Как устроен католический храм. Матрица мироздания сакральный базис внутренней планировки католических соборов. Орган собора - один из крупнейших в России

Пока люди праздновали: остатки Нового года, день рождения Толкина, Рождество по юлианскому календарю - я писала-писала статью. Про устройство католического храма. Как-то раз, копаясь в турсайтах, встретила описание милой Сеговии, автор обзора сказанул, что кафедральный собор тамошний достаточно осмотреть снаружи - внутри там и нет ничего. Босюсь, я минут пять предавалась фантазиям о том, что в голове у данного автора и почему так получилось. Чтомы видеть, нужно смотреть, чтобы видеть, нужно понимать и быть готовым открыть для себя что-то новое. Людям, готовым это сделать, неважно, верующие они или нет и какой конфесии, и адресуется эта статья.

Собственно, перед вами черновик статьи - без картинок и не полностью отредактированный. Но мне захотелось похвастаться и получить от вас, френды, обратной реакции, каких-то замечаний и вопросов. В полностью готовом виде статья появится на моем (совместным с организацией Una Voce) свеженьком сайте для паломников и путешественников. Кстати, на сайте будут помещаться материалы не только авторства меня и друзей и родственников кролика, а кого угодно, лишь бы по теме. Так что - вэлком к сотрудничеству!

Католический храм

Каждое сооружение, созданное руками человека, имеет свое предназначение, свои функции. Странен и никому не нужен жилой дом, в котором невозможно жить, концертный зал, в котором нельзя проводить концерты. Возможно, с течением времени здание перестанет использоваться по своему назначению, но сама его конструкция подскажет нам, для чего же все-таки оно было построено. Вся архитектура здания указывает на его назначение, его детали призваны направлять внимание и мысль заходящего на определенные вещи. Ни одна деталь в здании не является случайной, все подчинено единому замыслу и цели.

Все вышесказанное относится и к католическим храмам. Часто можно услышать или самим задаться вопросами об отличительных элементах традиционной католической архитектуры и церковного убранства. Зачем нужна алтарная преграда? Зачем - статуи? Зачем - скамеечки для коленопреклонения? Зачем - колокола и колокольни? И что все это значит? Ответив на эти вопросы, мы получим более полное представление не только об устройстве храма, но и о символах и обрядах католичества, а главное – о внутренней сути католической веры.

Несмотря на различие архитектурных стилей, храмы в своей основе имеют нечто общее, ведь назначение этих зданий за две тысячи лет не изменилось. Итак, для чего же строились и строятся храмы? Прежде всего – для совершения богослужений, литургических служб. Ни один католический храм не строится так, чтобы в нем нельзя было проводить службы. Все остальные функции храма важны, но вторичны по отношению ко главной и подчинены ей. Следовательно, самое важное место храма – алтарь, на котором совершаются мессы. Вся архитектура храма всегда, за крайне редкими исключениями, устроена так, чтобы выделить, подчеркнуть важность алтаря, и, соответственно, совершаемого на нем действа. Подробнее об алтаре мы расскажем чуть позже.

Другая важная функция храмов – быть «проповедью в камне» о деяниях Христа и Его Церкви, быть зримым воплощением христианской веры. Именно этому служит убранство храма, его статуи, росписи и витражи. Устремленность к Богу всей Церкви, местной общины и каждого конкретного человека выражается, прежде всего, в вертикальном характере храмового строения. Это означает, что вертикальные элементы преобладают над горизонтальными. Здание в целом или его элементы по крайней мере зрительно кажутся выше, чем длиннее. Если храм невозможно сделать слишком высоким, добавляются архитектурные элементы, делающие его высоким зрительно.

Так как часто над храмом и его частями трудились лучшие мастера, то он представляет и немалую художественную ценность. Как мы уже говорили, храм учит и евангелизирует. Это достигается не только благодаря его форме и предназначению, но и посредством произведений изобразительного искусства. Церковное искусство рассказывает библейские истории, говорит о Христе, о святых и о самой Церкви. Оно - неотъемлемый компонент католического культа, поскольку христианская вера основана на Воплощении Слова: Слово (Бог) стало плотью - Он принял телесную человеческую природу.

Дом Божий непосредственно связан с Небесным Иерусалимом, с общением святых и ангелов. Здесь красота создает условия, поднимающие душу человека от мирского и преходящего, чтобы ввести ее в согласие с небесным и вечным. Архитектор Адамс Крэм - наверно, величайший из церковных зодчих конца XIX столетия - писал, что "искусство было, и всегда пребудет, величайшим средством духовного впечатления, которым может обладать Церковь". По этой причине, добавляет он, искусство - величайшее выражение религиозных истин.
Религиозное изобразительное искусство затрагивает - или должно затрагивать - все части церковного здания, как снаружи, так и внутри. Священное искусство принимает множество форм. В западной церковной архитектуре это, прежде всего, статуи, рельефы, картины, фрески, мозаики, иконы и витражи. Не вдаваясь в долгие рассуждения, можно сказать, что Церковь обладает огромной сокровищницей священного искусства и чудесной традицией, которой может следовать.

