Церковь троицы на воробьевых горах. Храм троицы живоначальной на воробьевых горах

Что есть что в церкви

Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают доктору Федору Гаазу. Он хотел, чтобы заключенные местной пересыльной тюрьмы могли посещать храм. Каменную церковь поставили рядом с предшественником, на месте алтаря которого стоит увенчанный крестом белокаменный памятник.

Накануне знаменитого совета в Филях Кутузов молился именно здесь, а пожар 1812 года обошел храм стороной.

Отдаленная от центра Троицкая церковь уцелела и не закрывалась в советское время. Ее старинный интерьер остался нетронутым, а в период запрета колокольного звона в Москве в церкви Троицы Живоначальной на Воробьевых горах колокола продолжали звонить.

В 1937 году в связи с закрытием церкви Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве антиминсы из приделов святого Ионы и мученика Агапия перенесли в храм на Воробьевых горах. Также в церкви установили ковчежец с частицами мощей святых Митрофана Воронежского, Алексия Мечева и блаженной Матроны Московской.

Сайт: www.hram-troicy.prihod.ru
E-Mail: [email protected]
Адрес: 119334, Москва, ул. Косыгина, д. 30 (м. «Воробьёвы горы», смотровая площадка).
Проезд: м. Октябрьская, м. Киевская, тролл. № 7, до остановки «Университетская площадь».
Расписание богослужения: http://www.hram-troicy.prihod.ru/raspisanie-bogoslujeniy

Историческая справка

Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя литовского Витовта, храм уже стоял.

Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей — «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев.

Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне-го классицизма, как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный. крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858—61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпич-ной оградой конца XIX — начала XX в. с металлической решеткой.

В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы.

Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х— начале 1950-х годов.

Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела — в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая.

Храм относится к Михайловскому благочинию г. Москвы.

Святыни: В храме находятся иконы XIX века — «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона — с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова. Чтимая икона Божией Матери — «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской.

Полное наименование: МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Социальная деятельность

  • Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
  • Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
  • Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
  • Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.

Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:
1. Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
2. Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
3. Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
4. Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.
Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

Духовенство храма

  • протоиерей Андрей Новиков (настоятель)
  • протоиерей Константин Георгиевский
  • протоиерей Геннадий Еременко
  • иерей Сергий Зверев
  • диакон Антоний Гороховец (врем.)

Храм на этом месте упоминается с 1644 г., но истинное время его основания неизвестно и относится, скорее всего к более раннему периоду. Само село Воробьево известно с 1453 г. Существующий храм построен в 1811-1813 гг. в стиле классицизма, внутреннее убранство современно постройке. Главный престол освящен во имя Троицы Живоначальной, южный придел - святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского, приставной престол - во имя святителя Ионы, митрополита Московского. Храм никогда не закрывался. При храме есть благотворительная служба.



Троицы на Воробьевых горах церковь (улица Косыгина, дом № 30).

На высоком крутом берегу Москвы-реки, перед почти 300-метровым высотным зданием Московского университета и буквально в нескольких шагах от известной смотровой площадки на Воробьевых горах, стоит храм Живоначальной Троицы. В 1937 г. закрыли стоящую неподалеку Троицкую церковь в Троицком-Голенищеве, из нее в храм на Воробьевых горах перенесли два антиминса и соорудили приставной престол в главном алтаре во имя бывших в закрытом храме приделов святителя Ионы, митрополита Московского, и мученика Агапия.

