Что будет, если отдать Курилы Японии? Зачем и почему японцы хотят Курилы. А русские не отдают
Почему Россия не может позволить себе пойти навстречу территориальным притязаниям Японии? На этот вопрос РИА Новости ответили директор Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин и директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
1.
Острова бесспорно принадлежат России, считает Семен Багдасаров.
"Договоров и соглашений существует много, зачастую они противоречат друг другу. Но главное все же другое: да, эти острова Россия заняла силой. Но прежде, в ходе Русско-японской войны, Япония так же силой отняла их у России. Это наши острова, которые когда-то были присоединены к Российской империи, и отдавать их бессмысленно", — говорит эксперт.
По его словам, не может быть и речи о том, чтобы Россия отдавала какой-либо стране хоть часть своей территории, в том числе и Курильские острова. Если же уступить требованиям Токио, то это нанесет непоправимый ущерб авторитету российского государства, утверждает Семен Багдасаров.
2.
Передача Японии хотя бы одного острова создаст в Восточной Азии опасный прецедент пересмотра итогов Второй мировой войны, убежден Сергей Лузянин.
"В частности, это касается документов Сан-Францисской мирной конференции 1951 года, когда между странами антигитлеровской коалиции и Японией был подписан договор, ограничивающий суверенитет Токио исключительно японскими островами — ни о каких Курилах там речь не идет", — говорит он.
Создание подобного прецедента может иметь опасные последствия для всего мира и, во всяком случае, никак не отвечает российским интересам, подчеркивает эксперт.
3.
"Передача Японии части Курильских островов косвенно будет означать маленькую тактическую победу Соединенных Штатов, которые были, есть и будут военным и политическим союзником Японии", — считает Сергей Лузянин.
Несмотря на то, что Токио демонстрирует независимость своей внешней политики, у Вашингтона сохраняется немало рычагов, с помощью которых он всегда может оказывать давление на своего союзника. При том, что в этом союзе Япония всегда является ведомой — хотя бы в силу конституционных ограничений, не позволяющих этой стране наращивать свой оборонный бюджет, полагает он.
"Передача островов Японии станет этаким подарком не только Японии, но и США, ощутимым психологическим ударом по России", — говорит Лузянин.
4.
В том, что отказ России от двух или более Курильских островов послужит ослаблению региональной безопасности страны, сходятся оба эксперта.
"У Советского Союза на востоке была мощная система обороны, которая тянулась от Курил до Владивостока и далее. Объекты этой системы базировались в том числе на Курильских островах. В период распада СССР она была разрушена. Но если сейчас отказаться от островов, Россия окончательно потеряет возможность воссоздания подобной системы, защищающей восточные рубежи страны", — говорит Семен Багдасаров.
"Острова — это, кроме прочего, еще и стратегические проливы, рядом находятся российские военные базы, которые сейчас усиливаются и расширяются на волне общей модернизации оборонных сил страны. И уступка части островов может серьезно подорвать процесс укрепления российской системы безопасности в этой части Тихого океана", — утверждает Сергей Лузянин.
5.
"В прибрежных водах Курил находятся огромные морские богатства — рыба, морепродукты. С какой стати это надо отдавать кому-то?" — недоумевает Семен Багдасаров.
"Передача островов неминуемо отразится на объемах морских биоресурсов, которыми владеет Россия. Терять столь богатый ими бассейн — просто непозволительное расточительство, особенно в непростых нынешних экономических условиях", — соглашается Сергей Лузянин.
6.
Население Курил невелико, но это — российские граждане, и недопустимо создавать ситуацию, при которой они становятся заложниками межгосударственных споров, убежден Семен Багдасаров.
"Совместное освоение островов — ради Бога. Но и к этому процессу надо относиться с осторожностью, как с осторожностью надо подходить к освоению дальневосточных земель гражданами Китая. Надо очень тщательно подводить под такие проекты законодательную базу во избежание ситуации, когда местные жители могут оказаться там людьми второго сорта", — говорит он.
По мнению Багдасарова, прежде всего, надо заботиться о том, как населять эти земли не иностранцами, а россиянами. Одним из вариантов он видит предоставление земельных участков на всем Дальнем Востоке соотечественникам, которые хотят, но не могут уехать из национальных государств, образовавшихся после распада Советского Союза.
"С одной стороны, несомненно, последуют восторги прозападных либералов. Но, с другой, также несомненно, — возмущение националистических групп, особенно крайне левых. Что в конечном итоге создаст никому не нужное напряжение и может не лучшим образом отразиться на доверии к власти", — говорит он.
По словам Лузянина, когда в 1956 году Советский Союз обещал Японии отдать два острова, то хрущевскому СССР вряд ли угрожали какие-то волны протеста населения. В сегодняшней России ситуация принципиально иная, и об этом ни в коем случае не надо забывать, полагает эксперт.
Отвечая на реплику журналиста международного информационного холдинга Bloomberg, «что территория на восточном фланге Вас не так сильно волнует. Вы остров Тарабаров, например, Китаю отдали в 2004 году», Путин сказал: «Мы ничего не отдавали, это были территории, которые являлись спорными и в отношении которых мы вели переговоры с Китайской Народной Республикой в течение 40 лет» .
