Весь год нельзя, на троицу можно. Троица – что это за праздник и что нельзя делать
В древности на Руси верующие люди каждый шаг жизни освящали молитвой. По праздникам и воскресеньям вся семья была на церковной службе. Свадьбы, рождение детей, похороны - все сопровождалось молитвой в храме. Перед началом сельскохозяйственных работ, путешествием и даже рытьем колодца заказывали в церкви молебны. С Божиим благословением спорилась любая работа.
Сейчас добрые традиции забыты. Многие люди не знают, для чего нужен молебен, что это такое и как правильно молиться перед важными событиями жизни. Не следует ждать непреодолимых трудностей или тяжелой болезни, чтобы обратиться к Богу. Как заказать молебен и в каких случаях он должен совершаться, лучше узнать заранее.
Отличие молебна от домашней молитвы
Молебен - это короткое богослужение, включающее в себя молитвы и прошения конкретного человека или группы людей на определённое начинание. В церкви молебен иначе называют «треба», от слова «потребность», «необходимость». Молебны могут совершаться только за живых, крещенных в Православной вере людей. Молитва о усопших называется Панихида.
Молебен в церкви.
Важно! Заказать молебен можно только в те дни, когда Церковь допускает их совершение. Просительные требы не служатся в дни Великого Поста , исключая субботу и воскресенье.
Зачем совершать требы в храме, когда Бог в любом месте слышит искреннюю молитву?
Как писать записки
Для поминания на молебне необходимо подать в свечной ящик (киоск) записку с именами о здравии . На специальном бланке или аккуратном листе бумаги пишется заголовок «Молебен просительный (или благодарственный) о здравии», затем указывается, кому заказывается треба: Господу, Пресвятой Богородице, святому (имярек). Ниже в столбик, разборчивым почерком, перечисляются имена живых, крещенных христиан. Записка с пожертвованием передается в киоск или непосредственно на стол, где отправляется треба.
Записки для молебна
Дополнительные прошения на молебнах
Традиционно в церквях служат один водосвятный молебен для всех, с включением индивидуальных прошений, указанных в записках. Для разных случаев можно заказать следующие прошения:
- о здравии болящих
- об отправляющихся в путешествие (поездку, командировку)
- благодарение Богу
- о начале всякого доброго дела
Молебны, совершаемые вне храма
Священника можно пригласить домой для совершения следующих треб:
- освящение дома (служится во вновь построенном доме или в квартире при необходимости), служебного помещения, предприятия.
- освящение поля или огорода
- освящение автотранспорта
- закладка фундамента, колодца (водоносной скважины).
Особые молебны существуют на начало строительства церкви, установку креста, поднятие колоколов.
Заказной молебен
Ежегодные молебны
- Новолетие - особое последование, совершающееся в церкви на гражданский Новый Год, на Новый Год по старому стилю.
- Благодарственный молебен на Рождество Христово - служится в память победы в Отечественной войне 1812г
- Великое освящение воды - праздник Крещения Господня . Главный из водосвятных молебнов.
- Благодарственный в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) - в честь восстановления почитания икон в 9 веке. Этому событию христиане обязаны множеством чудотворных икон и возможностью молиться перед образами дома.
- Освящение меда (Медовый Спас) - молебен, совершающийся 14 августа, в память «изнесения Древ Креста Господня». Во время свирепствующих летом эпидемий в 7-8 веках в Византии принято было обходить города со святыней - частицами Креста Господня, испрашивая у Господа избавления от болезни. Это событие не имеет отношения к меду, но поскольку к середине августа на Руси начинался сбор меда, то начатки урожая приносили для благословения и пожертвования в церковь. На водосвятном молебне, отправляющемся в этот день, читается молитва на освящение меда.
- Освящение плодов (
Дорогие наши читатели! Еще в начале 90-х годов в нашем храме сложился обычай служить после воскресной Литургии молебен. В этом году мы вносим в расписание изменения, и теперь молебен будет служиться перед Литургией.
Чтобы эти изменения стали более понятны, мы публикуем проповедь прот.Глеба Каледы о дне воскресном, которую он произнес 29 ноября 1992 г.
