Царь колокол история и фотографии. Царь-пушка и царь-колокол
«Царь-колол» - известный памятник , построенный в 18-м веке. М. И. и И. Ф. Маторины - русские мастера, которые отливали памятник с 1733 по 1735 года. Произведение искусства установлено в Кремле в самом центре Москвы. В 1737 году во время пожара от памятника отпал кусок весом 11,5 т.
Техника литья подобных колоколов определялась с помощью уровня развития литейного искусства. И так было на протяжении нескольких веков. Раньше отливка колокола с оригинальной отделкой и мощнейшим звучанием была настоящим событием не только для создателей этого изобретения искусства, но и для обыкновенных жителей города. Мастера формировали большие колокола в ямах-формах, которые предназначались специально для отливки. Подобное устройство считалось одним из наиболее сложных этапов в плане подготовки, так как для него требовалось достаточно опыта и знаний. Заготовка необходимого количества металла – не менее важная часть этапа подготовки. Иногда процесс заготовки занимал целый год, в то время как отливка колокола – несколько часов.
26 июня 1730 года императрица Анна Иоанновна издала указ, где приказала отлить огромный колокол, который получил название «Царь-колол». Сначала для процесса отливки планировали пригласить Жерменю – мастера и члена Академии Наук из Парижа. Тем не менее, в результате отливкой занимался московский литейщик Иван Моторин, проживающий в Пушкарской слободе.
На тот момент литейщик уже имел огромный опыт отливки больших колоколов и орудий. Согласно историческим данным, как раз с двора Ивана Моторина в 1712 году забрали, привезли в Кремль и подняли на Царскую башню «Набатный колокол», которые весил более 2-х тонн.
1731 год изменил ход истории, в частности, развитие литейного искусства, ведь именно в этом году Иван Моторин завершил составлять проект колокола. С местом определились довольно-таки быстро. В итоге для отливки колокола выбрали место в Московском Кремле – между колокольней Ивана Великого и Чудовым монастырем. Стены «ямы-формы» были укреплены дубовым срубом и выложены кирпичом. Затем установили глиняный «болван» на железную решетку. Он нужен был для того, чтобы определять внутренний объем тела колокола. После последнего этапа – этапа просушки – на «болване» выполнили глиняные формы будущего колокола.
Не имея разрешения из Петербурга, создатель исторического памятника начал сооружать четыре литейные печи, а также устройство для подъема кожуха. 26 ноября 1734 года после проведения торжественной службы в Успенском соборе затопили литейные печи с обломками ненужных и устаревших колоколов, после чего добавили новый металл, олово и красную медь.
Несмотря на это, уже через два дня – 28 ноября – две литейные печи вышли из строя. Есть информация о том, что раскалённый металл стал вытекать на землю. Чтобы исключить возможность повторной утраты металла, Иван Моторин решил отремонтировать печи, выпустив плавку через так званные «печуры», которые служили запасными.
В самом разгаре этого серьёзного и исторического процесса произошел взрыв, из-за которого практически все конструкции из дерева сгорели дотла. 19 августа этого же года, готовясь к новой отливке, скоропостижно скончался Иван Федорович, место которого вскоре занял его сын.
Третью отливку величественного колокола начали только через три месяца после этих печальных событий. Чтобы исключить возможность возникновения пожара, литейщики расставили более 400 человек с пожарными трубами вокруг печей. На протяжении одного часа и двенадцати минут продолжалась плавка колокола, который в скором станет настоящим творением искусства. В результате все прошло без непредвиденных ситуаций, мастера потрясающе справились со своей работой, предоставив жителям города возможность смотреться и любоваться немыслимым памятником, который навеки войдет в историю литейного искусства как самый огромный, тяжелый и оригинальный колокол.
25 ноября 1735 – день, когда завершилось изготовление фундаментального и огромного «Царь-колокола», который весит чуть больше 201 тонны.
Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея
В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.
С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.
С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.
С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.
Приносим извинения за доставленные неудобства.
Вес царь-колокола, находящегося в Московском Кремле равен 201 тонне 924 килограммам.
