Завершающий этап подготовки крестьянской реформы. Редакционные комиссии

ПРОЕКТЫ РЕФОРМ.

Когда разобрали проекты губернских комитетов, то нашли, что они по характеру своему представляли три различных решения дела. Одни проекты были против всякого освобождения, предлагая только меры улучшения положения крестьян; во главе их стоял проект московского губернского комитета. Другие допускали освобождение крестьян, но без выкупа земли; во главе их стоял проект петербургского комитета. Наконец, третьи настаивали на необходимости освобождения крестьян с землею; первый губернский комитет, высказавший мысль о необходимости выкупа земли, которая должна была отойти во владение крестьян, был тверской, руководимый своим губернским предводителем Унковским. Вот из какой среды вышли главные начала, на которых основано Положение 19 февраля.

Работы редакционной комиссии, т. е. упомянутого мною кружка, шли среди шумных и ожесточенных толков дворянского общества, которое, не знаю как захваченное в дело, теперь старалось остановить его. Тьма адресов, записок, представленных в комиссию, с ожесточением нападала на либералов в редакционных комиссиях. Согласно с обнародованным указом редакционные комиссии должны были выработанные ими проекты положений представить на обсуждение особо вызванным из губернских комитетов депутатам дворянства. К осени 1859 г. редакционные комиссии обработали проекты по 21 губернии. Из этих губерний вызваны были депутаты; эти депутаты названы были депутатами первого призыва. Депутаты шли с мыслью, что они примут деятельное участие в окончательной выработке положений, составя, так сказать, сословное представительство; вместо того министр внутренних дел встретил их в своем утреннем наряде в передней, сухо поговорил с ними и предложил им, когда понадобится, дать некоторые сведения и разъяснения редакционным комиссиям. Депутаты, которых даже не называли именем депутатов, пришли в негодование и обратились к правительству с просьбой позволить им собираться на совещание; им это позволили, и они стали собираться в кабинете Шувалова. Нет надобности рассказывать, о чем они там говорили; а там говорили о многом, шедшем дальше вопроса о крепостных крестьянах. Характер этих толков был таков, что потом посоветовали прекратить эти собрания. Раздраженные депутаты первого призыва разъехались по домам.

К началу 1860 г. обработаны были остальные проекты и вызваны были новые депутаты из губернских комитетов: депутаты второго призыва. Между тем натянутые отношения между правительством и дворянством так сильно подействовали на председателя редакционной комиссии, живого и подвижного Ростовцева, что он заболел и в феврале 1860 г. умер. Все общество, ожидавшее благополучного разрешения вопроса, было поражено, узнав его преемника; то был министр юстиции граф Панин. Он был крепостник в глубине души, и назначение было истолковано дворянством как признание, что смущенное правительство хочет отложить дело. Но сверху настойчиво вели дело дальше, и редакционные комиссии, руководимые Паниным, должны были выработать и принять окончательное положение. Депутаты второго призыва были приняты радушно; однако никто, даже Шувалов, не позвал их обедать. Этот второй призыв, уже заранее настроенный против дела, высказался консервативнее первого. В редакционных комиссиях тогда окончательно была принята мысль о необходимости обязательного выкупа помещичьей земли во владение крестьян; самые доброжелательные помещики желали только выкупа, чтобы скорее развязаться с крепостным трудом. Депутаты второго призыва решительно восстали против обязательного выкупа и настояли на поземельном устройстве крестьян по добровольному их соглашению с землевладельцами. Этот принцип добровольного соглашения внесен, следовательно, представителями консервативного дворянства вопреки комиссиям. Выслушав замечания от депутатов второго призыва, редакционные комиссии продолжали дело. Оно еще не было приведено к концу, когда наступил 1861 год; тогда последовало высочайшее распоряжение кончить дело ко дню вступления на престол. Ускоренным ходом редакционные комиссии, давши окончательный вид общим положениям, провели их сначала через общую комиссию, в комитет Государственного совета, так что можно было напечатать общие и местные положения к 19 февраля 1861 г. Так шла работа над этим законом, лучше сказать, над этим сложным законодательством, которое разрешило самый трудный вопрос нашей истории.

Порядок проведения отчетно-выборного

собрания (конференции)

1. Правомочность профсоюзного собрания, конференции определяется Уставом соответствующего профсоюза. В соответствии с Примерной инструкцией отчетно-выборное профсоюзное собрание считается правомочным при участии в нем более половины членов профсоюза, состоящих на учете в данной организации. Конференция считается правомочной, если в ней приняли участие не менее 2/3 избранных делегатов, для конференции территориального объединения профсоюза необходимо, чтобы эти делегаты представляли не менее 2/3 членских организаций.

2. Рабочие органы отчетно-выборного собрания, конференции.

Для руководства конференцией, собранием открытым голосованием избираются рабочие органы.

Собрание: Председатель, Секретарь, Счетная комиссия, Редакционная комиссия.

Конференция: Председатель (президиум), Секретариат, Мандатная комиссия, Счетная комиссия, Редакционная комиссия.

Президиум.

В состав рабочего президиума отчетно-выборного собрания (конференции) избирается или состав профкома или председательствующий и секретарь. Возможны другие варианты состава рабочего президиума, которые ставятся на голосование участников собрания (конференции). Президиум ведет собрание (конференцию), обеспечивает соблюдение повестки дня , регламента времени и порядка работы собрания (конференции), формирует список выступающих, организует учет предложений и замечаний, высказываемых участниками собрания (делегатами конференции) по процедурным вопросам. Информирует участников собрания (делегатов конференции) о поступивших в секретариат записках, предоставляет возможность ответа на них.

Рабочий президиум из своего состава определяет председательствующего.

Председательствующий организует работу собрания (конференции) и закрывает его (ее), следит за соблюдением принятого порядка, предоставляет слово для доклада и выступлений, ставит на голосование проекты принимаемых решений, объявляет результаты голосования, оглашает запросы, справки, заявления, предложения, поступившие в президиум или секретариат, обеспечивает порядок в зале проведения собрания (конференции).

Председательствующий способствует созданию деловой атмосферы, сближению позиций по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений в общих интересах, принимает необходимые меры для проведения консультаций с постоянными комиссиями профкома, представителями вышестоящих профорганов, присутствующих на собрании (конференции) в целях преодоления разногласий в ходе отчетно-выборного собрания (конференции).

