С именем достоевского связаны идеи. Философские идеи Ф. М. Достоевского

Достоевский прошел тернистый путь, его судьба была нелегкой, и это не могло не отобразиться на его взглядах и философии. Становление Достоевского как философа было основано на многих факторах — воспитание, окружение писателя, литература, прочитанная им, кружок Петрашевского и, несомненно, каторга.

Основные идеи философии Достоевского

Этические и философские взгляды Достоевского всегда имели одну направленность — человек. Именно в человеке он видел наибольшую ценность и наибольшие возможности. Ни социум, ни сословные общества никогда не выделялись автором так, как идея личности. Его познание мира происходило больше через человека, а не через события.

В 1839 году Федор писал брату Михаилу — “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”
Основным направлением философии Достоевского называют Гуманизм — систему идей и взглядов в которой человек является наибольшей ценностью, и которая призвана создать лучшие условия для жизни и духовного развития.
Исследователи Достоевского как философа (В частности Бердяев Н. А.) выделяют несколько важных идей в его творчестве:

  • Человек и его судьба. В его романах наблюдается некая исступленность в познании людей, и раскрытия их судьбы. Так, князь Мышкин пытается узнать двух женщин, но старается помочь всем окружающим, что в итоге, и влияет на его судьбу.
  • Свобода. Многие цитируют отрывки из дневника писателя, чтобы показать будто он был противником свободы в общественно-политическом смысле. Но сквозь всё его творчество проходит свобода внутренняя, свобода выбора. Так, Родион Раскольников сам выбирает сдачу с повинной.
  • Зло и преступление. Не отказывая человеку в свободе, Достоевский не отказывает ему и в праве на ошибку или злой умысел. Достоевский хочет познать зло через своих героев, но в тоже время он считает что свободная личность, должна нести ответственность за свои поступки, и наказание за свои преступления.
  • Любовь, страсть. Перо писателя рассказало нам множество историй о любви — это и любовь Мышкина к Настасье и Аглае, и страсть Ставрогина ко многим женщинам. Страсть и трагизм любви занимает особое место в творчестве Достоевского.

Ранний Достоевский

Достоевский времен написания романа “Бедные люди” и участия в кружке Петрашевцев это социалист, как он сам себя называл — сторонник теоретического социализма. Хотя исследователи отмечают, что социализм Достоевского был слишком идеалистическим, отвергающим материализм
Достоевский раннего периода считает, что необходимо уменьшать напряжение в обществе, и делать это с помощью пропагандирования социалистических идей. Он опирается на утопические идеи западной европы — Сен-Симона, Р. Оуэна, также большое значение для Достоевского имели идеи Консидерана, Кабе, Фурье.

Достоевский после каторги

Идейное содержание творчества Достоевского после каторги кардинально изменилось. Здесь мы встречаем уже более консервативного человека — он отрицает атеизм, доказывает несостоятельность социализма и революционных изменений в обществе. Призывает вернуться к народному корню, к признанию духа народного. Он считает буржуазный капитализм бездушным, безнравственным, лишенным братского начала.

Реферат по философии

Философские взгляды Ф.М.Достоевского


Федор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, христианский мыслитель и публицист. Н.Бердяев пишет в работе “Миросозерцание Достоевского”, что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину.

Родился Федор Достоевский в 1821 году в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского и Мария Федоровны, урожденной Нечаевой, дочери московского купца третьей гильдии. С 1831 года Достоевские – владельцы села Дарового и деревни Черемошны в Тульской губернии. Будущий писатель получил неплохое домашнее образование: с ранних лет знает Евангелие, осваивает французский и латинский языки, знакомится с классической европейской и русской литературой – произведениями Жуковского, Карамзина, Вальтера Скотта, Шиллера, знает наизусть почти всего Пушкина, прочитывает Гомера, Шекспира, Сервантеса, Гете, Гюго, Гоголя. В 1834 году он поступает в пансион Чермака, в котором преподавали лучшие педагоги Москвы, изучались древние языки и античная литература.

В 1838 году Федор Достоевский переезжает в Петербург для поступления в Инженерное училище. В 1839 году умирает его отец (есть подозрение, что он был убит его крепостными крестьянами). Потрясение, связанное с известием о смерти отца, явилось причиной первого эпилептического припадка Достоевского.

В годы учения в училище начинаются опыты литературного творчества, в 1841 году пишутся оставшиеся неизвестными драмы “Мария Стюарт” и “Борис Годунов” – знак изучения Шиллера и Пушкина. Достоевский занимается переводами романов Бальзака и Жорж Санд. Во время учебы живет очень бедно. Получая из дома значительные суммы, довольно беспорядочно их тратит, снова залезая в долги. Вообще денежные проблемы всю жизнь преследовали писателя. Лишь брак с Анной Григорьевной Сниткиной в 1867 году (вторая жена Достоевского), взявшей на себя устройство его издательских дел и отношений с кредиторами, ослабил напор этих проблем.

В 1843 году заканчивается учеба в училище и начинается служба в инженерном корпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде. В феврале 1844 года Достоевский отказывается от наследственных прав на владение землей и крестьянами в обмен на небольшую, единовременно выплаченную сумму денег, в октябре того же года выходит в отставку.

В ноябре 1844 года написана повесть “Бедные люди”. Через Д.В.Григоровича повесть попадает к Н.А.Некрасову, который, за ночь прочитав ее, едет вместе с Григоровичем около четырех утра знакомиться с автором. Повесть читает В.Г.Белинский и тоже приходит от нее в восторг. В 1845 году повесть публикуется в “Петербургском сборнике”, она приносит Достоевскому славу “второго Гоголя”. Однако следующие его повести и рассказы: “Двойник”, “Господин Прохарчин”, “Хозяйка” – вызывают недоумение и досаду тех, кто им недавно так восхищался. Творчество Достоевского все менее укладывается в рамки реалистической натуральной школы с ее критикой социальной действительности и любовью к “маленькому человеку”.

В 1847 году Достоевский начинает посещать кружок М.В.Буташевича-Петрашевского, на котором обсуждались планы преобразований в России на основе идей французского утопического социалиста Шарля Фурье. В апреле 1849 года членов кружка, в том числе и Достоевского, арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость. В декабре 1849 года осужденных привозят на Семеновский плац, имитируют приготовления к смертной казни и в последний момент сообщают царскую милость о замене казни каторгой и последующей ссылкой. Свои переживания перед казнью Достоевский через много лет отразит в романе “Идиот”. Достоевский отбывает 4 года в Омской каторжной тюрьме, после чего до 1859 года служит сначала солдатом, а затем унтер-офицером и прапорщиком в Семипалатинске. В 1859 году получает дозволение вернуться в Россию с проживанием в Твери, вскоре и это ограничение было снято, и Достоевский в возрасте 38 лет, наконец, возвращается в Петербург.

С этого времени начинается второй период творчества Достоевского, принесший ему мировую известность и славу. В начале 60-х годов выходят “Записки из Мертвого дома”, отразившие опыт жизни на каторге, а также роман “Униженные и оскорбленные”. В 62-63 годах Достоевский выезжает заграницу, после чего публикует “Зимние заметки о летних впечатлениях”, посвященные его встрече с европейской цивилизацией в ее буржуазной реальности.

В 1864 году выходят “Записки из подполья”, исповедальная по форме работа; в ней намечается та диалектика свободы и своеволия, которая будет развернута в последующих романах: “Преступление и наказание” (1865-66), “Идиот” (1867-68), “Бесы” (1870-73), “Подросток” (1874-75), “Братья Карамазовы” (1878-80).

