Гештальт-терапия – Что это такое

Вообще, единица анализа сознания и психики. Фишка в том, что психику человека нельзя взять, поделить на части, а потом сложить обратно и получить обратно психику. Человеческая психика обладает свойством сверсуммации - мы не можем просто взять и просуммировать ее составные части, есть что-то еще. Поиском этого чего-то и занималась гештальтпсихология. А гештальт - это, грубо говоря, уже цельные образования сознания человека.

Скажем так. Изначально гештальтисты изучали восприятие человека. Это когда вы что-то чувствуете (слышите, видите итд), и это обрабатывается у вас в сознании, познается вами. До гештальтистов психологи хотели раскладывать сознание на элементы и по этим элементам изучать психику (о бессознательном Фрейда тогда еще речи не велось). В общем, до гештальтистов сознание и психика считались таким конструктором Лего, который можно разбирать и собирать, параллельно радуясь жизни и тому, какие мы все умные. "Фигушки!" - сказали гештальтисты и придумали целостность. (Так, собственно и переводится слово гештальт с немецкого.) На самом деле, конечно, не придумали, а выдвинули, проанализировав такие вещи, как инсайт (об этом ниже), феномен фигуры-фона (вот он:)

Что вы тут видите? Старуху или молодую женщину? Это зависит от того, что вы принимаете за целое, а что - за его часть, как выделяете фигуру и фон. Я лично вижу старуху, наверное, это потому что я злобная и противная, черт его знает. Таких картинок очень много, они все прикольные и интересные.

Теперь об инсайте. У него нет нормального перевода на русский, но можно обозначить это как озарение, хотя суть немного в другом. Это чем-то походе на выделение фигуры из фона, только уже в реальности. Инсайт происходит тогда, когда вы пытаетесь решить какую-то задачу, но все никак, вы уже начинаете сомневаться в своих умственных способностей, страдаете, плачете, пьете водку с абсентом, но тут вдруг раз! и ни с того, ни с сего вся картинка задачи складывается воедино, становится целостной , и вы доходите до решения.

Классический эксперимент: обезьянка в клетке. Обезьянка очень хочет бананы, но вот незадача - они висят очень высоко под потолком, и самой ей никак его не достать. Вот такие вот садисты-психологи гады: посадили обезьяну в высокую клетку и сделали так, что она не может достать до банана. На самом деле, эти садисты туда еще и палку положили. Палка аккурат такой длины, что обезьяна ей может сбить бананы с потолка. И вот обезьяна бьется, бьется, а потом встает с такого ракурса, что видит палку и бананы в одном поле зрения. И тут возникает инсайт. Обезьяна хватает палку, сбивает бананы и счастливо их поедает.

Овации, слезы радости от зрителей, крики "браво". Обезьяна получила бананы, а вы, я надеюсь, хоть немножко поняли гештальтпсихологию.

Каково учиться в МГУ? Почему в Японии дети отказываются от личной жизни в пользу знаний, а наших кнутом не заставить учиться? Проблема в системе образования или культуре в целом?

Которое сформировалось в середине прошлого века. Теория данного направления включает в себя целый ряд практик. Это и телесно-ориентированная терапия, и традиционный психоанализ, и гештальтпсихология, и психодрама, а также многие другие психологические направления и концепции. Термин «гештальт » произошел от немецкого слова «gestalt », что в переводе означает «фигура » или «форма ». Говоря простым языком, можно дать следующее определение данному понятию: гештальт – это целостный образ определенной ситуации. Научным языком это звучит так: гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия человека и окружающей его среды, которая охватывает промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением. Согласно данному направлению человек и все, что находится вокруг него, являются единым целым. Отцом-основателем данной терапии принято считать психолога Фридриха Перлза .

Есть контакт?

Контакт и граница – это два основных понятия гештальт-терапии.
Под контактом подразумевают процесс взаимодействия человеческих потребностей с возможностями окружающей среды. Удовлетворение тех или иных потребностей возможно только тогда, когда человек войдет в контакт с окружающим его миром:
  • чтобы утолить голод, необходима пища;
  • когда мы испытываем жажду, мы начинаем искать воду;
  • чтобы утолить потребность в общении, мы ищем других живых существ.
Граница контакта представляет собой место, в котором человеческий организм встречается с окружающим миром. Чаще всего человек воспринимает это место как границу между внутренней частью его тела и тем, что находится извне. Однако данные границы не всегда столь четки. Так, к примеру, воду принято считать частью внешнего мира.
Но как быть, если человек выпил воду, и она оказалась внутри него?

