Святитель митрополит Зиновий (Мажуга). Святитель зиновий, митрополит тетрицкаройский

В Тбилиси, в церкви св. Александра Невского спит вечным сном митрополит Зиновий.

Он очень любил свою вторую родину и был достойным членом Грузинской Православной церкви.

Митрополит Зиновий (в миру Захария) родился 14 сентября 1896 г. в семье рабочего в г. Глухове черниговской губернии. Жизнь с самого детства повернулась к нему не самой лучшей своей стороной. В 3 года он потерял отца, в 11 – мать. Мальчик рос в семье дяди. Нищета и страдания были для него школой смирения. Сверстники не случайно прозвали его Монахом.

Родственники отдали его в Дом Трудолюбия при Глинской пустыни. Здесь Захария закончил приходскую школу и научился портновскому делу. Близость монастыря побудила в нем желание принять постриг.

В 1912 г. Захария стал послушником в Глинской пустыни, где он прошел много разных послушаний.

Главный «экзамен» ему устроил о. Герасим, когда Захария попросил стать его духовным отцом. О. Герасим пригрозил ему палкой и попытался выгнать из кельи. Но Захария твердо стоял на своем: «Я никуда не уйду, пока не станете моим духовником!» «Вот сейчас ты точно мой духовный сын, – сказал о. Герасим и обнял его. – Я так со всеми говорил и все убегали, только ты остался”.

Тем временем началась Первая Мировая война. Послушника Захарию вместе с другими молодыми монахами призвали в действующую армию. Послушник, сам того не зная, простился с только что приобретенным духовником навсегда. Больше они друг друга не видели.

Захария попал в Белоруссию. Здесь он простудил ноги и заболел экземой, которая мучила его всю жизнь. Впоследствии к ней прибавился тромбофлебит и незаживающие трофические язвы.

После демобилизации Захария вернулся в Глинскую пустынь.

В 1917 г. на Благовещенье его постригли в монашество с именем Зиновий.

Свирепствовала Гражданская война. Грабеж и убийство стали обычным делом. В 40 километрах от Глинской пустыни находилась мельница. Довести туда телегу, груженную зерном, стало нелегким делом. Но заметили, что когда о. Зиновий правил быками, телега до мельницы доезжала благополучно, в других случаях подводу грабили.

Однажды о. Зиновия вызвали к настоятелю, обрили бороду и одели в гражданскую одежду.

После этого о. Нектарий попросил его отвезти одного человека в город. На Украине тогда одновременно действовал десяток разных банд. Неизвестный оказался епископом, который на прощанье предсказал о. Зиновию: “Пройдут годы испытаний и тебя возведут в высокий сан!”

В 1922 г. Глинскую пустынь закрыли. О. Зиновий взял с собой антиминс, на котором впоследствии совершал Литургию под открытым небом. Молодой монах приехал в Грузию и поселился в монастыре Успения Божьей Матери, где его вскоре рукоположили сперва в иеродиаконы, потом в иеромонахи.

О. Зиновий служил в церкви св. Николая в г. Сухуми. Когда большевики стали донимать его и здесь своими издевательствами, тогда о. Зиновий с другими монахами укрылся в горах Абхазии, где в то время спасались многие подвижники. Так образовался нелегальный монастырь.

Здесь, в горах произошло одно событие.

Двое монахов по неопытности съели ядовитую траву. У них началась рвота. Один брат выбежал из пещеры. Был дождливый день, монах поскользнулся, упал в пропасть и разбился. Второй монах потерял сознание и долго не приходил в себя. Очнувшись, он рассказал, что явился к нему умерший брат с печальным лицом и что-то просил. Монахи решили усилить молитву об усопшем. После сорока дней, разделив его одежду, они обнаружили в его рясе зашитый золотой червонец. О. Зиновий спустился в Сухуми, разменял деньги и раздал их нищим. После этого погибший монах являлся во снах братьям уже радостный.

Местные власти каким-то образом узнали о нелегальном монастыре в горах, нагрянули туда и учинили разгром.

