Успенские соборы были возведены в. Успенский собор (Московский Кремль)

“Бысть же та церковь чудна вельми
величеством, и высотою,
и светлостью, и звонностью, и пространством,
такова же прежде того не бывала в Руси,
опроче Владимирские церкви,
а мастер Аристотель.”
Никоновская летопись

Чтобы понять и оценить архитектурные особенности Успенского собора Московского Кремля, нужно хорошо представлять себе образец, следуя которому Аристотель Фиорованти в конце XV века построил главный храм Московской Руси. Это Успенский собор города Владимира. В настоящее время у нас нет возможности представить иллюстрации владимирского храма. Поэтому, абстрагируемся от сравнительного анализа двух выдающихся соборов и кратко охарактеризуем основные приёмы зодчего, которые он применил в строительстве Успенского собора Московского Кремля.

В отличие от традиционной русской архитектуры того времени, Успенский собор НЕ является крестово-купольным. Храм относится к зальному или палатному типу сооружений. Это означает, что все части внутреннего пространства собора равновеликие.

План внутреннего устройства Успенского собора взят из книги “Памятники архитектуры Москвы”, М., “Искусство”, 1982.

Собор увенчан традиционным пятиглавием, символизирующим Иисуса Христа и четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку. Здесь возникает логический вопрос – если все части Успенского собора одинаковы, то и его главы должны быть равными по размеру. Дабы подчеркнуть традиционность собора, Аристотель Фиорованти намеренно выстроил центральную главу выше остальных и окружил её дополнительной стеной, чтобы она выглядела больше остальных. По непроверенным сведениями, в пространстве между двумя стенками центральной главы устроили тайник, где неоднократно прятали государственную казну от татей, например, от поляков в 1612 году.

Палатное устройство собора повлияло на его внешний вид. (Напомним, что внутреннее пространство крестово-купольных храмов делится на нефы, то есть продольные части интерьера, разделённые колоннами или опорными столпами. В русских храмах традиционно бывает три нефа – два боковых (южный и северный) и центральный. В крестово-купольной конструкции центральный неф заметно шире, чем боковые. В Успенском соборе все нефы равны по ширине.


Схема внутреннего устройства крестово-купольного храма. На схеме видно, что центральная часть такого собора заметно больше других частей.

В связи с особенностями конструкции, внешние стены Успенского храма разделены на равновеликие прясла. Вспомните крестово-купольный , в нём прясла разнятся по ширине. В Успенском соборе ритмичное вертикальное деление стен на равные части подчёркивает монолитность всего здания, недаром наши предки говорили, что собор построен “яко един камень”.

Южная стена Успенского собора, выходящая на Соборную площадь – наиболее выразительная.


Южная стена Успенского собора обращена к Соборной площади

Вертикальные лопатки-пилястры делят её на четыре равновеликих прясла. Каждое прясло завершается закомарой. В верхний ярус вписаны щелевидные окна.

Горизонтальное деление стены подчёркнуто аркатурно-колончатым поясом. Колонны пояса наполовину выступают из толщи стены, они словно врезаны в неё. Ровно посередине пояса в каждом прясле устроено по одному окну нижнего яруса.

Парадный входы в Успенский собор были как с в южной, так и с северной стороны. Через южный портал в храм можно было войти со стороны Соборной площади.

С северной стороны войти в собор можно было от митрополичьего двора.

Главные ворота оформлены в виде перспективных порталов. Они украшены полуциркульными арками.


Южный портал Успенского собора

Арки украшают так называемые “бусины” – элемент, распространённый в московском зодчестве.


“Бусины” украшают южный и северный порталы Успенского собора

К порталам ведут лестницы с широкими площадками у входа. Они предназначались для торжественных выходов государей и иерархов.

Глядя на Успенский собор, можно заметить его асимметрию. Главы собора, а также южный и северный порталы храма несколько сдвинуты к востоку. Алтарные апсиды как бы сглажены, они невысокие и не объёмные. С севера и юга их прикрывают выступающие пилоны. Эти приёмы ещё более усиливают впечатление монолитности. Вновь приходит на ум выражение современников собора: “яко един камень”.


Вид Успенского собора с восточной стороны. На снимке хорошо видно, что небольшие апсиды справа и слева (с юга и севера) прикрыты глубоко выступающими из стен пилонами.
Фрагмент восточной стены Успенского собора

Внешние стены Успенского собора, кроме западной, украшены росписями.

