Основные понятия социологии труда. Трудовое право является юридической основой трудовых отношений. Оно устанавливает правовые нормы труда, регламентирует права и обязанности субъектов социально-трудовых отношений, определяет дифференциацию в оплате труда

1. Объект, предмет, функции социологии труда. 4

2. Специфика социолистического подхода к изучению труда. 9

3. Человек в управлении трудовой деятельностью.. 14

4. социальная сущность труда и исторические формы его организации. 19

Заключение. 23

Список литературы.. 24

введение

Социология труда изучает социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда. Социальные отношения определяются сходством и различием социального положения, интересов и поведения разнообразных социальных групп и отдельных работников. Социальные процессы – это то, что происходит внутри социальных групп, коллективов и среди отдельных работников, что формирует или изменяет их состояние, социальное положение. Рассматривая труд, как базовый социальный процесс, социология труда раскрывает его социальный характер, формы организации и условия труда, в которых он протекает, изучает отношение человека к труду, ценностные ориентации людей, их мотивацию и стимулирование процесса труда, удовлетворенность людей этим процессом и социальную защиту работников и т.д.

Социология труда это одна из специальных социологических дисциплин, предметом которой служат отдельные общественные явления и специфические связи в процессе трудовой деятельности между конкретными явлениями и процессами, образующими в своей совокупности общество как целое.

Социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда – это исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида, в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

1. Объект, предмет, функции социологии труда

Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально - типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности. Поэтому типичной для социологии является постановка вопроса о массовом проявлении такого отношения к труду и таких форм социальной активности, которые соответствуют определенному содержанию и характеру труда. Изучение взаимосвязи содержания и характера труда - основных категорий социологии труда - имеет важное методологическое значение. Оно позволяет понять, что развитие труда невозможно без качественных сдвигов в его содержании в ходе научно-технического прогресса. По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом трудовой деятельности присущи, как отмечал К. Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.

Изучение труда в процессе его исторического развития показывает, что наиболее примитивный ручной труд сочетался с личной принадлежностью раба рабовладельцу (рабский труд); ручной ремесленный труд (допускающий самостоятельность и творчество, но на низком уровне развития технологии) характерен для феодального общества; с развитием механизации и повышением качества производительной силы труда началось развитие капиталистического общества с наемным трудом. Обобщая, можно заключить, что экономический закон соответствия уровня развития производительных сил состоянию производственных отношений проявляется в сфере труда в виде закона соответствия содержания и характера труда, его сущности и его социально-экономической формы.

Для феодального общества был характерен ремесленный труд, основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности предмета труда, а, следовательно, и функций по его обработке. Кто желал быть мастером, вынужден был овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности труда ремесленника обусловливали и специфику его подготовки, которая фактически исключала теоретическое обучение и приобретала характер практического ученичества, растянутого на долгие годы.

Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем работника, обусловленным низким уровнем тогдашних знаний о мире, а также тем, что общее образование для большинства ремесленников было непродолжительным или вовсе отсутствовало. Успех дела в ремесленном производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловливала чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.

Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических отношений, связанных с использованием наемного труда. В содержании труда рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется важнейшая закономерность технического прогресса, а именно - передача опосредствующих функций от человека машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. Эмпирический опыт в труде продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего, среднего специального и высшего образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического труда. В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, объективно необходимо формировать универсальную рабочую силу с высоким уровнем образования.

Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации труда сосуществуют и переплетаются, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического труда; во-вторых, основа нынешнего производства комплексно-механизированный труд, в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный труд. Это обусловливает разнотипность труда совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов труда, которые исторически сменяли друг друга в ходе научно-технического прогресса.

Если в основе смены типов труда лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования - его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов техники будущего. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массивов неквалифицированного ручного и тяжелого физического труда, не способствующего социальному и профессиональному развитию трудящихся. Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное производство пока что нуждается в 70% носителей преимущественно физического и в 30% преимущественно умственного труда. Деление на эти роды труда при современном уровне производительных сил пока что имеет место, и различие по роли в общественной организации труда работников, занятых указанными родами труда, выступает в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется, прежде всего, в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный труд диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.

Исходя яз понимания предмета социологии труда, одна из основных категорий этой дисциплины - отношение к труду. В социологии принята точка зрения, что отношение к труду не ограничивается связью индивида с непосредственным его занятием. Оно выражает фундаментальную связь индивида с обществом, проявляется через общественную оценку труда - престиж профессии, труд как высшую ценность и способ признания человека в обществе - и получает субъективно-индивидуальное выражение в высказываниях и поступках человека.

Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы - это содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на то или иное к нему отношение. В ходе эмпирических исследований выявлено, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы) у работников складываются расположенность, позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия активно формируют совокупность ценностных ориентации на эту перспективность и способствуют повышению производительности труда.

отраслевая социологам, дисциплина, изучает труд как соц.-экономич. процесс и подсистему (сферу) об-ва во всем многообразии его связей с политич., юри-дич. и идеологич. ин-тами. В ней органично связаны теория и практика соц. управления трудовой деятельностью людей, фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденций и последствий научно-технич. прогресса, соц. и экономич. проблем развития обществ. труда. Труд представляет собой сложноорганизованный, многогранный обществ. процесс, затрагивающий буквально все сферы жизнедеятельности человека. Неудивительно поэтому, что он стал предметом исследования самых разных конкретных наук: экономики и психологии труда, Ст., эргономики и др. Процессы интеграции и дифференциации науч. знания настолько взаимосвязаны между собой, что проведение совместных исследований на "стыковке" нескольких наук нередко приводит к возникновению нового направления, приобретающего самостоятельность в рамках Ст. Т. обр., на стыке Ст., науки управления и теории коллектива возникла социология организаций. Несомненно, что теории соц. стратификации, образа жизни и трудового коллектива, а также соц. планирование и управление тесно соприкасаются и взаимосвязаны с родственной им С.т. Может быть, с меньшим основанием можно говорить о самостоятельности таких предметных областей, как промышленная социология, заводская социология, социология профессий. Являются ли они подразделами С.т. или самостоятельными дисциплинами - этот вопрос еще не выяснен до конца. Иногда эти названия употребляют как синонимы, иногда их пытаются довольно аргументированно развести. Во всяком случае, каждое из них имеет свое "поле" исследования и системы понятий. Пожалуй, сложно назвать еще к.-л. отрасль социологии, к-рая настолько интенсивно "общается" с др. науками и порождает новые направления, как С.т. Труд, трудовая деятельность всегда включены в определенные соц.-экономич. условия, связаны с той или иной соц.-профессиональной группой, наконец, локализованы во времени и пространстве (рабочее место). Специалисты в области С.т. изучают соц.-экономич. основы обществ. труда (способа соединения работника с орудиями труда), а стало быть, соц. формы и условия труда, коллективный или индивидуальный труд, соц. организацию совместного труда. Вместе с тем внимание социологов труда направлено на различн. стороны соц.-пси-хологич. механизма включения работника (индивидуального или совокупного) в трудовую деятельность, т. е. мотивацию и стимулирование труда, удовлетворенность работой и отношение к труду, пути повышения трудовой активности и производительности труда. Постановка этих вопросов предполагает решение совокупности более частных задач социо-логич. исследования: изменение трудовых функций работников различн. профессиональных отрядов под воздействием научно-технич. революции; соц. факторы и резервы повышения производительности индивидуального и коллективного труда; структура мотивов и ценностных ориентации работника в зависимости от конкретных условий и особенностей содержания труда; влияние индивидуально-типологич. характеристик личности на структуру мотивации. Для изучения существенных, значимых для определенного историч. отрезка времени закономерностей и тенденций изменения соц.-профессиональной структуры рабочего класса, динамики пропорций квалифицированного и неквалифицированного умственного и физич. труда, ручного, механизированного и автоматизированного труда в различн. отраслях народного хоз-ва; для изучения изменения отношений к труду под влиянием сдвигов, происходящих в структуре обществ. труда, и т. д. используются широкомасштабные регионально-отраслевые исследования (типа всероссийских и лонгитюдных). Они дают репрезентативную для страны в целом, сравнимую в различн. промежутки времени информацию. Оперативные проблемы, среднесрочные или краткосрочные тенденции, локальные процессы в организации трудовой деятельности на уровне территориальных общностей и трудовых коллективов изучаются все более простыми по процедуре и инструментарию исследованиями (соц.-экономич. эксперимент, экспресс-опрос, интервьюирование и др.). Таким способом можно изучать условия гибкого графика работы в любых организационных нововведениях на предприятии, вопросы сокращения текучести кадров, стабилизации коллектива и т. п. Информация такого рода необходима для соц. планирования и управления, разработки и применения соц. проектов и соц. нормативов. Лит.: Суслов В.Я. Социология труда: теоретические и методологические проблемы. Л., 1971; Подмарков B. Введение в промышленную социологию. М., 1973; Штольберг Р. Социология труда. М., 1982; Маркович Д. Социология труда, М., 1989; Кравченко А.И. Социология труда и производства//Социология в России (под ред. Ядова ВА.) М., 1996; Кравченко А.И. Социология М. Вебера. Экономика и труд. М., 1997. А.И. Кравченко.