Удачные произведения церковного искусства подчеркивают архитектуру и литургию и привлекают наш разум к Богу своей красотой и смыслом. Священное искусство не заключается в самом себе, цель его – не внутри него самого, но вовне. Оно служит чему-то иному, и своей красотой славит Небеса, а не себя самое. Религиозное искусство следует воспринимать, имея в виду его главную задачу, а не просто как совокупность художественных приемов.

Все остальные функции храма – вторичны по отношению к этим двум главнейшим. И, хотя в разные времена на храмы налагались дополнительные функции – например, как на место паломничества, или ввиду постройки органа, что вносило в архитектуру храма определенные изменения, - основной план здания остается неизменным. Чтобы понять храм, нужно все время иметь в виду его основное назначение.

Давайте подойдем к храму и осмотрим его. Для полного впечатления к храму лучше подходить пешком, пройти хотя бы полквартала, чтобы храм открылся в городском пейзаже. Обычно перед входом в храм находится площадь – она предназначена не только для выделения храма как архитектурного сооружения, но и для собрания народа. На площади перед собором святого Петра в Риме многочисленные верующие собираются послушать Папу Римского и получить его благословение. Многие площади спроектированы знаменитыми архитекторами и достойны осмотра. На площадях часто помещаются дворцы епископов, ратуши, общественные и административные здания. Площадь – связующее звено между городом и храмом, и осмотр храма нужно начинать именно с нее.

Еще мы бы советовали прежде, чем заходить в храм или начинать фотосъёмку, остановиться на минуту, сосредоточиться, убрать все лишнее из мыслей, чтобы должным образом воспринимать увиденное. Верующим людям хорошо бы прочесть молитву, а неверующим – минутку помолчать и настроиться.

Приближаясь к храму (пешком или на машине), еще до того, как нашему взору предстанет все здание или хотя бы его фронтон, мы, скорее всего, видим колокольню. Это один из главных вертикальных элементов, привлекающих наш внимание к церкви как визуально (ее видно издалека), так и звоном колоколов, служащих как тому, чтобы отмечать время, так и для призыва к молитве или богослужению.

Появление церковных колоколов датируется по меньшей мере VIII в., когда они были упомянуты в писаниях Папы Стефана III. Их звон не только призывал мирян в церковь на Мессу (эта функция до сих пор сохраняется - или, по меньшей мере, должна сохраняться), но и, в монастырях, поднимал монахов на чтение ночной молитвы - заутрени. К Средним векам каждая церковь была оборудована по меньшей мере одним колоколом, а колокольня стала важной чертой церковной архитектуры.

В южной Европе, особенно в Италии, колокольни часто возводились отдельно от самой церкви (ярким примером служит знаменитая наклонная башня в Пизе, построенная в XII в.). На севере же, как и - впоследствии - в Северной Америке они чаще становились составной частью церковного здания. Во многих храмах можно войти на колокольню, но только не во время звучания колоколов, конечно.

Колокольня – это одна из разновидностей церковных башен, придающих зданию храма неповторимый вид. Церковные башни (в современном смысле слова) впервые появились в начале Средневековья, возводясь в аббатствах и кафедральных соборах, выстроенных в романском стиле. С годами они обрели многочисленные варианты и типы, вздымаясь высоко в небеса и став заметными с больших расстояний. Согласно религиозной теории, самое высокое место церковного здания символизирует Бога на Небесах, и слово «башня» иногда используется как символическое обозначение самого Господа Бога. Церковные башни являются настолько характерным элементом храма, что можно смело относить все постройки с башнями к религиозным зданиям, даже если они уже успели сменить свое назначение, как, например, Национальный дворец в Марфе (Португалия).

Поскольку башни не являются обязательным элементом богослужения, а стоят дорого, то их строительство часто откладывалось. В результате многие башни так и не были завершены, а другие, хоть и увенчаны шпилями, выглядят совсем иначе, чем были задуманы, и это заметно. Постройка башни обходилась общине или сеньору в копеечку, потому наличие башни говорит о том важном месте, какое занимала церковь в глазах общества. По виду башен можно определить иерархию церквей, более важные церкви имеют более высокие и сложные башни. Нет четкого правила о расположении башен, потому они могут быть где угодно – спереди ли сзади храма, сбоку или же посередине, над средокрестием.

