Вольная борьба и греко-римская: отличия и основные особенности. Греко-римская борьба – суть и правила

Греко-римская борьба , или по-другому классическая борьба , представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена - с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств - это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Сама борьба возникла ещё при первобытнообщинном строе. Впрочем, это и не удивительно, ведь людям надо было как-то защищать свои территории от врагов. Однако ту борьбу, которой пользовались наши далёкие предки тяжело сравнить с современной, но всё же, именно от неё и пошло развитие всех основных видов единоборств.

Родиной классической борьбы считается Древняя Греция. Именно там данный вид борьбы и был основан, однако развитие он получил в Римской империи. На первых Олимпийских играх , которые были проведены в Древней Греции в 776 году до н.э., ещё не было борьбы. Однако спустя время в 704 году до н.э. борьбу включили в Олимпийскую программу.

На Руси борьба также появилась очень давно: есть записи, что уже в 10 веке русские знали про этот вид единоборств. Из истории известно, что нашим предкам приходилось много воевать, поэтому без борьбы никуда. Впрочем, борьба на Руси находила свое применение не только на войне, но и в обычной жизни русские народы освободили для неё местечко. Так, например, все праздники не могли обойтись без схваток искусных русских бойцов, показывающих своё мастерство, силу и мужество. Та греко-римская борьба с характерными ей чертами, которую привыкли видеть все сегодня, сформировалась лишь в 19 веке на территории Франции. В 1869 году греко-римскую борьбу включили в программу современных Олимпийских игр. Начиная с 1898 года, проводятся чемпионаты Европы, а с 1904 - чемпионаты мира. Сегодня, Греко-римская борьба является популярным видом единоборств, требующим от спортсменов всё той же силы, мужества и желания быть лучшим.

Правила

За долгие годы существования греко-римской борьбы, были созданы определённые правила, которых обязан придерживаться каждый участник. Итак, хотелось бы немного рассказать читателю об этих самых правилах. Как все уже поняли, греко-римская борьба представляет собой состязание двух атлетов. Основное правило - нельзя проводить приёмы ниже пояса. Главная цель - уложить противника на лопатки, или по-другому туше. Если борец выигрывает по очкам два периода, то ему также присуждается победа. Один период длиться 2 минуты. Если по истечению двух периодов, счёт 1:1, то судьи добавляют ещё один период, который и должен выявить победителя. В случае, когда установить победителя не удалось, кидают жребий, и после этого один из борцов получает возможность провести одну атаку, если у него это получается, он выигрывает, если не получается, то выигрывает схватку тот, кто защищался. Каждый приём, каждое действие, которое в схватке даёт результат, также приносит борцам очки. Согласно этим очкам и выявляется победитель периода. Если один борец совершит 5-бальный бросок (к примеру, прогибом), то схватка останавливается и ему присуждается победа в периоде. Существует множество вещей, которые также, как и приёмы с ногами, делать нельзя. К примеру, нельзя хватать двумя руками за шею, нельзя наносить сопернику удары, нельзя смазывать чем-то тело перед схваткой, нельзя спорить с судьёй, нельзя разговаривать друг с другом и т.д. Соблюдать правила нужно беспрекословно, иначе можно быть дисквалифицированным.

Греко-римская борьба - это проявление силы, здоровья, мужества, ловкости, гибкости и вообще всех положительных качеств, которыми способен обладать спортсмен.

Международной федерацией борьбы величайшим борцом греко-римского стиля XX века был признан российский спортсмен Александр Карелин , являющийся 3-кратным олимпийским чемпионом , 9-кратным чемпионом мира, 12-кратным чемпионом Европы и 13-кратным чемпионом СССР и России .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Короче, подкачаемся. Соревнования НГУ по греко-римской борьбе