Главная идея лекции. Изложению материала настоящей лекции в конспекте удалено максимальное значение и большое место, поскольку главной задачей лекции является – ознакомить студентов-экономистов с областями социологии, имеющими непосредственное отношение к их профессиональной деятельности, а именно: социологией труда, социологией управления и экономической социологией. Кроме того, внимание уделяется раскрытию сущности социоинженерной деятельности и, таким образом, ознакомлению обучающихся со спецификой гуманитарных технологий, используемых непосредственно в управлении организациями.

План лекций:

1. Социология труда: предмет и краткая история развития.

2. Отношение к труду и мотивация труда. Содержательные и процессуальные концепции мотивации труда.

3. Социология управления. Сущность и методы социального управления.

4. Социоинженерная деятельность и ее структура.

5. Экономическая социология: ее предмет и функции.

8.1. Социология труда: предмет и краткая история развития

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА – это специальная социологическая теория, отрасль социологии, изучающая труд, трудовую деятельность как социальные институты и социальные процессы, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение людей к труду.

Выделяют три основных предмета социологии труда.

Первый предмет – социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, в частности, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности. Речь идет о комплексе проблем, связанных с отношением человека к труду, его деятельностью в различных условиях труда, связанных в том числе с комплексной механизацией и автоматизацией трудовых процессов, последствиями научно-технической революции.

Второй предмет социологии труда – комплекс отношений человека и трудового коллектива, различных социальных групп к характеру, содержанию, условиям труда. В частности, речь идет о факторах мотивации отношения к труду, проблемах, связанных с материальной заинтересованностью работников, содержанием их труда, взаимоотношениями в трудовых коллективах и др.

Третий предмет социологии труда – социальная организация предприятия, коллектива, т.е. та особая система отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между работниками. Здесь рассматриваются такие проблемы, как структура трудового коллектива, его функции, взаимоотношения между членами коллектива, в т.ч. между руководителями и подчиненными, проблемы конфликтов, возникающих в процессе трудовой деятельности, и целый ряд других смежных вопросов.

Развитие социологии труда началось практически с периода возникновения, становления этой науки как таковой. Выделяют три следующих этапа развития этой специальной социологической теории, исследований, проводимых в ее рамках:

· донаучный этап", когда формировались общие предпосылки социологии (Сократ, Платон, Аристотель, Д. Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, Р. Оуэн и др.);

· классический период становления и развития социологии труда и управления (О.Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др.)

· современный период развития социологии труда и управления, который можно разделить на несколько подэтапов, начавшийся с конца ХIХ начала ХХ столетий.

Классический период. Приступая к анализу классического периода в развитии социологии труда и управления, отметим, что уже до его начала был сделан ряд существенных открытий, легших в основу новой науки. Так, А.Смит, ввел в употребление понятие "труд вообще". Ш.Фурье и К.Сен-Симон выдвинули важные идеи, касающиеся коллективного труда, человеческого фактора в промышленности.

Однако, основной вклад в становление социологии труда и управления был внесен четырьмя учеными, основные идеи которых мы и рассмотрим.

ОГЮСТ КОНТ (1798-1857 гг.), французский социолог.

Основные идеи :
- изучение (впервые) характерных особенностей индустриального общества, законов его функционирования и развития;
- открытие таких важных факторов социального развития общества, как разделение и кооперация труда (соответственно, появление профессиональных и социальных групп);
- вывод о том, что именно разделение труда ведет к разрушению основ общества - солидарности и консенсуса, появлению внутрикорпоративной, эгоистичной морали;
- вывод о том, что именно труд, его разделение являются не чисто экономическим отношением, а важнейшим фактором социального развития общества.

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917гг.), французский социолог.

Основные идеи:

Вывод о том, что разделение труда есть признак современного высокоразвитого общества (в начале человеческой истории его нет и господствуют механическая солидарность и принудительный коллективизм);
- вывод о том, что разделение труда - это мирный способ решения острых проблем развития общества (немирный путь - гражданская война);
- открытие того, что социальная сущность труда, его разделение приводят к качественным переменам в структуре общества (люди в нем группируются уже не по происхождению, а по социальным функциям, природе своей социальной деятельности);
- выдвижение важных идей, касающихся коллективной деятельности и коллективного сознания. Люди "связанные" в коллектив в процессе трудовой деятельности действуют уже по-другому, чем отдельные индивиды; в свою очередь формирующееся при этом коллективное сознание качественно отличается от "суммы" индивидуальных. Оно имеет реальную силу, воздействует на поведение людей;

Изучение проблемы трудовых организаций, возникающих в процессе труда, имеющих свою корпоративную мораль и являющихся своеобразным «мостом» между индивидом и обществом.