Ну конечно, не отдали! Еще как отдали! И не один раз отдали!
Первое соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части было подписано Горбачевым 16 мая 1991 года и ратифицировано Верховным Советом РФ 13 февраля 1992 года. Хотя, согласно Декларации о суверенитете РФ от 12 июня 1990 года, любые изменения территории РФ не могли происходить без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. Но никакого референдума не было. У граждан СССР, а затем и РФ правители ни разу не спрашивали хотят ли они отдать свою землю китайцам.
По соглашению от 91-го года границу провели по фарватеру судоходных рек и середине несудоходных. До этого граница в основном проходила по китайскому берегу, согласно заключенным раннее российско-китайским договорам. В результате этого соглашения Россия отдала Китаю примерно 600 островов на реках Амур и Уссури, а также 10 квадратных километров сухопутной территории. Еще полторы тысячи гектаров земли в Приморье Россия потеряла при демаркации границы в ноябре 1995-го года, согласно Соглашению 1994 года между Россией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Западной части.
После того как Михаил Горбачев подписал в 1991 году соглашение, по которому граница с Китаем прошла по фарватеру Амура, китайцы стали оспарить принадлежность России островов Большой Уссурийский и Тарабаров в районе Хабаровска, а также острова Большой в Амурской области. Затем и Борис Ельцин объявил, что эти острова стали спорными. А спорными они стали в том числе и благодаря длительным усилиям китайцев по изменению русла Амура. Например, китайцы на протяжении нескольких лет засыпали грунтом протоку Казакевича в Хабаровском крае и затопили в ней баржу с камнями. В итоге протока Казакевича стала несудоходной.
Точно также китайцы в нарушение международных договор в одностороннем порядке укрепляли свой берег Амура и возвели около 600 километров дамб, что постепенно привело к изменению фарватера реки.
Ну а пограничники из Хасанского района Приморского края, будучи настоящими «патриотами» своей страны, в 90-е годы сами вышли к российскому правительству с инициативой отодвинуть границу в сторону России, мотивируя это тем, что им тяжело обслуживать некоторые участки труднодоступной местности. И поэтому они предложили эти земли отдать Китаю. 300 гектаров! Китайцы не отказались.
В 1991 году тогда еще Советский Союз согласился, что полторы тысячи кв. км советской земли будут осваиваться совместно с Китаем. То есть граждане СССР и КНР на равных могли косить сено, а в прилегающих к островам реках - ловить рыбу. В итоге этими островами единолично стали пользоваться китайцы. Советские, а затем и российские пограничники своих граждан на острова просто не пускали. Через пять лет острова отошли Китаю.
15 октября 2004 года в Пекине Путин подписал «Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части», где говорилось о добровольной, подчеркиваю – добровольной - передачи Китаю острова Тарабаров, части Большого Уссурийского острова в Хабаровском крае и острова Большой в Читинской области. Все эти острова имели стратегическое значение для государства. На Большом Уссурийском был размещен большой укрепрайон и погранзастава, а над Тарабаровым - траектория взлетов военных самолетов 11 армии ВВС и ПВО (ныне – 3-е командование ВВС и ПВО), которая дислоцируется в Хабаровске. Кроме того, на этих островах были дачи хабаровчан, сенокосные угодья… На о. Большом, площадью 70 кв.км. в Читинской области, находилась погранзастава и происходил забор питьевой воды для части региона.
За годы отдачи земли Китаю, лишь два губернатора - Приморского края Назратенко и Хабаровского Ишаев сопротивлялись передаче Китаю российских территорий. Назратенко писал письма Черномырдину с просьбой о ревизии соглашения о границе с Китаем от 1991 года и собирался в знак протеста установить в центре Владивостока «Столб позора», а Виктор Ишаев построил понтонный мост, соединяющий Хабаровск с о. Большой Уссурийский, где построил часовню мученика-война Виктора в память о тех, кто погиб при защите дальневосточных рубежей России. Еще Ишаеев начал земляные работы по соединению Острова Тарабаров и Большой Уссурийский, да и китайцев особо в Хабаровский край не пускал. «Территория-то наша, российская. Так было, есть и будет», - говорил Ишаев. Но в 2005 году Путин, не спросив граждан России, отдал Китаю о.Тарабаров, половину о.Большой Уссурийский (половину, видимо, только потому, что на острове оказалась построенная Ишаевым часовня) и остров Большой в Читинской области. В общей сложности 337 кв. км.
Теперь на острове Иньлундао, так теперь называется остров Тарабаров, китайские пограничники принимают присягу.
Метод «отложенного спора», разработанный в КНР еще в 70-х годах, оказался весьма результативен. Этот метод сводится к тому, чтобы вывести погранично-территориальные споры за рамки двухсторонних международных отношений и дождаться пока «созреют условия» для решения вопроса на приемлемых для Китая условиях. Не долго в этот раз ждали китайцы, пока наступят выгодные для них условия. За 25 лет Китай получил от России столько земли, сколько не смог заполучить в течение полутора веков.
