Абу Бакр ас-Сиддик – за что его уважают мусульмане? Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах)
Достоинства сподвижника Абу Бакра ас-Сиддика,да будет доволен им Аллах
Хвала Аллаху, Который выделил кого пожелал из Своих рабов, и возвысил в раю тех, кого возлюбил. Молитва и мир лучшему из пророков и посланников.
Поистине, изучение жизнеописания сподвижников и подражание им является методом, к которому некоторые относятся невнимательно, а другие забыли его напрочь. Знания о их жизни и достоинствах служат причиной любви к ним и средством приближения к Аллаху посредством их. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек будет с тем,кого он полюбил»(Хадис передал Муслим). Наиболее достойными и наилучшими являются четыре праведных халифа за их первенство в Исламе, выдержанные ими испытания и проявленное ими усердие на пути Аллаха. От Масрука передают, как он сказал: «Любовь к Абу Бакру и Умару и знание их достоинств относятся к Сунне». Хасана спросили: «Любовь к Абу Бакру и Умару из Сунны?» Он ответил: «Нет, это обязанность».
Ибн аль-Джаузи упоминал, что праведные предшественники обучали своих детей любить Абу Бакра и Умара также, как обучали их сурам из Корана. И это подтверждает важное значение владения знаниями о сподвижниках, их роли в религии и достоинствах.
Шейх уль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Что же касается праведных халифов, то любое благо, имеющееся у мусульман до Судного дня из числа веры, Ислама, Корана, знаний, поклонения, захода в рай, спасения от ада, побед над неверными и возвышения слова Аллаха- все это по благословению, полученному по причине действий сподвижников, которые передали эту религию и совершали джихад на пути Аллаха. Им принадлежит награда за каждого мусульманина, уверовавшего в Аллаха до Судного дня.И лучшие из сподвижников идут вслед за праведными халифами, потому что те совершали добрых дел больше, чем все остальные. Они были наилучшими людьми этой уммы, наиболее добросердечными, самыми знающими и наиболее лёгкими в обхождении. Люди, избранные Аллахом для того, чтобы они были сподвижниками Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и для установления Его религии. И каждый должен знать их достоинства и следовать им по их стопам и придерживаться их религии и нравов, насколько сможет, потому что они были на правильном пути.Аллах и Его посланник хвалили их и Он был ими доволен и приготовил для них благо во многих аятах: «И те из мухаджиров и ансаров, которые опередили, и те, кто последовали за ними с добром. Аллах был доволен ими...» (сура Тауба:100)
Достоверно передано от пророка, да благословит его Аллах и приветсвует, что он сказал: «Лучшим является моё поколение, в котором я пришел, затем то, которое после него и затем последующее» (Хадис передал Муслим). И наилучшими из сподвижников, самыми уважаемыми и полезными для исламской уммы являются праведные халифы:Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими всеми Аллах. И мы вкратце расскажем о первом халифе-Абу Бакре.
Абу Бакр Ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах
Его полное имя-Абдулла бин Усман бин Амир бин Кааб. Его родство пересекается с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, через Мурра бин Кааба. Его кунья-Абу Бакр, а Усман-это имя Абу Кухафы. Он родился через два с половиной года после «года слона». Он был торговцем и заработал огромные деньги, которые принесли пользу Исламу, когда он их потратил, и он был первым из числа мужчин, принявших Ислам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, охарактеризовал его, дав ему прозвище "Сиддик", что означает "правдивейший". От Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, передают, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на гору Ухуд, и с ним были Абу Бакр, Умар и Усман. Гора затряслась под ними, и пророк сказал: «Успокойся,Ухуд! На тебе только пророк, правдивейший и два шахида!» (Хадис передал Муслим)
Абу Бакр был первым, кто призвал к Исламу, и посредством его стали мусульманами такие великие сподвижники, как Усман бин Аффан, Тальха, Зубайр, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убайда, да будет Аллах доволен всеми ими.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о нем: «Поистине, наиболее надежным человеком в сподвижничестве и в том, чем он владеет, является Абу Бакр» (Хадис передал Ахмад). Пророк распоряжался имуществом Абу Бакра, как своим. От Абу Хурайры передают, как посланник Аллаха сказал: «Никакое имущество никогда не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра». Абу Бакр заплакал и сказал: «А разве я и моё имущество не принадлежим тебе?» Он тратил своё имущество для установления религии и призыва к ней, и он освободил Биляля, Амира бин Кухайра и многих других.