КАРЛ МАРКС (1818-1883 гг.), немецкий социолог.

Основные идеи:

Разработка, уточнение проблемы социальной сущности труда, в процессе которого люди не только воздействуют на природу, но и вступают в социально-экономические друг с другом (Маркс по-иному, чем Дюркгейм, оценивал социальную роль разделения труда);

Разработка теории общественно-экономических формаций, имевшей в плане развития социологии труда большое значение, поскольку именно здесь была выдвинута идея органической зависимости характера и специфики производственных отношений (а, следовательно, трудового поведения) от уровня развития производительных сил общества.

МАКС ВЕБЕР (1864-1920 гг.), немецкий социолог.

Основные идеи:

Выделение и обоснование важнейшей роли социокультурных факторов (религиозных, национальных и т.п.) в формировании трудового поведения работников (иными словами, поведения, которое не сводится лишь к объяснениям экономического плана);

Рассмотрение такой важнейшей проблемы, как "метод понимания", сводящейся в принципе к анализу различного воздействия характера труда (к примеру, собственника, предпринимателя, с одной стороны, и наемного работника - с другой) на специфику и интенсивность трудового поведения; иными словами, речь идет о выделении социальных интересов, определяющих поведение людей.

Одновременно с развитием основополагающих теоретических идей в области социологии труда и управления шло формирование основ и другой ее "составляющей", а именно: эмпирической социологии. Начались исследования в рамках "политической арифметики" (У. Петти и Дж. Граунд), "социальной физики" (А. Кетле); "социальной гигиены" (Э. Чадвик, Л. Вилерме); "моральной статистики" (А. Герри); "социографии" (школа Ле Пле) и др.

Индустриальная социология (этим термином на Западе называют науку, изучающую тот же круг социальных проблем и явлений, что и социология труда и управления) берет начало с конца XIX столетия, хотя некоторые ученые и считают, что свое развитие она начинает с 20-х годов нашего столетия, а именно: с Хоторнских экспериментов. При этом, индустриальная социология одна из наиболее развитых отраслей социологии, в рамках которой функционируют сотни центров и институтов, работают тысячи социологов.

Этапы развития западной индустриальной социологии наиболее целесообразно выделять в соответствии с тремя основными подходами, которые использовались при изучении и регулировании трудового поведения
людей:
- "научный менеджмент";

-"менеджмент человеческих отношений";
- "ситуативный менеджмент".

«НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (конец ХIХ в.)

Основоположники:
Ф.У.Тейлор, Ф.Джилбретт, Г.Эмерсон, Л.Файоль и др.

Основные идеи:
- необходимость не экстенсивного, а интенсивного использования
человеческого фактора в производстве;
- открытие феномена "работы с прохладцей" и разработка теории «экономического человека»;

Выдвижение идеи об основополагающей роли экономических и организационных факторов в структуре менеджмента; разработка ряда теорий научной организации труда и научной организации управления и т.д.

"МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (20-ЗО гг. ХХ в.)

Основоположники:

Э. Мэйо, У. Диксон, Ф. Ростлисбергер, С.Тарнер, У.Уорнер, Т.Уайтхед и др. (берет начало с Хоторнских экспериментов).

Основные идеи :
- производительность труда группы во многом объясняется не только старанием или физическими способностями ее членов, но и "давлением" группы, складывающимися в ней социально-психологическим климатом, нормами и правилами поведения;
- в структуре менеджмента, наряду с другими, особое значение имеют социально-психологические факторы руководства.

« СИТУАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (с конца 60-х гг. ХХ в.)

Основоположники: Б.Скиннер, А. Маслоу и др.

Основные идеи:
- отказ от преувеличения значимости социально-психологических факторов трудовой деятельности (что было присуще концепции "менеджмента человеческих отношений");
- "возврат" к точкам зрения, в соответствии о которыми мотивация труда во многом определяется формами и методами его организации;
- создание "синтетических" моделей мотивации труда, объединяющих разнообразные подходы к ее объяснению.

Развитие отечественной социологии труда и управления . Анализировать развитие отечественной социологии с 1991 г., когда была провозглашена независимость Украины, естественно, не корректно. Основы украинской социологии создавались в процессе ее развития в Российской империи и СССР, куда входила Украина. В связи с этим, целесообразно выделить следующие периоды развития отечественной социологии.

I период: с середины ХIХ в. до 1917 г.;

II период: с 1917 г. до середины ЗО-х годов;
III период: с конца 50-х годов до нашего времени.

I ПЕРИОД

Характеризуется следующими особенностями: социология труда и управления как самостоятельная наука еще не конституировалась окончательно. Соответствующие исследования идут в рамках общей социологии. Выделяются работы следующих ученых: В.Берви-Флеровского, Н.Михайловского, Н.Кареева, А.Чупрова, П.Сорокина.