Еще один выдающийся элемент церкви - это купол или шпиль, увенчанный крестом. Купол - круглый или, реже, овальный - стал популярен на Западе во времена Возрождения. Он оказывает большое влияние как на внешний, так и на внутренний вид храма. В интерьере он способствует ощущению вертикальности и запредельности (символизируя небесное царство) как своей высотой, так и тем, как именно сквозь окна в нем лучи света проникают в помещение. Снаружи же купол и шпиль визуально позволяют определить здание как церковь, выделив его из городского или сельского пейзажа. В старых европейских городах, если есть время и желание, можно неплохо ознакомиться с местными храмами, находя их только по крестам на шпилях и колокольнях.

Снаружи храма также могут быть видны и другие архитектурные элементы. Пилястры – вертикальные выступы стен, напоминающие колонны. Они служат для утолщения стен, чтобы те смогли выдержать вес свода. Обычно они «подпирают» потолочные балки, подчеркивая логическую взаимосвязь разных частей здания. Пинакли наверху добавляют прочности, создавая дополнительную силу, направленную вниз.

Когда мы подходим ближе, то видим фасад, то есть переднюю стену здания. Как лицо создает образ человека, так же и фасад создает образ здания. Часто именно он запоминается больше всего. Нередко фасад включает в себя колокольню или другие башни, статуи или более простые скульптуры, окна и, наконец, главную входную дверь. В условиях городской застройки, когда над церковью могут нависать другие здания, фасад принимает на себя дополнительную задачу - храм определяется уже по нему. В больших соборах имеется несколько фасадов, имеющих собственные имена. Например, три фасада храма Святого Семейства в Барселоне (Испания) называются фасад Рождества, Страстей и фасад Славы, символизирующие, соответственно, три важнейших события в жизни Христа и всего христианского мира и оформленные надлежащим образом.

Фасад и ведущие ко входу ступени – второй, после площади, пункт перехода от профанного (внешнего мира) к священному (интерьеру церкви). Часто именно фасад имеет больше всего возможностей для евангелизации, научения и катехизации, поскольку включает в себя произведения искусства, названного "слугой религии". Церковный фасад подобен тексту на обложке книги: его вид вкратце рассказывает о том, что мы найдем внутри. Основной фасад, часто расположенный ассоциируется с триумфальным входом в Небесный град. Архитекторы сосредотачивали у входа богатые фигурные украшения и надписи.

Обычно католические храмы обращены главным входом на запад, а алтарной частью – на восток. Однако бывают и исключения, обусловленные причинами не богослужебного характера. Такой причиной может быть необходимость вписать церковь в городскую застройку. Например, знаменитый собор святого Петра в Риме обращен алтарем на запад, потому что стоит на холме к западу от города, и правильная ориентировка здания была бы неудобна для входящих.

Одна из частей церковного фасада, лучше всего известная широкой публике, это розетка - большое круглое окно, располагающееся обычно над центральным входом. Полоски витражного стекла, лучами расходящиеся от центра, уподобляются лепесткам распустившейся розы. Есть и другие типы круглых окон, украшающих фасады западных церквей, но все они своим происхождением обязаны круглому отверстию, имеющемуся в классических зданиях Древнего Рима, таких, как Пантеон - оно называлось oculus ("око").

Фасад, конечно же, не имел бы смысла, не будь в нем дверей, ведущих внутрь церкви. Двери эти - или, как их иногда называют, порталы - имеют большую важность, поскольку в буквальном смысле являются Вратами Неба (Porta Coeli), вратами Дома Божьего (Domus Dei). Главный вход в церковь, символизирующий Христа, Который сказал «Я есмь дверь», означает не только вход в здание, а и вступление в христианскую общину и все с этим связанное.

Уже в XI столетии украшение порталов (ниш, в которых располагаются дверные створки) статуями и рельефами стало важной чертой церковной архитектуры. Сцены из Ветхого Завета и из жизни Христа обычно изображаются над входом в церковь в треугольниках, называющихся тимпанами. Порталы должны одновременно вдохновлять и звать. Они привлекают сердца к Богу, а тела - в церковь. Лучше всего известны средневековые порталы, украшенные изображениями неба и земли, однако любая церковная дверь – потенциальный символ стремления человека к Небесам.

Сами двери храма также могут быть украшены различными сценами и символическими фигурами.

Третий и последний переходный пункт на пути из внешнего мира в интерьер церкви это нартекс, или притвор. Он служит двум основным задачам. Во-первых, нартекс используется в качестве вестибюля - здесь можно отряхнуть снег с ботинок, снять шапку или сложить зонтик. Во-вторых, в нартексе собираются процессии. Поэтому его называют еще "галилеей", так как процессия из нартекса к алтарю символизирует путь Христа из Галилеи в Иерусалим, где Его ждало распятие.