Теперь точно таким же методом «отложенного спора» действует и Япония. И вновь Горбачев, Ельцин и Путин…
В начале девяностых годов японцы предлагали России деньги за Курильские острова – 28 миллиардов долларов. Только за один год официального вылова морепродуктов в акватории Курильских островов можно получить более 4 миллиардов долларов, то есть уже через 7 лет Япония с лихой вернула бы себе эти деньги. Третий (Внеочередной) съезд Народных депутатов России (март-апрель 1991 года) обвинил Горбачева в попытке продать иностранцам часть Государственной территории. Курилы не продали, но во время своего визита в Японию Президент СССР Михаил Горбачев признал равные права СССР и Японии в споре о принадлежности Южных Курил.
Далее был пятиэтапный план Президента России Бориса Ельцина по решению территориальной проблемы между Россией и Японией. В частности, на одном из этапов предполагался совместный протекторат России и Японии над Южными Курилами.
В 2001 году на встрече президента Путина и премьер-министра Мори было заключено неформальное соглашение о поэтапной передаче Японии «Северных территорий»: вначале Малой Курильской гряды и острова Шикотан, и только затем подписание мирного договора. А острова Кунашир и Итуруп будут отданы в совместное экономическое пользование России и Японии до окончательного определения их статуса. «Я располагаю информацией, что во время визита Путина (2001 г.) был подписан какой-то меморандум, где предусмотрено даже проведение агитационных мероприятий силами средств массовой информации России, то есть это не японская пропаганда будет, а японское правительство будет проплачивать российские средства массовой информации и будут подаваться соответствующие публикации, где будет отражаться японская точка зрения и будет навязываться общественному мнению России», - рассказывал Борис Ткаченко, ведущий научный сотрудник института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока на заседании Круглого стола «Российско-японский территориальный спор: история, современность, перспективы урегулирования».
Очень хорошо и кратко разъяснил суть мирного договора с Японией бывший губернатор Сахалинской области, а ныне зам. директора Института Европы РАН Борис Федоров: «Особенно мирный договор нам и не нужен. У нас нормальные отношения с Японией, и декларация 56 года открыла эти отношения. У нас не было мирного договора с Германией, тем не менее произошло объединение Германии. И Германия сейчас наш близкий партнер в Европе. Это договор нужен Японии, и только с одной целью – чтобы там зафиксировать требование передачи этих 4-х островов. Президент Путин перенял формулировку, которая была изобретена в козыревское время (Андрей Козырев – министр иностранных дел России с 1990 по 1996 гг., ныне – гражданин США.-Е.М.). Сейчас опять вошла в моду формулировка «пограничное размежевание», как это было сделано на Амуре с Китаем. Но здесь идет речь о пересмотре итогов Второй мировой войны и о нарушении целостности российского государства. И еще по Конституции СССР и РСФСР, действовавшей в 56 году, территория какой-либо республики не может быть передана другому государству без согласия этой республики. Если мы посмотрим на площадь Южных Курил с водной акваторией, то по площади они составляют Австрию плюс Грецию. Или больше 50% всей наземной территории Японии. Представляете, о какой большой территории идет речь! Поэтому японцы и стремятся получить эти острова».
Сейчас Курилы являются исключительной экономической зоной Российской Федерации в Охотском море, а также имеют глубоководные проливы, через которые российский флот может выходить в открытый океан. Отдав Курилы Японии, Россия лишится этого приоритета.
После отдачи Путиным в 2004 году российской земли Китаю, депутат Госдумы Тамара Плетнева заявила: «Мы своей земли отдавать не должны… Вот опять поездка Путина, опять ничего не знаем, что он там подписывал, по каким границам с Китаем. Вот сразу следом, пожалуйста вам и Япония со своими претензиями…»
Кстати, в рекомендациях парламентских слушаний Сахалинской областной Думы, принятых еще в 2001 году, было сказано: «Правительству РФ подготовить и внести проект закона о денонсации ч.2 ст.9 Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года в части согласия СССР на передачу Японии островов Хабамаи (Малая Курильская гряда) и Сикотан (Шикотан) после заключения мирного договора между СССР (РФ) и Японией. Прекратить практику предоставления иностранным судам права на добычу морских ресурсов в Южно-Курильском промысловом районе как ущемляющую интересы российских моряков. При подготовке и обсуждении проекта мирного договора с Японией исходить из следующего: в мирном договоре с Японией ценой территориальных уступок Россия не нуждается. Ежегодно организовывать празднование дня воинской славы России 3 сентября во исполнение Указа Президиума Верховного совета ССССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября Днем победы на Японией». Но ничего из рекомендаций Сахалинской Думы Федеральной властью так до сих пор и не выполнено.
Япония сейчас вновь активизировалась. И премьер Абэ как никогда оптимистичен в переговорах с Россией. В том же интервью Bloomberg Путин по поводу переговоров с Японией говорит: «Речь не идет о каком-то обмене, о каких-то продажах. Речь идет о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя в накладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей».