Секретариат.

Решение о необходимости избрания секретариата, его количественном и персональном составе принимается на конференции. В обязанности секретариата входит: сбор записок и предложений по выступлению на конференции в прениях по основным докладам; вопросов к докладчикам по темам докладов; ведение протокола отчетно-выборной конференции, а также оказания помощи президиуму в решении организационных вопросов, возникающих в ходе конференции.

Редакционная комиссия.

Состав редакционной комиссии избирается из 3-5 человек. Целесообразно включить в состав редакционной комиссии председателя выборного профсоюзного органа, других разработчиков проекта постановления конференции.

Комиссия дорабатывает проекты постановлений и приложений к ним по вопросам повестки дня с учетом предложений и замечаний, высказываемых делегатами конференции.

Редакционная комиссия из своего состава избирает председателя, которому поручает огласить проект принимаемого документа.

Проект постановления принимается за основу. Затем идет постраничное обсуждение текста. Замечания редакционной комиссии и замечания делегатов, поступившие в редакционную комиссию, ставятся на голосование для принятия или отклонения. Окончательный текст постановления ставится на голосование для его принятия в целом.

После принятия конференцией постановлений, они передаются председательствующему (с визой председателя редакционной комиссии).

Мандатная комиссия избирается на конференции в целях проверки полномочий делегатов. Это необходимо для того, чтобы решения конференции были правомочны, так как принимать решения могут лишь те члены профсоюза, которые были избраны делегатами, и которым было делегировано это право остальными членами профсоюза. Мандатная комиссия проверяет соблюдение нормы представительства при выборах делегатов и наличие кворума на данной конференции. Кроме того, при представительстве профкома в органах судопроизводства по вопросам защиты прав как коллектива в целом, так и отдельных членов профсоюза, может возникнуть необходимость проверки правомочности конференции. В этом случае протокол мандатной комиссии становится одним из документов, ее подтверждающих.

Примечание:

Любое решение мандатной комиссии обязательно оформляется протоколом. На заседании мандатной комиссии избирается председатель.

Для работы мандатной комиссии необходимо подготовить:

Списки делегатов конференции;

Выписки из решений собраний профгрупп, цеховых профорганизаций по выборам делегатов на конференцию первичных организаций или выписки из решений собраний первичных организаций по выборам делегатов на конференции территориальных организаций;

Бланки мандатов (по количеству делегатов, принимающих
участие в работе конференции).

Доклад мандатной комиссии утверждается решением конференции и состоит из предложенных на утверждение конференцией протоколов:

Протокол: об избрании председателя и секретаря мандатной
комиссии;

Протокол: о проверке полномочий делегатов конференции.
Счетная комиссия избирается на конференции (собрании) для организации процедуры голосования и подсчета голосов при принятии решений, особенно при выборах профсоюзного комитета.

Количественный состав счетной комиссии (группы счетчиков) зависит от числа присутствующих на собрании членов Профсоюза или делегатов конференции.

Выборы счетной комиссии (группы счетчиков) целесообразно проводить после выдвижения кандидатур в состав выборных органов и делегатов на соответствующие конференции вышестоящей организации.

Доклад счетной комиссии состоит из:

Предложения принять к сведению конференции протокола №1 – о распределении обязанностей, избрании председателя и секретаря комиссии;

Оглашения протокола №2 о результатах тайного голосования по выборам профсоюзного комитета и ревизионной комиссии.

3. Выборы профсоюзных органов. После заслушивания и обсуждения собранием, конференцией отчетных докладов и принятия по ним решения проводятся выборы соответствующих профсоюзных органов.

Профсоюзное собрание, конференция, съезд открытым голосованием утверждают количественный состав избираемого профсоюзного органа. В соответствии с уставами формирование профсоюзных органов проводится путем избрания в их состав кандидатов на собрании, конференции, съезде либо по принципу прямого делегирования.

Выдвижение кандидатур

Все выдвинутые кандидатуры обсуждаются персонально в том порядке, в котором они были предложены участниками собрания, делегатами конференции, съезда. Свою кандидатуру в состав профсоюзного органа вправе предложить любой член профсоюза, присутствующий на собрании, делегат конференции. В состав профсоюзных органов могут быть выдвинуты кандидатуры из числа членов профсоюза, отсутствующих на собрании, не являющихся делегатами конференции, с их согласия.

Каждый член профсоюза, присутствующий на собрании, делегат конференции имеет право отвода и критики кандидатур, в том числе и намеченных совещанием представителей делегаций или комиссией. Кандидатуры, против которых отводов не поступило, включаются в список для проведения выборов без голосования.

На предприятиях со сменным режимом и вахтовым методом работы обсуждение отчетного доклада, выдвижение и обсуждение кандидатур в состав профсоюзного органа проводятся на каждом профсоюзном собрании смены. После обсуждения выдвинутых кандидатур на всех собраниях составляется единый список для проведения выборов.

По решению собрания, конференции, съезда выборы профсоюзных органов могут проводиться закрытым (тайным) или открытым голосованием. Решение о форме голосования (закрытое или открытое) принимается после выдвижения и обсуждения кандидатур.

Председатели первичных профсоюзных организаций, территориальных организаций профсоюзов, общероссийских, межрегиональных профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов избираются на соответствующих собраниях, конференциях, съездах. Председатели ревизионных комиссий избираются на заседаниях комиссий. Избранными в состав выборных профсоюзных органов считаются те кандидатуры, которые в результате голосования набрали более половины голосов участвующих в конференции (собрании).

Все материалы закрытого (тайного) голосования (списки кандидатур, бюллетени, протоколы счетной комиссии, подсчеты результатов голосования и т. п.) хранятся до следующих выборов на правах документов строгой отчетности в соответствующем профсоюзном органе.

После избрания нового состава профсоюзного органа материалы прошлых выборов уничтожаются, о чем составляется акт за подписью председателей профоргана и ревизионной комиссии, кроме протокола (стенограммы), который должен храниться в этом профоргане постоянно.