О. Зиновий нашел себе приют в греческой деревне, где зарабатывал себе на хлеб шитьем. Однажды хозяин дома предупредил его: «Скоро приедут с проверкой, узнают, что ты не прописан и арестуют”. О. Зиновий на несколько дней укрылся в лесу. В глухом месте нашел пещерку, хворост, развел огонь и начал молиться. Наступало 22 мая. В этот день Церковь отмечает память св. Шио Мгвимского и перенесение мощей св. Николая в Бари.

В полночь о. Зиновий услышал приближающийся рев медведя и понял, что заночевал в берлоге хозяина леса. Он усилил молитву и сам постепенно заснул.

Утром его разбудил охотник, показал вокруг вытоптанную траву и воскликнул: «Прав ты, батюшка, тебя св. Шио и св. Николай спасли!»

Власти все-таки выгнали о. Зиновия из Грузии. После этого он служил в Ростове-на-Дону в церкви св. Софии.

В 1936 г. о. Зиновия арестовали и 7 месяцев продержали в распределителе, где он заболел малярией. Болезнь спасла его от отправки в Среднюю Азию и неминуемой смерти.

Его отправили на строительство Беломорканала. О. Зиновий часто раздавал свой паек зэкам, чем и заслужил их любовь и уважение. Находясь в тюрьме, о. Зиновий продолжал служение ближним: читал наизусть молитвы, принимал исповеди, отпевал покойников.

Как-то, на Урале, когда заключенные строем возвращались в барак после работы, о. Зиновий, как самый маленький по росту, идя в конце колоны, заметил в снегу, в 50 градусный мороз свежесорванную гроздь винограда. Он подобрал ее, принес в барак и раздал каждому зэку по виноградинке, как явное Божье чудо и утешение.

После 5 лет заключения о. Зиновий вернулся в Грузию. В Тбилиси он познакомился с патриархом Каллистратом (Цинцадзе) и по его благословению начал служить в монастыре св. Екатерины (в просторечии Ольгинском) во Мцхета.

Затем 3 года служил в Батуми.

Патриарх Каллистрат очень любил о. Зиновия и перед смертью попросил владыку Мелхиседека, своего преемника, рукоположить его в епископы.

В 1950 г. о. Зиновий стал настоятелем церкви св. Александра Невского. В 1956 г. о. Зиновия рукоположили в епископы.

В 1960 г. патриарх Ефрем II поставил о. Зиновия во главе Тетрицкаройской епархии.

В течение многих лет епископ Зиновий был связующим звеном между Русской и Грузинской церквями. Он очень любил Иверию и не благословлял своих духовных чад уезжать отсюда навсегда.

Именно о. Зиновий постриг в монашество Ираклия Шиолашвили и предсказал ему, что в историю Грузии он войдет как патриарх Илья II.

О. Зиновий имел дар духовного рассуждения, прозорливости и непрерывной Иисусовой молитвы.

Он сподобился великой милости – сама пресвятая Богородица посетила его келью.

В 50-ые годы Тбилиси посетил представитель Александрийской церкви. На встрече духовенства присутствовал и архимандрит Зиновий. Вдруг он подошел к гостю и сказал: «Подвинься и уступи мне место».

Александриец очень удивился такому обращению, но все же исполнил просьбу. Через какое-то время наверху зашаталась икона и упала прямо на голову о. Зиновия.

Возмущение гостя сменилось удивлением. Все поняли, что благодаря самопожертвованию о. Зиновия, избежали неприятных объяснений.

О. Зиновий, безропотно принимая скорби и болезни, учил паству личным примером видеть во всем волю Божью.

От приходящих к нему за духовным советом, о. Зиновий требовал послушания: “Если спрашиваешь, тогда слушайся, – говорил он. – А если не исполнишь, тогда зачем идешь за благословением”.

Однажды он не разрешил причащаться м. Ангелине, игуменье Ольгинского монастыря за то, что она осуждала священников.

Об этом извращенно доложили русскому патриарху Алексею I, как будто о. Зиновий хотел закрыть этот русский монастырь. Получился конфликт. Впоследствии патриарх Алексей I, сожалея о возникшем непонимании, пожертвовал церкви св. Александра Невского икону в серебряном окладе.

