Протоиерей Евгений Попиченко: «Служение милосердия – путь ко Христу, к себе и ближнему. О своей мечте

Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки - это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».




Https://valaam.ru/publishing/68188/
Во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря отец Евгений побеседовал с насельниками обители об очень важном и интересном вопросе, особенно актуальном в Петров пост: в чем различие исповеди на приходе от исповеди в стенах монастыря?


Стою у дверей и стучу


Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри


Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854


Стою у дверей, и стучу, -говорит Господь. - Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Господь стучится в двери сердца каждого человека, движение должно быть не только от Бога к нам, но от нас к Богу. Иоанн Креститель говорил: «Приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Ему». Господь грядет, но мы должны для Него приготовить путь к нашему сердцу. На этот стих Священного Писания один из художников нарисовал такую картину: хижина, внутри семья сидит, горит очаг, снаружи стоит странник - Господь, и стучится в дверь этой семьи. На выставке эта картина многим понравилась, но критики - народ дотошный. Говорят: «Простите, но тут есть одна неточность, на картине на двери снаружи нет ручки. Художник отвечает: «Все правильно, потому что дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри».



протоиерей Евгений Попиченко


Метки:

Наверное, не так много среди наших друзей, знакомых по приходу тех, кого мы могли бы назвать богатыми людьми. А между тем каждый из нас по-своему удивительно богат. Ведь «богатство - это не только материальные блага. Человек может быть богат душевно, богат интеллектуально. При этом опасность для христианина коренится не в самом по себе обладании теми или иными благами, а в его отношении к ним», - напоминает нам священник Евгений ПОПИЧЕНКО.

- Отец Евгений, обещая спасение всем раскаявшимся грешникам, Господь предостерегал, что богатым трудно будет войти в Царство Небесное. В то же время в Евангелии о людях богатых чаще всего упоминается как о вполне достойных. Что же всё-таки мешает богатому наследовать Царствие Небесное? Что реально отдаляет его от Бога?

А ещё в Евангелии сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Речь здесь идёт, разумеется, не только и не столько о деньгах. Посмотрите, например, сколько среди учёных, людей искусства тех, кто посвятил себя себе, стремясь к каким-то недосягаемым высотам: званиям, регалиям, степеням - и оставаясь безучастными к другим, гораздо более важным сторонам жизни. А ведь они действительно очень богатые люди - богатые талантами. Подобных примеров много и в моей священнической практике.

В таком случае богатый - это человек, попавший в рабство своему богатству. Ибо «кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19). То есть к богатству он относится не как к средству исполнения замысла Божия о себе - замысла, ведущего ко спасению, а как к цели. Ведь мы забываем, что всё, что даётся человеку, в том числе и материальное благополучие, - это лишь средство. А вот как нам распорядиться этими средствами: удовлетворить ли страсти наши или ближнему послужить, - решаем мы сами. А нам кажется, что это всё наше, что сами по себе мы такие особенные, и искушение потратить всё на себя, на свои интересы бывает велико!

- Получается, что сами по себе деньги не зло?

Конечно, нет. Мы знаем, что и Авраам был богатым человеком, и у Василия Великого рабы были. Но к своему богатству они относились как к возможности послужить Богу.

- Часто говорят о том, что большие деньги дают свободу. Согласны Вы с этим?

Как раз напротив: большие деньги лишают человека покоя и сна.

Но по большому счёту, о какой свободе может быть речь, когда все мы, по сути, являемся хроническими наркоманами? Только у всякого свой наркотик. Кто-то на героине сидит, кто-то без пива ни дня прожить не может, кто-то без сотового телефона или телевизора, а кто-то без того, чтобы постоянно кого-то не поучать, не раздражаться. У человека всегда есть какая-то доминирующая духовная болезнь, а все остальные (святые отцы называют восемь человеческих страстей) с ней взаимосвязаны. Какая может быть свобода у наркомана?

Конечно, деньги дают возможность свободно передвигаться, путешествовать по миру, но ведь себя-то ты всегда с собой носишь. И если ты гневный, то гневный и в Турции, и в Египте - где угодно.

Настоящая свобода - это свобода от греха, когда человеческая воля, разум и чувства находятся в согласии друг с другом. А жизненный опыт показывает, что чем более человек прилепляется к деньгам, тем более распущенны его желания, тем менее он может воздерживаться, управлять собой. Иногда возникают курьёзные ситуации. Приходит чудак и заявляет: «Я, батюшка, хочу себе дом построить». - «А зачем тебе дом?» - спрашиваю. А он сам недоумевает: «Действительно, зачем? Один дом у меня в Италии есть, другой - за городом, ещё квартира...» Оказывается, движет им единственно желание  - быть «на уровне», как все люди «своего» круга. Целесообразности в том нет никакой.