В случае избрания нового председателя осуществляется прием-передача дел, имущества и других средств профорганизации по акту. Акт подписывают бывшие и вновь избранные председатели организации и ревизионной комиссии. Акты хранятся на правах документов строгой отчетности.

4. Требования к ведению конференции.

Успех конференции, во многом зависит от ведущего ее председателя. Очень хорошо, если этот человек будет принимать участие в подготовке конференции и будет посвящен в некоторые проблемы, которые могут возникнуть в ходе самой конференции. Следует помнить, что при подборе ведущего надо учитывать, прежде всего, степень его авторитетности , умение четко придерживаться порядка и регламента и некоторые другие качества.

Чтобы отчетно-выборное собрание (конференция) прошло четко и по-деловому, необходимо учесть следующее:

1. Прежде чем перейти к вопросу о выборах, целесообразно
провести перерегистрацию делегатов в целях проверки правомочности
конференции.

Недействительными считаются бюллетени (списки) неустановленной формы, а также бюллетени (списки), по которым невозможно установить волеизъявление голосовавших: т. е. количество голосов, поданных «за» избрание кандидатов, больше утвержденного количества членов выборного органа; при выборах председателей – бюллетени (списки), в которых оставлено более одного кандидата.

3. В случае, когда некоторые делегаты покинули конференцию, а количество оставшихся и продолжающих работу не обеспечивает кворума, конференцию необходимо созывать заново.

5. Оформление материалов конференции (собрания)

Оформление материалов конференции (собрания) – важный момент. Необходимо правильно оформить протокол отчетно-выборной конференции (собрания).

По результатам отчетов и выборов заполняются соответствующие формы статистической отчетности, утвержденные постановлением Исполкома ФНПР, и направляются вышестоящему профоргану в установленные сроки. Ответственность за своевременное оформление соответствующих документов возлагается на председателя организации.

Если на конференции (собрании) был избран новый председатель, то производится прием-передача дел, имущества и других средств профорганизации по акту. Акт подписывают бывшие и вновь избранные председатели организации и ревизионной комиссии. Акты хранятся на правах документов строгой отчетности.

Отдел организационной работы

Редакционные комиссии

образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель - Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 - В. Н. Панин. Состояла из 31 человека - чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов - представителей поместного дворянства (князья В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Деятельность Р. к. прошла три этапа: март - октябрь 1859 - изучение проектов большинства губернских комитетов (См. Губернские комитеты) и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 - май 1860 - исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль - октябрь 1860 - окончательное завершение проекта реформы. Проект обсуждался депутатами дворянских губернских комитетов и вызвал их недовольство. Окончательный проект реформы претерпел серьёзные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. 10 (22) октября 1860 комиссия закончила работу.

Источн.: Первое издание материалов Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, ч. 1-18, СПБ, 1859-60; Второе издание материалов редакционных комиссий..., т. 1-3, СПБ, 1859-60.

Лит.: Иванюков И., Падение крепостного права в России, 2 изд., СПБ. 1903; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.

П. А. Зайончковский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Редакционные комиссии" в других словарях:

    Образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 В. Н.… … Википедия

    В России в 1859 60 рассматривали проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов экспертов из поместного дворянства … Большой Энциклопедический словарь

    РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ, государственное учреждение, создано в марте 1859 (первоначально предполагалось создать две Р. к., но создана была лишь одна, сохранившая наименование во множественном числе) для рассмотрения проектов крестьянской реформы,… … Русская история

    Государственное учреждение, созданное в марте 1859 для рассмотрения проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости, составленных губернскими комитетами. Редакционные комиссии состояли из чиновников и членов экспертов представителей… … Энциклопедический словарь

    Образованы в марте 1859 для сост. проекта крест. реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множеств. числе. Председатель Р. к. Я. И. Ростовцев. Состояла из 31 чел. чиновников… … Советская историческая энциклопедия

    Общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у насназвание К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. .С 1858г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию ЕгоВеличества, для рассмотрения ежегодных отчетов… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Коллегиальные совещательные органы, создаваемые для выполнения определенной задачи. Учреждались на основании указов императоров, распоряжений министров, . По характеру деятельности различались комиссии следственные, законодательные, хозяйственно… … Москва (энциклопедия)

    Общее понятие см. Комитет. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. (см. Ревизия счетов). С 1858 г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию Его Величества, для… …

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

    Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Сочинен i я Ю. Ф. Самарина, т. 3. Крестьянское дело с 20 ноября 1857 по июнь 1859 года , Ю. Ф. Самарин. В III-м томе сочинений Ю. Ф. Самарина собрано все, что им было написано по крестьянскому делу после Высочайшего Рескрипта 20 ноября 1857 года до вступления его в Редакционные Комиссии въ июне…
  • Крестьянское дело в царствование императора Александра II. Том 2, часть 2 , А.И. Скребицкий. Материалы для истории освобождения крестьян по официальным источникам. Губернские Комитеты, их депутаты и редакционные комиссии в крестьянском деле. Воспроизведено в оригинальной авторской…

5. Редакционные комиссии

Комитеты засели за составление проектов исходя из своих губернских нужд, т. е. губернских знаний и представлений. Проекты должны были идти в Петербург, поэтому были открыты Редакционные комиссии, во главе которых был поставлен генерал Ростовцев.

Если кто-нибудь из вас будет интересоваться биографией этого человека, то наверняка прочтет, что это был провокатор, предатель, доносчик, который предал декабристов, сообщив Николаю Павловичу все подробности заговора. В то время поручик Ростовцев, которому было 22 года, жил в одной квартире с Оболенским и знал о его убеждениях. Непосредственно перед восстанием Ростовцев ему сообщил, что он, Ростовцев, давал присягу на верность государю, что он не разделяет мыслей Оболенского и считает своим офицерским долгом обо всем доложить. Что он и сделал: он сумел добиться свидания лично с Николаем Павловичем, который еще не был императором, и рассказать ему о том, что в гвардейской среде существует заговор. При этом он не назвал ни одной фамилии. Вернувшись домой, он тотчас же все это передал Оболенскому, добавив, что фамилии он не называл. Представления об офицерской чести тогда были таковы, что Оболенский уважения к Ростовцеву не утратил, хотя большой любви к нему после этого, наверное, не испытывал.