Внутреннее помещение храма традиционно делится на три смысловые части. Вышеупомянутый нартекс символизирует переход от светского мира к миру Божественного, неф означает Новый сад возрожденной земли, и алтарь и пространство вокруг него – преддверие Небес.

Существует знаменитая и весьма ценная схема, в которой изображение Христа наложено на план типичной церкви-базилики. Голова Христа это пресвитерий, раскинутые в стороны руки превращаются в трансепты, а туловище и ноги заполняют неф. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о церкви, представляющей Тело Христово. Не случайно очертания этого плана напоминают распятие. Подобная планировка называется крестообразной, напоминающей распятие Иисуса на кресте.

Термин базилика означает буквально "царский дом" - вполне подходящее название для дома Божия, поскольку мы понимаем Иисуса как Христа-Вседержителя, Царя царей. На планировке базилики основывалась бóльшая часть церковной архитектуры последних 1700 лет. Церковь, построенная по этому образцу, вписывается в прямоугольник с соотношением сторон два к одному. Вдоль всей ее длины обычно тянутся два ряда колонн, отделяющих боковые приделы от центрального нефа. Бывают храмы, даже и древние, иной планировки – например, круглой, или сложной формы, как Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

В строгом смысле слова базиликой называют храм с нечетным количеством нефов (проходов к алтарю), это базилика архитектурная. В католической церкви базиликой также называется особый статус храма, присвоенный ему Папой Римским.

Если планировка церкви веерообразная, или представляет вписанные друг в друга геометрические фигуры – значит, эта церковь построена почти наверняка в XX веке.

Пройдя сквозь нартекс, мы оказываемся в основном помещении церкви, которое именуется нефом - от латинского navis, "корабль" (отсюда же - "навигация"). Обычно неф является самой большой частью церкви, местом, где, между входом и алтарем, расположены скамьи для участвующих в богослужении прихожан. Длинные кровельные балки нефа часто сравнивают с корпусом судна. И саму церковь издавна сравнивают с ковчегом, позволяющим странником безопасно достичь цели своего путешествия – Царствия Небесного. Неф служит защитой от мирского греха и одновременно дорогой, ведущей на Небеса.

Неф почти всегда разделен на два или четыре сектора скамей расположенным по его центру проходом, ведущим к пресвитерию и алтарю. В больших церквях с боков его ограничивают дополнительные проходы. Нефы могут иметь разную высоту и отделяются друг от друга рядами колонн. Галереи сверху могут иметь разное назначение – быть хорами для певцов или же, как в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (Рим) служить местом для женщин, которые во времена постройки церкви молились отдельно от мужчин. Галерея в Эксетерском соборе (Англия) предназначалась для музыкантов и певцов украшена изображениями играющих на музыкальных инструментов ангелов.

В высоких церквях неф, тоже высокий, может состоять из нескольких элементов, как бы из нескольких этажей. Например, снизу идут пролеты из групп колонн, выше располагается галерея, а еще выше – витражные окна. Высокие здания дают дополнительную возможность «проповеди в камне» и подчеркивают стремление верующего вознестись ввысь, к Господу.

Поперечные нефы, пересекающие под прямым углом основной неф крестообразного храма, называются трансептами. Трансепты часто украшены каменной резьбой и витражами. В готических соборах трансепты широкие, не уступающие по ширине основному нефу. Часто главный вход в храм (или тот, в который пускают туристов и паломников), в старых готических храмах располагается не в центральном нефе, а в трансепте.

В нефе, а также на фасаде часто можно увидеть вертикальные элементы – колонны и столбы. Подпирая кровлю, столбы в то же время символизируют подпирающих Церковь – святых или добродетели. Капители – верхние части колонн – украшены завитками, листьями и цветами. Иногда и нижняя часть колонны – база - изображена в виде какого-либо животного. Столбы, в отличие от колонн, не имеют капителетей и базы, хотя бывают и исключения. Пучки столбов, характерный элемент готической архитектуры, очень напоминают колонну необычной формы. Столбы и колонны служат не только подпорками для кровли, они еще разграничивают визуально пространство храма. С их помощью внутреннему помещению придается необходимая церкви визуальная вертикальность.

В нефах церквей располагается множество элементов интерьера. Некоторые из них – обязательные, другие могут присутствовать в одних храмах и отсутствовать в других. Однако все эти элементы нужны и важны, часто они представляют собой единую художественно-смысловую композицию.

При входе в неф (место священное), обычно видны чаши со святой водой. Здесь верующие благословляются ею, напоминая себе о своем крещении и о грехах. Осенять себя перед входом в церковь крестным знамением, смочив предварительно пальцы святой водой - древний способ очиститься, вступая в дом Божий.

