Усекновение главы иоанна предтечи. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Несколько слов о родословной Иоанна Предтечи
Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля - первое и второе обретение его главы, 25 мая - третье обретение его главы, 12 октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.
Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима . Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука , архангел Гавриил , явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами . Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Проповедь
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос . Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »
Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный , брат Симона Петра.
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.
Темница
Казнь
Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
11 сентября - день, когда многие молитвы будут услышаны, а самые искренние просьбы - исполнены. Узнайте, о чем можно просить святого в этот день.
В день Иоанна Крестителя молитвы о благополучии в семье и избавлении от болезней будут особенно полезны. Для того, чтобы молитвы были услышаны, необходимо пребывать в определенном состоянии ума.
Кто такой Иоанн Креститель?
11 сентября православные отмечают день Иоанна Крестителя — пророка, предсказавшего приход Иисуса Христа на Землю и крестившего его в реке Иордан. Жизнь Иоанна была недолгой и закончилась трагически: ему отсекли голову по приказу царя Антипы за то, что пророк обличал преступную связь царя с женой его брата Иродиадой. Отсеченная голова продолжала обличать грех царя, поэтому ее выбросили в отхожее место. Но ученики пророка извлекли голову и погребли с почестями. Голова Иоанна была несколько раз обретена и вновь потеряна. Сейчас никто не знает, где она находится. Обе даты обретения головы Иоанна Крестителя почитаются православной церковью.
О чем молятся Иоанну Крестителю?
- Святому великомученику молятся о об исправлении совершивших грех;
- о прозрении и излечении слепоты;
- о прохождении головной боли;
- о воцерковлении неверующих;
- об отбывающих наказание в тюрьме;
Молитвы Иоанну Крестителю
В день смерти пророка Иоанна православные всего мира обращаются к нему с молитвой.
Нужное состояние покоя для обращения к святому лучше всего достигается в вечернее время. Хорошими помощниками для отрешения от бытовой суеты будут церковная свеча, горящая в полумраке, ладан и тишина. Молитвы о даровании здоровья, избавлении от болезней и прощении грехов лучше и искреннее получаются у женщин, потому что они живут чувствами и сердцем. Молитвы о защите и помощи в трудностях хорошо произносить мужчинам, которые сами по себе являются защитниками и основой православной семьи.
Молитва о прощении согрешивших и покровительстве
«Христов, Креститель, пророк Предтече, первый великомученик, наставляющий и защищающий постящихся и отшельников, чистоте обучающий и ближайший друг Христов! Тебя молю, и к тебе прихожу: не оставь меня без твоей помощи, не оттолкни меня, падшего и большой грех совершившего; омой душу мою слезами покаяния, словно вторым крещением; очисти меня, грехом оскверненного, и помоги войти, ибо и ничтожный входит, в Царствие Небесное. Аминь».
Эту молитву стоит читать в состоянии полного душевного покоя и умиротворения. Не злитесь на себя или на того, за кого вы молитесь: как говорится, не судите и не судимы будете. Если вы просите не за себя, а за кого-то из близких, то вместо местоимений «меня», «мою» произносите имя того, о ком молитесь, например: «сына моего, Даниила», «мужа моего, Александра».
Об избавлении от головной боли
«Первый Креститель, выведший из тьмы к свету Божию, первый возвестивший о пути спасительном, обличающий неверных и хранитель чистоты, столп непоколебимый, благочестию обучающий и к вере наставляющий, Иоанне, Пастыря и Создателя моли мир миру даровать и душам нашим познать великую милость».
Если искренне просить обо всем мире и живущих в нем, благодать коснется просящего, очищая его душу и избавляя от болезней. Данную молитву лучше всего читать при свете лампадки или свечи, отстраняясь от собственной боли и желая мира и избавления всем людям. Также можно просить об избавлении от головной боли любого человека, упоминая его имя в молитве отдельно и особо.