С 1856 года Ростовцев работал над крестьянским вопросом, и был одним из самых знающих и добросовестных людей. Он соответствующим образом старался подбирать себе команду, и здесь надо упомянуть Николая Александровича Милютина, который был одним из главных делателей этой реформы. Их было два брата; один положил немало трудов на подготовку реформы для освобождения крестьян, а другой провел знаменитую военную реформу Александра II.

Редакционные комиссии, по логике вещей, должны были дождаться, когда губернские комитеты пришлют свои проекты, свести их воедино, посчитать, чего желает российское дворянство, прийти к какому-то соглашению и привести все к общему знаменателю. Но когда Редакционные комиссии были открыты, то им от правительства была предложена программа действий, т. е. они должны были обрабатывать эти самые губернские записки исходя из следующих предложений правительства:

1. освободить крестьян с землей;

3. оказать поддержку делу выкупа финансовыми операциями правительства;

4. избегнуть или сократить переходное состояние (допустим, что ты свободен, но уезжать с места еще не можешь и, скажем, должен платить оброк);

5. барщину уничтожить законодательным порядком не позже, чем через три года после опубликования закона об освобождении;

6. дать самоуправление крестьянам в их быту.

Легко заметить, что в общем это соответствует второму проекту Министерства внутренних дел - освобождение крестьян с землей на условиях выкупа. Здесь также следует заметить, что коль скоро обязательным условием было освобождение крестьян с землей, то, следовательно, все те проекты, которые предусматривали освобождение крестьян без земли, попросту не могли рассматриваться всерьез. Редакционные комиссии должны были не просто обобщить все то, что им пришлют, а переработать все на условиях, предложенных правительством. И они принялись за работу.

Через некоторое время до губернских комитетчиков дошло, что их проекты в Петербурге как-то странно превращаются не совсем в то, что они собой являли. Поползли слухи, а потом в Петербург даже поехали депутации, пошли какие-то петиции, дошло даже до того, что один из депутатов в крайне резкой форме потребовал обуздать бюрократов, созвать выборных представителей дворянства, на которых и должна опираться высшая власть России. Реакция Александра II на это была очень интересной: он объявил всем губернским депутатам, которые проявляли излишнюю инициативу, высочайший выговор. Надо сказать, что такие вещи бывали не часто. Депутаты были созваны в своих губерниях губернаторами, которые зачитали определение императора, а это значило очень много. Никаких репрессий не было, но депутатам дали понять, что ими очень недовольны. До них дошло, что не во всем виновата бюрократия. В это время, в феврале 1860 года, после очень тяжелой болезни умер Ростовцев. Болезнь болезнью, но если бы он не работал на износ в Редакционных комиссиях, он, бесспорно, прожил бы гораздо дольше. Вздохнули с облегчением те, кто не желал добра Редакционным комиссиям: наконец-то главный освободитель крестьян умер, может, что-то изменится.

Изменения последовали. Граф Панин, известный своими ультраконсервативными взглядами, был назначен на место Ростовцева, и все противники освобождения крестьян вздохнули с облегчением: «Наконец-то настоящий человек, свой человек, который все сделает как надо». Реакция сотрудников в самих Редакционных комиссиях была совсем другая: «Как, после Ростовцева - Панин? Человек, который способен все уничтожить и затормозить?» Милютин собрался было подавать в отставку, но все-таки пошел за разъяснениями к императору и попытался поделикатнее объяснить, что Панин совсем не тот человек, который может продолжить дело Ростовцева. Император выслушал его и ответил буквально следующее: «Вы Панина не знаете, а я знаю. Его убеждения - это точное исполнение моих приказаний». Действительно, у Панина была такая редкостная черта. Его собственный консерватизм остался при нем, он в точности выполнил то, чего требовал император, а император хотел освобождения крестьян.

Опять получилась чисто дипломатически созданная ситуация: формально в глазах всех крепостников дело возглавлял ультраконсерватор Панин, а дело шло. Тут было явное умение повести дело, умение организовать работу в очень сложных условиях, в которых находилась тогда Россия.

Редакционные комиссии проработали 20 месяцев, практически без всяких перерывов, а 10 октябре 1860 года они были закрыты, потому что работу свою сделали. За это время они выработали проект 16 различных положений, обработали, опробовали и издали колоссальный статистический материал (указатели, справочники, журналы заседаний комиссий). Короче говоря, труды комиссии составили 18 толстых томов, плюс 6 томов статистических требований о всех поместьях, где было более ста душ крепостных крестьян, да еще 3 тома замечаний на работу губернских комиссий из губернских комитетов.

Как только Редакционные комиссии были закрыты, дело было перенесено в Главный комитет - так стал называться секретный комитет, который был образован для рассмотрения записок. В Главном комитете заседало 10 человек, Орлов по болезни там не председательствовал, а председателем был назначен великий князь Константин Николаевич, родной брат императора. Константин Николаевич полностью разделял мнение и желание своего венценосного брата и сделал все возможное, чтобы в Главном комитете была проведена работа так, чтобы все то, что наработали Редакционные комиссии, сохранилось. Мнения в Главном комитете полностью разошлись по некоторым вопросам. И здесь авторитет брата царя значил очень много, потому что можно было спорить просто с председателем комиссии, но с великим князем спорить было уже сложнее.

Константин Николаевич делал очень много своей личной инициативой, своей личной работой для того, чтобы все то, что наработано в Редакционной комиссии, почти без изменений прошло в Главном комитете. В последнем заседании Главного комитета принял участие император и выступил с небольшой речью. Он сказал, что он очень высоко оценивает деятельность Редакционных комиссий, но что теперь дело надо перенести в государственный совет, и он не допустит в решениях госсовета никаких проволочек - дело должно быть кончено к 15 февраля. А шел уже декабрь. «Этого, - высказал император, - я желаю, требую, повелеваю».

Объяснялся этот срок - 15 февраля - очень просто: посевную нужно было проводить уже в новых условиях. Таким образом госсовет был поставлен в достаточно жесткие условия, но шел еще декабрь, и оставалось два месяца. Как вы знаете, на это время падает конец Филипповского поста, и Новый год, и Рождество, и Святки, и Крещение. По вполне понятным причинам государственный совет, в котором заседали маститые сановники, на этот период закрывался: все разъехались по домам, по своим имениям и смогли собраться только к 28 января 1861 года, когда и возобновились заседания.

