Как принять римско католическую церковь. Римско-католический кафедральный собор

Меня всегда интересовала история культуры и религии разных народов. Тем более, если они тесно переплетены с нашей историей и периодически оказывали влияние друг на друга. В этом плане очень интересна история Католической церкви и все, что с ней связано. Особенно меня впечатляют их храмы своей неповторимой, величественной архитектурой. А церковный обряд очень интересен и увлекателен. Я знал, что есть католические храмы, и решил посетить самый главный – кафедральный собор на Малой Грузинской . Чем живет этот храм, где находится и что собой представляет, я и хочу вам рассказать.

Где находится Римско-католический кафедральный собор

  • Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии расположен по адресу: город Москва, улица Малая Грузинская, дом 27/13.
  • Телефон +74992523911.

Как добраться до Римско-католического кафедрального собора

  1. Чтобы без задержек добраться до кафедрального собора, вам нужно доехать до станции метро «Краснопресненская» . Затем идти по улице Красная Пресня в западном направлении в сторону Третьяковского Вала. Пройдя около 500 метров, свернуть направо на Малую Грузинскую, и через 600 метров вы будете у цели.
  2. Добраться можно и наземным маршрутным транспортом. Идеально подойдет автобус №116, следующий от Белорусского вокзала. Выйти нужно на остановке «Улица Климашкина» .
  3. Если вы сторонник поездок на личном автотранспорте, следует повернуть от Третьего Транспортного Кольца на Звенигородское шоссе. Затем налево на Краснопресненский Вал, до улицы Климашкина, и направо, через 200 метров вы у цели.

Режим работы

Собор открыт ежедневно с 8 до 20 часов. Храм закрыт для посещения с 12:45 до 15:30 во все дни, кроме воскресенья.

Расписание богослужений в Римско-католическом кафедральном соборе на Малой Грузинской

Богослужения в соборе проходят ежедневно:

  • С понедельника по пятницу: в 8, 9, 18, 19 (кроме среды) часов Святая Месса;
  • В субботу: в 8, 9, 17:30, 19 часов Святая Месса;
  • В воскресенье Святая Месса в 8:30, 10, 10:30, 12:15, 13, 14:30, 15, 17:30, 20 часов, Святая Месса для детей 11:45, Божественная Литургия по армянскому обряду в 15:30.

Богослужения на русском языке проводятся с понедельника по субботу в 8, 9 часов, в среду в 18 часов, с понедельник по четверг, а также в пятницу и субботу в 19 часов, в воскресенье в 10, 17:30 и 20 часов.

Фото собора


Ночью при искусственном освещении готическая архитектура Римско-католического собора выглядит особенно величественно.


Внутреннее убранство собора отличается характерным для готических сооружений обилием колон.


Центральный фасад собора встречает своих посетителей, как бы взмывая вверх.

Врата Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Готический стиль Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Москва.

Мозаика в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Икона на стене Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Римско-католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — видео

Смотрим не большой видео сюжет о этом соборе. Приятного просмотра!

Как столицы империи и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов , римские епископы уже с III в. начинают высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ними не согласны епископы восточных провинций.

Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, - абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов - Поместному или, если того требуют обстоятельства, - Вселенскому .

Тем не менее, политические обстоятельства складывались так, что влияние римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в кон. в. и переселение народов Европы . Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства . Среди вновь образующихся гос-в Рим выступает в качестве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета римского епископа способствовали и религиозные волнения в Византийской империи с по VIII вв., когда римские епископы выступали защитниками православия . Так, постепенно, у римских епископов стало возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий римских епископов в в. явился декрет императора Грациана , признавший в лице римского папы ("папа" - отец, этот титул носили римские и александрийские епископы) "судью всех епископов." Уже в в. папа Иннокентий объявил, что "ничего нельзя решать без сношения с римской кафедрой и, особенно, в делах веры, все епископы должны обращаться к ап. Петру ", то есть к римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской церкви принимались всей Церковью, как правила, утвержденные словами ап. Петра. В VIII в. папа Стефан писал: "Я - Петр апостол, по воле Божественного милосердия званный Христом , Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира."

В пятом веке на самих Вселенских Соборах папы осмеливаются провозглашать о своей высшей церковной власти. Конечно, они здесь заявляют не лично, а через своих легатов. Легат Филипп на III Вселенском соборе говорит:

"никто не сомневается, и все века знают, что святой и блаженный Петр, глава Апостолов, столп веры, фундамент кафолической Церкви, получил ключи Царствия Небесного от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, и что власть связывать и развязывать грехи передана ему. До сего дня и навечно он в своих преемниках живет и осуществляет власть судии" .

Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связывало единство веры, таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это единство было разбито римскими епископами в и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Св. Духа "и от Сына," с внесением этих слов в Символ веры , потом - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии , о чистилище , о "сверхдолжных заслугах ", о папе , как "наместнике" Христа, главе всей Церкви и светских государств, о непогрешимости римского епископа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви. В качестве оправдания учения о главенстве римского епископа католические богословы ссылаются на слова Спасителя, сказанные ап. Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф 16.18). Святые отцы Церкви всегда понимали эти слова в том смысле, что Церковь основывается на вере во Христа , которую исповедал ап. Петр , а не на его личности. Апостолы не видели в ап. Петре своего главу, и на апостольском соборе в Иерусалиме в председательствовал ап. Иаков . Что касается преемства власти, восходящего к ап. Петру, то известно, что он рукополагал епископов во многих городах, не только в Риме , но и в Александрии , Антиохии и др. Почему же епископы тех городов лишены чрезвычайных полномочий ап. Петра? Более глубокое исследование этого вопроса приводит к одному честному заключению: учение о главенстве Петра создано римскими епископами искусственно из честолюбивых побуждений. Это учение было неиз-вестно ранней Церкви.

Все возрастающие претензии на главенство римского епископа и введение учения об исхождении Святого Духа "и от Сына" привели к отпадению Римской (католической) церкви от Церкви Христовой. Официальной датой отпадения считается , когда кардинал Гумберт положил на престол храма Святой Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью.

Для католиков характерно очень широкое толкование как божественных догматов , так и церковных канонов (правил). Это наглядно видно из существования различных монашеских орденов , уставы которых очень сильно отличаются друг от друга. Всего в настоящее время насчитывается ок. 140 католических монашеских орденов, из которых основные.

Католицизм - самое крупное и влиятельное направление в христианстве. Число его приверженцев превышает 1,2 миллиарда человек. История католической церкви началась с Великого Раскола, когда христианство поделилось на две ветви. Читается, что основателем и главой ее является Иисус Христос, видимым же руководителем является Папа Римский. Он возглавляет Святой Престол в Ватикане. Сегодня католицизм распространен по всему миру, даже в России верующих сотни тысяч. Но мы плохо знаем об этой религии, считая ее историческим противником традиционного для нас православия. Именно поэтому о католической церкви сложилось немало мифов, которые мы и постараемся развенчать.

Церковь запрещает читать Библию. Первая христианская Библия была как раз и создана католической церковью. Материал для этой книги собрали ученые во II и III веках, затем его утвердили Высшие католические советы Гиппона и Карфагена. Да и самую первую печатную Библию создала именно католическая церковь, в лице изобретателя-католика Гутенберга. Первую же Библию с главами и пронумерованными стихами создал Стефан Лэнгтон, Архиепископ Кентерберийский. И во время каждой мессы священник вслух читает выдержки из Библии. Обычно это цитаты из основной части текста и две части из Евангелия. В современной католической мессе читаются две части из общей Библии и только одна из Евангелия. Сегодня священная книга есть в каждом доме верующих, ее изучают в католических школах. А сам этот миф появился потому, что Библии часто запирали в церквях. Но делали это не для того, чтобы запретить людям чтение книги, а чтобы защитить ее от воровства. Обычно речь идет о старых рукописных Библиях, очень редких и потому ценных. Люди считают, что Библия запрещена из-за ее помещения в Индекс запрещенных книг. Однако в данном случае речь идет о протестантских вариантах, заметно отредактированных или плохо переведенных. Самой известной такой редакцией является Библия короля Якова, от ее использования католики уже отказались.

Католикам-мирянам нельзя самостоятельно читать Библию. Когда-то такой запрет действительно был, но он был формальным. Сперва запрет существовал на чтение Библии на народных языках. Переводы должна были утверждать церковь. Те же Кирилл и Мефодий на свою работу со славянским языком предварительно получали разрешение. Но это позволяло избежать ошибок и ереси. Немного было таких, кто мог читать Библию на латыни, многие и свой родной язык не всегда знали. В церкви священник рассказывал и толковал эпизоды из книги, которые потом пересказывались родным и детям. Так что паства, даже не читая Библии, ее, в общем-то, знала. А запрет позволял избежать ереси из-за необразованности простых людей. Сейчас мало того, что запрета нет, так священники еще и призывают читать как можно чаще и думать над текстами. Но справедливости ради стоит отметить, что до протестантов католикам далеко в плане чтении Библии.

