Тургенев рассказ записки охотника в сокращение

Сегодня любой образованный человек знаком со сборником рассказов и очерков «Записки охотника» Тургенева. Краткое содержание их, впрочем, каждый излагает по-своему. Одному читателю больше нравится глубокая народная мудрость, заложенная в «Хоре и Калиныче»; другому - акварельные мимолетные мазки «Бежиного луга»; третий не может выделить что-то, нанизывая, как бусинки, рассказ за рассказом, пытаясь уловить суть каждого. В этой статье мы попытаемся рассмотреть, какую идею выражает книга «Записки охотника». Тургенев как писатель - многомерен, поэтому просим не воспринимать выводы статьи, как единственно возможное мнение, а, прочитав книгу, вынести свой вердикт. «Записки охотника» относятся к той классике, которую следует перечитывать, чтоб подмечать новые оттенки.

Социальные идеи произведения

Вспомним, какие социальные идеи содержат «Записки охотника» Тургенева. Краткое содержание сборника можно выразить одной фразой: общая, преподнесенная с помощью разных мини-сюжетов, картина жизни русского народа. стало явным тормозом дальнейшего развития России. Причем основанием для сохранения этой формы узаконенного рабства служило понимание того, что собой представляет русское крестьянство. «За рабство» открыто и активно выступали два политических течения. Во-первых, мы говорим о популистской позиции крупной буржуазии (одновременно - официальной точки зрения власти). Она переводила вопрос в плоскость психологии, разглагольствуя о том, что помещики - отцы, а крестьяне - дети. Соответственно, бесправие крестьян «прикрывалось» гармонией отношений. Вторая точка зрения высказывалась так называемыми народниками. Те хаяли любые реформы в России, начиная со времен Петра I, идеализируя допетровскую, боярскую Русь. Оба воззрения были лживыми, это был чистой воды дискурс, уводящий внимание общественности от сути вопроса.

Казалось бы, написал лирик-Тургенев «Записки охотника». Краткое содержание книги, если исходить из названия, должно быть вполне банальным: впечатления орловского помещика, любителя природы, увлекающегося охотой. Чего проще? Сходил на охоту, повесил ружье на гвоздь. Взял перо и написал очередной «краткий отчет». Ан нет! Произведение, состоящее из 25, казалось бы, совершенно разных частей, получилось монолитным, дающим яркое и правдивое отображение русской глубинки середины XIX века. Это - одна из самых ярких и образных книг о России крестьянской. Оно написано столь мастерски, что впоследствии потомки назовут тургеневский слог «стихами в прозе».

Рассказ «Хорь и Калиныч» повествует о двух друзьях-крепостных из крестьянской среды. Ценность имеет то, что персонажи реальны. Деревня Хоревка Ульяновского района Калужской области представляет собой разросшийся хутор Хоря. Оба они - не «забитые» крестьяне, оба - яркие личности, по интеллекту - превышающие уровень своего «хозяина», помещика Полутыкина. Хорь - хозяйственник, организатор и труженик. Он и его шестеро сыновей с семьями совместно ведут крепкое, доходное крестьянское хозяйство. При остается в статусе крепостного, уклоняясь от предложений Полутыкина - выкупиться, считая это непотребной тратой денег и исправно платя увеличенный вдвое оброк. Калиныч - человек высокой духовности и близости с природой. Он - первый помощник Полутыкина в охотничьих забавах. Но не это в нем главное. Он понимает природу. Усмирить необъезженного коня, заговорить боль, успокоить разволновавшихся пчел - вот в чем силен Калиныч. Именно этим рассказом опровергают взгляд буржуа и народников на русское крестьянство «Записки охотника» Тургенева. Краткое содержание «Хоря и Калиныча» утверждает, в противовес народникам, что русский народ не боится перемен, а идет на них, если усматривает в этом практический смысл. Буржуазной позиции о «помещиках-отцах» противоречит все содержание рассказа: оба крестьянина гораздо умнее, глубже и интереснее своего хозяина, Полутыкина.

Рассказ «Бежин луг» вводит нас вместе с притаившимся в степи, отдыхающим помещиком-охотником в мальчишескую вольницу. Дети пасут коней в ночном, отдыхают у костра, разговаривают. В их устах вымысел путается с реальностью, красота степи - с восприятием жизни. Художник слова, Тургенев изображает действительную, мимолетную и непридуманную картину. Каждый, читая рассказ, находит в нем аналогии со своим детством, уносящимся вдаль, как кони по степи.

Ограниченные объемом статьи, мы можем лишь упомянуть некоторые другие рассказы. Горечь и боль звучат в устах 50-летнего Власа, лишившегося сына, помощника в хозяйстве («Брусничная вода»). Барин, не отличающийся широтой души, не только не посочувствовал ему, но и отказался понизить оброк, и положение Власа стало вообще безвыходным. В рассказе «Ермолай и мельничиха» мы узнаем о тяжкой судьбе мельничихи Арины, любовь которой к слуге Петрушке буквально «растоптал» гневливый помещик Зверков. Он обрил беременную прислугу, переодел в тряпье и отправил в деревню. Тревогой писателя наполнен рассказ «Стучит». Название рассказа носит и прямое, и переносное значение. Говорят, что если в степи прижаться ухом к земле, то можно расслышать приближающихся или удаляющихся всадников. Помещик-охотник, едущий на тарантасе в Тулу за дробью с кучером Филофеем, слышит такой звук. Вскоре их нагнала, перегородив дорогу, телега, запряженная тройкой. Телегой правил высокий крепкий мужчина, с ним было еще шестеро мужиков, все - пьяные. Они попросили денег. Получив - уехали. Удачей обернулась для помещика встреча с разбойниками, но вскоре, как свидетельствует рассказ, при похожих обстоятельствах в степи был убит купец.