Хочу напомнить президенту Путину сказанное им в 2013 году: «Там (в Конституции) прямо записано, что государство обеспечивает территориальную целостность страны, поэтому любые высказывания об отторжении каких бы то ни было территорий от Российской Федерации являются антиконституционными».
Кстати и в Уголовном кодексе РФ теперь есть статья 280.1 («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). Когда вводилась статья, то имелся ввиду прежде всего Кавказ, а затем и Крым. Однако любые высказывания политиков о потенциальной возможности отдачи Курил Японии тоже подпадают под эту статью УК. А это - до пяти лет реального тюремного срока. Хотя, конечно, президент у нас неприкосновенен…
Японцы, кажется, уже всё решили. Сами. Они уже вручили себе Курильские острова и от визита российского президента в Японию ждут лишь формального объявления об этом. По крайней мере, психологическая картинка в сегодняшней Японии царит именно такая, утверждают многие наблюдатели. После чего задаются вопросом: но готов ли Владимир Путан сделать подобное объявление? И каково будет разочарование японцев, когда российский президент ничего о передаче островов не скажет?
Или скажет? Может быть, японцы знают что-то такое, чего не знаем мы, россияне?
Что могут требовать японцы?
Основной лейтмотив в японской прессе и японских дискуссиях по поводу Курил – слова о готовности обменять инвестиции на острова. Это у них называется "нулевым вариантом": дескать, острова так и так наши, но надобно подсластить русским горечь утраты территорий. Дела в экономике у них плохи, поэтому многомиллиардные японские инвестиции придутся русским кстати. А вишенкой на этом тортике станет подписание мирного договора, который, мол, прекратит состояние войны между Японией и Россией.
А, собственно, какие у японцев есть правовые основания оспаривать принадлежность островов? Что у них есть, кроме постоянного упрямого напора?
"Японцы выступили с претензией на острова сразу после заключения Сан-Францисского договора между союзниками и Японией, но о каких-либо правовых основаниях говорить не приходится, - отметил в разговоре с Царьградом учёный секретарь Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Герман Гиголаев. - Но поскольку СССР не подписал тогда, в 1951 году, этот мирный договор с Японией, то на этом основании они и выдвинули претензии. Ну а уши, наверное, как всегда, торчат из госдепартамента США – там попросили японцев выдвинуть претензии, они и выдвинули".
Вот и все основания: отдайте, потому что нам хочется, да и хозяин велел…
Звучали, правда, голоса, что Токио может рассмотреть возможность подписания мирного договора без передачи четырёх (точнее, трёх с россыпью) островов из Курильской гряды. Звучали голоса и о том, что японское правительство готово удовлетвориться двумя из них. Версию об этом распубликовала авторитетная японская газета "Kyodo" со ссылкой на источник в кабинете министров.
Однако затем эти версии опровергались, и картина оставалась прежней: Япония должна получить всё! Кстати, и в варианте компромисса с двумя островами стратегия нацелена на все четыре. Дело чисто в тактике. В той же статье в "Kyodo" прямо так и указывается: передача двух островов будет только "первой фазой" урегулирования территориального вопроса. Аналогичным образом отпадает и вариант совместного российско-японского управления южной частью Курил: правительство решительно опровергло соответствующее сообщение газеты "Nikkei" ещё в октябре.
Таким образом, позиция Токио остаётся неизменной, и какие-либо компромиссные варианты оказываются бесполезными и бессмысленными: победитель, что называется, забирает всё.
А победителем, понятное дело, при любом обмене островов на какие-либо финансовые "плюшки" будут – и будут объявлены – японцы. Ибо деньги – не более, чем деньги, а территория – всегда не менее, чем территория. Вспомним, какое место в русском национальном сознании занимает Аляска с историей её продажи. И вот ведь ясно, понятно, что в середине XIX века это была убыточная, неудобная, практически не заселённая русскими земля, которую так или иначе отобрали бы англичане или американцы просто по факту постепенного её заселения. А уж какие там границы могли бы их остановить, если бы золото там обнаружилась раньше, когда Аляска ещё пребывала под русской юрисдикцией!
Так что вроде бы и правильно, и неизбежно - хоть деньги получили, а не просто так землю потеряли - должна была быть продана Аляска. Но хоть кто-нибудь благодарит за это сегодня царя Александра II?
Курильские острова. У острова Кунашир. Лов рыбы. Фото: Вячеслав Киселев/ТАСС
Что могут дать японцы?
Единственное, что в сознании народном может оправдать передачу территории страны другому государству - это, пожалуй, только лишь обмен на другие территории. Как, например, проделали такое с китайцами, выправив статус отдельных островов на Амуре. Да, сколько-то земель отдали, но и получили, причём даже чуть больше. Но какие земли могут нам дать на обмен японцы? Разве что остров Окинаву с американскими военными базами? Вряд ли – едва ли среди японских политиков найдётся хоть один способный устроить такую "движуху"…
Итак, земли у Японии для нас нет. А есть ли деньги?