Поздравляю всех с праздником Воскресения Христова, ибо каждый воскресный день есть праздник Пасхи. Не случайно мы на утрени поем «Воскресение Христово видевше», а в алтаре священник читает «О Пасха Велия и Священнейшая».
Поздравляю вас всех с воскресным праздником, а наипаче поздравляю наших дорогих причастников. И вот вопрос, который связан с, так сказать, стилем богослужения. В нашем храме мы после Литургии обычно не служим молебен. Что значит? Почему? И как возникли молебны после Литургии?
Бабушки наши, у которых болит душа за всех их близких, часто не понимают Литургии. А на молебне, когда поминают Ивана и Дарью, Ивана и Петра, все становится очевидно.
Но давайте задумаемся: а уместен ли молебен или панихида после Божественной Литургии в обычные дни, если нет каких-то чрезвычайных обстоятельств?
В самом деле, Литургия состоит из трех частей. Первая часть - Проскомидия. Священник вынимает из Агничьей центральной просфоры Агнца, который знаменует Христа и затем на Литургии (по молитве: «И сотвори убо Хлеб сей, Честное Тело Христа Твоего») превращается в Тело Господне. А в Кровь Господа нашего (по молитве: «А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего») превращается вино, смешанное с водой. Это реальность.
И на Проскомидии священник вынимает и ставит в центр дискоса Агнец, то есть Христос ставится в центр нашей Церкви; затем - частицу из Богородичной просфоры, в честь Богородицы и Приснодевы Марии; девять частиц он вынимает из девятичинной просфоры - за Иоанна Крестителя, за пророков, за апостолов, за святителей, за мучеников и мучениц, за преподобных отцов и преподобных матерей, за святых бессеребренников, за святых нашей поместной церкви: Мефодия и Кирилла, учителей словенских, равноапостольного князя Владимира, и так далее, а последняя, девятая частица вынимается за того, чью Литургию мы совершаем. Сегодня мы совершали Литургию Иоанна Златоуста, значит, частица была свт. Иоанна Златоуста, а если бы мы совершали Литургию Василия Великого, то девятая частица была бы свт. Василия Великого.
Затем вынимаются частицы за всех живых поименно, - из специальной просфоры, которая называется проскомидийная большая, и кроме того вынимаются частицы из тех просфор, которые вы принесли за своих близких. Потом вынимаем частицы за умерших.
И получается у нас Церковь - в центре Христос, около Христа стоят Богородица и святые небесные чины, и живые члены нашей земной Церкви, и умершие, отшедшие от нас. И когда человек умирает, то из одного ряда его частица переходит в другой ряд, из ряда живых в ряд умерших.
А когда кончается Литургия, все эти частицы, уже после причастия, священник опускает в Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Значит, совершено все, что возможно. Мы помянули всех наших близких, и родных, и дорогих. Каждый во время сугубой ектении, на помине, может поминать своих близких еще и дополнительно, про себя.
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоей Честною, молитвами святых Твоих» . - Чего нам больше желать? После этого помин на молебне уже становится неуместным, ибо исполнено все, что может быть исполнено. Как говорил владыка Иоанн Вендланд, молебен после Литургии, если нет каких-нибудь чрезвычайных обстоятельств, литургически не вполне уместен, так как все уже совершено.
Исходя из этого, мы, - поскольку приход у нас ограниченный, состав более или менее постоянный, - молебны и панихиды после Литургии не служим. Но у нас есть день, когда мы совершаем молебны. В этот понедельник, как и во все предыдущие, у нас будет молебен с водосвятием. Пожалуйста, кто хочет участвовать в молебне, приходите, и давайте тогда особо молитвенно помянем вечером ваших родных и близких. Вероятно, молебны более уместны не сразу за Литургией, а вечером или в середине дня, или в каких-либо чрезвычайных обстоятельствах. Храни вас всех Господь.
О богослужебных особенностях праздника Троицы – протоиерей Константин Пилипчук, секретарь Киевской епархии, доцент КДА.
– Какие богослужебные особенности праздника Пресвятой Троицы?