Католики занимаются идолопоклонством. Есть мнение, что факт поклонения Деве Марии означает не что иное, как идолопоклонство. На самом деле в католическом богословии есть три варианта вероисповеданий. Латрия предусматривает поклонение единому Богу, отход от этой нормы считается смертным грехом. Гипердулия является почитанием Девы Марии, но это именно почитание, а не идолопоклонство. Особым типом вероисповедания является поклонение ангелам и святым. Такое разделение утвердил Второй Никейский собор еще в 787 году н.э. Этот совет специально собрали для того, чтобы осудить тех, кто считал идолопоклонством отношение к иконам и статуэткам святых. Если католик становится перед статуей на колени во время молитвы, то он ей не молится и не поклоняется, а вот протестант с Библией в руках, стоя на коленях, именно поклоняется. Те изображения святых, которые есть у католиков, просто напоминают о святости этого персонажа.

Католики настоящими христианами не являются. Именно католики и являются первыми христианами. При изучении ранних христианских текстов видно, что доктрины и учения точно совпадают с тем, что проповедует сегодня католическая церковь. Речь идет о епископах, девственницах-монахинях, исповеди, священниках, крещении, Римском Епископе, как главе всей религии. Высказывания ранних отцов церкви, которые являлись апостолами, очень напоминают современные доктрины католицизма. Большинство историков признает, что именно католическая церковь является первой христианской, это нетрудно доказать с помощью древних текстов.

Папа Римский является полностью непогрешимым. По мнению католиков, их глава может быть безгрешным лишь при определенных условиях. Свои заявления он должен совершать по канонам веры и нравственности, его декреты должны касаться всей церкви и объединять ее, и он должен выступать не лично от себя, а от лица всего Папства. Следовательно, разговор Папы о вопросах науки, допускает его ошибки. А вот в вопросах религии, при соблюдении вышеизложенных пунктов, он говорит от лица Бога. Именно поэтому католики должны верить Папе. В конце его непогрешимого заявления звучит фраза «да будет анафема».

Католическая церковь выступает против науки и не верит в эволюцию. Стоит учитывать, что многие крупные научные открытия появились, благодаря образованию в католическом мире. Например, бельгийский священник Жорж Леметр стал тем человеком, который первым выдвинул Теорию Большого Взрыва. Когда она дошла до Эйнштейна, тот ее отклонил, заявив о правильности математики, но отвратительной при этом физике. В конечном счете мэтр принял теорию священника. И католическая церковь не отрицает теории эволюции, как это делают многие американские протестантские или евангелистские церкви. С момента появления этой теории католическая церковь официально не высказывалась по этому поводу. Впервые какое-либо публичное заявление на данную тему сделал Папа Пий XII. Он сказал, что церковь не запрещает учение эволюции. Оно исследует, как были созданы человеческие тела, а вера говорит о том, что души созданы Богом. В 2004 году специальная теологическая комиссия сделала заявления о логичности теории Большого Взрыва и теории эволюции. Есть только расхождения по темпам и механизмам развития жизни на планете. В настоящее время католические школы по всему миру, в том числе и в Штатах, преподают именно научный подход к появлению жизни, это неотъемлемая часть учебного плана.

С помощью индульгенции можно деньгами откупиться от грехов. Сперва надо понять, чем же вообще является индульгенция. Католическая церковь учит верующих, что те за грехи получают два вида наказаний. Вечное, предусматривает ад после смерти, а временное - это кара при жизни или в чистилище после смерти. Чтобы избежать ада, человеку надо покаяться, он тогда будет прощен. А вот временное наказание никуда не исчезнет. Индульгенция является таким специальным благословением, которое позволяет отменить временное наказание. Для этого надо совершить некие благие дела или прочитать определенные молитвы. В средние века хитрые епископы действительно за деньги продавали поддельные индульгенции, направляя средства на нужды церкви. Официальный Рим долго боролся с такими злоупотреблениями, понадобилось почти триста лет, чтобы искоренить такой бизнес. А настоящие индульгенции существовали еще с самого начала, церковь и сегодня их выдает. Но с зарабатыванием денег это уже не имеет ничего общего.