О. Зиновий очень любил патриарха Илью II. Перед смертью он сказал о. Виталию (Сидоренко) и м. Серафиме: “Ваш духовник – патриарх Илья. Он мой духовный сын и хороший человек. Будьте с ним рядом”.

Митрополит Зиновий заранее знал день своей кончины и специально собрал у себя всех живших в Грузии монахов из Глинской пустыни, причастился и спокойно предал душу Господу.

(Подготовленно по статье Кахабера Кенкишвили в журнале “Карибче” № 4, 2007 г.)

21 апреля 2008 г. на 78-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни, скончался один из старейших клириков Московской епархии митрофорный протоиерей Зиновий Анисимов, бывший настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Ивантеевке. С глубокой сердечной скорбью верующие и духовные чада отца Зиновия восприняли это трагическое известие о кончине своего духовного пастыря и молитвенника.

Протоиерей Зиновий родился 16 августа 1930 г. в деревне Малые Токташи Аликовского района Чувашской АССР в крестьянской, глубоко верующей православной семье. После окончания сельской школы в тяжелом военном 1944 г. отец Зиновий трудился в колхозе. За свой самоотверженный, усердный труд будущий пастырь в 1947 г. был удостоен своей первой заслуженной награды — медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

С пятнадцатилетнего возраста отец Зиновий начинает регулярно посещать свой приходской храм, поет и читает на клиросе. В 1948 г., по благословению приходского священника, он поступает в Саратовскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжает свое обучение в Московской Духовной академии. В июне 1955 года, по представлению академического начальства, Святейший Патриарх Алексий I рукоположил молодого студента во дьякона, а 7 декабря того же года архиепископ Можайский Макарий (Даев) — во иерея. 23 декабря 1955 г. по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) отец Зиновий был назначен третьим штатным священником в Ильинскую церковь Сергиева Посада. В 1956 году батюшка закончил МДА с успешной защитой работы и получил звание кандидата богословия.

Свыше шести лет, с 1972 по 1978 гг., отец Зиновий служил настоятелем Вознесенского храма в селе Рахманово Пушкинского района, а затем по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 17 ноября 1978 г. вновь возвращается в Сергиев Посад и возглавляет приход Ильинской церкви. В 1987 г. митрополит Ювеналий назначил отца Зиновия благочинным церквей Загорского округа.

В ноябре 1994 г. батюшка Зиновий по причине постигшей его болезни был переведен за штат. Но уже в 1995 г., после благодатной паломнической поездки на Святую Землю, указом митрополита Ювеналия от 5 июня 1995 г. он был назначен штатным священником Георгиевского храма города Ивантеевки, а 25 июля 1997 г. становится его настоятелем.

В 2005 г. вновь постигший батюшку тяжелый недуг вынуждает его проситься за штат, и 7 декабря 2006 г. митрополит Ювеналий удовлетворяет его прошение. Будучи за штатом отец Зиновий по возможности продолжал посещать Георгиевский храм и окормлял вверенную ему от Бога паству.

За годы своего более чем пятидесятилетнего пастырского служения батюшка снискал к себе благодарную любовь и уважение своих многочисленных духовных чад, прихожан и духовенства. Его одухотворенные проповеди, живой пример любви к Богу, евангельское сострадание к людям и боль за них, мудрое и чуткое пастырское руководство, привели не одну заблудшую душу ко Господу.

Многолетние труды и служение отца Зиновия были неоднократно отмечены наградами, в том числе и патриаршими, последней из которых было служение с открытыми Царскими вратами до «Отче наш».

В среду 23 апреля, при стечении множества верующих, Божественную литургию и чин отпевания досточтимого пастыря в Георгиевском храме возглавил благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек. Он зачитал телеграмму митрополита Ювеналия: «Выражаю глубокое соболезнование прихожанам, родным и близким в связи с кончиной протоиерея Зиновия Анисимова. Господь да упокоит Своего верного служителя в селениях праведных».

Много теплых слов было сказано священниками Пушкинского благочиния, приехавшими проститься и проводить в последний путь почившего отца Зиновия, для которых он был примером истинного служения Господу, добрым наставником и усердным молитвенником.