– Богослужение на Троицу, совершающееся в нынешнее время, значительно отличается от службы в первые века христианства. Тогда этот праздник не был так широко известен и, по мнению литургистов, праздновался в воскресный день, фактически ничем не отличаясь от обычной воскресной службы.
Со временем, начиная с III и особенно с IV века, когда Церковь уже получила легитимный статус, богослужение Троицы начинает приобретать новые краски и новые молитвословия.
– Когда появилась коленнопреклонная молитва?
– В IV веке уже появляются коленопреклонные молитвы, авторство которых приписывают перу Василия Великого. Также IV столетием датируется свидетельство святителя Иоанна Златоуста о том, что храм на этот праздник украшался зеленью и цветами. С VII столетия нам известен кондак праздника, авторство которого принадлежит Роману Сладкопевцу. К VIII столетию Иоанном Дамаскиным и Косьмой Маюмским были написаны торжественные каноны Троицы.
И вот с IX–Х столетий в литургических источниках возникает торжественная, очень полюбившаяся теперь православному народу стихира праздника: «Царю Небесный…» Эта стихира настолько хорошо иллюстрирует образ третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого, которого в Евангелии Сам Господь называет «Утешителем», что с XIV–XV веков она входит в так называемое начало обычное всех чинопоследований Православной Церкви, всех молитвословий, даже утреннего и вечернего правил.
Полный чин торжественного богослужения Пятидесятницы впервые появляется в уставе Константинопольской Церкви в Х веке.
– Есть ли богослужебные особенности Литургии?
Основную особенность и особую торжественность Литургии предавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (готовящихся принять христианство). Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения «Елицы во Христа крестистеся...» вместо «Трисвятого». Эта особенность способствовала популяризации этого праздника в древности и его распространения. Причем эта особенность также совподает с праздником Святой Пасхи и Крещения.
М. Нестеров. Троица Ветхозаветная
– Еще одно песнопение, которое тоже относится к этому празднику, – это замечательная стихира «Видехом свет истинный…»
– Со временем она тоже вошла в чинопоследование Литургии. Ее стали воспевать после Причастия на каждой службе. Причем в период от Пасхи до Пятидесятницы, 50 дней, эти молитвословия не используются, подготовляя человека к тому, чтобы он с особым вниманием воспринял смысл этих песнопений в день Святой Пятидесятницы.
Также от Пасхи до Пятидесятницы Церковь отменяет коленопреклонение. И самой яркой особенностью службы Троицы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной литургии, с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем петь молитвенное обращение к Святому Духу и снова получаем разрешение Церковного Устава на коленопреклонение.
Прп. Андрей Рублев. Троица
– Что значит коленопреклонение в религиозном отношении?
– В древней Церкви ектении, которые использовались в богослужениях и были не так многочисленны и не так содержательны, как в настоящее время, всегда сопровождались коленопреклонением.
Само коленопреклонение в религиозном отношении имеет очень важное значение – человек через свои физические, внешние проявления демонстрирует свое отношение к Богу, свое особое Его почитание. Когда человек в умилении и благоговении стоит перед Богом – ему хочется преклонить свои колени перед Ним.
В коленопреклонных молитвах на Троицу каждый из нас обращается к Богу, во Святой Троице Единому, Отцу, Сыну и Святому Духу, дабы Господь не оставил свое творение, не оставил всех нас без Своего личностного внимания, без Своей Благодати, Своей любви и заботы.
Троица. Коленопреклонные молитвы
– Правда ли, что Пятидесятница является венцом спасительного замысла Божиего о человеке, исполнением всего земного служения Иисуса Христа?
– Совершенно верно. Господь перед Своими страданиям сказал апостолам, что Он должен пойти на страдания, иначе не придет к ним Утешитель: «...Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам...» (Ин 16:7) . Завершая свою земную миссию, Господь посылает нам Духа-Утешителя, Который собирает всех нас воедино, в особое мистическое Тело Христово – Церковь, и дарует нам особые благодатные дары, особую помощь, без которой мы не сможем войти в Царствие Небесное.
Особенно важно, что с этого момента, с момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность.
