Развивающие занятия для подготовки к школе распечатать. Подвижная игра. Зарядка – разминка. Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И
06. 08.2016
Блог Екатерины
Богдановой
Здравствуйте, уважаемые читатели! Пришла недавно ко мне знакомая и поделилась проблемой. Ребенку скоро в школу, а он еще читать не умеет. Раньше-то в этом беды не было, наоборот, учителя не рекомендовали учить детей до начала занятий.
А сейчас все по-другому, будущие ученики должны приходить с определенным багажом знаний и умений, среди которых есть и «обучение грамоте». Как научить детей читать? Давайте разберемся.
Поздно или рано?
Время от времени появляются сенсационные сообщения о детях-вундеркиндах, которые в 2-3 года уже бегло читают классику. Некоторым родителям не дает покоя такая слава, и они начинают усиленно обучать своих малышей. А надо ли?
Если у самого 2-4-летнего ребенка нет повышенного и горячего желания научиться читать, торопиться не стоит. Всему свое время. Пусть слушает чтение, развивает фонематический слух (произношение звуков) и словарный запас.
А вот в 5-6 лет дети, как правило, уже готовы к обучению грамоте и достаточно усидчивы для систематических занятий. Самое время начать, ведь перед поступлением в школу часто проверяют умение читать по слогам.
Мама или репетитор?
Можно ли научить ребенка читать в домашних условиях? Конечно, да, особых педагогических способностей и профильного образования для этого не требуется. Главное, чтобы маленькие непоседы занимались с желанием и интересом, а для этого нужно выбрать методику, подходящую именно вашему малышу и совмещать уроки с игрой.
Все это родители и бабушки с дедушками могут освоить и сами. Существует множество способов обучения грамоте. Одни рекомендуют начать с букв, другие – со слогов, третьи вообще считают, что лучше сразу знакомить с целыми словами, а не «мусолить» абстрактные для дошколенка значки и звуки.
Что выбрать? Расскажу об основных методиках.
Мы читаем по слогам
Для обучения чтению по слогам лучше всего подойдет букварь , составленный Н.С. Жуковой . Его легко можно найти в продаже или скачать из интернета. Эта методика помогает ребенку разобраться, как буквы складываются в слоги, а слоги – в целые слова.
Все просто и понятно, картинок в книге не так уж много, но заскучать не дадут. Мы с Русланом только по нему и обучаемся.
Важно называть их правильно: не «эм» и «эн», а просто «м» и «н», иначе малыш потом будет в полной растерянности, как же из букв «эм» и «а» получается «мама». Потом очередь доходит до шипящих звуков – Ш, С и так далее.
Чтобы занятия не превращались в унылую зубрежку, необходимы игра и творчество. Например, буквы можно показывать на кубиках, писать разноцветными маркерами на стикерах и карточках, рисовать в виде зверей и человечков, лепить из пластилина, складывать из камешков и макарон.
Интересно отгадывать вместе с малышом, на что похожа та или иная буква (например, «М» — на качели, «С» — на месяц или кусочек сыра). После того, как часть букв освоена, можно начинать показывать, как они «собираются» в слоги. Буква «М» со всех ног бежит к «А» и догоняет ее.
Можно пропеть: «мм-аа- мм-аа». Буквы проговариваются слитно, не отрываясь одна от другой. Так постепенно от простых слогов нужно переходить к более сложным. Не стоит опережать события и «штурмовать» целые слова, лучше задержаться на слогах, так ребенок быстрее освоит механизм.
Учите делать паузы, а не петь подряд «маапемиримире», иначе малыш при чтении слов будет произносить их так же, скороговоркой. Важно сразу усвоить навыки правильного чтения, это избавит от многих проблем в будущем.
Когда слоги читаются легко и просто, можно учить складывать из них простые слова – ЛА-ПА, МА-ШИ-НА, МА-ША. Здесь тоже полный простор для фантазии. Слова можно выкладывать из конструктора, пуговиц, листьев, ракушек, цветной бумаги, рисовать мелом, красками, выжигать, выпиливать, вырезать.
Еще полезным будет зайти на сайт «IQша ». Это сайт, который помогает детям развивать полезные способности и навыки онлайн: память и внимание, логику и пространственное мышление, творческий потенциал, мотивацию и даже больше!