Совету нужно было уложиться в 10 дней. И за 2 месяца невозможно было прочесть 18 томов трудов и журналов Редакционной комиссии, а за 10 дней их трудно было даже пролистать. Тем более, что там были люди, которые не очень хорошо понимали друг друга Александр поставил госсовет в такие условия, когда им очень многое приходилось принимать на слух. И там опять началась настоящая борьба.

На всех заседаниях госсовета председательствовал лично император, зафиксированы случаи (поскольку велся журнал заседаний), когда он присоединял свой голос к восьми против тридцати пяти и таким образом решал дело в пользу Редакционной комиссии. К 15 февраля не успели - успели к 17-му. А дальше, вы знаете, 19 февраля был издан знаменитый Манифест об освобождении крестьян. Текст манифеста написал святитель Филарет Московский, который, впрочем, не разделял очень многое из того, что было подготовлено в этой реформе, но когда император обратился к нему с просьбой составить манифест, он конечно, согласился.

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора

Устройство Комиссии Прежние кодификационные комиссии из высших чинов не смешивались с сословными депутатами, которых призывали содействовать им в их работе: они, собственно, и составляли проекты нового уложения, пользуясь депутатами как вспомогательным средством.

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Значение Комиссии В заботе о сословных правах, преобладающей в депутатских речах и наказах, для нас главное значение Комиссии 1767 г. Екатерина судила об этом значении по-своему, хвалилась этой Комиссией, сравнивая ее с французскими представительными собраниями при

Из книги Трагедия Тамплиеров [Сборник] автора Лобе Марсель

VII. Расследование комиссии Расследование комиссии, заседавшей в Сансе, продлится два года, включая перерывы в работе и процедурные происшествия. Начав работу 8 августа 1309 г., практически она начнет действовать только в ноябре, а завершит свою работу 5 июня 1311 г. Поэтому

Из книги Дело тамплиеров автора Фо Ги

VII Расследование комиссии Расследование комиссии, заседавшей в Сансе, продлится два года, включая перерывы в работе и процедурные происшествия. Начав работу 8 августа 1309 г., практически она начнет действовать только в ноябре, а завершит свою работу 5 июня 1311 г. Поэтому

автора Автор неизвестен

№20. Дополнения к предложениям комиссии по ВВС 22 апреля 1940 г.1. В общем приказе Народного комиссара обороны указать, что в войне с Финляндией авиация во многих случаях была использована неправильно: действовала мелкими группами по целям, которые заведомо не могли быть

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№27. Состав комиссии 19 апреля 1940 г.По войскам связи Председатель: Тов. Найденов Члены: МуравьевКаргополов Борзов Ковалев Псурцев Леонов Кириченко Лейкин РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№29. Состав комиссии 19 апреля 1940 г.По инженерным войскам Председатель Тов. Хренов Члены: ПетровКовин БоляткоБычевский Назаров Афанасьев Колесников Дацюк АнучинРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№31. Состав комиссии 19 апреля 1940 г. По автотранспортной дорожной службе Председатель - Тов. Славин Члены: БогомоловРудаков Монахов Бобергон Баранов Гарфункаль Шатров Бажанов Абрамов Лисько ЗавалишинРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№33. Состав комиссии 19 апреля 1940 г.По снабжению горючимПредседатель - Тов. КотовЧлены: БычковКовырзинЛожнинЮровВыселковКощеевКутняковРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№35. Состав комиссии 19 апреля 1940 г.По железнодорожным войскамПредседатель - Тов. ТрубецкойЧлены: СкляровВиноградовМатюшевПироговБулычевЩелгуновРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№37. Состав комиссии 19 апреля 1940 г.По химическим войскамПредседатель - Тов. МельниковЧлены: ЛяшенкоУспенский Петров Озерский Верушкин ГускинРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай Николаевич

14 ЯНВАРЯ 1832 г. ЗАПИСКА МИНСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ШЕФУ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ С 10 ИЮНЯ ПО ДЕКАБРЬ 1831 г. Действия следственной комиссии начались с 10 июня минувшего года и до исхода сентября ограничивались доследованием дел и приведением к

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

автора Воробьев М Н

5. «Наказ» Уложенной комиссии Дальше надо переходить к вопросу о так называемом Наказе. Разбираясь с Сенатом, Екатерина очень быстро поняла, что у нас в стране последним регулярным законодательством было Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года. Она также

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

5. Редакционные комиссии Комитеты засели за составление проектов исходя из своих губернских нужд, т. е. губернских знаний и представлений. Проекты должны были идти в Петербург, поэтому были открыты Редакционные комиссии, во главе которых был поставлен генерал

Из книги Партия расстрелянных автора Роговин Вадим Захарович

XLI Вердикт комиссии Дьюи Прибыв в Мексику, Троцкий активно включился в работу по подготовке расследования московских процессов. О его настроениях того времени говорит письмо, направленное 3 февраля 1937 года Анжелике Балабановой: «Что значит пессимизм? Пассивная и

В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов. Для обобщения и редактирования этих проектов, в начале 1859 г. принимая во внимание, что «поступающие из Губернских комитетов проекты требуют подробного и тщательного разбора и сличения между собою, дабы, по совокупном обсуждении всех заключающихся в них предположений, составить, на основании высочайше указанных начал, проект общего Положения об улучшении и устройстве быта помещичьих крестьян, с надлежащим применением сего общего Положения к особым условиям разнообразных местностей Империи. По важности, обширности и разнородности предметов сего труда, его императорское величество изволил признать необходимым возложить исполнение оного на особые Редакционные комиссии, составив их из чинов подлежащих ведомств и призвав к участию в работах Комиссий опытных в сельском хозяйстве помещиков разных местностей России» Семёнов Н.П.Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу. В 3-х т. - СПб.,1889 - 1889. - Т.1. - Прил.6. - С.784..