Каждый из 25 рассказов вносит свой нюанс, оттенок в общее полотно картины народной жизни «Записок охотника». Картина тревожна. За красотой природы и просматриваются очевидные вопиющие социальные противоречия. Весь смысл сборника сводится к срочной необходимости самых широких государственных реформ для всей страны.

Вывод

Как ни странно, не пламенные революционеры, а лирик Тургенев повернул этот вопрос, как говорят в народе, «с головы на ноги». Книга была актуальной, ее полюбили читатели. Сам Тургенев вспоминает эпизод, как встретившиеся ему на железнодорожной станции молодые люди-разночинцы выразили свою благодарность от всей России, поклонившись в пояс.

Сразу же после написания в разряд классики ее отнесли Чернышевский, Герцен. Трудно переоценить, какую роль сыграли в отмене крепостного права «Записки охотника» Тургенева. Краткое содержание их было знакомо многим людям, но то, что эта книга была одной из любимых у императора Александра II, Освободителя, свидетельствуют историки.

Цикл рассказов «Записки охотника» Тургенева публиковался в 1847 – 1851 годах в журнале «Современник». Отдельным изданием книга вышла в 1852 году. Главный герой сборника, от лица которого ведется повествование, – молодой барин, охотник Петр Петрович, он ездит по ближайшим деревням и пересказывает свои впечатления о жизни русских помещиков, крестьян, описывает живописную природу.

ОЧЕНЬ КРАТКО

Странствуя с ружьём и собакой, рассказчик записывает небольшие истории о нравах и быте окрестных крестьян и своих соседей-землевладельцев.

Повествование ведётся от лица помещика и заядлого охотника, человека среднего возраста.


Главные герои

Петр Петрович (рассказчик) – молодой барин, охотник, главный герой сборника, от его лица ведется повествование. Ездит по ближайшим деревням и пересказывает свои впечатления о жизни русских помещиков, крестьян, описывает живописную природу.

Ермолай – охотник, "«беззаботный и добродушный»" мужик 45-и лет, принадлежавший соседу Петра Петровича – "«помещику старинного покроя»". Он доставлял на господскую кухню тетерев и куропаток, охотился вместе с рассказчиком; был женат, но обходился с женой грубо.

Краткое содержание


Рассказчик знакомится с охотником – мелким калужским помещиком Полутыкиным. По дороге к Полутыкину они заезжают к мужику помещика – Хорю, который уже 25 лет живет с детьми в одинокой усадьбе в лесу. На следующий день, во время охоты рассказчик знакомится с другим мужиком Полутыкина и другом Хоря – Калиничем. Рассказчик три дня проводит у рационалиста Хоря, сравнивая его с мечтательным Калинычем. Калиныч держал пасеку, ладил с животными, "«стоял ближе к природе»", тогда как Хорь – "«к людям, к обществу»".


Рассказчик отправился с охотником Ермолаем на ночную охоту. Ермолай был мужик 45-и лет, принадлежавший соседу рассказчика – "«помещику старинного покроя»". Мужик доставлял на господскую кухню тетерев и куропаток. Ермолай был женат, но обходился с женой грубо. Охотники решили переночевать в мельнице. Когда мужчины сидели у костра, к ним пришла мельничиха Арина. Ермолай звал ее к себе в гости, обещая выгнать жену. Рассказчик в мельничихе узнал девушку, которую барин когда-то забрал из семьи и увез в Петербург себе в услужение. Арина рассказала, что мельник ее выкупил.


В жаркий день, во время охоты, рассказчик спустился к ключу "«Малиновая вода»". Недалеко, у реки он увидел двух стариков – шумихинского Степушку – бедного безродного человека, и Михайла Савельева по прозвищу Туман. Со Степушкой рассказчик познакомился у садовника Митрофана. Рассказчик присоединился к мужчинам. Туман вспоминал своего покойного графа, который любил устраивать праздники. Подошедший к ним мужик Влас рассказал, что ходил в Москву к барину, чтобы тот сбавил оброк, но барин отказал. Оброк надо платить, а у Власа ничего нет, дома же его ждет голодная жена.


Как-то осенью рассказчик заболел – лихорадка застала его в гостинице уездного города. Лекарь прописал ему лечение. Мужчины разговорились. Врач рассказал, как лечил от смертельной болезни девицу лет двадцати – Александру Андреевну. Девушка долго не выздоравливала и за это время между ними возникла взаимная симпатия. Перед смертью Александра сказала матери, что они обручились. Через какое-то время доктор женился на купеческой дочери.