Католическая церковь была создана императором Константином в 325 году. В 313 году этот император объявил о терпимом отношении властей к христианству. Это было закреплено с помощью Миланского эдикта, что означало отмену штрафов за это вероисповедание. А в возрасте 40 лет Константин сам покрестился, а потом созвал Первый Никейский собор. Из-за важности этого события и считается, что император создал церковь. Но до этого собрания были и другие, правда, не такие масштабные и знаменитые. Да и структура церкви уже сформировалась. На том соборе Константин был простым наблюдателем, а решения принимались епископами и представителями Папы. До Никейского собора уже нормой было безбрачие у священников, крещение младенцев, а структура епископов и священников существовала уже 300 лет.

Католические священники не имеют права жениться. Прежде чем развенчать миф о существовании целибата, стоит понять саму природу католицизма. В юрисдикции Папы Римского находятся две церковные секции - Римская католическая и Восточная католическая. Все они следуют общим канонам. Различия же заключаются в стиле вероисповедания и внешних правил. Так, в Восточной церкви священникам разрешают вступать в брак, но в таком статусе он уже не сможет стать Папой. Бывает, что пасторы переходят в католицизм из других религий уже женатыми, например, из англиканской церкви. Им сохраняют сан, так что в Римско-католической церкви женатые священники не такая уж и редкость.

Церковь добавила в Библию несколько книг. В католической версии Ветхого Завета на 7 книг больше, чем в протестантской. Эта разница породила миф о том, что Рим добавил в Библию некую информацию. На самом деле книги эти считались официальными в христианстве еще до появления протестантства. И уже Мартин Лютер убрал ненужные по его мнению части Библии. Некоторые из них подтверждают те доктрины, от которых отказался реформатор. Католическая церковь использует «греческий выпуск», которым пользовались на проповедях апостолы. А вот Лютер выбрал еврейский масоретский канон, датируемый 700-1000 годами н.э. Протестанты отказались от Книги Иудифи, двух книг Маккавейских, Книги Премудрости Иисуса, Книги Товита, Книги пророка Варуха и сына Сирахова. А вот католический Новый Завет Лютер сохранил полностью. Интересно, часто упомянутый в Маккавейских книгах праздник Ханука, ни в еврейский, ни в протестантский Новый Завет не попал.

Папство придумали уже в средние века. Папа Римский являлся Епископом Рима, его с самого начала христиане считали главой церкви. Об этом говорят древние документы, да и сама Библия. В Евангелии сказано, что первым Епископом Римской церкви являлся сам Петр, который оставался на этом посту до своей смерти в 64 году. Вторым Папой стал святой Ириней Лионский. Затем на этом посту был Клет, четвертым был Климент, создавший епархию против ереси. А Папа Лин ввел правило, что женщины должны покрывать голову в церкви. Оно действует до сих пор.

Католическая церковь ввела много новых догматов. Догматы были вовсе не придуманы, а выведены согласно закону соответствующего развития. Церковь и раньше верила в некоторые постулаты, просто они не были догмами. А новые догматы появляются не из ниоткуда, а на основе Священного Писания. Понадобилось время, чтобы их пояснить и уточнить, чтобы у верующих была ясность в голове. В свое время и догмат о Троице считался новым, его вывели на основе христианского учения. Церковь и так верила в это, но со временем закрепило это постулат. В католичестве пока информация полностью не проверится, догматы вводиться не будут.

Дева Мария в католичестве почитается больше Бога. Если изучить Чин Мессу, то становится все понятно. О Деве Марии там упоминается вскользь, а вот имя Христа звучит постоянно. Католики очень любят Богородицу, как дети любят свою мать, видя в ней заступницу и утешительницу. Католическая церковь никогда не будет почитать Марию так, как Иисус удостоил ее славой, как Бог Отец наградил ее, сделав матерью своего сына и как Святой дух, выбрав ее для зачатия.

Католики молятся здравствующему Папе Римскому. Папа Римский является видимой главой церкви, его слушаются и уважают. А молитвы к Папе Римскому возносятся не ныне здравствующему, а к одному из умерших и признанных святым или блаженным.

Католики считают, что Богородицу зачали аналогично Христу. Действительно, есть догмат о непорочном зачатии пресвятой Девы Марии. Однако в данном случае не имеется в виду, что дело обошлось без мужчины. Богородицы не коснулся первородный грех, именно поэтому зачатие и может считаться непорочным. У нее не было греховной природы обычного человека, она получила ту же природу, что и была до грехопадения. А личная праведность Девы Марии - это результат ее свободного выбора. Бог ради будущей жертвы Христа дал ей милость и не коснулся первородным грехом, чтобы Мария стала обителью для Божественного Младенца.

