Проповедь на новый год. Новогодняя проповедь ч.1

Слово на Новый год

Преподобный Варсонофий Оптинский

П риветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей.

Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Жена, егда раждает, скорбь имат, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин.16:21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода - ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую.

Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы - незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога; для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают, право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.

«Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху; отцев Боже, благословен еси» . (Ирмос Рождества Христова, глас 1, песнь 7.)

Скорби и есть огненное прещение, или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения.

Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света! Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

К огда-то наша Церковь установила: считать началом нового Церковного года первое сентября старого церковного стиля. Но впоследствии это было изменено, и Новый год начали считать с первого января. Так или иначе, но время разделяется обычно в жизни по годам, и мы с вами как раз, именно по нашему церковному, не по гражданскому, а по церковному стилю стоим пред дверями раскрывающегося пред нами новолетия.

Как его встречают люди? Когда-то святитель Феофан Затворник с негодованием произнес проповедь как раз вот в этот день. Он обращался к тем, кто Новый год встречает во всяких ресторанах, кабаках и так далее. И говорил он: вот вы вместо того, чтобы молитвою к Богу освятить начало новолетия вертитесь с вашими стаканами и друг друга поздравляете “с Новым годом, с новым счастьем”. «С новым-то годом, еще конечно, по смыслу, - можно сказать, а вот кто вам, - говорил святитель Феофан, - может поручиться, что у вас будет какое-то “новое счастье”? И откуда оно может быть у вас? Счастье - есть удовлетворение души человеческой, и только от Бога оно может придти. А ваши эти выкрики - просто, - говорил святитель Феофан, - шутовские выкрики, которые ничего не стоят, как и ваши пожелания друг другу». Когда человек молитвой встречает новый год и просит, чтоб Господь это новолетие благословил, тогда - это встреча христианская.

А ведь мы с вами знаем, что в храмах наших в этот день - совсем не так много народу. И на всенощной, и на литургии… А в местах злачных, в местах увеселений - сколько хотите. И наших православных там очень много. И они еще с аппетитом иногда говорят, что, вот, по новому стилю отпраздновали, - по старому празднуем теперь. А в календаре бывало еще - и китайский Новый год. Так, что можно подумать, что все теперь будет сплошное новогоднее праздничное верчение какое-то. Когда христианин поздравляет, [христиане поздравляют], друг друга с Новым годом, тогда они, христиане, имеют ввиду именно надежду на милость Господню, что Господь, Который долготерпелив и многомилостив, не по беззакониям нашим воздает нам и не по грехам нашим дает нам, что Он может быть в этом году пошлет нам милость, и мы сумеем год провести, это новолетие - по-христиански, и вот с этим-то и поздравляют верующие христиане друг друга.

А всякое иное поздравление, конечно, именно, как говорил святитель Феофан, просто “пустолетие”, которое ничего дать человеку не может, а только ему голову затуманивает. Так что будем, возлюбленные, это помнить.

Многие из тех, кто встречал вместе с нами прошлое новолетие, уже ушли из жизни. Господь положил конец житию. Когда он положит конец нашей жизни - не знаем, но, несомненно то, что из нас многие до следующего Нового года не доживут. А поэтому всегда, когда это надо бывает, нужно молиться Господу, чтобы Господь милостиво воззрел на остающееся нам время. Как святитель , этот великий святитель, однако, смиренно просил у Господа, чтобы Господь послал ему хоть вечер добрый его жизни «… и милостиво воззрел на остаток дней моих» , как говорил Григорий Богослов. Так и нам нужно молиться: чтобы Господь Своей милостью покрыл нас в те дни жизни нашей, которые Он нам еще дает для доброй христианской жизни и исправления нашего. Аминь.

Год 2013 от Рождества Христова списать за ненадобностью. Иногда при таких радикальных чистках, всё-таки дрогнет рука. Может оставить. Вдруг сгодится. Что там впереди?

Традиция, невесть откуда взявшаяся, требует от каждого вспомнить значимые события в уходящем году. Авторитетные ребята, кому вопросы задают, надувают щёки и выдумывают, какую ни будь чепуху, мол, вот произошло знаменательное событие. В шахты новые суперсовременные ракеты вставим. И радостные аплодисменты. Ура! Нас боятся.