Мой сосед Радилов


Как-то охотясь с Ермолаем за куропатками, рассказчик обнаружил заброшенный сад. Его хозяином оказался помещик Радилов – сосед рассказчика. Он пригласил охотников отобедать. Хозяин познакомил гостей со своей матушкой, бывшим помещиком Федором Михеичем, сестрой покойной жены Олей. За обедом рассказчик никак не мог в соседе "«открыть страсти»" к чему-либо. За чаем хозяин вспоминал похороны жены; как лежал в турецком госпитале с гнилой горячкой. Рассказчик же отметил, что любое несчастье можно перенести. Через неделю рассказчик узнал, что Радилов куда-то уехал со своей золовкой, бросив мать.

Однодворец Овсянников


Лука Петрович Овсянников – полный высокий человек лет 70-и. Он напоминал рассказчику "«русских бояр допетровских времен»". Жил с женой, не выдавал себя за дворянина или помещика. С ним рассказчик познакомился у Радилова. Во время беседы Овсянников вспоминал прошлое, деда рассказчика – как тот отнял у них клин земли; как был в Москве и видел тамошних вельмож. Однодворец отметил, что сейчас дворяне хотя и "«всем наукам научились»", но "«дела настоящего не смыслят»".

Льгов


Как-то Ермолай предложил рассказчику отправиться во Льгов – большое степное село на болотистой реке. В помощь к ним присоединился местный охотник Владимир, вольноопущенный дворовый человек. Он знал грамоту, обучался музыке, изящно выражался. За лодкой Владимир пошел к Сучку – господскому рыболову. Сучок рассказал, что успел побывать у разных господ кучером, поваром, кофишенком, актером, казачком, садовником. Мужчины выбрались охотиться на уток. Лодка начала понемногу протекать и в какой-то момент перевернулась. Ермолай нашел брод и вскоре они уже грелись в сенном сарае.


Бежин луг


Рассказчик возвращался вечером с охоты и заблудился в сумерках. Неожиданно он вышел к "«огромной равнине»", именуемой "«Бежин луг»". Возле двух костров сидели крестьянские ребятишки, сторожившие табун лошадей. Рассказчик присоединился к ним. Мальчики рассказывали истории о домовом, русалке, лешем, покойном барине, поверья о родительской субботе, другие народные сказки о "«нечисти»". Павлуша пошел за водой, и вернувшись сказал, что ему показалось, будто утопший его из-под воды звал. В этом же году мальчик убился, упав с лошади.

Касьян с Красивой Мечи


Рассказчик с кучером ехали с охоты, им встретился похоронный поезд – хоронили Мартына-плотника. Телега рассказчика сломалась, они кое-как добрались до ближайших выселок. Тут рассказчик познакомился с юродивым Касьяном, "«карликом лет пятидесяти»" по прозвищу Блоха. Касьян дал свою телегу, а затем пошел с рассказчиком на охоту.

Увидев, что рассказчик стреляет птиц для потехи, Блоха сказал, что "«великий грех показать свету кровь»". Сам же Касьян занимался отловом соловьев, лечил травами. Кучер рассказал, что Блоха приютил у себя сироту Аннушку.


Бурмистр


Рассказчик гостит у молодого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина. Пеночкин имел хорошее образование, слыл завидным женихом, с подданными был "«строг, но справедлив»". Однако рассказчик бывал у него неохотно. Мужчины едут в деревню Пеночкина Шипиловку. Там всем заведовал бурмистр Софрон Яковлич. Дела в деревне на первый взгляд шли отлично. Однако бурмистр без ведома помещика торговал землей, лошадьми, издевался над крестьянами, был фактическим владельцем деревни.


Контора


Спасаясь от дождя, рассказчик остановился в ближайшей деревне, в "«главной господской конторе»". Ему сказали, что это имение госпожи Лосняковой Елены Николаевны, в конторе работает 7 человек, а управляет всем сама барыня. Случайно рассказчик подслушал разговор – купцы платят главному конторщику Николаю Еремеичу до того как заключить сделку с самой барыней. Еремеич, чтобы отомстить фельдшеру Павлу за неудачное лечение запретил невесте Павла Татьяне выходить замуж. Через время рассказчик узнал, что барыня сослала Татьяну.

Бирюк


Рассказчика в лесу застает сильная гроза. Он решает переждать непогоду, но подошедший здешний лесник отводит его в свой дом. Лесник Фома по прозвищу Бирюк жил с двенадцатилетней дочерью в небольшой избе. Жена лесника давно сбежала с мещанином, оставив ему двоих детей. Когда дождь закончился, Бирюк пошел на стук топора и поймал вора, рубившего лес. Вор оказался бедняком. Он сначала просил отпустить его, а после стал ругать Бирюка, называя "«зверем»". Рассказчик собирался защитить бедняка, но Бирюк, хотя и рассердился, сам отпустил вора.


Два помещика


Рассказчик знакомит читателей с двумя помещиками, у которых часто охотился. "«Отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский»" – человек "«в зрелом возрасте, в самой поре»", добрый, но не может обращаться с небогатыми и нечиновными дворянами как с ровней себе и плохой хозяин, слывущий скрягой; очень любит женщин, но не женат.

Мардарий Аполлоныч Стегунов полная его противоположность – "«хлебосол и балагур»", живет на старый лад. Крестьяне, хотя барин их и наказывал, считали, что он все делает правильно и такого барина, как у них, "«в целой губернии не сыщешь»".

Лебедянь


Лет пять назад рассказчик попал в Лебедянь "«в самый развал ярмарки»". После обеда в кофейне застал молодого князя Н. с отставным поручиком Хлопаковым. Хлопаков умел жить за счет богатых приятелей.