Достоевский не только писатель, но с1861 по 1874 годы редактор литературно-публицистических журналов “Время”, “Эпоха”, “Гражданин”. Он создатель “Дневников писателя”, выходивших в 70-е и 80-й годы, – особого литературного жанра, соединившего публицистику на злобу дня с художественными произведениями. Именно в “Дневниках писателя” были помещены рассказы “Кроткая” и “Сон смешного человека”.

Умер Ф.М.Достоевский в январе 1881 года и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры по соседству с могилами Карамзина и Жуковского.

В изложении философской проблематики творчества Достоевского мы будем опираться на работы М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева.

Общей темой произведений Достоевского является человеческая свобода. Здесь он совершает шаг вперед по сравнению с классической европейской философией. В последней свобода (например, в философии И.Канта) рассматривалась, с одной стороны, как поведение, неподвластное природной причинной необходимости, но, с другой стороны, отождествлялась с сознательным подчинением нравственному долгу. В качестве природного и социального существа человек, конечно, следует своим эгоистическим, в том числе классово-групповым интересам, стремится к личному счастью и к выгоде. В то же время человек способен в своем поведении исходить из всеобщих нравственных законов, и в этой своей способности следовать нравственным законам вопреки своей природной и социальной обусловленности человек выступает как свободное существо.

Таким образом, свобода сводилась к другому виду необходимости – не природной, но нравственной. Не случайно классическая философия явилась источником социалистических теорий, согласно которым конечная цель исторического прогресса состоит в построении на началах разума общественных отношений, при которых все люди необходимо были бы добрыми и нравственными.

Согласно Достоевскому, человеческая свобода, чтобы остаться именно свободой, а не еще одним видом необходимости, неизбежно должна включать свободу произвола, чистого каприза, иррационального “глупого хотенья” (“Записки из подполья”) не только по отношению к причинным закономерностям, но и по отношению к нравственным ценностям. Эта возможность произвола есть условие того, чтобы нравственный выбор был не принудительным, но действительно свободным. Только в этом случае личность несет ответственность за свое поведение, что, собственно, и означает быть личностью. Таким образом, исходной формой свободы выступает чистое самовластие человеческого Я. И лишь над этой первичной свободой возвышается другая – высшая свобода, совпадающая с сознательным подчинением нравственному долгу.

Здесь возникает напряженная антиномия, которую не знает классическая философия: человеческая свобода должна быть подчинена нравственным ценностям (тезис), и человеческая свобода должна включать возможность произвола по отношению к нравственным ценностям (антитезис). Противоречивый характер человеческой свободы открывает возможность восстания личности, которая не хочет быть средством даже по отношению к так называемым высшим ценностям, она хочет быть целью самой для себя, совершенно отбрасывающей всякое принудительное, извне идущее долженствование. Опыт такого восстания, опыт своеволия и показывает Достоевский в своих романах. Он берет человека, отпущенного на свободу, и исследует судьбу его в свободе.

Путь человека на свободе начинается с крайнего индивидуализма и бунта против внешнего миропорядка. Выясняется, что природа человека полярна и иррациональна. Человек отнюдь не стремится именно к выгоде, в своем своеволии он сплошь и рядом предпочитает страдание. Свобода выше благополучия. Эта безмерная свобода мучит человека, влечет его к гибели. И человек дорожит этой мукой и этой гибелью.

Подпольный человек отвергает всякую рациональную, заранее продуманную организацию всеобщей гармонии и благополучия. Он уверен, что даже в случае построения в будущем такого общества обязательно появится какой-нибудь джентльмен с неблагородной и насмешливой физиономией и предложит столкнуть ногой все это благоразумие единственно с целью, “чтоб нам опять по своей глупой воле пожить”. И он непременно найдет последователей. Человек так устроен, что “всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода; хотеть же можно и против собственной выгоды, а иногда и положительно должно”. “Ведь это глупейшее, ведь этот свой каприз, и в самом деле, господа, … может быть выгоднее всех выгод, даже и в таком случае, если приносит нам явный вред и противоречит самым здравым заключениям нашего рассудка о выгодах, - потому что во всяком случае сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и нашу индивидуальность”. Человек “свои фантастические мечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за собой, единственно для того, чтобы самому себе подтвердить (точно это так уж необходимо), что люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши…”.

Человеческая природа никогда не может быть рационализирована, всегда остается некий иррациональный остаток, и в нем – источник жизни. И в обществе всегда присутствует иррациональное начало, и человеческая свобода, которая стремится, чтобы “по своей глупой воле пожить”, не допустит превращения общества в муравейник. Здесь обнаруживается у Достоевского обостренное чувство личности и глубокое недоверие к любому окончательному устроению человеческой судьбы.

Реферат по философии

Философские взгляды Ф.М.Достоевского


Федор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, христианский мыслительи публицист. Н.Бердяев пишет в работе “Миросозерцание Достоевского”, что Достоевскийоткрыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину.

Родился Федор Достоевский в 1821 году в семье штаб-лекаря Михаила АндреевичаДостоевского и Мария Федоровны, урожденной Нечаевой, дочери московского купца третьейгильдии. С 1831 года Достоевские – владельцы села Дарового и деревни Черемошны вТульской губернии. Будущий писатель получил неплохое домашнее образование: с раннихлет знает Евангелие, осваивает французский и латинский языки, знакомится с классическойевропейской и русской литературой – произведениями Жуковского, Карамзина, ВальтераСкотта, Шиллера, знает наизусть почти всего Пушкина, прочитывает Гомера, Шекспира,Сервантеса, Гете, Гюго, Гоголя. В 1834 году он поступает в пансион Чермака, в которомпреподавали лучшие педагоги Москвы, изучались древние языки и античная литература.

В 1838 году Федор Достоевский переезжает в Петербург для поступления в Инженерноеучилище. В 1839 году умирает его отец (есть подозрение, что он был убит его крепостнымикрестьянами). Потрясение, связанное с известием о смерти отца, явилось причинойпервого эпилептического припадка Достоевского.

В годы учения в училище начинаются опыты литературного творчества, в 1841году пишутся оставшиеся неизвестными драмы “Мария Стюарт” и “Борис Годунов” – знакизучения Шиллера и Пушкина. Достоевский занимается переводами романов Бальзака иЖорж Санд. Во время учебы живет очень бедно. Получая из дома значительные суммы,довольно беспорядочно их тратит, снова залезая в долги. Вообще денежные проблемывсю жизнь преследовали писателя. Лишь брак с Анной Григорьевной Сниткиной в 1867году (вторая жена Достоевского), взявшей на себя устройство его издательских дели отношений с кредиторами, ослабил напор этих проблем.

В 1843 году заканчивается учеба в училище и начинается служба в инженерномкорпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде. В феврале 1844 года Достоевскийотказывается от наследственных прав на владение землей и крестьянами в обмен нанебольшую, единовременно выплаченную сумму денег, в октябре того же года выходитв отставку.

В ноябре 1844 года написана повесть “Бедные люди”. Через Д.В.Григоровича повестьпопадает к Н.А.Некрасову, который, за ночь прочитав ее, едет вместе с Григоровичемоколо четырех утра знакомиться с автором. Повесть читает В.Г.Белинский и тоже приходитот нее в восторг. В 1845 году повесть публикуется в “Петербургском сборнике”, онаприносит Достоевскому славу “второго Гоголя”. Однако следующие его повести и рассказы:“Двойник”, “Господин Прохарчин”, “Хозяйка” – вызывают недоумение и досаду тех, ктоим недавно так восхищался. Творчество Достоевского все менее укладывается в рамкиреалистической натуральной школы с ее критикой социальной действительности и любовьюк “маленькому человеку”.