- Но тут может быть и другой мотив - вложения в недвижимость, которые считаются самыми надёжными. Многие таким образом сохраняют и приумножают свой капитал.

Я исхожу из того, что всё должно быть целесообразно. Если есть необходимость строить дом, если он нужен - это одно, а жить по принципу «не хуже других» не достойно православного христианина.

Но бывает и другая крайность, когда та или иная затея не просто блажь, а дело само по себе нужное, полезное. У человека, казалось бы, благие намерения - обустроить свой дом, обеспечить семью. С энтузиазмом он принимается за дело, постепенно превращая его в самоцель и забывая в конечном счёте то, ради чего оно затевалось. Так, предположим, человек упёрся в строительство дома. Строит, строит... Построил наконец. Оглянулся по сторонам - ни семьи, ни детей уже нет. Дети выросли как-то незаметно, разлетелись, о папе и не вспоминают. Ведь папы никогда не было рядом - его поглотила бесконечная стройка. Ну построил ты дом в 200 квадратных метров, а для кого? Счастья у тебя от этих квадратов не прибавилось. Счастье - от любви, а любовь ты потерял в погоне за какими-то химерами.

- Говорят, что у православных людей нищенская психология. Является ли это оскорблением? Что такое «нищенская психология»?

В числе заповедей блаженств Господь называет нищету: «блаженны нищие духом».

- Но духом, не карманом...

Нищенская психология подразумевает постоянную ненасытность, недовольство, а как следствие - зависть, поиск каких-то новых возможностей. Но это та же несвобода, то же рабство. Человек может быть бедным, но при этом жадным и завистливым, и тогда он в самом деле нищий из нищих. То есть само по себе наличие или отсутствие денег, как я уже сказал, не предопределяет твою судьбу, твоё нравственное состояние. Я встречал среди православных довольно состоятельных людей, и их благосостояние не мешало им вести трезвую духовную жизнь, хотя, конечно, такие люди являются скорее исключением из общего правила. Искушение «золотом» вообще очень сложно преодолеть. Недаром дьявол искушал Господа хлебом, чудом и властью. Особенно страшно, когда человек дорывается до власти, до денег. Именно «дорывается». Ведь если ещё лет сто назад существовало отдельное сословие, где человек с детства жил в роскоши, но при этом воспитывался в определённых устоях, традициях, прививавших ему психологию рачительного и милостивого хозяина, то нынешние «голодайки», угодившие, что называется, «из грязи в князи», оказались совершенно не способными понести денежное бремя. На большее, чем организовать себе золотые унитазы, ни ума ни сердца у них не хватает. А это уже, конечно, безумие, духовная катастрофа!

- А желание накопить денег? Сейчас люди пытаются подстраховаться, опасаясь, что в старости не на что жить будет: государство не прокормит, пенсия маленькая... Они хотят накопить «на чёрный день», на похороны... Подобное накопительство тоже является грехом? Ведь получается, что мы не надеемся на помощь Божию?

Конечно. Во-первых, сегодня государство заботится о людях, как никогда. Ещё сто лет назад никаких пенсий не было вообще. Исключение составляли выдающиеся люди науки, искусства - их государство брало на пансион. А прочие граждане жили исключительно в надежде на себя самих, на своих детей. Естественно, детей было много. Когда пять детей воспитали, - хоть один-то позаботится о старичках-родителях. А сейчас пенсии, пусть и небольшие, выплачиваются регулярно. Мы часто ропщем, а что роптать? Не так много в старости человеку требуется. Это просто зависть. Смотришь по сторонам: а у соседа то-то есть, а он так-то живет. Человек постоянно недоволен тем, что у него есть, что даёт ему Господь.

Накопительство тоже является страстью. А Господь сказал: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут у тебя, кому это все достанется?» Кому достанется то, что мы на «черный день» копим? А ведь это тоже требует от нас определенных физических, душевных усилий. Человек об этом много думает, тревожится, что-то где-то как-то пытается выкроить...

Все эти наши хлопоты от неверия произрастают, мы почти не доверяем Богу. Господь же сказал: «Не заботься о завтрашнем дне. Если о птицах Он заботится и о цветах полевых, то тем более не оставит нас, маловеров! Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам». А этот «чёрный день» - это мираж, страх перед каким-то виртуальным будущим, отвращающий нас от реальных проблем и радостей сегодняшнего дня.

Мы не только не радуемся сегодняшнему дню - мы ещё и осуждаем тех, кто умеет радоваться, кто живёт лучше, мудрее нас.