В сборниках Ат-Тирмизи и Абу Дауда приводится хадис, переданный Умаром, где он говорит: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам делать пожертвования и я пожертвовал из своего имущества. Пророк спросил: «Что ты оставил своей семье?»Я ответил: «Половину». Абу Бакр принес все свое имущество и пророк сказал: «О Абу Бакр! Что ты оставил своей семье?» Он ответил: «Я оставил им Аллаха и Его посланника». Я тогда сказал: «Я никогда не смогу опередить его!»
Любимой женой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была Аиша, дочь Абу Бакра Ас-Сиддика, да будет доволен ими Аллах.
Абу Бакру принадлежит первое место в среде сподвижников и в ней он занимает высшую ступень. Потому что он сопровождал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует с начала его миссии до его смерти. Он был спутником пророка в самые тяжелые для этого моменты, и никто не превзошел его в этом. Он переселился с пророком и вместе с ним скрывался в пещере. Аллах сказал об этом: «Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби,ибо Аллах с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели»(сура Ат-Тауба:40). Абу Бакр был самым богобоязненным в Умме по свидетельству Корана и Сунны. Аллах сказал: «Отдален будет от него (Огня) богобоязненный, который раздает свое богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа»(сура Аль-Лейль:17-19). Многие ученые сказали, что причиной ниспослания этих аятов был Абу Бакр.
Аллах выделил Абу Бакра такими достоинствами и особенностями, которых не было у остальных: он был наиболее неприхотливым в отношении мирской жизни, он был самым храбрым после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и он был наиболее любимым человеком для пророка, который никогда не видел ничего плохого от него. Он-наилучший человек этой уммы после пророка, да благословит его Аллах и приветствует и он первым из нее войдет в Рай. Как это передал Абу Дауд в своем сборнике, что пророк, да благословит его Аллах и приветсвует, сказал Абу Бакру: «Что касается тебя, о Абу Бакр, то ты первым войдешь в Рай из моей уммы»(Хаким также передавал этот хадис). Он более достоин того, чтобы стать халифом после посланника Аллаха. И стоит задуматься о чертах, которые собрались в нем однажды в течение одного дня: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил своих сподвижников: «Кто из вас сегодня постится?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А кто из вас сегодня участвовал в похоронах?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк спросил: «Кто-нибудь из вас проведал больного?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк снова спросил: «Кто-нибудь из вас дал милостыню?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк сказал: «Непременно попадет в Рай человек, в котором собрались эти качества»(Хадис передал Муслим).
И так же, как Абу Бакру было суждено быть вторым человеком в Исламе, ему предписано было также стать вторым в пещере Саур и ему суждено было быть вторым в шалаше, который был установлен для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день битвы при Бадре.
Осознавая его расположение, близость к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его достоинства и первенство в Исламе, сподвижники избрали его халифом после смерти посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Смерть пророка была сильным потрясением и тяжелым ударом для мусульман, но Абу Бакр в этой тяжелой ситуации объявил людям: «О люди! Кто поклонялся Мухаммаду, то поистине, Мухамммад умер! А тот, кто поклонялся Аллаху, то Он-Живой и никогда не умрет!» Затем он прочитал людям аят, где Аллах сказал Своему посланнику: «Поистине, ты смертен, и они смертны»(сура Аз-Зумар:30).
Ему присягнули по единогласному мнению мухаджиров и ансаров. Его общей и частной политикой было благо Исламу, мусульманам и всем людям. Он кратко выразил её в словах, выступая перед людьми в мечети пророка, сказав: «О люди! Поистине, я назначен руководить вами, хотя я не лучший из вас. И если я буду делать добро, то помогайте мне. А если я буду делать дурное, поправьте меня. Правдивость-ответственность, а ложь-предательство. Слабый из вас-сильный у меня, пока я не дам ему то на, что он имеет право, если это будет угодно Аллаху. Сильный среди вас будет слабым у меня до тех пор, пока я не возьму с него то, что не принадлежит ему по праву, если будет на это воля Аллаха. Аллах непременно ввергнет людей в унижение, если они оставят джихад на Его пути, а если среди людей распространится мерзость нечестия, то Аллах распрастранит Своё наказание на всех. Подчиняйтесь мне пока я подчиняюсь Аллаху и Его посланнику, а если я ослушаюсь Аллаха, то вы не должны мне подчиняться».
Эта проповедь охватывала все стороны жизни, и он воплотиил её практически служением этой религии и её распространению. Он отправил в поход войско Усамы бин Зайда, которое снарядил посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует. Абу Бакр проявил большое почтению к этому войску, тем что шагал пешком рядом с ехавшим верхом Усамой, когда тот выходил в поход. Абу Бакр также напутствовал это войско великим напутствием, содержащим знания об Исламе и его великих принципах.
