Легенды и были новодевичьего монастыря. Музей раскрепощенной женщины

Москва

Храм Преподобного Серафима Саровского и Святой Анны

В советские времена: колумбарий
Что теперь: храм восстановлен

Один из самых удивительных примеров - храм начала ХХ века на территории Донского кладбища. Его в 1920-е годы превратили в крематорий, а проект перестройки разрабатывал архитектор–конструктивист Д.П.Осипов. Он решил оставить основной объем здания без изменений, а вместо колокольни возвести высокий бетонный параллелепипед. Донской крематорий - первый в СССР - распахнул свои двери в 1927 году. Идея огненного погребения тогда считалась прогрессивной - в газетах появлялись многочисленные статьи и фельетоны на тему кремации, а отголоски этой кампании можно обнаружить в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова и «Мастере и Маргарите» Булгакова. Пропагандистами нового прогрессивного способа захоронения выступали Союз воинствующих безбожников и Общество развития и распространения идеи кремации.

В 1990-е храм вернули верующим, квадратную башню крематория заменил невысокий пирамидальный купол с крестом, а фасад из серого стал розовым. Трансформированный во второй раз храм не напоминает ни изначальную постройку, ни проект Осипова. Здесь проходят богослужения, крещения и венчания, что выглядит жутковато, особенно в соседстве с сохранившимся колумбарием, скрывающимся за легкими перегородками.

Храм Святого Николая Чудотворца в Новой Слободе


© geocaching.su

В советские времена: служебные помещения студии «Союзмультфильм»
Что теперь: студия готовится к переезду

Еще одно необычное превращение - храм Святого Николая Чудотворца в Новой Слободе, расположенный на Долгоруковской улице. С 1929 года храм постройки ХVI века пытались закрыть, но в 1934 году его захватили обновленцы. В 1936 году храм все же закрыли и перепрофилировали под конторские нужды, а вскоре его помещение занял Центральный антирелигиозный музей: для этого к церкви пристроили пятиэтажный сталинский дом. Он практически полностью закрыл вид на храм, и только западная часть здания вместе с колокольней сохранила свои очертания. В 1946 году бывший храм отдали киностудии «Союзмультфильм», где на протяжении многих лет творили лучшие советские мультипликаторы - Ю.Норштейн, Ф.Хитрук, В.Котеночкин и др. 10 августа 2013 года впервые с момента закрытия храма в здании «Союзмультфильма» был отслужен молебен. Планируется переезд киностудии «Союзмультфильм» на новое место, после чего храм будет возвращен верующим.

Протестантский костел Святого Андрея


© moscowanglican.org

В советские времена: студия звукозаписи «Мелодия»
Что теперь: здание возвращено англиканской общине; кроме церкви там размещается Англиканско-православный образовательный центр, воскресная школа и англоязычное Общество анонимных алкоголиков

Единственную англиканскую церковь в Москве закрыли в 1920-х - и внутри было решено устроить коммуналки, поделив главные залы перегородками и простыми перекрытиями. Здесь жила в основном беднота, и после расселения по хрущевкам в 1960-е в освободившемся здании расположилась звукозаписывающая фирма «Мелодия» - в первую очередь из-за акустики, которая позволяла записывать даже симфонические оркестры. «Мелодия» здесь находилась до самого недавнего времени, хотя службы стали проходить в костеле уже с 1991-го, а в 1993 году у англиканской церкви появился постоянный пастор.

Храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»


© Александр Качалин

В советские времена: запасник Третьяковской галереи
Что теперь: с 1948 года храм открыт для богослужения

Здесь в советское время разместился запасник Третьяковской галереи, поэтому интерьер церкви практически не изменился: сотрудники музея делали все возможное для сохранения внутреннего убранства. До наших дней дошел не только интерьер, но и чугунная ограда, а также дом причта. Именно благодаря хорошей сохранности храма, он стал одним из первых, который вернули православной церкви после войны - в 1948 году. В тот же год у Скорбященской церкви появился свой хор, который станет знаменитым на всю страну, а в дни памяти великих композиторов будет исполнять их произведения, включая и «Всенощную» Рахманинова, и «Литургию» Чайковского. С колоколами церкви связана отдельная история: их снимали дважды - в первый раз после закрытия церкви, а во второй - в 1960-е. По соседству в Лаврушинском стоял элитный дом, в котором жили писатели, они жаловались, будто колокольный звон отвлекает их от работы.

