Произведения сергея михалкова для детей список. Пять самых известных произведений сергея михалкова
Серге́й Влади́мирович Михалко́в - советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.
Родился 28 февраля (13 марта) 1913 года в Москве в семье служащего, "одного из зачинателей советского промышленного птицеводства".
Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами Маяковского, Бедного, Есенина, влияние поэзии которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова.
Школьные годы провёл в Пятигорске, окончив в 1930 году среднюю школу.
Первое стихотворение Михалкова "Дорога"
было опубликовано в журнале "На подъёме" (Ростов-на-Дону) в 1928 году. В том же году был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАПП), и его стихи часто печатались на страницах пятигорской газеты "Терек".
В 1930 году переехал в Москву и в течение трёх лет работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова всё чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио. С 1933 года появилась возможность жить только на литературный заработок. Михалков принадлежал к объединению молодых писателей при журнале "Огонёк".
В 1935-1937 годах он учился в Литературном институте им. М.Горького.
В 1935 году в журнале "Пионер" Михалков опубликовал стихотворение для детей "Три гражданина"
. За ним последовали другие детские стихи: "Весёлый турист", "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя Стёпа"
, вошедшие в первую книгу стихов С.Михалкова (1936). Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями Фадеевым, Маршаком и Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова.
В 1939 он был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Украины, впервые попробовав свои силы во фронтовой печати как военный корреспондент, в качестве которого работал весь период Отечественной войны.
Продолжая работать в армейской печати, не забывал и своего маленького читателя: написал для малышей и ребят школьного возраста стихи: "Быль для детей", "Пионерская посылка", "Карта", "Мать"
и др.
Один из старейших мастеров русской литературы А.Толстой подал Михалкову мысль обратиться к басне, и первые же написанные им басни получили одобрение Толстого. В газете "Правда" была напечатана "Лиса и Бобёр"
. Затем появились "Заяц во хмелю", "Две подруги", "Текущий ремонт"
и множество других (перу Михалкова принадлежит около двухсот басен).
Им написаны пьесы для детских театров: "Особое задание" (1945), "Красный галстук" (1946), "Я хочу домой" (1949), "Сомбреро" (1957)
и др., а также пьесы для взрослых. Является автором ряда сценариев как игровых художественных, так и мультипликационных фильмов.
В содружестве с военным журналистом Г.А.Урекляном (писавшим под псевдонимом Г.Эль-Регистан), в 1943 создал текст нового Гимна СССР (2-я редакция - 1977, 3-я - 2000, как Гимн России).
С 1962 года Сергей Михалков - организатор и главный редактор сатирического киножурнала "Фитиль".
В 1970-1990 годах он возглавлял Союз писателей СССР. Михалков являлся лауреатом Ленинской и четырёх Государственных премий.
В 2006 году вышла в свет новая книга Сергея Михалкова из серии "Антология сатиры и юмора России XXI века".
В 2008 году писатель был удостоен ордена Святого апостола Андрея Первозванного "за выдающийся вклад в развитие российской литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность".
От первого брака у Михалкова два сына - Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков, оба известные кинорежиссёры.
Сергей Михалков скончался 27 августа 2009 года, на 97-м году жизни.
С
тихи
С
ергея
М
ихалкова
.
(род.
28 февраля (13 марта) 1913, Москва) - литератор, председатель Союза
писателей РСФСР, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный
корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух
гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Сергей Михалков -
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий,
академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея
Первозванного.
Родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1913 года в Москве в
семье Владимира Александровича и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой
Глебовой).
Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году публикуется первое стихотворение «Дорога» в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону). После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов.
В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы - поэма «Дядя Стёпа». В 1936 году происходит событие, изменившее всю жизнь писателя. Он публикует в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. Сергей Михалков становится членом Союза писателей СССР в 1937 году, поступает в Литературный институт (1935-1937). Активно публикуется, выходят сборники стихов и басни.
До того малоизвестный московский писатель становится «выдвиженцем» советской литературы, быстро взлетает на верх литературной иерархии СССР. В 1939 году Михалков получает первый орден Ленина.
Во время Великой Отечественной Войны Михалков корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. Сценарий к фильму «Фронтовые подруги» был отмечен Государственной премией СССР в 1942 г.
После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты такие известные фильмы как «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари»), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие. В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль». Впоследствии активно работает над созданием киножурнала и пишет сценарии для отдельных эпизодов.
С 1960-х годов Сергей Владимирович общественный деятель в области литературы. Секретарь правления Союза писателей СССР, 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965-70); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Был депутатом Верховного Совета СССР 8-11-го созыва.
Член Комиссии по Сталинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (Постановление Совмина СССР № 5513 от 4 декабря 1949 года). Постановлением Совмина СССР № 605 от 2 августа 1976 года, введён в состав Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.
После распада СССР Михалков остаётся у руля писательской организации. В 1992-1999 сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов. В 2005 году писатель занимает пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает по разным оценкам около 300 млн экземпляров.
13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя Владимир Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность.
Произведения Сергея Михалкова знакомы и любимы каждым ребёнком с самого раннего детства. Немало поколений выросло на знаменитых произведениях Сергея Владимировича Михалкова. Практически все детские произведения Сергея Михалкова, начиная с 30-х гг XXвека, включены в программы школьного и дошкольного образования, в книги для чтения, буквари и хрестоматии. Дети с огромным удовольствием разучивают наизусть его стихи и песни не один десяток лет. Наверное, секрет состоит в том, что произведения Михалков писал так, что они становились понятными для детей и по содержанию и по форме. К тому же, истории оказались не только захватывающими и интересными, но также и очень поучительными. Ну а бессмертный «Дядя Стёпа» давным-давно воспринимается не как персонаж стихотворения, но как давний друг всех детей и взрослых. Он прочно сросся с личностью самого Михалкова и является, пожалуй, главным его героем.
Стихи Михалкова, весёлые и возвышенные, глубоко гуманные и по-настоящему детские вошли в наш быт, стали частицей жизни нашей страны и нашего народа. В своих стихах Михалков учит нас различать «хорошо» и «плохо», добро и зло. И мы, отторгающие любые поучения, которые пытаются «навязать» нам взрослые, принимаем добрые советы Михалкова охотно и с радостью.
Я думаю, что Михалков специально нас не смешит, а напротив его повествование серьёзно, волнительно, но мы улыбаемся и смеёмся. Особенно это заметно в стихах «Про мимозу». «Фома», «Если», «Трезор», «Тридцать шесть и пять», «Прививка», да и в том же «Дяде Стёпе», которому, между прочим, не очень комфортно со своим ростом: и в кино его просят сесть на пол, и в тире ему приходится нагибаться. Выступает Дядя Стёпа и как герой, причём в комичной ситуации: подняв руку, он выступает в роли семафора, предотвращая катастрофу. А после войны Дядя Стёпа работает милиционером – благородная профессия. За что же так любим Дядя Стёпа? Не за свой гигантский рост, но за доброту, храбрость и помощь всем, кто в ней нуждается. Дядя Стёпа – это настоящий пример для подражания. Он честный, добрый, смелый, отважный.
Все детские стихотворения Михалкова чрезвычайно просты и понятны. Однако за внешней простотой проглядывается величайший талант, жизненный опыт, нелёгкий труд. С первого дня Великой отечественной Михалков работал военным журналистом – он не понаслышке знал, что такое война. Все её ужасы он видел собственными глазами. Его детская поэзия, добрая, открытая, солнечная – это призыв к миру во всём мире, к дружбе между нациями, защита прав человека и в частности ребёнка на счастливую жизнь без войны и других бедствий.
