Страницы истории 1920 1930 г. Работа с исторической картой

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Знакомиться по карте СССР с административно - территориальным устройством страны, сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Прослушивать песни 30 - х годов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: СССР. Когда образовался Союз Советских социалистических республик (СССР)?

Жизнь страны в 20-30 годы.

Уметь описывать исторические события в начале 20 века в России.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. - формулировать своё мнение и позицию.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Основные понятия и определения

понятия: СССР, образование Союз Советских социалистических республик (СССР)

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о жизни нашей страны в 1920—1930-е годы. Найдём на карте территорию, столицу Союза Советских Социалистических Республик, а также союзных республик. Продолжим работу с семейным архивом.

Вспомни, какие кинофильмы 1930-х годов те-бе довелось посмотреть

Изучение нового материала

Страницы истории 1920—1930-х годов

По названию выборных органов государствен-ной власти — Советов — новую власть назвали советской. Но фактически жизнью страны руко-водила партия большевиков. Позже их стали на-зывать коммунистами.

Другие политические партии были запрещены. С противниками советской власти расправля-лись, прежде всего со священниками, бывшими дворянами, помещиками, фабрикантами. Гонени-ям подвергались и люди творческих профессий — писатели, поэты, художники, а также учёные — словом, все те, кто осмеливался выступать про-тив новой власти.

ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

С 1918 года столицей страны стала Москва. В 1922 году на карте появилось новое государ-ство — Союз Советских Социалистических Рес-публик (Советский Союз, СССР). Со временем в состав СССР вошло 15 союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Ар-мения, Грузия, Узбекистан, Туркмения, Таджи-кистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония.

За годы революций и Гражданской войны был разрушен тот уклад жизни, который складывался веками. Заводы, фабрики, другие предприятия стали собственностью государства.

В Советской стране началась решительная борьба с неграмотностью. Вот одна из фото-графий той поры. Над школьными тетрадками склонились взрослые. Отныне образование стало доступно всем.

Но в то же время были варварски уничтожены тысячи исторических памятников. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя. Он был вос-становлен в 1990-е годы.

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

Найдите на карте территорию Со-ветского Союза, его столицу, союзные респуб-лики и их столицы. Что можно рассказать по карте об СССР?

Политическая карта СССР 1938год

СТРАНА-ТРУЖЕНИЦА

В 1930-е годы СССР напоминал гигантскую стройку. Работали, не считаясь со временем, искренне веря, что строят новую, прекрасную, справедливую жизнь. В это время были постро-ены новые города, возникли тысячи заводов, электростанции. В Москве появилось метро, красотой которого мы восхищаемся и сегодня.

Изменилась и жизнь деревни. Крестьян стали приучать хозяйствовать по-новому, коллективно. Они должны были объединяться в колхозы — коллективные хозяйства — и сообща трудиться на земле. Не все сельские труженики хотели этого.

Радостные песни звучали по радио, на улицах во время демонстраций. Фильмы тех лет рас-сказывают о счастливой жизни народа: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Но на самом де-ле в государстве воцарилось беззаконие. Ещё в конце 1920-х годов в партии и стране утвер-дилась личная власть И. В. Сталина. Хозяйствен-ные планы часто не выполнялись в срок. Вину за это возлагали на руководителей заводов, учё- ных-экономистов, инженеров, рабочих, колхозни-ков. Людей, которые честно трудились, объявляли «врагами народа».

Проверь себя

1. Когда образовался Советский Союз? 2. Что ты знаешь о стройках 1930-х годов? 3. Как из-менилась жизнь в деревне?

Вывод

В 1922 году образовался Союз Советских Социалистических Республик. К концу 1930-х годов СССР добился больших успехов в развитии промышленности. Но это произошло за счёт трудового порыва народа, лишений большинства населения страны.

Задания для домашней работы

1.Узнай у взрослых, из семейного архива, как отразились события 1920 —1930-х годов на жизни твоей семьи. Составь рассказ.

2.Выясни, названия каких городов, посёлков, улиц в вашем крае напоминают о стройках 1930-х годов.

Презентация Страницы истории 1920-1930-х годов

Советская Россия в 1920-е гг.

Образование СССР .

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

2. Подумайте, к какому времени относится появление этих названий: ко времени Российской империи (поставьте рядом буквы Р. и.) или к советскому времени (рядом с этими названиями поставьте СССР).

3. Серёжа и Надя подобрали фотографии московских улиц начала XX века и 1930-х годов. Узнай, где какая. Какие характерные приметы времени, запечатлённые на фотоснимках, помогли тебе в этом? Подпиши фотографии.

На фотографии, которую показывает Серёжа, изображена улица Арбат 1930-х годов. О том, что эта фотография относится именно к 30-м годам прошлого века указывает наличие автобусов, грузовых и легковых автомобилей на проезжей части. Также к приметам времени можно отнести особенную «сталинскую» архитектуру, например, массивные колонны с вазами и лепниной, которые можно хорошо разглядеть на переднем плане фотографии.

