Азербайджан в таможенном союзе или нет. Таможенный союз россии, белоруссии и казахстана
Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.
Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.
В 2017 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :
- Республика Армения (с 2015 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2015 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Этапы формирования
Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.
Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.
Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.
Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.
С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.
1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.
1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.
2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.
Территория и управление
Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.
Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :
- Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
- Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.
Направления и условия
Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.
Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :
- Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
- Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
- Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.
Достижение целей и перспективы
Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.
Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.
Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.
Анализ деятельности
Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.
Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.
На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.
Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.
Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.
Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.
Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.
Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.
Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.
На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.
Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.
Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.
Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.
Copyright 2017 — ЗнайБизнес.Ру Портал для предпринимателей
Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт.
Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.
Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.
В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :
- Республика Армения (с 2015 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2015 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Этапы формирования
Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.
Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.
Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.
Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.
С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.
1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.
1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.
2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.
Территория и управление
Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.
Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :
- Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
- Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.
Направления и условия
Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.
Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :
- Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
- Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
- Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.
Достижение целей и перспективы
Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.
Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.
Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.
Анализ деятельности
Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.
Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.
На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.
Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.
Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.
Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.
Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.
Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.
Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.
На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.
Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.
Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.
Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.
Copyright 2017 – ЗнайБизнес.Ру Портал для предпринимателей
Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт.
Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.
Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.
В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :
- Республика Армения (с 2015 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2015 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.
Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.
Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.
Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.
С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.
1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.
1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.
2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.
С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.
Территория и управление
Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.
Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.
Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :
- Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
- Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.
Направления и условия
Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.
Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :
- Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
- Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
- Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.
Достижение целей и перспективы
Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.
Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.
Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.
Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.
Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.
На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.
Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.
История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.
Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.
Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.
Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.
Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.
Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.
На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.
Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.
Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.
Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.
Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.
ТАСС-ДОСЬЕ. Евразийский экономический союз - международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
Союз начал работу 1 января 2015 г.; заменил собой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, действовало в 2000-2014 гг.).
Создание ЕАЭС
ЕАЭС образован на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (до 2015 г. действовали в рамках ЕврАзЭС). Впервые о создании Евразийского экономического союза было заявлено президентами РФ Дмитрием Медведевым, Белоруссии Александром Лукашенко и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Декларации о Евразийской экономической интеграции, подписанной 18 ноября 2011 г. на встрече в Москве.
29 мая 2014 г. в Астане главы России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Россией 3 октября, Казахстаном и Белоруссией 9 октября 2014 г.).
В 2011 г. о намерении вступить в ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. - Армения. Договор о присоединении к союзу Армении был подписан 10 октября 2014 г. в Минске (фактически республика стала членом ЕАЭС с 1 января 2015 г.). 23 декабря того же года в Москве аналогичный договор заключила и Киргизия. 8 мая 2015 г. в Москве члены организации подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС. 20 мая договор был ратифицирован парламентом республики, 21 мая подписан президентом. К 6 августа 2015 г. завершены ратификационные процедуры по присоединению Киргизии к ЕАЭС; 12 августа 2015 г. Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС вступил в силу.
Цели организации
Согласно документу, целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. При подписании договора стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт).
Структура и органы управления
Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов союза. Его заседания проводятся не реже раза в год. Первое с момента начала работы ЕАЭС состоялось 8 мая 2015 г. в Кремле.
Главы правительств государств-участников входят в Евразийский межправительственный экономический совет. Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета на уровне президентов, дает поручения Евразийской экономической комиссии, а также осуществляет иные полномочия. Заседания проводятся не реже двух раз в год. Первое состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства.
Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия. Среди ее задач: обеспечение условий функционирования и развития союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.
В 2015 г. председательство в ЕАЭС осуществляла Белоруссия. С 1 февраля 2016 г. председательство перешло к Казахстану.
Статистика
В настоящее время ЕАЭС (с учетом Киргизии) занимает территорию более 20 млн кв. км с населением 182,7 млн человек (на 1 января 2016 г.). Согласно данным Евразийской экономической комиссии, совокупный валовой внутренний продукт стран-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г. составил 1,1 трлн долларов США, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3%. Объем промышленного производства в 2015 г. уменьшился на 3,4% (907,1 млрд долларов). По итогам 2015 г. объем взаимной торговли государств–членов ЕАЭС составил 45,4 млрд долларов, что на 25,8% меньше чем в 2014 г. Объем внешней торговли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 33,6% - до 579,5 млрд долларов, в том числе экспорт товаров - 374,1 млрд долларов, импорт - 205,4 млрд. По данным официального сайта организации, страны ЕАЭС добывают 607,5 млн т нефти в год (или 14,6% от мировой доли), а также 682,6 млрд куб. м газа (18,4%).