Деревянная церковь известна на Воробьевых горах с древнейших времен. В 1451 г. великая княгиня Софья Витовтовна купила небольшое село на высоком берегу Москвы-реки. В 1700 г. документальные источники называют стоящую в селе «церковь Сергия, что в Саду» (по-видимому, названа по приделу), а в 1720 г. упоминают в ней придел преподобного Алексия, человека Божия. Известно также, что в 1785 г. эта древняя церковь перестраивалась, а в конце XVIII века разобрали летний царский дворец. В 1811-1813 гг. близ места, где стояла деревянная церковь, выстроили и освятили каменный Троицкий храм с правым приделом - святителя Николая и левым - преподобного Сергия Радонежского. Он был небольшим, типичным для подмосковных сел. Колокольня, трапезная и главный храм располагались традиционно по оси восток - запад. Мощный купол-ротонда, стоящий на кубическом основном объеме, завершал барабан с небольшой главкой. Южный вход имел далеко вынесенный портик с тосканскими колоннами. Двухъярусная колокольня, на нижнем ярусе которой соорудили главный вход в храм, красиво дополнял всю композицию. На месте престола старого храма тогда же в 1811 г. установили небольшой белокаменный обелиск, увенчанный крестом. Этот обелиск сохранился до сих пор - в шести метрах справа от входа в храм. Буквы на нем давно стерлись, однако хорошо видно изображение трубящего архангела. Сохранилась также и старая ограда с арочным входом. Впрочем, некоторые источники утверждают, что от 1811 г. до нашего времени в неприкосновенности дошла лишь колокольня. Примечательно, что накануне военного совета в Филях в 1812 г. в только что отстроенной Троицкой церкви молился М.И. Кутузов.

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя - памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858-1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 годах, производился внешний ремонт здания, а в 1971-1972 гг. - внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе - «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой - преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом».

Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места - Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе - Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем - Вознесение Господне. На стенах в медальонах - изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов - Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной - Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева - Печерская икона Божией Матери, справа - образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона - небольшая икона новомучеников Российских, справа - такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене - икона Божией Матери «Державная».

В Никольском приделе, по духу и происхождению как бы более строгом, византийском, в иконостасе находится Иверская икона Божией Матери, перед солеей справа - Казанская икона Божией Матери. Здесь расположены также образа святых Иоанна Воина, Гурия, Самона и Авива, икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В Сергиевском приделе - иконы священномученика патриарха Гермогена, святых Власия, Флора и Лавра, преподобной Анны Кашинской и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17



В 1451 году село Воробьёво покупает великая княгиня Софья Витовтовна. Примерно тогда здесь строится храм, освящённый в честь Троицы Живоначальной. Первое упоминание о деревянной церкви содержится в письменных источниках, относящихся к ХVII веку, к периоду правления первого царя из рода Романовых, примерно к 1628-1632 годам. "Церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешний 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 г. - на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег" - так сказано в приходных книгах Патриаршего Казённого Приказа. Разумеется, в те времена, как и в более древние, церковь была деревянной и числилась как "жилая московская церковь за деревянным городом".

В 1720 году ветхий деревянный храм был снесён и на его месте построен новый: "Апреля въ 6 день, запечатан указ о строении церкви, по челобитью великаго государя дворцоваго села Воробьева, церкви Живоначальныя Троицы попа Ивана Васильева с прихожаны, велено им в том селе Воробьеве, вместо ветхой церкви, на том же церковном месте построить вновь церковь древяную во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе преподобнаго Алексия, человека Божия, пошлин две гривны взято". В 1786 году и этот новый храм пришёл в совершенно ветхое состояние, да такое, что службы здесь были запрещены. Но только в середине 1790-х годов по повелению императрицы Екатерины II Троицкий храм был разобран. Так начался новый период в истории этой церкви.

Архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, русский художник шведского происхождения, стал автором проекта нового - каменного - храма в стиле позднего классицизма. Конечно, Витберг более известен, как автор проекта храма Христа Спасителя, первого, одобренного ещё императором Александром I. Проект не был осуществлён, и тот храм, который стоит в Москве ныне, был создан другим архитектором - Константином Андреевичем Тоном. А творение Витберга украшает собой Воробьёвы горы.

Кирпичный храм с цоколем из белого камня был построен на средства прихожан и дарителей. Размеры храма небольшие, архитектура - довольно скромная, даже ординарная для начала ХIХ столетия. Это типичная для Подмосковья приходская церковь. На четверике установлена ротонда, завершённая глухим барабаном с небольшой главкой. С юга и севера храм украшен портиками тосканского ордера с четырьмя колоннами. В трапезной устроены два придела - во имя Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. Главный престол был освящён во имя Святой Троицы. Колокольня - единственное здание, дошедшее до наших дней в неизменённом виде - двухъярусная. Сам храм несколько раз перестраивался при ремонтах в 1858-1861 годах, затем в 1898 и 1900 годах.