II ПЕРИОД

Второй период развития социологии труда и управления начинается после Октябрьской революции. Создается несколько десятков научных учреждений, которые изучают социальные проблемы труда, в том числе Всеукраинский институт труда (ВИТ) в Харькове, который возглавлял Ф.Р. Дунаевский. Такими учеными, как С.Г. Струмилин, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Ф.Р.Дунаевский и др. изучаются проблемы бюджетов времени работников на производстве; взаимодействия науки и производства; мотивации труда работников; профессионального отбора кадров; организации аппарата управления и т.д.


1.Введение

2.Социология труда как наука.

3.Социология труда как часть экономической социологии. Связь с менеджментом.

4.Понятие труда, его категории и функции. Социально-трудовые отношения.

5. Труд как способ удовлетворения человеческих потребностей.

6.Связь социология труда с другими науками, изучающими труд.

7.Заключение

Список литературы

1.Введение

Основой жизни людей является труд, производство материальных благ. «Труд – источник всякого богатства… Он – первое основное условие всей человеческой жизни…»

Труд – это деятельность человека, в результате которой создается общественно полезный продукт. «Труд, - указывал Маркс, - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». В процессе труда К.Маркс выделял три простых момента: целесообразную деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. Человек в процессе труда производит при помощи средств труда заранее намеченные изменения в предметах труда, что превращает их в продукты труда. Таким образом, производство материальных благ есть результат соединения предметов труда, средств труда и живого труда.

Однако один из указанных элементов производства – живой труд – особый. Он приводит в действие, вовлекает в производство остальные элементы. Кроме того, он способен в значительных пределах изменять свою активность, что существенно сказывается на интенсивности потребления в производстве двух других элементов и на конечных результатах производства. При работе со средней интенсивностью без особого энтузиазма можно получить лишь усредненные результаты. Если же трудиться интенсивнее, с полной отдачей и творчески, то при том же, а то и меньшем количестве сырья и оборудования за счет их лучшего использования можно выпустить значительно больше продукции высокого качества. Дополнительный рост отдачи в производстве и повышение его эффективности достигаются при помощи энтузиазма в работе, творческого отношения к труду, добросовестности, работников, т.е. за счет ряда социальных факторов. Их называют еще человеческим фактором повышения эффективности производства. Изучением социальных факторов, определяющих эффективность труда в общественном производстве, занимается специальная наука – социология труда.

Социология труда – это ставший самостоятельным научным направлением раздел социологической науки, изучающий социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности.

2.Социология труда как наука.

Социология труда это отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. Как видно, само название дисциплины и отрасли знаний «социология труда» ориентирует на исследование человеческого труда. Действительно, это так. Однако человеческий труд изучают и другие науки, такие как гуманитарные (философские, экономические, правовые и психофизиологические), так и технические (эргономика – наука о приспособлении труда и его условий к потребностям человека, эргология – наука, которая рассматривает труд с позиции повышения его производительности, праксиология – теория о наиболее эффективных действиях и движениях руководителей в трудовой деятельности, научная организация труда – наука о том, как наиболее рационально организовать процесс труда). Как видим, каждая из этих наук изучает общий объект – труд, но со своих позиций, под свойственной именно этой науке точкой зрения. Иначе говоря, каждая из этих наук имеет свой предмет исследования.

Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда – это исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда заключаются в следующем:

Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

Оптимальное сочетание моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка;

Усиление социального контроля и борьба с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;

Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;

Создание системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе и трудовой организации, и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускорения социальной переориентации экономики. Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы. Специфика метода социологии труда проявляется в следующих направлениях:

В достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);

В процессе методов сбора фактов;

В способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.

Методологической основой социологии труда являются диалектический материализм и его приложение к процессам развития общества, учение о личности человека. Базируясь на этих общих методах, социология труда рассматривает бытие, в частности производственную трудовую деятельность, как первичное явление, а сознание людей, в том числе общественное сознание, как вторичное. Социальные явления в процессе труда социология труда изучает во взаимосвязи и в зависимости, как единство и борьбу противоположностей, как переход количественных изменений в производстве и социальных явлениях в качественные и наоборот, как отрицание старых, отживших форм и методов организации трудовых коллективов и социальных взаимоотношений в них новыми, передовыми.

Частными методами данной науки являются: методы наблюдения, методы опроса и метода анализа различной производственной документации, обеспечивающий наиболее полное использование первых двух групп методов.

Методы наблюдения подразделяются на сплошные и выборочные, долгосрочные и кратковременные, коллективные и индивидуальные, явные и скрытые. Кроме того, они могут осуществляться путем наблюдения со стороны и так названным трудовым методом, т.е. при участии самого социолога в конкретном виде труда.