Новодевичий монастырь


© CityScapes/Getty Images

В советские времена: Музей раскрепощения женщины, потом Историко-бытовой музей, потом - филиал Исторического музея
Что теперь: в 1994 году возвращен церкви

Женский монастырь закрыли в 1922 году и по иронии судьбы открыли тут Музей раскрепощения женщины. В 1926 году на смену ему пришел Историко-бытовой и художественный музей, а часть построек отдали под немузейные нужды - с яслями, общежитием Наркомпроса, прачечными и гимнастическим залом на месте бывшей трапезной. Устройство исторических экспозиций помогло спасти интерьеры, но часть зданий по-прежнему остается в ведении музея, в том числе и Смоленский собор.

Знаменский храм Новоспасского монастыря


В советские времена: тюрьма и вытрезвитель
Что теперь: храм не работает

Храму Знамения Богоматери с фамильной усыпальницей графов Шереметьевых, построенному в 1795 году по проекту архитектора Е.С.Назарова, ученика Баженова, особенно не повезло. В 1812 году французы превратили церковь в конюшню, после чего ее пришлось заново освящать, а советская власть не нашла лучшего применения, чем организовать здесь женскую тюрьму и исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политзаключенных. После войны памятник эпохи строгого классицизма использовали в качестве вытрезвителя. В 1968 году на территории монастыря создается музей и начинаются реставрационные работы, не законченные по сей день. Службы в храме сейчас не проводятся, завершить реставрацию планировалось в 2015 году.

Московская историческая мечеть


В советские времена: военкомат
Что теперь: мечеть снова действует с 1993 года

Поначалу главной мишенью советского государства выступала Русская православная церковь, но к середине 1920-х интерес создателей новой жизни добрался и до ислама. В 1920–1930-е годы были закрыты многие мечети, в Башкирии проводили комсомольский Байрам - Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды, самая старая мечеть Москвы на Большой Татарской, основанная в 1823 году, продержалась до конца 1930-х. В 1937 году имам был расстрелян, в 1939-м службы прекратились, а минарет разобрали. В здании разместился военкомат, затем типография и мастерские.

Церковь Покровско-Успенской старообрядческой общины


В советские времена: спортзал клуба «Спартак»
Что теперь: занимаются борьбой

Церковь в стиле неорусского модерна, построенная в 1911 году, была богато украшена - ее иконостас вмещал 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим коллекционером и предпринимателем С.П.Рябушинским. Храм был закрыт в начале 1930-х, а ценные иконы отправлены в Третьяковскую галерею. В 1960-е в здании расположился спортивный клуб «Спартак», к 1990-м церковь пришла в запущенное состояние. В нескольких метрах от ограды шло строительство Третьего транспортного кольца, но храм все же устоял. В 2000-х годах власти отремонтировали здание, однако церковь по-прежнему не имеет крестов, в ней до сих пор находится секция бокса и борьбы. Российский дизайнер Гоша Рубчинский в 2009-м устраивал здесь : это место идеально подошло для иллюстрации идеи совмещения духовного роста со спортивными тренировками.

Санкт-Петербург

Лютеранская церковь Святых Петра и Павла


В советские времена: склады и бассейн
Что теперь: снова храм

Почти весь приход кирхи эмигрировал после революции, в 1937 году она была закрыта, пасторы арестованы и расстреляны. Здание стали использовать под склад: сначала театральных декораций, потом - овощей. Спустя двадцать лет его решили перестроить под бассейн, который открыли в 1962 году. Радикальная смена функций потребовала полного изменения интерьера - в результате чего последние остатки настенных росписей были утрачены. В нижней части зала устроили бетонный бассейн, и разница в давлении на грунт привела к тому, что стены покрылись трещинами. В 1994 году церковь была возвращена верующим, так что потребовалось обратное превращение: для этого новый пол подняли на 4 метра выше прежнего, но под ним по-прежнему расположена чаша бассейна, удалить которую без полной реконструкции зала было бы невозможно. В результате этих перемен пространство оказалось существенно ниже, что сильно повлияло на акустику, и не в лучшую сторону: теперь во время службы приходится использовать микрофоны.