Нельзя не вспомнить, что с Троицкой церковью на Воробьёвых горах тесно связано имя "святого доктора" Фёдора Петровича Гааза, бывшего главным врачом тюремных московских больниц. Доктор Гааз много поспособствовал завершению строительства воробьёвской церкви, желая, чтобы арестанты, содержавшиеся в пересыльной тюрьме на Воробьёвых горах, были бы приписаны к этой церкви и могли посещать богослужения. И Фёдор Петрович этого добился, как добился и строительства в 1832 году больницы для заключённых на 120 коек на тех же Воробьёвых горах.

Церковь не закрывалась в советское время, здесь даже производился ремонт и реставрировались храмовые иконы. Сегодня кроме трёх основных престолов в Николаевском приделе есть ещё и приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского. Появился он после 1937 года, когда в воробьёвский храм из голенищевской церкви перенесли антиминсы приделов митрополита Ионы и мученика Агапия.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №289, 2018 г.

Церковь Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах (Москва, ул. Косыгина, 30) относится к памятникам культурного наследия федерального значения по городу Москве. Она стоит в очень живописном месте, с которого открывается роскошная панорама Москвы.

Нынешнее здание храма построено в начале девятнадцатого века, однако церковь здесь существовала намного раньше.

Село Воробьево известно с середины 15 века, когда жена Василия I, княгиня Софья Витовтовна, купила поселение у «попа Воробья». Похоже, что именно от имени этого священника и возникло название гор. Правда, есть еще одна легенда, по которой вокруг росли сплошные вишневые сады, и ягод было так много, что здесь развелось немало воробьев.

Воробьево с самого начала называлось «селом», что означает, что в нём был храм. Видимо, уже тогда Троицкая церковь занимала в селе свое почетное место.

Когда-то недалеко от церкви отец Ивана Грозного, великий князь Василий III построил деревянный дворец, в котором часто бывал и даже прятался в нём при нашествии хана Менгли-Гирея.

Когда Ивану Грозному исполнилось 17 лет, он также сбежал на Воробьевы горы в царский дворец во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.

Любили этот дворец и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. А храм остался.

В 1812 году в храме молился сам М.И.Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Им принадлежало соседнее с Воробьевым село Голенищево.

Приезжал сюда и Наполеон, чтобы изучить панораму Москвы, что раскинулась у подножия гор. Но и за время войны храм на Воробьевых горах почти не пострадал.

Церковь чудом уцелела и в советское время, хотя Воробьевым горам большевики уделяли большое внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева).

Потом Воробьевы горы переименовали - они стали Ленинскими. Строящийся проспект Ильича, главная магистраль города, как планировалось, будет проходить и через Ленинские горы. Удивительно, но храм и тогда не тронули. Более того, святыня не закрывалась ни разу за годы советской власти.

Когда начали возводить здание МГУ, казалось, ничто уже не поможет сохранить в целости храм. Однако и на этот раз памятник истории уцелел, что кажется невероятным. Храм мог стать домовым для университета, однако этого не случилось. Да и вряд ли ему удалось бы разместить в своих стенах всех многочисленных прихожан.

Церковь неоднократно посещал Владимир Путин: в 2000 году он посетил храм во время Рождества, в 2004 году присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане, в 2011 году — на панихиде по погибшим в теракте в Домодедове, а в сентябре 2014 года поставил свечку «за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии».

В храме находится икона святого мученика, когда то служившего священником в этом храме, и расстрелянного в 37-м году - священномученика Андрея (Воскресенского).