22 мая 2015 г. в ходе VIII Астанинского экономического форума было подписано соглашение о создании Делового совета ЕАЭС, учредителями которого выступили Национальная палата предпринимателей Казахстана "Атамекен", Российский союз промышленников и предпринимателей, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Киргизский Союз промышленников и предпринимателей. Работа Совета позволит наладить диалог между деловыми кругами стран - членов ЕАЭС, а также обеспечить их согласованное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и руководством государств.
Создание зон свободной торговли
29 мая 2015 г. в Казахстане после заседания Евразийского межправительственного экономического совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной. Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров. Документ вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме он будет ратифицирован в соответствии с национальным законодательством.
16 октября 2015 г. в казахстанском пос. Бурабай на заседание Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с Израилем. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры на уровне рабочих групп о возможности заключения аналогичных соглашений с Ираном, Индией и Египтом. С инициативой начать переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС выступили Иордания и Таиланд.
В 2016 г. страны Союза планируют согласовать и подписать с Китаем дорожную карту сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В настоящее время завершается подготовка документов по этому вопросу.
Сотрудничество с интеграционными объединениями
3 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, выступил за проработку вопроса о создании масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Заседания руководящих органов
С момента начала работы ЕАЭС состоялось три заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС).
Первое прошло 8 мая 2015 г. в Кремле. По его окончании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали протокол о внесении изменений в правоустанавливающие документы ЕАЭС в связи с присоединением к организации Киргизии. Также были подписаны договоры о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и др. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам двусторонних переговоров на полях саммита приняли совместное заявление по сопряжению создания ЕАЭС с китайским проектом "Экономический пояс "Шелкового пути".
16 октября 2015 г. в заседании совета в казахстанском пос. Бурабай впервые в качестве полноправного члена участвовал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. По итогам саммита лидеры стран ЕАЭС приняли решение о начале переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли. Кроме того, был рассмотрен порядок принятия новых членов в организацию, некоторые аспекты присоединения Казахстана к ВТО, сотрудничество с Китаем и др. Были утверждены Основные направления международной деятельности союза на 2015-2016 гг.
21 декабря 2015 г. в Москве на заседании ВЕАЭС было принято решение о переходе председательства в организации к Казахстану, определен персональный состав коллегии Евразийской экономической комиссии в связи с окончанием срока полномочий министров комиссии (назначаются каждые четыре года), принято решение о проведении переписей населения в странах союза в 2020 г., а также о начале разработки "дорожных карт" по сотрудничеству с Китаем. Стороны обсудили вопрос о вступлении в силу с 1 января 2016 г. соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и риски, которые могут возникнуть в этой связи для экономик стран союза. В частности, лидеры стран ЕАЭС договорились об обмене информацией обо всех товарах, поступающих в государства союза и создании единой базы данных.
Заседания Евразийского межправительственного экономического совета
Первое заседание Евразийского межправительственного экономического совета состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства. Встреча премьеров четырех государств-членов ЕАЭС прошла с участием главы правительства Киргизии. Обсуждались вопросы развития интеграции, функционирования ЕАЭС, развитие нормативно-правовой базы, а также предстоящее вхождение в союз Киргизии. По итогам заседания главы правительств распорядились разработать концепцию создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, обеспечить финансирование пилотного проекта по внедрению единой маркировки товаров на территории государств ЕАЭС и др.
29 мая 2015 г. в пос. Бурабай Акмолинской области Казахстана прошло заседание Евразийского межправительственного совета. По его завершении ЕАЭС и Вьетнам заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Подписи под документом поставили премьер-министры стран Союза и Вьетнама. Соглашение закрепило взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% - постепенно через 5-10 лет. Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере услуг, позднее по желанию к этому приложению могут присоединиться и другие страны ЕАЭС.