Ушедший год, как разрушенный сортир, наполнил атмосферу зловонием разлагающего трупа советской идеологии. Взбесившийся принтер такого наворочал! Стыдно об этом не только говорить, но и думать.

Однако праздник. Требуется хорошее.

Требуется о хорошем.

Сообщения из Волгограда поменяли повестку дня. Праздничный салют не нужен. Нужен салют в память невинно убиенных. Боль горя незнакомых близких парализовала. Всё стало мелким, ничтожным, и одновременно обострилось до боли в каждой клетке.

Всем убиенным – мир вам и покой. Простите! Вы убиты нашим общим равнодушием, разгильдяйством, ненавистью, мстительностью и лживостью. Простите.

Каждому, кто оказался в больнице, дай вам Бог исцеление. Родным страдальцев, каждому, кто стоит теперь в напряжении, кто не может заснуть, кто воздыхает в беспомощном ожидании – дай вам Бог силы выдержать, выстоять и остаться человеком. Мы с вами в эти минуты горя и боли.

Каждому, кто вместо праздничного стола, оказался у стола операционного, дай вам Бог, чтобы не дрогнула рука, и каждый раненый встал, исцелённым. Мы молимся о вас.

Каждому кто обеспечивает безопасность страны, безопасность всех и каждого – уйдите с глаз долой. Вам дали зарплату – полмиллиона. Вам дали властипо самое не могу. Вы ни перед кем не отчитываетесь. Вы всё можете. И ничего не умеете.

Попросите прощения у погибших. Помолитесь Богу в покаянии, за весь ужас новогодней войны, которую вы проиграли. Убиенные вас не простят. Да и оставшиеся в живых тоже.

Хоть один, какой ни будь захудалый подполковник, если уже генералам слабо, уйдите в отставку. Нет. Ни один не повинится. Ни один не уйдёт. Не из того теста сделаны.

Хочется скорее в баню. Пропарить себя. Эх, пропарить бы ещё память. Да душу бы пропарить духмяным жаром неземного духа.

Есть ещё такой огонёк, где, не взирая на лица, и не вспоминая прошлого, Божья благодать выжаривает всех вшей лживости, продажности, кумовства, соглашательства, или можно сказать по религиозному, все грехи смывает в небытие.

Это огонь Святого Духа, в свете которого не скроешь ни поступков, ни слов, ни дел. Ибо всё обнажено пред Ним. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». Евр.4:13.

Здравствуй Новый год.

Новый, значит, новый. Не больше и не меньше. Новое всё. Новое состояние души, чистое, как у новорождённого младенца. Новые чувства, светлые, бескорыстные, беззлобные. Новые мечты, светлые, радостные, просторные.

Новые отношения. К себе. К жизни. К родителям. К церкви. К Богу. К окружающим. К друзьям. К павшим в предновогодней суматохе, в приготовлении праздника детям своим, старикам своим….

Иногда кровь становится таким огнём. Кровь братьев и сестёр.

Тогда особенно желанным, предстаём новый мир, где не будет плача.

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Откр.21:4.

Я верю и плачу…

Дорогие Братья и Сестры! В этот Новогодний молебен я хочу обратиться к вам и попытаться разъяснить несколько моментов, касающихся празднования Нового года.

Существует мнение, что Новый год - это языческий праздник, и что нам, христианам, не стоит его отмечать. В церковной среде можно услышать укоры в адрес того, кто все же отмечает его.

Дорогие мои, хочу сказать, что Господь не против обычных человеческих установлений, если они не нарушают благочестие. Новый год может быть языческим праздником только для того, кто его празднует по-язычески. Нам же, дорогие братья и сестры, уместно было бы наполнить его христианским смыслом. И в этот вечер, в эту новогоднюю ночь с благодарением обратиться к Богу, поразмыслив над своей судьбой и над прожитым годом. Если мы будем смотреть на свою судьбу, страну, людей, окружающих нас, с точки зрения Промысла Божьего, с точки зрения нашей христианской жизни, будем осмысливать все по-христиански, то очень много поучительного можно будет для себя извлечь и понять. Это прежде всего то, что целью христианской жизни является соединение со Христом.

