Как правильно держать пост перед пасхой - обязательные условия и послабления для постящихся. Постятся ли дети? Сколько поститься перед Причастием

Любимый многими людьми разных национальностей праздник Пасхи отмечается весной, каждый год в разное время. В православии это всегда первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое должно произойти после наступления весеннего равноденствия 21 марта. Празднику предшествует пост, который начинается вслед за масленичной неделей. В это праздничное время люди едят блины, мясо, другую животную пищу. Масленица заканчивается в Прощеное воскресенье, а в понедельник начинается Великий пост, который длится семь недель.

Зачем держать пост перед Пасхой

Слово «пасха» обозначает «переход», а сам праздник считается духовным спасением. Человек переходит из одного состояния в другое – из материального в духовное. Подготовиться к такой трансформации помогает Великий пост. В это время совершается очищение души и тела, покаяние в грехах, соблюдение ограничений в поступках, действиях. Главное в человеке – это душа. Семинедельные ограничения, посещение храма, частые молитвы помогают душе превознестись над телом, приблизиться к Христу.

Смысл воздержания заключается не в том, чтобы очиститься от шлаков, токсинов или похудеть, хотя воздержание от вредных продуктов благотворно влияет на организм. Важным является достижение духовного равновесия, сближение с Христом, вера в воскрешение и вечность души. Посещение церковных служб помогает утихомирить разум. Обязательным в этот период является причащение – покаяние в грехах перед батюшкой.

Главные условия соблюдения поста перед Пасхой

Держать пост – значит не только отказаться от пищи, богатой животными белками и жирами, но и соблюдение моральных, этических норм. Церковь установила правила много столетий назад, по которым живет верующая часть населения нашей планеты. Чтобы не запутаться и не сойти с выбранного пути, можно воспользоваться специальным календарем, который продается в любой церковной лавке. В нем описаны основные правила поста, даты его начала. Главные условия:

  • отказ от вредных привычек – алкогольной и табачной продукции;
  • употребление в пищу продуктов, несодержащих животные жиры;
  • запрещается враждебность, злословие, ругательства, зависть, необходимо поменять образ жизни, если он был далек от идеального;
  • рекомендуется отказаться от посещения увеселительных заведений, развлекательных мероприятий, просмотра телевизора.

Продолжительность поста

Пост длится семь недель, начинается сразу после прощенного воскресенья, заканчивается страстной седмицей. Первая и последняя недели накладывают большую строгость по соблюдению ограничений. Понедельник после Масленицы и каждый четверг называются чистыми, в эти дни необходимо полностью отказаться от пищи. Страстная пятница – последняя перед праздником – так же предусматривает полное воздержание. По окончании семи недель, в субботу, люди начинают готовиться к светлому дню, когда разрешается есть яйца, творог, куличи, возвращаться к мирским радостям.

Как соблюдать пост перед Пасхой

Как держать пост впервые, чтобы не сорваться на середине пути, рекомендуется составить план питания на это время. Следовать четким рекомендациям проще, чем придумывать каждый день новые блюда. При грамотном продуманном составлении рациона, ограничения в еде будут ощущаться не так остро, как при диете или голодании. Важно помнить о том, что очищая тело, очищается и душа. Чтобы узнать, как правильно держать пост перед Пасхой, необходимо ознакомиться со списком разрешенных и запрещенных блюд.

Запрещенные продукты

Список неразрешенных продуктов не такой большой, как может показаться сначала. Существует множество постных блюд, которые могут заменить привычную еду и быть приготовлены вкусно. Следует помнить, что с понедельника по пятницу запрещено добавлять в пищу растительное масло. Это время называется сухоядение, то есть употребление пищи растительного происхождения и/или сырых продуктов. В выходные делается послабление, и сдабривать блюда маслом можно. Главными ограничениями в еде являются продукты животного происхождения:

Соблюдение поста – это главным образом желание отчиститься физически и духовно, здесь не стоит цель нанести вред организму. Для больного человека делаются послабления. Нельзя отменять назначенные врачом лекарства. При наличии особой диеты отказываться от нее не рекомендуется, чтобы не ухудшить состояние. Послабления делаются и для беременных, кормящих женщин, так как в этот период на организм возлагается двойная нагрузка. Для путешествующего человека снимаются некоторые ограничения, потому что ему требуется больше сил и энергии.