Раз, два, читаем мы слова
Иногда родители жалуются: ну вот не хочет ребенок учить буквы, и все тут. Скучно ему. Не нравятся абстрактные значки, которые непонятно зачем нужно запоминать. Обучение заходит в тупик, начинаются обиды, слезы и капризы.
А не лучше ли сразу знакомить с написанием знакомых и любимых слов – «мама», «папа», «Саша», «Миша»? Можно сделать карточки со словами и показывать их ребенку, например, по 5 в день, объясняя, что «это значит СЛОН» и постепенно добавляя новую лексику.
Или самим изготовить буквы из подручных средств и вместе с ребенком складывать из них слова, а потом и предложения. По опыту многих родителей, такая техника обучения позволяет освоить грамоту быстро и без лишних нервов.
Также при обучению чтению Вам может пригодиться:
Прыг-скок, начинается урок
Многие, наверное, хотят знать, а сколько должно длиться занятие? Лучше начинать с 5-15 минут, чтобы ребенок не уставал и не начинал «ловить ворон».
Постепенно можно довести продолжительность до 35-45 минут (практически, как в школе), но не больше. Тогда и учеба пойдет на пользу, и негатива к занятиям из-за переутомления не будет.
Не забывайте, что главное – учиться с удовольствием. Успешного овладения грамотой! Всем пока, до новых встреч.
Обучение чтению Занятие 1
Тема: Речь состоит из предложений. Деление слов на слоги
Уважаемые взрослые! Сегодня вы впервые приступите к выполнению домашних заданий. В программе обучения чтению Вашего малыша ожидают разнообразные задания и игры на развитие фонематического слуха, звуковой анализ слова и непосредственно чтение. Выполнение домашних заданий обязательно, т.к. это помогает повторить и закрепить материал, изученный на уроке. Однако не стоит давить на малыша, если он не хочет сегодня читать, ведь в дошкольном возрасте усваивается лишь то, что ребенку интересно. Мы рекомендуем чередовать выполнение домашних заданий с играми, в процессе которых малыш быстро запомнит буквы и их сочетание.
Домашние задания нужно выполнять цветными карандашами, писать – простым карандашом или ручкой. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка во время выполнения домашнего задания.
живёт
2. Прочитайте малышу предложения и найдите соответствующие картинки, соедините их разноцветными карандашами.
На клумбе выросла красивая роза.
Зайчик несёт большую морковку.
Мишка нашёл колокольчик.
Бабочка летит к цветочку.
Гласные звуки: Согласные звуки:
-не встречают преграды или только шума
- поются - не поются
- образуют слог - встречают преграду
- не образуют слог
Б
А
П
К
У
Р
О
Д
В
У
Р
А
Все слова можно разделить на части, которые называются слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Можно предложить малышу простую игру на умение делить слова на слоги: прохлопать это слово или пропеть его по частям: сааа-мооо-лееет!
Назовите картинки. Сосчитайте, сколько слогов в каждом слове: один, два, три или четыре. отделите слоги разделительной линией.
КОТ КОРЗИНА ЧЕРЕПАХА ВЕДРО
Раскрась с каждой картинкой столько кружков, сколько слогов в ее названии:
Обучение чтению
Занятие 2
Тема: Звук и буква А
: Аа Выучи стихотворение А - начало алфавита,
Тем она и знаменита
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Раскрась буквы Аа красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом)
Раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук [а]
Догадайся, какая картинка в ряду лишняя, раскрась все, кроме нее. Обрати внимание на первый звук в словах.
3. Обведи букву А так, как показывают стрелки. Допиши строчку самостоятельно.
3 . Где спрятался звук [а]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом.
4. Найди и обведи в кружочек букву А
5. Найди все предметы, начинающиеся на букву А, раскрась их:
Обучение чтению
Занятие 3
Тема: Звуки и буквы О
Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву О. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания.
Оо
Раскрась буквы Оо красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).
Обведи только те предметы, названия которых начинается на букву О.
Назовите картинки. Обведите картинки, начинающиеся на гласный звук, красным карандашом, а на согласный – синим.
2. Где спрятался звук [о]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом. (слово Осы)
3. Раскрась те предметы, в которых есть звук [о]
О
братите внимание откуда начинаем писать и куда ведем руку.
Обучение чтению
Занятие 4
Тема: Звуки и буквы У
Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву У. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания. В букварике Жукова читаем буковки А,О,У.
Выучи стихотворение наизусть:
Уу
Раскрась буквы Уу красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).