Санкт-Петербургский буддийский храм дацан Гунзэчойнэй


© Игорь Стомахин/PhotoXPress

В советские времена: радиоточка и лаборатория Зоологического института АН СССР
Что теперь: в 1991 году возвращен верующим

Буддийский храм на северной окраине Санкт-Петербурга примечателен тем, что был построен первым за пределами традиционных буддистских регионов, для руководства строительством был создан специальный комитет ученых-востоковедов. Это был один самых дорогих на тот момент храмов в Европе: возведенный из колотого гранита с позолотой и витражами Николая Рериха, которые изображают восемь буддистских символов. Печальная история буддизма в советской России сказалась и на нем: его закрывали дважды, в 1930-е годы приспособили под физкультурный зал, который позже заменила радиостанция, просуществовавшая вплоть до 1960 года. Впоследствии в здании устроили лабораторию Зоологического института Академии наук. В 1990 году храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР.

Владимир

Николо-Кремлевская церковь


© Александр Уткин/PhotoXPress

В советские времена: планетарий
Что теперь: планетарий ожидает переезда

Еще одно неочевидное использование религиозного объекта: здание Николо-Кремлевской церкви, памятника архитектуры середины XVIII века на территории исторического Владимирского кремля, занимает планетарий. Его открытие приурочили к годовщине первого полета в космос в 1962 году, в центре главного зала был установлен аппарат, проецирующий звездное небо на специально изготовленный сборный пластиковый купол. В основании купола размещена круговая панорама с ландшафтами Марса, Луны, Северного полюса и джунглей, а также города Владимира. В фойе - макеты первых искусственных спутников Земли, глобусы Земли и Луны, осколок Сихотэ-Алинского метеорита и маятник Фуко. В 2006 году в связи с устаревшим оборудованием и требованиями РПЦ было принято решение о переносе планетария в новое здание в Центральном парке города. Здание построено еще в 2011 году и сейчас ожидает закупки передового немецкого оборудования. А пока планетарий продолжает действовать в старом храме.

Самара

Самарская хоральная синагога


© samara-ru.livejournal.com

В советские времена: хлебозавод
Что теперь: здание заморожено

Необычное здание синагоги в псевдомавританском стиле было построено в Самаре в 1908 году местным зодчим З.В.Клейнерманом. Переплеты окна центрального нефа выполнены в виде вписанной в круг шестиконечной звезды, этот же прием встречается и в других элементах декора. Постройка просуществовала в качестве храма всего 20 лет: 19 октября 1928 года синагога была закрыта, а здание передано Дому культуры. Вскоре его занял хлебозавод №8, просуществовавший здесь до начала перестройки. В 1994 году синагогу вернули иудейской религиозной организации города Самары для реставрации. Однако сложности взаимодействия между государством и еврейскими общинами Самары, а также конфликт общин между собой привели к тому, что вот уже 20 лет здание продолжает разрушаться, в то время как участники процесса никак не могут договориться между собой.

Киев

Купеческая синагога


© kinopanorama.hoo.com.ua

В советские времена: кинотеатр
Что теперь: продолжают показывать кино

Купеческая синагога была основана в Киеве в 1899 году на средства сахарозаводчика Льва Бродского. До начала 1930-х годов синагога продолжала действовать и была закрыта только в 1933-м. Здание отдали сначала под спортзал, а затем под клуб печатников. В 1957–1958 годах была проведена его реконструкция под кинотеатр «Кинопанорама»: постройка была значительно расширена, а фасад полностью изменен. Молитвенное помещение превратилось в зрительный зал на 540 мест, это был первый в СССР панорамный кинотеатр, где на вогнутый экран изображение транслировалось одновременно тремя разными проекторами. Иудейская община предпринимала неоднократные попытки вернуть здание, но эти усилия не увенчались успехом - возможно, потому, что на этой же улице находится центральная синагога Киева. А пока «Кинопанорама» продолжает успешно функционировать в качестве артхаусного кинотеатра и фестивальной площадки.