Но давайте задумаемся, как мы прожили год? Много ли мы сделали для того, чтобы приблизиться ко Христу? Часто ли Христос и Его Дух приходили в наши души? Мы выполняли свои обязанности по дому, часто ходили в храм, участвовали в церковных таинствах, но стали ли мы ближе ко Христу, а Христос к нам? Я думаю, на эти вопросы каждый сам должен для себя ответить, ведь это один их критериев христианской жизни.

Нужно также вспомнить и то, что Бог по своему замыслу каждого из нас призвал из небытия к бытию и, оказав нам величайшее доверие, создав этот мир, время и нас, Он вручил это тварное время в наше распоряжение. Кстати, категория времени весьма таинственна. Сложно до конца понять, что это такое, что это за миг между прошлым и будущим, откуда он течет и куда уходит. Время вручено нам, но как мы им распоряжаемся? Время нам дано, чтобы мы сами, своим произволением служили делу своего возрождения, осознали себя существами падшими. Используя это время, познавая себя, мы должны прийти к Врачу- Христу. Вот для чего нам дано это время. Но как часто мы расходуем его попусту, а ведь нужно понять, что время ограничено.

Был такой момент в истории мира, когда времени не было, но потом Бог его создал. Как важно понять христианскому сознанию и каждому из нас, что время конечно, а соответственно жизнь наша тоже конечна. Понимание этого, кстати, является критерием зрелости нашего ума. Христианское сознание становится зрелым только тогда, когда человек ясно осознал, что время конечно, и нельзя им так распоряжаться, как распоряжаемся мы, беспечно тратя его, кто на что, а главное, если не на что-то, то просто впустую.

И, может быть, в этот самый момент, в эту новогоднюю ночь как раз стоит поразмышлять о потраченном времени. Прошел целый год, и мы еще ближе приблизились к тому моменту, когда для нас времени уже не будет.

Вечность отличается от Времени тем, что только здесь, на земле, мы живем неразрывно с телом, душой и сознанием, распоряжаемся своим временем, как нам того хочется. Самое страшное для нас то, что, перейдя порог Вечности, мы оставляем на этой земле свое тело и уже не можем ничем распоряжаться. Как важно это понять сейчас, и именно это понимание Времени должно быть присуще христианскому сознанию, сознанию каждого человека.

В Вечности, где все статично, мы не сможем изменить себя и свою судьбу, не сможем на нее повлиять, потому что уже не будем располагать временем, ведь тело оставлено здесь, на земле. Туда переходят только сознание и душа до того момента, когда Господь вновь соединит наши души и тела при своем последнем Втором Приходе. А до того часа, как тяжело будет осознавать себя бессильным что-либо сделать, изменить!

Подобное состояние можно почувствовать уже здесь, на земле. Например, какая-нибудь болезнь вдруг делает человека неподвижным. Он все понимает, но помочь себе ничем не может: он не может двигать руками или ногами, не может пойти туда, куда хочет. Случается еще и такое поражение, когда человек даже ни сказать, ни обслужить сам себя не может - страшное состояние! Оно подобно тому, что ждет нас в Вечности.

Как важно нам понять, что Господь находится в Вечности, создав и нас для Вечности. Нужно благодарить Бога за Его величайшее долготерпение. Ведь сколько времени в году мы проводим беспечно, тратя его неблагоразумно, а Господь терпит и ждет нашего обращения, нашего осознания и зрелости. Терпит и смотрит на нас.

Наше отношение к этому величайшему дару детское. Давайте посмотрим, как живет ребенок: утром встал, его покормили, дальше он занялся игрушками, машинками, куклами, потом поспал, затем опять поиграл… Складывается впечатление, что для него время бесконечно. Но это ребенок, это свойственно его детскому сознанию. Большинство же современных людей, как ни странно, живет в подобном детском сознании. Они живут здесь так, будто будут существовать на земле вечно. Эти великовозрастные дети заняты чем угодно только не тем, чтобы подумать о главном. Вот такое ослепленное сознание современного человека! А ведь Время - это величайший дар, отпущенный Господом. Надо помнить, что оно течет потоком и имеет такое свойство - заканчиваться в одно мгновение.