Затем Абу Бакр взялся за дело, на которое не был способен никто из людей, кроме тех кому сопутствовал Аллах-он занял жёсткую, бескомпромиссную позицию в отношении вероотступничества, произошедшего после смерти пророка, да благославит его Аллах и приветствует. И он сказал свои слова, ставшие знаменитыми: "Клянусь Аллахом, я непременно буду воевать с теми, которые делают разницу между намазом и закятом, ведь поистине, закят-право в имуществе. И клянусь Аллахом, если бы мне перестали выплачивать в качестве закята козлёнка, которого выплачивали во время посланника Аллаха, то я бы обязательно воевал с ними за это!"
После подавления вероотступников Абу Бакр устремил внимание за пределы Аравийского полуострова, желая распрастранить эту религию и вывести людей из тьмы к свету. Он направил войска для джихада в земли персов и византийцев. Командующим персидским фронтом он назначил Халида бин Уалида, а на византийском фронте он назначил Абу Убайду Амира бин аль-Джарраха, да будет доволен ими Аллах. Первым великим сражением стала битва при Ярмуке, посредством которой Аллах помог мусульманам завоевать земли византийцев и то, что за ними.
Из числа благороднейших дел, совершённых Абу Бакром было собирание вместе всего Корана. Он поручил это дело Зайду бин Сабиту и тот записал весь Коран в свитках, которые были собраны и хранились у Абу Бакра, пока не перешли к Умару и затем к Усману, да будет доволен всеми ими Аллах.
Абу Бакр заболел и умер в месяце джумада аль-ахир,в 13 году по хиджре. Он был похоронен рядом с пророком. Он правил 2 года и 3 месяца и поручил халифат после себя Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен ими Аллах.
О Аллах! Будь доволен Абу Бакром и дай ему наилучшую награду за всё, что он сделал для Ислама и мусульман!
Абу Бакр ас-Сиддик
(ум. в 13/634)
ближайший сподвижник и друг пророка Мухаммада, выдающийся общественный и политический деятель, первый Праведный халиф. Пророк называл его Абдуллой, аль-Атиком и ас-Сиддиком. Он роисходил из племени Тайм. Его отца звали Абу Хулафа Осман, а мать - Умм аль-Хайр Сальма. Абу Бакр одним из первых принял Ислам и всю свою оставшуюся жизнь посвятил его идеалам. Он родился за два года до года Слона (572 г.). Он был добропорядочным человеком, занимался торговлей одеждой и тканью. На этом деле приобрел большое состояние в 40 000 дирхем (арабская серебреная монета), которое полностью потратил на нужды мусульманской общины. Абу Бакр был близким другом пророка Мухаммада и не расставался с ним на протяжении всей своей жизни. При решении многих жизненно важных проблем пророк часто советовался с Абу Бакром. Арабы даже прозвали его «визирем пророка». Они были почти ровесниками. С самого начала пророчества Мухаммада, Абу Бакр верил каждому его слову. Например, когда пророк объявил о том, что он за одну ночь совершил путешествие из Мекки в Кудс (Иерусалим), откуда состоялось его знаменитое вознесение (См. Исра и Мирадж), Абу Бакр первым объявил, что он верит каждому слову Мухаммада, за что тот назвал его ас-Сиддиком (верным). Находясь в Мекке, Абу Бакр приложил большие усилия для развития мусульманской общины. Он занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, выкупал у язычников невольников, которые подвергались с их стороны мучениям. В числе этих невольников были Билал, Хаббаб, Лубайна, Абу Фукайха, Амир и другие. После начала гонений на мусульман в Мекке, пророк Мухаммад решил отправить Абу Бакра в Эфиопию, куда отправилась значительная часть мусульман. Он выехал в путь, но по дороге встретил одного из влиятельных племенных лидеров Ибн Дукунну, который взял его под свое покровительство и они вместе вернулись в Мекку. Вернувшись в город, Абу Бакр отказался исповедовать веру втайне и продолжил свою активную деятельность, чем вызвал неодобрение Ибн Дукунны.