Известен Сергей Михалков и как переводчик. Будучи великолепным мастером стиха, он превосходно справился с задачей донесения до маленьких русских читателей произведении поляка Юлиана Тувима и болгарина Асена Босева. Михалков переводил и поэтов из республик бывшего СССР. Переводы Михалкова сохраняют дух подлинника, оставаясь, при этом, самостоятельными художественными произведениями. Любопытно, что пересказанная им в 30-х годах знаменитая английская сказка о трёх поросятах, получившая у нас огромную популярность, в 1968-м вышла в английском переводе с авторством С. Михалкова.
Творчество С. Михалкова давно известно во всём мире, переведено на многие языки. Он удостоен многих орденов и наград, отечественных и иностранных, но главная награда – всенародное признание, которое он заслужил благодаря своему таланту и любви к людям.
Поэт, баснописец, драматург и публицист, С. В. Михалков (род. 1913) известен и как общественный деятель.
Первое стихотворение поэта увидело свет в 1928 году, в одном из журналов Ростова-на-Дону. В творческом становлении литератора сыграло большую роль его увлечение баснями Крылова, сказками Пушкина, стихами Лермонтова и Некрасова, а также стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного 1 .
С 1933 года Михалков печатается в московской периодике. От довольно посредственных взрослых стихов Михалков постепенно перешел к стихам для детей. Поддержал его в этом направлении А. Фадеев.
С. Михалков, как и другие советские поэты, живо откликался на события времени, писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о перелете Чкалова через Северный полюс, о пограничниках, о войне в Испании и Абиссинии, о зарубежных пионерах. В 1936 году в серии «Библиотека "Огонька"» увидела свет первая книжка стихов Михалкова. Вслед за нею стали выходить и другие, в которых все больше было детских стихов.
Народное начало в стихотворениях 30-х годов («А что у вас?», «Мы с приятелем...», «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома» и др.) выражается в их песенности, афористической емкости фраз, в жизнеутверждающем пафосе. Например: «Мамы разные нужны, / Мамы всякие важны». Или:
1 См.: Михалков СВ. От и до... - М., 1997.
Красота! Красота! Мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьянку, попугая - Вот компания какая!
Лирика, юмор и сатира, смешавшись, дали почти все оттенки «михалковской» интонации. Молодой детский поэт придерживался линии Маяковского, говоря с читателем языком живым и современным, без налета книжности, о предметах социально значимых. Михалков был в числе тех детских поэтов, кто активно формировал образ своего читателя - «советского ребенка», не довольствуясь простым отражением действительной жизни. Многие его стихотворения стали массовыми песнями, в которых выразилась эпоха с ее диктатом «мы», наивным оптимизмом и искренним патриотизмом. Это «Веселое звено», «Веселые путешественники», «Кто в дружбу верит горячо...», «Веселый турист», «Весенний марш», «Песня пионеров Советского Союза», «Сторонка родная», «Наша сила в деле правом...», «Партия - наш рулевой» и др.
Профессиональное признание С.Михалкова началось с «Дяди Степы» (1936) - небольшой поэмы, привезенной из творческой командировки в пионерский лагерь (вместе с песнями «О Павлике Морозове», «О пионере Мите Гордиенко», «О пионерском барабане»). Отказавшись от сказочного чуда как непременного в «старой» детской литературе приема, Михалков использовал прием объективации чуда: дядя Степа живет по указанному адресу, действует в реальной Москве и совершает поступки, невозможные лишь для людей обычного роста. Древний фольклорный образ доброго великана обновлен идеями конкретно-социального, идеоло-го-воспитательного плана. Уже в иные времена Михалков вернется к своему герою в частях-продолжениях «Дядя Степа - милиционер» (1954), «Дядя Степа и Егор» (1968), «Дядя Степа - ветеран» (1981). Долгожительство дяди Степы в детской литературе объясняется тем, что настоящий герой воспринимается «членом семьи», по выражению А.Прокофьева, смена его ролей вторит движению реального времени.
Неожиданный поворот в судьбе Михалкова произошел полуслучайно. Сталин прочел в «Известиях» колыбельную «Светлана», посвященную автором понравившейся ему девушке, и по-своему принял участие в судьбе молодого поэта: вписал его имя в список писателей, представленных к награждению орденом Ленина. Так, в 1939 году поэт получил свою первую награду, послужившую ему охранной грамотой в пору репрессий. «Светлана» - произведение этапное не только в смысле житейской биографии: следуя традициям русской классической поэзии - Пушкина, Лермонтова, Некрасова, автор сочетал глубоко личное чувство и эпически масштабный образ страны, тем самым сделав серьезную заявку на роль государственного поэта.
Почти всю Великую Отечественную войну Михалков служил корреспондентом газеты «Сталинский сокол», побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и прокламации. К детям были обращены стихотворения «Братья», «Данила Кузьмич» и др. Создавалась частями поэма «Быль для детей», в которой дан поэтический обзор всех лет войны (работа над поэмой охватывает 1941 - 1953 годы). Бойцам были адресованы многие стихотворения о детях. Один из заметных фактов газетной периодики 1942 года - сделанный Михалковым обзор детских писем, приходивших на фронт. После войны многие из «взрослых» произведений Михалкова оказались пригодны и для детей - поэма «Мать», стихотворения «Карта», «Детский ботинок», «Письмо домой», «Откуда ты?», «Ты победишь!», «Солдат». Творческое наследие военных лет вошло в сборники «Служу Советскому Союзу» (1947) и «Фронтовая муза» (1976).
В соавторстве с Габриэлем Аркадьевичем Урекляном, выступавшим в печати под псевдонимом Г.Эль-Регистан, С.Михалков написал текст Государственного гимна СССР (1943). На памятнике советским воинам в Вене начертана эпитафия из двух четверостиший Михалкова. «Имя твое неизвестно, / Подвиг твой бессмертен» - эти слова, выбитые на граните Вечного огня у Кремлевской стены, также сложены им.
Несмотря на активное участие в жизни Советской страны, Михалков только в 1950 году вступил в ряды КПСС. В автобиографии он объясняет этот шаг как единственную возможность для честных людей реализовать свои творческие устремления и «укрепить свои жизненные позиции в обществе, которое развивалось в рамках тоталитарной, жесткой идеологической системы». «В 1991 я не вышел, а выпал из КПСС. И в моем преклонном возрасте предпочитаю оставаться вне какой-либо партии», - добавляет он 1 .
Широко известно басенное творчество Михалкова. Осваивать жанр басни поэт начал по совету А. Н. Толстого. Было это в 1944 году, когда широко отмечался юбилей Крылова. Первые басни «Заяц во хмелю», «Лиса и Бобер» Михалков послал Сталину, и вскоре они появились в «Правде» с рисунками Кукрыниксов. В его стихотворных и прозаических баснях отразился советский обыватель в разных своих типажах: власть имущие чины, их прихлебатели, бездари от науки и искусства, наивные простаки и пр. Наиболее частый басенный конфликт - между ограниченной в своем самодовольстве властью и трусливой «чернью». Аллегории зверей и птиц у Михалкова всегда имеют прямое отношение к социальным реалиям, к непосредственным впечатлениям («Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых, / А попадаешь всё в знакомых...» - «Соловей и Ворона»). Многие его басни, утратив злободневность, сохраняют запас едкого смеха и здравомыслия, обнаруживают новые глубины подтекста. Так, басня «Кирпич и Льдина» ныне может быть прочитана как аллегория ушедшей эпохи:
Михалков СВ. Я был советским писателем. - М., 1995.