Св. Карл Борромео, сыгравший большую роль в формировании архитектуры католической Контрреформации, указывает следующие правила, касающиеся формы и размера чаши для святой воды, а также материала, из которой она должна делаться. Он пишет, что она "должна быть изготовлена из мрамора или цельного камня, без пор или трещин. Она должна покоиться на красиво сложенной опоре и располагаться не снаружи церкви, а внутри ее, и, по возможности, справа от входящего". В некоторых церквах как чаши используют раковины моллюска – тридактны гигантской. В современных храмах в древние чаши со святой водой часто ставят небольшие емкости, в которых и находится святая вода. Смысл этого сугубо утилитарный, никакого глубокого символизма в этом действии нет. Чаши со святой водой обязательно есть в каждом храме.

Еще один элемент церковного здания, имеющий прямое отношение к нефу, это баптистерий - место, специально предназначенное для крещения. Ранние баптистерии возводились в качестве отдельных зданий, но позднее их стали делать в виде помещений, пристроенных непосредственно к нефу. В старых церквах чаша баптистерия большая, рассчитанная на погружение взрослого человека, позже купель стала гораздо меньше, теперь она предназначена для младенцев. Обычно они имеют восьмиугольную форму, указывающую на воскресение Христа на "восьмой день" (воскресенье следует за субботой - седьмым днем библейской недели). Таким образом, число восемь представляет новый рассвет для христианской души. В некоторые века было принято помещать крещальную купель непосредственно в нефе. Тогда она сама приобретала очертания восьмиугольника.

Религиозное изобразительное искусство, связанное с купелью и баптистерием, опирается чаще всего на сюжет о крещении Христа св. Иоанном Крестителем. Другой популярный образ - голубь, представляющий Святого Духа, поскольку крещение это ниспослание Святого Духа на душу крещаемого.

Пожалуй, чаще всего неф не обходится без скамей для сидения, оборудованных скамеечками поменьше - для коленопреклонения. Скамьи обычно делаются из дерева и снабжаются спинкой, а скамеечки нередко обиваются мягкими подушечками. Сбоку на скамьях или на их спинках могут помещаться изображения.

Традиционно скамьи располагаются в одном общем направлении, то есть одна за другой, лицом к пресвитерию. В некоторых крупных церквах, куда приходит много паломников, скамьи делаются съемными или вообще отсутствуют. Например, в базилике св. Петра вместо них ставятся стулья, или же прихожане вообще стоят. Однако это отнюдь не норма католического обычая, а, скорее, исключение, причина которого - необходимость дать достаточно места для огромного стечения народа, нередко бывающего на Мессах и других церемониях.

Скамьи способствуют тому, чтобы неф выглядел по-церковному; они - часть католического наследия и известны на Западе по меньшей мере с XIII в., правда, тогда у них не было спинок. К концу XVI столетия большинство строившихся католических храмов имели деревянные скамьи с высокими спинками и скамеечками для коленопреклонения. Но еще до того, как скамьи вошли в употребление, значительную часть Мессы верные проводили на коленях и стоя, а скамьи ставили только для важных особ – королей или сеньоров данной местности. В музеях с коллекциями средневекового искусства можно увидеть эти роскошные скамьи с деревянными резными балдахинами. Красивый мозаичный пол многих старых церквей объясняется именно тем, что скамьи ставили редко и не для всех.

Собственно говоря, коленопреклонение всегда было отличительной позой участника католического богослужения - во-первых, в знак почитания Христа, а во-вторых - в качестве позы, выражающей смирение. Нельзя забывать, что католический культ включает как преклонение перед Христом, так и смирение перед Богом. Скамья предназначена для того, чтобы сделать и то, и другое максимально удобным. В этом качестве она стала неотъемлемой частью интерьера католических церквей.

Еще одна важная часть нефа это хоры. Они предназначены для тех прихожан, кто особо обучен вести литургическое пение. По причинам акустического характера хоры обычно располагаются на одной из осей здания.

Во многих старинных церквях хоры располагаются в передней части нефа, возле алтаря, но это было введено в обыкновение лишь в те времена, когда все певчие были клириками. Насколько известно, первый городской храм, в котором хоры были организованы таким образом, это церковь св. Климента в Риме, закрытый хор которой (называющийся schola cantorum) был помещен в нефе в XII в. Но в монастырских церквах этот обычай существовал еще почти за шестьсот лет до того, поскольку пение давно стало важной частью монашеской молитвы. Многие общины веками пели литургию и сохраняют этот обычай до сих пор.