Поэтому он отказался от его покровительства. Спустя 13 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада началась знаменитая хиджра (переселение) мусульман из Мекки в Медину. Одним из последних Мекку покинул пророк Мухаммад, который выехал в направлении Медины вместе с Абу Бакром. Они вместе находились в пещере Саур, где укрылись от преследовавших их язычников. Этот эпизод жизни Абу Бакра нашел отражение в аяте Корана: «Вот они оба были в пещере, вот говорит он своему спутнику: “Не печалься, ведь Аллах с нами”» (9: 40). После прибытия в Медину, пророк Мухаммад породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Аише. В этом городе Абу Бакр продолжил свою активную деятельность и участвовал во всех важных делах общины. Он, вместе с пророком и другими мусульманами, закладывал основы первой в истории мусульманской государственности. Абу Бакр принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях. Абу Бакр был настолько предан идеалам Ислама, что в битве при Бадре бился со своим родным сыном Абд ар-Рахманом, который остался язычником и выступил против мусульман. В конце жизни, пророк Мухаммад, по состоянию здоровья, не мог возглавлять коллективные молитвы. Поэтому он поручил их проведение Абу Бакру. Именно это обстоятельство стало одним из решающих при выборе Абу Бакра первым Праведным халифом, так как руководство в Божественном деле (молитве), которое было передано ему пророком, означало руководство и земными делами. После смерти пророка Мухаммада в 11/632 году, ансары (мединские мусульмане) были обеспокоены дальнейшей судьбой молодого мусульманского государства и срочно собрались на месте собрания (сакифе) мекканской семьи Бану Саида. В основном это были хазраджиты, составлявшие большинство ансаров. Они единогласно выступили за выдвижение халифом своего лидера Саада ибн Убады. Узнав о собрании ансаров в сакифе Бану Саида, Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн Хаттаб и Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах срочно прибыли туда. В результате дебатов, им удалось убедить ансаров в том, что мухаджиры (мекканские мусульмане) также заинтересованы в дальнейшем укреплении государства и обеспечении безопасности его граждан. Тогда ансары согласились выбрать халифа от представителей племени Курайш, как и было завещано пророком Мухаммадом. Тогда, взявший слово Абу Бакр, выразив свое удовлетворение дебатами выдвинул кандидатуру Омара ибн Хаттаба в качестве халифа. Однако, в ответной речи Омар и Абу Убайда сказали, что сам Абу Бакр более всех достоин звания первопреемника пророка. Они напомнили ему о том, что именно он был спутником пророка в пещере Саур и подвергал свою жизнь опасности ради него. Они еще раз напомнили ему о том, что именно его пророк назначил руководить коллективной молитвой в тот момент, когда сам он был не в состоянии это сделать. Сказав это, Омар взял за руку Абу Бакра и присягнул ему на верность в качестве халифа. Вслед за ним это сделали Усайд ибн Худайр и Башир ибн Саад. Затем Абу Бакру присягнули все присутствующие. Таким образом, 12 Раби (I) 11 года хиджры Абу Бакр был избран первым Праведным халифом. На второй день после своего избрания, халиф Абу Бакр принял присягу со стороны народа в мечети Медины. Что же касается Саада Убады, то, чуть позже, и он присягнул халифу, а затем отправился в Сирию, где погиб в одном из сражений. Несмотря на то, что Абу Бакр был халифом всего лишь 2 года, 3 месяца и 10 дней, ему удалось сделать такие решительные шаги в деле укрепления религии и мусульманской государственности, что значение и роль этого человека в истории Ислама невозможно переоценить. Одной из самых больших заслуг Абу Бакра в качестве халифа, было сохранение и укрепление мусульманской государственности. Сразу после его избрания халифом, активизировались силы, которые были заинтересованы в развале Халифата. В основном эти действия исходили от различных лидеров племен, которые хотели вернуть Аравию в то состояние племенной раздробленности, которое было в доисламский период. Они также не желали подчиняться центральной власти и платить в казну государства налоги, отказавшись от уплаты закята. Однако уплата закята была одной из основ исламской веры, исполнение которой обязательно для всех мусульман. Поэтому сепаратистские действия некоторых арабских племен были расценены как вероотступничество (ридда). Более того, в различных областях Аравии активизировалась деятельность таких лжепророков, как Мусайлима, Тулайха, аль-Асвад, Саджах. Несмотря на всю сложность политической обстановки в государстве, халиф Абу Бакр с самого начала своего правления занял самую решительную позицию в борьбе с вероотступниками. Отказавшись даже от самых малейших уступок, он начал с ними войну. В результате решительных действий, все вероотступники были разгромлены. Халифат снова стал единым и сильным государством, способным отразить любую внешнюю агрессию. Успех в войнах с вероотступниками позволил мусульманам начать военные действия в Ираке и Сирии против персидских и византийских войск, которые не желали усиления мусульманского государства и активно поддерживали вероотступников. С этого времени начались первые мусульманские завоевания. Мусульманская армия разгромила в Ираке персов. В самом конце правления Абу Бакра войска Халифата на сирийском направлении подошли к реке Ярмук, где началась крупная и судьбоносная для всей дальнейшей истории битва с крупными силами Византийской империи. В самый разгар битвы при Ярмуке мусульманская армия получила известие о кончине Абу Бакра. Он был похоронен возле могилы пророка Мухаммада. Перед смертью, он завещал пост главы государства Омару ибн Хаттабу, который и стал после него вторым Праведным халифом. Будучи халифом, Абу Бакр вел очень скромный образ жизни, имел лишь скудное жалование из государственной казны и земельный участок возле Медины. Согласно его завещанию, пятая часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть была поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну. Абу Бакру также принадлежит заслуга собрания Корана в единую книгу. Он поручил Зейду ибн Сабиту - одному из секретарей пророка Мухаммада, проделать эту работу. Собранный экземпляр Корана был отправлен к жене пророка Хафсе, где хранился до периода правления третьего Праведного халифа Османа, который создал комиссию, во главе с тем же Зейдом ибн Сабитом, для окончательной редакции Корана и размножению его экземпляров.