Вообще, проблема коренится в наших семьях, которые очень изменились. Изменились отношения детей к родителям, а также родителей к детям. Многодетные семьи теперь редкое явление, а если один ребёнок в семье, он неизбежно избалован. Как только родители перестают пестовать своё дитя, их бросают, как старые, износившиеся вещи, за ненадобностью. И этот страх перед будущим вызван тем, что человеку не на кого опереться. Но в этом зачастую виновны и мы сами. Это мы прожили свою жизнь так, что никто о нас теперь не хочет позаботиться. Как аукнется, так и откликнется. Сколько человек любви вокруг себя посеял, столько он и пожнёт.

- Интересно, что в храме почти не бывает мрачных, грустных лиц. Как ваши пожилые прихожанки выживают в тех же условиях, что и остальные пенсионеры? У них такие же пенсии, но они живут и не ропщут.

Живут, надеясь на помощь Божию. Денег всегда оказывается мало; это такая вещь, которой никогда не бывает достаточно. Но мы учимся жить по средствам и быть довольными тем, что есть. Я прекрасно понимаю, что пенсия - это мизерная сумма, надо, конечно, друг другу помогать. А если ситуация критическая, можно рассчитывать на поддержку нашей приходской семьи. Если голодаем, если на жизнь явно не хватает, надо всегда быть рядом с приходом, рядом с храмом, который никогда никого не бросит, не оставит. Всё равно братья и сёстры найдутся, батюшка поможет, где-то организуются благотворительные столовые…

- Есть богатые люди - меценаты (спонсоры, как их называют), которые жертвуют деньги на храмы, на какие-то социальные проекты. Часто мы подозреваем, что эти деньги нажиты не совсем честным путём, и обвиняют люди Церковь в том, что она своего рода «стиральная машина», отмывающая заведомо грязные деньги. Почему Церковь принимает эти пожертвования?

Ну, во-первых, заведомо грязных денег не бывает. Если, конечно, принося деньги, человек заявляет: вот, дескать, батюшка, я эти деньги на порнобизнесе заработал, а вы теперь их возьмите, - это одно. Но такие признания вряд ли услышишь. С другой стороны, Церковь действительно «отмывает» деньги. Но в том смысле, что те деньги, которые, может быть, возникли нечестным путём, она пытается сделать чистыми: отдаёт их бедным, больным, на строительство духовной лечебницы - храма, и эти деньги становятся чистыми. Даже если человек «заработал» эти деньги грязным способом, его милостыня приносит в конечном счёте хороший, добрый плод. Но я прекрасно знаю, что милостыню творить трудно, и если человек, пусть даже грешник великий, нашёл в себе силы пожертвовать, оторвать что-то от себя - ему зачтётся. Но чаще всего бывает наоборот: чем больше денег, тем лучше их человек считает, тем прочнее он на них «сидит». Поэтому гораздо легче жертвуют люди небогатые. Легче по копеечке собрать с тысячи человек, чем взять эту тысячу у одного. Но и этому надо радоваться, и этот шаг может быть для человека шагом на пути ко Христу, шагом на пути к покаянию.

- Часто говорят о том, что денег не заработать, если не иметь к ним какого-то разумного интереса. Но как соблюсти эту тонкую грань, чтобы разумный интерес не превратился в пристрастие, страсть сребролюбия?

- То есть, легко ли я расстаюсь с деньгами на доброе дело?

Да. Ведь часто на свои прихоти мы готовы тратить огромные деньги. А сколько из того, что я собираюсь прогулять, я готов подарить другому, послужить другому? Потому что единственное оправдание деньгам - это количество добрых дел, совершаемых с их помощью. Нужно суметь перевести наше материальное богатство в духовное, проявить любовь.

- Бывает и другая крайность. Человек ходит в рубище, все деньги отдаёт бедным, но от чистого ли сердца он это делает?

Как и во всём, мы должны наблюдать за собой, чтобы сохранять трезвость и не самообольщаться. Как часто в пост бывает: начинаем поститься, а на других посматриваем неодобрительно, осуждаем: «Вот, он мороженое в пост ест - наверное, грешник...» Здесь то же самое. Ведь не случайно сказано, что благими намерениями дорога в ад вымощена... И даже добрые, по-видимому, дела могут принести совершенно не те плоды, потому что будут питать наши страсти.

Всё, что в мире есть, может как вести нас к Богу, так и отдалять от Него. У человека есть свободная воля, и он выбирает, кому он служит. Материальные блага всегда являются большим соблазном поддаться ненужной суете, убивающей самое драгоценное - время. Если золото человек потеряет - может найти, друзей потеряет - может новых встретить, а вот если время потеряет - жизнь потеряет.

Об этом важно помнить! То время, те силы, которые я трачу на то, что мне очень хочется приобрести сегодня, - оправданы ли они как-то перед вечностью? Не получится ли, как в «Сказке о потерянном времени», где мальчики и девочки вдруг стали бабушками и дедушками, когда вдруг оказалось, что все их стремления были направлены совершенно не к тому?