Погребен дорогой батюшка Зиновий за алтарем Георгиевского храма города Ивантеевки, в котором служил последние годы.

Да упокоит Господь душу Своего верного раба и служителя в селениях праведных. Вечная ему память!

Старец Зиновий, митрополит Тетрицкаройский, выходец из знаменитой своим старческим деланием Глинской пустыни, занимает в истории православного монашества нового времени и Православной Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к людям, любовь к просвещению, умение привлечь и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, святительское окормление паствы. Старец Зиновий стал живым связующим звеном между дореволюционным старчеством и старчеством конца XX века.

Родился будущий владыка в г. Глухов 14 сентября 1898 г., назвали мальчика Захарией. Он рано лишился родителей. Отец умер, когда ему было 3 года, а мать - когда исполнилось 11 лет. Пришлось жить у родственников в семье сестры, жили бедно, и мальчика устроили на работу в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни. Это было для мальчика большой радостью.

В 16 лет его зачислили послушником в Глинскую пустынь. Обычно вновь поступавших определяли в гостиницу, чтобы научился служить людям, потом в прачечную, чтобы не боялся в будущем никаких трудов, - на год или два. Потом, смотря по усердию и склонности к определенным трудам, посылали на кухню, в пекарню, в переплетную или швейную и другие мастерские, если была явная склонность к иноческой жизни. У Захарии было все хорошо с первыми послушаниями, а на специальных не ладилось. Старшие постоянно жаловались на него настоятелю, его переводили с места на место. Он очень переживал, боялся, что отправят домой. Жалел его и старался поддержать только один строгий схимонах Герасим, который и стал его духовным отцом, приучая молодого послушника к продолжительным молитвам, строгому ограничению в пище, воздержанию в словах. Постепенно наладилось дело и с послушаниями. Захарию поставили присматривать за лошадями, которых он очень боялся, но потом привык к ним, и дело пошло на лад. В 1916 г. Захария ушел на военную службу, молясь в душе Богу, чтобы его поставили на такое место, где он мог бы никого не убивать. Его зачислили в роту конвоиров, и в военных действиях он не участвовал. В Пинских болотах, в Белоруссии, он получил заболевание ног, которое мучило его потом всю жизнь.

В 1917 г. Захария вернулся в Глинскую пустынь, где в день Благовещения Пресвятой Богородицы был пострижен в монахи с именем Зиновий, в честь священномученика Зиновия, епископа Эгейского. Настоятель обители архимандрит Нектарий благословил монаха Зиновию ездить на монастырскую мельницу в г. Путивль в 40 км от монастыря, что в условиях гражданской войны было сопряжено с большим риском. По милости Божией ему удавалось благополучно выполнять это послушание.

Учась на деле отсечению своей воли и смирению, однажды ему пришлось изменить внешний облик и тайно отвезти, как потом выяснилось, архиерея из обители, который и предсказал ему архиерейство, которое он получил через 35 лет. В 1922 г. Глинскую пустынь закрыли, а вскоре и разорили. Монах Зиновий взял с собой один из антиминсов, на котором впоследствии совершали богослужения под открытым небом. Направился он в Грузию, где было спокойнее. В Драновском Успенском монастыре его рукоположили в иеродиакона, а в 1925 г. - во иеромонаха. В 1927 г. и этот монастырь закрыли. Отец Зиновий стал настоятелем церкви великомученика Георгия, а потом служил в Никольском храме г. Сухуми. Вскоре и это стало невозможно, он решил подняться в горы, устроив там скит, а потом жил в греческих селениях, переходя с места на место и зарабатывая на жизнь пошивом одежды местному населению. Затем о. Зиновий уехал в Ростов-на-Дону, где стал служить в Софийском соборе. В 1930 г. его арестовали. В следственном изоляторе тюрьмы он встретился с будущими Глинскими старцами о. Серафимом (Романцовым) и о. Андроником (Лукашем). Их отправили в Среднюю Азию, а отца Зиновия - на Урал. По дороге к месту заключения партию арестантов закрыли в вагоне и не давали им пить. Люди мучались от жажды, и отец Зиновий стал молиться о дожде. Господь послал длительный дождь. У иеромонаха Зиновия была деревянная ложка, которую можно было просунуть сквозь решетку окна. Попеременно из этой ложки напились все. В тюрьме о. Зиновий, помнивший наизусть часто проводимые службы, молился, крестил, отпевал, исповедовал, епитрахилью служило полотенце, на котором углем были начертаны кресты.