Католики изменили Символ веры. В свое время возникла проблема Филиокве, об изменении символа веры. Но она скорее не богословская, а филологическая, опирающаяся на разные переводы. Католики не считают Сына отдельным источником Святого Духа. Святая Троица - своеобразный цветок. Корнем является Отец, на нем все и растет. Стебель - это сын, он своеобразный посредник между людьми и отцом. Святой Дух - это цветок, который исходит и от Отца, и от Сына, от корня через стебель. Так что Филиокве не изменила символ веры, а просто уточнила его.

Католикам не надо исповедоваться перед Причастием. Ни одного человека церковь не допускает к причастию без исповеди, ведь у него может быть смертный грех за душой. А вот если такого нет, то исповедь перед каждым Причастием не требуется. Дело в том, что повседневные грехи, которые сохраняют связь с Богом, могут быть отпущены во время общей исповеди и того же Причастия. В таком же виде практикует это и православная церковь.

Католики не постятся перед Причастием. У католиков перед причастием есть Евхаристический пост, который составляет час до причастия. Но рекомендуется поститься час до мессы. Так сделано для того, чтобы люди могли чаще причащаться. Когда-то мессу служили только рано утром, и пост был то ли с утра же, а то ли с полуночи. Потом мессу разрешили служить вечером, и столь длительный отказ от пищи потерял смысл. Пост сократили сперва до трех часов, а потом и до часа. Да и еда в желудке не может осквернить Причастие, к тому же впервые оно вообще свершилось во время плотного ужина. Пост является дисциплинарной мерой, которую легко можно изменить. Церковь считает, что люди должны причащаться как можно чаще, это не награда за духовность, а лекарства.

Католики не причащают маленьких детей. Тут стоит сделать разъяснения. В Латинском обряде католики не допускают к обряду детей до возраста распознавания. Ребенок должен уметь отличить обычный хлеб от евхаристического, понимать разницу между добром и злом, уметь исповедоваться. Кто-то уже в 5 лет соответствует этим нормам, а кто-то и в 16 не готов подойти ответственно к таинству. Считается, что перед первой исповедью дети должны год-два отзаниматься в воскресной школе. Ребенку надо знать основные символы веры, суть таинств и основные молитвы. А вот в византийском обряде младенцы причащаются с самого момента крещения и миропомазания. Логично, чтобы Причастие все же происходило в сознательном возрасте. Но и другая практика имеет право на жизнь: в окружении близких дети хотя и не понимают все суть, но ощущают, что это важно и хорошо. И тут нет ничего плохого.

У католиков используется только пресный хлеб. Это утверждение справедливо только лишь для Латинского обряда. Там пресный хлеб - дань памяти иудейской традиции использовать опресноки на Пейсах. Во время Тайно вечери Христос совершил те же древние иудейские обряды, но с иными словами, придав им новый смысл. К иудейской пасхе все квасное уничтожалось, так что выбор пресного хлеба неслучаен. А в восточных традициях используют дрожжевой хлеб, что является символом воскрешения Христа. Это красиво, но традиция уже другая. На самом деле это все детали - во время войны священники служили мессы и литургии с помощью хлеба из опилок, а армяне используют неразбавленное вино. Суть Евхаристии вовсе не в том, какое вино или хлеб используется.

Католики всю службу службы сидят. Этот миф можно развенчать, если хотя бы раз побывать на богослужении. Скамейки тут стоят не для красоты, но используют их не всю службу. Процессия священников встречается стоя, верующие садятся во время чтения отрывков Ветхого Завета. А вот при чтении Евангелия все стоят. Евхаристическую Литургию люди также проводят на ногах, опускаясь на колени в самые важные моменты. После Причастия также рекомендуется молиться на коленях. Всего удается посидеть максимум треть времени. А вот Литургии Часов можно послушать сидя, но и там во время молитв и гимнов рекомендуется вставать. Скамейки стоят для того, чтобы люди могли лучше слушать. В большие же праздники сесть удается далеко не всем, на Пасху стоят даже в центральном проходе. Но это никого не смущает - сюда идут не за посиделками.