Плыл по реке Кирпич на Льдине,
Он у неё лежал на середине
И всё учил её, что не туда плывёт,
Что надо бы прибавить ход,
Что нужно иначе держаться:
Напрасно не трешать и к берегу не жаться!
А Льдина таяла, приветствуя весну...
Пришло мгновение - Кирпич пошёл ко дну.
Кирпич напомнил человека мне,
Что думал про себя: «Я на коне!»
Учил других, командовать пытался,
А сам не на «коне» - на льдине оказался!
С. Михалков написал около двухсот басен, из которых несколько десятков имеют долгую жизнь и входят в круг детского чтения. Этическая идея в таких баснях преобладает над идеологией, а художественная форма отличается той мерой выверенное™ и свободы, что присуща басням Крылова. В 80-х годах поэт вернулся к этому жанру. Во взрослой периодике были опубликованы басни «Лекарь поневоле», «Пес, Конь и Заяц», «Кроты и люди», «Орел и Курица», «Корни», «Дуб и шелкопряд», «Лев на таможне» и др.
Как драматург С. В. Михалков сложился в 30 -40-х годах. Первая его пьеса - «Том Кенти» (1938) - была вольной инсценировкой «Принца и нищего» Марка Твена. Михалков изменил в романе нравственно-социальные акценты: его Принц не способен усвоить уроки добра из своих испытаний под именем Тома Кенти, зато сам Том Кенти, получив власть, стал лучше, умнее, благороднее; вместе с Майлсом Гентоном они отказываются от близости к трону и выбирают независимость. Эта пьеса и последовавшие за нею создали фундамент театрального репертуара, посвященного пионерии («Коньки», 1938; «Особое задание», 1945; «Красный галстук», 1946). Конфликты этих пьес навеяны сгущенной атмосферой тех лет, поэтому намеренно обострены; нравственно-этическая идея продиктована общественным велением. Не лишенные схематизма и трафаретной публицистичности, они все же сыграли в целом положительную роль в становлении советской детской драматургии.
Пьеса-сказка «Веселое сновидение» (другое название - «Смех и слезы», 1946) - дань собственному детству: времени, когда в подмосковном поселке ребята поставили «Три апельсина» К.Гоц-ци, а советы им давал Станиславский, отдыхавший неподалеку. Забавное сочетание сказочной «старины» и современных деталей (герои носят часы, говорят по телефону), утверждение власти радости вместо власти уныния и страха, победа света над тьмою, правды над ложью - все это идейно-художественное построение, лишь отчасти напоминающее сказку Гоцци, пришлось по вкусу юному послевоенному зрителю.
Водевиль «Сомбреро» (1957) - история о «закулисных интригах» при распределении ролей в дачном детском спектакле о трех мушкетерах. Эта пьеса предшествует более поздней веселой комедии «Сон с продолжением» (1982). «Сомбреро» - самая популярная из детских пьес Михалкова.
Целый ряд публицистических пьес создан писателем в 60 - 70-е годы: «Забытый блиндаж» (1962), «Первая тройка, или Год 2001-й» (1970), «Дорогой мальчик» (1973), «Товарищи дети» (1980). Тематически они близки к пьесам 40-50-х годов, в особенности к идеям и мотивам пьесы «Я хочу домой» (1949) - о возвращении советских детей из плена. Великое противостояние социализма и капитализма стало фундаментальной антитезой этих произведений. Если в пьесе «Я хочу домой» это противостояние выражено прямолинейно, в соответствии с ортодоксальными идеологическими постулатами, то в более поздних пьесах отразилось значительное усложнение проблем мира и войны, настоящего и будущего юного поколения.
Прозаическая сказка «Праздник непослушания» (1972) вобрала в себя то лучшее, что было наработано прежде: острую актуальность, развлекательный сюжет с серьезным нравственно-социальным подтекстом, яркую зрелищность эпизодов, стихию комического - юмор, иронию, сатиру.
В репертуар для дошкольников прочно вошла пьеса-сказка С.Михалкова «Зайка-Зазнайка» (1951). Одной из любимых книжек малышей стала сказка по мотивам английского оригинала «Три поросенка» (1936). Долгий успех этих произведений во многом связан с ясной этической идеей, свободной от идеологической нормативности.
Начиная с 1953 года и до конца 80-х годов Сергей Михалков написал много сатирических пьес для взрослых, в том числе по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Шукшина.
С.Михалков всегда подчеркивал, что он в первую очередь детский поэт. В его взрослой лирике, собранной в единственном сборнике «Три ветра» (1985), звучат интонации, близкие художественно совершенной «Светлане», - сдержанные, искренние, чуждые красивости или ложного пафоса.
В стихах для детей Михалков делал все больший акцент на поэтическую публицистику (стихотворения «Разговор с сыном», «Служу Советскому Союзу», «В Музее В.И.Ленина», «На родине В.И.Ленина», «Есть Америка такая...» и др.). Если в детской публицистике военных лет поэт прибегал к форме стихотворного очерка с множеством конкретных деталей (например, «Фашистская посылка», «Пионерская посылка»), то позже он отказался от таких проверенных, безотказно работающих в детской аудитории приемов. Без аллегорий или метафор, на едином для взрослого и ребенка языке он заявлял о своей гражданской позиции. Например, в стихотворении «Будь готов»:
Да! Посмей назвать отсталой Ту великую страну, Что прошла через войну, Столько бедствий испытала, Покорила целину, А теперь такою стала, Что почти до звёзд достала Перед рейсом на Луну!..
Образы страны, советских людей по-плакатному обобщены, монументальны. «Страна-подросток», некогда прославленная Маяковским, в стихах Михалкова окрепла, возмужала, стала мировой державой социализма. Мотивы молодой радости, путей-дорог, характерные для его поэзии 30-х годов, в 60 - 70-х годах сменились мотивами исторической славы, державной гордости.
Сергей Михалков известен и как переводчик классиков детской поэзии - болгарина А.Босева, еврея Л.Квитко, поляка Ю.Тувима. Есть у него переводы с украинского, чешского, французского. Выбирая близких себе по духу поэтов, он исходил из собственного впечатления от первоисточника, поэтому переводы производят впечатление оригинальных, михалковских произведений.
Тесно связан Михалков с отечественным кинематографом и телевидением. Начиная с 1938 года (с текста к мультфильму «В Африке жарко») по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультфильмов, художественных и телевизионных фильмов, в том числе «Фронтовые подруги» (в соавторстве с М. Розенбергом, 1940), «У них есть Родина» (1949), «Комитет 19-ти» и «Вид на жительство» (в соавторстве с А. Шлепяновым, 1972).
Еще в начале 50-х годов С.Михалков говорил о новых громадных потребностях общества, связанных с появлением телевидения. С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль», идея которого принадлежит Михалкову; он же много лет был его главным редактором. Найденная им новая форма сатирической публицистики способна была оперативно воздействовать на бюрократический аппарат. Младший брат «Фитиля» - «Ералаш» (автор сценариев А.Хмелик) сделался одним из любимых зрелиш не только детей, но и взрослых.
«Русская литература XX века создавалась в Советской России и в лучших своих образцах перешагнула границы всех стран. Эту литературу создавали советские писатели», - подчеркивает Михалков в книге «Я был советским писателем».
Борис Владимирович Заходер
Б. В.Заходер (1918 - 2000) известен как детский поэт и переводчик зарубежной литературы. Его дорога в детскую литературу лежала через увлечение зоологией (учился на биологических факультетах Московского и Казанского университетов) и через две войны - финскую и Великую Отечественную. С отличием окончив в 1946 году Литературный институт имени М.Горького, в 1947 году Заходер опубликовал свое первое стихотворение для детей - «Морской бой». В том же году вышел сборник его переводов: «Буква "Я". Веселые стихи польских поэтов». Уже по первым публикациям стало ясно, что Заходер - поэт с бурным темпераментом и особым, игровым отношением к Слову; что он не признает унылых интонаций, серьезных рассуждений. «Веселые стихи» - только так можно назвать его поэтическое творчество.