Это то, от чего предостерегает нас Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут...»

Беседовала Полина МИТРОФАНОВА

«Воздаяние же бывает уже не добродетели и не
труду ради ее, но рождающемуся от них смирению».
Исаак Сирин

Зачем, с какой целью создается сестричество?
- В чем смысл сестринского служения?
- В чем заключается результат наших трудов в Церкви?

Это очень серьезные вопросы, к ответам на которые мне как священнику и духовнику удалось подойти далеко не сразу, потребовались годы жизнедеятельности нашего сестричества.

Реакция на боль

Изначально, мне кажется, любая сестринская организация создается как реакция на человеческую боль, одиночество, просьбу о помощи, когда священник бросает клич среди сердобольных жен и создает приходскую группу милосердия.

Но в любом деле важно ясно понимать цель: ЗАЧЕМ я это делаю? Точно, что это не просто деятельность ради деятельности. Работа без цели - это обыкновенный лошадиный труд. Лошадка работает, много человеку помогает и потом умирает, выполнив достойно свою лошадиную цель. Но человек ведь не лошадь, у него есть конкретная цель в жизни.

Если бы меня сейчас спросили: какая цель вашего сестричества, - по прошествии 15 лет с его образования - я бы ответил, что цель сестричества - это создание особых условий для спасения души сестер посредством церковного социального служения.

Да, жизнь человека должна быть все время подвигом. Невозможно спасти душу, живя в комфорте. Кофморт - это состояние смерти, когда человек абсолютно адаптирован к среде. Это состояние покойника, которому ни холодно, ни жарко.

Для того, чтобы помочь желающим спастись, необходимо создать условия выхода из зоны комфорта. Так вот сестричество - это шаг из ряда вон. Когда христианка осознанно - не на эмоции, не на вдохновении, не на административном воздействии на нее настоятеля или духовника - принимает решение о готовности служения сестры милосердия.

Принятие креста

Сестра берет на себя крест. Во-первых, перед Богом. Это ответственность и, в каком-то смысле, долг. Человек обязательно должен возвращать то, что ему дано. Дано от Бога в виде талантов, от родителей, от учителей и наставников. Способность возвращать долг - это характеристика зрелости. Зрелый человек переходит из позиции «дай» в готовность отдавать.

«Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24).

Крест, который берет на себя сестра, становится заметен перед Богом. Дела милосердия, совершаемые ради Христа, это возможность стяжать сугубую благодать Духа Святого.

Крест становится заметен и дьяволу, который боится креста и не хочет, чтобы человек нес крест за Христом. Поэтому сестра испытывает дополнительные искушения от родных, обстоятельств жизни, нередко бывают сложности со здоровьем. И это также часть креста.

Наконец, крест заметен и людям. Когда сестра милосердия заходит в палату к больному, на нее смотрят как на присутствие Церкви. Человек не размышляет, что это за женщина, медицинская ли это сестра, он видит облачение сестры милосердия и понимает: к нему пришла Церковь.

О выгорании

Когда на сестру возлагают плат с крестом, с ней происходит психологическая деформация, которая проявляется в различных неоправданных ожиданиях - милосердия и любви, кротости и смирения, бескорыстности и самоотверженности. Но где взять все эти качества, когда их нет? Как соответствовать всем ожиданиям?

Не так давно в нашем языке появилось выражение «синдром профессионального выгорания», который характеризуется эмоциональным истощением, равнодушием к своей деятельности и формализацией своего служения. Его ввел в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг. Об этом часто приходится слышать: «человек выгорел», то есть потерял внутреннее горение.

В Священном Писании есть такая причта, которая тоже нам повествует о выгорании. Было 10 дев, пять мудрых, пять - юродивых. И те, и другие со светильниками ждали Жениха, Который задерживался. Мудрые запасли елей в дополнительных сосудах, а юродивые из-за погасших без елея светильников остались за дверями брачного чертога, за дверями Царствия Небесного.

Так вот сосуд - это наша душа. Чем же горит наша душа, чем живет, что нужно запасать, иметь при себе, чтобы огонь души не погас? Елей - это благодать и энергия Духа Святого Божия.

Если крест будет брошен хотя бы за пять минут до финиша, то все дело жизни потеряется. Не будет награды. И вот этот духовный закон нужно помнить всегда.

На самом деле, светильники души выгорают у всех: огонечек горит, масло расходуется. Но мы должны всегда помнить, что дожидаются Жениха те, кто разумно запасает елей в постоянном режиме. Кто не оставляет благодатной жизни, понимая, что душу нужно не только отдавать, ее необходимо и питать. Это важнейшее условие заботы духовника о своих сестрах. Чтобы елей в сосудах их души был постоянно восполняем. Это принципиальное условие.