Работал он наравне со всеми, но вскоре надорвался, и его перевели на работу в портняжную мастерскую. После освобождения из тюрьмы батюшка вернулся в Сухуми, но там его не прописали, несмотря на то, что там у него был свой дом. И отец Зиновий поселился в горах Абхазии. В этот период многие из Глинских старцев подвизались вблизи озера Амткел. В горах он основал небольшую монашескую общину. Среди монахов-пустынников он пользовался большим авторитетом. В этот период своей жизни он ощутил счастье особой близости к Богу. Когда большевики разогнали монашескую общину, отец Зиновий старался помогать подвижникам, которые остались в горах. В горах иеромонах Зиновий подвизался в период с 1936 по 1942 год.

А сам он поехал в Тбилиси, где его увидел грузинский патриарх Каллистрат, который предложил ему стать внештатным священником Сионского собора (1942 -1944 гг.). С 1944 по 1945 г. отец Зиновий служил в Мцхетском Ольгинском монастыре. Он был делегатом от Грузинской Церкви на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1945 г.. в этом же году возведен в сан игумена. С 1947 по 1950 г. служил настоятелем кладбищенской церкви в честь Святого Духа в Батуми. Когда в 1950 г. скончался настоятель Александро-Невской церкви в Тбилиси, патриарх Каллистрат, к удивлению всех, срочно вызвал отца Зиновия из Батуми и в тот же день вечером возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Александро-Невской церкви. Когда патриарха спросили, почему на это место назначен отец Зиновий, он ответил: «Этот человек… имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место». В этом храме отец Зиновий прослужил до конца жизни. В ноябре 1955г. архимандрит Зиновий был назначен благочинным русских приходов, находящихся вне Тбилиси - в Карталинии, Кахетии и Армении. 30 декабря 1956 г. состоялась его епископская хиротония, а 6 марта 1957 г. епископа Зиновия назначили вторым викарием Его Святейшества с титулом «епископ Степанаванский».

Когда в 1944 г. Глинская пустынь была открыта, многие из старцев этой обители вернулись туда. В 50-е годы отец Зиновий неоднократно бывал там. В 1956 г. настоятель пустыни архимандрит Серафим (Амелин) вызвал отца Зиновия и просил его взять на себя настоятельство обители. Отец Зиновий, не желая огорчать старца, просил время на обдумывание. Но в беседах с некоторыми из братии пророчески предрек, что обитель перестанет существовать. В 1961 г. Глинская пустынь была закрыта. Некоторые из братии обители приехали Грузию, где были с радостью приняты владыкой Зиновием и почитаемы не только русскими, но и грузинами. 12 апреля 1972 г. владыка Зиновий был возведен в сан митрополита и принимал самое деятельное участие в подготовке и проведении 12 Поместного собора Грузинской Церкви и интронизации Блаженнейшего Каталикоса - Патриарха Илии ІІ. В марте 1978 г. он сопровождал новоизбранного Святейшего Каталикоса - Патриарха Илию во время братского визита в Россию. Святитель Зиновий очень любил Грузию и даже своим духовным чадам говорил: «Любите Грузию так, как люблю ее я».