Ас-Сидди́к Абу́ Бакр Абдулла́х ибн ’Усма́н аль-Курайши , известный как Абу́ Бакр ас-Сидди́к (араб. أبو بكر الصديق ; (0572 ) , Мекка , Аравия - 23 августа , Медина , Праведный халифат) - первый праведный халиф , сподвижник и один из тестей пророка Мухаммада .
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.
Принятие ислама
Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается первым из мужчин, принявшим ислам . Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на "до прихода Мухаммада в дом ал-Аркама" (всего 24 человека) и "после дома ал-Аркама" - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зайд б. ал-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу б. Хувайлид, то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдаллах ("раб Божий"). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан , Тальха ибн Убайдулла , аз-Зубайр ибн аль-Аввам , Саад ибн Абу Ваккас , Абдуррахман ибн Ауф , Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.
Хиджра
Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, скрываясь от преследователей, они укрывались в пещере в окрестностях Мекки . Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али , однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.
Жизнь в Медине
В 624 г. н.э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё во Мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиша, никаких свадебных торжеств не было .
Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада, и был знаменосцем в битве при Табуке . Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда сам он уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: "О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст" .
Халифат
Избрание халифом
Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду , но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб , Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего . Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.
По мнению шиитов, Абу Бакр узурпировал власть, которая должна была принадлежать Али ибн Абу Талибу . По некоторым источникам, Али и другие хашимиты в течение шести месяцев не присягали Абу Бакру, что скорее всего является поздней шиитской трактовкой тех событий . Будучи одним из ближайших сподвижников Пророка одним из немногих присутствовавших при его кончине, Абу Бакр мог бы при желании сфальсифицировать завещание Мухаммада - но не сделал этого. По аналогичной причине он мог объявить себя продолжателем миссии - как это сделали шииты в отношении Али и Хасана - однако не сделал этого. Абу Бакр постоянно подчёркивал, что является всего лишь исполнителем воли Мухаммада. Для подчёркивания этого статуса он даже принял соответствующий титул - "заместитель посланника Аллаха" или "халифа рассули-л-лах", в упрощённом виде "халиф".
Войны с вероотступниками
После смерти пророка Мухаммада многие племена, некогда обращенные в ислам, отпали и их пришлось возвращать избранному халифу . Несмотря на начавшиеся на Аравийском полуострове мятежи, Абу Бакр приказал Усаме ибн Зейду готовиться к маршу против Византии, и 26 июня 632 года армия Усамы вышла в поход в направлении северных границ халифата. После отправки в поход отряда Усамы Абу Бакр не мог вести полноценную войну, и он начал тянуть время, принимая делегации племен и отправляя к ним своих представителей. Несмотря на это, через три дня после отправки армии Усамы Медина подверглась нападению со стороны групп вероотступников. Нападение удалось отразить и это событие подняло моральный дух мусульман. Через два с лишним месяца вернулось войско Усамы с победой и большим количеством трофеев , а Абу Бакр, оставив вместо себя в Медине Усаму, решил сразиться против вероотступников. После победы над ними близ Рамзы он вернулся в Медину .
Возвратившись в Медину, Абу Бакр разделил отдохнувшее войско Усамы на 11 боевых отрядов, командирами которых стали: Халид ибн аль-Валид , Икрима ибн Абу Джахль , Шурахбил ибн Хасан, Мухаджир ибн Абу Умейя, Амр ибн аль-Ас , Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас, Хузайфе ибн Мухсину, Арфаджа ибн Харсама, Тарифа ибн Харджиз, Сувейд ибн Мукаррин, Аль-Ала ибн аль-Хадрами .