Рассказчик пошел смотреть лошадей к барышнику Ситникову. Он предлагал коней по слишком дорогой цене, а когда приехал князь Н. вовсе забыл о рассказчике. Рассказчик пошел к известному заводчику Чернобаю. Заводчик хвалил своих лошадей, но продал рассказчику "«запаленную и хромую»" лошадь, а после не захотел забрать ее назад.

Татьяна Борисовна и ее племянник


Татьяна Борисовна – женщина лет 50-и, свободномыслящая вдова. Она безвыездно живет в своем маленьком поместье, с другими помещицами мало водится. Лет 8 назад приютила сына покойного брата Андрюшу, любившего рисовать. Знакомый женщины коллежский советник Беневоленский, который "«пылал страстью к искусству»", ничего в нем не смысля, забрал талантливого мальчика в Петербург. После смерти покровителя Андрюша вернулся к тете. Он совсем изменился, живет на средства тети, говорит, что он талантливый художник, но снова в Петербург не собирается.

Смерть


Рассказчик едет к месту рубки леса со своим соседом Ардалионом Михайловичем. Одного из мужиков придавило деревом насмерть. После увиденного рассказчик задумался о том, что русский мужик "«умирает, словно обряд совершает: холодно и просто»". Рассказчик вспомнил, как у другого его соседа "«в деревне мужик в овине обгорел»". Как в деревенской больнице мужик, узнав, что может умереть, поехал домой, чтобы по хозяйству дать последние распоряжения. Вспомнил последние дни своего приятеля студента Авенила Сорокоумова. Вспомнил, как умирала помещица и пыталась заплатить священнику "«за свою отходную»".

Певцы


Рассказчик, спасаясь от жары, заходит в кабак "«Притынный»", принадлежавший Николаю Иванычу. Рассказчик становится свидетелем соревнования в пении между "«лучшим певцом в околотке»" Яшкой-Турком и рядчиком. Рядчик спел плясовую песню, присутствующие ему подпевали. Яшка исполнил заунывную, и «русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем». У рассказчика навернулись слезы. Выиграл в соревновании Яшка. Рассказчик, чтобы не портить впечатление, ушел. Посетители кабака праздновали победу Яшки до поздней ночи.


Петр Петрович Каратаев


Пять лет назад рассказчик, остановившись в почтовом доме, познакомился с мелкопоместным дворянином Петром Петровичем Каратаевым. Он ехал в Москву служить и поделился своей историей. Мужчина влюбился в крепостную Матрену и хотел ее выкупить, но барыня отказала. Каратаев украл Матрену. Но как-то раз, чтобы "«покуражиться»" Матрена поехала в деревню барыни и наехала на господский воз. Девушку узнали и написали на Каратаева жалобу. Чтобы откупиться, он залез в долги. Жалея Петра, Матрена сама вернулась к барине. Через год рассказчик встретил Каратаева в Москве в бильярдной. Он продал деревню и выглядел разочарованным в жизни.


Свидание


Рассказчик заснул в березовой роще, спрятавшись в тени деревьев. Когда проснулся, увидел сидящую недалеко молодую крестьянскую девушку Акулину. К ней пришел "«избалованный»" камердинер богатого барина – Виктор Александрыч. Камердинер сказал, что завтра уезжает, поэтому они в следующем году не увидятся. Девушка разрыдалась, но Виктор отнесся к ней равнодушно. Когда камердинер ушел, рассказчик хотел утешить девушку, но она в испуге убежала.

Гамлет Щигровского уезда


Во время одной из поездок рассказчик ночевал у помещика и охотника Александра Михайлыча Г***. Рассказчик не мог уснуть и сосед по комнате рассказал ему свою историю. Он родился в Курской губернии, затем поступил в университет, вступил в кружок. В 21 год уехал в Берлин, влюбился в дочь знакомого профессора, но сбежал. Два года скитался по Европе, вернулся в свою деревню. Женился на дочери соседки-вдовы. Овдовев, служил в губернском городе. Теперь же понял, что он неоригинальный и ничтожный человек. Вместо того, чтобы представиться, сказал рассказчику называть его "«Гамлетом Щигровского уезда»".

Чертопханов и Недолюскин


Возвращаясь с охоты, рассказчик познакомился с двумя друзьями – Пантелем Еремеичем Чертопхановым и Тихоном Ивановичем Недолюскиным. Недолюскин жил у Чертопханова. Пантелей слыл гордецом, забиякой, не общался с односельчанами.

Отец Недолюскина отслужив в армии добился дворянства и устроил сына чиновником в канцелярию. После его смерти, ленивый и мягкий Тихон побывал и мажордомом, и нахлебником, и полудворецким-полушутом.

Недолюскину барыня завещала деревню. Мужчины подружились, когда Чертопханов спас его от издевательств других наследников барыни.

Конец Чертопханова


Чертопханова два года назад бросила его любимая Маша. Только он пережил это, как погиб Недолюскин. Полученное от друга в наследство имение Чертопханов продал и заказал Недолюскину на могилу красивую статую. Как-то Чертопханов увидел, как мужики избивают жида. За спасение жид подарил ему коня, но Пантелеймон пообещал заплатить за него 250 рублей. Пателеймон привык к коню, назвав его Малек-Адель, но животное украли. Чертопханов год находился в странствиях в поисках коня. Он вернулся с конем, но ему привели доводы, что это не Малек-Адель. Пантелеймон отпустил коня в лес, но тот вернулся. Тогда Чертопханов застрелил животное, а после пил целую неделю и скончался.

