Шагал марк захарович биография. Марк шагал - биография, информация, личная жизнь. Марк Шагал картины с названиями
Марк Заха́рович (Моисе́й Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Белоруссия) - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) - российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824-?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844-?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.
Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: "Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я - вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Чтобы понять Шагала Марка Захаровича, краткой биографии может быть и недостаточно. Поэтому познакомлю вас не просто с датами, а образом жизни, мыслями, переживания, творчеством. Хоть полного каталога работ нет и достоверно неизвестно количество всех шедевров, покажу наиболее известные полотна, которые будоражат сознание людей во всем мире уже не одно десятилетие.
Биография
Настоящее имя Марка Шагала– Моисей Хацкелевич Шагал. Художник имеет белорусско-еврейское происхождение, родился в Витебске 7 июля 1887 года. Имел российское и французское гражданство, значительную часть жизни прожил в родном городе, Санкт-Петербурге, Москве, также ему нравилась жизнь в Провансе Франции. Помимо этого работал в США, Израиле, многих странах Европы. Облик Витебска и деревень поблизости, провинциальный быт, фольклор – эти образы, мотивы прошли через все творчество художника, где бы он не находился.
Живописью Марк начал заниматься еще в детстве. Так его первый учитель – Юдель Пэн – видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала ХХ века. Далее его образование продолжилось уже в Санкт-Петербурге. Как сам художник писал: «… я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено!» Сказать, что отец поддержал его решение будет неправдой, но в то же время силой в Витебске не задерживал. Дал 27 рублей и обещал, что помогать в будущем не собирается.
В Питере Марк Шагал занимался под руководством Николая Рериха в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. Хотя нельзя сказать, что между ними не было разногласий, так на слова Бакста, что линия Шагала кривая и он не скоро станет истинным художником, Марк, выходя, сказал учителю, что тот талантливый дурак, а Марк Шагал – гений. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Но, к счастью, у художника была возможность узнать, какое впечатление его картины произведут на европейского зрителя уже в 1911 году. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов.
В 1913 году в «Академии Марии Васильевой» открылась первая персональная выставка художника в Париже. В этом же году состоялся показ полотен в Первом Немецком Осеннем Салоне Берлина.
После выставки в Германии художник Марк Шагал возвращается в Витебск. Он не собирался надолго задерживаться в родном городе, его тогдашняя цель – жениться и забрать возлюбленную с собой в Европу. Но планы в жизнь не воплотились. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. После гений своего времени работал в театре – его путь был насыщенным и непредсказуемым. Годы жизни Марка Шагала часто зависели от некоего провидения, но без этого не было бы таких ярких и полных смысла картин, написанных гением. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую.
Личная жизнь
Друзья Марка во времена его учебы в Санкт-Петербурге – молодые интеллигенты, увлеченные поэзией и искусством. В этих кругах он и встретил свою первую жену и, как бы пафосно это не звучало, музу всей жизни – Беллу Розенфельд. Современники художника характеризуют его, как сверх обаятельного человека с улыбкой, которая располагала к разговорам по душам. Вот именно такой открытый человек и предстал перед Беллой.
Вернувшись в Россию после жизни во Франции, в 1915 году Марк женился на Белле. Через год у пары родилась дочь, которая впоследствии стала исследователем творчества отца, его биографом. Позднее художник женился повторно. Всего же у него было три жены, в том числе одна гражданская, но сердцем он всегда был предан Белле.
Творчество Марка Шагала
«Нарушитель гравитации» именно так назвал Марка Шагала сценарист и драматург Дмитрий Минченко, который изучал жизнь и творчество художника, был знаком с его родными и друзьями.
Как ни странно, но художники-реалисты всегда утверждали, что Шагал не умеет писать. В его работах много иррационального, метафоричного, порой даже экспрессивного.
Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Люди, которые исследовали его работы, считают, что это связано с тем, что художник родился в пожаре. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. В такой суматохе и появился гений. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Только со временем пояснил, что такая цветовая палитра появлялась во времена его жизни, переполненные переживаниями, мыслями о близости смерти.