О правильной мотивации на пути к смирению

Здесь еще нужно обязательно сказать о мотивации. Потому что неправильная мотивация приводит к разочарованию. Если человек пришел в социальное служение с мыслью всех спасти, или всех полюбить, или всем послужить, или послужить Церкви, то рано или поздно он понимает, что любить не может, что не хватает ни терпения, ни элементарной собранности, что не всегда служение бывает по душе.

Часто бывает усталость, периоды уныния и меланхолии. Бывает огорчение от неблагодарности. Далеко не каждое доброе дело вознаграждается благодарностью и приветливостью пациентов, больных людей. Бывает откровенное хамство и презрение. Соприкасаясь с этим человеческим, сестра может надорваться. Так какая должна быть установка? Напоминаю, что искомый плод - это смирение.

Авва Дорофей говорит, что «путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно». Когда я впервые прочел эти слова, мне было сложно понять, что значит физические труды, совершаемые в разуме. И я нашел ответ в словах святителя Игнатия Брянчанинова, который поясняет этот момент.

Вот он: когда человек несет свое служение с мыслью, что это покаянная епитимья за его прежние беззакония, грехи, что он несет перед Богом искупительный труд, тогда у него правильная мотивация. И когда у него возникают трудности в служении, он понимает, что «достойное по грехам своим приемлет».

А когда человека хвалят, целуют ему ручки, он понимает, что это не ему, что он ничего выдающегося не делает, помня слова Христа: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать». (Лк, 17:10). И эта мысль сохраняет от самообольщения и самодовольства.

Спасительный режим

То состояние души или некоторое ее повреждение, которое мы называем унынием или меланхолией, очень часто возникает из-за того, что мы нарушаем режим.

Бог установил в мире законы порядка и гармонии. Наш Бог - это Бог порядка. Хаос - это от лукавого. В жизни все должно быть по порядку. Наш организм работает по определенным законам. Если они нарушаются, то возникают сбои со здоровьем, с самочувствием. Во вселенной все работает по четкому режиму. И в жизни человеку очень важное внимание нужно уделять режиму.

Поскольку человек трехсоставен - тело, душа и дух, то и режим должен включать всего человека. Если говорить о духовном порядке, есть несколько фундаментальных камней в основании духовной жизни.

Первое. Необходимость жить в режиме церковных таинств. Регулярность вкушения благодати Божией посредством таинств постоянно восполняет елеем оскудевающий светильник. Регулярность исповеди и причастия положена святыми отцами в среднем один раз в две недели. Важно осознанно, вдумчиво, без суеты приступать к Святой Чаше.

Когда человек несет свое служение с мыслью, что это покаянная епитимья за его прежние беззакония, грехи, что он несет перед Богом искупительный труд, тогда у него правильная мотивация. И когда у него возникают трудности в служении, он понимает, что «достойное по грехам своим приемлет».

Важнейшим фактором духовного здоровья является режим предстояния перед Богом: шесть дней делай дела свои, а седьмой - Господу Богу Своему. Это наш долг вставать перед Богом в седьмой день. Это не рекомендация, это не «если хотите», это закон! Потому что Господь знает важность и необходимость этого предстояния для нормальной жизнедеятельности души человека.

Еще один долг - обязательный личный молитвенный труд. Каждый день вставать перед Богом утром и вечером. Минимум 20 минут для молитвенного правила нужно находить, при чем относиться к этому добросовестно, хотя бы как к работе. Приходя на работу, мы стараемся трудиться, не халтуря. Богу нужно работать без халтуры. Если ты встал на 20 минут, то собери ум, сердце, внимание, чувства, настройся на предстояние перед Богом. Без зевоты, без качания, без вертения головой.

Следующее духовное упражнение - это обязательное чтение Священного Писания и святых отцов. Это то, что поддерживает ревность, горение огня душевного.

И последнее, что можно положить в порядок духовного режима - это периоды постов. Очень важно быть в церковном режиме поста, держать связь со Христом через среду и пятницу. Пост в эти дни - это ваше личное отношение ко Христу. Если для меня важен Христос, эти дни я буду внимательно проводить в воздержании языка, глаз, лишних увеселений, чрева. Это важное условие духовной жизни.

О телесном

Что касается телесного режима, важно понимать, что наше тело - это очень органичный инструмент для помощи нашей душе. Наше тело должно быть в порядке. Один спортсмен как-то поделился своим наблюдением, задав вопрос: а где у человека находится гормон радости? Оказывается, в икрах.

Человек, для того чтобы чувствовать себя душевно хорошо, должен прилагать физический труд, как минимум ходить в течение дня 7-10 км. Поэтому полезно планировать свой маршрут таким образом, чтобы 40 минут утром и вечером ходить пешком. Очень важен режим питания и сна, и об этом тоже нельзя забывать. Для взрослого здорового человека требуется как минимум семичасовой сон. Очень часто предшествует выгоранию элементарные нарушения правил заботы о своем душевном и телесном режиме. И одна из задач духовника за этим внимательно следить.