Список разрешенных продуктов

Отказ от каких-либо продуктов не должен сказываться на удовольствии и правильном питании. Во всех ресторанах уже давно предлагается постное меню. И если соблюдение поста подразумевает отказ от различных увеселительных заведений, завтрак или обед можно провести в кафе, почерпнуть вкусные блюда для домашнего приготовления из меню. В кулинарных книгах или интернете можно найти рецепты, подходящие для этих семи недель. Разрешенные продукты:

Список разрешенных продуктов превышает запрещенный, поэтому в пост можно питаться разнообразно и вкусно. Кашу необходимо готовить на воде, но при добавлении, например, в гречку моркови, лука, сладкого перца, можно превратить ее в питательное и вкусное блюдо. Овсянка с добавлением изюма, кураги, яблока, ложки меда станет настоящим утренним лакомством. Соблюсти пост до конца поможет составленное заранее меню и заготовленные в холодильнике разрешенные продукты.

Видео

Правильный Пост, как правильно поститься и получить ответ на молитву

Как показывает Практика, пост действительно открывает ответы на молитву, приближает человека с Богом. Христианский пост.

1- пост - это не диета!

2- пища не принимается вообще, вода по возможности тоже.

3- длительность выбирайте сами - день, два… (но все- таки в пределах разумного)

4- Перед началом поста, необходимо попросить Господа благословить и принять его.

5- Усиленная молитва, по возможности не одному (например, с семьей). По нескольку раз, в день, вставая на колени перед Господом и моля о своей проблеме (подробно, как рассказываешь близкому другу, с именами о ком просишь).

6- ВНИМАНИЕ!!! - ВЫХОДИТЬ ИЗ ПОСТА ПОСТЕПЕННО, ПОНЕМНОГУ УВЕЛИЧИВАЯ КОЛИЧЕСТВО ПИЩИ.

Однажды к Иисусу Христу подошли ученики Иоанна Крестителя и спросили Его: "…почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" (Мф.9:14) фарисеи, действительно, постились много. Например, тот фарисей, который зашел в храм помолиться вместе с мытарем (Лук.18:10-14), говорил о себе так: "…пощусь два раза в неделю…". Но почему-то Иисус не похвалил и даже не одобрил их за такое усердие в деле Божьем, как будто даже и не заметил этого.

Наверное многие задают такой же вопрос - "почему одни христиане постятся много, а другие – нет?". Христос тогда ответил спрашивающим очень просто, что в настоящее время Его ученики радуются, но в жизни у них будет и такое время, когда они будут поститься. Причем, нигде дальше в Евангелиях мы не видим, чтобы Христос установил порядок и правила для соблюдения постов, точно также как и в Ветхом Завете нигде нет такого порядка и правил, из чего можно сделать простой и логичный вывод, что необходимость поста в каждом конкретном случае и порядок его исполнения каждый из Его учеников должен определить для себя самостоятельно.

Почему же люди постятся? Почему постились фарисеи? Христос обличил их в том, что они "все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди … и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф.23:5,7). Или же чтобы угодить Богу, подобно тому, как язычники пытаются умилостивить своих идолов? Но нашего Бога не нужно умолять, потому что Он – благ, многомилостив и долготерпелив. Пророк Захария описывает случай, как израильтяне стали вопрошать Господа, продолжать ли им поститься после того, как Господь ответил на молитвы и освободил их из вавилонского плена. Господь ответил им вопросом: "…для Меня ли вы постились? для Меня ли?" (Зах.7:5). Таким образом, Бог наталкивает иудеев на мысль, что пост нужен не Богу, а им самим для того, чтобы устранить причины, препятствующие тому, чтобы Бог их благословил. Итак, если пост – это не есть средство угождения Богу, тогда - что же это?

