Профессия искусствовед: взгляд изнутри. Искусствовед - это профессия или призвание

Искусствоведение, искусствознание - комплекс наук, изучающих искусство (преимущественно изобразительное) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведение включает в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику.

Искусствоведение. История искусствоведения. Первые попытки создать теорию искусства предпринимались ещё в античную эпоху.

Искусствоведение. История искусствоведения. Среди трудов античных учёных встречаются практические руководства по искусству (автор - Витрувий), и описания художественных памятников (авторы - Павсаний, Филострат). Обширный трактат по античному искусству написал Плиний Старший.

Искусствоведение. История искусствоведения. В эпоху Возрождения появился целый ряд трудов посвященных искусствоведению. Особо можно отметить работу Джорджо Вазари - «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Искусствоведение. История искусствоведения. Наука искусствоведение. Систематизированное изучение произведений искусства, которое предусматривает самостоятельная отрасль науки, появилось сравнительно недавно. Один из первых по этому предмету стал труд И. Винкельмана «История искусства древнего мира». Ценный вклад в развитие данной науки внесли западноевропейские просветители 18-го века Дени Дидро, Г. Э. Лессинг и др.

Искусствоведение. Наука искусствоведение. В 19-20 веках искусствоведение получило широкое развитие, в науке сложился целый ряд школ и направлений. Серьезные фундаментальные научные исследования в области искусствоведения были выполнены учеными: Вильгельмом Любке, Антоном Шпрингером, Карлом Верманом (Германия), Эженом Виолле-ле-Дюком, Гастоном Масперо (Франция), Якобом Буркхардтом (Швейцария) и рядом других ученых.

Искусствоведение. Наука искусствоведение. В России наиболее известным искусствоведом периода становления искусствоведения, как науки, можно считать Дмитрия Ровинского, составителя справочников по гравюре, русским портретам 18 -19 веков. Стоит упомянуть и о Николае Собко, одном из первых русских историков искусства и библиографе.

Искусствоведение. Наука искусствоведение. Неоценим вклад в развитие и пропаганду русского искусства Сергея Дягилева - известного театрального деятеля, искусствоведа, пропагандиста русского искусства за рубежом.

Искусствоведение. Современное искусствоведение. В настоящее время искусствоведение превратилось в самостоятельную науку, которая изучает историю искусства, исторические памятники в направлении искусство, направления и формы традиционного и новаторского искусства, учет и аналитические исследования предметов и объектов искусства, современные тенденции в развитии искусства и наиболее интересные направления в нем.

Искусствоведение. Современное искусствоведение. Искусствоведение (искусствознание) в широком смысле - это комплекс общественных наук, изучающих искусство, т.е. художественную культуру в целом и отдельные виды искусства по отдельности. К искусствоведению относятся литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствоведение в узком его понимании.

Искусствоведение. Современное искусствоведение. В узком, в самом распространенном значении, искусствоведение - это наука о пластических искусствах: архитектуре, живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Искусствоведение. Современное искусствоведение. Современное искусствоведение (не важно, понимать его широко или узко) включает в себя: теорию искусств, их историю и художественную критику.

Искусствоведение. Современное искусствоведение. С одной стороны, искусствоведение - это научное и критическое зеркало искусства, которое способствует его развитию, формулирует художественные принципы.

Искусствоведение. Современное искусствоведение. С другой стороны, искусствоведение - это мощный популяризатор искусства. Критические статьи, научно-популярные книги и фильмы, лекции, экскурсии - всё это влияет на предпочтения публики, формирует её вкус.

Искусствоведение. Современное искусствоведение. Искусствоведы России.

Искусствовед - это учёный, специализирующийся на истории исследовании художественных произведений (в первую очередь - изобразительного искусства).

Искусствоведение. Искусствоведы России. Современное искусствоведение в России. В Российской Федерации утвержден Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, специальность - «Искусствоведение», квалификация - «Искусствовед».

Искусствоведение. Искусствоведы в России. Основные виды профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта. Искусство относится к элитным направлениям в культурной деятельности человека. К такой же элитной профессиональной направленности можно отнести и деятельность высокопрофессионального искусствоведа.