Живые мощи


В дождливую погоду Ермолай и рассказчик заехали в хуторок матушки рассказчика. Утром на пасеке рассказчика окликнула Лукерья – женщина 28–29 лет, бывшая красавица, которая теперь выглядела как мумия. Лет 6 – 7 назад она случайно упала и после этого стала сохнуть и чахнуть. Рассказчик предложил перевезти ее в больницу, но женщина отказалась. Лукерья пересказывала Петру Петровичу свои сны: в одном ей снилось, как ей на встречу вышел "«сам Христос»", назвав ее своей невестой; а в другом – собственная смерть, которая не хотела ее забрать.

От хуторского десятского рассказчик узнал, что Лукерью называют "«Живые мощи»". Через несколько недель женщина умерла.

Стучит


Рассказчик с мужиком Филофеем ехал в Тулу за дробью. По дороге телега попала в реку – проводник задремал. После того как они выбрались из воды, рассказчик заснул и проснулся от стука телеги, топота копыт. Фелофей со словами: "«Стучит!»", сказал, что это разбойники. Вскоре их нагнали пьяные мужчины, один из них подбежал к телеге рассказчика, попросил денег на опохмел, и компания уехала. Рассказчик видел телегу мужчин в Туле у кабака. После Ермолай рассказал, что в ночь их поездки на той же дороге ограбили и убили купца.

Лес и степь


Рассказчик размышляет о том, что "«охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе»". Описывает красоту природы на заре, вид, который открывается перед охотником, как "«отрадно бродить на заре по кустам»". Как постепенное становится жарко. Спустившись на дно оврага, охотник утоляет жажду водой из источника, а после отдыхает в тени деревьев. Неожиданно начинается гроза, после которой "«пахнет земляникой и грибами»". Наступает вечер, солнце садится, охотник возвращается домой. И лес, и степь хороши в любое время года. "«Однако пора кончить <…> весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль…»."
цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева в полном варианте .
Ивану Сергеевичу Тургеневу принесли славу и известность не только его великолепные романы, но и очерки, которые он писал легко и быстро. Один из таких сборников рассказов вышел впервые в печать в 1847 году, и публиковались постепенно в журнале «Современник» по 1851 год. А в 1852 году тургеневский цикл очерков «Записки охотника» был издан уже отдельной печатной книгой. Но после этого писатель сделал доработки, и в этот сборник были дописаны еще три очерка. К какому жанру причислить эти произведения, вошедшие в один сборник, исследователи так и не смогли определиться, поэтому их можно назвать и рассказами, и очерками.

История создания тургеневского цикла


Известно, что в летнюю пору 1846 года писатель долгое время проводит в родовом имении, где вместе со знакомым егерем Алифановым активно охотится. Но уже в октябре он вынужден был распрощаться и с егерем Афанасием, и с охотой. Дела обязывали вернуться в Петербург. Тут-то писатель и узнает, что журнал, где он всегда хотел свободно печататься, принадлежит Николаю Некрасову, который сразу же принял решение сотрудничать с автором замечательных рассказов.

Уже в январе этого же года выходит номер журнала, где и был опубликован первый сюжет «Хорь и Калиныч». Вот тогда и родилось второе, а потом как выяснилось, и основное название сборника «Из записок охотника». Посоветовал это название второй редактор журнала, Панаев. Это означает, что пока Иван Тургенев писал рассказы, но совсем не задумывался объединить их в одно произведение. В основу всего сборника легли те наблюдения, которые он увидел в своем крае. Их было так много, что получилась целая книга, которая заняла свое место в литературе, открыв в ней новую определенную эпоху. К значимым рассказам, которые вошли в этот сборник можно отнести:

➥ «Хорь и Калиныч».
➥ «Ермолай и мельничиха».
➥ «Петр Петрович Каратаев».
➥ «Бежин луг».
➥ «Певцы».

Уже летом в 1847 году Тургенев с другом, критиком Белинским уезжают в Зальцбрунн, где писатель продолжает свою работу над сборником. Там был написан очерк «Бурмистр». Прочитав его друзьям, он увидел восторженные лица своих друзей. Из всего тургеневского сборника только этот рассказ подписан точно: дата и место. Но известно, что когда книга полностью вышла в печать, то сильно пострадал цензур, который, по мнению властей, пропустил такое вольнолюбивое и свободное произведение.

Основное содержание тургеневского сборника «Записки охотника»


Первым произведением в сборнике Ивана Тургенева стал очерк «Хорь и Калиныч», в котором говорится о двух мужиках, встретившихся совершенно случайно. Один из этих мужиков – Хорь. О нем автор рассказывает, что став погорельцем это крестьянин поселился вместе со своей семьей в лесу, а занимался он торговлей. Во всем этот мужик был положительным: вовремя платил оброк, мог руководить любой работой, да и всегда у него были хорошие идеи. Другое дело второй мужик – Калиныч. Он постоянно находится в своих мечтах, поэтому был скромен и немного труслив. Так, он боялся не только своего барина, но даже жены. Зато у него был отличный дар: он мог лечить от страхов и умел хорошо заговаривать кровь. Любил он слушать и рассказы других людей.