Пост

Пост – это особое состояние в жизни христианина , когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных.

Так как пост часто упоминается, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, то правильнее было бы рассмотреть несколько конкретных описаний, чтобы из них сделать выводы. Моисей постился на горе Синай в присутствии Божием на протяжении сорока дней и ночей (Исх.34:28), но во всем Пятикнижии нет указаний, что так нужно делать народу, а только лишь есть намек на пост, когда говорится о том, что народ должен смирять души в день очищения (Лев.16:29).

В книге Судей (Суд.20:26) описан случай, когда сыны Израилевы молились и постились перед решающим сражением с сынами Вениаминовыми, защищающими гнусных грешников. Победа наступила только после усиленной молитвы с постом.

Давид молился и постился о младенце, которого родила Вирсавия (2Цар.12:16). Перед этим пророк Нафан обличил его в страшном грехе, поэтому Давид, по-видимому, горько раскаивался в своем грехе, который привел к смерти невинного ребенка. В результате такого раскаяния появился 50-й псалом, в котором есть такие слова: "…ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:18-19).

Когда Аман, один из вельмож царя Артаксеркса в престольном городе Сузах, замыслил уничтожить всех Иудеев, то они, узнав об этом, возопили к Господу. И "было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих" (Есф.4:3). И Господь услышал их молитву и, более того, еще задолго до этой проблемы уже предусмотрел выход из этой сложной ситуации, когда позволил еврейской девушке Есфирь стать царицей. Есфирь также прекрасно сознавала, что без сверхъестественной помощи Божией она и сама, пытаясь помочь Иудеям, рискует не только своим положением, но даже и жизнью, поэтому решила поститься три дня сама со служанками своими, а также попросила, чтобы и все Иудеи в городе Сузах молились и постились, поддерживая ее. И Бог услышал вопль и глас Есфири и Иудеев и чудесным образом избавил народ от гибели.

Библейские герои

Очень интересен также случай с покаянием языческого города Ниневии от проповеди Ионы (Ион.3:5-10). "И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост…". Даже царь покаялся и объявил пост для всей Ниневии не только для людей, но и для скота, чтобы Господь умилосердился и отвратил бедствие. И Бог услышал эту молитву, "…и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

Иудейский юноша Даниил, находясь в вавилонском плену, обращался к Господу "с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле" (Дан.9:3), и Бог давал ему удивительные откровения о будущем, как для его народа, так и для всего человечества. Целью постов Даниила, по свидетельству посланного ему мужа Божия, было: "…ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим" (Дан.10:12).

Иисус Христос не давал повелений Своим ученикам поститься, но заявлял, что "…придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф.9:15). Сам же Иисус постился 40 дней в пустыне после Своего крещения у Иоанна перед выходом на служение народу Израильскому (Мф.4:2). А после безуспешных попыток учеников Его изгнать беса из отрока, Христос открыл ученикам секрет: "…сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21). Первые христиане в Антиохии также практиковали молитвы с постами, в результате чего Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на миссионерский труд (Деян.13:2-3).

Все эти случаи показывают , что целью постов является глубокое покаяние, смирение, примирение с Богом, исправление путей человеческих, устранение всяких препятствий между Богом и человеком, препятствующих излиянию обильных Божьих благословений. Пост необходим для усиления молитвы. Он не имеет ничего общего с голодовкой и шантажом Бога, потому что если человек во время поста захочет требовать от Бога и исполнять волю свою, то Бог его не услышит. Пророк Исаия приводит ответ на вопросы иудеев: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" (Ис.58:3). Он говорит: "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал…?" (Ис.58:3-5).

Христиане обычно молятся с постом в критических случаях, когда необходимо принять очень важное и поворотное решение в своей жизни. Молитва с постом очень эффективна для освобождения от какой-либо греховной зависимости, например, курения или даже наркотиков. Молитва с постом также очень важна, если просить Бога о спасении кого-то из близких.

Практическая сторона поста должна быть строго индивидуальной, с учетом состояния здоровья и особенностей организма каждого человека. Пост может быть разной длительности, разной степени тяжести, в зависимости от состояния здоровья и других всевозможных причин. Пост – это не только и не столько воздержание от пищи, сколько установление правильных отношений с людьми и с Богом.