8 сентября 2015 г. в Гродно (Белоруссия) по итогам очередного заседания Евразийского межправительственного совета был подписан ряд документов, в том числе решение "Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза" и Договор о координации действий государств ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
13 апреля 2016 г. в подмосковных Горках прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета. Обсуждались основные стратегические вопросы, связанные с развитием сотрудничества ЕАЭС с Евросоюзом и Китаем, а также промышленная политика Союза и деятельность ЕЭК.
Безусловно, и таможенные органы, и бизнес в первое время начала функционирования Таможенного союза будут испытывать проблемы переходного периода…
Андрей Бельянинов, Руководитель ФТС России
выступление на международной конференции в г. Москве 22 октября 2009 года
Таможенный союз: понятие и примеры из мирового опыта
Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.
Основными задачами государств в таможенном союзе являются:
- создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;
- введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;
- полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;
- использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
- функционирование единых органов управления таможенного союза.
По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:
- применение общего таможенного тарифа;
- использование единых мер нетарифного регулирования;
- проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.
Интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них. Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика.
Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 г. и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.
История Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана
Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г., стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года – Узбекистан.
На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.
Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.
Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:
- с 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;
- с 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории Беларуси. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС).
И, наконец, последней (на текущей момент) вехой в формировании Таможенного союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.
Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.
Положительные стороны Таможенного союза
Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:
- снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;
- уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;
- сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;
- открытие новых рынков сбыта;
- упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.
Договорно-правовая база Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана
Введены в действие с 1 января 2010 г. документы, устанавливающие общий порядок тарифного и нетарифного регулирования в таможенном союзе, а именно:
- Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее – Соглашение о ЕТТ);
- Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года (далее – Соглашение о тарифных квотах);
- Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года (далее – Соглашение о нетарифных мерах);
- Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года;
- Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года;
- Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года (далее − Протокол о ставках, отличных от ЕТТ);
- Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее – ЕТН ВЭД);
- Единый таможенный тариф таможенного союза (далее – ЕТТ);
- Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года (далее – Протокол о тарифных льготах);
- Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года (далее – Протокол о системе тарифных преференциий);
- Перечень развивающихся стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
- Перечень наименее развитых стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
- Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (далее – Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран);
- Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств–членов таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза;
- Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозимой пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;
- Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
- Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений и другие документы;
- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года;
- Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года;
- Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года;
- Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
- Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
- Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года;
- Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года от 11 декабря 2009 года;
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.
Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и соответственно ТК ТС вступили в силу с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. – для Беларуси.
Структура единого таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана
В связи с формированием нормативной правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза представляет собой четырехуровневую систему:
- ТК ТС;
- международные соглашения государств–участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;
- решения Комиссии Таможенного союза;
- национальное таможенное законодательство стран-участниц.
В силу п. 3 ст. 1 ТК ТС при таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.
При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.
Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не определен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.
Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках таможенного союза, является ТК ТС.
Международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного регулирования, которые должны применяться одинаково на всей территории таможенного союза. Это, прежде всего, определение и контроль таможенной стоимости, правила определения страны происхождения товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила уплаты косвенных налогов и некоторые другие общие нормы.
Комиссия таможенного союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: устанавливает порядок декларирования и форму таможенной декларации; порядок применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур); порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; определяет формы документов для таможенных целей. В настоящий момент это более 150 решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии таможенного союза.
Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин
На современном этапе продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.
Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение МГС № 18) с 1 января 2010 г. в целях создания единой системы таможенно-тарифного регулирования торговли Беларуси, Казахстана и России с третьими странами введены в действие Соглашение о ЕТТ; Соглашение о тарифных квотах; Протокол о ставках, отличных от ЕТТ; Протокол о тарифных льготах; Протокол о системе тарифных преференциий.
ЕТТ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД (утверждена Решением МГС № 18). Согласно Протоколу о ставках, отличных от ЕТТ, более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой ЕТТ может применяться в отношении товаров, происходящих из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии таможенного союза (далее – Комиссия), принимаемого в соответствии с Протоколом о ставках, отличных от ЕТТ.