Росписи южного фасада Успенского собора

Сразу укажем, что все росписи на стенах Успенского собора появились сразу после окончания его строительства, то есть в конце XV века. Они неоднократно поновлялись, но концепция росписей оставалась прежней.

В верхней части украшенного росписями прясла южной стены изображён образ Богородицы Владимирской. Это увеличенная иконография знаменитой иконы “Богоматерь Владимирская”, которая была перенесена из Владимира в Москву и долгое время находилась в Успенском соборе. Возможно, она была написана в 1480 году, когда, как предполагают, древняя чудотворная икона осталась в московском соборе.

Богоматерь Владимирская изображена с предстоящими архангелами Михаилом (слева) и Гавриилом (справа).
Вероятно, появление этого образа связано с бескровной победой русского войска в “стоянии на Угре”. Событие связано с заступничеством пресвятой Богородицы.

Ярусом ниже находятся изображения святителей. Их шесть.

Первое изображение слева вызывает сомнения. В книге Т.В.Толстой “Успенский собор” указано, что изображён митрополит Пётр. Цитирую из книги: “… на южном фасаде Успенского собора размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна”. На фреске же над святым явно читается “Леонтий митрополит Ростовский”.


Фрагмент фрески. Изображение одного из шести святителей, первого слева. Митрополит ростовский Леонтий В центре – митрополит Московский Иона Слева от окна – митрополит Московский Пётр

Следующие три святителя: митрополит московский Алексий, митрополит московский Филипп, святой Никита Новгородский.


Справа от окна – митрополит Московский Алексий В центре – митрополит московский Филипп

В источниках не указано, какой именно Филипп изображён на южной стене собора. Есть мнение, что первоначально изобразили Филиппа I. Он был инициатором строительства современного Успенского собора. Позже изображение заменили и сейчас мы видим образ митрополита московского Филиппа II (в миру Фёдора Колычева), которого канонизировали в 1672 году при царе Алексее Михайловиче.

Последнее изображение справа – святой Никита Новгородский

Изображения именно этих святителей весьма логичны. В Успенском соборе покоятся мощи святых московских митрополитов Петра, Ионы и Филиппа. Неподалёку, в Чудовом монастыре хранились святые мощи митрополита Алексия. Изображение новгородского святого Никиты связано с покорением Новгорода Иваном III в 1478 году.

Под изображением святителей в центре прясла под окном помещено изображение Спаса Нерукотоворного. Этот образ связан с покровительством, божественной защитой и часто эту икону помещали на вратах, над входами, над дверьми.

Ниже, над арками порталов, изображен Деисус – в центре изображение Христа, слева – Богородицы, справа – Иоанна Предтечи.

Ниже слева от двери изображён Архангел Михаил,

справа – Ангел хранитель.

Это тема связана со входом в храм. Архангел Михаил и Ангел-Хранитель держат в руках свитки, в которых они “вносят имена со страхом Божиим входящих в церковь”.

Интересны медные южные врата, ведущие в храм. Они выполнены в Москве в технике золотой наводки во второй половине XVI века. В настоящее время они закрыты решёткой и поздней стеклянной дверью, поэтому рассмотреть изображения не представляется возможным.

Росписи северного фасада Успенского собора

Верхняя композиция росписи северного фасада – изображение Собора апостолов. Наверху изображён Деисус – в центре Иисус Христос, слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Ниже изображены двенадцать апостолов. Медальоны с ликами оплетены вьющейся лозой.

Также, как и на южном фасаде, на северной стене в аркатурном фризе изображены шесть святителей. Слева направо: святой Пафнутий Боровский, святой Исайя епископ Ростовский, святой Леонтий.



Слева – святой Пафнутий Боровский

Кажется странным, что святой Леонтий изображён и на южном, и на северном фасаде. Скорее всего, это два разных святых. Один – Леонтий I, епископ ростовский и суздальский (умер не позже 1077 года), другой – Леонтий II архиепископ ростовский (1158-1161?). Кто из них написан на какой стене, выяснить не удалось.

Следующие три святителя – справа от окна – святой Игнатий Ростовский, святой Дмитрий Прилуцкий, святой Сергий Радонежский.

Справа от окна – святой Игнатий Ростовский В центре – святой Дмитрий Прилуцкий Справа – святой Сергий Радонежский

Выбор именно этих святых обычен для русской иконописи конца XV начала XVI веков. Включение ростовских святых можно объяснить тем, что духовником Ивана III был ростовский архиепископ Вассиан. Он также был заказчиком иконостаса Успенского собора.