В наши дни, со времен Контрреформации (то есть с XVI века), хоры чаще располагаются в задней части нефа, на галерее. Прихожанам гораздо лучше поется, когда сзади и сверху их направляют умелые певцы и орган. Расположение хоров и органа на возвышении продиктовано акустическими причинами и предназначено для улучшения музыки.

Поскольку пение воспринимается в первую очередь на слух, нет обязательной нужды в том, чтобы члены хора были видны остальным прихожанам. Ведь они участвуют в Мессе как молящиеся, а не как артисты. Поэтому нам на них смотреть не обязательно, а вот им - поскольку они ведь тоже верующие - весьма полезно смотреть во время богослужения в ту же сторону, что и все остальные - в направлении алтаря Жертвоприношения.

Для удобства певцов на хорах располагаются кресла для них, часто – они идут рядами друг напротив друга. Эти кресла также могут быть произведениями искусства, как в соборе в Толедо (Испания). Их красота свидетельствует о том значении, какое придается музыке и пению в богослужениях. Большинство таких сидений – откидные.

Аналой – подставка для больших богослужебных книг, также устанавливается в хорах. Стоящий за аналоем священнослужитель, возглавляющий службу часов, нараспев читает начало торжественного псалма, который подхватывают певчие.

Вокруг хоров иногда можно видеть высокую ограду, узорчатую или сплошную, отделяющую хоры, а также – алтарную часть от основного нефа. На ограде собора Нотр-Дам-де-Пари изображены все основные сцены из жизни Иисуса, от рождения до Вознесения на Небеса.

Первые католики в Казани появились в XVIII веке, в основном это были выходцы из Германии и Прибалтики. В 1835 году в Казани был основан постоянный католический приход. Из-за отсутствия храма приход совершал богослужения в различных зданиях города и часто менял своё местоположение.

В 1855 году священник Остиан Галимский подал ходатайство о постройке католической церкви, аргументируя прошение сильным ростом числа прихожан. Через два года вопрос был решён положительно, с условием, что внешний вид храма не будет отличаться от окружающих домов и не иметь характерный католический облик. Строительство каменной церкви по проекту А. И. Песке началось в 1855 году, а освящена она была 1 ноября 1858 года в честь праздника Воздвижения Святого Креста.

После установления советской власти приход некоторое время продолжал работу, в 1921 году в храме были реквизированы все ценности «в помощь голодающим Поволжья». В 1927 году церковь была закрыта, приход распущен.

Здание храма после периода запустения было передано лаборатории Казанского государственного технического университета имени А. Н. Туполева, а в центральном нефе бывшего храма была расположена аэродинамическая труба.

Католический приход в Казани был восстановлен и зарегистрирован в 1995 году. Историческое здание храма не было возвращено католикам, вместо этого городские власти передали католическому приходу небольшую часовню «Страстей Господних», расположенную на Арском кладбище, которая была отреставрирована с финансовой поддержкой католических приходов нескольких стран. Часовня была освящена после реставрации в сентябре 1998 года епископом Клеменсом Пиккелем.

В связи с трудностью переноса аэродинамической трубы из исторического католического храма в 1999 году мэрия Казани приняла решение выделить казанским католикам участок в центре города на пересечении улиц Островского и Айдинова для строительства новой церкви. После ряда проволочек строительство началось в 2005 году, месса освящения краеугольного камня состоялась 11 сентября 2005 года.

Строительство шло три года, 29 августа 2008 года состоялось торжественное освящение церкви Воздвижения Святого Креста. Мессу освящения возглавил Декан коллегии кардиналов Анджело Содано, ему сослужили епископ Клеменс Пиккель, нунций Антонио Меннини и несколько других епископов и священников. Освящение церкви Воздвижения состоялось ровно через 150 лет после освящения первой казанской католической церкви.

Храм построен в стиле классицизм. За основу проекта был принят фасад исторического храма Воздвижения. Автор проекта постарался максимально приблизить архитектуру нового храма к старому. В плане церковь имеет форму креста с размерами в осях 43,5 х 21,8 м. Главный вход храма ориентирован на угол улиц Островского и Айдинова. Площадь здания - 1812 м

Это первое мое посещение католического храма в пределах нашей страны, признаться честно...понятия не имела, что подобная красота есть в моем родном городе...)
Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок — гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича. В нартексе (притворе) собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа — медаль юбилейного 2000-го года.

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа —Часовня Божьего Милосердия, дарохранительница и алтарь Святых ДаровВ центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов — 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.

Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной.

Зайдем внутрь?)

Безумно красивые витражи в этом храме...

Посмотрим наверх?)))

Орган собора является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы.

В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма — алтарь, облицованный темно-зелёным мрамором, — место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. На алтаре — изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк.1:8). Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды — Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте — 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры — Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.