Памятник знаменит тем, что при проведении чеканных работ в мае 1737 года, случился пожар и колокол был поврежден – от него откололся кусок весом 11,5 тонн (около пяти пудов на тогдашнее исчисление веса). Подготовительные работы по изготовлению гиганта заняли более полутора лет, на плавку металла потребовалось 36 часов, а сам процесс литья занял 1 час 12 минут. Дата отливки колокола – 25 ноября 1735 года. После окончания литья, мастера приступили к чеканным работам, в ходе которых и случился пожар, по одной из версий, загорелись леса, установленные вокруг колокола. При тушении пожара, на раскаленный металл попала вода, что привело к его повреждению. В литейной яме, колокол простоял более ста лет. В 1836 году Царь-колокол был извлечен из места хранения и установлен на территории Московского Кремля.
История создания Царь-колокола
Размеры памятника впечатляют и по сей день: его высота (вместе с ушками равна 6,14 м), диаметр колокола - 6,6 м).
Для изготовления колокола, императрица повелела сыну фельдмаршала Миниха найти в Париже мастера. Придворец предложил взяться за эту работу королевскому механику Жерменю, но тот счел предложение шуткой и отказался от проекта.
Вес царь-колокола равен 201 тонне 924 килограммам.
За отливку взялись русские мастера: Иван Моторин и его сын Михаил. Производилась отливка на Пушечном дворе (расположенном на Ивановской площади) в специально подготовленной земляной форме глубиной порядка десяти метров, кожух был защищен от колоссального давления расплавленного металла слоем плотно утрамбованной земли и кирпичной кладкой. Глиняная болванка определяла внутреннюю форму сооружения, изображения и надписи были нанесены мастерами П.Галкиным, П.Серебряковым, Кохтевым, П. Луковниковым и В.Кобелевым.
После завершения процесса отлива, колокол разместили на железной решетке, которая крепилась на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над плавильной ямой была сооружена деревянная обрешетка, которая и стала причиной пожара. Версия раскола Царь-колокола принимается не всеми историками, существует предположение, что десять сквозных продольных трещин появились в результате нарушения технологии изготовления – остывающее изделие могли оставить на стержне, вследствие чего и произошло его частичное разрушение, а пожар стал лишь благовидным предлогом для оправдания. Доказательствами этой версии считается и тот факт, что за работу мастер получил всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел, в то время как за отливку колоколов для Троице-Сергиевой Лавры и Новодевичьего монастыря меньших размеров и сложности, мастеру выдали по 8000 рублей за каждый.
Для того, чтобы выполнить отливку гигантского сооружения, был использован не только новый металл в количестве 1276 пудов, но и сплав металла Большого Успенского колокола (отлитого русским мастером Григорием Александровым), который был расколот во время пожара в Кремле в 1701 году. В состав сплава Царь-колокола входят:
В процессе подготовки отлива, постоянно возникали непредвиденные обстоятельства, которые требовали оперативного решения: окончательный процесс выплавки оказался успешным лишь с третьего раза, первые два окончились неудачно – при первой попытке вышли из строя две плавильные печи, во второй раз случился пожар. Иван Моторин скончался до окончания выплавки колокола, его дело достойно завершил сын Михаил.
Восстановление Царь-колокола
Первоначально Царь-колокол должен был быть действующим, его планировалось подвесить на звоннице колокольни Ивана Великого после сооружения нескольких галерей на разных высотах. Целью постройки галерей, соединенных с колокольней, было придание устойчивости всему комплексу сооружений и его защите от сверхмощного звона Царь-колокола. Реализации проекта помешал пожар 1737 года, уничтоживший часть города вокруг Царь-колокола.
Попытки поднять сооружение в 1792 и 1819 году закончились неудачей, массивный памятник провел в земле более века. В 1836 году операцию по извлечению колокола из земного заточения, возглавил Огюст Монферран. Святейшие особы, находившиеся ранее у власти, так же пытались найти способы поднять колокол на поверхность. Так император Павел I в 1792 году в один из визитов в Москву дал задание механику J. Guirt придумать способ переместить колокол на другое место. Но составленный инженером проект не был реализован по причине боязни, что при поднятии гигант сломается. Несколькими годами позже, Император Александр I так же поставил задачу генералу Fabre переставить памятник. Но Царь-колокол оказался на поверхности лишь во времена правления Николая I. Изначально, император решил построить для гиганта колокольню, но реставрация колокола оказалась невозможной из-за размеров медного великана.