Мы говорим, что Господь победил смерть, Господь победил грех, но в то же время являемся очевидцами того, что и смерть, и грех присутствуют в земной жизни человека – в каком же смысле мы должны воспринимать эти слова?
Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас, по собственной воле и без принуждения, вернулся в лоно отчее, в эдемские обители. Но своими собственным усилиями, талантами или дарованиями мы не сможем этого сделать, не сможем противостоять греху. Поэтому Господь учредил Церковь и преподает нам в Ней Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Творцу или нет.
Троица – большой христианский праздник, который входит в число двунадесятых – самых главных в году. Он совершается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его ещё называют Пятидесятницей. В этот день православные христиане вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов, после чего ученики Господа стали способны говорить на разных языках и разошлись по всему миру, чтобы проповедовать учение Христа.
Праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Верующие люди обязательно стараются присутствовать в этот день на богослужении, причаститься. Сама служба на Троицу особенно торжественная – внутри храмы украшены зеленью, ветвями растений и цветами. После Литургии служится вечерняя с чтением коленопреклонных молитв, во время которых, обращаясь к Господу, мы просим у Него помощи и заступления.
Существует масса народных обычаев, связанных с праздником: - нельзя то, нельзя это… Но у большинства из них - сугубо языческие, народные корни. И часто такие обычаи противоречат самой сути христианской веры. Поэтому, изучая русские традиции праздника Троицы, надо четко разделять, что в них созвучно православию, а что - нет.
В Церкви нет никаких бытовых правил, что нельзя, а что можно делать в дни тех или иных праздников. Главное, что можно и нужно - это быть в храме и молиться.
Если у вас есть еще какие-то сомнения о том, как следует провести день праздника Троицы (Пятидесятницы) , вы можете ознакомиться ниже с подборкой наиболее часто встречающихся вопросов и ответов о том, что можно и нельзя делать на Троицу.
Что нельзя делать на Троицу?
На Троицу нельзя следовать распространенным приметам и суевериям, многие из которых как раз и дают советы о том, что якобы «нельзя» делать на Троицу (купаться, ходить в лес и в поле, работать и т.п.). А нужно прожить этот день по-христиански – сходить в храм, помолиться, причаститься, постараться быть добрыми и внимательными к своим близким, провести свободное время вместе с ними.
Для христианина не существует запретов на те или иные виды деятельности в обычный или праздничный день, если они не вредят его душе. Ни купание, ни прогулка, ни работа не помешают верующему человеку, если он помнит о Боге.
На Троицу каждый верующий старается оказаться в храме, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы о прощении грехов, милости Божьей и даровании благодати Святого Духа. Но сохранить и преумножить эту благодать в своей жизни христианин может только сам, следуя Евангелию, а не суеверным правилам.
Можно ли работать на Троицу?
Работать на Троицу можно, если так складываются обстоятельства.
Праздник Троицы (Пятидесятницы) всегда приходится на воскресенье, и у большинства верующих это выходной день, который посвящен походу в храм и молитве. Но в современном мире есть немало работ, которые должны выполняться ежедневно, без перерывов и выходных, и задействованы на них также верующие люди. Если работающему в этот день христианину не удается поменяться и пойти в храм на Троицу, это не должно стать поводом для уныния.
Выкроить время для молитвы можно и на рабочем месте, а пойти в храм придется в другой день. Следующий за Троицей понедельник, Духов день, считается продолжением праздника Пятидесятницы. А отдание Троицы происходит почти через неделю, в следующую субботу.
Можно ли работать на второй день Троицы?
Праздник Святой Троицы разделен на два дня. Первый день посвящён прославлению Троицы и воспоминанию о Сошествии Святого Духа на апостолов, поэтому его называют Троицыным днём. Второй же день воспевает Всесвятого Животворящего Духа и в честь этого назван Духовым днём.
Православные верующие, осознавая всю святость праздника, обязательно стараются в эти дни присутствовать в храме на богослужении, отложить все суетные дела и посвятить время молитве. Поскольку первый день Троицы всегда выпадает на воскресенье, для христианина обычно не возникает проблем с посещением службы в этот день. Второй день Троицы - Духов день - выпадает на начало рабочей недели. Понятно, что в понедельник современному человеку трудно отложить свои дела, работу. Но по возможности лучше приступить к её выполнению после посещения утреннего богослужения, чтобы воздать дань празднику.