Важнейшим фактором духовного здоровья является режим предстояния перед Богом.

Без послушания нет смирения, без смирения нет спасения

У духовников греческой церкви встречается такая мысль: лучше поссорится с Богом, чем с духовником. Удивитесь почему? Потому что с Богом может примирить духовник, а кто примирит с духовником, если с ним поссоришься? И дьявол знает это важнейшее духовное условие, что человек может научиться послушанию, только находясь в послушании.

Необходимо открывать духовнику на исповеди, в том числе всевозможные смущающие помыслы, которые всеваются против него. Если духовник проявляет строгость, это хорошо, это забота. И воспитание невозможно без строгости. Духовника не нужно бояться, и в то же время нельзя человекоугодничать. Нельзя служить человеку вместо Бога, и если объективно не хватает сил или времени со смирением сказать: «простите, я это выполнить не могу».

Духовнику очень важно следить, чтобы в женском коллективе не было никаких интриг, которые разрушают здоровые отношения, очень быстро превращая их в болото, где заводится много разных гадов. Интриги нужно пресекать на корню - сплетни, слухи, осуждения за спиной. Если имеешь, что сказать против кого, то иди и поговори с ним одним, если покается, то помирись, если нет, то возьми двух-трех старших, кто может помочь в разрешении конфликта. Если и это не поможет, скажи церкви в лице духовника, если и его не послушает, то «будет он тебе как язычник и мытарь». Вот основные принципы конфликтологии.

Претерпевший до конца спасен будет

В любом случае, как бы мы ни старались обезопасить, сохранить, укрепить, настроить, чтобы все было гармонично, надо понимать, что тот, кто идет работать Господу, должен приготовить душу свою для искушения, для испытания. Невозможно без скорбей пройти жизненный путь, и душа все равно будет испытывать боль, переживания, скорби, но это необходимое условие для спасения.

Потому что только «претерпевший до конца спасен будет». Кто донесет свой крест до конца, тот получит от Бога венец. Никакое служение нельзя оставлять без явной на то воли Божией. Если ты взял с благословения этот крест, его нужно нести до конца, преодолевая трудности, смиряясь и терпя обстоятельства жизни, но ни в коем случае не бросать!

Если крест будет брошен хотя бы за пять минут до финиша, то все дело жизни потеряется. Не будет награды. И вот этот духовный закон нужно помнить всегда.

Помоги нам Господи!

Протоиерей Евгений Попиченко,
главный редактор «Православного вестника»,
духовник Свято-Пантелеимоновского
сестричества милосердия

В других номерах:

/ 24 июля ‘17

Колонка редактора

Когда ребёнок приходит в этот мир, свою жизнь он начинает криком. С одной стороны - это физиологический процесс для раскрытия лёгких, с другой - это крик боли, печали, страдания. И совершенно не случайно Господь устроил, чтоб именно непростое прохождение родового пути было…

Поводом для иска стало высказывание отца Евгения, который заявил, что называть улицу в честь Ленина и в честь Гитлера - это, по сути, одно и то же. Полковник посчитал, что своими словами священник оскорбил тысячи людей, чья жизнь, как и у него самого, «проходила под благотворным влиянием политики и практики Владимира Ленина, разработанного им учения о строительстве социализма».

Отец Евгений Попиченко, председатель отдела социального служения Екатеринбургской епархии, - один из активных участников передач православного телеканала «Союз».

Многие слушатели отмечают доверие, которое вызывает в них отец Евгений. «Беседы и проповеди этого батюшки мне нравятся, действительно человек искренний, и ни грубости ни жестокости от него не услышишь»; «Речь протоиерея Евгения Попиченко во мне пробуждает радость, его голос очень спокойный, на лице смирение, глаза весьма добрые», - это лишь пара отзывов из соцсетей о проповедях протоирея (в группе соцсети «ВКонтакте», где собраны записи передач ТК «Союз» с участием отца Евгения, - около 700 подписчиков).

Однако есть среди высказываний протоирея и такие, которые могут оскорбить чувства невоцерковленных людей. Иск Николая Рябчевского - живой пример. Мы собрали самые спорные высказывания отца Евгения.

А чего бы нам не назвать улицу, например, в честь Шамиля Басаева, или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Наверное, есть люди, для которых Шамиль Басаев национальный герой, и, наверное, они готовы его именем что-то прославить. Нас такая идея как-то немножко коробит. А Ленин - свое, привычное. Но по сути это одно и то же - Ленин и Гитлер: их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их «труды», которые они понесли, причинив столько страданий, горя, крови… Они как две стороны одной монеты.