Католические службы ведутся на латыни. В западных обрядах католической церкви латынь действительно является основным языком. Но при необходимости разрешается служить и на национальных языках. В реальности именно они и звучат чаще всего, латынь люди уже попросту не понимают. По желанию священника на этом языке служат лишь некоторые избранные главные мессы. Армяне-католики используют древнеармянский, греки-католики - церковнославянский, украинский, русский и так далее в зависимости от страны. Да и прочие обряды служатся на родном языке. Церковь хочет, чтобы богослужение было понятно и для необразованных прихожан, поэтому был сделан такой шаг.

Во время мессы католики играют на музыкальных инструментах. Так происходит далеко не всегда. Если музыкантов нет, то служба все равно состоится. А есть тихие мессы, где посторонние звуки в принципе не предусмотрены. И в этом есть своя прелесть.

Католические таинства являются недействительными. Католики и православные взаимно признают все семь таинств. Дело не в том, что недействительны таинства, а в том, что нет Евхаристического общения, то есть совместного ведения священниками литургии.

У католиков присутствует другой календарь. Многие католики живут по григорианскому календарю, но есть и те, кто выбрал юлианский. И речь идет не только о католиках восточного обряда в странах СНГ, но и о некоторых верующих по латинскому обряду. Так, на Святой Земле было решено перейти на юлианский календарь, чтобы было единство с проживающими там православными. Но насколько это вообще принципиальный вопрос, разве истина скрыта в том, какой календарь используется?

У католиков Рождество важнее Пасхи. Никакая христианская церковь не может так считать. Если бы не было Страстной Пятницы и Пасхи, то и Рождество потеряло бы свой смысл. Рождество - любимый и ожидаемый праздник, но Пасха - настоящая вершина Литургического года. Подготовка к ней - самое важное в году. А миф мог появиться из-за того, что на Западе перед Рождеством людей охватывает настоящая истерия, касающаяся подарков. Этот праздник является любимым семейным даже у атеистов. Люди уже толком и не помнят, что именно они отмечают. Но это проблемы общества, которое переняло церковный праздник. А в католицизме важность и первенство Пасхи сомнению не подвергается.

У католиков нет постов. Если в православной традиции принято поститься в среду, пятницу и есть еще четыре многодневных поста, то у католиков с латинским обрядом пары летних постов вообще нет. Существует предпасхальный Великий Пост и предрождественский Адвент, который и постом назвать сложно. Скорее, это окаянный период. А ведь еще недавно посты у католиков были очень суровыми, просто церковь поняла, что подобная практика вредна как для физического, так и для духовного здоровья людей. Воздержание приводило к обжорству, что вообще-то и грешно и опасно для здоровья. Разве этого хочет Бог? В настоящее время строгий пост существует для всех верующих в возрасте 18-60 лет. Это Пепельная среда, с которой начинается Великий Пост и Страстная Пятница. Некоторые католики по старой памяти соблюдают и другие дни, но это уже личная инициатива. Церковь обычно ставит верующим обязательный минимум - два дня надо провести в строгом посту без мяса, с молитвами по утрам и вечерам, мессой в воскресенье, исповедью и причастием раз в год в пасхальное время. А вот католики византийского обряда, греко-католики или униаты, постятся, как и православные. Церковь позволила сохранить традиции.

В католической церкви рукополагают и венчают геев. Церковь запрещает однополые браки, осуждая и сами такие связи. Сам по себе гомосексуалист отлучен не будет, но ему надо жить в целомудрии. Если он не поддается своим желаниям, то это грехом самим по себе не является. Открытый гомосексуалист в священники не может быть рукоположен, он считается нездоровым и не может нести службу в церкви. Следует различать ориентацию и поведение. Гомосексуальность может быть случайной и преходящей, что отмечается в возрасте формирования сексуальной идентичности. Через это можно пройти. Другая крайность - укоренившееся и привычное поведение. Сама по себе ориентация требует осторожности в выборе пути, но барьером на пути к вере не является. Церковь не отворачивается от своих прихожан, пытаясь помочь им в борьбе с грехом, особенно подросткам, которые проходят через это испытание. Но и поощрять грех католическая церковь не будет.

У католиков допускается, чтобы крестными были и православные, и другие христиане. Это неправда, крестными могут быть только католики. Другие же верующие могут быть допущены на церемонию, как свидетели.