1.Соедини простым карандашом буквы и слова, с которых они начинаются
А О
2.Раскрась согласный звук синим цветом, а гласный красным.
3.Раскрась те картинки, которые начинаются на звук у
Обучение чтению
Занятие 5
Тема: Звук и буква м
М
м
Раскрась буквы М м синим и зеленым карандашами (согласные твердые звуки обозначаем синим цветом, согласные мягкие звуки обозначаем зеленым цветом).
2. Раскрась только те предметы, в названии которых есть буква М
3 .
5. Обведи синим карандашом предметы, в названии которых твердый звук м, зеленым карандашом предметы, в названии которых мягкий звук м.
6. Разгадай ребус. Запиши первые буквы названий картинок в клеточки и прочитай то, что получилось.
Напиши печатную букву М по образцу
Занятие 6
Тема: Звук и буква с
1. Выучи стихотворение наизусть:
С
с
Догадайся, какая картинка лишняя, её зачеркн и (обрати внимание на первые звуки в словах):
4. Пропиши печатные буквы с и м.
Запиши слоги в таблицу:
О
У
М
МА-АМ
С
7. В букваре читаем с. 9-17.
Занятие 7
Тема: Звук и буква х
1. Выучи стихотворение наизусть:
Х
х
2.
4. Определи сколько слогов в словах. ( Количество слогов определяем хлопками или кладем ладошку под подбородок. Сколько раз подбородок опустился вниз при произношении- столько и слогов)
Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. Если первый звук звучит мягко – раскрась зеленым цветом.
Занятие 8
Тема: Звук и буква р
Уважаемые взрослые!Не забывайте периодически закреплять с ребенком пройденный материал. В этом возрасте ребенку необходимо не только уметь сливать буквы в слоги. важно учиться делать звуко-буквенный анализ слова: различать гласные и согласные звуки, определять их мягкость\твердость. Простые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, можно выполнять в непринужденной обстановке, по дороге из садика или на прогулке. Например: перечислите насекомых, в названиях которых слышатся звуки [р] или [р ’ ] . Можно перечислять месяцы, дни недели, фрукты или овощи, геометрические фигуры, транспорт… Терпения Вам и вашим детям!
Р
р
2.Догадайся, какая картинка в ряду лишняя. Обрати внимание на последний звук в словах:
Чем отличается звуки [р] и [р ’ ] . Расскажи, каким может быть звук [р] . (согласным, твердым или мягким, звонким). Добавь звук [р] или [р ’ ] в конце слова нарисуй кружочек синий или зеленый в конце слова).
КОВЁ___ ЗВЕ____ ТОПО____ БОБЁ_____
ДВО_____ ФОНА____ ПУЗЫ____ ВЕЧЕ____
6.Обведи букву Р по стрелкам. Допиши строчку до конца:
7.Прочитайте ребенку рассказ, предложите пересказать.
Заяц и черепаха
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную полянку обежит.
Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: “ Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.
Бегать- то он умел, но не знал того, что лежа на месте, и от черепахи можно отстать.
8. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р»
Уважаемые взрослые! На следующем уроке Ваш ребенок будет писать первый тест по
чтению. В тест будут включены задания, которые вы уже выполняли, поэтому тест
не должен вызвать большие затруднения. Однако для того, чтобы малышу было легче,
обратите внимание на сложности, которые возникали при выполнении заданий. Настройте ребенка на то, что у него все обязательно получится! В букваре читаем букву Р. Повторяем все остальные буквы, читаем в слоговой таблице.
Занятие 9
Тема: Звук и буква ш
Ш
ш
Ш
С
звук [ш]
Занятие 10
Тема: Звук и буква ы
Каким цветом закрасим эту букву? (Красным) . Почему?
Сделай звуковой анализ слов:
сы.
Выучи стихотворение наизусть.
Задания для подготовки к школе включают в себя лучшие познавательные экспресс- методики. Обучающий материал разрабатывают, в зависимости от индивидуальных особенностей будущих школьников. ПО ФГОС подготовка ребенка к школе означает формирование успешной личности, самостоятельной и уверенной в своих силах. В настоящее время присутствует множество интерактивных, электронных методик с описанием. Готовиться по ним дети могут на дому под чутким руководством родителей и совершенно бесплатно.
Как подготовиться к школе: правила и требования
Дошкольная подготовка важный этап в жизни каждого ребенка, но не все родители понимают, зачем это нужно и с чего начать.