Можно ли на Троицу работать в огороде?
Праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресный день, поэтому верующие люди обязательно стараются посетить праздничное богослужение в храме, причаститься Святых Христовых Тайн, воздержаться от выполнения какой-либо работы и посвятить время молитве.
Работая в день Троицы, мы как бы показываем Богу своё неуважение. Недаром люди всегда старались отложить все внешние, суетные дела в дни великих праздников - это неугодно Господу. Работа, как правило, получалась напрасной и не приносила положительного результата. Конечно, бывают особо важные дела, которые нельзя перенести на другое время. К их выполнению лучше приступить только после посещения службы и молитвы. Но по возможности в дни больших праздников, таких как Троица, лучше отложить все дела, в том числе работу в огороде.
Можно ли поминать самоубиенных на Троицу?
Празднику Святой Троицы предшествует Троицкая родительская суббота - день всеобщего поминовения усопших. В Троицкую субботу в храмах служится заупокойное богослужение, во время которого Церковь поминает всех преждепочивших православных христиан.
Что касается поминовения на панихиде самоубийц, то Церковь этого делать не благословляет - ни на Троицу, ни в любой другой день. Лишение жизни другого человека является большим грехом, однако убийца всегда может искренне покаяться в своём грехе и Господь простит его. Человек же, совершивший самоубийство, не имеет возможности раскаяться в своём поступке. Душа самоубийцы предоставлена Божьей воле. Однако это не значит, что молиться за таких людей вовсе нельзя. Наоборот, их души особенно нуждаются в молитвах близких людей, которые можно совершать дома.
Почему нельзя вставать на колени до Троицы?
Отвечает иеромонах Константин (Симон):
Мы не встаём на колени в период от Пасхи до Пятидесятницы, потому что это время радости. Мы очень часто стоим на коленях в молитве во время Великого поста, так как это время покаяния. Но период после Пасхи - это радостное время, мы не должны грустить. Конечно, мы должны всегда просить Господа о прощении наших грехов. Но Пасха - это особое время, это время торжества Иисуса Христа над смертью. В эти дни мы живём специальным, особенным способом, мы живём пасхальной благодатью. И эта благодать не позволяет нам стоять на коленях.
А в день Святой Троицы на Великой вечерней мы впервые после Пасхи становимся на колени. На ней читаются коленопреклонные молитвы, во время которых мы снова можем просить Бога о прощении наших грехов, можем покаяться. Момент покаяния ясно отражен в текстах этих молитв.
Также стоит отметить, что Великая вечерняя относиться к понедельнику, ко второму дню Святой Троицы - Духову дню, так как по правилам Никейского собора православные христиане не должны стоять на коленях по воскресеньям.
Можно ли купаться на Троицу?
Купаться на Троицу можно.
Часто встречается утверждение, что на Троицу нельзя купаться в течение трех дней. Объясняется это неким поверьем, что именно в этот период «гуляют русалки», которые могут «заманить купальщика на дно». При этом некоторые «доброжелатели» распространяют запрет на купания на Троицу не только на моря, реки и озера, но и на бассейны и домашний душ. Понятно, что не только с точки зрения Церкви, но и с точки зрения любого здравомыслящего человека, нет и не может быть никаких оснований не разрешать купаться на Троицу.
Другое дело, что не стоит заменять поход в церковь и молитву пляжным отдыхом, а вот отправиться на природу к водоему после службы – можно. Тем более что Троица всегда выпадает на конец мая или июнь, всегда отмечается в воскресенье, и погода в этот день бывает жаркая.
Можно ли ходить на кладбище на Троицу?
Не стоит посещать кладбище на Троицу. В этот важный для христиан день нужно побывать в храме, помолиться и по возможности причаститься.
