, остальные происходили из рабского сословия. Перпетуя крестилась тайно в отсутствие отца своего язычника.
«Я христианка!» - отвечала она отцу. Филицитате пришлось родить в темнице, и во время мук она простонала. «Вот, ты не могла перенесть и легких страданий. Что же будет, когда бросят тебя на съедение зверям?» - сказал ей темничный страж. «Теперь я терпела одна, а тогда будет терпеть за меня Христос, за Которого я буду страдать», - отвечала мученица. Свв. исповедники все, кроме Секунда, умершего в темнице, были отданы на растерзание зверям, а когда те не тронули их, - убиты мечом.
Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают языческий «День всех влюбленных», в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина — 14 февраля по Григорианскому календарю.
Как сообщил в интервью РИА «Новости» генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.
«Святой Валентин жил в III веке. Это общий святой и Католической, и Православной Церквей. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — сказал Ковалевский.
Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астерия, после чего вся семья сановника приняла христианство. Это вызвало гнев императора, и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен.
«В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных», — сообщил Ковалевский.
«Это — народная традиция, а не церковная», — подчеркнул он.
Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римского солдата, собеседник агентства назвал «не более чем легендой».
По его словам, «в католичестве память святого Валентина является факультативной».
«14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник — святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы чтим так же, как и Православная Церковь», — отметил Ковалевский.
«Никаких особых богослужений по случаю Дня святого Валентина у нас не проводится. За исключением, может быть, частных инициатив», — добавил он.
Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу в день святого Валентина, «но любовь связана с ответственностью, и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день», — сказал Ковалевский.
По его мнению, более благородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства (в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа). Существует традиция обновления в этот день супружеских обетов. Кроме того, святой Иосиф считается покровителем семей, день его памяти отмечается в марте, сообщил представитель Католической Церкви.
По словам профессора , частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.
Священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках 1/14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день «светским праздником».
«Те детали распространяемого «Жития» Валентина, которые дают повод для празднования «Дня влюбленных», являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции», — сказал отец Михаил.
По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. «Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным», — пояснил священник.
«Причем, — подчеркнул отец Михаил, — под «влюбленными» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью».
«Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли», — сказал священник.
Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, как церковно-общественный праздник в России отмечается День покровителей супружеской любви и верности — святых Петра и Февронии (25 июня/8 июля).
Кроме того, 2/15 февраля, в праздник Сретения Господня, Русская Православная Церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.
РИА «Новости» /Патриархия.ru
День памяти Святого мученика Трифона - 14 февраля - совпадает с так называемым днем святого Валентина (всех влюбленных). О маркетинговых технологиях, противостоящих православной традиции, размышляет профессор Московской духовной академии, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве митрофорный протоиерей Максим Козлов.
Отец Максим, сегодня даже в детских садах делают «валентинки». В чем, по вашему мнению, причина популярности этого «праздника»?
В советском прошлом было и нечто разумное, в частности, противостояние низкопоклонству перед Западом, которое в данном случае было бы уместно. В праздновании Валентинова дня нет ничего ни национального, ни религиозного, ни даже просто разумного.
В Русской Православной Церкви этот день весьма и весьма насыщен: с одной стороны - канун праздника Сретения Господня, который, если говорить о новациях, объявлен еще и Днем православной молодежи. Но главное, 14 февраля - это день памяти святого мученика Трифона, очень почитаемого церковными людьми, по крайней мере в Москве.
Я хорошо помню конец 70-х - 80-е гг. прошлого века, когда в этот день храм Знамения на Рижской, где находится чудотворная икона святого мученика Трифона, был местом паломничества всей православной Москвы - он не вмещал всех, кто собирался на богослужение. В этот день, как правило, литургию совершал приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.
Но и помимо 14 февраля, дважды в неделю, в храме служился молебен с акафистом мученику Трифону. На этом богослужении всегда было множество людей, приезжавших со своими нуждами. Они совершали если не подвиг, то определенное усилие - добирались со всех концов Москвы, отрывались от работы - с теплой верой в этого святого.
Причины такого почитания понятны: мученик Трифон воспринимается Русской Православной Церковью (начиная с чудесного явления сокольнику Трифону) как святой, помогающий в чрезвычайных жизненных обстоятельствах, когда уже нет никакой рациональной надежды на выход. Подобные чудеса эпохи царя Иоанна Грозного находили живой отклик в душе русского народа. В этой связи можно вспомнить и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, почитание которого тоже весьма распространилось в то время, и, конечно, святителя Филиппа.
Святому мученику Трифону за эти века молились тысячи людей, и сейчас многим известна его помощь. Мы можем со скепсисом относиться к спискам святых, помогающих в разных жизненных нуждах, но я знаю немало примеров, да и в моей жизни они тоже есть, когда мученик Трифон решал тот самый жилищный вопрос, который, как сказал писатель, испортил многих наших соотечественников; помогал в поиске работы, а также в других нуждах - как святой, как светлый ясный юноша, дивный пример угодника Божия.