Субтитры

Правила

Греко-римская борьба - это единоборство двух спортсменов. Борьба с технической стороны проводится с помощью различных приемов, которые применяются не ниже пояса. Главная цель поединка - прижать противника спиной к ковру (туше́). Борец может также одержать победу, выиграв 1 или 2 периода, если борец, набрав преимущество в 8 баллов, побеждает, то встреча заканчивается, когда счёт остается равным, судья даёт дополнительное время, чтобы определить, кто из них активнее, и сделать выбор. Встреча проводится в 2 периода по 3 минуты с перерывом в 30 секунд. Встреча может закончиться броском в 5 баллов и победой борца. Борцы набирают определённое количество очков за каждый бросок, удержание или приём, который они выполняют в схватке. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья (или председатель ковра) должен согласиться с его решением перед тем, как эти очки будут засчитаны. Борцу также могут быть присвоены очки в случае, если его соперник допускает нарушения, такие как пассивность при ведении схватки (уклонение от борьбы). Продолжительность схватки - два периода по три минуты. Если победитель не определился, то с помощью жребия одному из борцов предоставляется возможность провести атаку, в случае удачной атаки победа присуждается атакующему, а в случае неудачной - тому, кто оборонялся. На схватку запрещено выходить со смазанным какими-либо веществами телом, что может привести к его «скользкости», ногти должны быть коротко острижены, при себе должен обязательно быть носовой платок. Вступление в дискуссию с судьей запрещено и карается зачислением проигрыша. Также борцы не имеют права разговаривать друг с другом и покидать ковёр без разрешения судьи.

Техника ведения борьбы

Стойка в классической борьбе бывает высокой, средней, низкой и по отношению к сопернику - правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая - для защиты.

Ноги хотя и не «участвуют в схватке», но их сила и быстрота играют огромное значение. При проведении большинства бросков с поднятием соперника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение, преодолевая вес атакуемого.

Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым и происходит так: сначала вперёд ставится одна нога, а потом к ней подтягивается другая, скрещивать ноги не рекомендуется, так как это может привести к потере устойчивости.

Борцам греко-римского стиля, в отличие от борцов вольного стиля , запрещается использовать в приёмах зацепы и подножки, а также атаковать ноги соперника, также строго запрещены технические действия против суставов, болевые приёмы, захват шеи двумя руками (более 5 секунд)… Борцы используют только верхнюю часть тела для проведения бросков руками, поднятия тела соперника, при этом принимая ближнюю дистанцию по отношению друг к другу. В таком стиле борьбы преимущество имеют борцы, которые могут подавлять соперника силой.

В классической борьбе схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести соперника из равновесия - перевести в партер. Для этого используются различные броски («вертушка», прогибом, разворотом) и сбивания, например, захватить противника «петлёй» (захват шеи и плеча) и силой прижать к ковру; «нырнуть» под руку сопернику, оказаться за спиной, захватить туловище двумя руками и бросить через себя с постановкой бросающего на мост (бросок прогибом). Особенностью выполнения бросков является то, что атакующий должен сопровождать в падении атакуемого - это приводит к высокой амплитуде бросков. При борьбе в партере необходимо перевернуть соперника таким образом, чтобы он оказался прижатым лопатками к ковру, и удержать его в таком положении несколько секунд. Для этого используются различные накаты, перекаты, откаты, а для перевода соперника из положения «на мосту» в положение «на лопатках» (туше) используется «дожим».

Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо и самбо , применяются на теле, что требует большей физической силы. Запрещено хватать за одежду, уши, нос, пальцы, половые органы. Применяются захваты за кисти, предплечья, плечи, шею и корпус.

Гибкость и сила

Классическая борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета, при котором ковра касаются только ноги, лоб, иногда подбородок, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, рондат , стойка на руках, подъём со спины прогибом, забегания, мост. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега и подвижными играми, особенно популярно регби. Приемы отрабатывают на манекене (или чучеле) и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.

Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются - приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), силовые упражнения на шею, работа со жгутом. Рекомендуется заниматься со жгутом возле гимнастической стенки , отрабатывать повороты бедра.

Экипировка

В экипировку борца входят плавки, трико, носки, мягкие борцовские кеды («борцовки»), допускается платок. Последний использовался для вытирания крови и пота, но в настоящее время применяют современные тампоны, а платок остаётся своеобразной данью традиции.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан, особенно молодого поколения россиян.

Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение средствами массовой информации мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, резкое социальное расслоение населения страны. Кроме того, воспитание патриотизма у молодого поколения, затруднено отсутствием нравственных ориентиров в искусстве, культуре, особенно в сфере создания художественной и научно-популярной литературы и кино, на страницах которых можно было бы найти реальные примеры героических личностей: тружеников, воинов, ученых, писателей, поэтов, спортсменов. На страницах которых объясняются понятия добра и зла, указывается путь к высоким идеалам отечественной истории. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность Родине, уважение к государственному флагу и гербу.

Возрождения патриотических чувств можно добиться решением разных задач, в том числе и через физическое развитие молодежи, формирование потребности в здоровом образе жизни, культуре тела. Именно занятия физической культурой и спортом создают условия для проявления таких качеств, как трудолюбие, решительность, настойчивость, дисциплина. В том числе эмоциональные моменты подъема государственного флага, исполнение гимна страны, приветствие спортсменов, красочное оформление мест проведения соревнований, награждение победителей, музыкальное сопровождение - все это, безусловно, помогает в формировании чувства патриотизма, гражданственности, гордости и чести.

«В здоровом теле - здоровый дух!» - не просто лозунг социалистического прошлого страны, а идеал, к которому следует стремиться современной молодежи, а Россия, в том числе Кемеровская область - наша малая родина, известна своими многочисленными примерами здорового духа и тела выдающихся спортсменов, как современности, так и исторических личностей, который невозможно сломить.

История греко-римской борьбы

Как показало наше исследование, греко-римская борьба — европейский вид единоборства, в которой спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести противника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и против ног. Человеку приходилось всегда отстаивать облюбованный участок земли, реки, озера, убитого зверя и т.п., поэтому борьба в утилитарном смысле всегда было одним из средств выживания, самосохранения. В более поздние времена борьба стала играть важнейшую прикладную роль в физической подготовке воинов. Подлинного развития борьба достигла в Древней Греции. Она нашла широкое отображение в греческой литературе и в произведениях изобразительного искусства. О значимости и популярности борьбы в Греции говорит и то, что вслед за бегом она была включена в программу одних из первых (вскоре после 776г. до н. э.) Олимпийских игр. В классическом греческом пятиборье - пентатлоне (бег, метание копья, метание диска, прыжки, борьба) оригинальным номером программы всего состязания стала именно борьба. Позже борьба вошла в панкратион - соединение борьбы с кулачным боем - уже как третья ее разновидность на древних олимпийских играх.

Всенародная любовь к состязаниям в Древней Греции породила массовые зрелища. Появились профессионалы по отдельным видам состязаний (бег, прыжки, борьба, кулачный бой). Особенно ярко профессионализм проявился в борьбе, так как именно борьба была самым популярным зрелищем, и борцов - профессионалов готовили в специальных школах. Завоевав Грецию, Рим освоил греческую культуру. Борьба у римлян стала также одним из популярнейших цирковых зрелищ, а победители становились кумирами толпы. Борьба в Риме демонстрировалась также в сочетании с кулачным, а в боях гладиаторов - с вооруженным боем. С появлением христианства постепенно такие виды борьбы приходят в упадок, в конце IV века нашей эры были закрыты все государственные школы гладиаторов и прекратили свое существование Олимпийские игры. Борьба остается, правда, любимым народным развлечением и в мрачные годы средневековья. В конце XVIII начале XIX века в Европе начала формироваться современная греко-римская борьба. Основные ее положения были заложены во Франции, где борьбой в то время особенно увлекались и в сельской местности, и в городах. Так как состязания борцов вызывали огромный интерес, силачи из народа стали выступать в бродячих цирках, летних садах, местах гуляний и увеселений. Позже начинают разыгрываться первенства городов, Франции, а потом организуются и чемпионаты мира. Хорошая организация чемпионатов, широкая реклама создали профессиональной борьбе необычайный успех.