Идентификация и отчуждение:

Оба данных феномена появляются на границах. Под идентификацией скрывается деление на «свой » и «чужой », где «свой » при любых обстоятельствах роднее и ближе. Все положительные отношения в лице дружбы, любви и партнерства находятся в пределах внутренних границ. Что же касается отрицательных отношений, то их относят к категории чужих, так как они все время отторгаются человеком. Как только границы нарушаются, у человека практически сразу же возникают многочисленные проблемы, которые он начинает преодолевать.

Когда возникает гештальт?

Жизнь каждого человека – это нескончаемые гештальты, причем они могут быть как маленькими, так и большими. Ссора с любимым человеком, взаимоотношения с детьми или родителями, влюбленность, дружба, разговор с сотрудником по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть в любой момент, причем не по нашей воле, а вследствие возникновения потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту присуще начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. К сожалению, далеко не всегда исполняются все желания человека без исключения. В итоге, завершение цикла может занять как секунду, так и всю жизнь.


В идеале цикл гештальта выглядит следующим образом:

1. Возникновение потребности;
2. Поиск возможности ее удовлетворения;
3. Удовлетворение;
4. Выход из контакта.

Нередко данному процессу мешают те или иные внутренние либо внешние факты. В результате, цикл остается незавершенным, так как происходит разрыв границы контакта.
В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает мучить человека на протяжении всей его жизни, при этом мешая удовлетворению других потребностей. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Что может сломаться?

1. Интроекция – включение во внутренний мир человека установок, оценок либо мотивов других людей без критического к ним отношения. В детском возрасте интроекция особенно важна, так как она помогает ребенку стать личностью. Патологическая интроекция является следствием восприятия всех принципов, идей и привычек целиком, без того, чтобы проверить их на совместимость с накопленным опытом.

2. Проекция – представляет собой тенденцию перекладывать на окружающий мир ответственность за то, что начинается в человеке. Люди используют проекцию чаще всего тогда, когда они не в состоянии руководить своими отрицательными эмоциями. При помощи нормальной проекции удается наладить взаимоотношение с другими людьми. Что же касается ее патологической формы, то она подменяет собой реальность.

3. Конфлюэнция или слияние – состояние отсутствия границы контакта. В таких случаях человек утрачивает осознание себя. В нормальном состоянии временное слияние может наблюдаться у возлюбленных или у матери и младенца. Психика таких людей чаще всего самостоятельно идентифицируется за короткий промежуток времени. В случае патологического слияния люди начинают контролировать поведение других людей сверх допустимых норм.

4. Ретрофлексия – стремление сделать себе то, что хотелось бы сделать с другими либо получить от других. Патологическая ретрофлексия в большинстве случаев отмечается наряду с каким-то психосоматическим заболеванием. Такие пациенты намеренно причиняют себе боль. Некоторые заканчивают жизнь самоубийством.
Понятно, что гештальт во всех случаях должен быть завершен, дабы у человека была возможность избежать всех этих неприятностей. Если же этого не случилось, тогда стоит получить консультацию гештальт-терапевта .

Гештальт-терапевт – в чем заключается его роль?

Гештальт-терапевтом именуют специалиста, который практикует непосредственно гештальт-терапию. Все специалисты данного направления исходят из того, что они являются частью терапевтического взаимодействия. Гештальт-терапевт обязан раскрыться перед своим пациентом также как и он раскрывается перед ним, то есть полностью. Его роль заключается в вызове реакций у пациента, а также в проигрыше ситуаций «здесь и сейчас ».

Слова «здесь и сейчас » принято считать ключевым понятием гештальт-терапии. Каждый из нас вспоминает о том, что происходило с ним раньше. Кроме этого мы все время фантазируем о нашем будущем. О том, что же происходит с нами в данный момент, мы чаще всего даже не задумываемся. На самом-то деле мы живем «здесь и сейчас ». Никто из нас не в силах изменить свое прошлое.


Так зачем тогда о нем вспоминать?
Нужно думать о сегодняшнем дне и о том, как именно он отразится на нашей дальнейшей жизни. Такой подход помогает по-другому взглянуть на свои переживания и ощущения. Именно этому и учат гештальт-терапевты.

Техника проведения гештальт-терапии

Гештальт-терапия представляет собой экспериментальный, а также экзистенциальный подход в психотерапии и консультировании, который основывается, прежде всего, на опыте. Целью данного метода является расширение собственного сознания человека при помощи осмысленности своей собственной жизни, а также улучшения взаимосвязи с окружающим миром и другими людьми. Данный метод терапии основывается на нескольких главных понятиях. Одним из этих понятий является контакт. Научившись контактировать с внешним миром, с окружающими людьми, а также своим внешним миром, человек может кардинально изменить всю свою жизнь. Такой подход помогает также получить уважение других людей, при этом заняв одну из лидирующих позиций в обществе.

«Гештальт» - что же это такое?