Никита Брусиловский

москвовед, историк-архивист

«С церквями, мечетями и синагогами в советское время ситуации были очень разные. Одним зданиям повезло: их не только не снесли, но даже провели историческую реставрацию - например, церковь Вознесения Господня в Коломенском. Отдельные здания были сохранены в качестве музеев - собор Василия Блаженного, Смоленский собор Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях. Другие оставались действующими и поддерживались в рабочем состоянии - к примеру, церковь Воскресения Словущего в Брюсовом переулке или церковь Илии Пророка Обыденного в Обыденских переулках.

Но все же большинство храмов были закрыты и использовались под самые различные цели - от жилья и контор до складов, заводов и цехов. В работе храмов могли быть перерывы: например, церковь Святой Троицы в Никитниках успела побыть жильем (и при этом немало пострадать изнутри), прежде чем стала филиалом Исторического музея. Музей, кстати, могли упразднить: так стало с Музеем фортификации в Симоновом монастыре, который позднее разрушили более чем на две трети. Наконец, были случаи, когда церковь ненадолго закрывали в 1930-е, чтобы снова открыть после войны: так было с храмом Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, с храмом Архангела Гавриила на Чистых прудах.

В одних случаях здание храма практически не меняло своего внешнего облика (например, храм Святого Климента на Пятницкой), а в других - утрачивало многие важнейшие детали и даже целые объемы (храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской Слободе). Трансформация могла полностью похоронить прежний облик здания и сделать его стопроцентно неузнаваемым. Так произошло, например, с храмом Святых Петра и Павла на Большой Якиманке, с Новым храмом Святых Космы и Дамиана на Гончарной улице. Все эти радикально перестроенные храмы сохранились до наших дней, и узнать в них прежнее назначение просто невозможно. Таких примеров полно по всей России, их очень много в Петербурге - например, церковь Алексия Человека Божия на Петроградской стороне, ставшая одним из цехов завода «Измеритель».

После адаптации к советскому времени в большинстве случаев от интерьера мало что оставалось. Есть уникальное исключение - упомянутый уже храм Святого Климента Папы Римского на Пятницкой улице, в котором расположилось хранилище Библиотеки имени Ленина. Ее сотрудники не только не обезглавили храм и внешне его не изменили, но и внутри сохранили большую часть интерьеров и - самое главное! - пять из семи иконостасов, которые никуда не вывозились, а так и оставались на своих местах в храме.

Еще из страшного: несколько московских монастырей в первые советские годы во время красного террора были превращены в концентрационные лагеря. Такая участь постигла Ивановский, Спасо-Андроников и Новоспасский монастырь (в последнем некоторое время содержалась Александра Львовна Толстая - дочь писателя). Очень часто в 1930-е годы во время индустриализации церкви превращали в фабрики и заводы: храм Святого Георгия в Старых Лучниках в Лубянском проезде стал обувным заводом, обслуживавшим, по некоторым данным, НКВД; храм Успения Божией Матери в Путинках стал пошивочным цехом. Для подобного закрытия порою хватало письма от завода, в котором излагалась необходимость получения здания церкви для выполнения планов пятилетки. Еще одна формулировка - «для организации красного уголка» или клуба для рабочих, а также кинотеатра.

Изменение функций храмов - это не исключительно советская история: подобную практику можно увидеть во многих странах Европы в наши дни, где в религиозных зданиях появляются лекционные залы или библиотеки, и это еще относительно мягкий вариант. А кое-где есть магазины, бары, рестораны и даже автомастерская (такой случай зафиксирован в Италии) в здании церкви. Насколько это этично и правильно - вопрос спорный».

Это один из древнейших религиозных ансамблей на территории страны, который почитается уже много веков. За свою историю монастырь пережил войны и разорения, Смутное время, пожары, превращение в музей и многое другое. Несмотря на это, сегодня святыня передана в бессрочное и безвозмездное пользование Московскому патриархату, полностью восстановлена, открыта для посещения паломниками и туристами.

Купола Смоленского собора

Музейная часть монастыря подробно рассказывает о его истории, известных личностях, чьи судьбы в разное время были связаны с этим местом, работает экскурсионный отдел. Также здесь ежедневно проходят богослужения, на которых можно присутствовать всем желающим. Помимо осмотра отдельных достопримечательностей, по тенистой территории Новодевичьего просто приятно совершать неторопливые созерцательные прогулки.

Существует несколько версий происхождения названия монастыря. Первая гласит, что святыня получила свое имя из-за места, где была построена - Девичьего поля. По преданию, именно здесь выбирали самых красивых девушек, которых отправляли в качестве дани хану Золотой Орды. Вторая версия утверждает, что название происходит от фамилии первой настоятельницы - Елены Девочкиной. Третья - наиболее реалистична и чаще всего используется историками. Согласно ей, монастырь с самого начала был создан для женщин, то есть был девичьим. Приставку же начали использовать для того, чтобы отличать святыню от похожей, открытой ранее в Кремле.

Видео: Новодевичий монастырь

История создания

В XVI веке на Самсоновом лугу, который также назывался Девичьим полем, Василий III основал монастырь. Когда московский князь отправлялся отвоевывать занятый литовцами Смоленск, он дал обет, что в случае победы построит святыню. Почти через 10 лет после того, как город все же был взят, Василий III сдержал свое обещание. Место было выбрано неслучайно, ведь именно с Самсонова луга чудотворная икона Одигитрии была отправлена из столицы в отвоеванный Смоленск.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре (1879 г.), картина Ильи Репина

Первоначально величественный комплекс построек, а также стены его территории были выполнены из дерева. Вскоре после окончания строительства здесь появилась первая узница царских кровей, которых впоследствии будет много. Василий III смог добиться развода с княгиней Сабуровой, которая на протяжении долгих лет супружества так и не смогла родить наследника. Первая жена московского князя была сослана в Новодевичий и до конца жизни прожила в его стенах.

Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI в.

После прихода к власти Бориса Годунова большая часть построек была заменена на каменные, созданные по образцу кремлевского монастыря. Но даже массивные зубчатые стены не смогли предотвратить страшное разорение, постигшее святыню в Смутное время. Тогда обитель превратили в крепость, несколько раз она переходила из рук в руки, а потом и вовсе была подожжена.

Панорама Новодевичьего монастыря

" src="https://s14.postimg.org/5talq8lf5/image.jpg" width="1024 />

Архитектура святыни

Новодевичий монастырьСмоленский собор, 1524-1525 гг. Несколько храмов монастыря выстроены таким образом, что образуют православный крест, повернутый на восток. Центральное место в ансамбле занимает Смоленский собор. Именно здесь содержится древнейший список иконы Иверской Божьей матери, который считается главной и наиболее чтимой реликвией Новодевичьего монастыря. Большой пятиглавый собор сохранил уникальные фрески XVI века и иконостас XVII века, полюбоваться которыми сегодня может каждый посетитель. В архитектурном ансамбле смешались московское барокко и более поздний стиль Средневековья. Этот облик сложился еще в первые столетия существования обители и с тех пор почти не изменился. Несмотря на такое сочетание, храмовая композиция смотрится очень гармонично. Бело-багровые постройки монастыря красиво выделяются на фоне густой зелени, произрастающей на территории святыни.

Смоленский собор, 1524-1525 гг.