Созданные Редакционные комиссии, работали независимо от Главного комитета и Государственного совета «подчиняясь через своего председателя непосредственно императору и представляя “как бы отдельное в государстве временное учреждение”» Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861 - 1874 (К вопросу о выборе пути развития) //Великие реформы в России. 1856 - 1874. - М.,1990. - С.35.. В них вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. Они должны были рассматривать материалы, присланные из губернских комитетов и составлять проекты общих законов об освобождении крестьян. В сущности, это была одна комиссия, которую возглавил генерал Я.И. Ростовцев. Характеризуя его деятельность, в комиссиях Н.Н.Павлов пишет «Ростовцев был искренне предан нашему делу, настолько, насколько искренность входила в его характер. Мне сдаётся, что преданность его делу была больше преданность воле государя и средство расположения государя, не находившего между своими приближёнными лицами людей, сочувствующих предпринятым им преобразованиям» Павлов Н.Н. Редакционные комиссии 1859 1860 годов. Отрывок из воспоминаний//Исторический вестник. - 1901. - №11. - С.521.. В состав редакционной комиссии вошёл 31 человек. В том числе Н.А. Милютин, Я.А. Соловьёв, Н.П. Семёнов. Среди членов-экспертов был петербургский губернский предводитель дворянства граф П.П. Шувалов, члены губернских комитетов: князь А.А. Черкасский, Ю.Ф. Самарин, А.Д. Желтухин, П.П. Семёнов. Ставший членом-экспертом Ю.Ф. Самарин писал в марте 1859 г. Н.А. Милютину: «Я придаю великую важность этому первому шагу допущения совершенно свободного совещательного элемента в государственном вопросе. Если дело поведено будет удачно и благоразумно, то может приохотить и на будущее время обращаться к этому же способу» Цит. по: Вишняков Е.И. Главный комитет и Редакционные комиссии//Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т.4. - М.,1911. -С.168. .

Работа Редакционных комиссий началась 4 марта 1859 г. Первоначальное предположение о создании двух Редакционных комиссий, из которых одна должна была составить проект общего положения для всех губерний, а вторая - местные положения для отдельных районов было изменено. В результате была создана одна комиссия, сохранившая старое наименование во множественном числе: «Редакционные комиссии». Комиссии были, по мнению Л.Г. Захаровой «нетрадиционным учреждением не только по своему составу, но и по характеру деятельности. Они использовали гласность как метод государственной практики, её новый инструмент. … Гласность сознательно использовалась для укрепления либеральных сил в стране, для распространения программы реформы» Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861 - 1874 (К вопросу о выборе пути развития) //Великие реформы в России. 1856 - 1874. - М.,1990. - С.34..

Редакционные комиссии подразделялась на четыре отделения: юридическое, административное, хозяйственное и финансовое. В юридическом отделении председательствовал С.М. Жуковский, в административном П.А. Булгаков, в хозяйственном Н.А. Милютин и в финансовом он же. Члены редакционной комиссии распределились между отделениями по собственному желанию.

В первые дни работы Редакционных комиссий члены их должны были представлены императору. Александр II обратился к ним с речью, в которой высказал свои пожелания: «Я желаю только блага России….Я уверен, что вы все любите Россию, как Я её люблю, и надеюсь, что исполните всё добросовестно и оправдаете моё к вам доверие.» Цит. по. Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882. - С.143. .

Задача комиссии заключалась в том, чтобы изучить проекты губернских комитетов, составить из них свод и затем выработать из них свой проект общего положения, но кроме того «члены редакционных комиссий должны были принимать во внимание все полезные мысли, разбросанные как в печатных сочинениях по крестьянскому вопросу, так и в рукописных проектах и мнениях» Вишняков Е.И. Редакционная комиссия и “Положения 19 февраля”// Крепостное право в России и реформа 19 февраля. - М.,1911. - С.313. .

Труды Редакционных комиссий начались с разработки детальных статистических данных о населённых имениях. «Для ускорения обработки массы материала из него воспользовались лишь тем, что относился к имениям, в которых числилось не менее 100 душ крепостных» Энгельман Н. История крепостного права в России. - М.,1900. - С.386 -387.. Хозяйственные условия имений меньшего размера не были приняты во внимание. Только впоследствии по нескольким уездам были обработаны данные об имениях от 21 до 100 душ для сравнения с общими результатами первоначальной работы. «Таким образом, пренебрегли основательностью работы ради большей скорости её выполнения» Там же. - С.387..

Проект реформы, разработанный Редакционными комиссиями, предполагалось широко обсудить с депутатами губернских комитетов, как это было обещано Александром II дворянству ещё летом 1858 г. во время его путешествия по России. Однако в связи с тем, что точка зрения правительства на содержание предполагаемой реформы из-за напряжённого положения в деревне существенно изменилось и находилось в известном противоречии с предложениями, разработанными губернскими комитетами, было решено ограничиться вызовом в Петербург отдельных представителей этих комитетов по выбору правительства.

Депутаты были приглашены, но не в Главный Комитет, а в редакционную комиссию. При этом решено было разбить их на две группы. Это разделение на группы мотивировалось планом работы редакционной комиссии, установленным Ростовцевым. Ростовцев разделил работы комиссии на три периода. «В первом периоде, комиссия должна была, на основании изучения проектов тех губернских, которые ранее других начали и окончили свои занятия, составить вчерне или, как выразился Ростовцев «оболванить» свой собственный проект» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.129 - 130.. Затем вызванные от этих же комитетов депутаты должны были ознакомиться с этим проектом, и предоставить на него свои замечания. Тогда, приняв во внимание эти замечания и изучив проекты остальных губернских комитетов, редакционная комиссия должна была исправить составленный ею ранее проект и пригласить для его обсуждения депутатов всех остальных комитетов. В этом должна была заключаться работа второго периода. В третьем периоде предполагалась «новая переработка, как говорил Ростовцев, может быть ещё не окончательная» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.130.. После окончательной переработки проект должен был поступить в Главный комитет.

В соответствии с этим работу Редакционных комиссий «можно подразделить на три этапа: первый - с марта 1859г. по октябрь1859 г., второй - с ноября1859 г. по май 1860 г., третий - с июня по октябрь 1860 г.