В переводе с немецкого языка данный термин означает «фигура », «образ », «форма ». С точки зрения психологии под этим термином скрывается специфическая организация частей, которая дает возможность получить определенное целое. Что касается гештальтпсихологии, то в данном случае речь идет о направлении психологической мысли, которое основано на том, что исследование тех или иных частей не дает возможности получить целостный образ. Эксперименты, проведенные специалистами данной области, показали, что восприятие каждого человека наделено своей собственной организацией. Те или иные внешние раздражители не оказывают на него механического влияния.

На чем же останавливает свой выбор наше восприятие?

Созерцая внешний мир, восприятие избирает только те вещи, которые ему действительно интересны либо те, которые стоят для него на первом месте. Так, к примеру, чувствуя жажду, человек в самую первую очередь увидит стакан с водой, а не яства, которые его окружают. Как только жажда будет утолена, внимание сразу же переключится на более вкусную пищу. Наше восприятие работает таким образом, что на первый план выходит самая важная фигура. Это касается не только еды, но и болевых ощущений, образа любимого человека и даже слов. Все же остальное в таких случаях испаряется либо теряет свои четкие очертания. Получается, что человек просто не видит всего остального, так как все остальное для него не имеет никакого значения. Чтобы проиллюстрировать данный феномен применяются специальные картинки, состоящие из двух изображений.

Человек и окружающая среда – едины ли они?

Каждый человек является целостным социологическим, биологическим, а также психологическим существом. Человек в совокупности с окружающей его средой – это не что иное, как гештальт, то есть одно целое. Окружающий нас мир оказывает прямое воздействие на человеческий организм, и наоборот каждый организм создает свою собственную среду. То же самое происходит и в случае с межличностными отношениями. Каждый человек регулярно подвергается воздействию окружающих людей, однако и он сам своим поведением нередко вынуждает других людей меняться, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Техника проведения гештальт-терапии:

На сегодняшний день гештальт-терапию чаще всего практикуют в группах. Техника проведения таких занятий выглядит следующим образом:

Горячий стул: все члены группы садятся на стулья, расположенные по кругу. В кругу находится так называемый «горячий стул», на который садится один из членов, причем по собственному желанию. Человек, сидящие в кругу, начинает говорить обо всех проблемах, которые его волнуют. Все остальные участники могут задавать ему вопросы, на которые он обязан откровенно отвечать. Очень важно, чтобы этот человек почувствовал теплую атмосферу, которая придаст ему уверенности в себе.

Здесь и теперь: во время беседы обсуждаются только те проблемы, которые волнуют людей на данный момент. Никаких разговоров о прошлом. Если кто-то и окунается в прошлые события, все остальные члены группы сразу же переключают его к реальности. Все происходит незаметно для участников. Во время беседы все действия выполняются тактично.

Две роли: напротив человека, который сидит на «горячем стуле », кладут пустой стул. Человек должен вообразить, что на этом стуле сидит другой человек, с которым он находится в конфликте. Клиент начинает играть роли сразу же двух людей, при этом периодически меняя свое месторасположение. Находясь на своем стуле, он говорит от своего лица, а вот на стуле воображаемого партнера он должен выступать от его имени. Данным образом ему удается понять истинное состояние того человека, с которым у него не сложились отношения. Чаще всего во время такой беседы психотерапевт остается безучастным. Он только следит за происходящим и делает свои выводы. Вмешаться в ситуацию он может только тогда, когда она начинает болезненно отражаться на пациенте.

Обратная связь: под данным термином скрывается постоянная психологическая связь пациента со своим лечащим врачом, который выполняет в данном случае роль зеркала. Посмотрев в это зеркало, больному удается увидеть свое истинное лицо. По-другому он начинает смотреть и на сложившуюся ситуацию, что помогает ему справиться с ней намного быстрее и легче.

Действие: специалист гештальт-терапии прикладывает все необходимые усилия для того, чтобы его пациент начал действовать. Под действиями подразумеваются такие качества как активность, самостоятельное осознание, а также инициативность.

Сейчас я осознаю: суть данного упражнения заключается в тренировке усилий и активности пациента, которые направлены на анализ содержания своего сознания в данный конкретный момент. Во время выполнения данного упражнения очень важно регулярно повторять одну и ту же фразу, а именно «сейчас я осознаю… ».

Во время таких занятий клиентам удается:

  • расширить осознание;
  • найти свое истинное место в мире;
  • освободиться от воспоминаний о прошлой жизни;
  • улучшить концентрацию сознания и мыслей.

Цели гештальт-терапии:

Основной целью данного направления является достижение человеком более полного осознания себя. Он познает:
  • свои телесные процессы;
  • мысли;
  • чувства;
  • желания;
  • потребности;
  • межличностные отношения;
  • взаимосвязь с внешним миром.
В итоге, пациент способен контролировать свое поведение, применяя те или иные аспекты своей собственной личности. Жизнь таких людей становится более осмысленной и наполненной. Они избавляются от всех невротических и психологических комплексов и симптомов .