В 1847 году Достоевский начинает посещать кружок М.В.Буташевича-Петрашевского,на котором обсуждались планы преобразований в России на основе идей французскогоутопического социалиста Шарля Фурье. В апреле 1849 года членов кружка, в том числеи Достоевского, арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость. В декабре 1849года осужденных привозят на Семеновский плац, имитируют приготовления к смертнойказни и в последний момент сообщают царскую милость о замене казни каторгой и последующейссылкой. Свои переживания перед казнью Достоевский через много лет отразит в романе“Идиот”. Достоевский отбывает 4 года в Омской каторжной тюрьме, после чего до 1859года служит сначала солдатом, а затем унтер-офицером и прапорщиком в Семипалатинске.В 1859 году получает дозволение вернуться в Россию с проживанием в Твери, вскореи это ограничение было снято, и Достоевский в возрасте 38 лет, наконец, возвращаетсяв Петербург.

С этого времени начинается второй период творчества Достоевского, принесшийему мировую известность и славу. В начале 60-х годов выходят “Записки из Мертвогодома”, отразившие опыт жизни на каторге, а также роман “Униженные и оскорбленные”.В 62-63 годах Достоевский выезжает заграницу, после чего публикует “Зимние заметкио летних впечатлениях”, посвященные его встрече с европейской цивилизацией в еебуржуазной реальности.

В 1864 году выходят “Записки из подполья”, исповедальная по форме работа;в ней намечается та диалектика свободы и своеволия, которая будет развернута в последующихроманах: “Преступление и наказание” (1865-66), “Идиот” (1867-68), “Бесы” (1870-73),“Подросток” (1874-75), “Братья Карамазовы” (1878-80).

Достоевский не только писатель, но с1861 по 1874 годы редактор литературно-публицистическихжурналов “Время”, “Эпоха”, “Гражданин”. Он создатель “Дневников писателя”, выходившихв 70-е и 80-й годы, – особого литературного жанра, соединившего публицистику назлобу дня с художественными произведениями. Именно в “Дневниках писателя” были помещенырассказы “Кроткая” и “Сон смешного человека”.

Умер Ф.М.Достоевский в январе 1881 года и был похоронен на Тихвинском кладбищеАлександро-Невской лавры по соседству с могилами Карамзина и Жуковского.

В изложении философской проблематики творчества Достоевского мы будем опиратьсяна работы М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева.

Общей темой произведений Достоевского является человеческая свобода. Здесьон совершает шаг вперед по сравнению с классической европейской философией. В последнейсвобода (например, в философии И.Канта) рассматривалась, с одной стороны, как поведение,неподвластное природной причинной необходимости, но, с другой стороны, отождествляласьс сознательным подчинением нравственному долгу. В качестве природного и социальногосущества человек, конечно, следует своим эгоистическим, в том числе классово-групповыминтересам, стремится к личному счастью и к выгоде. В то же время человек способенв своем поведении исходить из всеобщих нравственных законов, и в этой своей способностиследовать нравственным законам вопреки своей природной и социальной обусловленностичеловек выступает как свободное существо.

Таким образом, свобода сводилась к другому виду необходимости – не природной,но нравственной. Не случайно классическая философия явилась источником социалистическихтеорий, согласно которым конечная цель исторического прогресса состоит в построениина началах разума общественных отношений, при которых все люди необходимо были быдобрыми и нравственными.

Согласно Достоевскому, человеческая свобода, чтобы остаться именно свободой,а не еще одним видом необходимости, неизбежно должна включать свободу произвола,чистого каприза, иррационального “глупого хотенья” (“Записки из подполья”) не толькопо отношению к причинным закономерностям, но и по отношению к нравственным ценностям.Эта возможность произвола есть условие того, чтобы нравственный выбор был не принудительным,но действительно свободным. Только в этом случае личность несет ответственностьза свое поведение, что, собственно, и означает быть личностью. Таким образом, исходнойформой свободы выступает чистое самовластие человеческого Я. И лишь над этой первичнойсвободой возвышается другая – высшая свобода, совпадающая с сознательным подчинениемнравственному долгу.

Здесь возникает напряженная антиномия, которую не знает классическая философия:человеческая свобода должна быть подчинена нравственным ценностям (тезис), и человеческаясвобода должна включать возможность произвола по отношению к нравственным ценностям(антитезис). Противоречивый характер человеческой свободы открывает возможностьвосстания личности, которая не хочет быть средством даже по отношению к так называемымвысшим ценностям, она хочет быть целью самой для себя, совершенно отбрасывающейвсякое принудительное, извне идущее долженствование. Опыт такого восстания, опытсвоеволия и показывает Достоевский в своих романах. Он берет человека, отпущенногона свободу, и исследует судьбу его в свободе.

Путь человека на свободе начинается с крайнего индивидуализма и бунта противвнешнего миропорядка. Выясняется, что природа человека полярна и иррациональна.Человек отнюдь не стремится именно к выгоде, в своем своеволии он сплошь и рядомпредпочитает страдание. Свобода выше благополучия. Эта безмерная свобода мучит человека,влечет его к гибели. И человек дорожит этой мукой и этой гибелью.

Подпольный человек отвергает всякую рациональную, заранее продуманную организациювсеобщей гармонии и благополучия. Он уверен, что даже в случае построения в будущемтакого общества обязательно появится какой-нибудь джентльмен с неблагородной и насмешливойфизиономией и предложит столкнуть ногой все это благоразумие единственно с целью,“чтоб нам опять по своей глупой воле пожить”. И он непременно найдет последователей.Человек так устроен, что “всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так,как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода; хотеть же можно ипротив собственной выгоды, а иногда и положительно должно”. “Ведь это глупейшее,ведь этот свой каприз, и в самом деле, господа, … может быть выгоднее всех выгод,даже и в таком случае, если приносит нам явный вред и противоречит самым здравымзаключениям нашего рассудка о выгодах, - потому что во всяком случае сохраняет нам самое главноеи самое дорогое, то есть нашу личность и нашу индивидуальность”. Человек “свои фантастическиемечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за собой, единственно для того,чтобы самому себе подтвердить (точно это так уж необходимо), что люди все еще люди,а не фортепьянные клавиши…”.

Человеческая природа никогда не может быть рационализирована, всегда остаетсянекий иррациональный остаток, и в нем – источник жизни. И в обществе всегда присутствуетиррациональное начало, и человеческая свобода, которая стремится, чтобы “по своейглупой воле пожить”, не допустит превращения общества в муравейник. Здесь обнаруживаетсяу Достоевского обостренное чувство личности и глубокое недоверие к любому окончательномуустроению человеческой судьбы.