Пост делается для того, чтобы сконцентрировать все силы организма на молитву, поэтому нужно особое молитвенное состояние. О практической стороне поста говорит тот же пророк Исаия: "…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся…" (Ис.58:6-7). Это значит, что прежде чем просить что-то у Бога, нужно тщательно навести порядок и в своей личной духовной жизни, и в отношении своих ближних. Тогда Бог будет благоволить к взывающему к Нему: "Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"… и будет Господь вождем твоим всегда" (Ис.58:9,11).

ИЗ БИБЛИИ О ПОСТЕ - Библейский Пост

От Луки:

4.1- Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4.2- Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

От Матфея:

6.16- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.17- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
6.18- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

От Марка:

1.13- И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

От Матфея:

4.1- Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
4.2- и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Если по тем или иным причинам у человека отсутствует полное омовение (например, произошла поллюция в часы соблюдения поста; менструация завершилась ночью, и женщина не успела вымыться; супружеская близость имела место быть до сухура или ночью, и муж с женой проспали утренний прием пищи), а пост уже начался либо еще продолжается, это не должно беспокоить верующего. Отсутствие полного омовения и соблюдение поста никак не связаны друг с другом. Наличие ритуальной чистоты необходимо лишь для совершения очередной обязательной молитвы-намаза .

Вопросы по этому поводу возникали и во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), люди уточняли у него и его супруги, и неоднократно им повторялось в ответ, что «отсутствие ритуальной чистоты (полного омовения) никак не влияет на соблюдение поста» .

Мнение сподвижников и ученых первых поколений едино в том, что «отсутствие полного омовения по той или иной причине не влияет на действительность поста» .

Коранический текст указывает на это, разрешая прием пищи, питье и половые отношения супругов до появления утренней зари , до азана на утренний намаз, а потому само собой разумеется, что человек может не успеть обновить ритуальную чистоту до наступления времени поста, ведь он наступает с началом утренней зари, с азаном на утреннюю молитву.

Считается ли пост действительным, если его держать после окончания менструации, не совершив полного омовения (гусль)? Римма.

Да, пост считается действительным. Можете не сомневаться .

После ифтара перед сном у меня была близость с женой. Насколько я знаю, это не нарушает поста. И я намеревался встать в 4 часа утра на сухур, а перед этим совершить полное омовение. Однако я проспал и проснулся в 6:10. Я решил, что если я и проспал, то все-таки могу продолжить поститься, хотя и лишил себя благодати сухура, но ведь я был без полного омовения. Я не знал, как поступить, и в конце концов в 7:00 сделал полное омовение. Сердцем и разумом я понимаю, что пост мой нарушен, хотя продолжаю поститься. Скажите, как мне искупить свою вину? Дамир.

Ваш пост однозначно не нарушен. Этому имеется подтверждение в достоверной Сунне. Будьте уверены, ничего греховного вы не совершили.

Необходимо ли для соблюдения поста состояние ритуальной чистоты, то есть наличие гусля (полного омовения)? Например, если ночью оно было нарушено и муж с женой уснули без гусля, а проснулись уже после сухура, то можно ли держать пост? То же самое насчет регул: если по их окончании жена не успела совершить гусль перед началом поста и на следующий день держала пост, этот день засчитается? U.

Ваш пост однозначно не нарушен, причем в обоих случаях.

Можно ли соблюдать пост, если, например, после ифтара (вечернего приема пищи) была супружеская близость, но полное омовение не было совершено до утра или даже до середины дня? Будет ли действительным такой пост? Махди.

Отсутствие полного омовения никак не влияет на действительность поста, об этом четко сказано в достоверных хадисах.

Подробнее о полном и малом омовениях, о ритуальной чистоте, смотрите в моей книге «Мусульманское право 1-2».

Аргументы из Сунны (св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др.) см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадисы № 1930-1932; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 271, хадисы № 2388 и 2389, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227, хадисы № 1653-1655.