Сам Абу Бакр отправился в направлении Аль-Абрака, нанёс поражение племенам абс и зубьян, и отправился в местечко Бузаха, где находился и лжепророк Тулайха . Тем временем Халид ибн аль-Валид без боя покорил племя Тай и двинулся в направлении Бузахи. В Бузахе он, понеся потери, разгромил племя фазара. После этого Халид ибн аль-Валид, вернув в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев, по приказу халифа двинулся в Битах против Бану Ярбу .
Икрима ибн Абу Джахль отправился в Ямаму, после чего он должен был двинуться в Оман и соединиться там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. После этого они должны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умаййи, который после завершения операции в Йемене должен был подойти к ним со стороны Хадрамаута. Икрима потерпел поражение он племени бану ханифа, к которому принадлежал лжепророк Мусайлима. Следовавший за Икримой Шурахбил ибн Хасан решил подождать подкрепления, однако прибывший через некоторое время в Ямаму, Халид ибн аль-Валид обнаружил, что Шурахбил ибн Хасан, не дождавшись подкрепления, перешел в наступление и потерпел поражение. Мусайлима, собрав свои силы, пошел в наступление на мусульман со стороны Акрабы и Джубайла, однако мусульмане ответили контрнаступлением и нанести поражение противнику. Сам Мусайлима после неудачной попытки бегства был схвачен и убит .
Мусульманам пришлось столкнуться с трудностями и в Омане. Потеснённые Лакитой аль-Язди мусульманские войска, которыми командовали Джафар и Убада, были вынуждены отступить в горы и на побережье. Абу Бакр отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, Афраджа ибн Харсама и Икриму ибн Абу Джахля. Мусульмане встретились с войсками под командованием Лакита в Дабе, и если бы не вовремя подоспевшее подкрепление, то они были бы разгромлены. В конце концов мусульманам удалось победить вероотступников и захватить много трофеев .
В Йемен были отправлены Тахир ибн Абу Хала, Мухаджир ибн Абу Умайя и Халид ибн Усаййид. Против взбунтовавшихся племён ук и ашар, был послан Тахир ибн Абу Хала. Ему удалось добиться успеха и после этого Абу Бакр послал его на помощь мусульманам Саны. Мухаджир ибн Абу Умайя вместе с отрядом Икримы установили контроль над Хадрамаутом .
В Бахрейне было два влиятельных племени - племя абдулкайс и бану бакр. Племя абдулкайс сохранило верность исламу, а бану бакр отступило от веры. Посланные в Бахрейн отряды под командованием Ала ибн аль-Хадрами и Джаруда выступил против вероотступников и разгромил их .
Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена .
Война с Римской империей и государством Сасанидов
Между походами на арабские племена, не принявшими ислам, в Аравии и завоеваниями Сирии и Ирака не прослеживается. Переход этот представляется скорее стихийным, совершённым в силу обстоятельств, а не итогом глубоко проработанного плана. Ни Мухаммад, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ранняя мусульманская традиция не пытается вкладывать в уста Мухаммада идеи завоевания мира, не вкладывает она их и в уста Абу Бакра. Вследствие этого приводимые поздними историками призывы Пророка к римскому императору и иранскому шахиншаху принять ислам представляются мистификацией (эти сведения, что немаловажно, не пересекаются также и с римскими источниками).
К началу вторжений в другие государства Халифат представлял собой рыхлое объединение племён, скреплённое исключительно верностью наместников лично главе общины и свежими воспоминаниями ранее мятежных вождей о недавних поражениях. Сила, безоговорочно верная халифу, составляла едва ли 3-4 тысячи мухаджиров и ансаров и 2-3 тысячи воинов наиболее верных племён. Халифат не имел ни регулярной армии, ни стабильного источника средств к её содержанию. Единственное средство обеспечения - садака - на тот момент выплачивалась скотом и составляла около 50-70 тыс. голов верблюдов, 100 тыс. голов мелкого рогатого скота и 300-400 тыс динаров. При этом основная часть скота, находящаяся на периферии, использовалась для поддержания местных же мусульман и не могла быть использована для поддержания боеспособности армии. Наконец, судя по воспоминаниям, сами участники походов не делали особой разницы между никми.
Учитывая всё вышеперечисленное, наиболее близкой представляется версия, согласно которой Абу Бакр собирался не завоёвывать Римскую империю и государство Сасанидов, а распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Бросается в глаза, что наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или римлянами, но с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Лишь впоследствии характер войны изменился - главным образом потому, что оба крупных государства были крайне истощены взаимной войной.