В то же время Достоевский открывает трагическую диалектику свободы. Оказывается,в своеволии, в конечном счете, истребляется свобода и отрицается сам человек. РодионРаскольников в “Преступлении и наказании” испытывает границы собственной природы,человеческой природы вообще. Он думает, что все можно, и хочет испытать свое могущество.Можно ли ради блага заведомого большинства людей убить ничтожную старушонку-процентщицу,которая ничего, кроме зла, не причиняет людям? Этот же ход рассуждений повторитсяв “Братьях Карамазовых” относительно Карамазова-отца – “Зачем живет такой человек?”.Но обнаруживается, что не все дозволено, потому что природа человека сотворена пообразу и подобию Божьему и всякий, даже самый зловредный из людей, имеет безусловноезначение и безусловную ценность. И когда человек в своем своеволии истребляет другогочеловека, решая сам быть высшим судией, он истребляет самого себя, перестает бытьчеловеком, теряет человеческий образ. Происходит распад личности. Выясняется, чтолюбая конкретная человеческая жизнь стоит больше, чем облагодетельствование будущегочеловечества, и никакие “возвышенные” цели не оправдывают преступного отношенияк самому последнему из ближних.

Достоевский также показывает, что человек, начинающий в своем своеволии самрешать, что есть добро и что есть зло, как раз перестает быть свободной личностьюи становится ведомым как бы посторонней силой. Так, Родион Раскольников превращаетсяв пленника собственной “идеи”, его поведение, несмотря на все внутренние борения,в целом предсказуемо, как траектория движения механического тела в поле тяготения.Люди, выбравшие своеволие, сами превращаются в объект использования и манипулирования.Кириллов, Ставрогин, Шигалев в “Бесах”, стремящиеся стать по ту сторону добра изла, используются Петром Верховенским в своих преступных комбинациях наподобие шахматныхфигур. Иван Карамазов, бунтующий против несовершенства земного мира и Бога как творцаэтого мира, становится идейным соучастником преступления Смердякова.

Опыт героев Достоевского показывает невозможность решения антиномии человеческойсвободы чисто умозрительным, рассудочным путем. Родион Раскольников, признавшисьв убийстве и попав на каторгу, остается в состоянии отчуждения от мира и окружающихего людей. Его мысль продолжает ходить по кругу прежних рассуждений о благодетеляхчеловечества, способных вынести преступление, и он страдает оттого, что не оказалсядостаточно сильным и пришел с повинной.

Он не понимает, какая сила заставила его жить, когда он стоял над рекой, ипочему он не смог ее одолеть. Достоевский пишет: “Он… не мог понять, что уж итогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своихглубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущегоперелома в жизни, будущего воскресенья его, будущего нового взгляда на жизнь”. Действительно,невозможно логически понять, что может помешать человеку как свободному существураспоряжаться своею собственной или чужой жизнью. Но то, что Раскольников не смогпокончить с собой, означает, что в самих этих вроде бы логически безупречных рассужденияхприсутствует ложь.

Раскольников выходит из состояния отчуждения через любовь к Соне. “Как этослучилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросилок ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась,и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Нототчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье;она поняла, и для нее уже не было сомнений, что он любит, бесконечно любит ее ичто настала же, наконец, эта минута...”. Таким образом, решение антиномии свободывсе-таки есть, но состоит оно в выходе за пределы навязчивых рассуждений о своейсобственной свободе и в открытии в другом человеке не объекта моей личной свободы,но бесконечной ценности.

Вершиной творчества Достоевского является знаменитая поэма о Великом Инквизиторе,которую рассказывает Иван Карамазов брату Алеше во время их беседы в трактире. Н.Бердяевпишет об изумительном художественном приеме, использованном Достоевским: говоритодин Инквизитор, Христос все время молчит, оставаясь в тени. Истина о свободе оказываетсянеизреченной, она раскрывается косвенно, через возражения против нее Великого Инквизитора.

Великий Инквизитор апеллирует к очевидным фактам по поводу человека. Свободачеловеческого духа не существует для большинства людей. Ее выдерживают лишь немногие.Христос, обременив людей непосильной свободой, поступил как бы не любя их. “Нетничего обольстительнее для человека как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее.И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз навсегда – тывзял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что былоне по силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе”.

Инквизитор упрекает Христа за то, что тот отверг три искушения умного духав пустыне – превратить камни в хлеба и накормить человечество; чудесно спастись,бросившись с храма, чтобы люди безоговорочно поверили, что Он – Сын Божий; наконец,использовав власть, насильно повести людей за собой. “Ты возжелал свободной любвичеловека, чтобы свободно пошел он за тобою, прельщенный и плененный тобою”. “Ты…жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторговневольника перед могуществом, раз навсегда его ужаснувшим. Но тут Ты судил о людяхслишком высоко, ибо, конечно, они невольники, хотя и созданы бунтовщиками”. “Уважаяего менее, менее бы от него и потребовал, а это было бы ближе к любви, ибо легчебыла бы ноша его. Он слаб и подл”. “Ты обещал им хлеб небесный, но… может ли онсравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагодарного людского племенис земным?”.

В словах Инквизитора проступает та же логика, что и в рассуждениях Раскольникова:люди делятся на немногих, выдерживающих свободу, и на подавляющее большинство тех,кто ее не выдерживает. Но теперь предлагается любить человека в его слабости. “Ичем виноваты остальные слабые люди, что не могли вытерпеть того, что могучие? Чемвиновата слабая душа, что не в силах вместить столь страшных даров? Да неужто жеи впрямь приходил ты лишь к избранным и для избранных?”.

Инквизитор становится на защиту слабосильного человечества и во имя любвик людям отнимает у них обременяющий страданиями дар свободы, чтобы взамен дать счастьеи спокойствие. “Мы дадим им тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ,какими они и созданы…. <…> Да, мы заставим их работать, но в свободныеот труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, сневинными плясками. О, мы разрешим им и грех, ибо они слабы и бессильны”.

Мысль Инквизитора состоит в том, чтобы из любви к слабым людям, не выдерживающимсвободы, организовать им земной рай – такое идеальное состояние, в котором человек,наконец, избавится от трагизма жизни, сомнений и мук совести. Но достигается этоценой признания духовной неполноценности и незрелости человека. Дух есть тревогаи мука, делающие человеческую жизнь проблематичной, превращающие ее в трагедию свободнойответственности и принятия решений. И не является ли это мучительное брожение всеголишь заблуждением, от которого нужно освободиться, как от ненужной и зловреднойобузы? И не состояние ли простодушного блаженства и покоя является единственнойи конечной целью человека? Таким образом, обнаруживается связь стремления осчастливитьчеловечество с презрением к нему и с уничтожением человека как духовного существа.

Так человечество распадается на меньшинство вождей, наделивших себя правомопределять добро и зло по собственному усмотрению, и подавляющее большинство, образующеепослушное стадо счастливых рабов. “Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен,если будет сделан с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим,наказание же за эти грехи, так и быть, возьмем на себя. <...> И все будутсчастливы, все миллионы существ, кроме сотни тысяч управляющих ими”.

Достоевский провидчески моделирует то, что реально произошло в ХХ веке. Революционеры,ради счастья людей шедшие на неслыханные жертвы – ссылки, тюрьмы, жизненную неустроенность,приходя к власти, порабощали народ еще больше, чем прежний строй. Революции, совершаемыеради освобождения угнетенных, оборачивались неслыханными диктатурами. Следовательно,какая-то подмена содержится в стройных рассуждениях Инквизитора, апеллирующего вродебы к реальному человеку, к тому человеку, каков он фактически есть. В чем же состоитэта подмена? Попробуем это сформулировать.