Главному герою следующего рассказа барин разрешил жить везде, где ему будет нравиться, но только он должен был соблюдать условие: каждый месяц на кухню поставлять не меньше двух куропаток или какой-либо другой птицы. И вот этому охотнику, рассказчику из сюжета «Ермолай и мельничиха», как-то пришлось ночевать в доме мельника, где он услышал историю его жены, которая раньше жила в Петербурге, была горничной и мечтала стать женой Петра, но ее хозяйка распорядилась по-другому. Петрушку отправила в солдаты, а девушку отдала замуж в деревню за мельника.

Тему безнадежной и трагической любви автор продолжает и в своем очерке «Уездный лекарь». Медик был свидетелем бессмысленной гибели девушки, которая умерла в доме помещицы. И вот то бессилие, которое овладевало медиком, когда он пытался бороться со смертью, чтобы Александра Андреевна жила, он не смог забыть.

Герой очерка «Мой сосед Радилов» почти три года был самым счастливым человеком. Он сильно любил свою жену, и семейная жизнь у него была счастлива. Однажды он узнал, что скоро станет отцом. Но счастье было недолгим. Его жена умирает при родах, он словно каменеет. Казалось, что его сердце совсем перестало стучать. И когда этот несчастный помещик рассказывал свою историю охотнику, то рассказчик успел заметить необычный взгляд Ольги, которая его жене приходилась сестрой. А через время он узнает, что помещик уехал вместе с нею, и даже никто не знал, куда они отправились.

Необычный герой рассказа «Однодворец Овсяников», который имел фамилию Лежень. Он был помещиком и решил отправиться с французской армией в Россию, но когда армия стала отступать, то попал он в руки простых мужиков, которые его чуть в проруби не утопили. Спас его помещик, который взял его учителем французского. Чуть позже он переехал к другому помещику и, обучая языку, влюбился в свою воспитанницу. Через время он смог жениться на ней и даже поступил, как дворянин, на службу.

Художественные особенности цикла рассказов «Записки охотника»


Считается, что Хорь и Калиныч могут смело называться типичными носителями русского национального характера. Известно, что у некоторых тургеневских героев были и прототипы. Так, например, Хорь был написан с крестьянина, который был крепостным в имении его матери.

Этот крестьянин был наделен не только большой силой, но и необычным радушием. Известно, что про этого прототипа знал и поэт Афанасий Фет, который иногда во время охоты ночевал в его доме. Тургенев же после того как его рассказ вышел в печать, прислал один экземпляр крестьянину, который знал грамоту и, как утверждают современники, он несколько раз его перечитывал и гордился. Хорь в тургеневском рассказе изображен лишь только с положительной стороны, говорится и о том, что он человек довольно практический. Совсем другое дело Калиныч, который оказался романтиком, любителем помечтать, задушевно попеть, повосхищаться природой.

Рассмотрим другой рассказ из тургеневского сборника - «Ермолай и мельничиха». Главная героиня этого очерка – Арина, помещица, у которой гости засиживаются до вечера. Про нее автор говорит, что она не разрешила одной из своих девушек выйти замуж по любви за Петрушку, а просто продала ее мельнику, который ей был противен. Матрена, девушка, которая была продана, становится главной героиней следующего тургеневского очерка – «Петр Петрович Каратаев». Она полюбила Петра Петровича и не желает быть игрушкой в руках своей хозяйки, поэтому и решается на побег. Но спокойная жизнь длилась недолго. Хозяйка узнала где прячется её крепостная и девушке пришлось вернуться.

В очерке «Бежин луг» героями оказываются крестьянские дети, которые в ночном рассказывают страшные истории о домовых, покойниках и русалках. Автор, который становится невольным свидетелем этой ночной беседы, удивлен одаренности ребятишек, их внутренней красоте и силе. И этот тургеневский рассказ переплетается с другой историей из сборника – «Певцы». Главный герой этого очерка Яков, который молод и красив, но в его прекрасной песни звучит какая-то скорбь и грусть, которая увлекает и манит за собой.

Язык и стиль тургеневского цикла очерков


Автор рассказов хотел вставлять в свои произведения больше местного разговора. Но на это по-разному реагировали критики. Ивану Сергеевичу приходилось умеренно использовать местный диалект. Например, Белинский считал, что народного говора слишком много в произведения, и он так это прокомментировал:

«пересаливает в употреблении слов».


Критик прямо заявлял, что некоторые слов просто бессмысленны. Но исследователи тургеневского творчества пришли к выводу, что описание крестьян в некоторых рассказах из его сборника было бы не таким ярким и полным, без использования местных словечек. А эта простонародная лексика и диалектизмы позволяли показать своеобразие и колорит орловской жизни. Не менее важным представляются и географические названия, которые использует автор. Так, понемногу читатель узнает местность, где живут герои. Например, это не только название сел: Бессоново, Худобубново, но даже название родников и оврагов.