В 1848г. в Париже появились первые арены, на которых выступали борцы - профессионалы. Во Францию начинают приезжать борцы из других стран (немцы, итальянцы, турки, русские…), чтобы принять участие в этих чемпионатах, познакомиться с их организацией, правилами соревнований. Впоследствии они начинают организовывать такого рода состязания в своих странах. В результате французская борьба получила международное признание, а в ее названии звучало имя страны, сделавшей этот вид борьбы поистине массовым видом спорта. Конечно, борьба развивалась в мире в различных направлениях. Это зависело от национальных традиций, от влияния культур соседних стран и т.д. В Европе получила распространение французская (греко-римская) борьба, в странах Азии, Востока, в Америке - борьба вольная. В 1896г. французская борьба была включена в программу первых современных олимпийских игр. Международный олимпийский комитет дал ей официальное название - греко-римская борьба, чтобы придать борьбе как виду спорта международный характер. Участвовало в первых Играх всего 5 человек, представляли они 4 страны (двое было из Греции, по одному Германии, Венгрии, Великобритании). Разделения борцов на весовые категории на этих Играх не было. С тех пор греко- римская борьба, за исключением двух Олимпиад (1900 и 1904г.), неизменно входит в программу олимпийских состязаний. В 1912г. была основана международная федерация борьбы (FILA - ФИЛА). Сегодня это одна из крупнейших и влиятельных спортивных организаций. Что касается названия, то в разные годы этот вид борьбы называли по-разному: профессионалы именовали ее "французской борьбой", любители - "греко-римской".

У нас в стране в 1948г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта утвердил следующие наименования для отдельных видов спортивной борьбы: французская, или греко-римская, борьба стала называться "классической", вольно-американская - "вольной", прежняя вольная борьба получила название "самбо" (от сокращенного "самозащита без оружия"). Наконец, в 1991г. было принято название "греко-римская борьба" вместо "классической". В греко-римской борьбе захваты ограничены верхней частью тела, и участники не имеют права пользоваться приемами с действиями ног. Вольный стиль допускает захваты любой части тела, разрешены захваты ног, подсечки и подбивы. До 50-х годов на международных соревнованиях наиболее успешно выступали в греко-римской борьбе представители Финляндии и Швеции, неоднократно добивались успехов борцы из Венгрии, Турции. С выходом в 1952г. на олимпийскую арену борцов из Советского Союза традиционно сильнейшими специалисты называют советских, теперь российских спортсменов (несмотря на неудачное выступление в Атланте). Сильны в этом виде спорта также Куба, Германия, Украина, Польша.

Как определяется победитель

Схватка заканчивается, когда засчитывается падение, то есть борцу удается положить обе лопатки противника на ковер (хотя бы на полсекунды). Преимущество в 10 баллов одного из соперников ведет также к прекращению схватки. Кроме того, победа засчитывается, если борец набрал большее количество очков к концу пятиминутного поединка или его противник дисквалифицирован или получил травму. Если же ни один из борцов не набрал более трех очков или они имеют равное количество очков, дается дополнительное время. После одного проигрыша спортсмен выбывает из борьбы за "золото", но может в конце концов оказаться претендентом на бронзовую медаль.

Правила греко-римской борьбы

Анализ публикаций, отражающий имеющийся опыт этого вида спорта говорит о том, что борцам греко-римского стиля из Федерация греко-римской борьбы, в отличие от "вольников", запрещается использовать в приемах зацепы и подножки, а также атаковать ноги противника. Они используют только силу верхней части тела для проведения бросков руками, поднятия тела противника, при этом принимая ближнюю стойку, по отношению друг к другу. Борцы набирают определенное количество очков за каждый бросок, удержание или прием, который они выполняют в схватке. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья (или председатель ковра) корректирует результаты и чемпион должен согласиться с его решением перед тем, как эти очки будут засчитаны и Федерация греко-римской борьбы. Борцу также могут быть присвоены очки, в случае, если его противник допускает нарушения, такие как пассивность при ведении схватки (уклонение от борьбы).