Владыка Зиновий все делал основательно, не спеша. Не раз он посещал Москву, Троице-Сергиеву Лавру, посещал Пюхтицкий монастырь. И к нему приезжали многие архиереи - и с официальными визитами, и когда нужен был совет. Все 35 лет своего служения в Александро-Невском храме в Тбилиси владыка Зиновий прожил в скромном домике около храма. Все его «покои» составляла одна комната-келья, где поместились лишь стол, кровать и два шкафа с книгами. Патриарх Давид предложил ему построить резиденцию, но владыка Зиновий отказался. Ему привычнее и проще было в своей келье. Каждый день утром и вечером владыка Зиновий старался приходить на богослужение. В праздничные дни он служил или выходил на молебны. Люди, близко знавшие владыку, отзывались о нем с удивлением и уважением, так как в его лице сочеталось величие иерарха со смирением простого монаха. Пережив много трудностей, лишений, много болея, он оставался сердечным, радушным, гостеприимным. Всех ему хотелось утешить, духовно укрепить, воодушевить. Говорил он обычно мало, старался прежде выслушать. Когда Господь помогал явно по молитвам владыки, то владыка Зиновий объяснял это верой просивших: «По вере вашей будет вам». Более всего учил владыка усердной молитве, духовному рассуждению и долготерпению.

Владыка Зиновий, всегда окруженный людьми, которых стремился утешить, вразумить, наставить, вынужден был многих выслушивать и вести многочасовые беседы. Это его очень утомляло, но никогда не раздражало, не лишало внутреннего мира и собранности. Потребность в молитве он мог осуществить только в ночные часы. Себе он не делал послабления, но другим не давал строгих правил. Считая молитву барометром духовной жизни, владыка Зиновий стремился и приходящих к нему настроить на серьезное и внимательное отношение к молитве церковной и домашней.

Неумолимые годы приближали время кончины. Готовясь к нему, владыка принял схиму с именем Серафим - в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь он реже выходил в храм, но ничего не менял в своей жизни до конца. Последнюю литургию владыка отслужил в день преподобного Серафима Саровского, 1 августа 1984 г., и почувствовал, что ноги отказывают. А 19 декабря, в день памяти святителя Николая, владыка последний раз вышел в храм, был на молебне. После этого он уже не мог ходить, молился в келье днем и ночью. В последнюю ночь перед кончиной он сказал келейнику: «Я от вас ухожу». Попросил остаться игуменов Филарета и Вениамина. Его соборовали, причастили, и во время чтения канона на исход души он тихо скончался на 87-м году жизни 8 марта 1985 г. Его отпевали монашеским чином. Возглавил собор иерархов и священнослужителей, собравшихся на отпевание, патриарх Илия ІІ. Владыку похоронили 14 марта, и многие, присутствовавшие на похоронах, вспоминают, что тело его, находившееся в церкви семь дней, не подверглось тлению и изменению за эти дни. Он лежал, как будто спал.

За время многолетней пастырской деятельности схимитрополит Серафим был награжден многими орденами Грузинской, Русской и других Православных Церквей. 12 ноября 1985г., в день празднования священномученика Зиновия, в храме Александра Невского в Тбилиси патриарх Илия ІІ в своей речи перед панихидой сравнил владыку Зиновия с бриллиантом, который никогда не теряет своей силы, сколько бы времени он ни просуществовал, и ценность его не умаляется со временем. Он выразил твердую веру в то, что душа владыки Зиновия ныне предстоит у Престола Божия и он, стяжавший венец правды, имеет высокое дерзновение молиться о своих духовных чадах, и о всех, кто молитвенно чтит его память. Святейший патриарх Илия и по сей день свято чтит память своего духовного отца - владыки Зиновия, 8 марта 2010 г.

Честные мощи святителя Зиновия покоятся в Иверии, в г. Тбилиси, в храме Святого благоверного князя Александра Невского, напротив левого придела в честь святителя чудотворца Николая Мирликийского. В нише стены храма над надгробием за стеклянной дверцей находится его келейная икона - копия Глинской чудотворной иконы Рождества Божией Матери.

21 августа 2010 г. по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь был совершен чин прославления трех подвижников 20-го века - схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша). Память новопрославленных святых стала совершаться в день празднования Собора святых преподобных отцов Глинских - 9 сентября (22 сентября по н. ст.).