Молитва об отбывающих наказание в тюрьме
«Иоанне, великий угодник Божий! Предстою перед престолом Пастыря и Бога нашего Иисуса Христа, великое просьбу имея к Нему. К тебе мы, как к многомощному предстателю и милостивому заступнику нашему прибегаем мы, грешные и недостойные, Моли Бога нашего дабы Он отвратил от нас гнев Его, нашими деяниями заслуженный, и забыв бесчисленные грехи наши, обратил нас на путь покаяния и в вере праведной утвердил нас. Огради молитвами твоими жизнь нашу, и во всем благом помощи испроси. Предстательством твоим избавь нас от всех враг видимых и невидимых, укрой и защити. Как тихую и безмолвную жизнь проживем мы в благочестии и чистоте и, так временную жизнь пройдя, в вечной достигнем покой, и сподобимся Небесного Царствия Христа Бога нашего. Ему же всякая слава подобает со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки чеков. Аминь».
Вера всегда давала нам надежду в самые непростые времена, и молитвы, переходящие из поколения в поколение, несут в себе силы исцелять и находить верные решения. Но помимо молитв существуют другие способы уберечься от беды. Например, об обряде « Ловушка для неприятностей» вы можете прочитать по ссылке. Мы желаем вам мира в душе, и не забывайте нажимать на кнопки и
11.09.2016 05:09
Если вы хотите обрести в своей душе спокойствие, молитва великому мученику Иоанну Крестителю поможет избавиться...
Молитвы святым
Память: 7 / 20 января (Собор Иоанна Предтечи), 24 февраля / 9 марта (Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи), 25 мая / 7 июня (Третье обретение главы Иоанна Предтечи), 24 июня / 7 июля, 29 августа / 11 сентября (Усекновение главы Иона Предтечи), 23 сентября / 6 октября (Зачатие порока Иоанна Предтечи) , 12 / 25 октября (Перенесение десной руки)
Величайший и последний из пророков Израиля. Как проповеднику покаяния ему молятся о вразумлении грешников, даровании видения и понимания своих грехов и их причин, о приобщении к Церкви некрещеных людей, маловеров и сектантов, и даровании покаянного чувства, о помощи заключенным. К нему прибегают за духовной помощью во время длительных постов. Пророка Иоанна Предтечу просят о изобилии плодов земных, он издревле особо почитался крестьянами и пчеловодами.
Пророк Иоанн Предтеча. Икона деисусного чина, XIV век. Визаинтия. Сербский монастырь Хиландар
Собор пророка Иоанна Предтечи
Тропарь пророка Иоанна Предтечи, глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже, за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.
Кондак пророка Иоанна Предтечи, глас 6
Плотскаго Твоего пришествия убоявся, Иордан страхом возвращашеся;пророческое же служение исполняя, Иоанн трепетом спряташеся; Ангельския чини ужасахуся, зряще Тя, во струях плотию крещаема; и вси, сущии во тьме, озаряхуся, воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
От земли возсиявши, Предтечева глава лучи испущает нетления верным исцелений, свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род единогласную возсылати славу Христу Богу.
Пророче Божий и Предтече благодати, главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше, исцеления всегда приемлем, ибо паки, якоже прежде, в мире проповедуеши покаяние.
Третье обретение главы Иоанна Предтечи
Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4
Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. Вси убо, сошедшеся в сея обретение, песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими.
Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 6
Светоявленный и Божественный в мире столп, солнца светильник, Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех, освящает той верно покланяющихся и взывающих: Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас.
Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4-й
Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 3-й
Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.
Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.
Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 5
Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродия, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный
Величание пророку Иоанну Предтече
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси/ честныя твоея главы усекновение.
Зачатие порока Иоанна Предтечи
Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4
Первее нераждающая неплоды, возвеселися, се бо зачала еси Солнца светильника яве, просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую. Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:// пророк Вышняго есть хотяй родитися.
Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 1
Веселится светло Захария великий со всеславною Елисаветию сопружницею, достойно зачинающе Иоанна Предтечу, егоже Архангел благовести, радуяся, и человецы достодолжно почтим, яко таинника благодати.
Перенесение десной руки пророка Иоанна Предтечи
Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4
От запада возсиявши Предтечева рука, лучи испущает нетления верным исцелений, свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род, единогласно возсылати славу Христу Богу.
Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 6
Умнаго Солнца светильник Божественный Предтеча, показавый в концех светоносную свою десницу, ныне на севере озаряет ею блаженное Отечество наше, просвещая и освящая верно покланяющихся, и Христу вопиющих: спаси нас молитвами пророка Твоего, Царю Вышний.
Молитва первая пророку Иоанну Предтече
Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Молитва вторая Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Акафист пророку, предтече и крестителю Господню Иоанну :
Житийная и научно-историческая литература о пророке Иоанне Предтече:
- Пророк и креститель Иоанн Предтеча – Православие.Ru
- Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна – священник Максим Массалитин
- Почему Господь уподобил Иоанна Крестителя пророку Илие? – иеромонах Иов Гумеров
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017
При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)
29 августа/11 сентября Православная Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В память об этом событии в этот день установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он – больший из рожденных женами и первый среди пророков. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Потому, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Чистота святого Иоанна и его любовь к девству были таковы, что он удостоился не только видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить Его в Иордане и стать свидетелем откровения Святой Троицы.
В 15-й год правления кесаря Тиверия (29 год по Р.Х.) Иоанну в пустыне было слово от Бога. Тогда он пришел на Иордан и стал проповедовать покаяние приходившему к нему народу, наслышанному о его ангельской жизни. Он крестил иудеев в водах Иордана в знак очищения грехов, готовя их принять Спасителя и призывая принести достойные плоды покаяния вместо того, чтобы хвалиться тем, что они – сыны Авраамовы. Повторяя слова пророка Исаии, Иоанн говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся… и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:3–5). Народ спрашивал, не он ли Спаситель, Которого ожидают многие поколения. Иоанн отвечал им: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).
Иоанн Предтеча закончил свою жизнь в 32 году по Р.Х. мученическою смертью (Мф. 14:1-12; Мк. 6:14-29).
После крещения Господня, святой Иоанн Креститель был посажен галилейским царем Иродом Антипой в темницу (Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев).
Пророк Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, оставив свою законную жену, дочь аравийского царя Арефы, женился на жене своего брата Филиппа Иродиаде, грубо нарушив еврейский обычай. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. В темнице Иоанн Предтеча провел около года.
В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Дочь Иродиады Саломия плясала во время пира перед гостями и угодила Ироду и возлежащим с ним гостям. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Саломия по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, т.к. боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но ему не хотелось при гостях изменить своему неосторожному слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну и отдать Саломии.
Усекновение главы Иоанна Предтечи (Худяков В.Г.,1861)
Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.
После усекновения главы Иоанна тело его тайно в ту же ночь было погребено учениками его в городе Севастии - городе Самарийском.
По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада боялась, что при соединении главы с телом, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее. Она исколола язык Пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте.
Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, ставшая потом одной из мироносиц, тайно откопала святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.
После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23:7-12).
По прошествии многих лет, 452 году от Р.Х., честные мощи святого Иоанна Предтечи были чудесным образом обретены и стали источником благодати для верующих, приходивших поклониться им (читайте об этом Обретение главы Иоанна Предтечи ) .
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни (читайте об этом Иродиада и Саломея ) . Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
ИОАНН ПРЕДТЕЧА – АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ
Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка – Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.» (Мф. 11:10). Святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти . Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.
Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.
Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.
Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту – он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.
Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.
Вот почему его называют Ангелом.
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ – ПРЕДТЕЧА И В АДУ
Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.
Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.
О ПРАЗДНИКЕ
День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.