Безумно высоко!!!)))

Уж очень похоже на исповедальню)))

И как только можно было всю эту красоту запрятать посреди обычного спального района...

Огромное спасибо одному ооочень доброму, близкому и самому лучшему человечку) За то....что он стерпел мои вечные капризы и отвез почти ночью в другой конец города, дабы сфотографировать этот храм с подсветкой)))

Побывала я там дня два назад. Подошла к женщине, которая торговала книгами и фотографиями храма и спросила, нужно ли мне надевать платок. Та, с добродушной улыбкой ответила, что не надо, рассказала мне о концертах, о храме и отправила прогуляться по храму и пофотографировать.
Прошло несколько дней, но до сих пор не могу отойти от странного ощущения, будто я побывала там, к чему долго шла..
Хотелось сесть на лавочку и сидеть, слушая красивую музыку виалончели и думать о вечном...
Если даже вы убежденные христиане, сходите туда, ну, хотя бы для личного развития...
Там красиво, там спокойно и умиротворенно...

Теперь, моя мама хватается за голову, ибо я стала подумывать о католичестве....
Недаром мне так близко все то, что связано с Италией...
И обязательно, я вернусь туда и еще и еще раз...а в следующую пятницу идем-с туда на концерт органной музыки, никогда не слышала звучание органа вживую...

Надеюсь, наша с Вами прогулка никому не наскучила)
До встречи на просторах моего уютного дневничка!!!

Продолжение следует....

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Московский Римско-католический приход

Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Зарождение Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Началось все с того, что к концу XIX века
в Москве количество католиков возросло и насчитывало около 35 тысяч
человек. Действующие на то время два католических храма: св. Людовика
Французского, что на Малой Лубянке и церковь святых апостолов Петра и
Павла (в настоящее время закрыта) не могли уместить такое количество
прихожан. Созрела необходимость строительства нового, третьего
католического храма в Москве.

В 1894 году начались организационные и
подготовительные работы для воздвижения нового филиального храма прихода
свв. Апостолов Петра и Павла. В 1897 году в журнале "Строитель" был
опубликован проект нового храма в неоготическом стиле, проект, который
победил на конкурсе, объявленном московскими поляками. Чтобы началось
строительство, необходимо было согласие царя Николая II и синода —
светского органа, наблюдающего за деятельностью русской православной
церкви.

Как только разрешение на строительство
было одобрено, многочисленная католическая община начала сбор средств, в
основном пожертвований, на строительство нового храма, для которого
было куплено 10 гектаров земли на Малой Грузинской улице. Деньги
собирали в основном поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за
рубежом (из Варшавы пришло 50 тысяч рублей золотом), а также многие
католики иных национальностей, включая русских. Жертвовали и простые
рабочие, строители, железнодорожники.

Фасад Храма

Строительство...

Ажурную ограду вокруг будущего собора, а
также первый проект храма был разработан архитектором Л.Ф. Даукшой, но
строился костёл по проекту другого архитектора. Окончательный проект
храма разработал известный московский архитектор Фома Иосифович
Богданович-Дворжецкий. Храм представляет из себя базилику, которая в
плане имеет форму вытянутого латинского креста. Это знаменитая
крестообразная планировка, в которой изображение Христа на кресте
наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это
пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют
неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим
буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело
Христово.

Орган собора - один из крупнейших в России

Главный восточный фасад этого собора
сильно напоминает знаменитый собор в Вестминстере (Англия). А
многогранный купол, увенчанный шпилями был навеян кафедральным собором в
Милане (Италия).

По законам готической архитектуры храм — это не просто сооружение для
молитвы. Здесь каждая деталь символична, и знающий человек, приходя в
храм, прочитывает как книгу архитектурное убранство и орнамент собора.

Вот, например, ступени, которые ведут к
порталу (главным воротам храма). Их ровно 11, что означает 10 заповедей и
последняя одиннадцатая, как символ Христа. И лишь только соблюдая эти
10 заповедей, человек входит в царствие небесное, которое в этом храме
символизируется порталом с резными дверями. Над дверьми виден золотой
знак, в котором распознаются 4 буквы: VMIC, которые читаются как Virgo
Maria Immaculate Conception, что переводится как Дева Мария непорочно
зачатая.

Костел строили с 1901 по 1911 гг. В декабре 1911 года состоялось
торжественное открытие новой церкви, хотя отделочные работы продолжались
до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были
поставлены только в 1923 году. На строительство храма ушло в общей
сложности 300 тысяч рублей золотом, что равносильно примерно 7 400 000$.

Смутные времена...