О божьем спросе с жителей Свердловска и Екатеринбурга

Великая честь, что мы живем в городе, названном в честь святой великомученицы Екатерины, - на всем земном шаре, наверное, лишь несколько десятков, поименованных в честь святых, то есть находящихся под непосредственным покровительством, под молитвенным щитом. Но это и великая ответственность: с жителей Свердловска Бог не будет спрашивать так, как с жителей Екатеринбурга. Что спросить со свердловчан? «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Если город назван в честь убийцы, террориста, чьи руки не то что по локоть в крови, он просто по шею находится в ней. Конечно, это тяжелейший гнет - жить в таком городе. Но и Господь, конечно, меньше спросит с людей из Свердловска.

Но с екатеринбуржцев Господь спросит: «Вы слышали [это имя] каждый день, у вас в паспорте написано, у вас все время звучит: «Екатеринбург», «Екатерина», «город в честь святой» - в честь великой святой, которая сделала правильный выбор. И никто из екатеринбуржцев не скажет: «А я не знал, я не слышал, я не понимал».

О бремени сотовой связи

Взять один сотовый телефон - это такая тяжелейшая связь! Человек ни спать без него не может, ни есть не может, ни в туалет сходить не может, он его все время берет с собой, а когда телефона рядом нет, он начинает себя плохо чувствовать: у него ощущение, что он потерялся, потерял связь с миром. Конечно, это тяжелейшее рабство, зависимость.

О разрушительных свойствах равноправия

Равноправие - это чисто сатанинская выдумка. Бог устроил все разумно, но о таком равенстве, которое предложили большевики, похоже, позаботился враг рода человеческого. Какое может быть равноправие, когда один человек весит 120 килограммов, а другой - 60? Одному нужна двойная доза тетрациклина, а другому одна таблетка. Соответственно, у первого должна быть одна зарплата, чтобы себя содержать, а у второго - другая. Один мужчина, другой - женщина. Один старый, другой - молодой. Какое может быть равенство и равноправие? Господь, наоборот, построил все так, чтобы не было равенства. Поэтому идея светлого будущего, в котором все будут равны, - это сатанинская идея.

В природе есть четкая иерархия. Одни подчиняются другим: в армии, в Церкви, везде. Больные получают помощь от здоровых, богатые заботятся о бедных, сильные о слабых, родители о детях. И в семье должна быть иерархия. Только в таких отношениях возможна любовь - когда человек несет на себе тяготы другого.

Об антисемейной политике государства

Бездуховность [царящая сейчас] - это, во-первых, последствия антисемейной политики государства, которая велась несколько десятилетий. Во-вторых, современные средства разврата, пропаганды потребительского, инстинктивного образа жизни. Гитлер пользовался теми же методами, завозя на завоеванные территории тоннами порнографическую литературу. То же самое происходит сейчас. В любой киоск «Роспечати» загляни - одна порнография. Она, конечно, называется эротикой, но шила в мешке не утаишь.

Такая продукция провоцирует у детей раннее пробуждение определенных инстинктов. Это убивает чувство отцовства и материнства, стремление к созданию семьи. «Поматросить и бросить» - это да. А чтобы взять замуж, взять ответственность на себя до скончания века - такое редко увидишь.

О наказании армией и рождением детей

У прихожанки сын не поступил в институт и «ему грозит армия». Вдумайтесь только. Грозит! Как тюрьма, как наказание. Армию - эту школу, где молодой человек учится защищать Отечество, - воспринимают как наказание (не в церковнославянском значении этого слова, когда речь идет об уроке и помощи свыше, а в современном смысле - беда, проблема).

И семью, рождение детей в современном обществе тоже считают за наказание, с которым нужно бороться, от которого нужно предохраняться и защищаться, как от врагов. Многое, что по замыслу Божию должно дать человеку радость и счастье, воспринимается как источник бед.

Об особях мужского пола и мужиках

Мы - инвалиды нашего времени. Как пел Высоцкий: «Так случилось, мужчины ушли». Дефицит нормальных мужчин - это патология, бич современного общества. Мужские особи есть, а мужиков нет. Как говорит Юрий Шевчук: «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться. Чтобы стать железом, мало быть рудой! Надо переплавиться, переродиться и, как руда, пожертвовать собой».

Мужчина - это определенный набор «тактико-технических характеристик»: воля, благородство, ответственность, жертвенность. Почему так произошло, понятно - мужчина вытеснен из системы воспитания. Вытеснен напором женщины. В семье мужчина в лучшем случае выполняет функцию добытчика. Приносит денежки домой, а остальное - вино, кино и домино.