Занятия требуются, чтобы ребенок был умственно, эмоционально и психологически адаптирован к новому этапу в своей жизни.
Задания для подготовительных групп помогут успешно учиться, разовьют физические и интеллектуальные навыки ребенка, помогут при поступлении в школу на собеседовании с педагогами.
Присутствуют определенные требования, что должен знать и уметь первоклассник:
- ФИО (свое и родителей), адрес проживания, город;
- место работы родителей;
- праздники;
- профессии;
- различать овощи и фрукты, съедобное от несъедобного;
- времена года и количество месяцев в нем, дни недели;
- известных поэтов и музыкантов;
- правила дорожного движения;
- различать цвета;
- буквы, цифры;
- читать слоги и заканчивать предложение;
- писать в тетради;
- считать от 0 до 10 и обратно;
- рассказывать стихи с выражением наизусть;
- пересказывать прочитанное и услышанное;
- разгадывать загадки;
- придумать и рассказать сказку;
- составить историю по предложенной картинке;
- четко отвечать на вопросы.
Несмотря на то, что обучение в первом классе включает многое из списка, на тестировании/собеседовании при поступлении в школу обращают внимание на указанные пункты.
Развивающие занятия
В настоящее время существует множество развивающих подготовительных занятий и курсов. Каждое задание готовится индивидуально, опираясь на способности и умения дошкольника. Присутствуют конспекты, указывающие как лучше преподнести материал ребенку. Разнообразие методик включает в себя задания как для малышей, которым еще не исполнилось 4 года, так и для детей от 6 лет. Занятия позволяют ребенку без труда закончить первый класс и с успехом перейти во 2-ой. Подготовительные курсы включают большую часть школьной программы первоклашек.
Грамматика
Изучая русский язык, ребенок научится правильно склонять слова, подбирать предлоги к существительным. Обучение грамоте поможет овладеть устными и письменными навыками.
- Задание с буквой К. Раскрасить те картинки на фото, где есть указанный звук.
- Обвести картинки, названия которых начинаются на гласный звук.
- Раскрасить гласные красным, согласные черным.
- Соединить предметы со звуками, на которые начинаются их названия.
- Подсказать слово. Продолжить выражение: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку…(мячик)». «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка)».
- Угадать предмет по описанию. «Пушистый, холодный, белый, скрипит под ногами зимой…(снег)». «Желтое, ярко светит днем на небе…(солнце)». «Высокое, растет в лесу, на нем много веток…(дерево)».
- Назвать первый звук в слове, указать он гласный или согласный: к-картошка, а-апельсин, с-стол, т-телефон, у-улитка.
- Назвать ребенку любое слово и спросить: какой звук первый, гласный он или согласный, на какую букву оканчивается слово. Затем ребенок сам продолжает называть слова, начало которых будет соответствовать последнему звуку. Дерево-Остров-Ведро-Обруч-Чайник и так далее.
- Соединить линиями предметы с идентичным количеством звуков в слове.
Навыки письма
Овладение элементарными графическими и техническими навыками.
Занимательные задания на дому:
- Обвести буквы по контуру.
- Нарисовать фигуры как на картинке.
- Перенести фигуру на новое место.
- Дорисовать домик.
- Назвать животных на картинке, раскрасить разными цветами.
- Скопировать рисунок.
- Дорисовать кораблик.
- Обвести предметы по пунктирным линиям.
Математика
Математические тренажеры учат логически мыслить, формируют быструю реакцию и познавательный интерес, помогают быстро подготовить шестилеток к 1 классу.
Логические задания
Занятия помогут ребенку научиться рассуждать, выстраивать логические цепочки, последовательность, разовьют любознательность и пытливость ума.
- Что получится, если соединить цифры по порядку.
- Найти и раскрасить одинаковых цыплят.
- Найти закономерность и дорисовать фигуры.
- Соединить линиями предметы по парам.
- Раскрасить одним цветом одинаковые фигурки. Сосчитать сколько их.
- Головоломка.
- Найти, кто спрятался на картинке.
- Найти на картинке лишний предмет, рассказать почему.
- Из каких сказок картинки, раскрасить героев.
Развитие речи
Регулярно тренируясь, младший школьник учится передавать мысли и эмоции. В результате речь становится богаче, увеличивается словарный запас.