Заходер долго печатался в «Мурзилке» и в «Пионерской правде», но не издавал книг. Наконец стали один за другим выходить сборники его стихов и переводов: «На задней парте» (1955), «Мартышкино завтра» (1956), «Никто и другие» (1958), «Кто на кого похож» (1960), «Товарищам детям» (1966), «Школа для птенцов» (1970), «Считалия» (1979), «Моя Вообразилия» (1980) и др.
«Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходера, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве читатели Гржимека и Даррелла (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, кого найдешь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии», - так определил главную тему поэта критик Ст. Рассадин. Заходер в своем цикле стихов «Мохнатая азбука» (впервые под названием «Про мохнатых и пернатых», 1966) совершает прогулку с детьми по зоопарку; сюжет цикла давний - использован он и Маяковским, и Маршаком. Его зоопарк - это еше и азбука людских пороков: почти каждое животное по ассоциации соотносится с каким-либо человеческим типом. Например, кабан «дик и злобен», змея тупая и недобрая («мало мозга, много яда»), попугай глуп... Одна лишь ехидна вызывает сочувствие у автора:
Эта зверюшка вполне безобидная, Правда, наружность у ней незавидная. Люди бедняжку назвали - «ЕХИДНА». Люди, одумайтесь! Как вам не стыдно?!
Образы животных создаются Заходером иначе, чем привычные всем образы-аллегории в баснях: то или иное качество присваивается животному в момент знакомства с ним, тогда как характер аллегорического персонажа закреплен за ним традицией. Спонтанность мышления - вот что отличает поэта Заходера. Ассоциации, каламбуры, перевертыши, логические игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах:
Под собой не чуя ног, Скачет резвый рапунок.
Этот загадочный поскакун (дальний родственник не то ершов-ского Конька-горбунка, не то мифологического зверя) ведет родословную от пушкинской строки: «И умер бедный раб у ног...» («Анчар»). В речевой памяти ребенка умирает бедный маленький «рапунок»; а есть еще и «большие рапуны» (они «тихо спят и видят сны»).
Игра в слово - основа сказочного вымысла в творчестве Заходера - не только в стихах, но и в прозе, и в переводах. В «Моей Вообразилии» (1978; так называется стихотворный цикл) обитают загадочные Кавот и Камут, Чуженица (из «Мухи-Цокотухи» - «На тебе хочу жениться»), Мним, Южный Ктототам. Из-за опечатки в словах Кит и Кот меняются местами. Играя в слова-омонимы, поэт совершает чудеса: злой Волчок (из колыбельной) превращается в заводную игрушку «волчок» и уже не страшен; живой ежик превращается в ежик-щетку.
Вихрем мчится под водой
Головастик молодой.
А за ним - ещё пяток,
А за ним - сплошной поток...
Темп стиха и напор действия заставляют вспомнить Чуковского, у которого тоже все бегут, скачут, на ходу решая важные вопросы. Чаще других вспоминается комическая зоология Чуковского из сказок «Муха-Цокотуха» и «Краденое Солнце» с их прозрачным подтекстом, легким аллегоризмом («А кузнечик, а кузнечик - / Ну совсем как человечек...»).
Однако в отличие от Чуковского Заходер придавал большое значение познавательной стороне произведения. Он выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о животных, вступая в диалоги с ними. Например, цикл «Пипа Суринам-ская и другие диковинные звери» (1975) посвящен не сказочной, а вполне реальной зоологии. Мораль присутствует в этих произведениях, но ее дидактизм растворен в шутке, игре.
Достаточно ощутимо в стихах Заходера влияние Маяковского (в особенности его стихов для детей). Это прослеживается не только в поэтике, близкой к агитационным стихам, но прежде всего в интересе к социальной жизни. Герой Заходера, будь то человек или животное, рассматривается в первую очередь в отношении своих социальных функций и качеств. Оттого и просвечивает сквозь зоологический эпос Заходера эпос человеческого общества.
Главным же образцом для поэта Заходер называет народное творчество: «Сказка - генотип, генофонд литературы, в ней есть все. Фольклор есть свидетельство единства человеческого рода». Следуя законам устного народного творчества, поэт не записывает сразу новое стихотворение, а много раз вспоминает его; каждый раз при этом что-то меняется, слово плотнее становится в строку, и стихотворение наконец отливается в законченную форму. По словам Заходера, форма может быть очень простой - сложность содержания таится в глубине стиха. Стихотворение подобно красивой решетке: ее хитросплетения можно долго разглядывать, но кусочек простого металла бесконечно сложнее этой решетки, и, если начать его изучать, выйдешь к тайнам микро- и макромира. Стихи не стоит анализировать, разбирать на составляющие, говорит поэт, их надо просто любить, а значит - понимать. Читатель легче услышит поэта, если имеет свой запас мыслей, чувств, а также стихов.
Б. Заходер пользуется всей палитрой комического - от мягкого юмора до иронии и сатиры, - смешивая их во всевозможных пропорциях. Смех его всегда звучит как здоровый и веселый. К тому же речь от лица ребенка сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению - раскованность.
Разумеется, среди героев Заходера не одни только животные. Есть цикл стихов о школьниках - «На задней парте» (1965). Уже по названию можно судить о тех, кто вызывает авторскую симпатию: на задней парте - озорники с добрым сердцем и живым умом.
Прозаические сказки Б.Заходера 60 -70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на свете», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под многозначительным названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил его под нравственное, т.е. человеческое, обобщение (например, симбиоз актинии и рака-отшельника трактуется как проявление долгой дружеской привязанности).
В прозаических сказках также обнаруживает себя фольклор. Так, «Русачок» (1966) - сказка о превращениях Головастика в Лягушку и Зайчонка во взрослого Зайца - построен как типичная народная сказка с цепной композицией и обрамлением.
Не менее заметно и литературное, книжное начало, связанное с творчеством Редьярда Киплинга. Например, сказка «Серая Звездочка» (1963) построена по-киплинговски, т.е. с системой героев, в которую включен и маленький слушатель сказки. Ежик-сын то и дело перебивает отца вопросами, торопясь все узнать как можно быстрее. А Ежик-папа неторопливо рассказывает сказку о «доброй, хорошей и полезной» жабе с лучистыми глазами, любимице цветов и Ученого Скворца. Одной только научной достоверности в описании жизни сада писателю мало - и он переключает главное внимание на нравственную проблему. Ему важно убедить читателя, что нет безобразных животных - каждое по-своему красиво; что нет бесполезных - есть вредители, по-своему тоже красивые. Для человека важно знать, что его любят, а животное беспокоится о том, сочтут ли его другие «полезным» (маленький Ежик задает сокровенный вопрос: «Папа, а мы... полезные?»). «Серую Звездочку» можно сравнить и со «Сказкой о жабе и розе» В. Гаршина.
В предисловии к «Сказкам для людей» Заходер писал, что эти сказки рассказывают сами звери: «Всем людям - и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди их лучше узнают, они станут к ним добрее, именно затем звери и рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печалях, о своих веселых приключениях...» Экология и нравственность объединяются в миропонимании Заходера.
Переводы (точнее, пересказы) принесли Заходеру, пожалуй, самую большую славу. Дети уже нескольких поколений читают в его пересказе сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (1960), П.Трэверс «Мэри Поппинс» (1968), Дж. Барри «Питер Пэн, или Мальчик, Который Не Хотел Расти» (1971), Л.Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1972; за эту работу переводчик был удостоен международной премии имени X. К.Андерсена), сказки братьев Гримм «Удалой портняжка», «Бабушка Вьюга», «Бременские музыканты» и многие другие произведения детской мировой литературы.