В первый период деятельности Редакционных комиссий «самые резкие прения вызвал вопрос о выкупе наделов» Там же. - С.130.. Комиссии решили, что выкуп должен быть добровольным, т.е. зависеть от воли помещика. Предполагалось, что в течение срочнообязанного периода, за 12 лет, эти добровольные соглашения будут достигнуты. В отношении наделения крестьян землёй Редакционные комиссии заняли позицию, отличную от губернских комитетов. Размеры наделов, установленные комиссиями, более чем вдвое превышал нормы губернских комитетов. «Для нечернозёмной полосы высший надел устанавливался от 3,5 до 8 десятин на душу, в чернозёмной - от 3 до 4,5, в степной - от 6,5 до 12,5 десятин. Размеры оброка, на землю исходя из высшего надела, устанавливались в 8 и 9 руб. и лишь в промышленных районах Московской, Ярославской, Владимирской и Петербургской губернии 10 руб.» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968.- С.112..

К осени 1859 г. редакционные комиссии обработали проекты, представленные комитетами 20 губерний. К этому времени были приглашены в Петербург депутаты комитетов, проекты которых были рассмотрены в этот период.

«Материалы редакционных комиссий» печатались в 3000 экземплярах и широко рассылались повсюду. Поэтому дворянство имело полную возможность следить за деятельностью Редакционных комиссий. Эта деятельность вызвала недовольство дворянства, так как проект реформы, составленный комиссиями, в связи с изменившейся правительственной программой значительно отличался от проектов губернских комитетов.

Комиссией были отвергнуты предложения комитетов о последующем возвращении (после периода «временнообязанного состояния в 8--12 лет») земель в распоряжение помещиков, были пересмотрены нормы земельных наделов и оброков, снижены оценки усадебной земли, изменены положения о сохранении в том или ином объеме вотчинной власти помещиков в отношении сельских миров. Боязнь массовых крестьянских выступлений вынуждала правительство пойти на большие уступки, чем это было желательно основной массе помещиков. Поэтому предстоящий приезд депутатов и ожидавшаяся с их стороны оппозиция стали серьёзно беспокоить правительство. Под впечатлением этого министр внутренних дел С.С. Ланской по совету Н.А. Милютина, представил царю перед самым прибытием депутатов записку с суровой критикой деятельности губернских комитетов и с указанием на опасность допущения сплоченной оппозиции правительству со стороны депутатов губернских комитетов. В записке подчёркивалось, что депутаты вызываются «для представления правительству тех сведений и объяснений, кои оно признает важным иметь, относительно местных особенностей разных губерний, а вовсе не для разрешения «каких-либо законодательных вопросов или изменения в государственном устройстве» Ланской С.С. Взгляд на положение крестьянского вопроса в настоящее время//. Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Т.1. - СПб., 1889. - Приложение 14. -

С.826.. Эта записка была одобрена императором и в соответствии с ней для депутатов была составлена инструкция, которая низводила их значение до степени простых экспертов, которые должны были отвечать на предлагаемые им вопросы.

В конце августа 36 человек от 21 губернского комитета, так называемые депутаты «первого приглашения», прибыли в Петербург. Это были представители преимущественно нечернозёмных губерний, большинство которых были сторонниками наделения крестьян землёй. Но даже у такого состава проект Редакционных комиссий вызвал большое недовольство, почти все депутаты возражали против установления раз и навсегда определённых повинностей за, предоставляемые крестьянам в «постоянное пользование» полевые наделы, полагая, что при непрерывном возрастании цен на землю подобная мера несправедлива. Часть депутатов от промышленных губерний, требовала обязательного выкупа, часть напротив стояла за возвращение помещику всей земли по истечению срочнообязанного периода. Многие депутаты считали установленные комиссиями наделы слишком высокими, а нормы оброка - слишком низкими. «Различия между их воззрениями и предначертаниями и предначертаниями редакционной комиссии было самое решительное» Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882. - С.174.

Во многих губернских комитетах возникло убеждение, что разрешение крестьянского вопроса должно и будет принадлежать дворянству.

К этому времени относится записка М.А. Безобразова составленная в защиту дворянского сословия. В ней автор указывал, что созванные в столицу депутаты не являются выразителями интересов дворянства, так как представляют назначенных губернаторами членов от правительства, заседавших в губернских комитетах. «Обращаясь к обсуждаемому вопросу … полагаю необходимым … собрать в Главный комитет настоящих выборных от комитетов, а не подставных партиями, сим выборным и поручить рассмотрение соображений Редакционных комиссий. Между тем обуздать Министерство внутренних дел и Редакционную комиссию в их самовольных действиях» Безобразов М.А. Записка //Русский архив. - 1888. - Т.3. - С.605.. Далее Безобразов формулировал политические требования дворянства. «Полагаю необходимым прибавить ещё одно замечание, собрание выборных есть природный элемент самодержавия. В нём только оно может освежить свои силы и находит нужный совет … Самодержавие иначе и быть не может, как властью облечённой полным доверием подвластных…» Там же. - С.612 - 613.

По мнению П.А. Зайончковского дворянство, несмотря на различные политические взгляды, добивалось реформ, которые «должны были обеспечить ему участие в управлении государством, что являлось бы компенсацией за потерю вотчинной власти. Либералам это представлялось в виде руководящей роли во всесословных органах местного самоуправления, крепостникам - установлением своеобразной дворянской олигархии, путём ограничения самодержавия «выборными от земли»» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968. - С.117 -118..

Во втором периоде деятельности Редакционных комиссий были изучены проекты остальных 25 губернских комитетов, а также были пересмотрены постановления первого периода с принятием во внимание этих проектов. Затем были вызваны депутаты от этих 25 комитетов.

Но прежде чем они прибыли, в положении комиссии произошла крупная перемена: 6 февраля 1860 г. умер Я. Ростовцев. По мнению Г. Джаншиева: «Пока был жив Ростовцев, бесчисленные придворные интриги и чудовищные клеветы, сыпавшиеся на Редакционную комиссию из лагеря высокопоставленных крепостников, были нейтрализуемы влиянием её могущественного председателя» Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. - СПб.,1907. - С.34. .