Бог вручил человеку Время, а он убивает его всей этой бесчисленной пошлой, низкопробной индустрией развлечений. Информационная среда, пресса убаюкивают сознание, призывая увлечься жизнью, выжать из нее все, решать жизненные проблемы, заниматься множеством разных дел, но только не своей собственной судьбой. Это как раз говорит о детскости сознания. Но вы понимаете, что свойственно детскому сознанию, то и прилично образу ребенка. Только как же выглядит это великовозрастное дитя, которое, увлекшись жизнью, созидает и творит все что угодно, кроме своей собственной судьбы. Нужно подумать о том, чтобы Господь избавил нас от этой жуткой слепоты, уродующей образ взрослого человека.

Главное, чтобы в эту новогоднюю ночь грохочущие повсюду салюты и фейерверки не затмили свет той Рождественской Вифлиемской звезды, которая указывала путь ко Христу волхвам, и которая должна в последующие дни воссиять и над нами. В настоящее время этой звездой является наша святая, основанная Господом, православная церковь. Вифлиемская звезда светила с неба на землю, указывая дорогу. Луч света новой Звезды Христовой, которую Он стяжал своей кровью и любовью, направлен с земли на небо, указывая нам с вами путь в Царство Господа.

Как важно, чтобы в эту новогоднюю ночь чувство предрождественской радости не покинуло нас. Удивительно, ведь эти два праздника находятся совсем близко друг от друга, но с рождением Спасителя начинается новая эра, новая эпоха. Господь пришел, чтобы изменить мир, возродить нас, сделав сопричастниками радостной божественной жизни. Как можно праздновать новый год без Него?! Без того, кто пришел нас осчастливить, сделав для этого все: воплотился в человека, явив миру Свою любовь, оставив все спасительные повеления для нас?! Он и сейчас продолжает стучаться в наши сердца. Так, может быть, в эту новогоднюю ночь, стоит открыть стучащемуся Христу наши души и сердца, а не просто в очередной раз с размахом отметить новый год?

Церковь ведь не против торжества, она против слепоты и бессмыслицы. Люди неверующие поздравляют друг друга с Новым годом, и как принято говорить, с новым счастьем. А на самом деле, с чем они поздравляют?! С тем, что стали на 365 дней ближе к своему небытию?.. Вот почему празднование в кругах неверующих порой бессмысленно и глупо. Воистину это так. Но в осмыслении христианском оно имеет смысл. Мы благодарим Господа за то, что этот год Он терпел нас, и своим терпением дает нам еще время. Он ждет, что, может быть, в этом наступающем году мы сделаем что-то, что приблизит нас к Нему, к нашему спасению.

Поэтому возблагодарим Его за все и еще раз попросим, чтобы сделались трепетными наши сердца, чтобы мы распоряжались Временем, которое Он дал нам в руки, так, как того требуют наша совесть и христианский ум. Чтобы в нас был ум, просвещенный Богом, и чтобы это Время не просто прожить бесплодно, прожечь или убить его…

Хотелось бы, чтобы в эту ночь мы по-христиански провели это время, возблагодарив Бога за все. И давайте постараемся, чтобы в наступающий праздник Рождества мы пришли к Богомладенцу, ощутив Его заботу о нас сейчас здесь, на земле. Ведь сколько Он для нас делает, и как важно нам это увидеть и понять! Дай Бог, чтобы наше сознание было по-христиански зрелым, чтобы мы с искренней благодарностью отнеслись к Его терпению и благодеяниям, ведь неизвестно, что после Нового года нас ожидает. Для кого-то этот праздник может стать последним, и он услышит уже трубы Ангелов, а не бой курантов. Мы должны это ясно осознавать. И в этом христианском понимании поблагодарить Господа за все, попросив Его спасти нас, пробудить, если мы пребываем в лености. Попросить, чтобы новый наступающий год послужил духовным пробуждением к нашему спасению и спасению наших близких и Отечества. Спаси всех, Господь!

Направлена она на одно никогда не умирающее слово - счастье. С Новым годом, с новым счастьем! К каждому из нас счастье это обращено по-своему, лично. Но сама вера в то, что оно может быть, что его можно ждать, на него надеяться, - это вера общая. Когда же бывает по-настоящему счастлив человек?

Теперь, после столетий опыта, после всего того, что узнали мы о человеке, уже нельзя счастье это отождествлять с чем-то одним, внешним: деньгами, здоровьем, успехом, о чем мы знаем, что не совпадает оно с этим всегда таинственным, всегда неуловимым понятием - счастье.