Методы опроса могут иметь различные формы: беседа, устный опрос, письменный опрос, диографические и автобиографические данные, социометрические исследования.

При изучении документации для выявления социологических закономерностей исследуются личные дела работников, материалы общественных организаций, справки, заявления, докладные записки, материалы печати, радио и телевидения.

На практике широко распространен социальный эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются социальные явления действительности. Он требует тщательной методической подготовки и может проводиться лишь в том случае, если он не носит ущерба испытуемым. Социальный эксперимент входит в арсенал средств научного управления социальными процессами.

Социология труда использует также методы расчетов и измерений, моделирования, создания различного рода технических устройств, на которых проигрываются социальные явления и процессы. Для обработки собранной различными способами социальной информации и выявления социальных закономерностей применяются статистические методы и методы математической статистики, методы графических изображений и экономико-математические методы.

Важнейшими источниками социологии труда являются:

Основы учений диалектического материализма и их приложения к процессам развития общества;

Диалектико-материалистическая теория развития личности и учение о целях, задачах, содержании процесса воспитания подрастающего поколения нашего общества;

Выступления руководящих деятелей государства и их работы, в которых затрагиваются и социальные вопросы;

Изучение и обобщение социальных явлений и процессов, протекающих на промышленных предприятиях, учреждениях, организациях, различных подразделениях народного хозяйства;

Современная специальная литература – труды советских ученых по проблемам социологии труда.

К источникам социологии труда относятся также работы зарубежных ученых-социологов, опыт управления социальными процессами и явлениями, протекающими в подразделениях общественного производства за рубежом, в том числе в капиталистических странах.

Однако труды зарубежных ученых и опыт управления социальными процессами в капиталистических странах следует изучать критически.

По ряду проблем социологии, особенно таким, как методы сбора социальной информации, способы ее обработки, использование технических средств и ЭВМ при проведении социальных исследований, у них имеются значительные разработки, которые можно использовать и в наших условиях.

Однако, воспринимая учения зарубежных ученых, нужно помнить, что не все их разработки применимы на наших предприятиях, поскольку отечественное производство развивалось иначе и в других условиях.

Общетеоретические и методологические основы социологии труда и методы проведения конкретных социологических исследований на производстве;

Критический анализ методологических основ зарубежной социологии;

Социально-психологические аспекты личности, в частности личности руководителя трудового коллектива;

Производственный трудовой коллектив как основная ячейка общества, вопросы его социального развития и проведения в нем воспитательной работы;

Стиль отношения руководителя к коллективу и личности;

Проблемой управления социальными процессами на производстве и дисциплиной труда, организацией производственного соревнования.

Социология труда, как и какая-либо другая наука, выполняет определенные функции в жизнедеятельности общества. Самая важная из них – информационная , которая заключается в обеспечении управленческих структур общества социологической информацией, которая дает объективную и полную картину социальной ситуации на предприятии, в отрасли и производственной сфере в целом.

Познавательная функция социологии труда связана с расширением закономерностей социально-трудовых отношений, созданием теоретического обоснования практического менеджмента. На уровне конкретного предприятия говорится о выявлении совокупности социальных резервов трудового коллектива, его неиспользованных в полной мере потенциальных возможностей развития.

Описательная функция связана с изложением и публикацией результатов социологических исследований в различных отчетах, статьях монографиях. Тем самым создается целостное описание социальной жизни трудовых коллективов, различных групп и отдельных работников.

Образовательная функция реализуется через расширение общественных научных знаний, теоретических и методологических основ, представлений о социальных механизмах процессов в сфере труда среди все большего количества специалистов менеджеров и других работников.

Прогностическая функция социологии труда связана с возможностями следить с помощью конкретно-социологических исследований тенденции в изменении совокупности социальных показателей, которые характеризуют отклонение от нормального состояния социально-трудовых отношений, своевременно предвидеть развитие негативных тенденций в социальной жизни коллектива.

Превращающая функция социологии труда состоит в разработке на основе данных социальной диагностики состояния социально-трудовых отношений самых эффективных социальных технологий, в изготовлении на основе этих технологий систем социального управления трудовыми коллективами в направлении задействования для их социального развития всей совокупности социальных резервов. [4, c.286] социология труда . Таким образом, предметом изучения социологии труда , как специальной социологической... экономических проблем общества и личности. Категории социологии труда . Социология труда , также как и другие отрасли...