Люди действительно хотят быть свободными, и быть свободными действительночрезвычайно трудно. Однако из этой чрезвычайной трудности свободы совсем не обязательноследует необходимость лишения людей свободы, как считает Инквизитор. Свободе можнонаучиться, пусть через труд и страдания, но учиться ей можно лишь уже будучи свободными.Только в состоянии свободы можно научиться быть свободным. Инквизитор же из трудностисвободы делает вывод о необходимости превращения людей в счастливое стадо, но темсамым он отнимает у них саму возможность научиться быть свободными. Ложь любви Инквизиторак слабым людям состоит в том, что такая любовь приводит к увековечиванию их слабостии неспособности к свободе. Тем самым лишается смысла человеческая история, котораяи есть не что иное, как процесс овладения людьми собственной свободой.

Поразительна концовка поэмы о Великом Инквизиторе. Христос тихо целует старикав “его бескровные девяностолетние уста”, и тот его отпускает. Смысл этого поцелуязагадочен, но ясно, что в какой-то степени он перекликается с поцелуем Алешей Ивана.Алеша тоже не спорит с Иваном, но переполнен состраданием к нему за тот “ад в грудии в голове”, с которым живет Иван, объявивший бунт против Бога.

Неклассическому подходу Достоевского к проблеме человеческой свободы соответствуетновый способ изображения героев в его романах. В обычном романе образ героя строитсяавтором из совокупности объективных качеств: социального положения, физической наружности,душевного облика, психологических характеристик, и сознание героя оказывается дополнительнымэлементом к этим объективным качествам. В романах же Достоевского все качества героядаются не внешним образом, но исключительно через сознание самого героя. Мы не видим,кем является герой объективно, но видим лишь то, как он осознает себя. Например,внешний вид Девушкина в “Бедных людях” дается через то, как он сам себя видит взеркале. Даже окружающий мир дан в преломлении через восприятие самого героя: тоугнетающее изображение Петербурга, которое мы видим в “Преступлении и наказании”,определено болезненным состоянием Раскольникова.

Достоевский, по словам М.М.Бахтина, произвел как бы коперниковский переворот,превратив то, что ранее давалось твердым и завершающим авторским определением, вмомент самосознания героя. Этот переворот связан с принципиальным отказом видетьв человеке лишь предмет, который можно внешним объективным образом более или менееокончательно познать и описать. В человеке всегда есть что-то, что только он самможет открыть в свободном акте самопознания и что не поддается окончательному определению.Поэтому человек никогда не совпадает с самим собой; он, скажем так, есть всегдабольше, чем то, что он есть, и подлинная его жизнь совершается в этом несовпадениис самим собой, в выходе за пределы всего, что он есть, как вещное бытие, определимоепомимо и независимо от его воли.

Такому воспринимающему мир и самого себя сознанию героя, противящемуся любымокончательным определениям, может противостоять в качестве чего-то другого лишьмир других, равноправных с ним сознаний. Отсюда возникает особая, полифоническаяформа романов Достоевского, в которых герои выступают в виде множества самостоятельных,неслиянных голосов и сознаний, находящихся в диалогических личностно-нравственныхотношениях. Сам автор уже не является по отношению к ним верховным носителем объективнойи абсолютной истины, но становится участником равноправного диалога наряду со своимигероями. При этом предполагается, что истина принципиально невыразима в пределаходного сознания, но порождается в точке соприкосновения двух или нескольких сознаний.Здесь уместна аналогия с платоновскими диалогами, в которых собеседники, обсуждаяприроду прекрасного, справедливости, добра, не открывают истину как нечто до этогоразговора существующее “в себе”, хотя пока и неизвестное, но впервые создают еев самом диалоге. И то, как диалог по обсуждению природы прекрасного, справедливости,добра сложился и пошел, определило дальнейший ход европейской культуры.

М.М.Бахтин пишет, что для Достоевского не существует идей и положений, которыебыли бы внеличностными или надличностными, даже истину, которая мыслится им в качествеидеала, он представляет в виде личности Христа, вступающего во взаимодействие сдругими личностями. Таким образом, правда о мире становится неотделимой от правдыо личности.

В романах Достоевского не только совокупность действующих лиц составляет полифониюголосов, но каждое отдельное сознание полифонично и диалогично внутри себя. В каждомголосе проступают два спорящих голоса, в каждом жесте присутствуют уверенность инеуверенность одновременно; открывается глубокая двусмысленность и многосмысленностькаждого события. Все эти противоречия и раздвоенности развертываются как рядом стоящиеили противостоящие, как согласные, но не сливающиеся, или как безысходно противоречивые,как вечная гармония неслиянных голосов или как их неумолчный и безысходный спор.М.М.Бахтин пишет об особой одаренности Достоевского слышать и понимать все голосасразу и одновременно.

Творчество Достоевского явилось предвосхищением цивилизационных и духовныхкатастроф ХХ века, которые еще совершенно не ощущались в спокойном ХIХ веке, верившемв непрерывный социальный прогресс на основе разума и развития наук. Достоевскийпоказал, что действительность человеческой природы более трагична и противоречива,чем это представлялось прежде. И после его романов уже нельзя считать, что вопросыо Боге, бессмертии и свободе, о судьбе человека и человечества касаются лишь людей,профессионально занимающихся философскими абстракциями. А ХХ век подтвердил оченьжестоким образом, что решение этих вопросов затрагивает жизнь миллионов мужчин иженщин.

В то же время в работе “Миросозерцание Достоевского” Н.Бердяев подчеркиваетроковую двойственность писателя. С одной стороны, Достоевский исключительное значениепридает началу личности и является, можно сказать, фанатиком личного начала. Но,с другой стороны, у него большую роль играет начало соборности и коллективности.Бердяев пишет о ложной идеализации Достоевским русского народа и народного коллективакак носителя духа. На деле русскому народу, и это опять же подтверждает трагическийопыт ХХ века, не хватает развития идеи личной ответственности, самодисциплины, личнойдуховной автономии. Достоевский обращен к этой задаче и в то же время соблазняетрусским коллективизмом, слиянием с почвой, в которой он надеется обрести высшуюправду.

В его творчестве отразилась двойственность русского характера, в ней даныи великие русские возможности, и великие русские опасности. Необходимы большая духовнаяработа над наследием Достоевского и осознание явленного им опыта.


Литература

1. Алексеев Петр Васильевич. История философии: Учебник для студ. вузов,изучающих философию / Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Философский факультет.- М.: ТК Велби; Проспект, 2005. - 236с.

2. Волович В. И., Горлач Н. И., Головченко Г. Т., ГуберскийЛ. В., Кремень В. Г. История философии: Учебник для высшей школы / Н.И. Горлач (ред.).- Х.: Консум, 2002. - 751с.

3. История философии в кратком изложении / И.И. Богута(пер.). - М.: Мысль, 1995. - 590с.

4. Лосский Николай Онуфриевич. История русской философии.- М.: Академический Проект, 2007. - 551с.

5. Стрелецкий Яков Ильич. История философии: Курс лекций/ Краснодарский юридический ин-т. - Краснодар, 2001. - 419с.