Вторая фотография, которую показывает Надя, явно относится к началу XX века. На Тверской улице, запечатлённой на фото, еще не увидишь автомобилей. Это редкость. В основном для перевозки людей и грузов используются лошади. В тот момент распространенным видом транспорта были конки — небольшие вагончики с запряженными в них лошадьми. Вагоны конки передвигались по рельсам, что позволяло увеличить скорость движения и наполняемость вагончика. Такой транспорт считался передовым, но просуществовал всего несколько десятилетий, поскольку на смену ему пришли еще более удобные автомобили, автобусы и трамваи. Кстати, в то время ещё только начали создаваться правила дорожного движения. Поэтому пешеходы переходят проезжую часть не по «зебрам», а кто где хочет.

1. Советская власть.
2. Образование СССР.
3. Достижения СССР.

Советская власть — так была названа новая власть. Свое название она получила от выборных органов государственной власти -Советов. Однако страной руководила партия большевиков. Позднее она получила название — коммунистическая партия.

Другие политические партии в стране были запрещены. Несогласных с советской властью — помещиков, священников, дворян, фабрикантов — ждала расправа. Преследовались и люди творческих профессий — поэты, музыканты, писатели, художники, ученые — те, кто высказывался против новой власти.

2. Образование СССР.

После образования нового государства, столицей его в 1918 году стала Москва. В 1922 году новой государство — Союз Советских Социалистических Республик — появилось на карте. Под этим названием страна просуществовала почти 70 лет. Символы СССР :

Флаг СССР

Герб СССР

Со временем в состав СССР вошло 15 республик : Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония.

Тот уклад жизни, который сложился в стране до революций и Гражданской войны, был полностью разрушен. В собственность государства перешли все заводы, фабрики и другие предприятия.

В стране началась борьба с неграмотностью. Отныне образование стало доступно всем. Создавались лекбезы. Над школьными тетрадками склонились и взрослые.

Но были варварски уничтожены тысячи исторических памятников. В Москве был взорван храм Христа Спасителя. В настоящее время храм восстановлен (1994-1997гг.).

3. Достижения СССР.

В 30-е годы страна превратилась в гигантскую стройку. Люди работали не считаясь со временем, верили в новую, справедливую, красивую жизнь. Возникали новые города, строились новые заводы, электростанции.

В Москве появилось метро, красота которого восторгает и в настоящее время.

Состав населения страны значительно изменился. Не было больше царя, помещиков, фабрикантов. Тысячи людей переехали в опустевшие квартиры и особняки. Так появились коммуналки.

Менялась и жизнь деревни. Крестьяне получили землю. Начали создаваться колхозы — объединения крестьян для ведения коллективного хозяйства. Однако не все желали трудиться сообща.

Радостные песни звучали в стране, фильмы тех лет рассказывали о счастливой жизни народа.

Но на самом деле в стране установилось беззаконие. В конце 20-х годов к власти пришел И.В.Сталин, утвердив свою личную власть. Из-за частых невыполнений хозяйственных планов, вина возлагалась на руководителей этих предприятий, ученых, инженеров. Людей объявляли «врагами народа». Часто страдали невинные люди.

К концу 30-х годов СССР сумел добиться больших успехов. Страна выпускала собственные самолёты, автомобили, тракторы. Но это было достигнуто за счет трудового порыва народа, лишений большинства населения страны.

Просмотры: 13 533

Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20 – 30 –е годы 20 века.

Теперь жизнью страны руководила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами.

Государством управляли Советы – правительство большевиков, поэтому и новую власть стали называть Советской.

Слайд № 2 .

В высшей степени ослабленной вышла Советская республика из пожарища Гражданской войны. Страна была в полной разрухе. Не работали заводы и фабрики. Стоял транспорт. Не было топлива. Лишившиеся погибших на фронтах войны отцов и умерших от голода и лишений матерей, дети стали беспризорными, нищенствовали и попрошайничали. Российские крестьяне оказались без рабочего скота и были вынуждены проводить весенний сев, сами впрягаясь в плуги. Не только город, но и деревня голодали.

Большевистское правительство было вынуждено силой забирать на селе у крестьян все те очень маленькие запасы зерна, которые хранились для посева. Холодная зима и засушливое лето стали причинами неурожая, который в 1921 году постиг всю страну. Разразился невиданный голод. Казалось, никогда уже Россия не сможет встать на ноги. Но постепенно жизнь все же начала налаживаться. Большевистское правительство было вынуждено продать за границу много золота и других драгоценностей, для того чтобы на полученные деньги закупить зерно для голодающей России. Постепенно стали восстанавливаться заводы и фабрики, разрушенные войной. Наконец заработали железные дороги.

Слайд № 3 .

В 1922 году на территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР.