Очень характерные работы Шагала в период Первой мировой войны, но нельзя сказать, что их «пронизывал дух борьбы» или что-то подобное. В 1915-м Марк Захарович женился, поэтому большинство произведений – подтверждение счастливого брака. В это время появились картины «День рождения», «Двойной портрет с бокалом вина». Хотя художник порой поднимал в работах социальные проблемы общества, но все они были выписаны аллегорически.
Марк Шагал любил на своих полотнах изображать ссылки к пословицам и различным народным мудростям, таким образом он подчеркивал привязанность к народу, к его уму, и в то же время как будто затевал игру со зрителем. В таком случае не удивительно, что образность мысли – вот что необходимо людям для восприятия полотен.
Если хотите узнать, что о себе и окружающем, своем гении думал сам Марк Шагал, рекомендую прочесть автобиографическую книгу «Моя жизнь». Она есть в открытом доступе в Интернете.
Марк Шагал – картины с названиями
«Белое распятие», 1938
Картина – аллегория на преследование евреев в Центральной и Восточной Европе. Когда Марк Захарович впадал в депрессию, у него рождались сложные отношения с реальностью, он начинал писать распятие. В то время, когда жил художник, распятие, написанное евреем, приравнивалось к нулю, его никогда никто не покупал. И Вава (Валентина Бродская вторая законная жена Шагала) говорила мужу, что писать стоит цветы, спрос на которые точно будет.
«Прогулка», 1917
Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции. Раскрывается извечная тема любви. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда.
«Белла в белом воротничке», 1917
На картине изображена Белла, которая возвышается над всем, в том числе и жизнью художника. Она символизирует вездесущность образа любимой.
«Я и деревня», 1911
Картина соткана из различных фрагментов-воспоминаний, которые в отдельности порождают разные ассоциации, но обязательно связанные с Витебском.
«Автопортрет с семью пальцами», 1913
Эксцентричный портрет-интерпретация еврейской пословицы о мастере на все руки. Картина-шутка над собственным мастерством.
«Над городом», 1918
Это третья картина триптиха из полотен «Двойной портрет с бокалом вина», «Прогулка» и собственно «Влюбленные над городом». Она является воплощением метафоры «летать от счастья». Автор изобразил на картине все самое важное в тот период его жизни – семейное благополучие с Беллой и родной город Марка Шагала – Витебск.
«Лежащая обнаженная», 1911
Марк Захарович любил писать обнаженных женщин, подобный образ можно не раз встретить на его полотнах. Он восхищался совершенством и абсолютной красотой. Родные художника рассказывали, что и сам он любил порой в мастерской писать абсолютно голым, что давало открытость идеям, повышенную восприимчивость.
«Скрипач», 1923-1924
Сюжет картины характеризуют словом «слишком», добавляя к нему «насыщенно», «необычно», «колоритно». Этим характеризуется некая динамика полотна, его внутренняя энергетика.
КатегорияХудожник белорусско-еврейского происхождения еще при жизни стал легендой и навсегда сделал знаменитым свой родной город Витебск, который, в свою очередь, отвечает ему взаимной любовью и вечной памятью. На родине Шагала создан музейный комплекс: арт-центр, где выставлены графические работы писателя, и дом-музей, в котором находятся копии его архивных документов и работ, рассказывающих об истории всей семьи Марка. А в честь 130-летия со дня его рождения в Витебске состоялись массовые перфомансы, выставки и встречи поклонников творчества белорусского художника. Вы можете снять и посетить памятные места творца.
Жизнь и биография
Родился Марк Шагал (настоящее имя Мовша Хацкелевич) 6 июля 1887 года в бедной семье. Он был старшим ребенком из всех шестерых детей еврейских родителей, которые приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Близкие не разделяли и не понимали его тяги к творчеству, однако препятствовать развитию ребенка в этой области никто не стал.