Все вопросы, которые волновали писателя-гуманиста, разгадывающего тайну человека”, потерявшего целостность, утратившего гармонию, находящегося в разладе с действительностью и самим собой, начинают стягиваться к своему центру, своему фокусу – к идее “еще более непосильной” – к идее Бога. Он страдает этой идеей. По выходе с каторги Достоевский рассказывает о своих раздумьях одной одной из “декабристок” – Н. Фонвизиной – следующее:”Я скажу Вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до конца дней моих.
Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято.
Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже и симметричнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной” (4 , 176). “Поразительны признания писателя, – замечает Н. Буданова, – о присущей ему огромной жажде веры и о мучительных религиозных сомнениях, среди которых личность Христа выступает как якорь спасения, как путеводная звезда. Христос предстает как воплощение и критерий совершенных Нравственности, Добра и Красоты, а тем самым и воплощением абсолютной, вечной и высшей Истины, противостоящей всем относительным, временным, приходящим истинам”.
Задумав роман “Житие великого грешника”, он писал А. Н. Майкову: Главный вопрос, который проводится во всех частях, – тот самый, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь – существование Божие”. В последний год жизни художник отмечал в своих “Записных тетрадях”: “Мерзавцы дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога. Этим слухам и не снилось такой силы отрицания Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман. Не как дурак же (фанатик) я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием! Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, которое прошел я. Им ли меня учить!”.
Ссылаясь на “Легенду о Великом Инквизиторе” и на главу о детях в”Братьях Карамазовых”, Достоевский писал: “И в Европе такой силы атеистических возражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верю во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла, как говорит у меня же, в том же романе черт.
Как понимать все эти заявления Ф. М. Достоевского? Значат ли эти высказывания, что в периоды сомнений он доходил до полного атеизма? На наш взгляд, нет. К атеизму он всю свою жизнь относился резко отрицательно, считая его”глупостью и недомыслием”. Никто из вас не заражен гнилым и глупым атеизмом”, – уверенно говорит он в письме к сестре. В существовании настоящего атеизма он даже вообще сомневался. В письме к К. Опочинину (1880 г.) писатель замечает:”Никто не может быть убежден в существовании Бога. Я думаю, что даже и атеисты сохраняют это убеждение, хотя в этом и не сознаются, от стыда что ли”.
Приближался к атеизму Достоевский, может быть, лишь в 1846 году, когда находился под влиянием социалистических идей В. Белинского. Хотя и в этот период его собственно волновал вопрос, как понять, согласовать существование Бога и мирового зла, Белинский утверждал: “… я не хочу счастья даром, если не буду спокоен на счет каждого из моих братьев по крови”. Вслед за ним писатель не приемлет”жертв условий жизни и истории” и требует отчета о всех безвинно и случайно загубленных в ходе исторического”прогресса”.
Но от кого требовать отчета? В традиционном религиозном восприятии судья един – Бог. Остается, если быть логичным, либо не принять Бога и его мироустройство, либо вслед за Гегелем и всей западной философией повторять, что”все действительное – разумно”, стало быть, все жертвы неизбежны и оправданы мудростью Божией. Ни Белинский, ни Достоевский никогда не согласились бы принять этого ответа западного мира. Тогда был один выход: бунт против Бога, неприятие Божественного Откровения.
Но это требовало пересмотра целой сложившейся мировоззренческой системы ориентиров, этики. Неизбежно встала проблема самостоятельного создания новых религиозно-этических ценностей. Достоевский начинает этот мучительный путь духовного познания, фиксируя в своем опыте кризисные тенденции эпохи”всемирно-исторического” разрушения религиозного сознания. Решающим пунктом здесь становится каторга, где, как справедливо отмечают многие исследователи, происходит “перерождение убеждений” писателя.
Достоевский был ввергнут в ад человеческого бытия, где “тайна человека” предстала с ужасной обнаженностью, где она кровоточила, как никогда не заживающая рана, подтверждая, на первый взгляд, несправедливость и дисгармоничность божьего мироустройства. И в этих условиях художник и человек обращается к Библии. Это была книга, подаренная ему женами декабристов в Тобольске по пути в острог и бывшая единственной, разрешенной ему для чтения. “Федор Михайлович, – пишет его жена, – не расставался с этою святою книгою во все четыре года пребывания в каторжных работах. Впоследствии она всегда лежала на виду, на его письменном столе, и он часто, задумав или сомневаясь в чем – либо, открывал наудачу эту Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице…”.
В Библии он черпал силу и бодрость, а вместе с тем и готовность на борьбу с открывшимися ему в бытии трудностями, в той загадочной книге, вышедшей из среды невежественных пастухов, плотников и рыбаков, которой судьбой суждено было сделаться книгой книг для европейских народов”. И это как раз в те годы, – замечает далее Л. Шестов, – когда просвещенный Запад самым решительным образом от Библии отвернулся, усмотрев в ней пережиток идей, не оправдываемых ни нашими знаниями, ни нашим разумом. Критика библейского вероучения, начавшаяся со знаменитого”Теологического трактата” Спинозы принесла свои плоды. Философская мысль признала в лице ее величайших представителей, в особенности в Германии, – только”религию в пределах разума” (так было названо одно из произведений знаменитого основателя немецкой идеалистической философии – Канта). Задолго до”Братьев Карамазовых”, еще в “Преступлении и наказании” Достоевский делает попытку противопоставить Библию тому, что принесла Западу совокупность добытых новым временем знаний во всех областях жизни.
Причем он опирается на то Евангелие, которое еще не переделано современной просвященной мыслью. Здесь слова Откровения: “Бог есть Любовь”, – превратились в разумную истину: Любовь есть Бог Достоевский же исходит в восприятии вероучения не только из Нагорной проповеди, но и из сказания о воскрешении Лазаря. По мысли писателя, оно знаменует всемогущество. Творящего чудеса и дает смысл остальным, столь недоступным для бедного “эвклидова”человеческого ума библейским словам. “Эвклидову” уму, не верящему в бессмертие человеческой души, представлется разумным добиваться счастья для людей, “золотого века” именно на земле. Такому уму действительно не найти оправдания “слезинки ребенка”, и будущая гармония здесь безнравственна.
Но читая Библию, мучаясь неразрешимым, Достоевский приходит к убеждению, что у этой проблемы нет чисто интеллектуального разрешения. Законы логики обязывают отвергнуть идею благости божьего мира. Но мысль художника находит свой выход: открыть смысл жизни можно, лишь приняв саму жизнь за основу, полюбив “живую жизнь” – Бога – прежде логики, прежде себя. Ведь для “неэвклидова” ума трагедия мира начинается и заканчивается не на Земле. Сам Творец есть Любовь; Любовь же, Добро не могут не быть свободны. Значит, не могут не делать и человека изначально и абсолютно свободным. Человек в этой системе одинаково способен как к Добру, так и к рождению в своеволии Зла

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В развитие реализма в европейской литературе XIX века параллельно другим “переломным” процессам в общественном сознании. В науке, в соответствии с позитивистскими принципами, оперирование абстрактными сущностями уступило место выявлению материальной первоосновы ранее загадочных явлений, связанных как с человеческой психикой, так и Read More ......
  2. Ф. М. Достоевский написал два произведения о жизни людей, отвергнутых обществом. Я прочитал их. В произведении ” Мальчик у Христа на елке” Достоевский описывает судьбу одного человека. Он еще очень маленький, но играет существенную роль в этой жизни. Его отвергли Read More ......
  3. “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, Read More ......
  4. В соответствии с борхесовской философией “эха” в культуре рукописи/книги, порожденные божественным огнем творчества, бессмертны еще и потому, что продолжают так или иначе цитироваться в “снах” последующих поколений певцов. “Развалины” обживаются “Круг Бахтина, круг Борхеса…” , – обыгрывая полисемию, направляет нашу Read More ......
  5. Петербург – один из героев романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот образ важен не только для понимания самого романа, но и всего творчества великого русского писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и Read More ......
  6. “Красота спасет мир”, – написал Ф. М. Достоевский в своем романе “Идиот”. Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена Read More ......
  7. – Само существо человеческой личности – в последней своей основе есть то таинственное начало, которое Достоевский в одном из набросков к “Братьям Карамазовым” называет “чудом свободы”. Это есть по истине “узкий путь”, со всех сторон окруженный безднами греха, безумия и Read More ......
  8. Философские направления можно разделить на материализм и идеализм, в зависимости от того, что считается первичным материя или дух. Те, кто утверждает, что материя первична, а мышление вторично, относятся к лагерю материалистов. Те же, кто первичным считает дух, образуют идеалистическое направление, Read More ......
Философия Достоевского