Таким образом, речь идет не о заполнении пустого дня - происходит вытеснение своего, родного, духовного, исконного; предательство своего доброго в угоду не поймешь чего.
14 февраля Католическая Церковь празднует память раннехристианских святых Валентина Интерамнского и Валентина Римского, из скудных сведений о них известно, что это святые мученики, пострадавшие за веру. Откуда же взялась легенда о покровительстве влюбленным и, собственно, Валентинов день?
Католическая Церковь в лице своих иерархов неоднократно свидетельствовала, что не имеет никакого отношения к этому культу. Никогда в традициях западной католической церкви не было и не могло быть присвоения святому Валентину - епископу одного из итальянских городов и святому мученику - странной роли покровителя романтической влюбленности, а уж тем более беспорядочных сексуальных отношений.
Можно за что-то другое критиковать наших братьев-католиков, но подобного рода эксплуатацией собственного святого они никогда не занимались. Никаких своеобычных обрядов в связи с этим у католиков нет. У них есть другие непривычные для нас традиции, связанные, скажем, с Франциском Ассизским, молитвами за животных. К этим обычаям можно по-разному относиться, но никакого, повторю, условно говоря, чина освящения Валентина у католиков не существует.
Православная церковь также празднует память упомянутых святых, но в другой день.
Что касается происхождения праздника влюбленных, то в учебниках по маркетингу так называемый День святого Валентина (а лучше о нем говорить без слова «святой») приводится как один из первых примеров успеха коммерческой рекламы. На Западе существовала большая пауза между распродажами - рождественскими и пасхальными и предпасхальными, и идея этого праздника была раскручена исключительно ради стимуляции торговли. Так зачем же слепо руководствоваться коммерческим культом и идеей распродаж в нашей жизни? Поощрять уже китайских производителей и торговые сети в их погоне за коммерческой выгодой?
Отец Максим, но есть красивая легенда о том, что святой Валентин был казнен за венчание римских легионеров с их возлюбленными, несмотря на запрет императора.
Не знаю, как появилась эта легенда. В канонических житиях святых мучеников Валентина Интерамнского и Валентина Римского ничего подобного нет.
- И как бороться с такого рода вымыслами?
Бороться бессмысленно, мы никогда не сможем захватить коммерческое пространство, в котором действует большой бизнес. Но чем больше людей в нашей стране будут иметь хотя бы зачатки серьезного церковного мировоззрения, тем меньше будет зацепок у коммерческих культов.
Вы много лет были настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Что происходило 14 февраля в храме? Что можно сказать о нравственности и целомудрии современных студентов?
Когда я служил в храме при МГУ, то не наблюдал потока студентов в этот день, которые бы взыскивали специальных молитвословий к святому Валентину. Что касается целомудрия, то позиция Церкви, выступающей против беспорядочных отношений, известна со времен проповеди апостолов. И кто ее хочет слышать, тот слышит, а кто не слышит - тот будет поступать сообразно своим желаниям. Я на этот счет не питаю особенных иллюзий. Даже если мы скажем об этом еще 10 раз, даже по первому каналу - эти люди не начнут жить тихо и благообразно во всяком благочестии. Но лишний раз засвидетельствовать, что Церковь ко дню «святого» Валентина не имеет никакого отношения, - полезно, чтобы, по крайней мере, не создавалась иллюзия возможности усидеть на двух стульях: утром помолиться святому мученику Трифону, а вечером пойти в загул по поводу Валентинова дня.
- А что вы говорите молодежи, которая считает, что близкие отношения до свадьбы - это нормально?
На мой взгляд, довольно бессмысленно что-либо говорить по этому поводу при общей нецерковности мировоззрения. Нельзя фрагментарно инкорпорировать христианскую нравственность. Какой смысл объяснять человеку, что плохо воровать, если он не верит в жизнь вечную и в воздаяние? Что неправильно, скажем, расталкивать людей ногами и идти по головам, если он убежден, что без этого карьеру не сделать? Точно так же бесперспективно внушать мысль о том, что хороши христианские добродетели, и не нужно грешить против седьмой заповеди, если человек живет по принципу «возьми от жизни все», в особенности пока ты молодой. Надо проповедовать Евангелие, жизнь вечную и веру во Христа Воскресшего, а уже из этого следует христианская нравственность. На мой взгляд, нравственность нельзя сделать центром христианской проповеди.
То есть остается только молиться, чтобы Господь просветил молодых людей, которые считают, что можно сожительствовать до брака?
Безусловно, молиться, чтобы Господь просветил того, кто добивается противного убеждениям христианина. Человек должен поверить во Христа Воскресшего и в жизнь вечную, а потом сам, постепенно, с помощью Церкви, утверждая Евангелие, сделать какие-то выводы для себя.