Октябрьская революция свергла царизм и
вместе с ним отвергла церковь, как православную так и католическую.
Советский союз создавался как атеистическое государство, борьба с
религией наряду с классовой борьбой была главной целью революции.
Сталинский террор достиг своего апогея в 1937 году — костёл на Малой
Грузинской был закрыт, последний польский священник о. Михал Цакуль был
расстрелян НКВД. Тысячи священников и монахов были уничтожены в лагерях.

30 июля 1938 года церковное имущество
было расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган. Фасад также был
испорчен. Организации, расположившиеся в разоренном храме, перестроили
его внутри: храм поделили на 4 этажа, изуродовав перепланировкой
интерьер этого ценного памятника церковной архитектуры.

В первые дни войны между Германией и СССР
в июне 1941 года, когда начались налеты немецкой авиации на Москву,
башенки костёла снесли, ведь они могли послужить ориентирами для
немецких летчиков. Печальное зрелище представлял костёл с обрубленными
башенками, словно культяпками.

После войны ситуация не изменилась — у
храма был снесен и шпиль, венчавший купол и отнят еще один участок
территории и присоединен к дому по Малой Грузинской улице. В храме
располагались и рабочие общежития, и овощехранилища, цеха и конторы.
Единственным действующим католическим храмом на то время оставался храм
Людовика Французского Парижской епархии.

Борьба и возрождение...

Постепенное разрушение храма продолжалось
до середины 70-х годов. И вот, в 1976 году московские власти будто
вспомнили про существование костёла и решено было передать его
управлению культуры, чтобы переделать его под зал органной музыки. Но
этого не случилось из-за нежелания отдавать помещения храма
расположившихся в здании организаций, которых насчитывалось в 4 этажах
храма около 15.

После 1989 года ассоциация «Дом Польский»
и московские католики впервые поставили вопрос о передачи Храма его
владельцам - католикам и Католической Церкви. Храм начинает потихоньку
возрождаться. С дозволения московских властей, 8 декабря 1990 года
священник Тадеуш Пикус служит первую Святую Мессу на ступенях Храма.
Несколько сот человек несмотря на зимнюю стужу молились о возвращении им
Храма.

Не смотря на то, что помещения Храма еще не были официально возвращены
его истинным владельцам, группа московских католиков учреждает приход
Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в январе 1990 года.
Особенностью этого прихода является то, что он очень тесно связан с
католическим монашеским орденом селезианцев. Этот орден был основан в
середине XIX века святым Джованни Боско, который главной целью своей
жизни решил сделать служение молодежи и катехизации. И по сей день этот
орден существует, занимаясь современными проблемами молодежи.

Современный вид собора, впереди новый алтарь

С 7 июня 1991 года каждое воскресенье во
дворе Храма стали совершаться Святые Мессы. C 29 ноября 1991 года в
Храме служат монахини-салезианки, которые проводят катехизацию,
преподают основы христианства. Одновременно началась благотворительная
деятельность, в частности - помощь больным и нуждающимся.

1 февраля 1992 года мэр Москвы Ю.М.Лужков
подписывает документ о постепенном освобождении Храма под церковные
требы (в срок до 2-х лет). Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ
«Мосспецпромпроект» не удалось. 2 июля прихожане вошли в Храм и
самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с
представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично
поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма.
Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация
вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они
поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В
это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую
Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили
освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были
изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была
сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист.

Алтарь Пресвятой Богородицы

После этих событий, 9 мая 1995 года
архиепископ Тадеуш Кондрусевич был вынужден обратиться с открытым
письмом к президенту России Б.Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг
Храма. В результате мэр Москвы Ю.М. Лужков подписал постановление о
переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма
верующим к концу 1995 г.

Вид сбоку

Наконец, 13 января 1996 года объединение
«Мосспецпромпроект» выехало из здания Храма. А 2 февраля приход
Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное
пользование зданием.

Сразу после возврата Храма католикам,
начались реставрационные работы, основную часть которых взяли на себя
архиепископ, настоятель, а также о. Казимир Шиделко, директор Детского
приюта им.Иоана Боско и многие другие. Окончанием реставрации с сентября
1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Скульптура внутри храма

Благодаря пожертвованиям
благотворительных организаций Польши, Германии и католиков многих других
стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь
приобрел свою первозданную красоту.

12 декабря 1999 года Государственный
секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано
торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является
Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Оргàн...

В 2005 году в соборе был установлен новый
орган, подаренный лютеранским собором «Basler Munster» швейцарского
города Базель. Этот орган фирмы «Kuhn» - относится к числу самых больших
органов в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет
стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

16 января 2005 г. состоялась
торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством
митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и
открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка
соборов мира», в рамках которого на новом органе выступили органисты
самых известных храмов мира.

Текст составлен по материалам официального сайта собора