Каждая схватка состоит из 2-х трехминутных раундов с 30-секундным перерывом между ними. Если к концу поединка накопленные спортсменами очки равны или никто из борцов не набрал 3-х очков, поединок продлевается еще на 3 минуты дополнительного времени и греко-римская борьба фото. Если и по результатам дополнительного времени очки, набранные борцами равны, либо никто из них не набрал 3-х очков, рефери, судья и председатель ковра большинством голосов определяют победителя - вот так образуются греко-римская борьба чемпионы. Факторы, которые берутся за основу при определении победителя - Федерация греко-римской борьбы и количество заработанных очков и количество предупреждений за пассивность. Борец с наибольшим количеством технических очков обычно объявляется победителем

А как развивалась борьба у нас, на земле наших предков? Состязания в силе, ловкости, быстроте проводились с еще незапамятных времен. В «Повести временных лет» мы можем прочесть, что наши предки: родимичи, вятичи, северяне и другие в свободное от работы время устраивали игрища, на которых сходись все - от мала до велика. Приобщались к ним уже с юных лет. Конечно, древние забавы были подчас суровы и жестоки, но они сыграли свою положительную роль, так как учили не только драться, но и чувствовать плечо друга, товарища, а ушибы и расквашенные носы в будущем помогали выходить живыми из самой жестокой сечи.

Анализ научно-познавательной литературы о спорте говорит о том, что часто былинные богатыри завершали жаркую схватку с врагом единоборством. Все мы знаем имена этих былинных богатырей: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович и другие

В царской России в 1885 году петербургский врач Владислав Францевич Краевский организовал Кружок любителей тяжелой атлетики, где пропаганда борьбы занимала одно из первых мест. Эту дату можно считать днем рождения греко-римской борьбы в России. В основе методики Краевского лежала система рационального использования силы. Если борцы Европы поражали в ту пору зрителей собственным весом, доходящим до двухсот килограммов, то русские атлеты, выступая на международных соревнованиях, выделялись развитой мускулатурой, красивым и пропорциональным телосложением, изяществом и легкостью исполнения приемов. . Есть в нашей истории легендарные имена, на которых равняются и борцы современности: Иван Заикин, Иван Лебедев, Иван Поддубный, Григорий Кащеев, Георг Лурих и другие.

На старте - миллионы!

Продолжая исследование вопроса развития греко-римской борьбы в нашей стране в начале XX века необходимо отметить, что в свое третье десятилетие молодая страна Советов не просто вошла, а ворвалась, точно несущийся на всех парах локомотив истории. Он уже миновал две этапные станции - были успешно закончены первая и вторая пятилетки. Такие слова, как «Магнитка», «Днепрогэс», «Кузнецкстрой», которые еще недавно были лишь символами индустрии будущего, десятки, сотни новостроек, существовавших в начале 30-х годов лишь в государственных планах и на чертежах инженеров и конструкторов, превратились в живую реальность, стали явью.

Сама обстановка строек, гигантских предприятий, электростанций требовала если не сказочных былинных витязей, то, по крайней мере, реальных советских богатырей, мужественных, смелых, сильных духом и телом, беспредельно преданных Родине. С каким энтузиазмом занималась тогда физкультурой и спортом молодежь! По мнению исследователей и очевидцев, повсюду росли спортивные секции, а различных соревнований было столько, что им становилось тесно в календаре. Каждый юноша, каждая девушка стремились получить свидетельство спортивной доблести - знак «Готов к труду и обороне». У дверей тиров стояли огромные очереди - любой парень считал, что называться мужчиной без значка «Ворошиловский стрелок» просто немыслимо.

В 1939 году Советское правительство установило ежегодное празднование Всесоюзного дня физкультурника, тем самым, подчеркнув огромное значение физической культуры и спорта в деле подготовки молодежи к труду и защите Родины от врагов.

Стремясь закалить себя физически, освоить военно-технические специальности, юноши и девушки равнялись на лучших представителей советского народа: на героев - летчиков и ударников труда, на прославленных спортсменов и отважных альпинистов - покорителей высочайших вершин мира. Вот почему, когда Герои Советского Союза В. Чкалов, М. Водопьянов, Г. Байдуков, В. Молоков и депутат Верховного Совета СССР А. Стаханов предложили провести 23 февраля 1939 года, в день XXI годовщины Красной Армии, Всесоюзный праздник по оборонным видам спорта, почти все общественные организации страны поддержали их почин. В празднике, который проходил под лозунгом «Если враг нападет, если грянет война - советские физкультурники будут в первых рядах защитников Родины!» приняло участие более 10 миллионов молодых граждан Страны Советов. В городах и селах прошли массовые лыжные походы, соревнования мотоциклистов и кавалеристов, лыжников и военизированные игры, грандиозные состязании гранатометчиков, стрелков и мастеров рукопашного боя.