Использованные источники и литература:

1. Чесноков З. Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. - М.: Новоспасский монастырь, 2011. -216 с.
2. Жизнеописание Глинских старцев. Глинская пустынь. 2010 г. - 44 с.
3. Сайт Троицкого храма г. Батайска http://hram-bataysk.ru/serafimmaquga/
4. Сайт Православие.RU

Как верующие люди любят святых, и как часто обращаются к ним за помощью! Ищет сердце общения с небесными жителями, которые перешли порог смерти и вошли в Царство Небесное. Жаждут они, чтобы и мы попали в Рай и готовы во всем помогать нам. Они ждут общения с нами через нашу молитву. О многих мы знаем, а многие сокрыты от нас промыслом Божиим. Но иногда, по милости Божией, наступает такой момент в жизни, о котором сказано: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16).

Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы - (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш).

Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни.

Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом

Митрополит Зиновий (в миру Захария) родился в городе Глухове Черниговской губернии в 1896 году. Он рано остался сиротой, но всю жизнь вспоминал наставления своей глубоко верующей матушки Феодосии, которая передала ему свою веру и любовь ко Господу. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом. С самого детства он благоговел к Пресвятой Богородице, и Она Сама стала его покровительницей и путеводительницей по морю житейскому. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным. По воспоминаниям рабы Божией Анны, которая была его ближайшей соседкой и долгие годы ежедневно общалась с ним, владыка Зиновий был человеком очень чутким, с чрезвычайно отзывчивым сердцем. Мог выслушивать и утешать всех, кто приходил к нему. Часто до полного изнеможения. Он не мог отказать в помощи. Владыка Зиновий был очень прост в жизни и доступен для общения. Часто дарил соседским деткам мелочь. Скорбел обо всех сердцем. Был совершенно незлопамятным и кротким человеком. Даже когда староста храма, в котором владыка был настоятелем, писал на него жалобы, в ответ на возмущение прихожан недостойным поведением этого человека и желание снять его с этого места, владыка отвечал, что никого он снимать не будет. Еще в юности, когда Захария был послушником в монастыре, его старцем был отец Герасим, известный своим строгим отношением к послушникам. Но будущий владыка все переносил с терпением и полным послушанием.

И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения

В 1921 году, когда монастырь был на грани закрытия, он был пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, где был рукоположен во иеромонаха, и служил несколько лет в Сухуми в церкви святителя Николая. В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой. И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения. За его кротость и смирение Господь даровал ему преждевременное освобождение и дал возможность вновь вернуться в Сухуми.

Хотя у отца Зиновия был дом в Сухуми, прописку он так не получил. Он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Многие монахи из других разоренных монастырей России скрывались тогда в горах Кавказа. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек. Но богоборческая власть и там не дала находиться молитвенникам. Однажды, преследуемый властями, отец Зиновий заснул в медвежьей берлоге и был чудесным образом спасен. Это произошло в день праздника святого Николая Чудотворца и святого Шио Мгвимского. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси. В 1943 году Блаженнейший Каллистрат наградил его наперсным крестом.

«Этот человек... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость…»

Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского). Патриарх Алексий I наградил грузинское духовенство наградами, а отца Зиновия почтил саном игумена. Отец Зиновий служил в разных уголках Грузии, а когда скончался настоятель русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, то Патриарх Каллистрат срочно вызвал его и назначил настоятелем. Он сказал о нем такие слова: «Этот человек... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место».

Всю свою жизнь владыка Зиновий посвятил служению Господу и утешению страждущих. Во время , он, как и многие, горячо молился о спасении осажденного города и удостоился видения, о котором вспоминал потом:

«В это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как святая Нина предстоит перед Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страждущим людям осажденного города одолеть врага и супостата. И при этом из Ее глаз катились крупные, величиной с виноградину, слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу».

Пресвятая Богородица исцелила его, когда он был при смерти. После этого он пережил и всех тех врачей, которые тогда предрекли ему явную смерть

Являлась владыке Зиновию и Сама Пресвятая Богородица. Однажды Она исцелила его, когда он был при смерти. После этого он пережил и всех тех врачей, которые тогда предрекли ему явную смерть. В сан митрополита епископ Зиновий был возведён 1972 году. Владыка стал духовным отцом Патриарха Илии II, и сам постригал его в монашество. Он завещал своим духовным детям после его смерти слушаться Патриарха Илию II. При жизни он покровительствовал всем насельникам Глинской пустыни, изгнанным из стен родной обители.