Католики крестят даже животных. Такого в природе не существует. А сам миф появился, благодаря существующей в некоторых странах традиции приносить в храм на день святого Франциска Ассизского домашних животных на благословение. Дело в том, что этот католический святой очень любил животных. По просьбе этого покровителя существа и окропляют водой, благословляя. Но этот шаг сродни тому, что окроплять жилье или транспортное средства.

Человеку надо принять соответствующую веру, если он хочет вступить в брак с католиком. Это вовсе не обязательно. Епископ может выдать разрешение на смешанный брак, а после 2-3 месячной подготовки к таинству брака можно будет совершить венчание. При заполнении брачного протокола выясняется, если ли препятствия к браку. Католическая сторона обязуется хранить веру и сделать все возможное, чтобы в ней было крещено и воспитано потомство. Другая же сторона дает обещание, что супругу не будет чиниться препятствия к его вере, а также, что известно об обещании воспитать детей в католической вере.

Католическая церковь запрещает контрацепцию. Церковь запрещает пользоваться искусственными средствами контрацепции и репродуктивными технологиями. Супружеский акт считается священным, и ничто не должно нарушать его целостности и направленности на появление детей. Однако разрешается планировать свою семью, изучая свое тело и законы работы репродуктивной системы. Во многих приходах перед венчанием этому обучают молодых. Такие методы требуют дисциплины, но их точно соблюдение позволяет добиться нужного результата.

Католикам запрещены разводы. А вот это утверждение мифом не является. В католической церкви нет такого явления, как развод. Второй раз венчаться не получится, если же жить с кем-то еще без венчания, то этот грех может повлечь за собой отлучение от Причастия. Бывает, что супруги по каким-то серьезным причинам не могут продолжать совместную жизнь. Это могут быть факты насилия, наркотики, алкоголь, измены. Тогда церковь дает возможность пожить людям отдельно, при этом ни одна из сторон в новый брак вступить не может. Может недействительным признаться и брак, но и это не развод. Просто церковь утверждает, что и брака как такового не было, так как его суть изначально была нарушена. Например, один из супругов скрыл правду о своем здоровье, кто-то был несвободен в выборе, принужден к нему, у кого-то была связь на стороне, нежелание принимать посылаемых Богом детей. Но эта процедуру довольно длительная и сложная. Чтобы рассчитывать на такую форму «развода» придется доказать, что сложились такие условия.

Католики считают, что спастись могут только они. Католическая церковь считает, что и в других религиях есть зерна истины, относясь к ним с уважением. Никому не отказывается в спасении, если человек исполнял божью волю в рамках своего мировоззрения и воспитания. Надо просто принять добровольно Господа и то, что именно католическая церковь владеет всей полнотой истины и средствами к спасению. Те, кто не знал и не понимал этого, никакой вины не несут. А вот те, кто знал о глубине католической церкви и истинности ее веры, но из каких-то побуждений вышли из нее, спастись не смогут. Чем ближе конфессия по своему учению к католической церкви, тем больше там средств к спасению. В церковном поминовении и погребении отказывают лишь самым принципиальным еретикам, но не в виде наказания, а потому что они сами сделали свой выбор, отказавшись от сотрудничества с церковью. При этом никто не утверждает, что эти люди непременно попадут в ад.

В результате Брестской Унии появились католики восточного обряда. Восточнокатолический обряд насчитывает на самом деле более 20 разных обрядов. И это отнюдь не только славяно-византийский, есть еще армянский, коптский. Есть к тому же восточнокатолические церкви, которые вообще никогда в раскол с Римом не вступали. Это, например, итало-албанская католическая церковь византийского обряда. Единое вероучение и церковное управление в католической церкви практиковалось всегда, даже с учетом разных литургических обрядов и традиций.

То, что у православных зовется церковью, у католиков - костелом. Само слово «костел» на польском языке и означает «церковь». В свое время полонизм неплохо прижился в России. Были времена, когда католичество могли у нас исповедовать только иностранцы или их потомки, эту нишу заполнили поляки. В настоящее время российские католики в большинстве своем являются русскими, чьих иностранных корней уже и не найти. Они спокойно употребляют привычные нам слова «храм», «собор», «церковь». Да и в западных странах католические храмы костелами не называют.