Операция по поднятию колокола из земли состояла из нескольких этапов. Вокруг сооружения была произведена выемка земли, на глубине 30 футов и сооружен сруб для укрепления стенок конструкции. Затем несколько насосов откачали полностью воду и был произведен осмотр памятника. Подъем начался рано утром, от максимальной нагрузки два каната лопнули и крепежный блок отскочил в леса. По этой причине произошел перекос и гигант начал заваливаться на бок. Исправить ситуацию смогла лишь смелость одного из рабочих, который спустился в яму и устроил подборку из дубовых бревен. Колосс был опущен на подпорку и подъем остановили. Причиной неудачи стали канаты, которые отсырели и частично прогнили, в ожидании прибытия Монферрана. Были заказаны новые тросы и количество воротов увеличили до двадцати. Новую операцию назначили на 23 июля, она оказалась успешной и заняла 42 минуты 33 секунды, колосс был извлечен и водружен на полозья, которые доставили Царь-колокол на изготовленный заранее постамент. Несмотря на вековое забвение, литейный памятник полностью сохранил свой первоначальный вид и после очистки на нем отчетливо проступили барельефы царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны.
Вес «братьев» Царь – колокола
Кроме грандиозного исторического сооружения, покоящегося на территории Московского Кремля, известны Царь-колокола, которые были изготовлены в начале ХII века и в 1654 году. Последний колокол имел вес порядка 130 тонн. В 1748 году был отлит колокол, который так же был назван царским, его вес составлял 64 тонны или 4 тысячи пудов. Он был уничтожен в 1930 году. Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры так же носит имя «Царь». Самый массивный современный колокол был отлит в 2004 году, весит он 72 тонны. Металлический гигант является символикой на марках, картинах, денежных знаках. Выпущенные в эпоху революции 1917 года и мгновенно обесценившиеся деньги «керенки» с изображением Царь-колокола, в народе были прозваны «колокольчиками». Спустя многие годы, памятник литейного искусства по-прежнему остается одним из самым массивных и величественных сооружений в мировой культуре.
Кремль: мини-путеводитель по территорииДля этого на вырыли котлован глубиной 10 метров, и поместили туда форму. Неподалеку рабочие построили 4 литейные печи. Для лучшего звучания колокола в сплав из меди и олова добавили 525 кг серебра и 72 кг золота. Украсили Царь-колокол орнамент и барельефные портреты царя Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.
По официальной версии, во время пожара 1737 года сгорели деревянные балки, на которых держался колокол. Чтобы он не расплавился, начали лить воду. Из-за перепада температур от колокола откололся кусок, весом 11,5 тонны.
Но историю с пожаром могли придумать для путеводителей, а трещины, вероятно, появились из-за неправильного охлаждения - технологической ошибки литейщика. Возможно, поэтому Моторин попросил за работу всего 1 000 рублей, тогда как за литье более простых колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры он получил 6 000 рублей за каждый.
В 1836 году архитектор Огюст Монферран поднял Царь-колокол на постамент и поместил на его вершине шар и золоченый крест - символ державы. Так в Московском появился памятник литейного искусства.
Но у Царь-колокола были «прадед», «дед» и «отец».
В 1600 году Андрей Чохов отлил по приказу Бориса Годунова огромный колокол «Царь». Он весил около 40 тонн и находился в специально построенной клети. Но во время пожара в начале XVII века он упал и разбился.
В 1652 Алексей Михайлович поручил изготовить новый Царь-колокол Даниле и Емельяну Даниловым. «Дед» весил 130 тонн, но не отличался прочностью: при рождественских звонах 1654 года он разбился. Перелить колокол Алексей Михайлович доверил Александру Григорьеву. Вес нового колокола достиг уже 160 тонн. Его басовый звон звучал над Москвой более тридцати лет, но при пожаре 1701 года «отец» упал и разбился. Из осколков по приказу императрицы Анны Иоанновны отлили новый колокол.
В 1747 году мастер Слизов предлагал перелить Царь-колокол, а архитектор Форстенберг хотел даже впаять вышибленный край и уверял, что звук не пострадает.
Александр III даже хотел поставить в Кремле гигантскую Царь-колокольню. Но от дорогостоящей идеи пришлось отказаться. Больше гигантских колоколов на Руси не отливали.
Говорят, что...
...Царь-Колокол перекрасили для маскировки во время Великой Отечественной войны.