Вокруг праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий , не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, утверждается, что в этот день нельзя резать ничего круглого, что якобы напоминает собой голову – арбузы, круглые фрукты и овощи (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу округлой формы (то есть – картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все вышеперечисленные «запреты» – не более чем народные суеверия, сродни языческому представлению мира, не имеющие внутреннего духовного смысла.
Православная вера и суеверие – несовместимы, потому что вера делает человека свободным от греха, а суеверие – зависимым от любого действия человека или природы. Говоря о суевериях и приметах, святитель Иоанн Златоуст приводит следующий пример: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитва святому пророку Иоанну Предтечи
К рести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе прибега́я не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, имо́же ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. А ми́нь. Оценка 4.6 проголосовавших: 23
Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник, который Православная Церковь чтит и празднует 11 сентября (29 августа по старому стилю).
Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери.
Усекновение главы Иоанна Предтечи: как это было
О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери - жены Ирода четверовластника - двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Первое обретение главы Иоанна Предтечи
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь, как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.
В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), - в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня (25 мая ст. ст.).
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя
Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи
Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665
Густав Моро. Саломея
Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи
Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869
Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса
Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608
Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530
Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя
Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи
Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)
Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.
Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.
Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.
О, пира, исполнена кровей!
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.
Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.
Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите Его, вси людие.
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.
Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.
Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.
Статьи о празднике Усекновения главы Иоанна Предтечи
Проповедь Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины (на украинском языке)
Кондак, глас 5:
Предтечево славное усекновение / смотрение бысть некое Божественное, / да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. / Да рыдает убо Иродия, / беззаконное убийство испросивши: / не закон бо Божий, ни живый век возлюби, / но притворный, привременный.
Икос :
Рождение Иродово всем явися непреподобно, / егда посреди питающихся глава постящагося предложися, якоже снедь: / радости совокупися печаль, и смеху растворися горькое рыдание, / яко главу Крестителеву на блюде нося, пред всеми вниде, якоже рече, отроковица. / И клятвы ради рыдание нападе на вся возлежащия тогда с царем: / не бо обвесели онех, ниже Ирода самого. / Рече бо: оскорбеша печалию не истинною, / но притворною, привременною.
2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова
Кондак, глас 5-й, самогласен.
Славное усекновение Предтечи было некоторым домостроительством Божиим, – дабы он (Предтеча) проповедал и сущим во аде пришествие Спасителя. Да плачет Иродия, просившая о беззаконном убийстве; ибо она возлюбила не Божию вечную жизнь, но (жизнь) притворную, привременную.
Икосы :
1) (Τὰ γενέσια ) День рождения Ирода пред всеми оказался нечестивым, когда глава постившагося принесена была как снедь в средину пиршествующих. С радостию соединилась печаль, и над смехом одержал верх горький плач: ибо блюдо, имевшее в себе главу Предтечи, внесено было пред всеми, как приказала девица; и между всеобщею радостию (вдруг) напал плач на всех обедавших в то время с царем. Ибо он (Предтеча) не любил ни оных, ни даже самаго Ирода. Ибо сказано, что он (Ирод) опечалился печалию не истинною, но притворною, привременною.
2) (Ὀυκ ἀνέμεινε ) Ибо не пребыл,-не надолго оставался в печали Ирод; но как уже замысливший лукавое, тотчас совершил . Прелюбодейца не дева искала отсечь плод безплодия; она, прежде отсечения, тотчас же объявила свое намерение девице, вопия к ней: «Поди ко мне, чадо; подумай с твоею матерью; слово тайное хочу открыть тебе. Объявляю тебе желание свое. Я намереваюсь убить сына Захариина. Ибо он нанес мне удар (πληγὴν ) вечный, непривременный.»