Практика гештальт-терапии:

Данное направление представляет собой определенную психотерапевтическую методологию. Первоначально специалисты применяли техники, взятые из разнообразных терапевтических практик. Так, к примеру, Перлз применял техники психодрамы. Под психодрамой скрывается метод работы в группах, в ходе которого для изменения и понимания внутреннего мира применяется инструмент драматической импровизации. На сегодняшний день список используемых техник огромен. Он включает в себя техники танцевальной и телесной терапии, а также различные виды арт-терапии в виде музыкотерапии и рисунков. Все они помогают развить целостный образ в пяти сферах жизни человека:

1. Эмоциональной – сфера чувств и эмоциональных переживаний и способности к их пониманию и выражению;
2. Социальной – культурное окружение, комплекс социальных отношений, взаимоотношения с другими людьми;
3. Физической – комплекс аспектов физической и материальной жизни, сексуальная зрелость, материальное благополучие, физическое здоровье;
4. Духовной – знания об окружающем космосе, знание духовных ценностей, познание самого себя и законов жизни;
5. Рациональной – способности к рациональному анализу, мышлению, творчеству, планированию, предвидению.

Где применяется гештальт-терапия?

  • семейная терапия;
  • гештальт-педагогика;
  • клиническая психотерапия;
  • тренинги для представителей тех или иных профессиональных групп;
  • консультирование организаций;
  • тренинги для людей, которые стремятся к улучшению коммуникабельности и личностному росту.

Длительность курса гештальт-терапии:

Данный метод терапии относят к среднесрочным методам лечения. Такое лечение предусматривает как минимум 10 встреч с частотой 1 раз в неделю. Некоторым пациентам приходится проходить курс лечения, достигающий и 30 встреч. Все зависит от проблемы, задач, которые ставятся перед специалистом и некоторых других фактов.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход Г.-т. противопоставляется каузальному - традиционному - подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция - прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия - «поворот на себя» - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия - это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».
Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я». В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское-женское, активное-пассивное, зависимость-отчужденность, рациональность-эмоциональность, эгоистичность-бескорыстие. Большое значение придается в Г.-т. описанному Перлсом конфликту между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog). «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа «сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.
В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.
Первый уровень - уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я - это я, а ты - это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.
Второй уровень - фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.
Третий уровень - тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.
Четвертый уровень - имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.
Пятый уровень - эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.
Основным теоретическим принципом Г.-т. является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.
Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для «ускользания из настоящего». Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела», являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в Г.-т. акцент смещается с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.
Феноменологический подход диктует принципы и технические процедуры в Г.-т.: и те и другие связаны с настоящим. Основными принципами являются следующие.
1. Принцип «сейчас». «Сейчас» - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я - ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу - конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.
3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры в Г.-т. называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перлсу, «ага» - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами Г.-т., может создавать новые игры или модифицировать уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.
Большое внимание уделяется в Г.-т. работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда (Freud S.), Перлс говорил, что «сон - это королевская дорога к интеграции личности». В отличие от психоанализа, в Г.-т. не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
Перлс сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.
В последние годы отмечается явная тенденция отхода от ортодоксальной модели Г.-т. с ее непримиримостью к каузальности, полному отказу от анализа и интерпретаций к использованию гештальт-экспериментов в сочетании с каузальными методами психотерапии, чаще с трансактным анализом. Г.-т. наиболее эффективна при лечении неврозов. При работе с психотическими пациентами ее рекомендуют проводить достаточно длительно и осторожно.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

"Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены". (Ирвин и Мириам Польстер)

Гештальт-терапия — одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии. Главная его цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром.

Возьмём простые жизненные ситуации. Женщина так увлечена работой, что забыла про супруга, который давно обижается на её невнимание. Или мать, постоянно прокручивая в голове проблемы дочери, "запорола " какой-то важный отчёт. Или вас настолько преследуют воспоминания о разбитой любви, что вы переходите улицу на красный свет.

Вот так, зациклившись на чём-то, мы неосознанно отталкиваем всё остальное и вместо живой жизни проживаем мёртвые, но цепкие воспоминания.

Бывает наоборот. Повседневная суета и мельтешение не дают сосредоточиться на главном, добиться цели или, наконец, совершить поступок. Мы суетимся, раздражаемся, "тормозим ", ворочаемся в постели, теряем аппетит или жуём всё подряд. Энергия, которая так необходима нам для деятельной и созидательной жизни, расщепляется и распыляется вхолостую. К чему это? А чтобы, не дай бог, не выскочить из привычной колеи тяжёлых, но зато таких привычных воспоминаний, или феерических планов жизни в далёком будущем. Но вот именно из этого вязкого прошлого или неодолимого будущего "прилетают " нежданные разводы, увольнения, язвы, инфаркты.