" src="https://s14.postimg.org/k10aeog1t/usp-ts.jpg" width="1024 />

Новодевичье кладбище

" src="https://s14.postimg.org/3q06iklm9/mogily.jpg" width="1024/>

" src="https://s14.postimg.org/b79dxblap/svecha-vs-utr.jpg" width="1024 />

С историей Новодевичьего монастыря связаны многие трагические судьбы. Здесь принимали постриг и томились в неволе царские жены, сестры и дочери, здесь проливалась кровь… А сколько знаменитостей похоронено рядом, на Новодевичьем кладбище! Не счесть мифов и преданий об этом месте…

Строительство на Девичьем поле

Монастырь был построен по обету князя Василия III , в 1514 г. отбившего у литовцев город Смоленск… Строительство началось в 1523 г., на Девичьем поле , откуда была отправлена из Москвы обратно в родной город икона Божией Матери Одигитрии Смоленской . Так и монастырь стал называться Новодевичьим.

Обитель поставили на склоне, спускавшемся к Лужникам. Стены и башни изначально возвели из дерева. Главный собор освятили в 1525 г. в честь Смоленской Иконы Божией Матери.

Первой настоятельницей монастыря стала уроженка Суздаля Елена Девочкина , впоследствии причисленная к лику святых. Принимали в обитель только представительниц знати и монарших родов. Среди них были вдова царя Феодора Иоанновича - царица Ирина Годунова , дочь царя Михаила Федоровича Романова - царевна Татьяна , сестры Петра I Екатерина и Евдокия и его первая жена Евдокия Лопухина … Некоторые из них были пострижены в монахини против своей воли.

Софьина башня

Очень много сделала для монастыря еще одна сестра Петра – царевна Софья . На ее средства были отстроены колокольня, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата и Успенский храм . По иронии судьбы, именно Новодевичья обитель стала для Софьи темницей: в 1689 г. по приказу брата ее заточили сюда и насильно заставили принять постриг под именем инокини Сусанны .

Напрудная башня на территории Новодевичьего монастыря еще зовется Софьиной . По поверью, если прикоснуться к ее подножию и загадать желание, особенно романтического свойства, то оно непременно сбудется… Однако действует примета только в отношении .

Зарево над обителью

В сентябре 1812 г. в Новодевичьем разместились французские солдаты. Вскоре сюда прибыл и сам Наполеон . Недолго думая, он приказал поджечь святую обитель.

В октябре, когда армия Бонапарта отступала из Москвы, незваные постояльцы перед уходом зажгли множество свечей и прилепили к деревянным иконостасам, а также покидали в разбросанную повсюду солому. В подклети же Смоленского собора они оставили открытые бочонки с порохом, положив на них сверху зажженные фитили. К счастью, монахини успели вовремя их обнаружить и потушить начинавшийся пожар.

Между тем, как гласит легенда, Наполеон долго стоял на Воробьевых горах , ожидая, когда вспыхнет зарево над Новодевичьим. Он считал для себя делом чести уничтожить этот красивый старинный , бывший национальным достоянием. Потому дал распоряжение своим солдатам вернуться и повторить поджог, если дело не сладится. И тогда, узнав об этом варварском замысле, один из москвичей, чей стоял рядом с обителью, поджег свое жилище… Огонь заполыхал. Завидев пламя на другом берегу Москвы-реки, французский император решил, что горит именно Новодевичий, и преспокойно отбыл восвояси.

Разрушенный некрополь

После революции, в 1922 г., большевики закрыли обитель, устроив в ней… «Музей раскрепощения женщины» , позднее, в 1926 г., преобразованный в Историко-бытовой , а затем художественный музей. Часть зданий и помещений выделили под детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, а трапезную отдали под гимнастический зал.

В 1930-х гг. территорию Новодевичьего «реконструировали», разбив сквер с газонами и аллеями. При этом потревожили захоронения, находившиеся в монастырской ограде. Спустя какое-то время грунт в некоторых местах стал оседать, образуя в земле воронки, а в стенах новых построек начали появляться трещины.