Значительное место в жизни учебных заведений занимало военно-физическое воспитание. Обязательная допризывная военная подготовка молодежи, введение элементов военизации во внутреннюю жизнь учебных заведений способствовало повышению уровня организованности и трудовой дисциплины. На военных руководителей профессиональных училищ возлагалась организация военно-физической подготовки молодежи.

Военно-физкультурная и спортивно-массовая работа в учебных заведениях трудовых резервов получила столь широкое развитие и признание, что в июле 1943 года постановлением СНК СССРВ было образовано Всесоюзное спортивное общество «Трудовые резервы», ряды которого очень скоро стали насчитывать более полутора миллионов физкультурников учебных заведений профессионально-технического образования.

Огромный вклад в спортивную славу нашей страны внесли выпускники начального профессионального образования Кемеровской области, продолжившие борцовские традиции былинных богатырей, а также великих борцов Ивана Заикина, Ивана Поддубного, Ивана Лебедева и других.

Гре́ко-ри́мская борьба́ (классическая борьба, французская борьба, спортивная борьба греко-римского стиля) - европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе, в отличие от вольной , запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног руками. Классическая борьба родилась в Древней Греции и получила развитие в Римской империи , а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века.

Международной федерацией борьбы величайшим борцом греко-римского стиля XX века был признан российский спортсмен Александр Карелин , являющийся 3-кратным олимпийским чемпионом , 9-кратным чемпионом мира, 12-кратным чемпионом Европы и 13-кратным чемпионом СССР и России .

Правила

Греко-римская борьба - это единоборство двух спортсменов. Борьба с технической стороны проводится с помощью различных приемов, которые применяются не ниже пояса. Главная цель поединка - прижать противника спиной к ковру (туше́). Борец может также одержать победу, выиграв 1 или 2 периода, если борец, набрав преимущество в 8 баллов, побеждает, то встреча заканчивается, когда счёт остается равным, судья даёт дополнительное время, чтобы определить, кто из них активнее, и сделать выбор. Встреча проводится в 2 периода по 3 минуты с перерывом в 30 секунд. Встреча может закончиться броском в 5 баллов и победой борца. Борцы набирают определённое количество очков за каждый бросок, удержание или приём, который они выполняют в схватке. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья (или председатель ковра) должен согласиться с его решением перед тем, как эти очки будут засчитаны. Борцу также могут быть присвоены очки в случае, если его соперник допускает нарушения, такие как пассивность при ведении схватки (уклонение от борьбы). Продолжительность схватки - два периода по три минуты. Если победитель не определился, то с помощью жребия одному из борцов предоставляется возможность провести атаку, в случае удачной атаки победа присуждается атакующему, а в случае неудачной - тому, кто оборонялся. На схватку запрещено выходить со смазанным какими-либо веществами телом, что может привести к его «скользкости», ногти должны быть коротко острижены, при себе должен обязательно быть носовой платок. Вступление в дискуссию с судьей запрещено и карается зачислением проигрыша. Также борцы не имеют права разговаривать друг с другом и покидать ковёр без разрешения судьи.

Техника ведения борьбы

Стойка в классической борьбе бывает высокой, средней, низкой и по отношению к сопернику - правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая - для защиты.

Ноги хотя и не «участвуют в схватке», но их сила и быстрота играют огромное значение. При проведении большинства бросков с поднятием соперника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение, преодолевая вес атакуемого.

Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым и происходит так: сначала вперёд ставится одна нога, а потом к ней подтягивается другая, скрещивать ноги не рекомендуется, так как это может привести к потере устойчивости.