И то, и другое, и третье психологи называют "феноменом незавершённого действия ". А в сущности, это просто старая заноза, которую вы до сих пор не вытащили из своего сердца… Что бы вы ни делали, она продолжает кричать о себе, отдаваясь головной болью или спазмами в желудке. Вы ходите по врачам, но всё без толку, потому что пытаетесь лечить симптомы, а не вытащить занозу.

В детстве мы "проглатывали " обиды, потому что боялись дать отпор. Потом мы стыдились слёз, чтобы не огорчать близких. Сегодня подавляем в себе радость из-за соображений политкорректности. Разве уместна улыбка в компании серьёзных зануд?

Всё это подавленное, невысказанное, невыраженное и незавершённое живёт внутри, поглощает наши силы и отравляет нашу жизнь. В итоге мы помогаем тем, кому вовсе не хотим, и, наоборот, не можем выразить любовь по отношению к своим близким.

Как вернуть себе подлинность чувств и свежесть восприятия?

Велосипедов изобретать не надо. Во всём мире психологические группы гештальт-терапии прочно вошли в жизнь бизнесменов и домохозяек, спортсменов и инвалидов, трудных подростков и студентов, семейных пар и закоренелых холостяков. В них люди учатся слушать и понимать друг друга, проявлять и принимать сочувствие. Здесь они узнают самих себя с другой стороны, переживают необычный опыт, испытывают захватывающие чувства. Одним словом, они возвращают себе изначальную целостность, собирают себя из разрозненных кусочков, на которые была раздроблена их личность. Вот такой гештальт получается. В переводе с немецкого языка гештальт означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определённое целое.

Если и вы всего этого хотите, значит, вам нужна гештальт-терапия, основателем которой является немецкий психотерапевт Ф. Перлз.

В пространстве гештальт-группы вы, наконец-то, избавитесь от детских обид, попросите и получите прощение у тех, кого уже нет рядом с вами; отрепетируете тот трудный разговор, который уже много дней (или лет?) откладываете.

Здесь вы узнаете, что в вас притягивает людей, а что — отталкивает. Здесь можно вести себя по-другому и сразу же почувствовать результат.

Одним словом, в гештальт-группе , вы постепенно начнёте действовать и чувствовать, как живой человек в живом мире.

Психологию сложно назвать точной наукой, но все же в этой сфере знаний есть свои школы и направления. Одним из таких направлений является гештальт-терапия. Что это за направление, чем оно занимается и зачем, в принципе, существует сегодня попытаемся разобраться.

Терминология и примеры незавершенного

Итак, гештальт. Что это такое? Сам термин родом из Германии, в дословном переводе он означает целостный образ. Гештальтпсихология основывается на простой мысли: любые недоделанные ранее вещи мешают человеку счастливо и комфортно жить. Одним из основных понятий этого направления является термин незавершенный. Именно незавершенность чего-либо основная причина того, что людям плохо живется.

Вот, допустим, взять простой, жизненный пример - ремонт в доме. Человек начал его делать, но не закончил, бросив затею на полпути. Что он имеет в итоге? Гору неиспользованных стройматериалов, строительный мусор, сорванную плитка в ванной и другие рабочие «прелести». Естественно, жизнь в такой обстановке сразу же превратится в настоящий ад.

Другой пример из жизни можно навести, посмотрев на ситуацию с девушками-рукодельницами, у которых в шкафах кипами лежат недошитые платья и недовязанные свитера. Каждый раз, натыкаясь на это чудо «хенд-мейда», девушки словно слышат немой упрек: «Берешься за большую работу и ничего не доводишь до конца. Вот так все у тебя и в жизни».

Такая терапия учит закрывать эти незавершенности, которые мешают двигаться дальше. Вот что такое гештальт. Это желания, которые должны были воплотиться в жизнь, но остались незаконченными и теперь настоятельно требуют от человека обратить на них внимание. Они сковывают не хуже цепей и мешают идти вперед.

Просто и понятно

Итак, гештальт. Что это такое простыми словами? Во-первых, это единица анализа психики и человеческого сознания. Психику невозможно поделить на отдельные части, а потом сложить обратно, формируя ее улучшенный вариант. Нельзя просто так взять и просуммировать основные части психики, ведь помимо них есть еще что-то. И это пресловутое нечто пытается найти гештальтпсихология. Если говорить простыми словами, гештальт - это сформировавшиеся образования человеческого сознания.