ЮФедор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ – основоположник основных идей русской классической философии, явление уникальное не только в русской, но и в мировой культуре. Творчество его является предметом постижения для большинства включенных в культурную жизнь людей. Он признан великим писателем как своими поклонниками, так и противниками по мироощущению. Литературное творчество Достоевского по богатству содержащихся в нем философских идей поставило его в ряд выдающихся философов. Многие философские идеи Достоевского настолько глубоки и самостоятельны, что поднимаются до уровня философских открытий.

Совсем молодой еще Достоевский с твердостью утверждал: «Философию не надо полагать простой математической задачей, где неизвестное - природа... философия есть та же поэзия, только высший ее градус!» «Странно, - писал он в письме своему брату, - что ты мыслишь в духе нынешней философии. Сколько бестолковых систем ее родилось в умных пламенных головах; чтобы вывести верный результат из этой разнообразной кучи, надобно подвесть его под математическую формулу. Вот правила нынешней философии». В этих словах неприятие философского абстрактного схематизма, абсолютизированного рационализма, неприятие, которое в дальнейшем будет обогащаться им все новыми аргументами.

Достоевский – неотъемлемая часть русской культуры, выразитель ее самосознания. Он был убежден в том, что творчество в духовной сфере возможно в полной мере тогда, когда оно вырастает на национальной почве, из глубокого понимания жизни и потребностей отечества, из любви к нему. В любом ином случае, даже когда идет речь о талантливом человеке, возникают ущербность его деятельности и внутренний раскол его души, из которых трудно найти счастливый выход. Достоевский, глубокий исследователь человеческой души, пришел к выводу: невозможно быть гражданином мира, невозможно принадлежать всему человечеству, если не принадлежишь своему народу. Путь к добру для всего человечества лежит через добро для своего народа и отечества. Абстрактных ценностей не существует вне их конкретных проявлений, а конкретное - прежде всего у себя на родине, на своей земле. Именно Достоевский и открыл такое явление, как эмиграция души – изначальный отрыв человека от своих отечественных корней.

В центре философского миропонимания Достоевского проблема добра и зла как глобальная философская проблема. Она обращает к вопросу о содержательной наполненности жизни, назначении человека, характере и качестве общественного устройства. Через призму противоборства добра и зла он стремился раскрыть для себя сущность бытия. Жизнь, с его точки зрения, не сводима к строгим и однозначным закономерностям («логистике», по его выражению). Несводима она и к довлеющим над человеком непостижимым, чуждым ему силам зла. Достоевский видит жизнь многообразной, бесконечной по своим проявлениям, не поддающейся жесткому подведению ни под какие схемы и абсолютизации.

Достоевский убежден: общество невозможно сконструировать согласно чьим-то намерениям и пожеланиям, выраженным в виде социальной теории. Опасность для самого общества и человека, как считал Достоевский, состоит в том, что попытки подобных конструирований вполне реальны, они могут состояться снова и в России, эти попытки составляют реальную угрозу общественной жизни. В теоретических рассуждениях Достоевского всегда присутствует конкретность, он говорит о теориях и имеет в виду вполне конкретные рационалистические построения философов ХVIII и ХIХ столетий, часто приводившие в конечном итоге к социалистическим концепциям переустройства общества; он говорит об обществе и, естественно, в первую очередь примеряет предлагавшиеся конструкции к собственному отечеству, вовсе не желая при этом неприемлемого для своей страны другим странам и народам. И человек также выступает у него в своей конкретности – это, в первую очередь, его соотечественник. Философско-теоретические и национальные основы мировоззрения Достоевского едины.

Это единство особенно убедительно выражается в его понимании человека, соотношения человека и общества. Достоевскому чужд так распространенный в его время механистический взгляд на человека, допускающий приложение к человеку любой социальной программы. Человек для него не абстрактная единица, не механическое явление, рассчитываемое по формуле, он также и не воск, из которого можно вылепить все, что угодно. Человек был для него тайной, разгадыванию которой он посвятил свое творчество.

Разумеется, Достоевский понимал, что человека можно втянуть в самые разные социальные эксперименты и преобразования, можно даже добиться в этом определенных успехов, но, считал он, важно осознавать, что может получиться в конечном итоге из всех этих социальных затей. Сам писатель убежден, что, если социальная программа не соответствует обстоятельствам реальной жизни, если она искусственна и надуманна, и определяется лишь намерениями ее создателей, то неизбежно потребует ломки естественных устоев жизни, сложной, во многом не понятой и не взятой вовсе в расчет человеческой природы, в результате чего все это предприятие приведет к трагедии. Он писал: «Проклятие пустит по свету, а так как проклинать может только один человек..., так ведь он, пожалуй, одним проклятием достигнет своего, то есть действительно убедится, что он человек, а не фортепьянная клавиша».

Изучая Россию и Запад, Достоевский стремился понять как общность их судеб, так и то, что их разделяет. Обозначив насильственное и жестокое вторжение в человеческую социальную жизнь как «бесовщину», он видел «бесовщину» в западном и русском варианте и был убежден при этом, что глубины этого явления он может постичь, обращаясь в первую очередь к той жизни, частью которой он сам и был.

Опасность прежде всего оттого, что вне своей естественной среды, вне единства с ней, человек - вне нравственности, которая одна главным образом и укрепляет это единство человека с конкретным для него миром. Таким, вне нравственных устоев, и стал в своей жизни Раскольников, трагедией собственной жизни постигавший бесплодность своего одиночества, таящего в себе угрозу не только для окружавших его людей. Раскольников, убеждает нас Достоевский, - это человек, утерявший свои корни; его связь с близкими эфемерна, его ссылки на любовь к ним - лишь ширма, которой удобно прикрывать расколотость собственного сознания. В трагической односторонности человека самого по себе, вне естественных отношений и людских связей, вне нравственных постулатов жизни он утратил цельность личности, сконструировав собственную безнравственную точку жизненного отсчета.

Так же вне семьи и отечества и заправилы «бесовщины» в романе «Бесы», в первую очередь, Петр Верховенский - человек вне всего святого, что присуще нормальным людям. На примере разных судеб своих персонажей Достоевский делает вывод о том, что отсутствие чувства родины может объединять представителей различных политических убеждений, определяя при этом несостоятельность этих убеждений, их ущербность и, в конечном счете, опасность для общества.

Достоевский настаивал на исторической осторожности и осмотрительности в социальных преобразованиях, на необходимости нравственных оценок любых, даже самых малых социальных действий. Умение продвигаться вперед, не круша и не разрушая, в единстве разума и нравственности, - это и есть, как считал Достоевский, подлинное социальное реформаторство, так необходимое России. Вот почему страшит его теория Раскольникова, и он показывает нам ее неизбежный кровавый исход в конкретном его выражении и в целом, мировом масштабе. Вот почему волна насилия и воспеваемого «бесами» насильственного переворота в общественной жизни не только не принимается им, но и представляется ему главной опасностью для России и для человечества.