Согласно ат-Табари, битвы при Мазаре, ал-Валадже и Уллайсе состоялись в сафаре 12 г.х. или в промежутке между 17.04. и 15.05. 633 г. н.э.; в это же время был заключён мирный договор с Бехкубадом. Боевые действия вокруг Хиры и заключение мира относятся, предположительно, к маю-инню того же года. К сентябрю были покорены арабские племена калб, тамим и танух, центром которых являлся Думал ал-Джандал. Уже в рамадане 12 г.х. (9.11-8.12 633 г. н.э.) были покорены племена таглибитов. Лишь после этого можно говорить о возникновении общеарабского государства и начале военных действий против двух империй.
Мусульмане и сами были осведомлены о высоких боевых качествам римской и персидской армии, а потому до начала 644 г. н.э. не вступали в бои с регулярными армиями этих держав, ограничиваясь подчинением вассальных им арабских племён. По ал-Базури, войско форировалось в течении мухаррама 13 г.х. (7.03-5.04 644 г. н.э.), а в походы выступило 1 сафара (06.04). Поскольку амиры племён были крайне своевольны и не желали подиняться друг другу, Абу Бакр разбил войско на три колонны, которые возглавили Йазид б. Абу Суфьян, Шурахбил б. Хасан и Абу Убайда б. ал-Джараха. Халид б. ал-Валид в это время действовал в Междуречье со своей армией автономно. Отправляя войска, Абу Бакр будто бы дал командирам наставления о том, как вести себя на вражеских территориях - и, хотя поручиться за его достоверность крайне сложно, оно несомненно несёт отпечаток раннемусульманских представлений и потому заслуживает упоминания:
"Когда встретишь врага и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй [тела врагов], не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху - оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах у которых рылся шайтан, так что стали их макушки как гнездо куропатки . Ударяйте их по этим местам, чтобы обращались в ислам или собственноручно с унижением платили [джизъю]".
Смерть
Перед битвой при Йармуке Абу Бакр тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, обратился к ближайшим сподвижникам с предложением выбрать себе нового халифа. Сподвижники, не выдвинув кандидатуру, предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда Абу Бакр предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба , и подавляющее большинство поддержало это предложение. Об избрании нового халифа объявили публично, и народ поддержал этот выбор. Халиф Абу Бакр умер 23 августа 634 года - дожив, как и Мухаммад, до 63 лет, что арабские классические историки подчркивают как особую награду за благочестие. В завещании, оставленном Абу Бакром, 1/5 часть его собственного земельного участка возле Медины, все личное имущество и денежные средства были переданы государству в качестве пожертвования . Абу Бакра похоронили в комнате Аиши возле пророка Мухаммада. После расширения мечети Пророка могила Абу Бакра вместе с могилами пророка Мухаммада и халифа Умара оказалась внутри мечети.
Характер
Абу Бакр был мягким человеком, лишенным властолюбия. Согласно классической арабской историографии вообще и воспоминаниям Аиши в частности, он вел необычайно скромный образ жизни; источником его существования были лишь земельный участок возле Медины и скудное жалованье. Это благочестивое описание крайне сомнительно: нажитый в Мекке капитал в 40 тыс. дирхемов едва ли были потрачены на помощь нищим членам общины, Мухаммаду и общественные нужды все без остатка. Абу Бакр был купцом средней руки, вследствие чего крайне затруднительно поверить в то, что он "умер, не оставив ни дирхема, ни динара" . Во-первых, для возмещения убытков от отказа от торговли община предоставила Абу Бакру компенсацию в 2 тысячи дирхемов ежегодно - после чего он потребовал увеличить выплаты ещё на 500 и получил надбавку. Для сравнения, эта сумма равнялась жалованью советника 2-го ранга в префектуре Африка при Юстиниане или заработку 10 квалифицированных ремесленников
Пророк Мухаммад (с.г.в.) опирался в своей деятельности на помощь большого числа сподвижников. Однако это стало возможным только с течением времени, когда ислам усилиями самых первых мусульман по-настоящему окреп и стал стремительно распространяться.
Активнейшим деятелем той поры был Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), которого наряду с этим можно считать первым взрослым мужчиной-мусульманином (после самого Мухаммада, с.г.в.). Его настоящее имя – Абдулла, но есть и другой вариант – Атик, т.е. «освобождённый от мучений». Второе имя ему было дано после прижизненного известия, пообещавшего ему прямое попадание в Рай. Прозвище Абу Бакр – «отец целомудрия» – закрепилось за этой исторической личностью благодаря Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.). Ас-Сиддик, в свою очередь, переводится как «утверждающий правильность». Такого эпитета он был удостоен за крепкую и безукоснительную веру в действительность пророческой миссии своего соратника.