Попробуем еще немного упростить значение этого термина. Прежде чем выдвинуть основные теории, гештальтисты изучали восприятие человека. То есть когда он что-то видит, слышит или чувствует, это обрабатывает в сознании и переходит в разряд информации доступной к восприятию и понимаю. До гештальтистов ведущие психологи прошлого века пытались разложить сознание на определенные элементы и уже по ним изучать психику. Проще говоря, сознание и психика были таким себе конструктором, который можно разобрать и сложить обратно. В противовес этому гештальтисты выдвинули теорию целостности, проанализировав такие понятия, как инсайд и феномен фигуры-фона.

Что касается фигуры-фона, то можно найти множество картинок, на которых нарисовано двоякое изображение. К примеру, на одной из них можно увидеть и тигра, и обезьяну, и дерево. Но каждый человек будет видеть какое-то одно из этих изображений. Потому что это зависит от того, что оно принимает за целое, а что за его часть. Если говорить об инсайде, то это понятие можно определить как озарение. Оно чем-то напоминает вышеупомянутое выделение фигуры из фона, но уже в реальной жизни.

Например, человек пытается решить важную жизненную проблему, но ему это никак не удается. Он пробует повернуть ситуацию так и эдак, но все без толку. И вот в один прекрасный момент, когда он уже полностью отчаялся, к нему приходит озарение. Вся картинка ситуации складывается воедино, становится целостной, и он находит решение на раз-два. Собственно, говоря, простыми словами, это - гештальт. То есть, процесс соединение всех процессов конкретной ситуации воедино и высматривание в сложившейся картине путей решения проблемы. Теперь можно перейти от теории к практике, а именно к изучению понятия гештальт-терапии.

Немного истории и науки

Гештальт-терапия - это гуманистическое направление в психотерапии, которое базируется на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходе. Эта методика зародилась в 50-х годах прошлого века, а спустя десятилетие стала очень распространенной. Гештальт отличается от психоанализа. В психоанализе терапевт пытается интерпретировать бессознательные стремления пациента. В свою очередь гештальт-терапевт помогает развить самоосознавание. В отличие от психотерапевта он не является сторонним наблюдателем, а играет роль активного участника, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью.

Основные идеи этого психологического направления разработал Фредерик Перлз. Гештальт-терапию можно считать своего рода ревизией психоанализа. В какой-то момент убежденный фрейдист и психоаналитик Ф. Перлз решил пересмотреть свои взгляды на психоанализ. Так появились первые идеи теории гештальт. Спустя некоторое время эти идеи стали бурно развиваться и очень быстро превратились в независимую систему психотерапевтических взглядов.

Вместе с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином Перлз издает в 1951 году труд под названием «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности». В 1952 году основатель психологического направления переезжает в Нью-Йорк, где вместе со своими единомышленниками учреждает первый Гештальт-институт. Идеи новой психотерапии начинают набирать популярность, и спустя два года появляется Гештальт-институт в Кливленде. Уже к концу 50-х годов идеи гештальт-терапии распространились по всей Америке, а в следующем десятилетии они стали покорять Европу.

В ходе своего развития эта терапия претерпела несколько изменений:

  1. Реже стали применять групповую терапию.
  2. К пациенту стали относиться более терпимо и сочувственно. Перлз нередко входил с пациентами в конфликты, и это стало считаться крайне нежелательным явлением, хотя в рамках терапии все же допустимым.

Эксперименты и феномены

Гештальт основан на изучении целостной картины происходящего, включая факторы, что привели к конкретной ситуации. Проще говоря, терапевт помогает клиенту осознать его истинные страхи, сомнения и т. д., выявить их первопричину и обозначить поле действий. Как это происходит в действительности?

В ходе терапии человеку предлагают поставить эксперимент и выявить в процессе наблюдения феномены. Что бы это могло означать? К примеру, в качестве эксперимента человеку предлагают рассказать о событии из его жизни, проблеме, поговорить на любую (неважно какую) тему или же просят представить вымышленную ситуацию и рассказать, как он себя в ней поведет. Еще в качестве эксперимента психолог может попросить разыграть монодраму. То есть пациенту предлагают представить, что рядом с ним сидит очень важный для него человек (ну или он сам) и поговорить с этим плодом воображения.

В ходе эксперимента психолог может просто наблюдать, а может задавать наводящие вопросы или акцентировать на чем-то внимание. Эксперимент может длиться несколько минут или несколько часов, здесь нет установленных временных рамок. Перед началом этого исследования пациента просят внимательно за собой наблюдать и фиксировать феномены.

Феноменами принято считать эмоции, изменения в голосе, мимику, жесты, позы и тому подобное. Проще говоря, феноменами считаются исключительно те явления, которые наблюдаются в эксперименте. В этом и заключается основной принцип гештальт-терапии - принцип «здесь и сейчас». Соответственно, проводится работа только над теми чувствами и мыслями, которые имеются сейчас, а не над теми, что были, когда происходило какое-то событие.