Можно найти некие исключительные мнения, но они безосновательны. Богословские подробности см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 222, 223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 185; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227, 228.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 4. Ч. 7. С. 222; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 180, 181, 184, 185; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 48-50.

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них. Всевышний знает, что вы обманывали самих себя, и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость (вступать в половую связь с ними). Стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте [а также вступайте в половые отношения по своему желанию], пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа . Это — границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей знамения, возможно, они станут набожными» (Св. Коран, 2:187).

«Всевышний знает, что вы обманывали самих себя ». Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 515, 522.

И‘тикяф — это пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней, для кототорого характерно особое, одухотворенное состояние, направленное на пополнение жизненных и душевных сил. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 4. Ч. 7. С. 222, 223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 186.

Дни, в которые нельзя держать Пост:

  1. В день праздника Фит р – праздника прекращения Поста – первый день Шауу аля, месяца, следующего за Рамаданом.
  2. В день праздника К урбан-Байрам – десятого числа месяца З уль-Х иджа.

Имам Муслим передал от ‘Аиши, да будет ей еще больше милости Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, запретил соблюдение Поста в дни двух праздников Аль-Фитр и Курбан-Байрама.

  1. В три последующих дня после К урбан-Байрама (дни Ат-Ташрик ). Пророк, мир Ему, об этом сказал:

«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ»

Это означает: «Дни Ат-Ташрик – дни, когда едят и пьют».

Передал имам Муслим.

  1. В день сомнения, то есть в день, следующий за двадцать девятым Ша‘бана, если о том, что видели новолуние Рамадана сообщили те люди, высказывание которых не является достаточным для определения начала месяца, например, это люди, совершающие большие грехи, а также дети, женщины и тому подобное.

Такой день называется днем сомнения и в этот день нельзя поститься. Об этом Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

«لا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِيَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ
فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»

Это означает: «Нельзя опережать Рамадан ни на один или больше дней ни в коем случае. Начинать соблюдение Поста и прекращать его следует по наблюдению новолуния. Если же новолуния не было видно, то следует дополнить Ша‘бан тридцатым днем» . Передал имам Аль-Бухарий.

Пророк Мух аммад, мир Ему, призывал соблюдать шесть дней Поста в месяце Шауу аль – это является Сунной. Лучше поститься шесть дней подряд сразу же после дня Праздника Разговения. Если же поститься после праздника не все шесть дней подряд, а отдельными днями, то это также учитывается как Сунна .

Абу Айюб Аль-Анс арий передал такие слова Пророка Мух аммада, мир Ему:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ»

Это означает: «Кто постился в месяц Рамадан и после него соблюдал Пост шести дней месяца Шауу аль, как будто постился целый год» . Передал имам Муслим.

Кто приступил к соблюдению обязательного Поста (фард ), например в месяце Рамадан, или к соблюдению долга (кад а) а также, если приступил к соблюдению Поста-назр (Пост-обет), тот не может его прерывать, это запрещено (х арам). А если кто-либо соблюдает Пост-нафль (Сунну), то по школе имама Аш-Шафи‘ый не запрещается его прервать.

________________________________

То есть до 15 числа месяца Ша‘бан включительно. Например, если человек до середины Ша‘бана постился по понедельникам и четвергам или соблюдал Пост через день, тогда он может продолжать этот Пост и во второй половине Ша‘бана.

Действия и слова Пророка Мух аммада, мир Ему.

Вам может понравится

Что такое Пост

Кто такой достоверный свидетель-мусульманин, увидевший начало месяца Поста

Когда начинается и заканчивается Пост месяца Рамадан

НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛО МЕСЯЦА РАМАДАН МЕТОДОМ РАСЧЁТА

Кто обязан и кто не обязан держать Пост месяца Рамадан

При каких условиях и кому разрешено не держать Пост месяца Рамадан

Как выполняется намерение для соблюдения Поста месяца Рамадан

Что нарушает Пост месяца Рамадан

В какие дни запрещено держать Пост

Что делать тому, кто нарушил Пост месяца Рамадан без рухса (разрешения)

К сожалению, в наше время среди мусульман распространены некоторые неверные мнения относительно месяца Рамад ан. В этой статье будет дано опровержение некоторых из этих мнений.