Биография Абу Бакра
Родился Ас-Сиддик в 572 году (по Милади). Уже до начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) он входил в число наиболее уважаемых мекканцев благодаря своей успешной предпринимательской деятельности. Кроме того, люди зачастую обращались к Абу Бакру как к третейскому судье, поскольку тот умел справедливо разрешать самые запутанные, сложные споры. Его честность и нравственность стали фундаментом прочной дружбы с Посланником Аллаха (с.г.в.). Собственно, именно ему посчастливилось стать одним из первых людей, кому Милость миров Мухаммад (с.г.в.) поведал о своей миссии.
Согласно различным источникам, Абу Бакр (р.а.) является либо первым взрослым мужчиной, принявшим ислам (Али ибн Абу Талиб, р.а., стал мусульманином в 10-летнем возрасте – прим. IslamGlobal ), либо вторым (после Зайда ибн Хариса, р.а.). Практически сразу после произнесения шахады он стал использовать своё влияние и богатство на пользу религии, выкупая рабов, ставших мусульманами, и освобождая их. Кроме того, Абу Бакр (р.а.) своим чутким и исключительно уважительным отношением к окружающим сподвигнул впоследствии принять религию Аллаха известных людей, сделавших для ислама много полезного – Усмана ибн Аффана (р.а.), Тальху ибн Убайдиллаха (р.а.), Саада ибн Абу Ваккаса, Абдуррахмана ибн Ауфа и других.
Достоинства первого праведного халифа
Об особом статусе ас-Сиддика (р.а.) говорит хотя бы то обстоятельство, что именно он стал первым руководителем мусульманского халифата после ухода в мир иной Пророка Мухаммада (с.г.в). Вопрос занятия этого поста спустя годы заметно политизировался, эпопеей чего стал религиозный раскол на . В этой связи приведём некоторые доводы, которые объяснят, почему статус Абу Бакра (р.а.) столь высок.
1. В Благородном Коране имеется упоминание его личности Самим Творцом:
«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах – с нами". Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый» (9:40)
Здесь приводится отсылка к известной истории переселения мусульман из Мекки в Медину. Посланника Всевышнего (с.г.в.) в пути сопровождал именно Абу Бакр (р.а.). Стремясь уберечь свои жизни от преследователей, они спрятались внутри горы, куда впоследствии пришли мекканские язычники. Оба были практически на волоске от обнаружения и смерти, но в самый опасный момент произошло чудо: мекканцы обратили внимание на паутину на входе в пещеру и решили, что раз так, в неё никто не мог недавно войти, и продолжили свои поиски в иных местах. 2. В другой части Корана также фактически упоминается Абу Бакр (р.а.):
«ОтдалЁн будет от него богобоязненный, который раздаёт своё богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворён» (92:17-21)
Кто ещё из числа людей может похвастаться столь высокой честью быть упомянутым в тексте Священной Книги? 3. В хадисах также имеется большое количество свидетельств о высоком статусе ас-Сиддика (р.а.). Как-то раз к Пророку (с.г.в.) пришла женщина. Перед уходом она спросила, к кому обращаться в следующий раз, если к тому времени сам Мухаммад (с.г.в.) уже покинет сей мир. Он ответил: «Если не сможешь найти меня, то обращайся к Абу Бакру» (Бухари). А в другом достоверном изречении говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) охарактеризовал Абу Бакра (р.а.) как своего самого близкого в плане дружбы человека. 4. Али ибн Абу Талиб (р.а.) назвал первого праведного халифа лучшим среди мусульман после Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о чём упоминается в сборниках того же Бухари и Муслима. 5. Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.) был готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения Пророка (с.г.в.), тратил большие денежные суммы на освобождение своих единоверцев от . Кроме того, он породнился с Мухаммадом (с.г.в.), сначала отдав на воспитание свою дочь Айшу (р.а.), а потом выдав её за него замуж. Жизненный путь одной из самых важных в истории ислама персон прервался в возрасте 63 лет. Его похоронили в Медине, рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.).
Ас-Сиддик Абу Бакр Абдуллах ибн ’Усман аль-Курайши , известный как Абу Бакр ас-Сиддик (араб. ; 572, Мекка, Аравия - 23 августа 634, Медина, Праведный халифат) - первый праведный халиф, сподвижник и один из тестей пророка Мухаммада.
Жизнь в Мекке
Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.
Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зайда ибн Хариса, принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом ал-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома ал-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зайд б. ал-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу б. Хувайлид, то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдаллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.
Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, скрываясь от преследователей, они укрывались в пещере в окрестностях Мекки. Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али, однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.
Жизнь в Медине
В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё во Мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиша, никаких свадебных торжеств не было.
Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада, и был знаменосцем в битве при Табуке. Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда сам он уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст».
Халифат
Избрание халифом
Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду, но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего. Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.