Какой город стал столицей СССР? Москва стала столицей Советского Союза.

Работа по учебнику.

Найдите на карте на с. 134 – 135 республики, входившие в состав СССР. В состав СССР входило 15 союзных республик. Республики: Белорусская, Российская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская, Киргизская, Молдавская, Латвийская, Литовская, Эстонская.

Очень большую территорию занимал Советский Союз. Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным, со многими заводами и фабриками, электростанциями, хорошо работающими железными дорогами и речными и морскими путями. Для защиты страны нужны были большая и хорошо вооруженная армия и флот. Но нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Необходимо было ликвидировать неграмотность, так как в наследство от царской России новой власти досталось почти неграмотное население – мало кто умел читать и писать.

Слайд № 4 .

Над школьными тетрадками склонились взрослые. Миллионы людей сели за парты. Образование стало доступно всем.

Слайд № 5 .

Но в то же время отечественная культура понесла большие потери. Были варварски уничтожены многие исторические памятники. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя.

Слайд № 6 .

Значительные изменения произошли и в деревне. Большевистское руководство считало, что одной крестьянской семье очень трудно было в одиночку вырастить хороший урожай, чтобы прокормить себя и продать излишки урожая для горожан. Поэтому было принято решение объединить всех крестьян в крупные коллективные хозяйства – колхозы. Крестьяне работали сообща на колхозных полях, получая за это очень небольшую плату. Все, что было выращено общими усилиями в колхозах, сдавалось государству. Самим колхозникам от этих урожаев доставалось очень мало. Все это позволило со временем накопить значительные запасы сельскохозяйственных продуктов и уже не опасаться, что население страны постигнут новые голодные годы.

Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам? Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь. Как вы думаете, ребята, такое положение крестьян уже было в истории нашей страны? В какое время? Такое положение советского крестьянства очень напоминало жизнь сельчан в царское время, когда они были крепостными.

По названию выборных органов государственной власти - Советов - новую власть назвали советской. Но фактически жизнью страны руководила партия большевиков. Позже их стали называть коммунистами.

Другие политические партии были запрещены. С противниками советской власти расправлялись, прежде всего со священниками, бывшими дворянами, помещиками, фабрикантами. Гонениям подвергались и люди творческих профессий - писатели, поэты, художники, а также учёные - словом, все те, кто осмеливался выступать против новой власти.

С 1918 года столицей страны стала Москва. В 1922 году на карте появилось новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз, СССР). Со временем в состав СССР вошло 15 союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония.

За годы революций и Гражданской войны был разрушен тот уклад жизни, который складывался веками. Заводы, фабрики, другие предприятия стали собственностью государства.

В Советской стране началась решительная борьба с неграмотностью. Вот одна из фотографий той поры. Над школьными тетрадками склонились взрослые. Отныне образование стало доступно всем.

Но в то же время были варварски уничтожены тысячи исторических памятников. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя. Он был восстановлен в 1990-е годы.

Работа с исторической картой

Найдите на карте территорию Советского Союза, его столицу, союзные республики и их столицы. Что можно рассказать по карте об СССР?

Страна-труженица

В 1930-е годы СССР напоминал гигантскую стройку. Работали, не считаясь со временем, искренне веря, что строят новую, прекрасную, справедливую жизнь. В это время были построены новые города, возникли тысячи заводов, электростанции. В Москве появилось метро, красотой которого мы восхищаемся и сегодня.

Изменилась и жизнь деревни. Крестьян стали приучать хозяйствовать по-новому, коллективно. Они должны были объединяться в колхозы - коллективные хозяйства - и сообща трудиться на земле. Не все сельские труженики хотели этого.

Радостные песни звучали по радио, на улицах во время демонстраций. Фильмы тех лет рассказывают о счастливой жизни народа: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Но на самом деле в государстве воцарилось беззаконие. Ещё в конце 1920-х годов в партии и стране утвердилась личная власть И. В. Сталина. Хозяйственные планы часто не выполнялись в срок. Вину за это возлагали на руководителей заводов, учёных-экономистов, инженеров, рабочих, колхозников. Людей, которые честно трудились, объявляли «врагами народа».

Проверь себя

  1. Когда образовался Советский Союз?
  2. Что ты знаешь о стройках 1930-х годов?
  3. Как изменилась жизнь в деревне?

Задания для домашней работы

  1. Узнай у взрослых, из семейного архива, как отразились события 1920 -1930-х годов на жизни твоей семьи. Составь рассказ.
  2. Выясни, названия каких городов, посёлков, улиц в вашем крае напоминают о стройках 1930-х годов.

На следующем уроке

Узнаем о Великой Отечественной войне и о Великой Победе. Научимся собирать исторические свидетельства - рассказы ветеранов.

Вспомни, какие кинофильмы тебе довелось посмотреть и какие книги прочитать о Великой Отечественной войне.