...изначально отливку Царь-колокола предложили королевских золотых дел мастеру французу Жерменю. В ответ он рассмеялся: «Никто в мире этого сделать не сможет, господа», и от работы отказался.
...Царь-колокол разбил тяжелой рукой Петр Великий. Когда царь вернулся в Москву после Полтавского сражения, он приказал в честь победы звонить во все колокола. Но Царь-колокол не зазвонил, как ни старались звонари раскачать его тяжелый язык. Петр разгневался и прислал в помощь звонарям роту гвардейцев. Язык колокола сорвался, но он не зазвонил. Петр в бешенстве ударил по колоколу дубинкой, и от него откололся кусок, а сам колокол загудел и ушел в землю.
Царь-колокол (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Туры на майские в Россию
- Горящие туры по всему миру
Предыдущая фотография Следующая фотография
Что такое Царь-колокол и где его можно увидеть, знают практически все. Однако мало кому известна история этой интереснейшей московской достопримечательности. Сегодня Царь-колокол находится на территории Кремля - прикоснуться к нему и сфотографироваться на память может любой турист. А началась история создания этого огромного колокола с царя Ивана III. В то время правители России негласно соревновались между собой в том, кто сделает самый большой колокол, превосходящий все предыдущие по весу, размеру и силе звучания. При Иване III был отлит колокол весом 8 тонн. При его сыне Василии III сделали 16-тонный колокол.
Известный французский механик короля Жермень отказался от предложения изготовить Царь-колокол. Он просто-напросто решил, что это шутка, потому что не представлял, как можно сделать колокол такого огромного размера. В итоге за работу взялся русский мастер Иван Моторин.
Иван Грозный пошел дальше и повелел отлить колокол в 35 тонн. Рекордным для того времени стал колокол весом 128 тонн, изготовленный в 1654 году по указу царя Алексея Михайловича. Он стал украшением храма Ивана Великого в Кремле. Однако вскоре тяжелый колокол упал и разбился. Позже был сделан Большой успенский колокол, который тоже затем разбился.
В 1730 году императрица Анна Иоановна решила во что бы то ни стало сделать самый большой колокол и оставить тем самым память о своем правлении. Она приказала переделать уже имеющийся Большой успенский колокол таким образом, чтобы его вес был 160 тонн. Стоит отметить, что на такую работу соглашались далеко не все мастера. Так, известный французский механик короля Жермень отказался от предложения. Он просто-напросто решил, что это шутка, потому что не представлял, как можно изготовить колокол такого огромного размера. В итоге за работу взялся русский мастер Иван Моторин.
Сначала он сделал небольшую пробную модель весом 12 пудов и отправил все свои чертежи и схему подъема на утверждение в Санкт-Петербург. На подготовку к изготовлению Царь-колокола ушло более полутора лет. Сам же колокол отлили 25 ноября 1735 года. Размеры Царь-колокола были поистине огромны: высота 6,14 метра, нижний диаметр - 6,6 метра. Мастер Иван Моторин не дожил до завершения работы, поэтому его дело продолжил сын Михаил. Кстати, в общей сложности над созданием Царь-колокола трудились около 200 человек: кузнецы, слесари, столяры, скульпторы, резчики и многие другие.
Увы, поднять колокол не смогли - он так и остался в литейной яме. Через два года случился пожар, и Царь-колокол пришлось спасать. Чтобы уникальное изделие не расплавилось, его поливали водой. Но в итоге металл дал 11 трещин, от Царь-колокола отвалился внушительный кусок весом более 11 тонн.
Целый век колокол находился в яме, поскольку никто не решался поднять такую махину. Только в 1834 году создатель петербургских достопримечательностей: Александровской колонны и Исаакиевского собора - Огюст Монферран с помощью сложных приспособлений смог вытащить этот памятник русского литейного искусства и установить его на постамент. Интересно, что внутри постамента сохранен язык от неизвестного колокола. На сегодняшний день Царь-колокол - уникальное произведение искусства. Ему нет равных во всем мире - это самый большой колокол по весу и размерам.
Литейщик Иван Моторин был настоящим профессионалом. Он отлил многие колокола, находящиеся в Кремле, в том числе Набатный. Для Царь-колокола он придумал очень красивый орнамент и скульптурные украшения.