3) (Ὑπακούσασα ) Выслушав отроковица беззаконный замысел, испугавшись воскликнула: «О мать! Как страшна твоя страсть, оставь ее неисцельною (ἁνιάτρευτον ); ибо, если захочешь исцелить ее, то ты сделаешь на ней самую тяжкую рану. Усыпи в одних помыслах свое слово, дабы оно не сделалось когда-нибудь великим несчастием для нашего рода; ибо не ты одна обезумеешь от сего, но и я, и Ирод. И если умрет Иоанн, то чрез нас все сделалось бы мертво, и мы погребены были бы живые, оставив по себе злую память вечную, непривременную.»
4) (Τὶ σοι ); – «Отроковица, что такое произошло, что вдруг случилось с тобой? Ибо как я пощажу Иоанна? И ты возлюбила ненавидящаго нашу жизнь (более), чем мать (свою)? Но ты еще не знаешь-ли, дитя, что он (советовал) Ироду относительно меня? „Не позволительно“, говорит он, „иметь тебе жену Филиппа, брата твоего, отвергни ее“. Посему я хочу пресечь неприятную (для меня) беседу с ним (Иоанном). Я выберу время отнять язык у него, а лучше и (всю) главу (его); и после того я не буду печалиться, ибо буду иметь в безопасности жизнь настоящую, непритворную, привременную.
5) (Ασεβοῦμεν )- «Мы навлечем безчестие, матерь, не на другаго кого, но на самих себя
и на нашу жизнь, подобно как Иезавель, желавшая погубить праведнаго Илию, сделала большее (зло) для самой себя. Но Илия – по своей ревности, а Иоанн по закону обличил нас. Этот пустынник с строгостию высказал Ироду чистую (правду, сказав): „Не позволительно тебе!“ (Сей) же старец с кротостию заключил некогда пред Ахаавом облака, так что не было дождя. Посему, матерь, оставь ныне намерение свое, и опасность уничтожится, не сделай всегдашним безчестие привременное. “
6) (Πα ῤ ἐμοῦ ) – «От меня научись, безстыдная, чтобы не оскорблять меня (своим) увещанием, прежде, нежели все узнаешь вполне. (Ибо) тебе теперь это неизвестно, ты не понимаешь, потому что не можешь понять. Ибо, если, таким образом, Креститель останется наругающимся надо мною, и будет жив: то каждый будет ко мне дерзок, и что захочет, и как захочет, – будет говорить обо мне, как о (женщине) временной, а не (как) о царице; – как о жене простолюдина, а не славнаго (мужа). Но замолчи, отроковица, ибо я предусматриваю полезное более, нежели ты и многие (из народа); я знаю, (как) приобрести честь славную, а непривременную.
7) (Ἐρωτῶ σε ) – «Я тебя, матерь, спрашиваю: когда ты хочешь совершить это (дело)? При свете (дня), или ночью? Ибо нечестивое твое намерение прилично только ночному (времени). Ибо для чего он усекается? Кто (поднимет) меч к усечению пророка Христова?» – «Ты, как дочь моя, содействуй матери своей к убиению врага моего, и выжидай (удобнаго) времени».– «Прошу (тебя), матерь, чтобы из-за меня, бедной, не совершил кто пролития невинной крови. Как убит был Захария (), так ныне должен быть усечен Иоанн, а я не буду об этом заботиться, чтобы как либо не получить мне раны вечной, не привременной.»
8) (Ἰωάννης ) – «У тебя» – подлинно прежалкая ты и несчастная, «Иоанн почтен честию не более ли, чем носившая тебя утроба? По твоему безумию, не более ли важным показался тебе Креститель? (И) не постыдилась ты моих сосцев, которыми я тебя питала? О, если бы я (сего не исполнила)! Ибо для чего я старалась против самой себя воспитать (эту), досаждающую мне своим непослушанием? Зачем я решилась связаться (браком) с царем, чтобы (только) сохранить (так сильно) оскорбляющую меня? Посему-то я и печалюсь. Пусть исполнится мое слово, и что я хочу, пусть совершится; а ты, и нехотя, исполни мою волю привременную».