Они не имеют подтверждений в К ур`ане или изречениях Пророка Мух аммада, мир Ему.

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ан-Нах ль», Аят 116), что означает: «Не говорите, ложно измышляя от себя, это разрешено, а это запрещено».

  1. Некоторые неверно утверждают, что ночью после совершения намерения о соблюдении Поста запрещено кушать.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что пить, кушать, иметь половые отношения разрешается ночью, после намерения о соблюдении Поста.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у человека, который проспал весь день.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Пост того, кто сделал намерение соблюдать Пост, уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех. А, что касается совершения Намаза, то если человек не проснулся или его не разбудили, то он совершает его в качестве долга и также не совершает грех. Пророк Мух «Не отвечает за свои действия: спящий, пока не проснется».

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя (нежелательно) жениться в месяц Рамад ан.

Опровержение: Исламские ученые сказали, что разрешено жениться в месяц Рамад ан и это не является нежелательным (макруhом). Разрешено посвататься и прочитать никях. А, что касается половых отношений в дневное время, то это нарушает Пост, а сознательное нарушение обязательного Поста является грехом. Половые отношения супругов после захода солнца разрешены. Если же человек боится, что не сможет удержаться от половых отношений днем, то может перенести свадьбу на более позднее время.

  1. Некоторые неверно утверждают, что заключение бракосочетание между праздниками х арам или нежелательно.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что тот, кто утверждает подобное противоречит Шари‘ату так как передал имам Муслим, что ‘Аиша сказала, женился на мне Пророк Мух аммад, мир Ему в Шауу аль (следующий месяц после Рамадана) и наша свадебная ночь тоже была в Шауу аль.

  1. Некоторые неверно утверждают, что начало и конец месяца Рамад ана можно узнать путем расчетов у астрологов.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что месяц начинается с появления молодой луны. За этим нужно вести визуальное наблюдение. Если не удастся увидеть молодой месяц, то месяц Ша‘бан считаем 30 днем.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что означает: «Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамад ан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шауу аль» .

Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

Также Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил, что означает: «Мы община, которая не занимается расчетами дней месяца. Месяц будет так или так то есть 29 дней или 30».

  1. Некоторые неверно утверждают, что злословие нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что злословие в адрес мусульманина без сомнения грех, но злословие не нарушает Пост. Сказал имам Ах мад ибн Х анбаль: «Если бы злословие нарушало Пост, то тогда не был бы принят наш Пост» то есть многие люди, даже соблюдая Пост, злословят.

  1. Некоторые неверно утверждают, что Закят оплачивается только в месяц Рамад ан.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Закят необходимо выплачивать за имущество, которое будет в распоряжении человека в течение лунного года. Например, если имущество было в течение года от Рамад ана до Рамад ана, то в Рамад ан, если от Шауу аля то в Шауу аль и т.д. Если человек опаздывает с оплатой Закята по истечении срока без религиозного оправдания, то совершает грех.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у тех, кто не совершает Намаз.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что принимается Пост у постящегося мусульманина, пока не нарушил свой Пост (принятием пищи, питья, совершением полового акта, отступлением от Веры). Мусульманин, который соблюдает Пост и не соблюдает Намаз, совершает каждый день 5 больших грехов из-за того, что не совершает Молитву, но его Пост действителен.

  1. Некоторые неверно утверждают, что если человек нюхает цветы, то его Пост нарушается.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если нюхать цветы, благовония и любые запахи, это не нарушает Пост, так как ничего имеющего объем не попадает вовнутрь через открытые отверстия в теле.

  1. Некоторые неправильно поступают, делая сах ур (принимая пищу и питье) в первую половину ночи.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что время сах ур наступает во второй половине ночи. Поэтому тот, кто хочет получить благословение от этого времени сах ур необходимо сделать в это время. Можно выпить хотя бы глоток воды.