Социология труда

Труд представляет собой обязательно целесообразную человеческую деятельность, на нем основывается жизнедеятельность людей. Сегодня труд предполагает определенную общественную форму, определенные отношения индивидов в ходе трудовой деятельности. Вследствие этого история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности. А главное, труд - это природное и ключевое условие жизнедеятельности человека. В широком понимании, под трудом подразумевают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Ключевые формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали. Ценность труда в развитии человека и общества заключается не только в прямой пользе от создания материальных и духовных ценностей. Кроме этого, в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, обогащает свои знания. Творческий характер труда проявляется в новых идеях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда и других прогрессивных технологиях, которые уже ведут к созреванию новых потребностей.

Социология труда - одна из практически важных отраслей социологического знания, разработанных в прошлом. На сегодня, социология труда - наиболее развитая область российской социологии. Это повлияло на появление некоторых экономических специальностей. Например, в 1987 году во многих вузах специальность "социология и экономика труда" заменила "экономику труда". А это показатель того факта, что без социального знания уже невообразим продуктивный процесс руководства в трудовом коллективе.

Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Социология труда представляет собой одну из специальных социологических дисциплин, предметом которой служат отдельные общественные явления и специфические связи в процессе трудовой деятельности между конкретными явлениями и процессами, образующими в своей совокупности общество как целое.

Целью социологии труда является исследование социальных явлений, процессов, а также разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.



Основная задача социологии труда заключается в расширении знаний о реально имеющейся деятельности, а также содействии утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

Кроме того, социология труда ставит перед собой следующие подзадачи:

· Исследование и оптимизация социальной структуры общества и трудового коллектива.

· Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

· Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

· Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

· Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

· Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

Трудовая деятельность всегда вплетена в определенные социально-экономические обстоятельства, локализована во времени и пространстве, а также связана с конкретными социально-профессиональными группами. Оттого социальные форма и условия труда, его социальная организация так интересуют социологов.

Рынок труда действует в границах конкретного экономического пространства и представляет собой механизм связей между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и потенциальным работником, который предлагает свою рабочую силу в данный момент. На рынке труда существует специфический, несвойственный другим ситуациям предмет. Это обмен квалификации, знаний, умений, способностей и времени человека на заработную плату и прибыль. Таким образом, индивиды, которые продают и покупают труд и составляют рынок труда.

Его главные компоненты: биржи труда, государственный фонд содействия предпринимательству, фонд занятости, центры подготовки кадров, коммерческие центры бизнеса, пенсионный фонд и другие организации.

Для того чтобы человек приступил к трудовой деятельности или вступил в трудовые отношения, его необходимо мотивировать.

Мотив - это побуждение индивида, социальной группы или общности людей к активной деятельности. Этот позыв напрямую связан с целью удовлетворить определенные потребности, которые, в свою очередь, можно определить как заботу личности о достатке необходимых условий для собственного существования и самосохранения.

Мотивы в сфере трудовой деятельности могут служить для реализации многообразия функций, которые оказывают влияние на поведение работника. К этим функциям принято относить следующие пять:

· Оправдательная, когда в мотиве закладывается отношение индивида к должному, к нормируемому снаружи стандарту, эталону поведения, социальной и нравственной норме.

· Направляющая, когда мотив ориентирует поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения.

· Мобилизующая, когда при необходимости мотив концентрирует все силы работника для осуществления значимых для него видов деятельности.

· Смыслообразующая, когда мотив обусловливает субъективный смысл данного поведения работника, выявляя его личностный смысл.

· Опосредующая, когда мотив появляется на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их воздействие на поведение.

Наиболее популярная теория о мотивации и потребностях - пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Он говорил, что все потребности можно разделить на следующие группы:

1. Физиологические потребности;

2. Необходимость безопасности;

3. Любовь и сопричастность;

4. Уважение и самореализация.

Здесь они перечислены в иерархическом порядке, начиная от самых основных. Другими словами, после удовлетворения физиологические потребности, для личности возрастет актуальность безопасности и так далее.

Кроме основных потребностей, человеком может двигать интерес - определенное выражение осмысленных потребностей.

Трудовая деятельность помогает реализовать следующие потребности и интересы:

1. Потребность в самоуважении (для её удовлетворения индивид может осуществлять добросовестную трудовую деятельность вне зависимости от контроля трудовой деятельности и установленной заработной платы, руководствуясь стремлением получения позитивного мнения о себе как о личности и работнике);

2. Потребность в самоутверждении (чтобы её реализовать, работник может выдавать высокие количественные и качественные показатели в труде для того, чтобы его одобрили и повысить авторитет, получить похвалы, положительное отношение к себе со стороны окружающих);

3. Потребность в признании и социальной роли (хорошая работа для личности в данном случае становится способом «быть кем-то»);

4. Потребность в самовыражении, собственной активной позиции (в данном случае труд представляет собой самоцель, а также актуально стремление к поддержанию здоровья через активность);

5. Потребность в продолжение рода и самовоспроизводстве (цель реализуется через труд косвенно, зарабатывая деньги, индивид повышает благополучие семьи);

6. Потребность в досуге и свободном времени;

7. Потребность в стабильности;

8. Потребность в общении;

9. Потребность в социальном статусе;

10. Потребность в социальной солидарности (здесь через труд личность реализует свое желание «быть как все» и проявлять собственную добросовестность перед партнерами и коллегами);

11. Материальные интересы (интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей).