Искусствоведение. Искусствоведы. Современный искусствовед - это высокообразованный профессиональный исследователь искусства и истории искусства, его объектов и субъектов.

Искусствоведение. Искусствоведы. Современные искусствоведы, специализирующиеся на определённой эпохе, художнике или художественном направлении, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Такие эксперты-искусствоведы оценивают подлинность произведения искусства и его ценность (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и многое другое.

Искусствоведение. Искусствоведы. Часто бывают случаи, когда для оценки подлинности произведения требуются специальные научные методы. В этом случае искусствоведы дополнительно привлекают специалистов современных научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.

Искусствоведение. Искусствоведы. Профессиональные искусствоведы работают в музеях искусства, художественных галереях, в антикварных салонах, на известных мировых аукционах, в специализированных и научно-исследовательских институтах. Профессиональных искусствоведов часто приглашают работать журналистами или ведущими программ в прессе или Интернете, на радио или на телевидении.

Искусствоведение. Искусствоведы. Искусствовед учится всю жизнь. Базовые познания, которые даёт ему вуз, включают историю искусства (в том числе разных стран), теорию искусства, музееведение, археологию, культуру речи и многое другое. Современному искусствоведу нужно и хорошее знание иностранных языков.

Наука искусствоведение. Профессия искусствовед.

Искусства. Он без труда отличит работы непревзойденного Моне от произведений профессионала Мане. Он знаком со всеми тонкостями направлений, в которых трудятся художники, музыканты, скульпторы и артисты. Но обладание энциклопедическими знаниями в творческой области еще не обеспечивает звание заслуженного и признанного искусствоведа. Здесь нужно владеть и техникой визуального восприятия, и манерами, и обладать неутолимой жаждой видеть, слушать, созерцать шедевры мирового искусства воочию.

История возникновения

Искусствоведение (-знание) - это наука, которая зародилась в древние времена. Об этом мы можем судить по трактатам Аристотеля, Платона или Сократа, живших еще до нашей эры. В то время искусствоведение не было самостоятельным учением, и скорее носило познавательный характер, являлось частью философии и религии тех времен.

Свой расцвет наука искусствознания получает во времена Цицерона (I век до н. э.), а начало нашей эры ознаменовалось художественными работами Азии. В Средние века мир искусства становится частью теологических умозаключений Августина и Фомы Аквинского. Но особым и основным временем в становлении арт-науки явилась эпоха Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли), когда были созданы настоящие шедевры, являющиеся сейчас главными наглядными примерами для знатоков высокого искусства.

В XVIII веке искусствоведение оформляется в самостоятельную дисциплину, прародителем которой считается немецкий историк, любитель старины - Иоганн Винкельман. В это же время появляются первые эксперты в области мировых творений. А уже как профессия искусствоведение стало формироваться на рубеже XIX—XX веков. Сегодня эту специальность может освоить любой желающий, благо учреждения, воспитывающие будущих знатоков мировых шедевров и раритетов, расположены по всему миру. Лучше, конечно, выбирать вузы, находящиеся вблизи выдающихся работ, например, в Европе или России.

Такая работа - искусствовед

Профессия в некотором смысле уникальная, по-своему интересная и познавательная. Увлекает она тем, что охватывает несколько направлений, в которых будущий специалист может себя реализовать. Но среди них доминируют два: теоретик искусства и историк искусства. Деятельность первого в основном направлена на исследование и изучение мира искусства: его проблем, закономерностей, специфики развития видов, жанров и взаимосвязи с обществом в целом. Второе направление более многогранно, оно охватывает такие области, как:

  • изучение коллекций;
  • систематизация произведений различных мастеров, школ и направлений;
  • обеспечение сохранности экспонатов музея, составление карточек для них;
  • предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы;
  • установка авторства спорной работы, подлинности вещи, ее стоимости;
  • открытие новых имен в области искусства;
  • участие в археологических экспедициях;
  • проведение экскурсий, лекций, факультативов;
  • издание научных и научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые выпускают художественные музеи и галереи;
  • рецензии и статьи с объективной оценкой, критикой, аналитикой, затрагивающие арт-науки;
  • организация экспозиций, выставок (в том числе международных).

Область деятельности

Искусствовед - это не только профессия. Это определенный образ мышления, особый стиль мироощущения, жизни. Это талант! И применить его можно в совершенно разных областях жизнедеятельности человека. Свои знания можно использовать, работая в художественной галерее, музеях, на отдельных выставках или экскурсионных мероприятиях, возможно, выездных. Также навыки и умения искусствоведа окажутся полезными в редакторской работе, например, в каком-нибудь крупном издательстве. Кроме того, специалист такого профиля может посвятить свою жизнь научно-исследовательской работе или найти себя в антикварном деле. Также хорошо у него получится реализовать себя в качестве педагога и художественного критика.

Качества искусствоведа

Выбирая ту или иную профессию, прежде всего, каждый из нас ориентируется на свои У тех, кто имеет аналитический и тягу к скорее всего, не получится освоить ремесло искусствоведа. Какими же качествами должен обладать человек, хорошо знающий мир искусства?

Если говорить о способностях, то у него должен быть развит художественный вкус, сенсорная память. Он должен тонко чувствовать, на интуитивном уровне мыслить, понимать, быть предельно внимательным, беспристрастным и объективным в своих суждениях, критике, уметь заинтересовать и всегда находиться в гуще событий, особенно что касается мира шедевров и антиквариата.

Из личных же качеств можно выделить собранность, аккуратность, тактичность, усидчивость, общительность и, конечно, стремление к саморазвитию.

Тяжело в работе...без практики

Любой труд сопряжен с рядом начальных знаний, умений, навыков. И наша задача состоит в том, чтобы овладеть ими до уровня настоящего профессионала своего дела. Так, искусствовед - это человек, который обязан запоминать большое количество информации (имен, названий, терминов, дат); писать статьи, руководства, эссе, рецензии на определенные темы; по отрывку произведения определять, кому и какому периоду оно принадлежит. Поэтому работа эксперта в области искусства невозможна без практики. В его задачи входит обязательное посещение галерей, выставок, экспозиций, а также непосредственное участие в их подготовке и организации с целью получения неоценимого опыта.

Также важно совмещать свои теоретические знания с применением на практике. Если вы собираетесь писать отзыв или научный труд о каком-нибудь великом творении, то нужно постараться увидеть его своими глазами. Для тех, кто собирается стать экспертом, специализирующимся в определенной области (раритетные вещи, определенная эпоха, стиль, направление), такой подход в работе особо актуален. Он позволит наиболее точно показать весь свой профессионализм.

Известные искусствоведы

Искусствовед - это не профессия, это высокое звание! Которое человек носит гордо, а заслуживает благодаря тонкому восприятию окружающего мира, академическим знаниям и неиссякаемой любви к искусству. Таких настоящих знатоков своего дела немного, но среди них есть и наши соотечественники. Например, Анатолий Васильевич Луначарский - деятель государственного масштаба, искусствовед, литературный критик, драматург, переводчик. Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом.

Они посвятили свою жизнь делу, которое их не просто увлекало, а вдохновляло на то, чтобы узнавать, творить и создавать. Идти в ногу со временем, но отчетливо понимать, насколько важно ценить и сохранять культурное наследие прошлого.

). Многие специалисты склонны разделять понятия искусствоведения и искусствознания. Поэтому основной жанровой формой классического искусствоведения является всеобщая история искусств. В границах предмета этой научной дисциплины решаются задачи открытия, изучения, атрибуции, накопления и предварительной классификации произведений (так называемый объектный подход). Искусствоведение включает всеобщую историю искусств, источниковедение и историографию, иконографию, биобиблиографию, атрибуцию художественных произведений, археологию и хронотопологию искусства.

Искусствознание отличается от искусствоведения бóльшей умозрительностью, абстрагированием понятий, аналитичностью, стремлением к синтезу, созданию теоретических моделей, гипотез, концепций. К области искусствознания относят морфологию искусства, философию, социологию и психологию искусства (в том числе психологию зрительного восприятия), иконологию, теорию композиции и формообразования в различных видах искусства, музеологию, методику композиции, проектирования и моделирования, теорию гармонии и пропорционирования, антропометрию. Отдельные области составляют художественная критика, эссеистика и публицистика,экскурсионная, лекционная и другая просветительская деятельность, популярная литература об искусстве, кураторство, арт-дилерская, аукционная и иная коммерческая деятельность. Соответственно морфологии искусствознания используется широкий спектр исследовательских методов и приемов. Важной проблемой остается определение границ философии, имплицитной и эксплицитной эсетики (как общей методологии искусствознания)и культурологии. В то же время очевидны тенденции к широким трансморфологическим концепциям и междисциплинарным знаниям .

Систематизированное изучение произведений искусства, которое предусматривает самостоятельная отрасль науки, появилось сравнительно недавно. Один из первых по этому предмету стал труд И. Винкельмана «История искусства древности» (1764). Ценный вклад в развитие данной науки внесли западноевропейские просветители XVIII в. Дени Дидро , Г. Э. Лессинг и др.

В XIX-XX вв. искусствоведение получило широкое развитие, в науке сложился целый ряд школ и направлений. Фундаментальные исследования в области искусствоведения были выполнены Якобом Буркхардтом (Швейцария), Вильгельмом Любке , Алоизом Риглем , Генрихом Вёльфлином , Антоном Шпрингером , Карлом Верманом (Германия), Эженом Виолле-ле-Дюком , Гастоном Масперо (Франция), Аби Варбургом , Гансом Зедльмайром и многими другими.

Российский Государственный образовательный стандарт

В конце XIX века в России сложилось сравнительно-историческое направление, которое занималось изучением искусства под углом зрения его идейного содержания. Оно находилось под серьезным влиянием революционно-демократической критики. В русское искусствознание был внесен большой вклад Ф. И. Буслаевым , Н. П. Кондаковым , И. Э. Грабарем .

В России введён Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, специальность 020900 - «Искусствоведение», квалификация - «Искусствовед». Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 2 марта 2000 года . Согласно п. 1.3.2 этого стандарта, основные виды профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника при очной форме обучения составляет 260 недель.

См. также

Примечания

Литература

  • Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. - Издательство В. Шевчук, 2013. - 330 с. - ISBN 978-5-94232-062-1 .
  • Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства. - Издательство В. Шевчук, 2010. - 368 с. - ISBN 5-94232-029-2 .
  • Власов В.Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. - СПб. : Изд-во СПб.Университета, 2017. - 264 с. - ISBN 978-5-288.
  • Каган М. С. Морфология искусства. - Л. : Искусство , 1972. - 440 с. - 20 000 экз.
  • Сапаров М. А. Размышление о структуре художественного произведения // Структура литературного произведения. - Л.: Наука , 1984. - С. 179-205.
  • Сапаров М. А.

Искусствовед — научный специалист, изучающий историю и содержание различных художественных произведений, чаще — произведений изобразительного искусства. Искусствовед — эксперт в определенной области искусства.

Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Искусствоведы востребованы в музеях, антикварных салонах, художественных галереях. Часто специалисты пишут статьи в газеты, журналы и электронные СМИ.

Обязанности

Искусствовед — это не просто профессия, это состояние души. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо ценить и любить произведения искусства. Деятельность подразумевает постоянное общение с шедеврами, их изучение, анализ. Изучаются музейные экспонаты или частные коллекции.

Как правило, искусствоведы специализируются на определенной эпохе, выступая экспертом в своей области. К ним обращаются за помощью в оценке стоимости произведения с учетом манеры письма и исторического подтекста. Когда выводов искусствоведа недостаточно, прибегают к лабораторным исследованиям.

Важные качества

В работе искусствоведа важны такие качества, как: хорошая память, широкий кругозор, любовь к чтению, искусству, аналитическое мышление, умение грамотно выражать свои мысли устно и письменно.

Отзывы о профессии

«Когда вливаешься в круг художников, интеллигентов, то ты уже не можешь решать, заниматься искусством или нет. Оно само выбирает тебя, оно ведет. Жизнь в мире искусства прекрасна, но сложна. Многие художники и музыканты посвящают всю свою жизнь искусству, обладая богатейшим духовным миром, но часто испытывают нужду в мире материальном».

Ирина Мачнева-Мота,
искусствовед, арт-куратор.

Стереотипы, юмор

Профессия относится к таким, которые накладывают отпечаток на поведение и мысли. Профессиональные искусствоведы выделяются отличным слогом, ровной осанкой, высокими манерами.

Обучение

Чтобы стать искусствоведом, необходимо получить профильное высшее образование. Специальность представлена в таких вузах, как: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербургский государственный университет, Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Малика Уразгалиева

27 лет, искусствовед, национальный музей РК

Стаж работы - 3 года

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Выбор профессии сложился спонтанно. Мой папа хотел, чтобы я стала финансистом, и были даже попытки поступить на эту специальность. Но однажды мама просто спросила, а не хочу ли я работать в сфере искусства. У меня не было никакого представления о том, кто такой искусствовед. На тот момент картины для меня были предметом эстетики, которые доставляют удовольствие, когда смотришь на них и не более. Подумав, я решила поступать на искусствоведение. Так я начала учиться в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова и поняла, что учиться на искусствоведа не просто.

Я благодарна своим педагогам: Ольге Владимировне Батуриной, Юсуповой Ардак Кенесовне, Светлане Аркадьевне Яшкиевой. В академии я начала увлекаться операторским искусством и режиссурой. Был риск не закончить искусствоведение, но мне помогла Ольга Владимировна, она сказала, что быть искусствоведом - это призвание, а у меня есть определенные способности, видение, и она попросила их сохранить. Это помогло мне продержаться и, более того, перевестись в университет в Санкт-Петербурге.

Учиться в Санкт-Петербурге было сложно, но интересно. Часами у нас проходили лекции в Государственном русском музее, Эрмитаже, мы могли по два-три часа сидеть перед одной картиной и рассматривать ее. А когда у нас начался предмет «Экспертиза» была возможность дотрагиваться до холста, анализировать тактильно. В такой момент неимоверно захватывает дух, потому что до этого произведение было для тебя картинкой в журнале, а здесь ты стоишь перед легендарным произведением и понимаешь, что сейчас контактируешь с картиной напрямую. Это были такие произведения как «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, произведения импрессионистов Клода Моне, Ван Гога, Ренуара. В русском музее это были произведения Кандинского, Малевича и многих других.

Процесс обучения давался нелегко. Мы сдавали по пять-шесть экзаменов, по каждому предмету учили по 900 произведений искусства, нужно было знать точно название, автора, размеры, место хранения, и легенду, связанную с данным произведением искусства.

В общем, процесс обучения в Санкт-Петербурге и в Казахстане занял шесть лет. В Санкт-Петербурге у нас было интегрированное обучение, по окончанию я имею два диплома, как переводчик с английского языка в сфере культуры и искусства, и искусствовед. Я не работаю переводчиком, но мне помогло владение английским языком и некоторыми другими европейскими языками в получении новой информации для своих исследований.

По возвращению с Санкт-Петербурга были опасения по поводу того, насколько я буду востребована . Потому что там высокая конкуренция: для того, чтобы стать экскурсоводом в Эрмитаже, нужно пройти специализированные годовые курсы обучения и иметь красный диплом историка-искусствоведа. Они относятся к искусствоведу как к человеку науки.

Приехав в Астану, я попала в хороший коллектив музея, который находился при Назарбаев Центре. Это была интересная работа, я окунулась в экспозиционно-выставочную деятельность: мы организовывали выставки, выстраивали экспозицию, продумывали концепции выставок. Сейчас я решила развиваться и продолжать совершенствовать свои знания, работая в Национальном музее.

Мне предстоит многое сделать, чтобы назвать себя полноценным искусствоведом . В частности закончить кандидатское исследование и опубликовать большое количество статей, которые станут полезными. Как у искусствоведа у меня в глубине души таится мечта, чтобы в будущем мои статьи и монографии были интересны и стали цитируемы.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

Я рада и не жалею, что выбрала эту специальность . Эта профессия для души. В Санкт-Петербурге я поняла, что искусствовед - это не куратор и не арт-критик, это, в первую очередь, знаток. Человек, который понимает искусство. А что значит понимать искусство? Это значит не только понимать, что изображено на картине, но понимать методологию, философию, историю искусства.

Картина - это часть нашей жизни. Каждый из нас имеет свою картину мира, которая формируется из наших впечатлений, воспоминаний, опыта. Эту самую картину мы можем проецировать на холст, мрамор и создавать тем самым свое произведение жизни.

Я посетила все музеи Санкт-Петербурга и Москвы, также была в музеях Парижа: Лувр, Орсе, в Риме, во Флоренции, в музеях изобразительного искусства в Вашингтоне, также в исторических музеях Альбукерке, и других музеях США. Но могу сказать, что посетила не так много музеев, как необходимо для искусствоведа.

Для искусствоведа важно быть насмотренным. Это значит не лениться, смотреть постоянно как можно больше репродукций, печати, каталогов, заходить на сайты музеев, интересоваться какие сейчас проходят выставки. В моем представлении искусствовед - это еще и визуал, то есть человек, который воспринимает мир визуально и чувствует свет, видит композицию.

Для понимания произведения важно знать, когда оно было создано и воспринимать его в контексте истории или определенного творческого этапа в жизни художника. В этом помогают путешествия, поездки.

Работа искусствоведа - это не та специальность, которая сразу дает возможность зарабатывать большие деньги. Для начала нужно любить то, что ты делаешь. Будучи искусствоведом, ты постоянно находишься в процессе саморазвития, становления собственной личности, расширения кругозора.

Работать в искусстве - это сплошные открытия, потому что постоянно сталкиваешься с интересными выставками, проектами, художниками. Когда я приехала в Астану, это был совершенно новый опыт. Для меня было открытием, насколько власть может влиять на развитие искусства. Есть даже ряд диссертационных исследований, где люди пишут о том, что такое эстетика власти, и как министерство и правительство способствуют формированию и развитию искусства и культуры в стране. Это то, что я пытаюсь понять в своей диссертации, поднимаю актуальные вопросы развития современного искусства Казахстана.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ИСКУССТВОВЕДА

Для искусствоведа, во-первых, нужно усердие . Как-то на лекциях один из наших профессоров рассказывал, что вышел из сферы искусства на три года. Небольшой период, но когда он вернулся, ему казалось, что он пропустил целую эпоху. Потому что искусство развивается стремительно. Оно никого не ждет. Когда у человека наступает творческий процесс, он не имеет никаких рамок: ни временных, ни пространственных. Я говорю о художниках, исследователях, о всех, кто по кирпичику формирует развитие искусства.

Для человека, который хотел бы посвятить свою жизнь искусствоведению, изучению искусства, важно развивать в себе быстроту. Быстроту понимания, чуткость, стремление познать как можно больше, важно иметь профессиональное любопытство. Также важно быть в хорошем настроении, потому что у картин есть своя аура и эта энергетика пропитывает человека. Причем она лучше и легче впитывается, когда человек расположен к произведению. Отсюда идет и прямое понимание самого произведения.

Чувство ответственности важно для искусствоведа, когда ты интерпретируешь какие-то произведения, ты несешь ответственность перед зрителем.

Нет таких людей, которые не способны понять искусство . Я считаю, что искусство - это часть культуры. Каждый человек формирует культуру, а значит человек состоит из культуры и искусства. Мне встречались люди, которые не имели никакого отношения к сфере искусства, видели произведение впервые, и удивительным образом четко и точно формулировали главную идею создания этого произведения. Это волшебство.

Сегодня, к счастью, складывается тенденция, что увлекаться искусством - это не просто модно. Это уже необходимо человеку для наполнения своей души, внутреннего мира. На мой взгляд, именно художественные произведения помогают заполнять пробелы в процессе становления человека как личности.

Выражаем благодарность Национальному Музею РК за предоставленную возможность проведения съемок.