Подчеркивая, что он пишет пересказ, Заходер оставляет за собой право на свободное обращение с подлинником. Взрослым читателям бывает интересно сопоставлять текст заходеровского «Винни-Пуха» с более строгим, «научным» переводом Т.Михайловой и В. Руднева или заходеровскую «Алису» с академическим переводом Н.Демуровой.
Некоторые свои сказки и пересказы Заходер переделал в пьесы для детских театров. Это «Ростик в Дремучем Лесу» (1976), «Мэри Поппинс» (в соавторстве с В. Климовским, 1976), «Крылья Дюймовочки» (в соавторстве с В. Климовским, 1978), «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1982). Б. Заходер - автор либретто оперы «Лопушок у Лукоморья» (1977) и мюзикла «Снова Винни-Пух». Написал он несколько пьес и для кукольного театра: «Очень умные игрушки» (1976), «Русачок» (1977), «Песня про всех на свете» (1982). По его сценариям сняты мультфильмы «Жил-был Фип», «Птичка Тари», «Фантик», «Топчумба» и др. Писал Б.Заходер стихи и для взрослых читателей.
Яков Лазаревич Аким
Я.Л.Аким родился в 1923 году. Он известен как переводчик, поэт и прозаик, пишущий главным образом для детей. Сочинять стихи Я.Аким стал сравнительно поздно - после войны, когда родилась дочка; ей посвящено одно из лучших его стихотворений - «Первый снег». В 1954 году вышел первый сборник его стихов для детей «Всегда готовы!».
Истоком творчества поэта являются воспоминания о детстве, о родном городе Галиче:
Я родился на зелёной улице, В деревянном, тихом городке, -
пишет он в стихотворении «Улица». Образ русской провинции во многом схож для него с образом детства: детство ведь тоже своего рода «провинция» по отношению к взрослому миру. Детство - малая родина каждого человека - является главной темой стихов Акима.
Город, страна, «планета-сад» живы в первую очередь детьми. Соглашаясь с французским писателем А. де Сент-Экзюпери (сказка «Маленький принц»), Аким выводит девиз идеального общества в стихотворении «Дождь на площади»:
Миром править должны Умудрённые опытом дети.
Он и сам, отражаясь в своем лирическом герое, чувствует и мыслит как ребенок, хотя и с опытом взрослого. При этом в нем нет инфантилизма - ни настоящего, ни наигранного.
Я.Аким нередко обращается к сюжетам и мотивам широко известных стихотворений, чтобы в своеобразном заочном соревновании явить свое мастерство. Вот он, к примеру, соревнуется с Маршаком в изображении игры в мяч. Маршак под ритм игры складывал стихотворение «Мяч»: «Я / Тебя / Ладонью / Хлопал. / Ты скакал / И звонко / Топал». Аким в стихотворении «Маленькая Майка» передает ритм более сложных упражнений с мячом; если Маршак создал образ самой игры, то Аким - образ играющей девочки:
Хлоп в ладоши - И поймала. Покружилась - И поймала. Через ножку - И поймала.
Заметим, что и В.Берестову удалась стихотворная игра в мяч, затеянная Маршаком (стихотворение «Девочка с мячом»).
Следы «Федорина горя» Чуковского есть в стихотворении Акима «Двери», следы «А что у вас?» Михалкова - в стихотворении «Наш дом». Сюжеты школьных «маленьких комедий», которые так любила А.Барто, пополнились такими стихотворениями Я.Акима, как «В нашем классе ученица...», «Десять на двенадцать», «Митины каникулы». «Тучкины штучки» Маяковского нашли продолжение в стихотворениях «Полдень» и «Облака» (герой наблюдает за метаморфозами облаков и заключает: «Небо я перевернул, / В небе чуть не утонул»).
По перекличке с этими поэтами можно определить широту литературных вкусов автора. Он ценит редкостные метафоры и рифмы Маяковского и строгое письмо Михалкова, игру и фантазию Маршака и Чуковского и «реализм» Барто. В то же время собственный поэтический голос Акима звучит вполне отчетливо и хорошо различим по особой камерности переживаний, образов и мотивов. Его муза - тихая. Как будто поэту важно лишь то, что лежит в тайниках памяти, что происходит в глубине души - там, где все еще длится детство. Отсюда и психологизм его произведений.
Детские стихи написаны от первого лица. Их герой - ребенок, каким помнит себя поэт в детстве. Герой немного застенчив, сентиментален, он щедр на нежность и скуп на громкие декларации. Семья для него - та первая сфера, где можно не таясь объясниться в любви (стихотворения «Мама», «Мой брат Миша», «Моя родина»). Любое внешнее явление существует только как отраженная в душе героя картина. Говорит он как будто не вслух, а про себя. Каждое стихотворение звучит как внутренний монолог или негромкий разговор с единственным другом. Аким ищет в читателе друга, умеющего слушать и сопереживать. Другу можно доверить и радость, и печаль, и сомнение. Можно рассказать о чем-то очень личном. Например, о лошадях - своей заветной мечте. Они воплощают само детство. В стихотворении «Улица» центром детских воспоминаний являются именно лошади - и возница, который, может быть, даст мальчику подержать вожжи. В другом стихотворении, «Уздечка», заболевшему сыну, бредившему о коне, отец приносит уздечку - «сыромятную, с насечкой, / И пахучего ремня», - и сыну сразу делается легче. Любимая игрушка героя - конь на колесиках («Мой конь»). Звонкая детская радость тоже связана с образом коня:
Яблоки-веники, Весело мне, Весело мне, Я скачу на коне!
Из-за насыщенности стихов психологическим содержанием сюжетное действие у Я.Акима ослаблено. Его заменяет яркая эмоция, усиленная повтором, игрой слов и рифм, неожиданной сменой эмоционального состояния. Так, в стихотворении «Весело мне» чистая, такая понятная в ребенке радость вдруг сменяется неясной тревогой и те же «яблоки-веники», придуманные в минуту веселья, передают уже иное настроение:
Яблоки-веники, Конь мой устал, Конь мой устал
И скакать перестал
Яблоки-веники, Где ж водопой? Где водопой с ключевою водой?
Психологически так понятно, почему после долгой дороги к другу герой вдруг застывает на пороге дома: «Вышел друг, / А я молчу». Стихотворение «Друг» было написано после войны - как письмо Тимуру Гайдару; оно попало в печать и затем много раз издавалось для детей.
Подтекст, «второй слой» содержания, обнаруживается в любом стихотворении Акима. Поводом к его созданию служит не предмет, а сильная эмоция, связанная с ним, и потому описание не становится скучным, слова ложатся в строку плотно, рифмы помогают друг другу - и все стихотворение выходит правдивым и цельным.
Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим разделю.
Я.Аким умеет видеть явление укрупненным, особенно если это явление положительное. Он выделяет то, на что обращают внимание дети, и как бы «пропускает», исключает из поля зрения неинтересное и некрасивое, поэтому в его стихах чаще всего царит атмосфера радости. Однако и грусть - красивое чувство, и поэт отдает ему должное.
В одной из бесед с критиком В.Александровым поэт рассказал о своих творческих принципах: «Для того чтобы детские стихи западали в душу, в них должен быть еше какой-то второй слой. А для того, чтобы он был, необходим внутренний повод: огорчение, влюбленность, радость, грусть. И потом это в детях прорастает... Праздничность, игровая ритмика, интересный сюжетный ход были и остаются важными компонентами стихов для маленьких. Важными, но не самодовлеющими. Первостепенное значение имеет авторская личность, наиболее полное и талантливое ее выявление».