А это смотря какие. Вот недавно за 19,5% акций "Роснефти" было получено 10 млрд долларов. Всего же в корпорации посулили "общий эффект, с учётом капитализированных синергий между ПАО "НК "Роснефть" и ПАО АНК "Башнефть", в размере более 1,1 трлн рублей (17,5 млрд долларов), денежные поступления в бюджет в четвертом квартале 2016 года составят 1 040 млрд рублей (16,3 млрд долларов)".
Игорь Сечин назвал эту сделку крупнейшей за всю историю страны. А ведь это – всего лишь акции всего лишь одной госкорпорации, каковых в России далеко не одна. Да к тому, как отметил целый ряд наблюдателей, проданных с лютым дисконтом относительно подлинной стоимости компании.
Внимание, вопрос: а сколько денег готова была бы выложить Япония за наши острова? Даже если речь идёт о десятикратно более высокой сумме - с международными резервам в объёме 1,248 триллионов долларов она может относительно безболезненно её найти - то стоит ли овчинка выделки? Какой экономический эффект получит Япония от южной Курильской гряды? Понятно, что какой-то эффект непременно будет - хотя бы от эксплуатации морских ресурсов на прилегающей акватории. Но проблема в том, что деньги дают - если дают - совсем иные люди, далёкие от рыбной промышленности.
Фото: Сергей Красноухов/ТАСС
До первого окрика хозяина…
Впрочем, не в деньгах дело – даже если бы их в самом деле нам давали. Что на них можно приобрести? Самое ценное в нынешнем мире для России – технологии и станки. Дадут ли их нам японцы? Можно быть уверенным – нет. Серьёзные технологии являются предметом для нас закрытым по соображениям секретности. Аналогичная проблема – со станками: да, нам они нужны после тотального разрушения промышленности в 90-е годы, куда важнее – технологии их производства. В своё время СССР уже совершил ошибку, когда после войны вывез на свою территорию в качестве реквизиции немецкие станки. Вернее, это была вынужденная мера – хороших станков в СССР фактически не было и до войны, а тем более – после. Но вот только тем самым промышленность оказалась завязана на уже морально устаревшие модели, зато вынужденно "раздетая" в этом отношении Германия вынужденно же, но предельно эффективно модернизировала свой станочный парк.
Но даже если предположить, что японцы как-то обойдут чужие ограничения в этом вопросе - а это американские прежде всего ограничения, продиктованные, между прочим, интересами и национальной безопасностью - как долго они смогут изображать "благородство"? До первого же самостоятельного движения России, которое бы не понравилось Вашингтону. Например, окончательного взятия Алеппо. Коалиция западных стран уже пригрозила нам за это новыми санкциями и сохранила прежние. Смогут ли японцы не послушаться своих главных союзников? Да никогда!
Таким образом, всё получается просто: даже если Россия отдаст острова в обмен на деньги или технологии – очень скоро у неё не окажется ни того, ни другого. И островов, само собою.
Что теряет Россия?
С точки зрения чисто материальной один только рениевый вулкан Кудрявый на острове Итуруп, который ежегодно выбрасывает этого ценного для оборонных нужд металла на 70 миллионов долларов, делает утрату островов весьма бесхозяйственным поступком. По Аляске хоть оправдание было – не знали тогдашние российские власти ни о золоте, ни о нефти в этой далёкой земле. По Курилам этого оправдания нет.
Что будет, если отдать острова?
"Ничего хорошего не будет, - отвечает историк Гиголаев. - Сразу увеличится зона международных вод в Охотском море, на которые не распространяется наша национальная юрисдикция. Плюс блокируются несколько проливов для выхода через них наших военных кораблей из Охотского моря в открытый океан".
Разумеется, добыча рыбы и морепродуктов в окружающей акватории даёт немаленькие доходы. Есть при этом и право ограничивать эту добычу в Охотском море для тех же японцев, корейцев, китайцев, потому что обладание четырьмя островами делает это море внутренним для России.
Но и это всё же приятные, но мелочи на фоне того, чем может обернуться потеря островов в геостратегическом смысле. На что и указал Герман Гиголаев.
Всё дело в том, что со времён Второй мировой войны Япония не является суверенной державой в полном смысле слова. Она – под военным и политическом контролем США. И если завтра японцы получат хотя бы один из оспариваемых островов, послезавтра на нём может появиться американская военная база. Например, с комплексом ПРО, который, как уже не раз писал Царьград со слов информированных военных специалистов, может быстро и безболезненно переоборудоваться в комплекс ударный – всего лишь навесом крылатых ракет "Томагавк". И никто американцев остановить не сможет, а уж Токио не сможет в особенности.
Кстати, они особо и не рвутся запрещать. Более того: уже официально опровергли на уровне и премьера, и правительства, и МИДа любое наличие даже попыток сделать исключение из договора о безопасности с США в отношении Южных Курильских островов, если Россия согласится их отдать. Как заявил глава МИД Фумио Кисида, действие договора о безопасности с США "распространяется и будет распространяться на все территории и акватории, которые находятся в административном управлении Японии".