- Описать любую ситуацию, рассказать о эмоциях, выразить чувства.
- Подобрать похожие или противоположные слова к любым прилагательным (холодный - морозный, горячий).
- Прочитать слова вслух.
- Рассказать сказку глядя на картинки из любимых книг.
Для развития правильной дикции полезно регулярно проводить гимнастику, включающую упражнения:
- Ребенок упирает язык в левую, затем правую щеку, при этом рот закрыт.
- Рот малыша открыт, язык выгнут дугой и упирается в нижние зубы.
- Ребенок улыбается с приоткрытым ртом, кончик языка упирается в левую и правую сторону рта поочередно.
- Представить, что кончик языка это зубная щётка, «чистить» зубы верхней и нижней челюсти, последняя остается недвижимой.
- Ребенок на 7-10 секунд улыбается как можно шире, показывая свои зубки.
Чтение
Чтение развивает интерес к буквам, знакам, грамотность, увеличивает словарный запас.
- Найти знакомое слово в предложенном ребенку тексте за 2 минуты.
- Читать, увеличивая/уменьшая громкость речи.
- Прочитать текст «про себя», рассказать о чем он.
- За одну минуту ребенку предлагается написать как можно больше гласных/согласных звуков.
- Прочитать текст, ответить на заготовленные вопросы.
- Научить ребенка читать, не обращая внимания на посторонние звуки, например, можно включить телевизор.
- Читать буквы разного размера.
- Чтение коротких текстов, не размыкая зубов. Пересказ прочитанного.
- Чтение «на скорость».
- Ежедневный пересказ прочитанного.
Рисование
Утолить творческое любопытство, развить фантазию поможет рисование.
Окружающий мир
Занятия развивают сенсорные умения, знакомят малыша с природой, помогают изучать окружающую обстановку.
Упражнения на внимание
Развитие внимания способствует быстроте реакции, сосредоточенности, усидчивости, переключаемости.
На мышление и память.
Занятия развивают усидчивость, внимание на уроке, умение логически думать, воспринимать и усваивать информацию.
На мелкую моторику
Развитие мелкой моторики будущего первоклассника координируют нервная, костная и мышечная системы. В результате занятий приобретаются ловкость движений, навыки письма.
- Взрослый своими ладошками легко массирует пальцы ребенка с присказкой «Сорока-ворона».
- Игра в «Ладушки».
- Перелистывание страниц книги или журнала.
- Перебирание пальчиками бус.
- Складывание башен из кубиков, домино,карт.
- Рисование на песке.
- Ребенку предлагается достать горошину из банки с легко открываемой крышкой, затем повторить манипуляции.
- Застегивать и расстегивать молнии на одежде, шнуровать и расшнуровывать ботинки.
- Лепка из пластилина, глины, теста.
- Вырезание из журнала картинок, карточек.
Графический диктант - рисунки по клеточкам
Развивающая игра, которая подготавливает руки дошколенка к письму, формирует пространственное мышление, учит ориентироваться, согласно размерам листа бумаги. Часто применяется на подготовительных курсах к начальной школе.
Не нужно ругать ребенка, если не сразу получается рисунок, спокойно подсказать и продолжить дальше.
Важно следить за правильной посадкой за письменным столом, достаточным освещением, расположением руки, как малыш держит ручку.
Получив результат, порадоваться вместе с ребенком за его усердный труд. Графические диктанты сопровождаются скороговорками, загадками, развивают мелкую моторику и мышление.
Для выполнения диктанта при себе нужно иметь тетрадь в клетку, карандаш и ластик. Продолжительность занятия для детей до 5-6 лет не должна быть более 15 минут, с 7-8 лет до 25 минут. В начале проговаривать с ребенком понятия вверх/вниз, вправо/влево.
Графический диктант выполняется одним из способов:
- Дошкольнику предлагается нарисовать в тетради в клеточку геометрический рисунок.
- Взрослый проговаривает последовательность действий, указывает направление (2 клеточки влево, 4 вверх, 1 вправо, 2 вниз и так далее). Ребенок на слух воспринимает информацию и рисует. В конце диктанта сравнивается изображение в пособии с тем, что получилось у ребенка.
- «Волшебная палочка». Волшебной палочкой нарекается, к примеру, фломастер. Потерев его о шерстяную ткань или волосы, показать, как действует статическое электричество (поднести к фантику, кусочку бумаги, струе воды). Пусть ребенок сам решит, какие волшебные слова нужно произнести, чтобы «фокус» сработал.