Да, ясно, что физическое довольство - счастье. Но не полное. Что деньги - счастье, но и мучение. Что успех - счастье, но и страх. И поразительно то, что чем больше это внешнее счастье, тем более хрупко оно, тем сильнее страх потерять его, не сохранить, упустить. Может быть, потому и говорим мы в новогоднюю полночь о новом счастье, что «старое» никогда по-настоящему не удается, что всегда чего-то недостает ему. И уже опять вперед, с мольбой, мечтой и надеждой взираем мы…

Боже мой, как давно сказаны евангельские слова о человеке, который разбогател и построил новые амбары для своего урожая и решил, что все у него есть, все гарантии счастья. И успокоился. А ему в ту же ночь было сказано: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

И, конечно, здесь, в этом подспудном знании, что все равно ничего не удержать, что впереди все равно распад и конец, - та отрава, что отравляет наше маленькое и ограниченное счастье.

Наверное, потому и возник обычай - под Новый год, как начинают бить часы в полночь, шуметь, кричать, наполнять мир грохотом и шумом. Это от страха - услышать в тишине и одиночестве бой часов, этот неумолимый голос судьбы. Один удар, второй, третий, и так неумолимо, ровно, страшно - до конца. И ничего не переменить, ничего не остановить.

Так вот эти два подлинно глубокие, неистребимые полюса человеческого сознания: страх и счастье, ужас и мечта. То новое счастье, о котором мы мечтаем под Новый год, это - счастье, которое до конца усмирило бы, растворило и победило страх.

Счастье, в котором не было бы этого ужаса, гнездящегося где-то на глубине сознания и от которого мы все время ограждаем себя - вином, заботами, шумом,- но чья тишина побеждает всякий шум.

«Безумец!» Да, по существу, безумна неумирающая мечта о счастье в страхом и смертию пораженном мире. И на вершине своей культуры человек это знает. Какой горестной правдивостью и печалью звучат слова великого жизнелюбца Пушкина: «На свете счастья нет»! Какой высокой печалью пронизано всякое подлинное искусство! Только там, внизу, шумит и горланит толпа и думает, что от шума и мутного веселья придет счастье.

Нет, оно приходит только тогда, когда правдиво, мужественно и глубоко вглядывается человек в жизнь, когда снимает с нее покровы лжи и самообмана, когда смотрит в лицо страху, когда, наконец, узнает, что счастье, подлинное, прочное, неумирающее счастье, - во встрече с Истиной, Любовью, с тем бесконечно высоким и чистым, что называл и называет человек Богом.

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И в жизни этой - свет, и тьме его не объять». И это значит: не поглотить страхом и ужасом, не растворить в печали и отчаянии.

О, если бы люди в своей суетливой жажде мгновенного счастья нашли в себе силу остановиться, задуматься, вглядеться в глубину жизни! Если бы услышали они, какие слова, какой голос вечно обращены к ним на этой глубине. Если бы знали они, что такое - подлинное счастье!

«И радости вашей никто не отнимет от вас!..» Но разве не о такой радости, которой уже нельзя отнять, мечтаем мы, когда бьют часы?.. Но вот - как редко доходим мы до этой глубины. Как почему-то боимся мы ее и все откладываем: не сегодня, а завтра, послезавтра я займусь главным и вечным! Не сегодня. Есть еще время. Но времени так мало! Еще немного - и подойдет стрелка к роковой черте. Зачем же откладывать?

Ведь вот тут, рядом стоит Кто-то: «Се стою у двери и стучу». И если бы не боялись мы взглянуть на Него, мы увидели бы такой свет, такую радость, такую полноту, что, наверное, поняли бы, что значит это неуловимое, таинственное слово счастье.

Печатается по изданию: Протопресвитер Александр Шмеман. Проповеди на Новый год. Издательство Православного Свято-Тихоновского университета, 2009 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Дух а

01.01.2009

НОВОГОДНЯЯ ПРОПОВЕДЬ.

Дорогие братия и сестры! Вот, по милости Божией, мы с вами и вступили в Новый год. Как отрадно сознавать, что на сердце, наверное, каждого из вас совершенно особые ощущения и переживания, когда в Новый год мы с вами вступаем с благодарением Бога, с молитвой за Божественной литургией и причащением Святых Христовых тайн. Первые минуты этого Нового года мы с вами освящаем молитвой, обращённой к Богу. И как счастливы поэтому, дорогие братия и сестры, все вы, которые смогли подъять на себя этот маленький подвиг ради спасения своей души, ради Христа.

Молясь за ночной Божественной литургией, чувствуешь, что христиане отличаются от этого мира, несмотря на то, что живут в нём, иногда сливаются так, что и не поймёшь, где наш, а где не из нашего стана брат или сестра. А новогодняя литургия как раз и подчёркивает, и укрепляет каждого из нас в благодарении Богу, что слава Богу, мы здесь, когда весь мир беснуется и никакие мировые кризисы ему не помеха и ничто не влияет на пушечную пальбу фейерверков, и ещё хлеще, чем в прошлый Новый год, идёт безумная пальба людских денег на ветер.

Вместе с тем, на сердце навеваются другие ощущения, впечатления и переживания. Наверное, когда-то в далёком 1941 году в блокадном Ленинграде наши с вами отцы, деды и прадеды тоже спешили в Божии храмы. Только там обстрелы были не холостыми выстрелами. Проходя по улицам, они обращали внимание на надписи на домах: по какой стороне безопаснее ходить, чтобы дойти до храма Божьего или до того или иного пункта назначения, где могла быть продлена человеческая жизнь.

И вот, дорогие братия и сестры, мы с вами вступили в Новый год. Конечно, долг всякого христианина обратиться, прежде всего, с благодарственной молитвой Богу за все события, которые случились с нами в прошлом, ушедшем 2008 году. События эти разные. Их было очень и очень много, и эти события различны в жизни каждого человека. Многие из нас всецело благодарят Бога, потому что жизнь их в уходящем году была при изобилии, благословлена Богом и ни в чём не чувствовали никакого недостатка, горя и страданий. Но в то же время и в событиях страны и мира, в событиях нашей Русской православной Церкви было много событий отнюдь не радостных. В ушедшем году мы перенесли с вами большую утрату, и сейчас ещё жива скорбь от безвременно ушедшего Святейшего Патриарха Алексия. Осиротела наша Церковь, сейчас она без главы, поэтому называется вдовствующей Церковью, и будет таковой до избрания нового предстоятеля - патриарха Московского и всея Руси.

Некоторых из нас в ушедшем году также коснулось горе от утраты близких и родных: кто-то проводил в иную жизнь и в иной путь всея земли близких и родных, кто-то родителей - отца или мать. И сейчас в их сердцах особые переживания от внезапно постигшего сиротства, от разлуки с близкими. Но христианин никогда не должен унывать и отчаиваться, он должен жить по слову святых отцов таким образом, чтобы счастья не искать, в несчастье не унывать и не отчаиваться. Потому что смысл нашей жизни не в благополучии и достатке, не в безбедном существовании, а в том, чтобы каждый год, который даёт нам Господь, стал новым периодом и новой вехой в приближении к Царству Небесному. Он должен стать новой ступенью к достижению этого Царства, чтобы это Небесное Царство с каждым годом становилось всё более родным, всё более естественным, всё более близким для нашей души. А душа наша и в этой земной жизни уже получает вкус жизни вечной и становится причастницей этой вечной жизни, приобщаясь к этому вечному царству в молитве, в благодарении Бога, причащаясь Самого Бога, соединяясь с Ним в Его пречистых Тайнах Тела и Крови животворящей.

Господь по Своему неизреченному милосердию даёт нам ещё один шанс вступить в новый 2009 год, и жизнь каждого из нас, кто достиг этого рубежа, подобна евангельскому рассказу о бесплодной смоковнице, которую хозяин посадил в своём саду и три года ждал от неё плодов. И когда не было плодов от неё всё это время, он посылает слугу ещё раз посмотреть эти плоды, и когда он не находит, говорит виноградарю, зачем она занимает место, пойди и посеки её, истреби, чтоб она не занимала место в саду. А виноградарь говорит, оставь её ещё на одно лето, обложу её ещё раз удобрением, навозом, чтобы посмотреть, чтобы дать ей ещё один шанс. Этой притчей Господь показал, что Бог долго ожидает от грешников покаяния и всеми мерами располагает их к нему; но если они не перестают упорствовать в своей нераскаянности, то Он посекает их, подобно сухим бесплодным деревьям, и осуждает их на вечную погибель.