Соответственно, при желании блокируется выход в Тихий океан для русского военного флота, ибо тут не замерзающие зимой проливы, которые сегодня контролируются русскими военными, а станут – американскими. А значит, как только наступит угрожаемый период – а кто гарантирует, что этого не будет никогда? – тут же Тихоокеанский флот можно списывать с баланса. Ведь с тем же успехом на американской базе где-нибудь на Итурупе может базироваться и солидная военно-морская группировка во главе с авианосцем.
Согласимся: красивый вариант придумали японцы (или, что вероятнее, их хозяева американцы). Ничтожные для площади России клочки земли сразу лишают Россию и необходимого в военных производствах (в двигателестроении, например) рения, и ценных ресурсами морских акваторий, и выхода в океан в угрожаемый период.
И это – при полном отсутствии разумной аргументации на свои права на эти острова! И если в этих условиях Москва решится на передачу островов, то случится нечто более страшное, нежели потеря рыбы, рения и даже выхода в океан. Потому что всем станет ясно: из России можно вытаскивать куски даже без всяких разумных обоснований. То есть из России можно вытаскивать куски! Из России! Можно!+
Она сама разрешила…
Японцы, кажется, уже всё решили. Сами. Они уже вручили себе Курильские острова и от визита российского президента в Японию ждут лишь формального объявления об этом. По крайней мере, психологическая картинка в сегодняшней Японии царит именно такая, утверждают многие наблюдатели. После чего задаются вопросом: но готов ли Владимир Путан сделать подобное объявление? И каково будет разочарование японцев, когда российский президент ничего о передаче островов не скажет?
Или скажет? Может быть, японцы знают что-то такое, чего не знаем мы, россияне?
Что могут требовать японцы?
Основной лейтмотив в японской прессе и японских дискуссиях по поводу Курил - слова о готовности обменять инвестиции на острова. Это у них называется "нулевым вариантом": дескать, острова так и так наши, но надобно подсластить русским горечь утраты территорий. Дела в экономике у них плохи, поэтому многомиллиардные японские инвестиции придутся русским кстати. А вишенкой на этом тортике станет подписание мирного договора, который, мол, прекратит состояние войны между Японией и Россией.
А, собственно, какие у японцев есть правовые основания оспаривать принадлежность островов? Что у них есть, кроме постоянного упрямого напора?
"Японцы выступили с претензией на острова сразу после заключения Сан-Францисского договора между союзниками и Японией, но о каких-либо правовых основаниях говорить не приходится, - отметил в разговоре с Царьградом учёный секретарь Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Герман Гиголаев. - Но поскольку СССР не подписал тогда, в 1951 году, этот мирный договор с Японией, то на этом основании они и выдвинули претензии. Ну а уши, наверное, как всегда, торчат из госдепартамента США - там попросили японцев выдвинуть претензии, они и выдвинули".
Вот и все основания: отдайте, потому что нам хочется, да и хозяин велел…
Звучали, правда, голоса, что Токио может рассмотреть возможность подписания мирного договора без передачи четырёх (точнее, трёх с россыпью) островов из Курильской гряды. Звучали голоса и о том, что японское правительство готово удовлетвориться двумя из них. Версию об этом распубликовала авторитетная японская газета "Kyodo" со ссылкой на источник в кабинете министров.
Однако затем эти версии опровергались, и картина оставалась прежней: Япония должна получить всё! Кстати, и в варианте компромисса с двумя островами стратегия нацелена на все четыре. Дело чисто в тактике. В той же статье в "Kyodo" прямо так и указывается: передача двух островов будет только "первой фазой" урегулирования территориального вопроса. Аналогичным образом отпадает и вариант совместного российско-японского управления южной частью Курил: правительство решительно опровергло соответствующее сообщение газеты "Nikkei" ещё в октябре.
Таким образом, позиция Токио остаётся неизменной, и какие-либо компромиссные варианты оказываются бесполезными и бессмысленными: победитель, что называется, забирает всё.
А победителем, понятное дело, при любом обмене островов на какие-либо финансовые "плюшки" будут - и будут объявлены - японцы. Ибо деньги - не более, чем деньги, а территория - всегда не менее, чем территория. Вспомним, какое место в русском национальном сознании занимает Аляска с историей её продажи. И вот ведь ясно, понятно, что в середине XIX века это была убыточная, неудобная, практически не заселённая русскими земля, которую так или иначе отобрали бы англичане или американцы просто по факту постепенного её заселения. А уж какие там границы могли бы их остановить, если бы золото там обнаружилась раньше, когда Аляска ещё пребывала под русской юрисдикцией!
Так что вроде бы и правильно, и неизбежно - хоть деньги получили, а не просто так землю потеряли - должна была быть продана Аляска. Но хоть кто-нибудь благодарит за это сегодня царя Александра II?
Курильские острова. У острова Кунашир. Лов рыбы. Фото: Вячеслав Киселев/ТАСС
Что могут дать японцы?