- Вырезать изображения животных, наклеить на лист бумаги и предложить ребенку нарисовать, чем питается каждый из них. Заяц - морковка, корова - сено и так далее.
- Поговорить с ребенком о том, кого он видит, гуляя во дворе. Вырезать из журналов знакомые картинки того, что напоминает о прогулке (бабушек, дедушек, качели, песочницу). Наклеить иллюстрации на лист бумаги.
- Сделать с малышом игрушечный лес. Для этого необходимо запастись веточками, листьями, опилками и краской.
- Обучить вежливым словам, приветствию и прощанию. Для этого подойдут игрушки, пусть ребенок, играя персонажем в подходящей ситуации проговаривает «доброе утро», «спокойной ночи», «до скорой встречи» и другое.
- 2 - теплое время года, светит солнце, школа расположена в центре листа, вокруг радостные люди, красивые цветы, деревья;
- 0 - школа расположена ближе к краю, люди грустные, темное время суток, холодное время года;
- 1 - на рисунке изображены элементы обоих характеристик;
- 2 - линии ровные без разрывов;
- 0 - нечеткие, слабые, двойные, с разрывами;
- 1 - элементы обеих характеристик;
- 2 - яркие, светлые тона;
- 0 - мрачные цвета;
- 1 - темные и светлые тона.
- 0-1- ребенок не готов к обучению в школе, возникнут препятствия в общении с учителями, сверстниками.
- 2-4 - ребенок не совсем ясно представляет, что такое школа, могут возникнуть страхи, которые помешают обучению. Родителям необходимо поговорить с малышом, выяснить причину страха и обрисовать обучение в положительном ключе.
- 5-6 - ребенок полностью готов к школе, не стоит беспокоится о взаимодействии с учителями и сверстниками.
- менее 11 - низкий результат:
- 12-17- развитию требуется уделить больше внимания;
- 18-33 - средний балл;
- 34 и выше - прекрасное развитие, результат отличный.
Посредством игры ребенок учится воспринимать мир, развивает мышление, логику, память, внимание, укрепляется детская психика. Она должна быть веселой, непринужденной, интересной. В настоящее время существуют бесплатные познавательные онлайн-игры, в которые с интересом будет играть ребенок.
В домашних условиях помочь освоить азы могут несколько вариантов программ учиться, играя:
Психологическая подготовка: тесты
Для того чтобы определить уровень психологической подготовки к школе достаточно выполнить специальные тесты.
Тест 1
Попросить ребенка изобразить на листе бумаги школу, в которой он будет учиться, какой он ее видит. Для выполнения задания понадобятся лист бумаги и цветные карандаши. Оценивается рисунок по цветовой гамме, сюжету и линиям, при этом выставляются баллы.
Результаты в баллах:
Сложив баллы, проверяют, готов ли ребенок к школе:
Тест 2
Ребенку дается 30 секунд для того, чтобы поставить точки в кружочках: 1 точка - 1 балл. Чем больше точек, тем выше балл (считаются только те, что вошли в кружок).
Результат:
Чтение — один из трех учебных навыков, который необходим человеку наравне с умением писать и считать
60 слов в минуту — именно с этой цифры начинается понимание прочитанного текста. Ребенок, читающий меньше — не понимает, о чем шла речь в тексте или в задаче, а следовательно, ему гораздо труднее учиться, чем читающему от 60 слов
6 класс или 12-13 лет , именно к этому возрасту у человека формируется его постоянная скорость чтения. Именно в этот период она выходит на «плато» и больше не растет или растет медленно, если не использовать специальные техники, разгоняющие чтение (например, фоточтение или скорочтение)
Средняя скорость чтения человека колеблется между 180-300 словами в минуту
Нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению называется дислексия
При оценивании скорости чтения учитывают три фактора: скорость, количество ошибок и понимание прочитанного.
Как научить ребенка читать?
Это можно делать и в три года, и в пять.
Необходимо скачать, распечатать книжку и вырезать домик с окошечком.
Методика чудесный домик в первую очередь предназанчена для детей, которые не умеют читать или для детей, которые читают по слогам и вы хотите перейти к словесному чтению.
- ничто не отвлекает внимание ребенка во время чтения
- ребенок читает и запоминает только указанную букву, слог
- увеличивается темп чтения
- ребенок может составлять слова, имена и т.д.