На Троицу верующие вспоминают, как после своего Вознесения на небеса Господь прислал всем верующим в Него Святого Духа – Утешителя. Этот праздник считается днем рождения Церкви, так как именно после этого события ученики Христа начали проповедь Евангелия по всему миру. Событие это столь значительно и столь радостно, что именно в день Троицы не принято особо поминать усопших. Но Церковь не отворачивается и не забывает о них: для поминовения и посещения кладбища предназначен день накануне Троицы – Троицкая родительская суббота. Более того, в коленопреклоненным молитвах, звучащих на вечерне, которая на Троицу служится сразу после Литургии, есть отдельная молитва об усопших.
Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и иногда бывает невозможно отказаться от похода на кладбище даже в совершенно непредназначенный для этого день. Но даже вынужденно посещая кладбище на Троицу, хорошо бы постараться не забыть о смысле и значении этого дня в церковной истории.
Что можно делать в субботу перед Троицей?
Суббота перед Троицей называется также Троицкой родительской субботой, в этот день в храмах совершается особое поминовение всех усопших. Верующие приходят на утреннюю службу, после которой совершается панихида. Кроме того, в субботу перед Троицей, как и в канун других великих праздников не венчают новобрачных. Также в субботу перед Троицей рекомендуется посетить вечернюю службу и исповедаться на ней, чтобы утром в воскресенье прийти в храм на Литургию и причаститься. Каких-то иных особых ограничений Церковь на этот день не вводит.
Можно ли работать по средам до Троицы?
В среду перед праздником Троицы можно работать. Этот день в церковном календаре указан как день нестрогого поста - верующие воздерживаются от мяса, но других особых ограничений нет.
Можно ли жениться перед Троицей?
Церковь не венчает непосредственно в канун великих праздников, а также в постные дни недели: среду и пятницу. Что касается остальных дней в неделю перед Троицей, то в эти дни, как правило, можно жениться. Разумеется, в каком-то отдельном храме могут быть особые обстоятельства, связанные с графиком его работы и богослужений. Поэтому стоит заранее договариваться о времени и месте венчания.
Неделя после Троицы: что нельзя делать?
Первый день недели после Троицы называется Духовым днем. Он также является большим церковным праздником, в который благочестивые христиане стараются опять прийти в храм. Но никаких дополнительных ограничений на неделе после Троицы в церковной традиции нет (за исключением поста в среду и пятницу). С древних времен сохранились языческие верования о том, что в неделю после христианского праздника Троицы стоит, якобы, держаться подальше от воды, а то и вовсе не покидать пределы сел и деревень: наиболее суеверные крестьяне опасались нападения русалок, считая, что неделя после Троицы – особое время для нечисти. Однако к христианству подобная мифология никогда не имела никакого отношения, и со временем вера в русалок осталась лишь частью сельского фольклора.
Можно ли загадывать желания на Троицу и какие?
С таким вопросом зачастую обращаются светские люди к своим воцерковленным знакомым, а порой и просто к случайным сайтам в интернете. Но если сайты могут отвечать по-разному, то верующие, как и вся Церковь, скажут вам в одно: приметы, связанные с загадыванием желаний, никак не связаны с православным вероучением и являются чистой воды суеверием. Христиане верят, что к Богу всегда можно обратиться с просьбой, но «обмануть» его, загадав желание в какой-то особый момент времени – не получится. Касается это и загадывания желаний на Троицу.
Сколько дней нельзя работать в Троицу?
Еще один популярный вопрос людей, которые еще только погружаются в церковную традицию. Ответ кого-то разочарует, а кого-то обрадует: ограничений на работу в преддверии Троицы нет. Так что трудоголики могут спокойно наслаждаться работой, а вот лентяям нового повода расслабится, увы, не представится.
Можно ли крестить на Троицу?
Крестить на Троицу можно, но нужно учитывать, что в большие праздники в храмах много верующих, длиннее службы, священники сильно загружены, а поэтому вам, скорее всего, предложат перенести крещение на другой день.
В день Троицы христиане вспоминает схождение Святого Духа на апостолов. Это чудесное явление, произошедшее почти две тысячи лет назад, привлекло очень много народа, многие уверовали и крестились, а потому Троицу еще называют днем рождения Церкви. Конечно, символично принять крещение или крестить ребенка именно в этот праздник. Но на самом деле, нет каких-то более или менее подходящих для крещения дней, а благодать Святого Духа, которую человек получает через Таинство миропомазания, присоединяясь к Церкви, одинакова как на Троицу, так и в любой другой день года.