В небольшой поэме «Неумейка» (1956) поэт нашел еще один способ иносказательного нравоучения для малышей. Почтальон ходит по квартирам и ищет ребенка-неумейку, которому адресовано письмо. Дети, застигнутые врасплох почтальоном, тут же принимаются за дело. Так, эпизод за эпизодом, развивается игра, и, разумеется, малыш-слушатель в волнении ждет, когда и до него дойдет очередь отвечать почтальону. «Неумейка» - пример произведения для детей, в котором мгновенно возникает обратная связь: малыш и поэт играют в интересную и полезную игру.
Акимовские стихи легко узнаются по звучанию: поэт любит игровые, в духе народной поэзии, перебивки ритма, последнюю строку делает ударной, в его стихах нередки ассонансы и аллитерации.
Со временем Я.Аким перешел к «суровой прозе» (выражение Пушкина). Первой появилась прозаическая сказка «Стрекоза и лимонад». За нею последовала повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа» (1968) - и сразу нашла широкую аудиторию маленьких читателей. По признанию автора, в основу второй сказки легли воспоминания об отце, погибшем в 1942 году: «Отца я так любил, что долго не мог ни строчки о нем написать. Так бывает, когда теряешь очень близкого человека. Пожалуй, впервые я немного рассказал об отце в повести-сказке "Учитель Так-Так..."». Аким дал здесь полную свободу фантазии и мечте. Он «выстроил» идеальную школу и учителем в ней назначил своей авторской волей героя с разумом взрослого и душою ребенка, дав ему имя Так-Так (любимое присловье отца). Образ учителя рожден ностальгией по 60-м годам с их идеально-романтическим пафосом. Примечательно и появление в первых же главах любимого Акимом персонажа - лошади; происходит даже нечто вроде обряда посвящения: первый мальчик-ученик «взял из рук учителя вожжи». Идеальная школа должна и строиться иначе, чем обычная. Первым делом Так-Так огораживает красной ленточкой зеленую лужайку и сдувает все одуванчики. Возводится эта школа из разноцветных поющих кирпичей по проекту детей: она будет похожа на корабль и на карусель. Изучают в школе главную науку - «быть человеком», т.е. понимать всех, кто рядом. Каждый урок в этой школе нужен для жизни, и само учение есть самая настоящая жизнь.
Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Сергея Михалкова.
-
В книгу «Стихи» вошли главные поэтические произведения С. В. Михалкова для детей «Тридцать шесть и пять», «Песенка друзей», «Прививка», «А что у вас?» и многие другие. Эти смешные и поучительные истории про младших школьников никогда не устареют, поскольку отличаются удивительной психологической точностью, юмором и лёгким, почти детским языком. А современные, подробные иллюстрации художницы Надежды Бугославской великолепно дополняют стихи С. В. Михалкова, наделяя их забавными деталями. Для младшего школьного возраста. ... Далее
-
В книгу «Стихи для любознательных малышей» вошли четыре весёлых и интересных стихотворения С.В. Михалкова: «Цирк», «От кареты до ракеты», «Поиграем – угадаем!» и «Про мимозу». Сходить в цирк, попутешествовать во времени, познакомиться с мальчиком Витей, очень похожим на мимозу, и ещё много чего можно сделать, прочитав эту книгу! Для старшей группы детского сада. ... Далее
-
В книгу С. Михалкова «Стихи о войне» включены стихотворения, написанные автором во время войны, в тылу и действующей армии. Они обращены к читателям всех возрастов и социальных групп – солдатам и офицерам, труженикам тыла и угнанным в плен, матерям, женам и детям бойцов… Герой военной лирики С. Михалкова – вставший на защиту Родины народ, объединенный истинным, природным и мощным чувством патриотизма. Именно эта интонация делает книгу такой искренней и проникновенной. Вторая часть книги составлена из малоизвестных лирических стихотворений поэта, созданных в период с 1934 по двухтысячные годы. Для широкого круга читателей. ... Далее
-
Сборник стихотворений С. Михалкова «А что у вас?» с большими буквами и словами с ударениями станет отличным подарком начинающим маленьким читателям! Дети смогут сами прочесть знаменитые произведения классика детской литературы с иллюстрациями Н. Бугославской, а потом уже будут вас просить купить им ещё книг для чтения. Ведь самим читать так интересно! Книги из серии «Я читаю сам!» прививают любовь к чтению, обогащают словарный запас и становятся лучшими друзьями детей на многие годы! Для дошкольного возраста. ... Далее
-
В книгу «А что у вас?» вошли самые известные и популярные стихи замечательного детского поэта С. В. Михалкова. Очень важно читать детям хорошие стихи с раннего возраста. «Трезор», «Песенка друзей», «А что у вас?», «Мы с приятелем», «Фома» и другие стихи классика детской литературы входят в круг чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иллюстрации известного художника Н. Бугославской. Для младшего школьного возраста. В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн. ... Далее
-
Книга с яркими иллюстрациями Владимира Сутеева знакомит детей со стихотворением Сергея Михалкова «Мой щенок». Для дошкольного возраста.
-
Веселое стихотворение С. Михалкова о приключениях веселой, немножко избалованной, но очень обаятельной собачки по кличке Чебурашка. Для чтения взрослыми детям. ... Далее
-
В книгу вошли стихи классика детской литературы С. Михалкова. Стихи про ребят, про их насущные дела и проблемы, про разные характеры… А ещё о любви к братьям нашим меньшим – домашним животным, да и просто весёлые стихи и песенки. Иллюстрации художника Н. Бугославской. Для детей до 3-х лет. ... Далее
-
Сергей Михалков написал много-много стихотворений и сказок в стихах, из которых малыши узнают про то, как весело живется сбежавшим собачкам, пекарю с его лучшим другом псом, мальчику, который всего боялся… Особенно книжка пригодится, если сесть читать ее вечером, когда делать станет нечего! А еще можно рассматривать красивые, веселые, впервые нарисованные картинки к этим замечательным стихам и сказкам! ... Далее
-
В книгу вошли известные считалочки С.В. Михалкова: «Пальчики», «Котята», «Словечки-калечки» и многие другие. Считалочки верные помощники любой игры. Дети любят их и с радостью запоминают. В книге представлены считалочки и стихи с рисунками известных детских иллюстраторов В. Чижикова, О. Ионайтис, И. Глазова и других. Для детей до 3 лет. ... Далее
-
В сборник вошли стихотворения Сергея Михалкова для детей с яркими иллюстрациями и делением слов в тексте на слоги.
-
Для детей младшего школьного возраста предлагается красочно иллюстрированный сборник стихотворений С. В. Михалкова.