Образ рассказчика в сборнике рассказов «Записки охотника»


Одним из главных героев является рассказчик, от имени которого идет все повествование. Именно благодаря этому тургеневскому персонажу можно связать все рассказы, помещенные в этот сборник, в одно целое. Но роль рассказчика в каждом произведении своя. В каком-то очерке, например, «Свидание» он простой слушатель, а где-то, как в очерке «Касьян с Красивой Мечи» старается поддержать разговор, может задавать вопросы. Очень редко рассказчик является сам участником событий. Например, в очерке «Бирюк», где он дает деньги за уже срубленное дерево.

Такой необычный прием необходим был писателю затем, чтобы пробудить активность творческого воображения у своих читателей. Кстати, это помогает добавить всем тургеневским рассказам правдивости и создает ощущение реальности. Все дорожные впечатления полны деталей, и это тоже один из приемов. Объединяет рассказы то, что все они имеют лирическую и задушевную интонацию.

Критические отзывы


Известный критик Белинский в одной из статей о русской литературе девятнадцатого века утверждал, что невозможно одним словом оценить все очерки, помещенные в тургеневский сборник, так как по своим художественным достоинствам они неравноценны. Но, по утверждению критика, все они очень интересны.

Писатель Салтыков-Щедрин говорил, что тургеневский цикл рассказов положил начало новой литературы, где главным героем стал народ. Но вот В. Боткин, который в то время писал очерки, все-таки решил, что у Ивана Тургенева все изображено слишком придумано.

В действительности, внимательный читатель должен заметить, что автор не делает никаких выводов и не навязывает своего мнения. Тургенев оставлял право своим читателям подвести итог и самостоятельно решить, хочется ли делиться своими мыслями или оставить их при себе.

В произведении "Записки охотника" представляется полная картина России, автор показывает отношение к земле, на которой он вырос, показаны размышления автора о настоящем и будущем народа. Главной темой является показ протеста против крепостного права, которое не дает раскрыться таланту и уму русского народа.
"Записки охотника" это сборник рассказов, общее их количество равно двадцати.

Первый рассказ это "Хорь и Калиныч"

Рассказ идет о встрече с Полутькиным, этот человек был барином и любителем провести время на охоте. Рассказчику Полутькин предложил ночлег в его доме. Так как дорогу туда была долгая, то они заехли к помещику Хорю, но его не оказалось дома. Хорь имел шесть сыновей и один из них встретил и принял приехавших гостей. На следующий день рассказчик и Полутькин отправились на охоту, по дороге они захватили с собой ещё одного знакомого Калиныча. Его автор описывает веселым, простым человеком. После охоты Калиныч привез показать свою пасеку и накормить мёдом. На следующий день, рассказчик поехал сам на охоту, так как Полутькин отправился по своим делам. Далее автор показывает сравнение между тем как живут люди из Калужской и Орловской губернии. Так, первый тип имеет большие и просторные имения, если описывать внешность, то видно что эти люди высокого роста, смелые, в богатой одежде. Орловский человек же имеет маленький рост, угрюмый вид и живет в обычных избах из осины, на ногах у него лапки.

Ермолай и мельничиха

рассказ про охотника Ермолая, которому было 45 лет, он худой и высокий, носит кафтан и синие штаны. Он был человеком, которого не брали ни на одну работу, единственное, что он мог, это ловить и приносить на кухню помещика куропаток и тетеревов.

Уездный лекарь

рассказывает про доктора, которого призвали в дом не особо богатой помещицы. Там ему следовало спасти молодую девушку, которая была серьезно больна, но в итоге у него ничего не получилось. После этого случая он еще долго не мог забыть про это.

Радилов («Мой сосед Радилов»)

история о помещике, который потерял жену, когда та рожала. Это было очень большим ударом и после этого случая ему было очень сложно. Но потом он уезжает с сестрой жены и как оказалось, он был давно в неё влюблен.

Однодворец Овсяников

Рассказ о так называемом «русском французе» который носит фамилию Лёжень. Он служил в армии, которая в свое время вошла в Россию. Но крестьяне хотели отомстить ему и утопить его в проруби, но спас его проезжающий мимо человек. Этот помещик взял Лёженя к себе работать учителем французкого. Вскоре он переходит работать к другому помещику, где влюбляется в свою воспитанницу. В итоге они поженились, Лёжень пошел на службу и стал дворянином.

рассказывается о том, как рассказчик и его друг Ермолай отправляются в село Льгов, чтобы поохотится. Это село славилось большим прудом, где можно было найти много уток и хорошо поохотиться. Они берут лодку и направляются охотится, по дороге они встречают и знакомятся с парнем Владимиром. Тот в свою очередь рассказывает им историю своей жизнью, дополняя свой рассказ особыми выражениями. В заключении они плывут с охоты, но лодка их не выдержала и начала тонуть. В итоге охотники ещё долго выбирались из пруда.

Бурмистр

Рассказ ведется о жизни Пеночкина Аркадия. Он еще молодой помещик и военный,находящийся в отставке. Он очень умен если сравнивать его с остальными дворянами. Аркадий отправляется в Рябово, чтобы встретится с бурмистром Софроном. При встрече бурмистр жалуется, что у него якобы мало земли. Но, как оказывается в итоге, село Шипиловка, по документам является владением Софрона, а не Пеночкина.

Контора

Рассказчик едет на охоту, где его застает дождь, в итоге он решает переждать непогоду в ближайшем селе. Там он видит большое здание именуемое- конторой старосты. Николай Еремеич был там главным. Автор случайно наблюдает ссору Еремеича и фельдшера Павла. Суть ссоры была в том, что фельдшер хотел жениться на Татьяне, а Еремеич помешал этому. Позже выяснилось, что они не смогли поженится, потому что Татьяну отправили в ссылку.

В цикле «Записки охотника» всего двадцать пять рассказов, которые являются зарисовками из жизни помещиков и крестьян в начале XIX века.

Хорь и Калиныч

Лирический герой повествует о том, что он встретился с местным барином Полутыкиным в то время, когда охотился в калужских краях. Барин Полутыкин также сильно любил природу, как и автор повествования. Так как к имениям барина было ехать очень долго, путники решили заехать к одному из крестьян помещика – Хорю. Крестьянина не оказалось дома, и гостей встретил его сын Федя. Хорь проживал в отдельном доме на болоте, у него было шесть сыновей.

Утром гости пошли на охоту и взяли с собой крестьянина веселого нрава Калиныча, с которым нравилось очень охотиться Полутыкину. На следующий день автор повествования пошел на охоту сам. Потом поехал пожить к Хорю. Пробыл там целых три дня и узнал о том, что Хорь и Калиныч были хорошими друзьями.

Ермолай и мельничиха

Лирический герой пошел на охоту с крепостным Ермолаем. Ермолай отличался беззаботностью, обязанностей у него было мало. У крестьянина была жена, но дома он редко появлялся. Мужчины охотились на протяжении всего дня. Вечером они приняли решение заночевать на мельнице. Ночью автора повествования разбудил негромкий разговор.

Ермолай разговаривал с мельничихой Ариной. Ее история была о том, что она была на службе у графа Зверкова. Жена графа, которая узнала о том, что Арина забеременела от лакея Петрушки, отправила ее в деревню, лакея отправили на службу в солдаты, а ребенок Арины умер.

Малиновая вода

Автор повествования снова отправляется на охоту. Ему стало жарко, и он захотел пить. Добрался до источника, который называется «Малиновая вода». А рядом рыбачили пару стариков. Одного из них звали Степушка. О Степушкином прошлом ничего не было известно. Рыбак ни с кем особо не разговаривал. Другого рыбака звали Михайло Савельев, который служил дворецким у дворянина.

Лирическому герою пришло в голову поговорить с Михайлом Савельевым. Крестьянин рассказал о своем бывшем хозяине. Во время разговора собеседники увидели еще одного крестьянина, который возвращался с Москвы. В Москве крестьянин просил своего хозяина уменьшить оброк, который за него платил его сын, который умер. Но помещик его выгнал. Крестьянин жаловался, что с него больше нечего взять.

Уездный лекарь

Однажды лекаря вызвали за город к нездоровой дочке одной помещицы. Когда лекарь прибыл туда, он увидел красивую двадцатилетнюю девушку. Лекарь почувствовал жалость к девушке и решил остаться до тех пор, пока пациентке не станет лучше. Дома его приняли как родного. Постепенно доктор осознал, что девушка не сможет сама справиться с болезнью. Последние ночи доктор был с девушкой. Пациентка умерла, а доктор взял замуж дочку богатого купца, который дал за нее хорошее приданное.

Льгов

Однажды лирический герой и Ермолай отправились в село Льгов на охоту. На пруду в селе Льгов водилось очень много уток. Они решили взять в селе лодку, чтобы охотиться было удобней. По дороге за лодкой они встретили парня Владимира, который был вольноотпущенником. По пути он рассказал историю из своей жизни.

В его речи было много изысканных выражений. В селе странники взяли старую лодку, в которой щели пришлось закрывать паклей. На охоте убили очень много уток. Но в лодке оказалась трещина, и она пошла ко дну. Выходили охотники из пруда очень долго, и только под вечер им удалось оттуда выйти.

Бурмистр

По соседству с имением автора истории был расположен дом Аркадия Пеночкина. Аркадий Павлович Пеночкин был молодым помещиком и военным в отставке. Он был весьма образован по сравнению с другими дворянами, которые жили по соседству. Автор истории нечасто посещал этого помещика, потому что ему было у него в гостях совсем дискомфортно. Однажды, когда Пеночкину стало известно, что автор повествования едет в Рябово, помещик решил поехать с ним. Он отправился с автором истории для того, чтобы поехать в село Шипиловка, в котором жил бурмистр Софрон, которого очень расхваливал Пеночкин.

Когда Пеночкин встретился с бурмистром, Софрон пожаловался Пеночкину на то, что у него мало земли. Когда автор истории покинул село, ему стало известно, что Шипиловка принадлежит на самом деле бурмистру, а в документах написано, что его владельцем является Пеночкин.

Контора

Во время охоты пошел холодный дождь. И автор повествования решил остановиться в селе поблизости. В самом крупном здании размещалась контора старосты. Главный конторщик был Николай Еремеич. Через контору проходили приказы для бурмистра и старосты, но на всех бумагах ставила свою подпись Лосьнякова. После того, как автор истории проснулся, он услышал, как ссорятся Николай Еремеич и фельдшер Павел.

Фельдшер обвинял старосту конторы в том, что Еремеич мешал пожениться фельдшеру на невесте Татьяне. Позже автор истории узнал, что Лосьнякова заслала Татьяну в ссылку, а старосту конторы и фельдшера оставила у себя.