Получив традиционное еврейское образование на дому, затем окончив Витебское училище, юное дарование поступает в школу живописца Юделя Пэна, который, разглядев талант мальчика, предлагает ему бесплатные занятия. Но спустя несколько месяцев Шагал понимает, что это не совсем его путь и уезжает продолжать обучение в Петербург. Без экзаменов его принимают сразу на третий курс в школу Общества поощрения художеств, под руководством Николая Рюриха. Несмотря на то, что учебное заведение предоставляло абсолютную свободу для творчества, занятия не приносили Марку удовлетворения. Спустя два года он поступает в частную школу Елизаветы Званцевой, где его преподавателем становится мастер станковой живописи Лев Бакст. Именно в этот период закладывается фундамент творческого пути великого художника.
Шагал очень любил свой родной город и часто приезжал туда работать над картинами и наполниться вдохновением. Именно здесь, в Витебске, он встречает музу и любовь всей своей жизни – будущую жену Беллу Розенфельд, с которой позднее они сыграли свадьбу и стали родителями прекрасной дочери Иды.
В 1911 году Максим Винавер, депутат I Государственной думы, покупает две картины Марка Шагала и дает ему уникальную возможность продолжить свое обучение в Париже, берясь платить ежемесячное пособие. Пробыв во Франции до начала I мировой войны, художник возвращается в Витебск, где основывает художественное училище и продолжает работу над полотнами. В 1920 году Шагал уезжает в Россию и получает должность художественного оформителя в Московском еврейском камерном театре. Но уже спустя 2 года едет в Литву, затем в Германию, а в середине 1923 года окончательно перебирается в Париж. В 1937 году получает французское гражданство.
На пороге II мировой войны художник с семьей вынужденно переезжают в США, спасаясь от нацизма. А 1944 год стал для художника роковым: из-за сепсиса внезапно умирает его любимая Белла. Он долго и мучительно переживает эту потерю, и теперь главным человеком в его жизни становится дочь Ида.
В 1947 году Шагал возвращается во Францию и спустя 5 лет женится на Валентине Бродской. Но до самой смерти единственной вдохновительницей и музой для него оставалась первая жена, чего он даже не скрывал. Вплоть до последнего дня своей жизни Шагал много работал, путешествовал с выставками по миру и был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона.
28 марта 1985 года талантливый художник скончался на 98-м году жизни и был похоронен на юго-востоке Франции.
Творчество Марка Шагала: произведения и картины
Многогранность натуры белорусского художника делает его искусство сложным для классификации в строгом порядке. Познакомившись однажды с творчеством Марка Шагала, в дальнейшем сложно будет перепутать его с кем-то другим. Писателю присущ нетрадиционный и даже несколько экспрессивный авторский стиль, сформировавшийся под влиянием кубизма, орфизма и фовизма того времени. Многие полотна отражают его религиозные взгляды и уникальное мировоззрение.
Основными мотивами в творчестве Марка Шагал являются:
- еврейское самоощущение;
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».
- привязанность к родному городу;
«Давно уже, мой любимый город, я тебя не видел, не слышал, не разговаривал с твоими облаками и не опирался на твои заборы».
- любовь к первой жене;
«И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа».
Картины белорусского гения распространены по всем музеям мира. Полного собрания каталога его полотен не существует и по сей день, но даже наиболее ранние плоды творчества признаны бесценными. Самые известные произведения Марка Шагала:
- «Посвящение Апполинеру» (1912).
Картина была написана в 1912 году в Париже и до сих пор считается одной из особо загадочных работ мастера.
- «Белла с белым воротником» (1917).
Художник посвятил бесчисленное количество полотен своей жене. Данная картина является наиболее известной работой, где изображается Белла и две маленькие фигуры (предполагается, что это сам Марк с дочерью Идой).
- «Прогулка» (1918) .
Романтичный шедевр, созданный в состоянии счастья и радости после свадьбы с возлюбленной Беллой Розенфельд.
- «Белое распятие» (1938).
Картина рассказывает о тяжких страданиях Христа и еврейского народа. Она подверглась самой жесткой критике со стороны публики. В то же время это любимое произведение папы римского Франциско.