Единственное, что в сознании народном может оправдать передачу территории страны другому государству - это, пожалуй, только лишь обмен на другие территории. Как, например, проделали такое с китайцами, выправив статус отдельных островов на Амуре. Да, сколько-то земель отдали, но и получили, причём даже чуть больше. Но какие земли могут нам дать на обмен японцы? Разве что остров Окинаву с американскими военными базами? Вряд ли - едва ли среди японских политиков найдётся хоть один способный устроить такую "движуху"…
Итак, земли у Японии для нас нет. А есть ли деньги?
А это смотря какие. Вот недавно за 19,5% акций "Роснефти" было получено 10 млрд долларов. Всего же в корпорации посулили "общий эффект, с учётом капитализированных синергий между ПАО "НК "Роснефть" и ПАО АНК "Башнефть", в размере более 1,1 трлн рублей (17,5 млрд долларов), денежные поступления в бюджет в четвертом квартале 2016 года составят 1 040 млрд рублей (16,3 млрд долларов)".
Игорь Сечин назвал эту сделку крупнейшей за всю историю страны. А ведь это - всего лишь акции всего лишь одной госкорпорации, каковых в России далеко не одна. Да к тому, как отметил целый ряд наблюдателей, проданных с лютым дисконтом относительно подлинной стоимости компании.
Внимание, вопрос: а сколько денег готова была бы выложить Япония за наши острова? Даже если речь идёт о десятикратно более высокой сумме - с международными резервам в объёме 1,248 триллионов долларов она может относительно безболезненно её найти - то стоит ли овчинка выделки? Какой экономический эффект получит Япония от южной Курильской гряды? Понятно, что какой-то эффект непременно будет - хотя бы от эксплуатации морских ресурсов на прилегающей акватории. Но проблема в том, что деньги дают - если дают - совсем иные люди, далёкие от рыбной промышленности.
Фото: Сергей Красноухов/ТАСС
До первого окрика хозяина…
Впрочем, не в деньгах дело - даже если бы их в самом деле нам давали. Что на них можно приобрести? Самое ценное в нынешнем мире для России - технологии и станки. Дадут ли их нам японцы? Можно быть уверенным - нет. Серьёзные технологии являются предметом для нас закрытым по соображениям секретности. Аналогичная проблема - со станками: да, нам они нужны после тотального разрушения промышленности в 90-е годы, куда важнее - технологии их производства. В своё время СССР уже совершил ошибку, когда после войны вывез на свою территорию в качестве реквизиции немецкие станки. Вернее, это была вынужденная мера - хороших станков в СССР фактически не было и до войны, а тем более - после. Но вот только тем самым промышленность оказалась завязана на уже морально устаревшие модели, зато вынужденно "раздетая" в этом отношении Германия вынужденно же, но предельно эффективно модернизировала свой станочный парк.
Но даже если предположить, что японцы как-то обойдут чужие ограничения в этом вопросе - а это американские прежде всего ограничения, продиктованные, между прочим, интересами и национальной безопасностью - как долго они смогут изображать "благородство"? До первого же самостоятельного движения России, которое бы не понравилось Вашингтону. Например, окончательного взятия Алеппо. Коалиция западных стран уже пригрозила нам за это новыми санкциями и сохранила прежние. Смогут ли японцы не послушаться своих главных союзников? Да никогда!
Таким образом, всё получается просто: даже если Россия отдаст острова в обмен на деньги или технологии - очень скоро у неё не окажется ни того, ни другого. И островов, само собою.
Что теряет Россия?
С точки зрения чисто материальной один только рениевый вулкан Кудрявый на острове Итуруп, который ежегодно выбрасывает этого ценного для оборонных нужд металла на 70 миллионов долларов, делает утрату островов весьма бесхозяйственным поступком. По Аляске хоть оправдание было - не знали тогдашние российские власти ни о золоте, ни о нефти в этой далёкой земле. По Курилам этого оправдания нет.
Что будет, если отдать острова?
"Ничего хорошего не будет, - отвечает историк Гиголаев. - Сразу увеличится зона международных вод в Охотском море, на которые не распространяется наша национальная юрисдикция. Плюс блокируются несколько проливов для выхода через них наших военных кораблей из Охотского моря в открытый океан".
Разумеется, добыча рыбы и морепродуктов в окружающей акватории даёт немаленькие доходы. Есть при этом и право ограничивать эту добычу в Охотском море для тех же японцев, корейцев, китайцев, потому что обладание четырьмя островами делает это море внутренним для России.
Но и это всё же приятные, но мелочи на фоне того, чем может обернуться потеря островов в геостратегическом смысле. На что и указал Герман Гиголаев.
Всё дело в том, что со времён Второй мировой войны Япония не является суверенной державой в полном смысле слова. Она - под военным и политическом контролем США. И если завтра японцы получат хотя бы один из оспариваемых островов, послезавтра на нём может появиться американская военная база. Например, с комплексом ПРО, который, как уже не раз писал Царьград со слов информированных военных специалистов, может быстро и безболезненно переоборудоваться в комплекс ударный - всего лишь навесом крылатых ракет "Томагавк". И никто американцев остановить не сможет, а уж Токио не сможет в особенности.