-
«Все начинается с детства…» – утверждал классик детской литературы С.В.Михалков. Все его творчество подтверждает эту неоспоримую истину. И неудивительно, что поэт за свое творчество удостоился наивысшей награды. И награда эта – искренняя любовь маленьких читателей разных поколений. Эта книга, подготовленная к 100-летнему юбилею замечательного, талантливого детского поэта, проиллюстрирована известным художником В.А.Чижиковым, который, однажды прочитав стихотворение С.В.Михалкова про Фому, полюбил его стихи и стал одним из лучших иллюстраторов его произведений. ... Далее
-
Замечательный, талантливый поэт, классик детской литературы Сергей Владимирович Михалков заслужил своим творчеством любовь миллионов читателей разных поколений. Его «Песенку друзей» напевали наши мамы и папы и будут петь наши внуки. А кто хоть раз посмотрел в театре «Зайку-Зазнайку», тот обязательно, когда вырастет, поведёт в театр своих детей… В нашей книге собраны лучшие произведения С. Михалкова для детей – стихи, сказки, басни, пьесы. ... Далее
-
Любимый писатель всех малышей Сергей Михалков придумал очень веселую игру, которая начинается так: Дело было вечером… Делать было нечего. Тут и выяснилось, что у каждого малыша произошло столько всего интересного! Еще он придумал много-много смешных стихов и даже сочинил поэму про доброго и смелого человека «по прозванью Каланча». А «карандаш с бумагой взял» и нарисовал очень красивые картинки к этой книжке знаменитый художник Фёдор Лемкуль. ... Далее
-
«Хорошо летом в лесу, на солнечной полянке с пригорком! Пригрело солнышко землю. Высохла утренняя роса на траве и на двух братьях-мухоморах возле старого пня, поросшего густым зелёным мхом. Вышла на полянку Рыжая Лиса. Присела, прислушалась: трещат в траве кузнечики, на все лады певчие птицы перекликаются, где-то кукует кукушка: „Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!“…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее
-
«Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми весёлыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Всё лето они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее
-
В книге «Самые лучшие стихи и сказки» собраны знаменитые произведения С. Михалкова, которые входят в круг детского чтения. Дети с удовольствием прочтут про Дядю Стёпу, непослушного щенка Трезора, узнают, какие бывают профессии, познакомятся с тремя поросятами и другими героями этого классика детской литературы. А потом ответят на вопросы, которые даны в конце книги. Это поможет детям лучше понять текст произведений, развить речь и подготовиться к аналогичным заданиям в школе. Умение отвечать на вопросы – важный навык для будущих медалистов. Родителям эти вопросы помогут построить беседу с детьми о книге. Для дошкольного возраста. ... Далее
-
Книга С. Михалкова «Три поросёнка» отлично подойдёт для первого самостоятельного чтения. Три розовых поросёночка и другие герои сказок научат детей бегло читать, ведь в книге большие буквы, слова с ударениями и много цветных иллюстраций. Книжки серии «Читаем сами без мамы» можно взять с собой в дорогу, на прогулку и читать вместе с друзьями! Для дошкольного возраста. ... Далее
-
Красочно иллюстрированная считалочка «Котята» классика детской литературы Сергея Михалкова.
-
Знаменитая сказка «Три поросёнка» классика детской литературы Сергея Михалкова впервые выходит с новыми картинками! Книга очень подробно проиллюстрирована, что позволит малышам погрузиться в жизнь маленьких и озорных трёх поросят, подружиться с ними и помочь им перехитрить злого волка! А потом вместе с поросятами петь весёлые поросячьи песенки! Для дошкольного возраста. Для старшей группы детского сада. В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн. ... Далее
-
Книжка с забавными иллюстрациями и веселыми стихами для детей дошкольного возраста.
-
Выдающийся художник Ю. Д. Коровин утверждал, что ребёнок инстинктивно тянется к цветному. Его прекрасные иллюстрации к детским книгам подтверждают это. «Может это непедагогично, – писал Коровин, – но для меня в произведении главный герой – автор. Литературные герои – ... Далее
-
Сборник весёлых и поучительных сказочных историй в стихах классика детской литературы Сергея Михалкова в рисунках знаменитого художника В. Сутеева. Малыши прочтут про непослушных и упрямых ребят и зверят, и поймут, как важно слушаться взрослых и быть хорошими мальчиками и девочками. Для дошкольного возраста. ... Далее
-
Книга «Детские стихи» С. Михалкова включает самые читаемые в начальных классах произведения писателя: «Фома», «Тридцать шесть и пять», «Весёлый турист» и другие. Ребёнок узнает о мальчишках и девчонках, которые учатся дружить, хорошо себя вести, не бояться прививок и, конечно, слушаться старших! Иллюстрации художников-графиков Ф. Лемкуля, С. Острова и С. Коротковой. ... Далее
-
«Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то… Одним словом, по главной улице большого города шёл маленький мальчик, вернее, он не шёл, а его тянули и тащили за руку, а он упирался, топал ногами, падал на коленки, рыдал в три ручья и вопил не своим голосом…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее
-
Выдающийся художник Ю. Д. Коровин утверждал, что ребёнок инстинктивно тянется к цветному. Его прекрасные иллюстрации к детским книгам подтверждают это. «Может это непедагогично, – писал Коровин, – но для меня в произведении главный герой – автор. Литературные герои – только ответвления его души, ума, фантазии». И с этим тоже нельзя не согласиться, рассматривая картинки к «Дяде Стёпе» С. В. Михалкова. ... Далее
-
Представь себе: ты просыпаешься и видишь, что взрослых вокруг тебя нет… Ни мамы, ни папы, ни даже бабушки с дедушкой… Куда они могли деться и что случилось с ребятами, которые остались без родителей, ты узнаешь, когда прочитаешь эту книжку. ... Далее
-
В сборник вошли самые знаменитые стихотворения, сказки и басни Сергея Владимировича Михалкова.
-
Сброрник стихов, загадок, азбук, считалочек-игралочек классика детской литературы Сергея Михалкова с рисунками знаменитого художника В. Чижикова. Для детей до 3–х лет. ... Далее
-
Сборник любимых всеми стихотворений классика детской литературы Сергея Михалкова, который можно взять с собой в дорогу. В книгу включены произведения, которые входят в круг обязательного чтения для детей – «Дядя Стёпа», «А что у вас?» и другие знаменитые стихи. Для детей до 3-х лет. ... Далее
-
В издание вошли сказки известного писателя С. В. Михалкова. Книга подготовлена к 100-летнему юбилею автора. Для младшего школьного возраста.
-
В сборник включены 2 сказки С.В. Михалкова: «Ссора» и «Упрямый козлёнок». Для детей дошкольного возраста. Подготовительная группа детского сада.
-
Каждый ребенок мечтает о том, чтобы родители водители его в цирк как можно чаще. Ведь так весело и интересно смотреть на артистов, выступающих на арене. С книжкой «Цирк» Сергея Михалкова малыши с удовольствием будут учиться читать по коротеньким стихотворениям про артистов цирка. А когда надоест читать, будут отдыхать во время антрактов, как в самом настоящем цирке, выполняя интересные задания, раскрашивая картинки, решая ребусы и головоломки. После каждого стихотворения идет такой интересный антракт. Но и это еще не все. Когда малыши все узнают про цирковую жизнь, они смогут сами устроить представление для родителей и друзей! В конце книжки идут специальные странички, на которых изображены фигурки главных артистов цирка. Дети вырежут и склеят участников циркового шоу и вперед! – на арену! ... Далее
-
В книгу «Сказки в стихах» классика детской литературы С.В. Михалкова вошли сказки о том, как старик корову продавал; про Мороза и Морозца; о дружбе доброго пекаря и его верного пса и сказка о светофоре. Иллюстрации лучших художников С. Бордюга и Н.Трепенок, М. Фёдорова, И. Глазова, А. Халиловой. Для старшей группы детского сада. Для воспитателей детского сада, руководителей детского чтения и родителей. ... Далее
-
Вашему вниманию представляется красочно иллюстрированная сказка в стихах.