  1. Некоторые неверно утверждают, что проглатывание слюны нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что проглатывание чистой слюны из полости рта, не нарушает Пост. А кто полагает, что проглатывание чистой слюны (ни с чем не смешанной) нарушает Пост, попадает в неверие (куфр) . Потому что в этом мнении, не соответствующем религии, есть осложнения для мусульман. Поэтому некоторые несведущие люди постоянно плюются, боясь проглотить свою чистую слюну.

  1. Некоторые неверно утверждают, что удаление зубов нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что удаление зубов не нарушает Пост, если человек сознательно не проглатывает кровь, даже если малое количество. А кто проглотил кровь случайно, то это не нарушает Пост.

  1. Некоторые поступают неправильно, прекращая Пост, основываясь на календаре.

Опровержение : Исламские теологи сказали, что время «аль-фаджр» (время начала Поста) имеет свои признаки, а время захода солнца (время окончания Поста) свои. Если человек руководствуется на Аз ане, то нужно руководствоваться Аз аном богобоязненного человека. Поэтому, кто хочет соблюдать религиозные обязанности правильно должен удостовериться во времени, чтобы его не терзали сомнения.

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя поститься джунубу.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если человек был в состоянии джунуб в течение месяца Рамад ан и при этом держал Пост, то его Пост принимается, но совершил много больших грехов, потому что он не совершал Намазы-Фард . ‘Аиша – жена Пророка Мух аммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб, после совершения полового акта с женой, Он купался и держал Пост (Аль-Бухарий).

  1. Некоторые неверно утверждают, что пять действий нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй и говорят, что, якобы, это Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что эти слова не являются Х адис ом и являются ложью в адрес Пророка Мух аммада, мир Ему, но некоторые из этих действий аннулируют вознаграждение за Пост, например, сплетни – это передача разговоров с целью навредить мусульманам.

Дорогие братья-единоверцы призываем Вас изучать и обучать знаниям по религии, потому что благодаря этому люди могут узнать, что разрешено и что запрещено, а тот, кто не изучает религиозные знания, то он похож на человека, который блуждает во тьме.

Имам Абу Дау д передал по достоверной цепочке от Анаса, да будет ему больше милости Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, пришел к Са‘д ибн ‘Убада, да будет ему больше милости Аллаhа. Пророку, мир Ему, принесли хлеб и оливковое масло, Он поел, а затем сказал:

«أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ وَأَكَلَ طَعَامَكُمُ الْأَبْرَارُ وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ الْمَلَائِكَةُ»

Это означает: «У вас завершили свой Пост постившиеся, пусть вашу пищу едят благочестивые люди и пусть Ангелы читают для вас Ду‘а!»

Имам Абу Дау д передал от Му‘аз а ибн Зуhра, что тот слышал, как Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил во время ифтара:

«اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ»

Это означает: «О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пищу, которую Ты даровал мне»

Абу Дау д передал от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаhа, мир Ему, говорил завершив Пост на ифтаре:

«ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ»

Это означает: «Утолена жажда и тело наполнилось силой, и надеюсь на получение вознаграждения, если даст Аллаh».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ وَصُفِّدَتْ الشَّيَاطِينُ»

Это означает: «Когда приходит месяц Рамадан, открываются врата Рая и закрываются врата ада, а также главных шайтанов заковывают в цепи» .

Т альх а ибн ‘Убайдилляh, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророк Мух аммад, мир Ему, видел новолуние, то говорил:

«اللَّـهُمَّ أَهِلَّهُ عَلَيْنَا بِالأَمْنِ وَالإِيمَانِ وَالسَّلاَمَةِ وَالإِسْلامِ»

Это означает: «О, Аллаh! Пусть этот новый месяц будет для нас наполнен спокойствием, безопасностью, здоровьем, чтобы мы смогли сохранить и укрепить нашу Веру и чтобы лучше соблюдали требования нашей Религии».

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» (хорошую).

Имам Муслим передал от Абу К х аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘Арафат (9 З уль-Х иджа), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за год прошлый и следующий».