О том, кому стоит идти в крестные

Одна из основных задач крестного - воспитывать родителей ребенка, приводить их к нормальной церковной жизни. И эту задачу потенциальный крестный должен обдумывать «на берегу», еще до того, как он связался с этой семьей духовными узами. Если мы приходим к выводу, что это нереальные задачи, что мы не способны на подобные отношения, то зачем, собственно, лицемерить? Зачем изображать из себя крестных, а из родителей изображать христиан?

Нам по человекоугодию бывает трудно отказать людям в просьбе стать крестными, или мы боимся испортить с друзьями отношения. Но это не основание для согласия. Надо Богу угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение - это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать? Если я попал в такую ситуацию, то просто должен смириться и сказать: «Извините, братья, но я в такие игры не играю». Главное условия для крещения в отношении родителей - это согласие слушаться и доверять. И за то время, пока ребенок растет до сознательного возраста, нужно и родителей подвести к духовной сознательности.

О Николае II, революции и эволюции

Царь Николай II - выдающийся руководитель нашего Отечества. За период его правления население страны, а это ключевой показатель благосостояния, увеличилось на 60 млн человек. А вот за сто последних лет численность граждан России никак не изменилась, хотя Менделеев прогнозировал, что в начале XXI века население России вырастет до 600 миллионов. Если бы так случилось, то у нас было бы в два раза больше населения, чем в США, а значит, была бы совсем другая расстановка сил на геополитической карте мира.

Но наш народ увлекся вольнодумством, пропагандой либеральных идей, идей французской революции, которая сформулировала все в лозунге: «Свобода, равенство, братство». В результате ни свободы, ни равенства, ни братства - сплошной национальный концлагерь.

Убийство царской семьи, являющейся идеалом для русской культуры, символизировало расправу с прежним строем, с прежней жизнью. С того момента началась вакханалия блуда, распутства, коммуны, первых советских декретов об абортах и разводах.

Ведь что такое революция? Почему-то многие думают, что это прогресс. Нет, революция - это антоним эволюции. Это возвращение в дикость, в прошлое. И каждый своей жизнью или приближает очередную революцию, или ее отдаляет.

О православии и пасьянсах в рабочее время

Нужно осознать, что православие - это не просто в храме со свечкой постоять: это образ жизни, который распространяется на семью в первую очередь, на работу - во вторую. Если ты надел на себя крест, как ты можешь опаздывать на работу? Как ты можешь на работе «чесать языком» или раскладывать пасьянс на компьютере? Ты же работаешь, ты же деньги за это получаешь! А у нас как-то наполовину, то есть мы православные на краткий миг, а остальное время живем хуже язычников.

О «Коловрате» и «нерусских» фильмах

Мы на днях с детьми сходили на фильм - «Легенда о Коловрате». Замечательный русский фильм без всяких перегибов, с очень хорошей идеей подвига, служения Отечеству, самопожертвования, самоотвержения, чтобы немного представить, как жилось русским людям накануне татаро-монгольского ига, с какими трудностями они сталкивались. Потрясающее впечатление производит.

Выйдя с сеанса в торгово-развлекательном центре, первое, что сказала дочка: «Пап, мне кажется, фильм, который рекламировали перед «Коловратом», снимали нерусские люди». Там пошлость, какая-то комедия, полуобнаженные мужчины, стриптиз, как обычно у нас, - ребенок почувствовал чистоту, правду, истину и так среагировал. Правда - это делают нерусские люди: те, кто не любят Россию, глушат ее чернухой, порнухой, грязью, которая изливается с экранов, воспитывая самые низменные ценности - оборжать, опошлить, осмеять все, как будто ничего святого нет.

О своей мечте

У меня мечта - вот бы какой-то талантливый режиссер снял фильм о Георгии Победоносце. «Коловрат» - фильм о воине, а жития святых - это на порядок выше. Они дают такой импульс, пищу для души, которая, перерабатываясь, может вырасти в нужный поступок, когда человек между совестью и выгодой все-таки выберет совесть.

Искусство - это не то, что ты создал, продал, а потом в ящик убрал, один раз посмотрел, поплевался, и больше не хочется, а то, к чему можно возвращаться через 20, 50 лет, то, что будет влиять на душу человека. Я понимаю, что все это связано с бюджетом, что надо будет потом этот товар продать… Но насколько было бы потрясающе!

Вот Мел Гибсон снял «Страсти Христовы» - по-своему, все равно западный оттенок привнесен, но я каждый год накануне Страстной Пятницы стараюсь этот фильм посмотреть, чтобы как-то почувствовать, чего Христу стоило наше спасение (фильм «Страсти Христовы» вызвал неоднозначную оценку критиков, которые увидели в картине антисемитские настроения, - прим. ред .).

В подготовке публикации использованы материалы ТК «Союз», сайта Православие.ru, изданий «Областная газета», «Православный вестник».