- «Всадница на красной лошади» (1966).
Это полотно во всех красках описывает одно из любимых развлечений художника – цирк.
Талантливый человек талантлив во всем: на протяжении всей жизни Шагал увлекался поэзией и даже публиковал некоторые стихотворения, эссе и мемуары на идише. Всемирную известность получила его автобиография «Моя жизнь».
Образование:
- 1898 ─ 1995 г. ─ Витебское четырехклассное училище №1;
- 1906 г. ─ художественная школа Юделя Пэна, г. Витебск;
- 1907 – 1909 г. ─ Рисовальная школа Общества поощрения художеств, г. Санкт-Петербург;
- 1909 – 1911 г. ─ художественная школа Е. Н. Званцевой, г. Санкт-Петербург;
- 1911 ─ 1914 г. ─ самостоятельное обучение во Франции, г. Париж.
- Первая жена художника, Белла Розенфельд, оказала мощнейшее влияние на весь творческий путь художника. Любовная тематика в его картинах неразрывно связана с образом прекрасной Беллы, влиянием ее «выпуклых черных глаз». А черты многих женщин, изображенных на полотнах Шагала, очень напоминают его музу.
- Марк Шагал родился в день, когда в Витебске случился большой пожар. Может быть поэтому, бушующее пламя на всю жизнь осталось любимым зрелищем белорусского художника.
- Международный фестиваль искусств «Славянский Базар в Витебске» взял за основу своего логотипа знаменитый шагаловский василек. Теперь это своеобразный бренд не только родного города художника, но и всей Республики Беларусь.
- Смыслом жизни для Марка Шагала была его работа. Он являлся редким гостем на собственных выставках, проводя все свое время в мастерской.
- Вопреки общепризнанным правилам, в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора.
Жизненный путь Марка Шагала (1887-1985) - это целая эпоха, и все главные события, вошедшие в мировую историю ХХ столетия, нашли свое отображение в творчестве этого художника. Выходец из белорусского Витебска Марк Шагал был графиком, живописцем, театральным художником, монументалистом, одним из лидеров мирового авангарда ХХ века. Он создавал свои произведения в разных художественных техниках: станковая и монументальная живопись, иллюстрации, сценические костюмы,скульптуры, керамика,витражи, мозаика. А еще выдающийся художник писал стихи на идише.
Мойша Сегал - уроженец Витебска
Автопортрет с семью пальцами.
Прадедом Марка Шагала (урожденного Мойши Сегала) был известный еврейский художник Хаим Сегал, который расписывал синагоги. Мальчик был первым ребенком из десяти детей в семье Хацкеля (Захара) и Фейги Шагалов, которые приходились друг другу близкими родственниками: двоюродными братом и сестрой. Долгое время местом рождения художника считалось белорусское местечко Лиозино. Но на самом деле он был рожден на окраине Витебска в районе Песковатика.
В тот июльский день 1887 года, когда Марк появился на свет, в городке свирепствовал большой пожар. Кровать, на которой лежала Фейга с новорожденным сыном, перетаскивали с места на место, что бы спасти мать и младенца. Видимо поэтому на протяжении всей своей долгой жизни художник испытывал постоянное стремление к перемене мест. А на своих живописных полотнах изображал пощадивший его огонь в виде красного петуха.
Авангардизм Марка Шагала.
За знаниями в Петербург с 27 рублями в кармане.
Марк, был прилежным учеником: получил традиционное еврейское образование в родном городе и постиг азы изобразительного искусства в художественной школе живописца Юделя Пэна. В 1906 году юноша объявляет отцу, что уезжает в Петербург для поступления в Рисовальную школу. Отец, швырнув сыну 27 рублей, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».
В Петербурге Марк своими работами поразил членов приемной комиссии, и был принят сразу же на 3–й курс.
Портрет молодого Марка Шагала кисти его учителя Юделя Пэна. (1914).