Может быть, в этом году, наконец-то, появятся на этой бесплодной смоковнице какие-то плоды. А образ бесплодной смоковницы – это, порой, бесплодная жизнь каждого из нас, без духовных плодов. Господь, допуская нас, давая нам эту радость вступить в Новый год, продлевает нам время земного бытия, чтобы мы с вами имели возможность ещё и ещё раз поработать над собой для приобретения жизни вечной. Время течёт, словно река, которая впадает неудержимо и неумолимо в какой-то огромный океан или море, под которым подразумевается жизнь вечная, бесконечная. Так и жизнь людская, как спица в колесе, сменяя дни и ночи, месяцы и годы неумолимо течёт в одном направлении, в направлении конца жизни нашей и конца жизни этого мира.

Как мы с вами должны быть внимательны в наступающем Новом году, чтобы беречь и хранить это время, отпущенное нам Богом, чтобы не терять его зря, чтобы не убивать его в праздности, в грехах, пороках, в безделье и других никчемных делах, которые губят человеческую душу и которые ничего не дают положительного для жизни вечной. Дай Бог, чтобы этот наступающий год был годом милости Божией каждому из нас, чтобы особенно эта милость Божия проявилась в стране нашей и Церкви Русской, которую вскоре возглавит по промыслу Божию новый предстоятель. И дай Бог, чтобы время правления нового предстоятеля явилось временем раскрытия ещё больших возможностей служения нашей Церкви, нашему народу и нашему родному Отечеству.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами не искали счастья в земных вещах, в пристрастиях к этому миру, в чём бы оно ни состояло, но понимали, что счастье только в Боге, счастье только внутри сердца человеческого, и больше его нет нигде. Святитель Димитрий Ростовский, любимый многими из наших прихожан, которые имели счастье поклониться его святым мощам, говорил такие слова: «За счастьем многие ездят за моря, рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем не заглядываем».

Как говорит о счастье, о смысле жизни человеческой Святое Евангелие, Священное Писание? Оно говорит о счастье словами Нагорной проповеди Христа. Ключевыми моментами этой проповеди являются заповеди блаженств: блаженны нищие духом, блаженны плачущие и т.д. Блаженны - это значит счастливы. Вот где счастье человеческое. Если будем исполнять эти заповеди, то счастье будет неотъемлемо присутствовать в жизни каждого из нас. Если сердце преисполнено веры, надежды и любви, если в нём нет ненависти и зависти, если оно способно прощать обиды другим людям, если ты не замкнулся в скорлупе собственного эгоизма, если ты видишь нужды других и протягиваешь им руку помощи, то ты самый счастливый человек. Ты являешься храмом Святого Духа.

Один из предстоятелей Церкви, экзарх Грузии, говорил такие слова, что счастье каждого человека состоит в добросовестном исполнении своих обязанностей. Обязанностей у каждого из нас очень много: и обязанности по службе, и обязанности в семье как мужа, жены, брата, сестры, отца, матери, обязанности по служению Отечеству, стране, народу и добросовестном, христианском исполнении этих обязанностей. Тогда обретает счастье и спокойствие каждый человек, когда он живёт в мире со своей совестью, что является главным критерием счастья человеческого. А если счастья нет внутри сердца человека, то этого счастья человек не найдёт нигде, ни в чём внешнем, материальном и земном, потому что это всё следует только до гроба, а дальше все эти земные пристрастия оставляют человека.

Дай Бог, чтобы Новый год явился для каждого из нас годом милости Божией, годом особой благости Его, которая произливалась бы в нашей жизни на наших близких и родных. Чтобы Господь порадовал каждого из нас присоединением к Церкви новых членов, наших братьев и сестёр, близких и родных, ещё пока чуждых Церкви Христовой, ещё не нашедших дорогу сюда, не обретших веру. Дай Бог, что бы этот год стал судьбоносным в этом отношении, и Господь порадовал нас единством веры в семье, среди наших близких и родных. Дай Бог, чтобы Господь хранил вас всех на всех путях вашей жизни, и наступающий Новый год был годом милости, благости Божьей и неоскудевающей Его любви к нам, грешным. Аминь.