9) (Νυνὶ ἡσυχάσω ) – «Теперь я замолчу, и не покажу (этой) всезлобной (женщине), что намереваюсь я (сделать), дабы родительница моя не усмотрела, и не открыла моего
желания и (моих) мыслей, (и не поставила их), для наказания (меня) за них, когда это обдуманно и много раз, выскажется (пред царем) от матери моей. (И) дочь замолчала; а родительница ея внушала тогда мужу (своему), говоря: «муж (мой), день рождения твоего сделай нам светлым днем праздника; возвеселимся в старости (нашей); брат твой, унесший (с собою) нашу юность, злополучно отделил меня (к тебе для) жизни привременной.»
10) (Ὁ Ἡρώδης ) Ирод, прельщаемый словами (этой) коварной (женщины), сильно возопил со смехом, и как несмысленный, во время смеха, возвысил свой голос, (говоря): «Жена, собеседница моя, я и в этом случае благодарен тебе за твою любовь. Итак, если я окончу (торжество) дня моего рождения, то какой ты принесешь мне. дар, достойный меня?» – «Что я принесу тебе? Самую себя – в рабыню (тебе), и кроме того приведу к тебе (рожденную) от меня твою плясавицу, которая всегда тебя развеселяет, – так, подлинно, я сделаю светлым день твоего рождения, который ты устроишь, царь, для наслаждения привременнаго».
11) (Ὑπεκλίθη ) Преклонился, наконец, (к вечеру) триклятый день злодейственнаго рождения сего беззаконника, – (один из таких дней), который проклял бы и Иов, точно так выразившийся (о дне своего рождения, во время невыносимой болезни своей. ), или как сказал (пророк) Захария: «день оный тьма есть, а не свет (; )»; ибо сказано было тогда: «Свет дня, за лежащих во тьме, был на кресте». Но ныне подобное приличествует и дню (рождества) Иродова: потому что в сей (день) умерщвлен был друг (невечерняго) Света, и хотя умертвивший его не существует, но умерщвленный и (теперь) живет и говорит, после смерти (своей) привлекая все к жизни вечной, не привременной.
12) (Ῥίψας ) Оставив все, Ирод, наконец, наслаждался своим пиршеством; и когда окончился день его рождения, как написано, устроил вечерю своим вельможам и друзьям, тысяченачальникам и советникам – всем вместе. Когда же обед этот окончивался с радостию, и обедующие с удовольствием ели, вдруг стол (яств) обратился в сеть, и (самая) снедь сделалась для них соблазном; поелику, зная, что (здесь) сокрыта сеть Крестителя, они не сокрушили ее, но продолжали смотреть на наслаждение привременное.
13) (Ὡς ο ὗν ε ἶδε ) Прековарная Иродия, как скоро увидела всех в опьянении, нашедши (теперь) благоприятное время, какого она искала, сказала в душе своей: «Вот время, которое я ловила; никто теперь не препятствует, ибо внутри чертога я не вижу никого. Итак, поди сюда, дитя; я принесу тебе в сей день подарок хороший... (чрез который) будет подвластен нам Ирод. Взойди, дитя, возблагодари ногою своею царя и с ним вместе всех друзей его. Ты привлечешь к нам сердце сего почтеннаго (мужа), как искусно (приготовленною) стрелою, и мы теперь получим честь вечную, не привременную».
14) (Μετεπόιησεν ) Эти беззаконныя слова переменили девицу, и она снаряженная для безстыднаго дела, оделась безчестием, как одеждою. Друзья же Ирода, хотя много превозносили красоту отроковицы, но зная непреклонное желание ея родительницы, и (смотря на) украшение ея дочери, сказали тайно: «Обратите внимание на желание блудницы
Иродиады, как она и ту, которую родила, хочет сделать подобною себе. Она не удовольствовалась собственным своим безстыдством, но очернила и (происшедшую) от утробы (своей) пред нами, для удовольствия привременнаго».