Комиссар по делам искусств Витебской губернии
Две революции, одна за другой произошедшие в России, принесли новую жизнь, которая казалась Марку "новой античностью", где вновь рожденное искусство должно было расцвести и окрепнуть. Шагал, вернувшись на малую родину был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. Сам Луначарский выдавал ему мандат.
28 января 1919 года при содействии Марка Шагала было открыто Витебское художественное училище, которым он и руководил некоторое время. В те годы, будучи уполномоченным, он даже издавал декреты об искусстве.
Марк Шагал с учениками.
Скульптуры и керамика Марка Шагала
Художник, скульптор, керамист - Марк Шагал.
Скульптуры малых форм Шагала практически неизвестны широкой публике. Этот вид искусства мастер открыл для себя в 1949 году, когда поселился в Вансе на Лазурном берегу Франции. Художник, очарованный разновидностью камней на этой земле, серьезно начал заниматься резьбой. Он изучал новые материалы через керамику и скульптуру на протяжении тридцати лет.
Известно около ста его скульптурных работ малых форм на библейские темы, вариации на тематику отношений мужчины и женщины. Некоторые из них перекликаются с формой изображения доисторического и средневекового искусства.
Скульптура Марка Шагала.
Скульптура Марка Шагала.
Скульптура Марка Шагала.
Скульптура Марка Шагала.
Скульптура Марка Шагала
Скульптура Марка Шагала.
Витражи Марка Шагала
В 60-х годах Шагал постепенно перешел на монументальные виды искусства: мозаику, витраж. В эти годы он по заказу правительства Израиля создает уникальные мозаики для здания парламента в Иерусалиме. Успех повлек за собой внушительные заказы на оформление мозаиками и витражами религиозных храмов.
Шагал стал единственным в мире художником, чьими монументальными работами декорированы культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагог, лютеранских храмов, католических костелов - всего пятнадцать зданий в США, Европе и Израиле.
Иерусалим. Эйн-Карем. Витражи Марка Шагала.
Витраж «Окно мира» в приемном зале здания Генеральной Ассамблеи ООН.
Витраж. Сотворение мира.
Витражи Марка Шагала.
Витражи Марка Шагала.
Витражи Марка Шагала.
По данным, составленным компанией Art Loss Register, Марк Шагал вошел в рейтинг художников, чьи работы пользуются наибольшей популярностью среди похитителей картин. Спрос на его станковую живопись и графику в преступном мире уступают в популярности лишь Пабло Пикассо и Хуану Миро. Похищенными числятся более пятисот работ авангардиста.
Фрагмент работы Марка Шагала «Пейзане», украденной 6 лет назад, и обнаруженной в Лос-Анджелесе.
Предсказание цыганки
Существует легенда, как цыганка нагадала еще в детстве Шагалу долгую и наполненную невероятными событиями жизнь, и что будет он любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных и умрет в полете. И действительно, предсказание сбылось. Марк Шагал был женат трижды.
Первая жена - Белла Розенфельд, дочь витебского ювелира. С ней Шагал вступил в брак в 1915 году. В 1916 году у них родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом и исследователем творчества художника. Белла умерла от сепсиса в сентябре 1944 года.
Марк Шагал с Беллой и дочерью Идой.
Вторая жена - Вирджиния Макнилл-Хаггард, дочь бывшего британского консула в США. От этого брака у них родился сын Дэвид. В 1950 году после переезда во Францию Вирджиния, забрав сына, сбежала от Шагала с любовником.
Марк Шагал с Вирджинией и сыном.
Третья жена, на которой женился Марк Шагал в 1952 году - Валентина Бродская, «Вава», владелица лондонского салона моды и дочь известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского.
Марк Шагал с Валентиной.
28 марта 1985 года 98-летний Шагал сел в лифт, чтобы подняться на второй этаж в своем доме в городе Сен-Поль-де-Ванс. Во время подъема его сердце остановилось. И это предсказание гадалки также сбылось.
"...В искусстве, как и в жизни, возможно всё, если в их основе лежит Любовь",- говорил художник.