Имам Муслим передал от Абу К атады, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророка Мух аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘А шу ра ’ (10 Мух аррам), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за прошлый год».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إيِمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ»

Это означает: «Тот, кто соблюдал Пост месяца Рамадан с Верой, искренне (с надеждой получить вознаграждение от Аллаhа) и правильно, тому прощаются прошлые грехи».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от ‘Аиши, да будет ей милость Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, делал и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан, и так Он поступал до самой смерти. После Его смерти Его жены также делали и‘тикяф.

‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, сказала, что обратилась к Пророку Мух аммаду, мир Ему: «О, Посланник Аллаhа! Если я пойму, что настала ночь Аль-К адр, что мне тогда читать?», на что Он ответил: «Скажи:

«اللَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي»

Это означает: «О, Аллаh! Воистину, Ты Прощающий и Милостивый, любишь прощать, даруй мне прощение!» .

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» и «с ах их » (хорошую и достоверную).

____________________________________

И‘тикяф для мужчин – это неотлучное нахождение в мечети с намерением ради Аллаhа, а для женщин и‘тикяф выполняется дома там, где выделено место для Намаза.

В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее количество дней .

Также однажды у ‘Аиши спросили: «Постился ли Пророк каждый месяц по три дня [вне месяца Рамадан]?» Она ответила: «Да». — «А в какие дни?» — уточнили у нее. «Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не обращал внимания на то, в какие из дней поститься», — ответила ‘Аиша .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц .

Однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]» .

Также Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века » .

Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Творца; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют. В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен.

Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам .

Некоторые аспекты касательно дополнительного поста следующие: 1) намерение относительно него делается в сердце и можно произнести следующее ду‘а: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»); 2) после захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: «Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Также из достоверной Сунны мы знаем, что нельзя выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после .

Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан , то не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» ; «Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» .

В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам) .

6 дней поста в месяце Шавваль

Правда ли, что если после праздника Ураза-байрам держать пост в течение шести дней, то это засчитывается как пост за весь год? Рашид.

«Кто постился [весь] месяц Рамадан , а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль , тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» .

В какие дни правильнее держать 6 дней поста месяца Шавваль? В Интернете нашла противоречивую информацию: либо сразу после первого дня праздника, либо в течение месяца в любые дни? Малика.

Главное — пропустить один праздничный день, а после вы можете поститься любые шесть дней месяца.

Считается ли обязательным непрерывно держать шестидневный пост после месяца Рамазан или можно его распределить по возможности?

Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.

В силу уважительных причин я держала пост не весь месяц Рамадан. Нужно ли сначала восполнить все дни поста и только потом держать дополнительные 6 дней в месяц Шавваль (я всегда держу пост в эти дни)? Или же можно подержать 6 дней, а дни поста за Рамадан восполнить позже? Алия.

Любой из вариантов возможен.

Слышал, что пост в месяц Шавваль и долг за Рамадан можно держать одновременно. Насколько это правда и есть ли достоверные хадисы, подтверждающие это? Арай.

Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Хадисов, прямо говорящих об этом, нет. Имеется только косвенная аргументация. Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль .

Если долг превысит один месяц (не 29-30 дней, а больше), 6 дней поста в месяц Шавваль можно перенести на следующий месяц? Д.

Шесть дней вам следует держать только в месяц Шавваль, а восполняемый пост, например, можно перенести на короткие зимние дни.

В достоверном хадисе сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих».

Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

Относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259, 261, хадисы № 1715 и 1716; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302, хадис № 527, «сахих», а также. С. 303, хадис № 531, «хасан».

Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».

См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 189, хадис № 627.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 588, хадис № 1981; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.

См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1728; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 539, «хасан».

Это может быть и в начале месяца, и в середине, и в конце. То есть не принципиально. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 270.

Имеется в виду случай, когда человек из года в год соблюдает пост на протяжении всего месяца Рамадан, а в последующие месяцы лунного календаря постится по три дня. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1729; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 536, «сахих».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 588, хадис № 1979; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1731; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 535, «сахих».

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 264, 265, хадисы № 1718-1720; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 306, хадис № 541, «хасан».