Борцам греко-римского стиля, в отличие от борцов вольного стиля , запрещается использовать в приёмах зацепы и подножки, а также атаковать ноги соперника, также строго запрещены технические действия против суставов, болевые приёмы, захват шеи двумя руками (более 5 секунд)… Борцы используют только верхнюю часть тела для проведения бросков руками, поднятия тела соперника, при этом принимая ближнюю дистанцию по отношению друг к другу. В таком стиле борьбы преимущество имеют борцы, которые могут подавлять соперника силой.

В классической борьбе схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести соперника из равновесия - перевести в партер. Для этого используются различные броски («вертушка», прогибом, разворотом) и сбивания, например, захватить противника «петлёй» (захват шеи и плеча) и силой прижать к ковру; «нырнуть» под руку сопернику, оказаться за спиной, захватить туловище двумя руками и бросить через себя с постановкой бросающего на мост (бросок прогибом). Особенностью выполнения бросков является то, что атакующий должен сопровождать в падении атакуемого - это приводит к высокой амплитуде бросков. При борьбе в партере необходимо перевернуть соперника таким образом, чтобы он оказался прижатым лопатками к ковру, и удержать его в таком положении несколько секунд. Для этого используются различные накаты, перекаты, откаты, а для перевода соперника из положения «на мосту» в положение «на лопатках» (туше) используется «дожим».

Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо и самбо , применяются на теле, что требует большей физической силы. Запрещено хватать за одежду, уши, нос, пальцы, половые органы. Применяются захваты за кисти, предплечья, плечи, шею и корпус.

Гибкость и сила

Классическая борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета, при котором ковра касаются только ноги, лоб, иногда подбородок, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, рондат, стойка на руках, подъём со спины прогибом, забегания, мост. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега и подвижными играми, особенно популярно регби. Приемы отрабатывают на манекене (или чучеле) и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.

Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются - приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), силовые упражнения на шею, работа со жгутом. Рекомендуется заниматься со жгутом возле гимнастической стенки , отрабатывать повороты бедра.

Экипировка

В экипировку борца входят плавки, трико, носки, мягкие борцовские кеды («борцовки»), допускается платок. Последний использовался для вытирания крови и пота, но в настоящее время применяют современные тампоны, а платок остаётся своеобразной данью традиции.

См. также

Напишите отзыв о статье "Греко-римская борьба"

Примечания

Отрывок, характеризующий Греко-римская борьба

– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.
– О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Греко-римская борьба (классическая борьба, французская борьба) – популярный вид спортивного единоборства, цель которого вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру, не применяя технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног. Борцы греко-римского стиля действуют только руками против верхней части туловища соперника, используя оговоренный набор приемов.

Греко-римская борьба пока остается единственным видом спортивных единоборств “только для мужчин” - в нем еще не проводятся официальные соревнования среди взрослых женщин. Вероятная причина этого состоит в том, что этот вид борьбы требует особой силы торса, а многие ее приемы связаны с тесным стискиванием груди и резкими амплитудными бросками туловища соперника.

Тем не менее, в мире ширится движение за активное вовлечение женщин в этот вид борьбы и включение его в программы официальных соревнований. Один и важных мотивов этого движения основан на спорном тезисе о том, что “в спорте женщины могут делать все то, что делают мужчины”. Активистки феминистского движения и энтузиастки женского спорта не хотят мириться с существованием какого-то «чисто мужского» спорта. В сети распространяется петиция , призывающая Канадскую Федерацию Любительской борьбы разрешить женщинам состязаться в греко-римской борьбе на уровне национальных чемпионатов.

На конгрессе FILA в Стамбуле в сентябре 2011 года было внесено изменение в устав этой международной федерации борьбы: утверждено положение, формально предоставляющее женщинам возможность заниматься борьбой греко-римского стиля. Таким образом, греко-римская борьба может скоро перестать быть последним видом единоборств, где не представлены женщины.

Девочки доподросткового возраста давно и успешно состязаются в греко-римской борьбе, практически не уступая мальчикам. Например, друг нашего клуба неоднократно побеждала сверстников в этом виде борьбы.