Первую свою любовь к Белле Розенфельд длиной в 29 лет, Марк Шагал пронес через всю свою длинную жизнь. Она оставалась Музой до самой смерти художника, который отказывался говорить о ней как об умершей.
Один из самых знаменитых представителей авангардного искусства в живописи, график, иллюстратор, сценограф, поэт, мастер прикладного и монументального искусства двадцатого века Марк Шагал, родился в городе Витебске 24 июня 1887 года. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Затем в жизни Марка произошел целый каскад событий, и все они были связаны с его переездом в Петербург.
С 1907 по 1908, Шагал занимался в школе Общественного поощрения художеств, одновременно с этим на протяжении всего 1908 года он также посещал уроки в школе Е.Н. Звягинцевой. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Осенью того же 1909 года витебская подруга Марка Шагала - Тея Брахман, которая тоже училась в Петербурге и была настолько современной девушкой, что даже несколько раз позировала Шагалу обнаженной - познакомила художника со своей подругой Беллой Розенфельд. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Именно ее черные глаза смотрят на нас со всех полотен Шагала того периода, она, ее дивные черты, угадываются во всех изображаемых художником женщинах. 1-ый парижский период.
Париж
В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение и познакомиться с французскими художниками, а также поэтами-авангардистами. В Париж Шагал влюбился сразу. Если еще до своего отъезда во Францию манера письма Шагала чем-то перекликалась с живописью Ван Гога, то есть была очень близка к экспрессионизму, то в Париже в творчестве живописца уже чувствуется влияние фовизма, футуризма и кубизма. Среди знакомых Шагала - известные мастера живописи и слова А. Модильяни, Г. Аполлинер, М. Жакоб.
Возвращение
Только в 1914-ом художник покидает Париж, чтобы съездить в Витебск для того, чтобы повидаться с Беллой и своей семьей. Там его застала Первая мировая война, поэтому свое возвращение в Европу художнику пришлось отложить до лучших времен. В 1915-ом году Марк Шагал и Белла Розенфельд поженились, и через год, в 1916-ом, у них родилась дочь Ида, которая в будущем станет биографом своего знаменитого отца. После Октябрьского переворота Марк Шагал был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. В 1920-ом году, по рекомендации А. М. Эфроса Шагал отправляется в Москву, чтобы работать в Еврейском камерном театре. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал».
Эмиграция
В 1922-ом году в Литве, в городе Каунасе была организована выставка Марка Шагала, чем художник не преминул воспользоваться. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда - в Германию. И вот осенью 1923-го года Амбруаз Воллар прислал Шагалу приглашение приехать в Париж, где в 1937-ом году получает французское гражданство. Затем следует Вторая мировая война. Шагал больше не мог оставаться в оккупированной фашистами Франции, поэтому принимает приглашение руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в Америку в 1941-ом году. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом! Но его радость была недолгой. Художника постигло оглушительное горе - от сепсиса в Нью-Йоркской больнице скончалась его жена Белла. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни».
Когда Шагалу исполнилось 58 лет, он отважился на новые отношения с некоей Вирджинией Макнилл - Хаггард, которой было за тридцать. У них родился сын Дэвид Макнилл. В 1947-ом году Марк, наконец, возвратился в Париж. Вирджиния, спустя три года, покинула Шагала, сбежав от него с новым любовником. Сына она взяла с собой. В 1952 -ом Шагал еще раз женился. Его супругой стала владелица лондонского салона моды Валентина Бродецкая. Но на всю жизнь, единственной музой Шагала оставалась его первая жена Белла.
В шестидесятые Марк Шагал внезапно обратился к монументальному искусству: он занимался витражами, мозаикой, керамикой и скульптурой. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964) , а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью-Йорке 2 панно. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. И лишь в 1973 году Шагала пригласили в СССР, где в Третьяковской галерее была организована выставка художника. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. До сих пор не существует полного каталога работ величайшего художника, настолько огромно его творческое наследие.