В связи с этим так важно уяснить для себя, что же понимает под социальной справедливостью Достоевский, с чем связывает он собственное представление об общественном благополучии, каков его социальный идеал? Равенство для него никогда не представало уравниловкой. Не представало, прежде всего, потому, что само понятие уравниловки ложно по своему содержанию. Ложность его в том, что никакого абсолютного равенства, когда все люди поголовно уравнены, быть не может. Не существует и невозможна такая реальность, которая соответствовала бы содержанию этого понятия.

Лживость и ложность идеи абсолютного равенства так же в том, что она изначально предполагает разделение людей на две категории - тех, которые распоряжаются и тех, которые им подчиняются. Предполагается все это тайно, скрыто, поскольку это тайное, по существу, уничтожает провозглашаемую идею. Таким образом, вопрос о равенстве может хоть в какой-то мере вставать лишь в границах этого жесткого разделения людей на две категории, совсем даже не равных друг другу людей в главных чертах своего существования. Это и понял Достоевский. Тоталитарной власти просто необходима масса равных в своей массе людей: они нужны ей одинакового роста, одинаковой бедности, одинаковых потребностей и надежд.

Социальные предпосылки идеи уравниловки осознанно или иногда не вполне осознанно используются реформаторами, стремящимися к созданию общества, в котором они предполагают свою безраздельную власть, основанную на собственных представлениях о том, что нужно, а что и не нужно людям, им подчиненным, в конечном счете, подавляющему большинству общества, заключенному в рамки равенства между собой. Именно такой идеей равенства, прикрываемой близкой людям христианской мыслью о всеобщем братстве, стремился воодушевить общество социализм. Достоевский как человек предельно чуткий к человеческим бедам, всю жизнь следовавший принципам социальной справедливости, воспринимавший несправедливость в любом ее проявлении по отношению к людям как безграничное собственное несчастье, не мог пройти мимо распространявшихся в обществе социалистических идей.

Мощный интеллект и глубинно нравственные позиции его не допускали принятия на веру, без критического анализа никаких предлагаемых теоретиками программ.

Осознав растущую популярность социалистических идей, возможность их распространения и более того - реализации, Достоевский практически всю свою творческую жизнь не упускал эти идеи из сферы своего внимания.

Главным для него стало определить тот комплекс вопросов, от ответов на которые зависит конечный результат познания. И он определил эти вопросы, он поставил их таким образом, как никто другой, заранее увидев, насколько трудны будут ответы на них, трудны по самым разным причинам, в том числе и по психологическим. А в числе психологических, конечно, привлекательность для громадного числа людей, в первую очередь чем-то обездоленных, идеи равенства, абсолютного равенства как противовеса социальной несправедливости. Привлекательность этой идеи настолько велика, что позволяет «не видеть» неотвратимых грозных для людей последствий любых попыток реализации в жизнь идеи равенства в ее социалистическом варианте. В числе таких грозных последствий отмечал Достоевский то, что идет речь здесь о равенстве рабов, равенстве отлученных от всяких возможностей влияния на общественную жизнь, от свободы выбора своей судьбы, о равенстве в стаде, а значит об утрате своего Я, своей индивидуальности.

Теоретики идеи равенства в «Бесах» Достоевского провозглашают: «Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное - равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей!.. Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство...» Рабское, а потому деспотическое общество представляет собой общество, разделенное на рабов и деспотов. Общество одинаково губительное для судеб людей и судеб человечества.

В связи с этим – о главном в миропонимании Достоевского. Это главное заключается в том, что разумность недостижима без нравственных основ человеческой деятельности. Корни любой «бесовщины» Достоевский видел в безнравственности, закрывающей путь к разумной жизни. Можно отвлечься от нравственности, решая арифметическую задачку, но пагубно забвение нравственности уже при применении полученного результата. Теория, рассматривающая человека как всего лишь часть, элемент целого без учета сложности личности и сложности составления этого целого, просто ошибочна, а потому и опасна.

Обращаясь к проблеме самоценности человека, Достоевский был убежден в том, что личность – это единство двух неразрывно связанных сторон человеческого Я: разума и нравственности. Внутренняя их связь, по Достоевскому, настолько глубока, что подлинная разумность неосуществима вне нравственности. Умный Раскольников превращается в жалкое ничтожество, не способное самостоятельно, без помощи людей выйти из созданной им же самим трагедии. Раскольников выбирается из своего небытия, обращаясь к людям, отличающимся от него не уровнем интеллекта, не образованностью даже, а наличием в них нравственности. Достоевский вынес беспощадный приговор безнравственному уму, односторонней рациональности, на которую так уповали многие западные и русские теоретики. Не будет, уверен был он, никакой разумности жизни без нравственности, предполагаемая разумность обратится трагедией, переворачиванием жизни с ног на голову, утратой общечеловеческих ценностей, библейских истин. Достоевский ясно представлял себе, как это может произойти и рассказывал об этом, воплощая свои идеи в художественные картины и образы: на примере Раскольникова показывая возможную судьбу безнравственных «спасителей» рода человеческого, на примере деятельности «бесов» – возможную судьбу России, а в «Легенде о великом инквизиторе» – создавая апокалиптическую панораму будущей жизни человечества, неизбежной в своем зле, если не придет к людям осознание того, что путь к счастью лежит через развитие в самих себе нравственных начал, добра в противовес злу.

Достоевский как удивительно последовательный реалист осознавал, что добро без силы, само по себе, слабо, часто гонимо, но тем не менее именно добро и является подлинным устоем жизни, основой ее существования, а зло – никогда не устой, поскольку всегда разрушитель всего. Самые разнообразные судьбы – Сони из «Преступления и наказания», князя Мышкина из «Идиота», Алеши Карамазова – подтверждают этот вывод. Содействие добру – это содействие жизни. Жизнь в добре есть главное противостояние злу, жизнь, как он понимал, не всегда легкая и просто достигаемая, осмысление которой приводит к вопросам, на которые предельно трудно найти ответы.

Достоевский – мыслитель, не отрешенный от жизни. Он впускает в свою душу те людские беды, о которых размышляет, и сострадает им со всей непосредственностью и искренностью. Потому так ясно увидена была им детская слезинка и то зло, которое ее вызывает и сопровождает. Он осознает, что в жизни не может не быть прощения, но одновременно осознает безнравственность попустительству злу. Как же совместить твердое следование дорогой добра с присущим ему прощением и ограничить сферу зла с его неизменным стремлением к распространению?

Достоевский приходит к выводу: сфера прощения каждого ограничена, она очерчена кругом его собственных обид и потерь, зло, нанесенное другому – вне этой сферы. Более того, безнравственно прощать зло, причиненное другому, за него.

Сказанное Достоевским стало частью русского философского сознания, более того, изучение всей последующей философии приводит к мысли о том, что идеи Достоевского вошли в подсознание многих русских философов – так органично и естественно осуществлялось развитие его идей в нашей отечественной философии. Достоевский стал философским ориентиром. Это проявлялось не только тогда, когда его цитировали и ссылались на его произведения и персонажей, но и в тех случаях, когда философы находились в мире собственных философских идей и образов, например, Достоевский и Вл.Соловьев, Достоевский и Розанов, Достоевский и Франк, Достоевский и Ильин и многие, многие другие блистательные представители русской философской культуры.