Жил владыка Зиновий чрезвычайно скромно, в маленьком домике при церкви и не соглашался на предложения переехать в более подобающую для митрополита резиденцию. Одевался так, что многие, не знающие его, принимали владыку за бедного монаха. Святитель обладал даром прозрения: многие слова, сказанные им своим чадам, были пророческими и сбывались со временем. Раба Божия Анна вспоминает, что те, кто не слушался совета владыки, потом очень сожалели об этом, потому что впоследствии сказанное им часто сбывалось. Часто владыка произносил свои пророчества, говоря как бы в третьем лице, а позже становилось совершенно ясно, что это было сказано именно про того человека, с которым беседовал владыка. Вот как вспоминает о нем архимандрит Рафаил (Карелин) в своей книге «Тайна спасения»:

«Нередко Владыка оказывал людям милость тайно, о чем узнавали уже потом и случайно. Некоторые монахи рассказывали мне, что когда они стояли в храме, то Владыка Зиновий, проходя мимо них и благословляя, незаметно давал им деньги. Он ежедневно присутствовал на всех службах, совершавшихся в храме, и на Литургии вынимал множество частиц за живых и усопших, за тех, кого он знал и о ком его просили молиться. В своей личной жизни Владыка отличался простотой и невзыскательностью, но церковные службы проводил с особым торжеством и благолепием.

Из святых покойный митрополит особенно любил святителя Николая и советовал во всех скорбях и нуждах обращаться к нему, а если есть возможность, то как можно чаще читать акафист этому замечательному чудотворцу. Также любил он молиться мученику Иоанну Воину и преподобному Серафиму Саровскому. В последние годы своей жизни он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. О нем, как и о преподобном Серафиме, можно сказать словами тропаря: “От юности Христа возлюбил еси”. После смерти митрополита Зиновия я дважды видел его во сне. Первый сон: после погребения он лежит во гробе, как живой. Ночь. Храм закрыт. Кто-то стучится со стороны двора в двери храма и просит у митрополита благословения. Тот встает, протягивает руку для благословения, и вдруг рука его удлиняется и достигает двери храма; он благословляет и снова ложится в гроб. Я думаю, смысл сна был таков: владыка быстро откликается на молитвы людей, даже те, кто по своим грехам находится за дверями храма (как в древности — несущие епитимью), не лишаются его помощи и благословения, и о них возносится к престолу Божию его молитва. Второй сон. Также ночь. Храм освещен, и владыка ходит по храму, внимательно осматривая каждый уголок. Значит, он не ушел от нас, он здесь, он как живой с нами, он незримо посещает храм, в котором был настоятелем тридцать пять лет».

После кончины митрополита Зиновия (Шиолошвили) благословил похоронить его в храме. «Хорошо, что владыка не только духом, но и телом будет пребывать с нами», - сказал при этом Патриарх. А в день похорон Патриарх Илия II сказал о нем: «Жизнь митрополита Тетрицкаройского Зиновия была полностью посвящена служению святой православной церкви и ближнему. Бывают люди, имена которых надолго остаются в сердцах и в молитвах верующих людей. Таким облагодатствованным человеком, который стяжал благодать Святого Духа был Высокопреосвященный Митрополит Зиновий».

Владыка чрезвычайно любил Грузию и не благословлял (как и его духовный сын схиархимандрит Виталий) никого без крайней нужды уезжать из нее. Вот и сейчас он так же ждет всех нас там, в Грузии, в Тбилиси, с великой любовью. О таких людях, как владыка Зиновий, сказано в Евангелии: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут», «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят», «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5: 7-9). Теперь владыка Зиновий зрит Господа и прославлен Им перед нами. Нам только надо прийти к нему и попросить о помощи, а если не можем, то хотя бы мысленно обратиться к нему с горячей верой в его предстательство за нас перед Господом. И как при жизни святитель никому не мог отказать в помощи, так и теперь он поможет всем, кто призовет его в своих молитвах.