Потребности по-другому можно назвать стремлениями к реализации ценностей. Среди ценностей различают ценности-цели (то есть терминальные, они воспроизводят стратегические цели существования человека: здоровье, любовь, занимательная работа и другие) и ценности-средства, которые представляют собой средства достижения целей.

Характер трудовой деятельности влияет на техническое и экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, а также социальные различия в общественном положении, социальном статусе, материальном благополучии, использовании свободного времени и тому подобных характеристиках. Чиновник, ученый, бухгалтер, учитель, рабочий, фотограф, строитель, уборщица - социально-профессиональные различия между представителями этих профессий основываются в первую очередь на характере труда.

Таким образом, в ходе любого исследования социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе характер труда, как совокупный, так и индивидуальный, должен быть учтен первым делом.

Содержание труда предопределяет конкретную трудовую деятельность, степень физического и интеллектуального напряжения, конструктивные обязанности, санитарно-гигиенические условия и остальные соответствующие характеристики. Труд рабочих в авиации, фотоателье, магазине, строительстве, на сборочном конвейере, железной дороге различается по содержанию, которое, в свою очередь, в значительной мере определяется профессиональной квалификацией, индивидуальными характеристиками каждого работника даже при прочих равных характеристиках, скажем, технической оснащенности рабочего места.

При проведении социологических исследований содержания трудовой деятельности можно использовать такие разделения, как, к примеру, ручной, механизированный и автоматизированный труд. Если пойти дальше, то можно выделить более подробные градации: простой ручной труд и сложный ручной труд (основанный на длительной подготовке и мастерстве работника), простой и сложный механизированный труд, простой и сложный автоматизированный труд.

Кроме того, содержание труда может значительно повлиять на индивидуальное отношение человека к работе, которую он выполняет. В частности, если среди трудящихся, занятых сложным автоматизированным трудом, высказывают свою удовлетворенность осуществляемой деятельностью до ста процентов опрошенных, то среди работающих на полуавтоматах и сборочных конвейерах - только пятая часть. На крупных машиностроительных заводах подбор работников для сборочных конвейеров представляет собой серьезные затруднения.

В каждом государстве состав трудящихся может значительно различаться - люди предпочитают различные профессии. Например, в России очень много ремонтников. В промышленной среде приходится держать миллионы ремонтников для того, чтобы своевременно обслуживать оборудование, которое эксплуатируется длительными периодами и устаревает не столько морально, сколько физически. Количество людей, которые занимаются изготовлением запасных частей и ремонтом оборудования значительно превышает численность работников, занимающихся выпуском новых устройств. Аналогичная ситуация происходит и с производственными мощностями. Поддержание в рабочем состоянии сотен тысяч километров магистральных нефтепроводов и газопроводов становится для России настоящей проблемой.

В этой лекции были рассмотрены только наиболее ключевые характеристики содержания труда, которые должны быть учтены в социологическом исследовании социальных проблем труда и трудовой деятельности.

Разуметься, несовпадение между содержанием труда и уровнем квалификации, образования работников тоже необходимо учесть. Основная тенденция - происходит отставание уровня профессиональности, качества трудовых ресурсов от определенного содержания труда, однако в реально существующих обстоятельствах уровень квалификации работников является завышенным. При условии нехватки работников многие руководители, стремясь удержать работников, преувеличивает их действительную квалификацию, для того чтобы иметь причину платить более высокую заработную плату. Эта проблема имеет отношение к работникам и физического, и умственного труда. Те люди, которые владеют несколькими специальностями, имеют большие возможности для профессиональной взаимозаменяемости и, обыкновенно, качественней выполняют порученную работу.

В современных условиях больше всего содержание труда могут охарактеризовать два фактора:

1. Баланс физических и умственных нагрузок в процессе труда. При возрастании процента умственного труда, повышается и богатство содержание труда, а значит и его привлекательность для работника, и удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях.

2. Соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше уровень профессиональной квалификации, тем больше потребность участия в формировании управленческих решений. Искусство управления заключается в том, чтобы сориентировать исполнителей для выбора нужного решения. Иногда может быть полезно, делегировать долю управленческих функций.