15) (Αψευδής ) Не ложно слово Премудрости: «чада прелюбодеев не совершенни будут (εἰσὶ ), и от законопреступпаго ложа семя исчезнет» () совершенно. Как и сия девица: то, чем она наслаждалась на один только час, спустя немного, обращает для себя в худшее. Но когда говорили обо всем этом не явно, то вслед за словами явились худыя дела. Ибо плясавшая посреди обедавших девица исполнила уста их восклицаниями: «Царь Ирод», говорили они, «как хороша эта плясавица! Она, подлинно, имеет (быстроту) движений (как бы-) духа (ἔμψυχον ), а не привременную».
16) (Νικηθεὶς ) Царь, увлеченный похвалами превозносивших девицу, поклялся тогда пред всеми, говоря (ей): «Чего бы ты ни просила, я тебе дам за такое плясание». Отроковица же тогда вышла, и говорит матери своей: «Чего просить мне?» – «Проси, дитя, главы Иоанна Крестителя, потому что я одну ее желаю». – «Увы мне родительница! О, если бы у меня самой отсечены были ноги, и я не выходила бы к тебе, чтоб у тебя научиться! О, если бы я даже была заключена, и не спрашивала тебя, о чем не надлежало! О, если бы я сохранила молчание вечное, не привременное!»
17) (Ο ὕτως ) Так должна была говорить девица, хотя бы (на самом деле) она ничего такого не сказала: так как была она горьким плевелом, (произрастшим) от земли проклятой, приносящей одни только терния, имея (в себе) смертоносную болезнь, вкусивши которой, Ирод не исплюнул, но принял (ее) внутрь себя; почему, не умягчив (не сварив) сего, извергнул убийство, и изблевал усечение Божественнаго Предтечи. Совершившему убийство было жестокое наказание (πόνος ); а чтущим усекновение, – оно приносит честь. Ибо убийца погиб, а почитатели (Предтечи), верные, доселе живы, уготовляя (себе) жизнь вечную, не привременную.
18) (Ὑιὲ ) Ты, Иоанне, – сын истиннаго священника, чадо безплодной и пророчицы, питомец пустыни, – поелику мы вспомнили о посте твоем, то подай нам силу к тому, чтобы мы постились; да соделаемся подражателями твоими на столько, на сколько есть силы у каждаго из нас. Да не обладает, таким образом, над кем либо из нас чрево; напротив да обладаем чревом мы (сами), по учению Павла: «Брашна чреву и чрево брашном ()». Мы – (последователи) Христа, постившагося добровольно и отъявшаго у нас древший глад, которым томился чрез наслаждение привременное.
Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 179– 184.
3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота)
Кондак, глас 5
Предтечи славное усекновение / произошло по некоему Божественному замыслу, / чтобы он и пребывавшим во аде / возвестил о пришествии Спасителя. / Да восплачет же Иродиада, / беззаконное убийство испросившая: / ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, / но обманчивую и временную.
Икос :
День рождения Ирода всем явил дела неправедные, / когда среди роскошно пировавших / глава постившегося как яство была предложена. / С радостью соединилась скорбь, / и со смехом смешалось горькое рыдание, / ибо блюдо с главой Крестителя неся, / пред всеми вошла, как сказала, отроковица. / И как от уязвления плач напал / на всех, с царем тогда вкушавших: / ведь ни их не обрадовало это, / ни даже самого Ирода. / Ибо сказано: опечалился он, / впрочем печалью не истинною, / но притворною и временною.
4. Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий)
Славное усекновение Предтечи совершилось по некоему усмотрению Божию, да проповедает он и в аде находящимся пришествие на землю Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство; ибо не закон Божий, не истинную жизнь будущего века возлюбила, но жизнь временную и скоропреходящую.
Источник : Объяснения церковных и домашних молитв http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/109.htm