Результаты терапии

После упражнений с гештальт-терапией человек может фиксировать в себе феномены, а это, в свою очередь, ведет к развитию осознавания. Успех проведенной терапии напрямую зависит от того насколько человек сумел развить этот навык и может ли применять его в реальной жизни.

После того как эксперимент закончился, все феномены обсуждаются с терапевтом. Во время обсуждения могут затрагиваться темы потребностей и ожиданий. Задача психолога - выяснить как эти потребности и ожидания соотносятся с действительным положением вещей. Также терапевт указывает своему подопечному на феномены, на которые он не обратил внимания.

При анализе феноменов терапевт разговаривает с пациентом как с равным, не пытаясь наставить на путь истинный. Он разговаривает со своим подопечным открыто, при необходимости рассказывает ситуации из своего прошлого. Именно поэтому личные качества гештальт-психолога имеют весомое значение. Между терапевтом и его пациентом должен быть установлен диалог. Пожалуй, это еще один важный принцип гештальт-терапии.

Цель

Гештальт-метод преследует определенную цель: он должен создать и укрепить целостную личность пациента. В ходе терапии пациент должен сам осознать, какие части своей личности он не желает принимать. Мысли, потребности, черты характера, эмоции - это то, из чего состоит человек. Сложно назвать полноценным того, кто пытается спрятать не только от окружающих, но и от себя самого свою истинную сущность. Поэтому в процессе лечения пациенту помогают понять все его скрытые потребности, особенности, мотивы и принять их, восстановив тем самым свою личность. Но это еще не конец. После того как человек воссоздал себя, его учат следовать собственным мечтам и потребностям, развивая, таким образом, индивидуальную независимость. Вот что значит гештальт-терапия.

Стать терапевтом

Сегодня есть множество литературы по гештальтпсихологии и терапии. Однако для большинства людей она написана слишком сложным научным языком, а ведь в последнее время нередко поднимается в рядах общественности вопрос: "Где можно освоить гештальт?".

Те, кто желает лучше познать себя или имеют какие-то проблемы, могут посетить тренинги и семинары, которые проводит общество под названием «Московский гештальт-институт». Во многих странах СНГ есть его действующие филиалы. Также эти встречи будут полезными для тех, кто сам хочет стать терапевтом. Обучение гештальт-терапии не проходит так, как обычное получение образования. Оно идет только через живую работу, человека скорее лечат, а не учат, хотя большинство обучающихся очень даже приветствуют этот процесс.

Какие проблемы решает терапевт?

Гештальт-подход помогает решить множество проблем. Чаще всего к терапевтам обращаются с такими ситуациями, как:

  • Непережитое горе. В жизни всякое бывает, иногда беда приходит внезапно оттуда, откуда ее совсем не ждешь. Но чтобы ни произошло, нужно уметь пережить это горе, вот только человек устроен так, что он пытается всеми правдами и неправдами избежать страданий. Как результат, этот процесс может растянуться на годы, а то и десятилетия, и все это время человек будет находиться в подавленном состоянии. Таким людям терапевты помогают выбраться из этой трясины.
  • Изменения. Некоторым людям очень сложно бывает справляться с переменами. Их постоянно мучают вопросы о правильности своего выбора, страшит неизвестность, донимают прочие тревоги. Гештальт-терапевт не даст советов, как поступить, он просто поможет услышать себя. Не зря ведь говорят, что «клиент уже знает правильное решение, только оно ему не нравится».
  • Родители. Нередко в семьях случается слышать такие высказывания, как: «Все женщины из нашей семьи несчастливы в браке» или «Нам всегда не везло с родственниками». Подрастающее поколение слышит это и послушно перенимает эстафету. Но ведь каждому человеку хочется быть любимым и счастливым, поэтому и идут к терапевту, чтобы наставил на путь истинный.
  • Дети. Родители не всегда могут понять своих детей, поэтому и прибегают к гештальт-терапии, чтобы наладить взаимоотношения.
  • Решения. Случается и такое, что за человека все всегда решали, и вот, ступив во взрослую жизнь, он не может понять чего он хочет, как правильнее будет поступить и т. д. Он просто не умеет слышать себя, в этом кроется весь корень бед.
  • Бегство от свободы. Грустная история о любви? Таких немало. Кто-то быстро расставляет все точки над «i» и живет дальше, а кто-то требует помощи, чтобы избавиться от созависимых отношений. И стоит отметить, что такая терапия длиться дольше всего.
  • Конфликты. Так уж сложилось, что в человеке постоянно копятся пережитые обиды, неотреагированные эмоции и незавершенные ситуации. Иногда весь этот «хлам» может собираться в течение нескольких лет, а потом найти выход в совершенно неожиданной и неподходящей ситуации. Именно таким способом появляется большинство конфликтов, а чтобы такого не происходило, стоит узнать, какова изначальная причина и что является спусковым крючком.
  • Скука. Но бывает и такое, когда к терапевту приходят чисто от скуки. Вроде у человека все есть, все, о чем только можно мечтать, а в довесок еще и здоровье отменное, но тоска и скука не дают покоя. Значит, человек где-то оступился в жизни и потерял сам себя.