Основная сила у женщин сконцентрирована в бедрах и в ногах, поэтому многие девушки способны на равных бороться с парнями в вольном и фольк-стиле, используя силу ног и бедер, а также хорошую устойчивость. В вольном стиле для переворотов бедра используются как рычаги, что больше подходит женщинам-борцам. Мальчикам трудно перевернуть девочек, используя для этого только силу торса. Поэтому некоторые девочки иногда способны побеждать более сильных ребят. В греко-римской же борьбе у девушек меньше шансов побеждать парней. Тем не менее, есть девушки, занимающиеся греко-римской борьбой, успешно используя броски и шейные захваты, но с возрастом это становится труднее. Так, что пока только юные девочки могут успешно пробовать себя в греко-римской борьбе.

До 2002 года американский атлетический союз AAU поводил национальные турниры для девочек "La femme" в разных частях Америки, в которых боролись в трех стилях - в греко-римском, вольном и народном. Одако турнир перестали проводить из-за низкой явки. Но на самом деле, женщины-борцы сделали свой выбор, они валом валят в вольную борьбу. По мнению борца и энтузиастки женской борьбы, Джой Миллер, женщинам не стоит кому-то доказывать что-то и заниматься чем-то только потому, что это мужской спорт, у женщин-борцов уже есть подходящий стиль борьбы, который включен в олимпийскую программу.

Классическая борьба родилась в Древней Греции, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX в. Современная греко-римская борьба, разумеется отличается от древнегреческой олимпийской борьбы.

Современная греко-римская борьба обогатилась за счет вклада многих народов. Спортсмены многих стран, куда проникала борьба, вносили в ее технику что-то новое. Многие приемы заимствовались из национальных видов борьбы. Французы развили и усовершенствовали такие приемы, как броски через спину с различными захватами, приемы из стойки, проводимые через мост (их называли суплесы – ныне броски прогибом). Финны изобрели полусуплесы (броски с поворотом через мост), а также великое множество переворотов в партере с захватом руки под плечо (эти приемы долгое время называли “финский ключ”). Борцы СССР принесли в греко-римскую и вольную борьбу броски с переводом соперника через плечи (“мельница”). Турецкие спортсмены в 1930-х гг. стали применять переворот в партере обратным захватом туловища, который является исторической особенностью персидской борьбы кошти.

Греко-римская борьба была единственным видом борьбы, включенным в первые современные олимпийские игры в Афинах в 1896 году и представленным всего лишь одной схваткой тяжеловесов. Начиная с Олимпиады 1908 года, греко-римская (классическая) борьба неизменно представлена на всех олимпиадах. В 20 веке греко-римская борьба стала популярным и престижным видом спорта в континентальной Европе, в то время как в англоязычном мире она не получила массового распространения, несмотря на то, что многие виды британской народной борьбы имеют много общего с греко-римской. Вильям Малдун, американский борец вольного стиля, изучивший французскую борьбу во время Франко-Прусской войны, пытался культивировать греко-римскую борьбу в Великобритании и США в конце 19 века. Схватки с участием Малдуна привлекали толпы зрителей, но французская борьба так и не получила широкого распространения в США и Британии, вместо нее возникла так называемая “народная борьба” (folkstyle wrestling ), или “коллегиальная борьба” (), по сути являющаяся комбинацией вольной и греко-римской борьбы.

Возвращаясь к вопросу об участии женщин в греко-римской борьбе, надо отметить, что в женских состязаниях по вольной борьбе, ММА и грэпплингу успешно используются характерные приемы греко-римской борьбы - суплесы, мосты, броски захватом за торс и т.д. (см. например титульный коллаж). Как видно из помещенных ниже видеоклипов, даже зрелые девушки вполне способны состязаться по правилам греко-римской борьбы, используя только захваты верхней части тела. А уж если говорить о юных девочках-борцах, то многие они, как друг нашего клуба Джой Миллер (см. видеоклипы ниже), вполне способны побеждать мальчиков своей категории.

Огромная благодарность Джой Миллер и ее отцу Джерри за помощь в составлении этого материала и в нахождении иллюстраций.

Январь 2004г.
Обновлено в декабре 2012г.