Московские рокеры называют этот храм "Церковь имени Джона Леннона". По легенде, когда убили Джона Леннона, все ведущие российские рок-музыканты собрались на Воробьевых горах в церкви и помянули его. Тут ещё можно было бы рассказать и о байкерах, которые по вечерам собираются в районе Смотровой площадки и облюбовали этот храм как "свой", но что-то я недавно эту публику очень отлюбил.

Fais se que dois adviegne que peut.

Октябрь 25, 2008

В начале этой недели, занесло меня по неким малозначительным делам на Воробьевы Горы (в советский период “Ленинские горы”), недалече от здания Университета.
И памятуя, о находившимся там же Храме, не смог (как без этого) ни сделать несколько снимков. К тому же, всегда испытывал к этой церкви самые теплые чувства. Там какая-то невероятно добрая, теплая и светлая энергетика. И хоть внешне, это далеко не самый красивый Храм города Москвы, всё ж, именно этой небольшой серией снимков, решил начать давно задуманную серию «Храмы Москвы», которая является как-бы продолжением, более широкой серии «Храмы России»
Еще два слова о «Троицкой церкви на Воробьевых горах»: Как я уже упомянул выше, я далеко не первый раз зашел в сей Храм. Последний раз, был года 4 назад (или может чуть больше), и там полным ходом шел ремонт, восстановление (про этот ремонт, почему-то не говори, ни один источник). Причем отрадно, что этими изменениями церковь не “осовременили”, как это часто бывает. Она стала еще лучше, сохранив свое тепло.

Я по давно сложившемуся обычаю, не снимаю внутри действующих храмов (любой религии и конфессии), но иногда бывает неодолимое желание, унести с собой кусочек того чуда, которое видит глаз. Возле каждой иконы, можно стоять часами, любоваться, ощущать тепло, забыв о суете и мраке находящимся за стенами Храма.
Конечно, немного удручает на входе/выходе Храма иконостас “новых святых” (патриарх, мер Лужков, премьер Путин” и др)… но спишем на смутное время “нулевых” годов. Время отсеет ненужную шелуху. А Храм (очень надеюсь) сохранит то тепло, которое дали светлые люди посещавшие его, создававшие его, служившие там. Те кто оставил частичку своего добра, тепла и света, впитавшегося в стены Троицкого храма.


P.S. Очень притягательной показалась икона святого мученика, когда то служившего священником в этом храме, и расстрелянного в 37-м году - Священномученик Андрей (Воскресенский)
Его икона находится в глубине храм, рядом с алтарем. Так же, на фасадной фреске Храма (можно посмотреть на фото в этой теме - 6 фотография). Что то особенное в этих глазах. Пытался понять, что они хотят сказать. Так и не смог прочесть. Ушел. До сих пор думаю.










Посмотреть полностью (без сокращений) фотоальбом, так же можно на:

Храм Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - православный храм, расположенный в Западном административном округе (ЗАО) Москвы в муниципальном округе Раменки.

Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ. Главный престол освящён в честь Живоначальной Троицы, приделы - в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В 1937 году в связи с закрытием церкви Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве были перенесены антиниминсы и в главном алтаре (а ныне в трапезной) устроен приставной придел Агапия и Ионы, митрополита Московского.

Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга Московского великого князя Василия I. Во множестве источников утверждается, что она купила его у попа Воробья, отсюда и название села. Но, например, в книге «История московских районов», говорится, что название села Воробьёво и соседнего села Семёновское происходит от имён сыновей владельцев этих мест - боярина Андрея Кобылы, у которого был сын Кирилл Вороба, и Фёдора Кобылы, у которого был сын Семён.

Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм. Возможно, Троицкая церковь была летней резиденцией московских государей. Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.

К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле классицизма, четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858-61 и в 1898.

В Советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1924 году в Ленинские горы). По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города - проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

В 1964 и 1971 в церкви проводился внешний, в 1971-72 внутренний ремонт.

Одна из сохранившихся и ныне действующих Троицких церквей притаилась на Воробьевых горах – она хорошо известна посетителям смотровой площадки перед Главным зданием МГУ и пассажирам, переезжающим Москву-реку по метромосту. Эта церквушка белеет на фоне густых крон Воробьевых гор, как на узорчатом ковре, особенно осенью, а в ясную погоду сверкают золотом ее маленькие главки – и такой крохотной она кажется рядом с исполином-университетом. Еще совсем недавно были предложения отдать этот храм Московскому университету под домовую церковь, - так пытались уберечь в стенах его собственной домовой церкви на Моховой студенческий театр МГУ. И никто не задумывался, как столь многочисленные прихожане смогли бы уместиться в стенах маленькой старой церкви на том же праздновании Татьяниного дня.

Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у «попа Воробья» – считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности «Воробьевы горы». Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы – вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что «горы» они не для людей, а для воробьев.

Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось «сельцом», это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы – лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго – больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.

А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования - прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.

Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга - их первая «великая стройка».

Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2 - 3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И.Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.

Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время – хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.

А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города – проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. «Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла - величественного здания Дворца Советов», - писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.

Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола – так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили «на Ленинские горы» послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х - начале 1950-х годов – а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.

Священномученик Андрей родился 2 октября 1884 года. Его отец, протоиерей Владимир Андреевич Воскресенский, был настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери, находившегося на Смоленской площади в Москве. Он был членом благотворительного общества, учрежденного великой княгиней Елизаветой Федоровной. В июле 1923 года власти арестовали его за участие в собрании духовенства благочиния, целью которого было обсуждение вопросов, связанных с защитой арестованного Патриарха Тихона. Впоследствии дело было прекращено в связи с объявленной в августе 1923 года амнистией. В 1931 году протоиерея Владимира вновь арестовали; ему было тогда уже восемьдесят лет, и по дороге в ссылку он скончался.

В 1898 году Андрей Владимирович окончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1904 году - Московскую Духовную семинарию. В том же году он поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1908 году со степенью кандидата богословия, и в 1909 году был назначен на должность помощника инспектора в Новгородскую Духовную семинарию. Женился на Вере Сергеевне Булатовой.

В 1912 году он был рукоположен в сан священника к московскому храму Успения Божией Матери, что в Казачьей, и состоял законоучителем в 4-м мещанском Мариинском женском городском училище и в частной женской гимназии А. С. Стрелковой. В 1915 году отец Андрей был награжден набедренником, в 1917 году - скуфьей, в 1920 году - камилавкой, в 1923 году - наперсным крестом. Вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем. В это время при поддержке старосты храма он готовил публикацию по истории этого храма и жизни казачества в Москве, основанную на изучении церковного архива. Все материалы впоследствии погибли при закрытии церкви в 1930 году.

Отец Андрей был назначен служить в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, а затем в храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Последним местом его служения стала церковь Михаила Архангела в селе Карпове Воскресенского района Московской области. Здесь, как и в Москве, прихожане полюбили доброго пастыря, который старался помогать им и словом и делом. По первой же просьбе он шел исполнять требы, в любую погоду - и во время проливного дождя, и в трескучий мороз. Он всегда находил время, чтобы вскопать огород или накосить сена одинокому старику. Он был человеком, который старался жить в мире со всеми, и которого равно любили как прихожане, так и домашние. Когда он приезжал из села Карпове в Москву, где жила его семья, вся местная детвора бежала ему навстречу, и для каждого он находил приветливое слово и маленький гостинец.

Протоиерей Андрей был арестован властями 7 октября 1937 года по обвинению в «агитации против руководителей советского правительства и колхозов» и заключен в тюрьму города Коломны. Были вызваны лжесвидетели, которые дали показания, нужные следователю. Затем эти показания были зачитаны отцу Андрею, и он последовательно одно за другим опроверг все лжесвидетельства. В конце концов, следователь на последнем допросе спросил:

На следствии вы уличены свидетельскими показаниями в контрреволюционной деятельности. Почему вы это отрицаете?

Я могу только подтвердить, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и все свидетельские показания отрицаю.

17 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Воскресенский был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

© Игумен Дамаскин . “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия”.
Тверь, Издательство “Булат”, т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.