После драки руками не машут

Как бы это странно ни звучало, но все проблемы у человека появляются от несвоевременных поступков. Не завершил начатое, не простил, обидел, унизил - все это становится приютом отчаяния, которое может годами накапливаться, а потом выливаться в неприемлемых формах. Человеку свойственно избегать проблемных ситуаций, откладывать решения на потом и «случайно» забывать. Но тем временем из года в год в сознании накапливается множество гештальтов. Что это такое? Это все ситуации, которые человек упрямо игнорировал или не придавал им значения.

Частенько можно встретить людей, которые словно застряли в прошлом десятилетии. И сейчас речь идет вовсе не об эстетах или фриках, которые сознательно отдают предпочтение моде 20-х или 60-х годов. Сейчас разговор касается тех, кто все еще не может проститься с собственным прошлым. Чтобы какая-то вещь превратилась в дорогой винтаж, должно пройти как минимум 40 лет, а вот одежда, что была в моде 10 или 20 лет назад, смотрится достаточно жалко, смешно и неактуально. Именно так выглядят и люди, застрявшие в прошлом десятилетии, где им было по 25, 30 или 35 лет.

В том далеком прошлом осталось множество незавершенных дел и упущенных возможностей, поэтому люди не хотят покидать то место и то время. Они все еще ждут (правда, неизвестно чего). Но как говорится, после драки кулаками не машут. Нужно разобраться с проблемами прошлого как можно быстрее и продолжать двигаться дальше.

Это действительно страшно - постоянно цепляться за прошлое, не признавать своих ошибок и пытаться выдать себя за того, кем ты, по сути, не являешься. Жизнь проходит и делает это очень стремительно. Не успеешь осмотреться, как от нее останется несколько серых дней. Резонно спросить: зачем тогда человеку дана жизнь? Никого не удивишь констатацией того факта, что человек способен на все. Но если его связывает прошлое, он беспомощен.

Научиться жить здесь и сейчас - вот то к чему призывает каждого гештальт-терапия. В жизни человеком движет не голова и не разум, а желания, чувства и потребности. Все что делает человек, он делает во благо себе. Подобная терапия - это не психология развития, а психотерапия. Очень часто на групповых тренингах рассказывают о простых, можно даже сказать элементарных вещах в убеждении, что это чрезвычайно сложная и неразрешимая проблема.

Гештальт-терапевты уверенны, что здоровых людей не бывает, все мы немного со странностями. Поэтому в своих подходах они используют простую стратегию: «Прими!» И приходится принимать, а если не получается, то можно как заклинание читать молитву, которую написал основатель гештальт-метода.

Заклинание

В 1969 году Ф. Перлз опубликовал так называемую гештальт-молитву, которая стала очень популярной. В этих словах отражаются основные концепции терапии. Хотя некоторые биографы уверяют, что эти слова не что иное, как личное кредо Перлза, который всегда поступал так, как считал нужным. Психолог полагал, что отношения между двумя личностями могут носить исключительно временный характер, за что последняя строка «молитвы» часто подвергалась критике. Хотя в целом она оказала огромное влияние на культуру 70-х годов, так как вышла в свет в эпоху борьбы человека за свои права. Вот ее текст:

« Я делаю свою работу, и ты делаешь свою работу. Я живу не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. Я - это я, и ты - это ты. И если нам повезло найти друг друга - это прекрасно. А если нет, то этому не помочь ».

Что это такое - гештальт?

Это целостный образ. Образ окружающего мира и человеческого сознания. Это еще одно направление в психологии, которое помогает человеку построить собственную счастливую жизнь. Кому-то гештальт-терапия подходит, кому-то - нет. Все люди разные и у каждого свои проблемы. Но для тех, кому нравится говорить о чувствах и причинах своих проблем, идеология гештальт-метода подойдет как нельзя кстати.

Но если есть проблемы, и отсутствует желание посещать специалиста, нужно учиться самостоятельно находить источники жизненных неприятностей и устранять их полностью. Ошибки - не цепи, что не дают идти вперед. Главное - их вовремя осознать и принять как аксиому, которая не требует подтверждения.

Психология - это не точная наука, потому что человеческое сознание невозможно вычислить по формуле, и все же она существует не просто так. Человеку свойственно витать в облаках или непрестанно смотреть в прошлое, но только психотерапевты могут вернуть заблудшую душу "с небес на землю" и заставить жить "здесь и сейчас".