- можно взять с собой в дорогу, в поликлинику и т.д.
Как пользоваться домиком — в видео ниже:
Как повыстить скорость чтения ребенка?
После того, как ребенок научился соединять буквы в слоги (чтение в русском языке слоговое), необходимо преобразовать новое умение в навык.
Предлагаем вашему вниманию подборку простых, но действенных техник, которые увеличат скорость чтения в два или три раза.
Способ первый — Секундомер
Для этого нужно засечь, сколько слов ребенок прочитает за 1 минуту. Далее, ребенок читает второй раз тот же самый текст, ровно одну минуту. Прогресс фиксируется.
В течение недели тренируемся на разных текстах. Лучше всего для чтения подойдут тексты-диктанты соответствующего класса, в котором учится ребенок. Таким образом, кроме скорости чтения, повышается грамотность ребенка.
Способ второй — Чтение стихотворений
Для этого способа подойдут стихотворения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, которые ребенок читает в течение недели.
Неделя — одно стихотворение. Благодаря этому способу, чтение для ребенка становится простым, он видит прогресс, а так же переходит от слогового чтения к чтению «словами».
Способ третий — Лучший результат
Выбираем текст (это может быть текст учебника по литературе, или любой другой по возрасту ребенка)
Здорово, если в чтении на время примет участие вся семья, и каждый зафиксирует свой прогресс. (соревнование проходит не друг с другом, а самим с собой — первое и второе время соответственно)
Чтение — не единственный, хотя несомненно важный навык школьника.
На что еще обратить внимние при подготовке ребенка к школе? Что важно, а что второстепенно?
Как используя лучшие методики и 20% действий получить 80% результата?
На тренинге вы узнаете:
- Что желательно знать и уметь будущему первокласснику перед школой?
- Психологическая готовность ребенка. Как проверить и исправить
- Интеллектуальная готовность ребенка. Как узнать на сколько ребенок готов.
- Готовность родителей. Как не «наломать дров»
- Как говорить с ребенком о школе?
- Адаптация первоклассников. Что делать, чтобы она прошла легко и незаметно?
- Как мотивировать ребенка учиться?
- Как выбрать портфель, пенал и школьные принадлежности
- Как составить правильный режим дня первоклассника
- Как развить внимания ребенка
- Полезные навыки первоклассника
- Знакомство с первым учителем. Как и что сделать, чтобы учитель стал лучшим другом, а не врагом.
Тренинг поможет родителям будущих школьников разобраться во всех моментах подготовки к школе и сделать ее проще
- Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке?
- Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера?
- Не знаете, как организовать занятия с дошкольником так, чтобы сохранить свои нервы и окончательно не отбить у него интерес к чтению?
Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.
Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.
- Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут), но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.
- Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т.д.
- Занимайтесь, когда ребенок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.
- Постоянно создавайте у ребенка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось, не зацикливайтесь на неудачах. Занятия должны быть ребенку в радость!
И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению - в статье по .
В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению?
1. Изучение букв.
Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.
Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).
В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.
Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:
Видишь хвостик на конце,
Значит это буква Ц.
Буква Б как бегемот –
У нее большой живот!
Г похожа на гуся —
Изогнулась буква вся.
Д – высокий с крышей дом!
В этом доме мы живем.
А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!
В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.
Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.
Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.
Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград — с буквой В и т.д.
Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).
Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.
Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.
2. Складываем слоги.
Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость – продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. Главная задача этого этапа – научить ребёнка произносить две буквы слитно.
Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги.
— Игры-бродилки («дорожки»).
«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры. Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано. Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном букваре с большим трудом.
По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку. Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики. Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент.
— Игры «Магазин» и «Почта».
Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги. Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу - за монету со слогом КУ и т.д.).
Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами.
Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров – картинки с животными или сказочными персонажами. Ребенок будет почтальоном, он должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо. В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.
— Домики со слогами.
Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать – кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со слогом ЛИ и т.д.).
Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.
Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти «пазлы» ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги.
Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.
Больше игр для обучения чтению по слогам - в статье по .
3. Читаем слова и предложения.
Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.
Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.
Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.
Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.
— Игра «Аэропорт» или «Парковка».
В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.
— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.
Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.
Примеры таких цепочек:
- КИТ – КОТ – РОТ – РОС – НОС – НЁС – ПЁС.
- ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.
Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.
Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.
Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова