Иван iv и основные проводимые им реформы. Государственные реформы ивана грозного
Начало царствования Ивана Васильевича было многообещающим. К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, священник Сильвестр, князь А.М. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А.М. Курбский назвал эту «ближнюю думу» «Избранной радой». Во главе Рады с 1550 года стоял молодой костромской дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы, которые в научной литературе получили название «Реформы середины ХVI в.».
В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Термин «дворяне» - люди из двора Великого князя - был известен с ХII в. Первоначально так называли людей, состоявших при князе на военной службе и выполнявших различные административные, судебные поручения. В ХIII в. дворяне - низшая прослойка знати. С ХVI в. дворяне за военную службу стали получать поместья, позже им было разрешено покупать землю.
Один из близких царю людей - дворянин И. С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство.
Реформа государственного управления. Среди проведенных реформ важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.
Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.
Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них на протяжении 150 лет решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.
Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.
Реформа местного управления. Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.
Территория была разделена на следующие территориальные единицы:
Губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);
Волость - земский староста (из черносошного населения);
Город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).
До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а «кормились» за счёт населения. В1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.
Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно - представительная монархия.
Монархия на тот исторический момент была наиболее оптимальным государственным устройством для России. Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, социальных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа. Монархия стала ещё одной несущей конструкцией русского общества. Огромную помощь монархии оказывала Русская Православная Церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов монархии и народа.
Военная реформа. В середине ХVI в. молодое государство в силу объективных причин от Волги до Балтики оказалось в окружении враждебных стран. В этой ситуации чрезвычайно важным было наличие боеспособного войска. Не случайно, что важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.
Была проведена реорганизация военных сил страны. Из - за слабого финансово - экономического положения постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.
Ядро армии составляло - Дворянское ополчение. На земли Подмосковья была посажена «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян. Им была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, «головы» - низшие офицеры, дипломаты, администраторы. В 1556 г. впервые было составлено «Уложение о службе», которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Из-за нехватки денег в казне за службу правительство расплачивалось землёй. Дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые «по отечеству» (по наследству - бояре и дворяне) и по «прибору» (по набору) - пушкари, стрельцы и др.
В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско. Это - пехотинцы с огнестрельным оружием, которые составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли – «дачи». Из коллективной «дачи» каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.
Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества - казачество (от тюркского «казак» - удалец, вольный человек).
Иностранцы - стали ещё одной составной частью русского войска. Но число их было незначительно.
Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.
В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить и давно назревавшие стратегические задачи внешней политики.
Судебная реформа. В 1550 г. ввела в действие новый свод законов - Судебник. Судебник Ивана III 1497 г. был расширен, систематизирован и учитывал то новое, что появилось в судебной практике с 1497 г. Были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти. Подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 ноября), при этом увеличивалось «пожилое» (плата феодалу за пользование его имуществом при переходе). В 1581 г. Иван Грозный ввёл «заповедные лета» - переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников. Новый кодекс усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума, на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).
Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне всё население страны должно было нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 газемли.
Церковная реформа. Второй властью в государстве была Церковь. Централизация государства потребовала перемен и внутри Церкви. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Собор Русской Православной Церкви. В специальной книге - «Стоглав» (отсюда и название Стоглавый собор) записаны решения этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась обрядность на территории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусство: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублёва, в архитектуре - Успенский собор Московского Кремля.
Таким образом, задуманный Иваном Грозным и его радой, круг реформ, - подчеркивает С. Ф. Платонов, - был очень широк и по замыслу должен обновить все стороны жизни Московского государства. Но правительство Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательское дело по той причине, что в нем самом не было согласия и единодушия. В 1560 году, после кончины жены Грозного Анастасии Романовны, у Ивана Васильевича произошел прямой разрыв с его советниками. Сильвестр и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть привели к репрессиям. Если в первые годы они не доходили до кровавых казней, то в последствии в связи с отъездами бояр за границу гонения получили решительный и жестокий характер.
Введение
1. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV
2. Реформы центрального управления
2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV
2.2 Земский Собор
2.3 Приказы: создание, структура, функции
3. Реформы местного управления
3.1 Земская реформа и отмена кормлений
3.2 Губная реформа Ивана IV
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В конце ХV - начале ХVI в. на Русской равнине создалось государство -"Московия", "Московское государство". С ХVI в. оно стало носить название "Россия". За довольно короткий срок московские князья объединили русские земли. Утвердилось политическое единство в государстве, но крепких экономических связей между русскими княжествами не случилось. Внутренняя структура государства оставляла желать лучшего. В любой момент государство могло вернуться к своему прошлому - раздробленным удельным княжествам. Для удержания государства в состоянии единства, для сплочения его внутренней структуры нужна была дальнейшая централизация в государстве, т.е. установление единого руководства, чёткое территориальное деление, действие единых законов на территории всего государства, чёткая вертикаль власти.
Василий III прожив 20 лет в совместном браке с первой женой так и не дал государству наследника, что было неслыханной ситуацией в великокняжеском доме. Интересам династии необходим был наследник. Великий князь отослал жену в монастырь и, уже пожилым, женился на молодой княжне Елене Глинской. Глинские были выходцами из обрусевшего татарского рода. В начале ХVI в. Глинские прибыли из Литвы ко двору великого московского князя Василия III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. Имя ему дали Иван в честь деда Ивана III. Он войдёт в российскую историю как Иван IV Васильевич, Иван Грозный.
Спустя 3 года Василий III умер. 3-х летний Иван Васильевич взошел на престол. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Через 5 лет, как считают, от отравления умерла и она. Для управления страной до совершеннолетия великого князя был создан регентский совет. С 1538 по 1547 гг. государством фактически управляла боярская аристократия: Бельские, Шуйские, Глинские. За этот период боярство проявило себя как антигосударственная, анархическая сила. За 9 лет у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками.
В результате центральная власть ослабла, произвол вотчинников не знал предела, в ряде городов произошли восстания горожан против знати. Международное положение государства также осложнилось. Внешние границы государства стали линией фронта. С 1538 по 1547 гг. в татарский плен было угнано более 100 тыс. русских. Летом 1547 г. в Москве начался сильнейший пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из 100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил в поджогах бояр. В Москве вспыхнул "великий мятеж" посадских людей. Иван IV с дворовыми укрылся в подмосковном селе Воробьеве. Восстание удалось подавить с большим трудом. Позднее Иван IV вспоминал: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой" Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 318.. Окружение княжича Ивана спасение видело в усилении власти молодого правителя и проведении реформ.
В данной работе будут исследованы реформы Ивана IV в сфере центрального и местного управления.
Объектом данной работы выступает политическое развитие России во второй половине 16 века вызванное реформированием государственной системы в период правления Ивана IV. Предметом исследования - деятельность Ивана IV по переустройству государственного управления в России.
Целью работы является изучение содержания и характера реформ государственного управления, проведенных Иваном IV. В исследовании темы стоят следующие задачи:
Актуальность темы объясняется богатейшим опытом реформирования системы государственного управления в переломную эпоху. В настоящее время идут поиски эффективной модели государственного управления в постсоветский период, опыт прошлых реформ может быть полезным, в том числе реформы Ивана IV, которые помогли укрепить государство.
1. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV
местный управление реформа дума
Процесс централизация и объединение русских земель проходили в обстановке неутихающих междоусобных войн: с 1228 по 1462 г. в северо-восточной Руси произошло 90 внутренних усобиц и 160 столкновений с внешним противником (татарами, литовцами и т.д.). Объединение русских земель вокруг Москвы и организация централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.
Москва к окончанию XV в. долгими усилиями, наконец побеждает своих главных внутренних врагов и конкурентов в борьбе за политическое влияние: были покорены Тверь и Рязань, Новгород Великий, затем Вятка (в которой формы государственного и политического устройства напоминали новгородские). Чуть позднее к Москве будут присоединены Псков и отвоеванное у Литвы Смоленское княжество, затем Чернигов и Северское княжество.
Расширение земельных владений Московского государства сопровождалось осознанием факта, что на территории Руси нарождается новая единая по духу и крови народность -- великорусская народность. Это осознание облегчило дело собирания земель и превращение Московского княжества в национальное великорусское государство.
Великие князья оказались во главе целой иерархии, состоявшей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливавших различные степени феодальной зависимости для разных субъектов.
В договорах и грамотах подчеркивалась территориальная неприкосновенность обеих сторон, устанавливался общий порядок административной деятельности (таможенная политика, выдача беглых холопов и т.п.) и государственной политики (совместная оборона границ, военная деятельность).
Для удельных князей, чьи земли входили в состав великого княжества, определялись феодальные иммунитеты, т.е. право осуществлять на своей территории не только хозяйственные и административные, но и государственные функции без вмешательства великокняжеской администрации (осуществлять фискальные и судебные функции). С вхождением удельных княжеств в состав Московского государства, у удельных князей было два пути: они были вынуждены либо поступить на службу к московскому великому князю, либо уезжать в Литву. Старый принцип вольной боярской службы теперь не имел никакой силы -- на Руси был теперь только один великий князь, переходить на службу теперь было не к кому.
Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра -- Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
2. Реформы центрального управления
Централизация принесла с собой важные перемены в государственном аппарате и государственной идеологии. Титул Великого князя остался в прошлом, теперь он именуется царем так же как ордынский хан или византийский император. Русь взяла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского Патриарха (к этому времени Византийская империя пала) Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 127..
По государственному строю Московское государство было феодальным, вид власти в государстве - раннефеодальная монархия.
Самодержавной монархия становится тогда, когда ей удается сконцентрировать в своих руках все виды власти: законодательную, управленческую, информационную, контрольную, судебную, символическую и т.п. Последняя представляет собой способность и легитимное право государства устанавливать, присваивать и распределять разного рода статусы, звания, чины и привилегии. При этом государство (в лице своих органов и официальных лиц) убеждено в том, что именно оно имеет такое право и что для этого не требуется каких-либо объективных дополнительных критериев и условий.
Пользуясь этим правом, государство формирует, создает целые сословия и особые привилегированные или обязанные социальные группы. Формирование централизованного государственного аппарата, бюрократической машины, все более и более усложняющейся, позволило правителям Московского государства взять на себя функцию создания новых классов: служилого боярства, служилого дворянства и т.п. Устанавливая права и обязанности каждого сословия, верховная власть предписывает им даже личные качества: чувство чести, преданности государю и прочее. Закрепляются и особые привилегии: по землевладению, в сфере власти над податными и крестьянами, юридические иммунитеты и т.п. Внешнее оформление статуса осуществлялось с помощью символов, регалий, ритуалов.
К середине XVI в. окончательно сложилось национальное Великорусское государство. На вершине государственной иерархической пирамиды находится царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Она ограничивается лишь каноном, т.е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово «царь» как титул закрепилось в середине XVI в., слово «самодержец» введено в официальный оборот в начале XVII в. Способами получения власти были наследование и избрание. Новое политическое положение, в котором оказалась власть великих князей, требовало нового оформления, новой символики и идей. Брак Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софье Палеолог в значительной мере носил символический характер: наследница павшего византийского дома переносила державные права этого дома в Москву, как в новый Константинополь -- Царьград. Как преемник византийских императоров великий князь начинает именовать себя царем и государем всея Руси, в XVI в. к этому прибавляется титул самодержца (славянский перевод византийского императорского титула).
Символическая преемственность продолжает развиваться в начале XVI в. -- от византийских корней, она углубляется в древнюю историю: через Рюрика и Пруса монархическая генеалогия идет к Августу, римскому цезарю (само слово «царь» является искаженной интерпретацией слова «цезарь»). Тогда же отрабатывается легендарная версия о передаче венца («шапки Мономаховой») греческого царя Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху. Этот акт символически означал установление совместной власти греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 129..
Существо верховной власти не отражалось в законодательстве и не подлежало действию государственно установленных норм. Сам же царь издавал уставы, указы, уроки и судебники и признавался высшим источником государственной власти.
Наряду с формированием государственного аппарата управления проходило усиление и укрепление власти Великого князя (царя). Система государственного аппарата власти имела вид приказно-воеводской. Для такой системы были свойственны централизация и сословность. Произошло упразднение системы вассалитета путем ликвидации уделов и самостоятельных княжеств. Территория государства поделена на уезды и волости. Народ имел статус подданного Московского великого князя и обязан был служить только одному великому государю.
2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV
Юрисдикция по особо важным делам на местах передавалась государственным органам. В руках Великого князя сосредоточены все ветви власти - гражданская, судебная, административная, военная. Источником права в те времена служили Судебники, в них не был закреплен статус князя или его права и обязанности, князь был выше закона. Наиболее важные государственные дела он решал вместе с боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в государственный орган власти, который функционировал все время. Боярская дума - прототип совета феодалов, в ее состав входила исключительно аристократия Руси: бояре, бывшие удельные князья, позже и представители дворянских фамилий и служивой бюрократии.
Боярская дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции. Помимо этого Боярская дума владела функциями законодательного органа. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Разделение правомочий царя и думы не было. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре, то есть дума приговорили".
Для переговоров с иностранными послами была создана специальная ответная комиссия из членов Думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение Великого князя и Думы. Совещания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например в опричном дворце Ивана IV в Москве или Александровской слободе. Но влияние и значение Боярской думы несло собой реальную угрозу для зарождавшейся абсолютной власти самодержавия, и великие князья всячески старались снизить политический вес Боярской думы.
Так с середины XVI в. из Боярской Думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных и преданных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела. В 1547 - 1560 гг., в правление Ивана IV, действовал неофициальный совет в составе поместного дворянина царского "ложничего" А. Адашева священника Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой "Избранной рады", как впоследствии назвал ее Курбский, Иван IV провел ряд значимых для государства реформ в сферах земского, военного и судебного дела. Иван Грозный самостоятельно определил курс направления внешней политики и на некоторое время сумел отдалить Боярскую думу от участия в принятии решений по важнейшим вопросам законодательства и управления государства Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 326..
Лишь после смерти Ивана IV Боярская дума приобрела былое значение и положение в управлении государством. Заметную роль играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала XVII в.
2.2 Земский Собор: создание, структура, функции
С зарождением поместного дворянства (дворян и детей боярских) как нового сословия в обществе государства, наступило возникновение земских соборов - созываемых по мере острой необходимости царями всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Появление земских соборов относится к середине XVI в. В конце 40-х - начале 50-х годов XVI в. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства "освященный собор" земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. Именно с образованием земских соборов связано установление в России нового вида власти: сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Особенностью сословно-представительных органов в России было то, что роль "третьего сословия" в них была гораздо слабее, а органы земских соборов не ограничивали, но наоборот укрепляли власть царя Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 145..
Основание деятельности Земских Соборов составляла идея соборности, т.е. общественного единодушия всего населения страны. От его имени Земский собор решал важнейшие текущие проблемы государства, а затем цари приводили эти решения, как бы дозволенные всеми сословиями, в исполнение.
Развитие деятельности Земских Соборов в России можно поделить на 3 периода. Первый начинается с Собора «примирения», созванного Иваном IV после венчания на царство и призванного добиться общественного согласия после долгих лет боярской «смуты» времен его малолетства, и заканчивается с пресечением династии Рюриковичей (после смерти Федора Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора. Второй период совпадает с эпохой Смуты начала XVII в., и в нем главной функцией Собора является «оформление» восшествия на престол нового паря. Этот период завершается в 1613 г. избранием царя Михаила Романова. С 1613 по 1653 гг. -- третий период, в котором монархия и Земский собор являются единым механизмом в устранении результатов смуты Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 53.. Соборы в это время были самыми многочисленными, заседали годами (своего рода сессии) и решали не только политические, но и хозяйственные вопросы.
Земский собор включал в себя три части: Освященный Собор, куда входили иерархи русской церкви - митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей; Боярская дума - верхней палаты Собора - и выборные или естественные представители служилого дворянства, городских посадов и отчасти черносошного крестьянства. Имеются точные данные о составе Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов.
Инициатива созыва Земского собора принадлежала царю, а в условиях междуцарствования - от Боярской думы или патриарха. Конкретно установленных сроков не было, Собор созывался по мере необходимости. Не было и четко разработанной процедуры выборов. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей, а не «худых». Имелся и своего рода нравственный ценз - в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы - инструкции с указанием насущных нужд и запас (содержание). Хотя, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.
Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 - открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи освящалась цель созыва Собора и устанавливались вопросы для обсуждения. Вторая часть работы - обсуждение поставленных вопросов и разработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт - свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась) История государства и права России: учебник / под ред. Ю. П. Титов. - М.: Велби, 2013. С. 131..
Прерогативой Земского собора было утверждение новых законов, решение вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и пр. Следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях, многие из которых начинаются так: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди всяким людям чинят насильства и убытки, и продажи великие, и посулы и кормы емлют многие» Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 147., после чего следовал приказ не давать взяток и даровой прислуги воеводам, не пахать на них пашни, провести в случае необходимости судебное расследование и пр.
Представляя более широкие, по сравнению с Боярской думой, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. Земские соборы служили орудием в укреплении личной власти великих князей, соответственно, они были противопоставлены в противовес Боярской думе. Само существование земских соборов, как и Боярской думы, показывало слабость власти не только царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.
2.3 Приказы: создание, структура, функции
К середине ХVI в. происходит замена старой упрощенной системы государственного аппарата власти новой системой центрального управления - приказной. Реализация определенных функций государства в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Со временем эти нерегулярные поручения обрели систематичный характер. В результате чего появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Изначально в XV в. эти должностные лица исполняли свои обязанности без вспомогательного аппарата. Но с расширением круга их задач с начала XVI в. им давались "для письма" чиновники помельче - подьячие, объединенные в особом помещении: канцелярии - "избе", "дворе" Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 56.. Процесс образования "изб", "дворов"- канцелярий растянулся на несколько десятилетий с конца XV в до середины XVI в. и был неодновременным.
Каждая "изба" или "двор" вместе с возглавлявшим ее должностным лицом являлась основанием будущего приказа. С середины XVI в. "избы"- канцелярии превращаются в постоянно действующие центральные государственные учреждения - приказы. Таким образом, приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения, приказа как постоянного поручения (типа "пути"), приказа-"избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями. Известны следующие приказы: посольский приказ - ведал внешнем сношением; разбойный приказ - занимался "лихими" и разбойными делами; поместный приказ - ведал наделением землей за службу; ямской приказ - ямской службой; казенный приказ - финансовыми делами государства История государства и права России: учебник / под ред. С. А. Чибиряева. - М., 2001. С. 105..
Приказы осуществляли судебные функции по делам, связанными с направлениями их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В этот период четкого разграничения функций приказов не было, они могли осуществлять как отраслевую, так и территориальную деятельность, иногда подменяя друг друга. Наибольшего развития приказная система получила в период сословно-представительной монархии.
Новые органы центрального управления - приказы - возникли без законодательной основы, неожиданно, по мере необходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда заканчивалась необходимость, другие делились на отделы, трансформировавшиеся в самостоятельные приказы. На протяжении XVII в. зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Также отсутствовало строгое разграничение деятельности между приказами. В Посольском приказе, к примеру, пытали участников восстаний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи. Вдобавок ко всему все приказы являлись не только административными учреждениями, но и судебными, приказных людей называли судьями. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь, на столы и повытъя по ветвям управления Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 60..
Основанием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и окончательно упразднило систему вотчинного управления. Это же направление - усиление роли государства с поддержкой в лице формирующегося третьего сословия - наблюдается и в реформе местного управления.
3. Реформы местного управления
Местное управление также претерпевает изменения параллельно образованию централизованного государственного аппарата власти. Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - стало составной частью предприятий, проводимых великокняжеской властью в целях укрепления централизованного государства. Эти мероприятия не только совпадали с желаниями поместного дворянства, но и находили поддержку и одобрение черносошного крестьянства. Так как оба сословия были заинтересованы в улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро. Военные нужды и укрепление обороноспособности государства во второй половине XV в. повысили значение "городового дела", т. е. забот о строительстве и укреплении городов. Для улучшения реформы местного управления появляются особые должности - городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже судебного управления Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 65.. Назначаемые Великим князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики находились в прямом подчинении Великого князя. Так же была введена должность казначея, курировавший первоначально военно-административные дела, и прежде всего учет и хранение всех государственных запасов оружия и боеприпасов. Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного государства.
3.1 Земская реформа и отмена кормлений
Конец XV - первая половина XVI в. явил не простые резкие преобразования в социально-экономических отношениях. Сословная борьба при этих условиях ужесточилась и приобрела невиданные до этого формы: от участия в ересях и побегах до индивидуальных террористических актов и групповых выступлений "лихих людей". Кормленщики не были заинтересованы в борьбе с "лихими людьми". Рост преступности был для них даже выгоден, так как в случае поимки они имели от суда лишние доходы.
В феврале 1551 г. крестьяне Плесской волости Владимирского уезда получили уставную земскую грамоту, согласно которой они могли с помощью выбранных ими "излюбленных голов" и "целовальников" собирать дважды в году, на покров и пасху, оброк - "кормленный окуп" и отвозить его в Москву. Должность наместника для них упразднялась. Повсеместно земская реформа была проведена лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где ранее не существовало помещичьего землевладения, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды "излюбленных голов" старост, а также "лучших людей" целовальников или земских судей. Делопроизводство земского старосты, и целовальников вел выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город. Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределенный срок, и население их могло "переменить". Спустя некоторое время для них были введены ежегодные выборы. В ведении земских органов находились сбор подати - "окупа", а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей. В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.
В работе этих органов существовал настоящая бюрократические манера: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое выполнение предписанных инструкций (по горизонтали).
3.2 Губная реформа Ивана IV
Отмена кормлений - лишь завершающий этап длительного процесса реформирования местного управления.
Губные органы начали формироваться с 30-х гг. XVI в., ещё при наместничьем правлении, уничтоженном в 1555 г. Действие этих выборных органов поначалу распространялось не везде, а только в некоторых территориях, по просьбам населения «по грамотам». В основном такие просьбы отправлялись в целях защиты от разбойничьих шаек, заполонившими страну во время малолетства Ивана IV. С середины XVI в. были выделены губные округа, в которых дворяне избирали губных старост из среды дворян или детей боярских, губной дьяк и до 4 целовальников, представлявших штат губной избы. Им были поручены уголовные дела, в том числе полицейские - поимка преступников, судебные, заведование тюрьмами. С течением времени, на некоторых территориях, в частности, в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сконцентрировали в своих руках все местное управление.
Примечательно и то, что к судебной деятельности этих органов стали привлекаться «добрые люди» из числа местных жителей. Они присутствовали при судебном разбирательстве, скрепляли документы своими подписями, решали вопрос о причислении подсудимого к разряду профессионального преступника или обычного, что имело довольно серьезную силу при вынесении приговоров. Данное нововведение стало началом создания в России типа суда присяжных заседателей. Но реформация внутренней была приостановлена волей Ивана Грозного, и лишь в XIX в России создается суд присяжных.
По большей части в областях стоящих на границе государства, во второй половине XVI в. вводится воеводское правление. После Смуты оно становится всеобщим, сочетая в своих руках административную и военную власть, а также контрольные функции по отношению к местному самоуправлению. По царским наказам воеводы должны были «беречь накрепко, чтоб мужики - горланы богатые... середним и молодчим людем продажи ни чинили и лишних поборов не сбирали». Контроль со временем приобретает формы подчинения губных властей воеводскому правлению. Утвержденный царем воевода теперь не только управляет гарнизоном и охраняет безопасность региона, он дублирует действия губного старосты. Правительство некоторое время раздумывало, не решаясь, какой из этих форм управления оставить как единственным. В 1679 г. губное правление было упразднено, в 1684 г. возобновлено и функционировало ещё некоторое время, пока Пётр I не отменил его окончательно.
Губная реформа стала шагом вперед на пути укрепления централизации власти, но все же, сами местные органы, по итогам проведения этой реформы так и не приобрели полноценный централизованный характер. Государственный аппарат власти был не достаточно развитым, чтобы суметь обойтись без поддержки представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года. М.: Просвещение, 1989. С. 138.
Заключение
В ходе написания работы были решены поставленные задачи:
1) выявление предпосылок послужившими началу преобразования центрального и местного управления в России ХVI века;
2) рассмотрение реформ центрального управления;
3) анализ реформ местного управления.
На основании проведенного исследования важнейших этапов преобразований в сфере государственного правления времен царствования Ивана IV и самой личности царя, можно сделать выводы о том, что тоги правления Ивана IV крайне противоречивы. Главным и несомненным результатом царствования Ивана IV является окончательное завершение формирования централизованного Российского государства - царства, ставшего равным великим державам современности Ивана IV. Оно приобрело широкий международный авторитет, имело довольно сильный бюрократический и военный аппарат, которым самолично руководил «всея России самодержец» Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 173..
Тем не менее, именно период правления Ивана IV дал России изнурительную и бесплодную войну с Ливонским княжеством, которая впоследствии начала сопровождаться террором созданной царем опричнины. Опричнина явила собой форсированную централизацию без необходимых на то социально-экономических причин, именно создание опричнины показало, что власть охвачена тотальным страхом. В целом же политика Ивана IV для России оказалось весьма плодотворной. Его неодиозная личность, полная противоречий и контрастов, рождала такие же реформы в управлении государством, ясно одно - это был до конца не равнодушный царь к своей родине. Жестокость и безжалостность сменялись в нем с раскаянием и переосмыслением своей безудержной натуры.
Крайне неудачно закончились годы царствования лично для царя. Во-первых, была убита его первая и любимая жена Анастасия, ее смерть царь переживал очень горячо и тяжело, во-вторых, в порыве гнева, царь убивает своего старшего сына - Ивана, надежду и будущего продолжателя дела отца Ивана IV. В результате этого убийства, в будущем образуется династический кризис, за которым последует тяжелые Смутные времена. В итоге дворцовых интриг, восстаний и интервенций к власти престола придет династия Романовых, которая откроет новые страницы в истории Российского государства.
Список использованной литературы
1) Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 216.
2) Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 511.
3) Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 672
4) Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 335
5) История государства и права России: учебник / под ред. Ю. П. Титов. - М.: Велби, 2013. С. 544.
6) История государства и права России: учебник / под ред. С. А. Чибиряева. - М., 2001. С. 528.
7) Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 559.
Подобные документы
Детство и юность Ивана Грозного, его венчание на царство. Сыновья и жены царя. Избранная Рада и ее реформы. Военные преобразования при Иване Грозном. Присоединение Астраханского и Казанского ханства, освоение Сибири. Введение опричнины, ливонская война.
реферат , добавлен 12.04.2015
Государственный и политический талант Ивана Грозного, который раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Их антибоярская направленность. Первый Земский собор. Принятие нового Судебника. Земские преобразования (отмена кормлений). Военные реформы Грозного.
реферат , добавлен 17.03.2015
Первые реформы Адашева. Меры против "тарханов". Укрепление центральной власти. Оформление приказной системы. Самый важный адашевский "приговор" 1555–1556 гг. Деятельность губных старост. Отмена системы кормлений в 1556 году. Окружение Ивана Грозного.
реферат , добавлен 19.05.2009
Предпосылки Земской реформы. Состояние местного хозяйства и управления в 40-60-е годы XIX века. Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы. Земская реформа 1864 года. Основные положения.
курсовая работа , добавлен 02.04.2005
Образование и падение Избранной Рады. Краткая характеристика реформ. Опричнина Ивана Грозного, ее предпосылки. "Отречение" Ивана Грозного. Послеопричный период и реформа двора. Опричный террор, итоги опричнины. Иной подход к оценке опричнины.
курсовая работа , добавлен 12.12.2010
Исторические условия и предпосылки реформ Петра I. Сущность военной реформы - ликвидация дворянских ополчений и организация боеспособной постоянной армии. Реформа государственного управления: центрального, местного и городского. Церковная реформа.
курсовая работа , добавлен 02.06.2011
Особенности периода реформ 1856-1881 гг. Земская реформа, изменение местного управления. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Основа земской реформы - принципы бессословности и выборности. Недостатки новой системы самоуправления.
курсовая работа , добавлен 15.11.2009
Программа реформ. Реформы в период 1549-1556 гг. Военная реформа. Судебник 1550 года. Дворцовая тетрадь. Стоглав. Земельные реформы. Земская реформа. Государственный и политический талант Ивана Грозного. Развитие и укрепление русского государства.
реферат , добавлен 13.03.2007
Изменения в управлении страной в эпоху Ивана Грозного. Причины, вызвавшие необходимость реформ в стране, их итоги и значение. Полномочия Центральных органов государственного управления. Деятельность и представители Избранной рады – совета приближенных.
презентация , добавлен 16.02.2011
Детство и юность Ивана Грозного. Венчание на царство Ивана IV. Деятельность царя и расширение Русского государства. Реформы 50-х годов XVI в. и их судьба. Опричнина и ее значение в истории. Переход к единодержавию при Иване IV, итоги его правления.
К февралю 1549 года относится начало деятельности на Руси Земских соборов - сословно-представительных органов. «Земские соборы, - писал Л.В. Черепнин, - это орган, пришедший на смену вечу», воспринявший древнерусские "традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов", но заменивший «элементы демократизма началами сословного представительства». Они представили собой совмещение в одном учреждении тех двух начал, которые действовали раздельно в центральном и областном управлении: начала приказной бюрократической службы, представленного на соборах личным составом центральных государственных учреждений, и начала натуральной общественной повинности, на котором было построено областное управление и которое было положено в основу соборного представительства служилого и торгово-промышленного класса.
Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 февраля. Вначале он выступил перед боярами, окольничими, дворецкими и казначеями в присутствии церковного «освященного собора», и в тот же день он говорил перед воеводами, княжатами и дворянами.
Земская реформа Ивана IV, реформа местного управления в Русском государстве в середине 16 века, проведена для ликвидации кормлений, т. е., содержания должностных лиц за счёт населения, и введения земского самоуправления. Реформа вызвана необходимостью укрепить местный аппарат управления в интересах дворянства и купечества. В 1549 на соборе «примирения» наметили программу земских реформ. В 1551 Стоглавый собор утвердил «уставную земскую грамоту».
В начале 50-х гг. в отдельных областях была упразднена власть наместников. Но только в 1555-56 наместничье управление отменили в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах выбирались земские старосты, возглавлявшие земские избы и выбиравшиеся из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. В их ведении находились суд (исключая дела о крупных уголовных преступлениях), управление тяглым населением и сбор налогов с него. «Посошной окуп», заменивший наместничьи сборы, стал поступать в царскую казну, которая осуществляла и общий надзор за деятельностью органов земского самоуправления. Земская реформа завершила перестройку на сословно-представительских началах местного управления и усилила централизацию государственного управления.
Следующим шагом явилась прямая ликвидация в 1551-1552 годах наместничьего управления в отдельных областях. А в 1555-1556 годах приговором царя «о кормлениях» наместничье управление отменялось в общегосударственном масштабе. Его место занимало местное управление, проделавшее долгий и нелегкий путь.
Местное управление не представляло собой единообразия, а принимало различные формы в зависимости от социального состава той или иной местности. В центральных уездах, где было развито частное землевладение, вводилось губное управление, а дворяне выбирали из своей среды губных старост. Вместе с выборными городовыми приказчиками они возглавили уездную администрацию.
Это означало завершение губной реформы.
Выборные власти стали появляться и в тех уездах, где не было частного землевладения. Здесь из зажиточных слоев черносошного населения выбирались земские старосты. Впрочем, черносошные общины и прежде имели свои выборные мирские власти в лице старост, сотских, пяти десятских, десятских и т. д.
Эти волостные администраторы генетически восходили к представителям старинной сотенной общинной организации Киевской Руси. Они традиционно осуществляли надзор за общинными землями, распределяли и собирали налоги, разрешали мелкие судебные дела, решали другие вопросы, затрагивающие интересы общины в целом. И раньше мирские власти состояли из представителей наиболее зажиточного крестьянства: «лучших» и «средних» людей. Кстати сказать, черные волости, даже становясь частновладельческими землями, сохраняли структуру мирского управления.
Земская реформа наряду с черносошными землями затронула и города, где тоже (но из зажиточного посадского населения) выбирались земские старосты. Губные и земские старосты в отличие от кормленщиков - пришлых людей - действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Справедливости ради необходимо отметить, что полностью местные реформы были осуществлены лишь на Севере.
Считается, что губная и земская реформы являются шагом на пути централизации. При этом, однако, не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI века представляются продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. Традиции эти оказались действенными и потом - в Смутное время.
Ко времени Избранной Рады относится усиление значения приказов как функциональных органов управления. Именно в середине XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним относится Челобитенный, в котором принимались жалобы на имя царя, и проводилось расследование по ним. Во главе этого, по сути высшего органа контроля, стоял А. Адашев.
Посольский приказ возглавлял дьяк Иван Висковатый. Поместный приказ ведал делами поместного землевладения, а Разбойный разыскивал и судил "лихих людей". Первый приказ военного ведомства. Разрядный - обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод, а другой - Стрелецкий - ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов. Разрядным приказом некоторое время руководил дьяк И.Г. Выродков, при котором он стал как бы генеральным штабом русского войска. Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца. Окончательное завершение формирования приказной системы приходится на XVII век.
Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. Земская реформа должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей.
В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной.
Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства.
Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.
1. Ивана IV Грозного
Юному Великому князю не было еще и полных 17 лет, когда его дядя Михаил Глинский и его бабушка княгиня Анна сумели подготовить политический акт большой государственной важности. 16 января 1547 г. Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси. Во время торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, по преданию, некогда присланные на Русь византийским цесарем Константином для венчания князя Владимира Мономаха. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укрепить «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. По завершении чина венчания Великий князь стал «боговенчанным царем». Дополнение короткого слова «царь» предполагало:
– уподобление монарха Богу, присвоение ему особой харизмы, особых благодатных даров, в силу которых он начинает восприниматься как сверхъестественное существо;
– равенство по чину императору «Священной Римской империи»;
– ставило выше европейских королей – датского, английского, французского и многих иных;
– уравнивало с восточными соседями – казанским и астраханским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси.
Четырнадцатью годами позже Константинопольский патриарх признал титул Ивана и послал ему свое благословение.
Правление Ивана Грозного в исторических исследованиях делят на два периода:
1) конец 40-х–50-е гг. – крупные внутри- и внешнеполитические успехи, период реформ;
2) 1560–1584 гг. – период опричнины и ее последствий.
Утвердившись на престоле, Иван IV начинает бурное реформирование устоев жизни московского общества.
Внутренняя политика и реформы первого периода. Источники не позволяют восстановить подробности политических обстоятельств, при которых в конце 40-х годов сложилось правительство, перенявшее руководство страной у Боярской думы, но мы знаем ту политическую фигуру, которая сыграла ключевую роль в формировании новой правящей группы. Этой фигурой был митрополит Макарий, мудрый и спокойный политик, глава церкви – могущественного политического механизма, издавна поддерживавшего объединение княжеств вокруг Москвы.
При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников символизировать новое правительство – «Избранную раду». «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. На этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя». Царь и бояре каялись в своих прежних «преступках». Цель всех этих усилий царь сформулировал в таком словосочетании: «смирить всех в любовь».
Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Адашев, Сильвестр и друг детства Андрей Курбский . А. Адашев служил в Челобитном и Казанском приказах и был, судя по всему, главным идеологом и организатором реформ. О доверии ему царя свидетельствует тот факт, что Иван поручил Адашеву прием и рассмотрение всех челобитных, поступающих на имя царя. Сильвестр, личный духовник царя, оказал сильнейшее влияние на формирование мировоззрения молодого царя.
1. Созвано сословно-представительное учреждение – Земский собор, заседавший в Москве в феврале 1549 г. Земский собор включал: членов освященного Собора, Боярской думы, государева двора; выборных от провинциальных дворян, посадского населения и черносошного крестьянства. Собор никоим образом не ограничивал самодержавия – он собирался по указанию царя, его решения не были обязательными для власти, и таким образом, он не выполнял функции парламента. На соборе была обсуждена программа преобразований.
2. Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов – Судебника 1550 г . В 1550 г. был принят новый судебник. Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.
– Судебник упорядочил и дополнил прежний, ограничил права наместников и волостителей.
– Представлялось право выборным от народа – старостам, сотским – участвовать в суде.
– Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.
– Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.
– Были ограничены источники холопства.
3. Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, который открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки. . Ответы собора на сто царских вопросов составили Стоглав – кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.
– «Стоглав» утвердил решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми;
– запретил новаторство в иконописи;
– унифицировал порядок исполнения церковных обрядов;
– наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников;
– официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и «сугубую аллилуйю» (на эти решения позднее ссылались старообрядцы в оправдание своей приверженности старине);
– осудил пороки в светской и церковной жизни (п родажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах);
– пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях;
– запретил приглашать на свадьбы скоморохов;
– монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты;
– также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана.
Иван IV намеревался провести через собор решение о секуляризации церковных земель.
4. Реформа центрального и местного управления. Вместо двух прежних учреждений – Государева дворца и Казны, была создана целая система специализированных приказов . Военными делами уководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами – приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, – Поместный приказ, холопами – Холопский приказ. Приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, а Казанского дворца – присоединенным Казанским ханством.
Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов (в начале XVIII в. их было около 50). Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.
Большого внимания заслуживают реформы местного управления . Поначалу Избранная рада не собиралась радикально менять сложившийся порядок местного управления, но изменения происходящие в стране заставили это сделать.
– В 1556 г. кормления были отменены.
– На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа – округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост – из числа зажиточных слоев черносотенного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков, или «излюбленных голов», – в городах.
– Перед центральным правительством приходилось отвечать не только старостам, но и самым мирам, которые наделялись отныне новой ответственностью – мирской порукой за своих выборных управителей (старост и судей). Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных.
Заменив служилых кормленщиков «мирскими органами правительства», избранная рада пошла по пути усиления государственной централизации.
5. Важное значение имели военные реформы. Впервые было составлено Уложение о службе. Оно устанавливало единый порядок организации воинской службы.
– Ядро армии составляло дворянское ополчение.
– Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» – 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой.
– Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.
– Нельзя было молодых аристократов в 15-18 лет назначать воеводами. Служба молодых людей на невысоких должностях не считается «порухой» чести.
– Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».
– Устанавливалось твердое денежное довольствие на период несения службы. За невыполнение налагался штраф.
– В 1550 г. создается постоянное стрелецкое войско.
– В армию стали привлекать иностранцев.
– Для несения пограничной службы привлекалось казачество.
– На время военных походов ограничивалось местничество. В середине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.
6. Реформа налогообложения. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха. В зависимости от плодородия почвы (добрые-худые), а также социального положения владельца земли соха составляла 500–1200 детин земли. Для служилых феодалов она равнялась 800 четвертям (ок. 400 га), для церковных – 600, для черносошных крестьян – 500.
Реформы «Избранной рады» привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Несколько лет понадобилось потом для того, чтобы были покорены Казанское ханство и Астраханское царство с подвластными им народами среднего и нижнего Поволжья. В 80-е гг. XVI века здесь возникают новые города – Самара, Саратов, Царицын, Уфа. Начата война с Ливонским орденом для того, чтобы пробиться к побережью Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со странами Средней и Западной Европы.
Таким образом, система реформ, предпринятых фактическим правительством в конце 40-50-х гг. XVI века, по самой своей сути была изначально связана с идеей ограничения царской власти «мудрым советом» , то есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой Боярской думы, интересы служилой массы и верхов посада. Они носили компромиссный характер и были направлены на примирение интересов старой боярской аристократии и нового служилого сословия. Именно на основе этого «гражданского мира», очевидно, и предполагалось достигнуть исторического прогресса России. Но этот компромисс оказался более чем эфемерным.
Второй период. Опричнина . В 1560 г. Адашев и Сильвестр попадают в опалу, а их правительство прекращает свое существование. Как полагают, именно с этого времени в Московском государстве началась смута, продолжавшаяся 70 лет.
Первая размолвка между царем и его единомышленниками произошла еще в 1558 г. на почве внешнеполитических устремлений. Адашев, Сильвестр и их сторонники считали необходимым продолжать активную внешнюю политику на юге и востоке, а царь устремил свой взор на Ливонию. Однако причина была скрыта гораздо глубже. На смену вертикали: царь – дума – приказы – наместники – пришла новая организация: правительство, состоящее из новой служилой аристократии, – приказы под руководством служилых людей – избираемые из дворян губные старосты – излюбленные старосты, избранные «простым всенародством». Царю, как видим, в этой бюрократической вертикали места было явно маловато, он оказывался над ней, но лишался возможности непосредственного управления, превращался в почетного подопечного своих советников. Таким образом, рельефно обозначилась тенденция ограничения самодержавия и определялась сила, олицетворявшая ее, – «Избранная рада».
Ей и остаткам боярской аристократии, которая также угрожала самодержавию, Иван IV и объявил войну не на жизнь, а на смерть.
Дальнейшая судьба членов «Избранной рады» была незавидной: Сильвестра постригли в монахи и отправили на Соловки; окольничего Алексея Адашева и его брата Данилу царь послал на войну с Ливонией (когда туда прибыли люди, чтобы их арестовать, то Алексей уже умер, а Данила был схвачен и казнен). В переписке же с отъехавшим в Литву князем Андреем Курбским Иван Грозный не называл «Раду» иначе как «злобесный совет», который «вся строения и утверждения по своей воле и своих советников творяще».
Итак, мы можем сделать заключение, что главной особенностью ментальности Ивана Грозного как государственного деятеля, а также определенной части российского служилого сословия было утверждение в их сознании приоритета государственного устройства на жестких вертикальных связях и подданства всего общества власти обожествляемого единоличного правителя. Для воплощения этого идеала Иваном Грозным был создан специальный механизм – институт опричнины (1564-1572).
3 декабря 1564 г. Иван Грозный с семьей и, что удивило московский люд, с казной, святыми иконами и громадным обозом выехал из столицы в Коломенское на богомолье (Николин день). Только через месяц царь объявился в Александровской слободе, откуда отправил письмо митрополиту Афанасию, в котором сообщал, что положил свой гнев «на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей», а на простой народ государь, мол, гнева не держит. Таким путем царю удалось создать в среде посадского и крестьянского населения мнение, что изменники вынудили его оставить царство и бежать куда глаза глядят. Ну а в ряды изменников Иван записал всех, кто мог представлять хоть малейшую угрозу его единовластию.
Дальше все развивалась по этому плану политического шантажа, основанного на вере русского люда в то, что царская власть от Бога и без нее погибель всем будет, на всегдашней русской жалости к обиженным и тяге к справедливости: народные слезы, челобитные о возвращении на царство, смятение в умах, волнения в московском посаде, подогреваемые царскими посыльными, крестный ход в Александровскую слободу.
Все это дало возможность царю выдвинуть ультиматум думе и митрополиту. Сущность царских требований сводилась к следующему. Вся территория государства разделялась на земщину и опричнину («опричь» – кроме). В земщине сохранялись старые порядки, и управлялась она Боярской думой. В опричных же землях всем распоряжался царь.
В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину.
В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.
Члены «царева войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собольи головы и метлы как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. В опричном войске были стерты все грани между выходцами из знатных боярских родов и безвестными дворянами. Высшей и единственной ценностью признавалась личная преданность царю, который сам занимался комплектованием опричнины. Среди наиболее известных и видных опричников необходимо назвать Малюту Скуратова, Бориса Годунова, Алексея Басманова, Богдана Бельского и др. Общая же численность опричного войска достигала 5-6 тыс. человек. Центром опричнины была Александровская слобода.
Вотчинники и помещики, не попавшие в опричное войско, были выселены из опричных территорий. Такая же участь ожидала и их дворовых людей, и крепостных, черносошных крестьян, и купцов, не согласных с новыми порядками.
Ну и, наконец, за свой «подъем» (переезд) Грозный налагал на земщину огромный денежный побор – 100 тыс. руб. Чтобы представить себе истинный размер данных подъемных, отметим, что село с несколькими деревнями продавали за 100-200 руб., а самый высокий боярский годовой оклад составлял 400 руб. На них можно было купить 5 млн. пудов ржи или 100 тыс. рабочих лошадей.
Таким образом, наиболее сильный удар опричнина нанесла по крупным, средним и мелким земельным собственникам, таящим в себе угрозу царскому самодержавию. Это была, пожалуй, главная цель Ивана Грозного, которую, рассуждая о Европе в письме к А. Курбскому, он сформулировал в шести словах: «Тамо особь кажо о своем печеся...», то есть подразумевалось, что в России каждый должен печься о государстве, отождествляемом с личностью царя.
Общественное же мнение широких народных масс было, как мы уже говорили выше, подготовлено к тому, что всенародно поддержанный государь должен жестоко расправиться со своими врагами-изменщиками.
Молот опричного террора опустился на все социальные группы населения, а наковальней послужила их ментальность – готовность терпеть любые лишения во имя высокой идеи самодержавия православного царя. Общие потери населения от террора, чумы и голода составили 500 тыс. человек (население России в целом составляло 7–9 млн жителей).
Подведем социально-политические и хозяйственные итоги опричнины.
1. Выселением и карательными акциями подорваны производительные силы основных сельскохозяйственных районов страны. В Московском уезде было разорено 75% всех крестьянских дворов, а в Новгородской области 92%. Следствием сокращения посевных площадей стал голод. По свидетельству современника, люди убивали друг друга за кусок хлеба. К тому же в 1570-71 гг. в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.
2. Фактически был уничтожен класс собственников, вместо них появились просто владельцы земли, не способные противостоять власти-собственности.
3. Разрушены посады Москвы, Новгорода, Пскова – крупнейшие ремесленно-торговые центры страны.
4. Резко уменьшилось число черносошных крестьян, которые вместе с землей попадали во владение к боярам и помещикам, выселенным из опричных районов.
5. Отношения власти и общества были выведены из сферы юридического и нравственного регулирования. Дворяне и бояре фактически лишались права отъезда. В обществе установились отношения подданства.
6. Нарушена система комплектования и организация войска. Для помещения 5-6 тыс. опричников пришлось выселить 7,5-9 тыс. обученных и сплоченных в боях и подготовленных бойцов дворянской конницы, при общей численности их в войске – 30 тыс.
Из всего вышесказанного становится ясно, что, вводя опричнину, Иван Грозный стремился окончательно утвердить обожествляемый обществом самодержавный строй путем уничтожения любых, как реальных, так и гипотетических, противников этого, насаждая страх и покорность среди населения. Во второй половине XVI в. московское общество максимально приблизилось по своей форме и содержанию к восточной деспотии. Но не стало ею в полном смысле, поскольку в низах общества в системе корпоративных общин продолжала действовать законсервированная прямая общинная демократия. Противостояние общества и власти на данном историческом этапе окончилось победой власти, общество не смогло взять ее под свой контроль.
Разруха в стране, в обществе, в умах и сердцах людей, неспособность их противостоять военной угрозе извне, о чем речь пойдет ниже, очевидно, убедили Ивана IV в нежизнеспособности его детища. В 1572 г. опричнина была отменена, а само упоминание о ней запрещено под страхом наказания кнутом. Однако казни «заговорщиков» не прекратились.
В 1575 г. Иван IV попытался вернуться к опричниным порядкам. Он вновь закрепил за собой «удел», предоставив право формально управлять страной крещеному татарскому хану Симеону Бекбулатовичу, титуловавшемуся «великим князем всея Руси». Княжение Симеона продолжалось менее года, затем Иван IV вновь вернулся на трон. Массовый террор прекратился. Однако «переборы людишек» продолжались до самой смерти Ивана Грозного (в 1582 г. Иваном в гневе был убит царевич Иван – любимый сын и сподвижник).
Чтобы хоть как-то спасти от разорения главную военную силу государства – владельцев поместий, одна треть которых была переселена в новые местности, Грозный в 1581 г. издает так называемый «Указ о заповедных летах», предусматривавший временное, на неопределенный срок прекращение выхода крестьян в Юрьев день и их вывоза с определенных территорий.
Не знаю, становится ли актуальной эпоха Ивана Грозного, но как минимум одна из его реформ стоит того, чтобы о ней сейчас вспомнить.
Дело касается местного управления - наверное, самой болезненной области российского администрирования, где русский народ ведет вековую тяжбу с «чиновной силой темною, с проклятою ордой».
Местное или областное управление распространялось тогда на уезды и волости, не приписанные к государеву двору. Они носили имя земщины. Управление этими землями еще с удельного времени находилось в руках наместников и волостелей. Наместник правил в городе и уезде, волостель - в волости.
Должности наместников и волостей рассматривались преимущественно как «кормления» княжеских слуг, средства их содержания. Кормление состояло из кормов и пошлин. Например, в 1528 г. служилому человеку Кобякову была дана в кормление волость Сольца Малая, занимавшаяся солеварением. В жалованной грамоте этому довольно мелкому волостелю перечислено до 14 доходных статей, кормов и пошлин, не считая въезжего корма (подъемных). Помимо этого, каждый правительственный акт наместника и волостеля, а также судебное постановление были сопряжены с определенным сбором деньгами или натурой.
Система кормлений была продолженнием старинного обычая "посажения" князьями своих подручников в подвластные города и земли. За многие столетия она настолько прочно укоренилась в русской жизни, что ее отголоски можно наблюдать и в наши дни - например, в виде сбора, взимаемого священниками при исполнении треб, или в чиновничьем отношении к своей должности, как к доходному месту, к кормушке, предоставленной в его распоряжение государством.
Система кормлений, с ее режущим слух названием и оскорбляющим нравственное чувство смыслом, держалась благодаря господству натурального хозяйства и недостатку ходячей монеты. Государственная служба оплачивалась скудно и нерегулярно. Истратившись на службе, наместник или волостель отправлялся на год или два кормиться в волость, поправлять «животы»; потом, с восстановленным достатком, он возвращался в столицу служить, исполнять бездоходные военные и другие поручения государя в ожидании новой кормовой очереди.
То есть управление городом или волостью не считалось службой - кормление рассматривалась как награда за придворную и военную службу, одним из средств содержания служилого человека.
Отсюда понятно, что наместники и волостели смотрели на отправление своих должностей преимущественно как на сбор доходов, а не как на общественное служение - они кормились за счет управляемых в буквальном смысле слова.
К середине ХVI века система кормлений превратилась в политическую бессмыслицу - она не способствовала государственной цeнтрализации, поскольку верховная власть передавала кормленщику все управление областью без всякого отчета и контроля, и в то же время не отвечала интересам местного самоуправления, ибо кормленщик представал перед населением в виде залетной птицы, явившейся исключительно с целью наживы.
Сознавая это, правительство молодого государя Ивана IV Васильевича стало принимать свои меры против судебно-административных злоупотреблений наместников и волостелей.
Вначале оно постаралось стеснить произвол кормленщиков: была установлена твердая такса кормлений. Затем запрещено было кормленщикам caмим собирать корма с населения: это дело было поручено выборным от земских обществ; срок кормлений был сокращен до одного года.
Наконец, в 1550 году правительство начало земскую реформу, призванную ликвидировать систему кормлений, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, в ведение которых поручалось не только уголовное право, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом.
До сих пор тяжбы населения с наместниками и волостелями основывались на старинном праве управляемых жаловаться верховной власти на своих управителей. По окончании кормления обыватели, потерпевшие от произвола кормленщиков, подавали свои жалобы обычным порядком в суд. Обвиняемый правитель в этом случае являлся обычным гражданским лицом и мог быть принужден вознаградить своих бывших подвластных за причиненные им обиды.
У обиженных имелось еще одно средство привлечь к ответу кормленщика - древний обычай поля, то есть вооруженного поединка между истцом и ответчиком. Литвин Михалон, знакомый с московскими порядками, негодуя на безнаказанный произвол панов в своем отечестве, с восторгом отзывался о таком московском способе держать областную администрацию в границах законного приличия. Но соблюдение приличий здесь было неотделимо от скандала и полной профанации общественной иерархии и дисциплины.
Подобный порядок борьбы со злоупотреблениями приводил к бесконечному сутяжничеству. Съезд кормленщика с должности служил сигналом ко вчинению запутанных исков о переборах и других обидах. Летописец говорит, что мужичье тех городов и волостей творило кормленщикам много коварств и даже убивало их людей: как съедет кормленщик с кормления, мужики ищут на нем многими исками, и при этом совершается много «кровопролития и осквернения дyшам» - от ложных крестоцелований и поединков.
Не следует думать, будто московские приказные всегда мирволили провинциальным правителям. Многие наместники и волостели проигрывали такие тяжбы с населением и лишались не только нажитых на кормлении «животов», но и старых своих наследственных имуществ, которые шли на уплату убытков истцов и возмещение судебных издержек.
Нерешенных дел, однако, было неизмеримо больше, и их количество увеличивалось с каждым годом.
И вот, с целью прекратить это разорительное сутяжничество, царь на соборе 1550 года «заповедал» своим боярам, приказным людям и кормленщикам помириться «со всеми хрестьяны» своего царства, то есть предложил служилым людям покончить свои административные тяжбы с земскими людьми не обычным, исковым и боевым, а безгрешным мировым порядком. Царская заповедь была исполнена с такой точностью, что спустя год Иван уже мог доложить отцам цepковного, так называемого Стоглавого собора, что бояре, приказные люди и кормленщики «со всеми землями помирились во всяких делах».
Эта мировая была подготовительной мерой к отмене системы кормлений. Вначале был проведен пробный опыт. В некоторых волостях и уездах крестьяне получили право cyдиться «меж себя» при посредстве старост и целовальников (тех кто «целовал крест», присяжных того времени), «кого собе изберут всею волостью»; за это взамен местнических кормов с них взимался оброк в казну. Эту льготу правительство предоставило подопытным крестьянам сроком на один год, но она пришлась настолько по сердцу, что они выхлопотали ее и на другой год, согласившись при этом удвоить оброк.
В 1552 году царь с одобрения боярской думы уже мог официально объявить о принятом решении устроить местное управление без кормленщиков по всей земле.
Гopoда, уезды и волости один за другим стали переходить к новому порядку управления. В 1555 году правительство издало закон: «во всех городах и волостях учинити старост излюбленных... которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всею землею» и которые умели бы их рассудить в правду, «беспосульно и безволокитно», а также сумели бы собрать и доставить в государеву казну оброк, установленный взамен наместнических поборов.
На смену земской повинности кормления пришло право.
Эти действия правительства Ивана IV могут по праву считаться образцом административного реформирования. Крутой политический перелом совершился быстро и безболезненно. При этом реформа не потребовала ни новых органов, ни нового окружного деления, земские выборные действовали в прежних округах наместников и волостелей. Излюбленные старосты или выборные судьи с целовальниками вели порученные им судные дела под личной ответственностью и мирской порукой: недобросовестное выполнение обязанностей наказывалось смертной казнью и конфискацией имущества, которое шло пострадавшим истцам.
При такой постановке дела, при столь строгой ответственности земские выборные судьи вели дела не только беспосульно и безволокитно, но и безвозмездно. Их деятельность преследовала единственно общий интерес: государевы грамоты обещали, что, если земские судьи будут судить прямо и казенный оброк привозить сполна, то «государь с их земель никаких пошлин и податей брать не велит да и сверх того пожалует».
Правительство сумело не только избежать расходов, связанных с реорганизацией местного управления, но еще и получить с этого доход, причем без малейшей тягости для населения!
Еще важнее было то, что местное самоуправление не противопоставлялось централизации, а удачно уживалось с ней и даже укрепляло ее. Земские органы ведали как местными делами, так и общегосударственными, которые прежде находились в ведении представителей центральной власти - наместников и волостелей. Отсюда можно заключить, что сущность земского caмоуправления того времени состояла не столько в праве земских обществ вершить свои местные дела, сколько в обязанности исполнять общегосударственные приказные поручения, выбирать из своей среды ответственных исполнителей «государева дела». В этом смысле это был особый род государственной службы; свобода была неотделима от обязанностей, право выбирать означало обязанность отвечать за выборных.
Земская реформа Ивана Грозного превосходно иллюстрирует пока еще новую для нас мысль, что подлинная дeмократия (народовластие) на самом деле не зависит от политического строя и может существовать в рамках монархии столь же eстественно и органично, как и в рамках республики.
Ссылка на историю