Католики обманывают верующих, переманивая их в свою веру. Этот миф легко развенчать, если знать, как же непросто соблюдать эту веру. Новообращенным приходится проходить катехизацию от нескольких месяцев и вплоть до трех лет. Все это время люди должны подробно изучать учение католической церкви, научиться искать в своей жизни волю Божью, размышлять и принимать решения о своей духовной жизни, нести за них ответственность. И это утомляет, ведь куда проще, когда тебе прямо говорят, что именно надо делать. Желающим принять католичество нужда сильная мотивация, иначе испытание можно и не выдержать. Новообращенным не разрешается участвовать в таинствах, а вот на все остальное ограничений нет. Разрешается посещать все богослужения, участвовать в мероприятиях, общаться с монахами и священниками. Это дает возможность прикоснуться ко внутренней жизни церкви, примерить на себя будущий образ прихожанина. И если человек вдруг передумает делать такой выбор, его никто удерживать не будет. Если же верующий становится католиком, то тут уже не до демократии - надо принимать все вероучение целиком.

Католические крестики отличаются от православных. Так рассуждать не совсем верно. Есть латинская традиция изображения креста. Он изображается четырехконечным, с тремя гвоздями и без нижней перекладины. В византийской же или православной он выглядит иначе. Католикам вообще не принципиально, какой крест носить: православный, кельтский, армянский или вообще францисканский в виде буквы «Т». Некоторые выбирают вместо него медальон или ладанку, символов может быть сколь угодно много.

11.02.2016

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока."Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида - тот вызов, который требует срочных совместных усилий", - сказал Легойда. По его словам, "исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки - катастрофа для всего мира".

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет.

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики - это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном... Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

Православие признает Вселенскими семь Соборов , прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера - существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков - до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде - сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества...

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде - Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь - «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии - не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» - согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями - с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях - «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

Материалы по этой теме

Крупнейший католический храм России, изначально он строился как филиал другой церкви, ныне не действующей.

Изначально центром московских католиков был Милютинский переулок, где в конце XIX в. располагалось два храма: во имя св. Людовика (посещавшийся преимущественно французами, итальянцами и испанцами) и во имя свв. Петра и Павла (прихожанами были немцы, поляки, литовцы и другие выходцы из Центральной и Восточной Европы). Со временем второй храм стал слишком тесен, и польская часть паствы предложила построить третью церковь как филиал. Прошение было направлено генерал-губернатору Москвы в 1894 г. Власти дали разрешение, но поставили условия: новый храм должен быть построен не в центре Москвы, в отдалении от православных церквей, без башен и изваяний. В качестве подходящего места была выбрана Малая Грузинская улица. Дополнительным фактором, вероятно, послужило то, что неподалеку располагался Брестский вокзал (ныне - Белорусский), связывавший Москву с западными губерниями.

Строительство церкви заняло длительное время: начатые в 1901 г. работы были в целом завершены лишь в 1911 г., тогда же состоялось освящение храма, а внутренняя отделка продолжалась вплоть до революции. Условие об отсутствии изваяний и башен было соблюдено лишь частично: проект польского архитектора Ф.О. Богдановича-Дворжецкого (ранее построившего католический храм в Самаре) был выдержан в стиле неоготики и предусматривал создание небольших декоративных башенок-шпилей, а также светового фонаря в средокрестии, увенчанного шпилем с крестом. Вытянутые стрельчатые окна дополняются обширной розой над главным входом. Крестообразное в плане здание было создано просторным, его стены могли вместить до 5000 человек. Территорию храма в 1911 г. окружила ограда, созданная Л.Ф. Даукшем в том же неоготическом стиле.

После революции храм утратил филиальный статус, приход стал независимым. Однако в 1938 г. богослужения в нем полностью прекратились, интерьеры практически полностью уничтожены, освободившееся помещение отдано под общежитие. Во время немецких бомбардировок несколько снарядов упало на здание, нанеся серьезные повреждения. После войны церковь утратила все остававшиеся на тот момент башенки и другие декоративные детали фасадов, а ее внутреннее пространство поделено на 4 этажа - здесь в 1950-х гг. находился НИИ «Мосспецпромпроект». По иронии судьбы в советскую эпоху на соседней улице Климашкина расположилось посольство Польши.

В 1990 г. сформировался польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, начавший борьбу за возвращение здания верующим. Поначалу мессу служили на ступенях собора, внутрь удалось войти только в 1996 г. Перестроенное, утратившее храмовый облик и долго не ремонтировавшееся здание срочно требовало реставрации - в течение трех лет она было проведена. Сегодня церковь имеет именно тот облик, который задумывал Ф.О. Богданович-Дворжецкий в начале ХХ в.