Можно ли жениться/выходить замуж/венчаться на Троицу?
Венчаться на Троицу нельзя, так как Таинство брака не совершается Церковью в дни двунадесятых (т.е. двенадцати основных после Пасхи) праздников.
На Троицу христианине вспоминают одно из важнейших событий церковной истории – сошествие Святого Духа Утешителя, приход на землю Которого обещал Христос, возносясь на небо. В этот день сразу после Литургии служится вечерня, на которой верующие коленопреклоненно обращаются к Троице во всей ее полноте: Богу Отцу, Святому Духу и Сыну Божьему. Смысл этого праздника столь велик, что вряд ли возможно, ничего не упустив, принять в свое сердце в этот день еще и переживание большого личного события – Таинства брака.
Что же касается регистрации брака, то и в этом смысле пожениться на Троицу, скорее всего, не получится. Троица всегда празднуется в воскресенье, а ЗАГСы обычно в воскресенье не работают.
Можно ли играть свадьбу перед Троицей?
Играть свадьбу перед Троицей можно в период от Антипасхи (следующего после Пасхи воскресенья, называемого также Фоминым) до пятницы накануне Троицы, когда в последний раз перед Петровым постом в храмах совершаются венчания. Заключить церковный брак можно в предназначенные для этого дни (понедельник, среда, пятница, воскресенье, не выпадающие на канун или сами двунадесятые и храмовые престольные праздники). Прежде чем идти в церковь, нужно зарегистрировать заключение брака в государственных органах. А отыграть свадьбу, то есть отпраздновать рождение новой семьи, молодожены могут в любой удобный день, но для застолья и веселья стоит выбрать день, когда нет поста.
Играть свадьбу прямо перед Троицей – не вполне уместно и не очень удобно. Суббота накануне - день поминовения усопших и подготовки к самому празднику, в которой большинство верующих стараются причаститься, а значит, дни перед Троицей стараются посвятить посту и молитве.
Можно ли расписываться на Троицу?
Расписаться на Троицу вряд ли получится, так как этот важнейший церковный праздник всегда отмечается в воскресенье, а в ЗАГСах воскресенье обычно выходной день.
Церковью определены дни, когда не совершается венчания, но никак не регламентируется выбор дня недели для регистрации брака. Но если вопрос возникает потому, что будущим супругам кажется, что именно заключенный, например, в праздник Троицы брак будет крепким и счастливым, то здесь мнение Церкви однозначно. Ни дата свадьбы, ни попытка соблюсти какие-то свадебные приметы не сделает вашу семейную жизнь счастливой. В семье будут мир и любовь, если супруги сами ежедневно будут стараться сохранить и преумножить их, прося в этом помощи у Господа.
Троица: традиции и обряды праздника
Славяне называли Троицу, или Пятидесятницу, Троицыным днем. А еще - Троица-Богородица, Венки, Веношник, День березки.
Березки в храме
На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.
Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Троицкая родительская суббота и Троицын день
Нередко «Троицей» именовали весь временной промежуток времени от Семика до Духова дня, то есть Дня Святого Духа, который Церковь отмечает в понедельник после Троицы.
Троицкие гулянья знаменовали переход от весны к лету. К Троице, как правило, заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы.
К празднику хозяйки традиционно мыли и убирали дом и двор, отцы семейств и сыновья косили траву в полях. Пекли пироги и караваи, завивали венки из березы и цветов, ходили в гости. Парни и девушки гуляли в лесах и на лугах, причем девушки специально шили к празднику наряды. Головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями.
В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в Троицкую родительскую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье - белые из бабушкиных сундуков, в понедельник, Духов день, - сшитые из фабричной ткани.
О ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.
Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.
Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…
Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с .
По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант . Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.
О недопустимости молебнов после Литургии
Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.
Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.
Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!
После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.
Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.
Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.
Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.
«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».
Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)
– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.
– Вот и владыка () и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.
Священник , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»
Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.
Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?
И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.
Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.
Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.
Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся , все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.