С начала текущего года предоставление тарифных льгот стало возможным только в случаях, установленных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения о ЕТТ, а также на основании решений Комиссии, принятых консенсусом. Кроме того, ст. 5 Соглашения о ЕТТ определяет, что такие льготы применяются независимо от страны происхождения товаров и могут выражаться в освобождении от ввозной таможенной пошлины или снижении ставки ввозной таможенной пошлины. Некоторые тарифные льготы закреплены Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение КТС № 130).
В условиях единой системы тарифных преференций таможенного союза, введенной ст. 7 Соглашения о ЕТТ и Протоколом о системе тарифных преференций, для содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран–пользователей этой системы и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок, установленных ЕТТ. В свою очередь, в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран–пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин. С этой целью Решением МГС № 18 утверждены перечни развивающихся стран и наименее развитых стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, а также Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран.
Соглашение о тарифных квотах закрепляет возможность использования тарифных квот как меры регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, с помощью более низкой по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ставки ввозной таможенной пошлины в течение определенного периода на определенное количество товара (в натуральном или стоимостном выражении). Решением КТС № 130 определен также Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Согласно ТК ТС ограничивается право выбора валюты, в которой могут уплачиваться ввозные таможенные пошлины: теперь они уплачиваются в валюте того государства–члена таможенного союза, в котором подлежат уплате и таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу (ст. 84 ТК ТС).
В отличие от национального таможенного законодательства ТК ТС не допускает возможности любого лица уплатить таможенные пошлины за счет собственных средств за плательщика таможенных пошлин. Теперь плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии со ст. 79 ТК ТС международными договорами и (или) законодательством государств–членов таможенного союза возложена такая обязанность. Декларантом считается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст. 4 ТК ТС).
Согласно ст. 84 ТК ТС полномочия определять форму уплаты таможенных пошлин и момент исполнения обязанности по их уплате (дату уплаты) предоставлены государству–члену таможенного союза, в котором такие пошлины подлежат уплате. С учетом вышеизложенного правила относительно валюты платежа фактически ограничена возможность уплаты таможенных пошлин путем обращения сумм обеспечения их уплаты, внесенных в иностранной валюте.
В ТК ТС тарифные преференции и тарифные льготы включены в понятие «льготы по уплате таможенных платежей». Освобождаются от ввозных таможенных пошлин товара, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, определяемую по действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин курсу, устанавливаемому законодательством государства–члена таможенного союза, таможенный орган которого осуществляет выпуск таких товаров.
ТК ТС предусматривает возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин в форме отсрочки или рассрочки. При этом основания, условия и порядок изменения таких сроков определяются международным договором государств–членов таможенного союза, а не национальным законодательством. С этой целью принято Соглашение о порядке уплаты таможенных пошлин, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате ввозной таможенной пошлины могут предоставляться при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия; технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; при задержке поступления плательщику финансирования из республиканского бюджета или платы за выполненный им государственный заказ; при ввозе подвергающихся быстрой порче товаров; при осуществлении поставок товаров в рамках международных договоров; при ввозе по утверждаемому Комиссией перечню отдельных типов иностранных воздушных судов и комплектующих к ним; при ввозе осуществляющими сельскохозяйственную деятельность организациями либо поставке для таких организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, отдельной сельскохозяйственной техники, товаров для кормления животных; при ввозе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих, запасных частей к нему для использования в промышленной переработке.
Для зачисления ввозных таможенных пошлин используется единый счет уполномоченного органа государства–участника таможенного союза на основании Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года (далее – Соглашение о порядке зачисления ввозных пошлин). Данное Соглашение вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарий получит последнее письменное уведомление по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур.
Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или взысканными суммами таможенных пошлин признаются денежные средства, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств–членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин в отношении конкретных товаров. Их возврат (зачет) осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства–члена таможенного союза, в котором произведена их уплата и (или) взыскание, с учетом особенностей, установленных ст. 4 Соглашения о порядке зачисления ввозных пошлин. Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне.
Для регулирования вопросов взаимного признания таможенными органами документов, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, принято Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.