После того как одна из сотрудниц музея провалилась в подземный склеп с пятью гробами, была вызвана геофизическая комиссия, обследовавшая территорию монастыря и составившая карту опасных секторов…

К сожалению, план старого некрополя в Новодевичьем оказался безвозвратно утерян. Никому не пришло в голову, что он может понадобиться. Сохранилось лишь несколько могильных надгробий. В наше время старое близ Новодевичьего попытались восстановить, но найденные памятники расставили не там, где они должны были стоять изначально – ведь точное местонахождение могил никому не было известно. На сегодняшний день в неприкосновенности остались могилы поэта-гусара Дениса Давыдова , декабристов Сергея Трубецкого, А.Н. Муравьева и М. И. Муравьева-Апостола , поэта А. Н. Плещеева , генерала А. А. Брусилова

От Гоголя до Кагановича

При советской власти с южной стороны монастырской стены образовалось современное Новодевичье кладбище , предназначенное для захоронений представителей элиты. В 1930-е годы сюда из закрытого Даниловского монастыря перенесли прах Н.В. Гоголя .

Сегодня на Новодевичьем кладбище лежат рядом выдающиеся ученые, высшие военные чины, политические деятели, представители искусства… Среди захороненных здесь – конструктор Туполев , академик Ландау , знаменитый хирург Н.Н. Бурденко ; верный сталинский соратник Лазарь Каганович , писатели Антон Чехов, Владимир Гиляровский, Михаил Булгаков, Василий Шукшин ; поэты Николай Некрасов, Владимир Маяковский, Николай Заболоцкий, Ярослав Смеляков ; певцы, музыканты и композиторы Федор Шаляпин, Исаак Дунаевский, Мстислав Ростропович, Людмила Зыкина ; выдающиеся актеры и режиссеры Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин … Здесь же нашли последний приют до срока ушедшие в отставку советские лидеры Никита Хрущев и Борис Ельцин . Список можно продолжать очень и очень долго.

Кажется, тени усопших – и царственных инокинь, и совсем недавно ушедших из жизни наших современников - невидимо бродят меж надгробиями, только не всем дано их заметить…

Сегодня в Новодевичьем монастыре соседствуют действующая обитель и музейные экспозиции, так как это не только памятник старины и часть русской истории, но и место, окутанное преданиями и легендами.

Легенды и предания

Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй легенде, своим именем обитель обязана первой настоятельнице - Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.

Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей; фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства; они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и попросила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.

Монастырь в судьбе женщин

Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала - после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница - боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

История обители

Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.

Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.

В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524–1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование.

Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.

Стиль «московское барокко»

Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.

Колокольня

Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.

Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.

Некрополь Новодевичьего монастыря

На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое - с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря - в честь Смоленской Иконы Божией Матери - был возведен в 1524-1525гг. и закончен к престольному празднику (28 июля).

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время - ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи - царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. закл чена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья - не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» - послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь.

В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта.

При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был - когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

В 1922 г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский. В 1992 г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994 г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.

И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то - полюбоваться памятниками старины. Есть же любители посетить «Софьинскую башню» - то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне. После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке. Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать. Так слух, пущенный журналистами, перерос в поклонение, не имеющее под собой никаких веских оснований.

Недалеко от Смоленского собора Новодевичьего монастыря расположена небольшая, но очень изящная часовня фабрикантов Прохоровых. Она является надгробной часовней - усыпальницей над могилой известного мануфактурщика XIX века, владельца знаменитой Трехгорной мануфактуры Ивана Яковлевича Прохорова и членов его семьи.

Часовня сооружена в 1911-1917 гг. по проекту архитектора В.А. Покровского в неорусском стиле на средства Николая Прохорова, сына фабриканта.

При жизни Иван Яковлевич Прохоров много внимания, сил и средств уделял развитию и успешной жизнедеятельности монастыря, в нем в качестве монахини много лет жила его сестра.

Среди похороненных в родовой усыпальнице, кроме фабриканта с женой, его родителей, дочь Е.И. Беклемишева - известный скульптор и зять А.И. Алехин, сын которого, Александр, широко известен как чемпион мира по шахматам.

Сегодня часовня Прохоровых используется в качестве монастырской часовни.

В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда - вполне московский курорт.

Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.