Председателем Редакционных комиссий был назначен граф В.Н. Панин, «известный своей приверженностью к дореформенному строю и к крепостным порядкам» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.150 -151.. По воспоминаниям Н.Н. Павлова впоследствии Панин «не только не поддерживал комиссий, но старался всячески вредить им, представляя нас людьми вредными…» Павлов Н.Н. Редакционные комиссии 1859 1860 годов. Отрывок из воспоминаний//Исторический вестник. - 1901. - №11. - С.522. .

В середине февраля в Петербург прибыли 45 депутатов от 25 губернских комитетов второго приглашения. Это были представители преимущественно чернозёмных и западных губерний.

Критика проекта разработанного Редакционными комиссиями велась этими депутатами в основном в одном направлении: они стремились сохранить в своих руках всю землю, а также и вотчинную власть над крестьянами. Часть депутатов в своём отзыве на проект административного отделения о крестьянских учреждениях настаивали на том, чтобы во главе волости было поставлено лицо, избираемое дворянами из числа помещиков данной волости, которому бы непосредственно подчинялись все органы крестьянского управления.

Некоторые депутаты увязывали будущую реформу с преобразованиями местной администрации, они указывали, что «Устранение владельческого класса от участия в волостной администрации, может повлечь за собой расстройство всего внутреннего управления» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968. - С.119..

Они также подвергли проект острой критике, смысл которой сводился к недовольству нарушениями прав дворянской собственности. Выражая дворянские настроения, Кошелев писал: «И прежде дворянство было недовольно некоторыми действиями правительства по крестьянскому вопросу, но, по крайней мере, просвещенное меньшинство помещиков стояло на стороне правительства, и сильно ратовало в его пользу. Теперь и этим последним зажат рот, ибо нечего сказать в оправдание власти. Сама она действует почти революционно, от других требует слепого, безответного повиновения» Цит. по: Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882.

Вопреки предложениям комиссий об обязательном выкупе земли, консервативная часть дворянства настаивала на поземельном устройстве крестьян по добровольному их соглашению с землевладельцами.

Третий период деятельности Редакционных комиссий был посвящён окончательной кодификации проекта с учётом отзывов депутатов первого и второго приглашений.

С самого начала открытия третьего периода работы Редакционных комиссий граф Панин пробовал убедить большинство членов комиссии отказаться от категорического постановления, что наделы отводятся в бессрочное пользование крестьян. Систему бессрочного пользования упорно защищал Н.А. Милютин, князь В.А. Черкасский и другие. Графу В.Н. Панину так и не удалось добиться своего в этом вопросе.

Изменения проекта в основном касались преимущественно уменьшения размеров надела, увеличения повинностей и установления переоброчки через 20 лет. В связи с понижением размера наделов было произведено перераспределение губерний и уделов по «местностям» великорусских губерний. В чернозёмной полосе это понижение размера душевых наделов выразилось в следующем: «в 2 уездах - на? - 1 десятину, в 25 уездах - на? десятины, в 7 уездах и части 8 уездов - на? десятины. В нечернозёмной полосе понижение было произведено в 73 уездах, из них: на? десятины - в 3 уездах и части 6 уездов, на? десятины - в 21 уезде и части 7 уездов, на? десятины - в 11 уездах и части 2 уездов, на 1 десятину в 3 уездах и части 5 уездов на 1,5 десятины - в 3 уездах и части 1 уезда.» Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882.- С.197. Ещё более значительные понижения размера душевого надела было произведено в 11 уездах, а также в Новороссийских губерниях, на Украине и в Белоруссии. Повышение надела в связи с перераспределением по «местностям» было произведено только в 3 уездах чернозёмной полосы и части 4 уездов нечернозёмной.

В то же время были увеличены повинности. Так для всей чернозёмной полосы вместо восьмирублёвого оброка был установлен девятирублёвый. Для имений расположенных в 25 верстах от Петербурга, был установлен двенадцатирублёвый оброк.

10 октября 1860 г. Редакционные комиссии, проработав около 20 месяцев закончили свою работу, и проект реформы был передан для обсуждения В Главный комитет по крестьянскому делу.

К этому времени председателем главного комитета вместо князя А.Ф. Орлова был назначен брат царя великий князь Константин Николаевич, что существенно меняло соотношение сил в пользу либеральной бюрократии.

В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главные стадии: освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости; превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения. При этом предполагалось избежать последствий «прусского варианта» - сосредоточение земельной собственности вузком кругу владельцев и развитие батрачества. Предпочтительным казался «французский вариант» - создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремясь избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер: выкуп крестьянами земли в собственность при одновременном сохранении помещичьего землевладения.

В сфере правовых отношений проект предлагал не только уничтожение личной крепостной зависимости, в сочетании с утратой в конечном итоге помещиками вотчинной власти, но кроме того «Создавалось крестьянское самоуправление: волостное и сельское с выборными от крестьян должностными лицами, со сходом» Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861 - 1874 (К вопросу о выборе пути развития) //Великие реформы в России. 1856 - 1874. - М.,1990. - С.36.. Основой этого вариант отмены крепостного права была ставка на инициативную роль монархии в предстоящих преобразованиях.

В Главном комитете проект «Положений» был, подвергнут резкой критике. Самые сильные нападения были на нормы наделов, принятые комиссией и статистические данные на которых они основывались.

В конце концов, проект комиссии прошли через Главный комитет без больших изменений, и 14 января был передан на рассмотрение в Государственный совет.

Александр II был настроен решительно, на открытии заседания Государственного совета, он произносит речь, в которой, указывая н6а необходимость скорейшего разрешения крестьянского вопроса, заявил: «Дальнейшее ожидание может только ещё более возбудить страсти и повести к самым вредным и бедственным последствиям для всего государства вообще и для помещиков в особенности» Цит. по: 28 января 1861 г.//Русская старина. - 1880. - №2. - С.381.

В Государственном совете было принято предложение П.П. Гагарина о «дарственном наделе», которое предусматривало передачу помещиком по взаимному соглашению крестьянам даром четверти душевого надела, что вело к сохранению земельного фонда за дворянством.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Высочайший Манифест, где возвестил, что «крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей». Автором первого варианта Манифеста был Ю.Ф. Самарин, затем он был отредактирован московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Наряду с Манифестом было подписано «Положение 19 февраля о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которое включало в себя 17 законодательных актов. Манифест был прочитан в церквах Российской империи 5 марта 1861 г.