По бокам от входа, так же, как и на южной стене изображены Архангел Михаил и Ангел Хранитель со свитками.

Также на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.

Западный фасад Успенского собора. Крыльцо-паперть

Порталы на южной и северной стене собора служили парадными входами в храм. Эти врата открывались по особо торжественным случаям. Основным входом в храм по сей день служат западные врата. Их также использовали по особым дням во время торжественных шествий, крестных ходов и коронаций. С западной стороны, обращённой к церкви Ризоположения, Аристотель Фиораванти пристроил открытое каменное крыльцо-паперть. Свод паперти опирается на колонны.

Западный фасад крыльца украшен висячей гирькой, в архитектуре эту деталь часто называют вислым камнем.


“Гирька” – архитектурная деталь, замыкающая свод. “Гирька” в верхней части крыльца-паперти Успенского собора смотрит на Ризоположенскую церковь.

Крыльцо Аристотеля Фиораванти не сохранилось. Паперть “распалась на части” во время пожара 1547 года. Горела кровля собора, разрушилось западное крыльцо, позже его восстановили.

Первоначально на фронтоне над портиком было изображение сцены Успения Пресвятой Богородицы, ныне оно утрачено.

В середине XIX века крыльцо переделали. В 1858 году в собор провели отопление. Открытый портик переделали в застеклённый тамбур. К 1896 году, к коронации Николая II сделали новые металлические переплёты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М.Быковского.
Во внутреннем своде портика западного входа сохранились росписи. Внутри тамбура сквозь верхнее стекло можно разглядеть живописные изображения, это сцены из Апокалипсиса.

Это роспись XVII века. Первоначальная – 1513-1515 года, по всей видимости, погибла в пожаре 1547 года.

Росписи восточной стены Успенского собора

На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи.

Центальная фреска – новозаветная Троица.

Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”.

Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.

Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.

Мы рассмотрели все изображения на фасадах Успенского собора. Осталось невыясненным только содержание надписей над южной и северной арками порталов.


Над нижней аркой южного портала видна надпись.

Статья написана по материалам книги Татьяны Владимировны Толстой “Успенский собор”, М. 2009.

Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.

История

Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.

Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло. Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно. Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.

Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.

Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских

С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).

Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:

  • 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
  • 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
  • 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
  • 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
  • 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
  • 1896 год – последняя Коронация Императора.

Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.

Захоронения Патриархов

Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.

Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.

Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.

Война 1812 года

Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.

Паникадило «Урожай». 1817 год.

После окончания войны, из серебра, которое удалось отбить казакам у наполеоновских войск, было отлито паникадило «Урожай», помещенное в Успенском Соборе. Изображение пшеничных снов, увитых виноградными лозами, символизируют Святое Причастие.

Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.

В 1918 в Храме прошло последнее Пасхальное служение. Святую Литургию Дмитровский Епископ Трифон. Сам Ленин вышел смотреть на Крестный ход. Говорят, что в этот момент Вождь Пролетариата произнес слова «Последний раз идут». В этом же году Богослужения были запрещены во всех российских храмах.

В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.

Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Храм был выложен из белокаменных блоков и смотрелся единым, монолитным целым. Как говорили современники: «Як один камень».

Внутреннее убранство

Первоначальную роспись храма выполнили еще в пятнадцатом столетии. Однако со временем фрески и стенописные иконы истерлись, и при Никоне было решено заново расписать стены. В работах принимали участие 150 художников под началом придворных царских живописцев Сидора Паспеева и Паисеиных Бориса и Ивана. Потолочное пространство расписывалось под небесный свод, на верхних частях стен изображены Евангельские сцены, с западной стороны – «Страшный суд», а на круглых столпах – Лики Великомучеников.


В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.

Говорят, что у каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.

«Тайное имя»

Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти как у Кощея: «…смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».

Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе. В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше - с печатей Тверского княжества. Отношения к городу это никакого не имела.

«Сердце града»

На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».

Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.

В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?

Перестройка

Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.

Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина – ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.

Аристотель Фьораванти

Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.

Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.

Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог. Об это немного подробнее.

Софья и«латинская вера»

Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.

Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что Софья перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что Софья перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку примерно за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной.

Что же произошло?

Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик – Фьораванти. Что же это могло быть?

Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ – это святые мощи.

Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, Софья привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.

Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.