-
«Жил-был обыкновенный Козлёнок. Как все козлята, он был мал, но упрям. Он хотел всё делать по-своему. Однажды ему пришло в голову уйти погулять подальше от дома. – Не ходи далеко! – предупредила его мать. – Собираются тучи. Быть грозе. – Никакой грозы не будет! – ответил Козлёнок и поскакал по тропинке в дальний лес…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее
-
В книгу «Мы едем, едем, едем…» вошли самые известные стихи Сергея Михалкова. Поэт разговаривает с ребёнком о дружбе и любви, о щедрости и скупости, о смелости и трусости, и на другие взрослые темы. Но разговор в стихах настолько увлекателен, что ребёнок не замечает, как весело и ненавязчиво поэт объясняет, какой выбор между плохим и хорошим ему нужно сделать. Произведения С. Михалкова «Про мимозу», «Мальчик с девочкой дружил…», «Фома» и многие другие продолжают читать дети в каждом новом поколении. Стихи проиллюстрировала Надежда Бугославская. Для дошкольного возраста. ... Далее
-
В книжку вошло стихотворение Сергея Михалкова «От кареты до ракеты», проиллюстрированное замечательным художником Геннадием Соколовым. Дети с удовольствием рассмотрят яркие картинки и узнают, на чем путешествовали люди в прежние времена и теперь. ... Далее
-
Красочно иллюстрированное издание представляет собой сборник самых лучших стихов детского поэта Сергея Владимировича Михалкова.
-
Хрестоматия «100 стихов, сказок и басен С.Михалкова» – это сборник главных, самых знаменитых произведений писателя. Такие сказки, как «Три поросенка» и «Праздник Непослушания», стихи «А что у вас?», «Мой щенок», «Песенка друзей» и многие-многие другие входят в обязательный круг детского чтения, а басни и стихотворения «Тридцать шесть и пять», «Прививка», «Мы с приятелем», «Фома» и др. включены в программу по литературе в начальной школе. Для младшего школьного возраста ... Далее
-
В книгу С.В. Михалкова «Весёлые стихи» вошли знакомые всем с детства «Стихи друзей», цикл стихотворений «Поиграем-угадаем!» и старинная детская песенка под названием «Лесная академия». Все стихотворения проиллюстрированы известным художником В. Чижиковым. Эти произведения входят в круг обязательного детского чтения. Для младшего школьного возраста. ... Далее
-
С.В. Михалков, поэт небывалой высоты, создавший всем известного героя дядю Стёпу, сумел, даже будучи взрослым, сохранить в себе того самого мальчишку, который в обыденном заметит необычное, который радуется жизни, спешит больше узнать и, конечно, найти друзей, чтобы весело провести время! В нашей книге собраны как раз такие, жизнерадостные и интересные стихи про детей и зверей: «Сладкоежки», «Мальчик с девочкой дружил…», «Лифт и Карандаш», «Лесная академия», «От кареты до ракеты» с рисунками В. Чижикова, Г. Мазурина, Л. Токмакова, Ф. Лемкуля, О. Ионайтис и многих других известных иллюстраторов. Для дошкольного возраста. ... Далее
-
Сергей Михалков, знаменитый папа дяди Степы, щенка Трезора и других известных и любимых героев, написал еще много-много сказок и стихов. И впервые, в одной большой и цветной книжке собраны самые лучшие произведения с новыми, красивыми и веселыми иллюстрациями. ... Далее
-
Стихотворение классика детской литературы Сергея Михалкова с яркими иллюстрациями и делением слов в тексте на слоги. Для дошкольного возраста.
-
Предлагаем вашему вниманию считалочку Сергея Михалкова «Пальчики» из серии «Читаем по слогам». Слова разбиты на слоги для легкого обучения чтению, крупные яркие иллюстрации сделают занятия более увлекательными. ... Далее
-
В иллюстрированную книгу вошла сказка-скороговорка Сергея Михалкова «Пекарь и пес». Для чтения взрослыми детям.
-
Сергей Михалков наблюдал-наблюдал за малышами и… написал сказки-басни о зверятах, которые капризничают, не помогают друзьям, ругаются друг с другом. Ну точно, как непослушные малыши. Эти сказки научат капризуль вести себя хорошо, не совершать плохих поступков, а быть добрыми и послушными на радость мамам и папам! ... Далее
-
Стихи, которые вошли в эту книгу, знают все. Даже если не помнят, кто их написал, всё равно часто повторяют эти строки: – А у меня в кармане гвоздь. А у вас? – А у нас сегодня гость. А у вас? – А у нас сегодня кошка Родила вчера котят… Или другие: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Написал эти звонкие, полные оптимизма стихи Сергей Михалков. И вот уже больше полувека они живут: передаются от родителей детям, запоминаются с ходу и самым чудесным образом поднимают всем настроение. Не верите? Убедитесь сами! ... Далее
-
Если ваш маленький упрямый малыш все время проказничает и вас не слушается, то ему надо прочитать сказки про зверюшек Сергея Михалкова. В них он увидит себя со стороны и перестанет себя вести, как приставучий Козленок, хитрый Зайчонок, глупый Попугай и ленивый Грач. Для детей дошкольного возраста. В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн. ... Далее
-
«Люба любила спать. По вечерам её не надо было, как других детей, просить и уговаривать: в десять часов вечера она уже была под одеялом. Стоило ей только положить голову на подушку, свернуться калачиком и закрыть глаза, как она проваливалась в сон. И могла спать сколько угодно! Рядом разговаривали, не умолкали радио и телевизор, но Люба не просыпалась. Даже старый будильник «Трезвон» должен был истратить весь свой завод, для того чтобы утром дозвониться до Любы и разбудить её, – такой был глубокий сон…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее
-
Книга «Мамы разные нужны!..» – сборник стихотворений С. Михалкова про мам, бабушек, родителей и детей, где каждый найдёт для себя что-то важное. Так, чрезмерная мамина опека может превратить малыша в лентяя, а злые шутки – разрушить крепкую дружбу. Эти стихи учат уважать и слушать старших, любить родителей и дорожить друзьями. Для детей до 3 лет. ... Далее
-
«Мысль обратиться к басне подал мне один из старейших и замечательных мастеров русской литературы А. Н. Толстой. Прочитав как-то мои новые стихи для детей, он сказал: «Те твои стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора, тебе лучше всего удаются… Попробуй писать басни». Спустя некоторое время я написал свою первую басню. А. Н. Толстому басня понравилась. Я написал еще несколько. Одну из них напечатала газета «Правда». Это была басня «Лиса и Бобер». Затем появились «Заяц во хмелю», «Две подруги», «Дальновидная Сорока» и другие…» ... Далее
-
Самые любимые, самые лучшие произведения классика детской литературы Сергея Михалкова в новом сборнике стихов и сказок не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых. В этом сборнике вы познакомитесь с Дядей Стёпой, тремя поросятами, щенком Трезором. Прочитаете много весёлых стихотворений и сказок, в том числе и очень поучительную сказку «Похождения рубля». Все иллюстрации в сборнике выполнены знаменитыми художниками – классиками детской иллюстрации – Г. Мазуриным, С. Островым, Ф. Лемкулем, А. Савченко и другими. В сборник входят произведения, которые включены в программу детского сада и внеклассного чтения для младших школьников. Для дошкольного и младшего школьного возраста. ... Далее
-
Сборник стихов классика детской литературы Сергея Михалкова с яркими иллюстрациями и делением слов в тексте на слоги. Для дошкольного возраста.
В книгу «Стихи» серии «Всё для детского сада» вошли произведения С. В. Михалкова проиллюстрированные тульским художником И. Цыганковым. «Лесная академия», «Поломанное крыло», «Бараны» и многие другие стихотворения известного детского поэта подскажут ребёнку, почему так важно бережно и по-доброму относиться не только к людям, но и к животным, и насекомым, и всему, что окружает его, а цветные иллюстрации и интересные сюжеты легко отложатся в памяти. Для подготовительной группы детского сада. Рекомендовано для родителей, воспитателей и руководителей детского чтения. ... Далее