Кстати, они особо и не рвутся запрещать. Более того: уже официально опровергли на уровне и премьера, и правительства, и МИДа любое наличие даже попыток сделать исключение из договора о безопасности с США в отношении Южных Курильских островов, если Россия согласится их отдать. Как заявил глава МИД Фумио Кисида, действие договора о безопасности с США "распространяется и будет распространяться на все территории и акватории, которые находятся в административном управлении Японии".
Соответственно, при желании блокируется выход в Тихий океан для русского военного флота, ибо тут не замерзающие зимой проливы, которые сегодня контролируются русскими военными, а станут - американскими. А значит, как только наступит угрожаемый период - а кто гарантирует, что этого не будет никогда? - тут же Тихоокеанский флот можно списывать с баланса. Ведь с тем же успехом на американской базе где-нибудь на Итурупе может базироваться и солидная военно-морская группировка во главе с авианосцем.
Согласимся: красивый вариант придумали японцы (или, что вероятнее, их хозяева американцы). Ничтожные для площади России клочки земли сразу лишают Россию и необходимого в военных производствах (в двигателестроении, например) рения, и ценных ресурсами морских акваторий, и выхода в океан в угрожаемый период.
И это - при полном отсутствии разумной аргументации на свои права на эти острова! И если в этих условиях Москва решится на передачу островов, то случится нечто более страшное, нежели потеря рыбы, рения и даже выхода в океан. Потому что всем станет ясно: из России можно вытаскивать куски даже без всяких разумных обоснований. То есть из России можно вытаскивать куски! Из России! Можно!
Она сама разрешила…
Тихой сапой сдают Курилы Японии. В эти дни на Дальнем Востоке нашей страны происходят события, которых не должно бы быть. События, которые будут иметь далеко идущие последствия.
Имеем в виду посещение японским министром по делам Окинавы и "Северных Территорий" г-ном Ямомото двух Курильских островов: Кунашир и Итуруп.
Раньше японские министры только разглядывали острова с вертолётов или с близлежащего острова Хоккайдо в бинокль.
Теперь вот министр Итито Ямомото бродит по островам, посетил японское кладбище, вместе с российскими школьниками убирал мусор на побережье. В следующий приезд он уберёт с побережья как мусор,- русских.
Более того, Япония договорилась с нашей стороной о безвизовых поездках японцев на острова,прямо по внутреннему японскому паспорту.
Ожидается прибытие первых групп японских граждан.
Можно предположить, что за нашими с вами спинами готовится постепенная сдача вначале двух островов южных Курил. Предположив, можно с уверенностью сказать, что так и будет.
А затем, можно ожидать что и ещё два острова японцы выцыганят у России в обмен на какую-нибудь дребедень,подержанные автомобили с правым рулём, карманные зеркальца или кимоно. Кимоно и зеркальца — это преувеличения, однако дело плохо, раз свободно бродит по нашей территории японский министр.
Президент и правительство носятся с идеей заключения с Японией мирного договора, который нужен России как собаке пятая нога. Ради этого договора, ВВПутин -наш верховный лидер и единоличный решатель судеб страны, видимо договорился сдать острова.
Только вслед за островами японцы станут канючить, чтоб мы отдали им Южный Сахалин, оживятся кёнигсбергские немцы и их дети и потомки и Ангела Меркель начнёт требовать себе Калининградскую область, которая ой, как уязвима.
Встрепенитесь, национальные силы! Хватит гонять по Москве и Питеру безропотных мигрантов из Средней Азии, займитесь делом, у нас тихой сапой уводят территории, стратегически важные острова в районе богатом морепродуктами.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МИНИСТР ЯПОНИИ ПО ДЕЛАМ "СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ" ПРИБЫЛ НА КУНАШИР.
Сразу после прохождения пограничного контроля он отправился на официальную встречу с властями поселка Южно-Курильск. Сегодня вечером Ямамото отбудет на Итуруп. Там министр также побеседует с властями и встретится с местным населением.
Днем Ямамото встретится с мэром Южно-Курильского городского округа Василием Соломко и осмотрит достопримечательности. На Кунашире японский министр пробудет до вечера, после чего отправится на другой остров — Итуруп. Там стартует официальная часть визита.
Ожидается, что Ямамото встретится с местным населением и посетит японское кладбище. Перед началом визита японские власти отмечали, что воспринимают поездку как напоминание о необходимости вернуть Южные Курилы под контроль Японии.
Однако согласно программе визита стороны ограничатся обсуждением безвизового режима, который существует для жителей Японии с 1991 года.
По словам старшего преподавателя Высшей школы экономики Андрея Фисюна, существование подобного пограничного режима стратегически важно для японцев. По его словам, Токио таким образом решает легитимность своих притязаний на территорию.
О том, стоит ли ожидать каких-то изменений по территориальному вопросу, в эфире Life News рассказал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока Валерий Кистанов.
Не думаю, что это будет прорывом в наших с Японией отношениях. Скорее — просто очередным шагом в рамках тех договоренностей, которые были достигнуты между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ во время его визита 29 апреля в Москву, — говорит Валерий Кистанов. — Тот визит как раз можно было назвать знаковым, поскольку он состоялся спустя 10 лет после последнего визита предыдущего премьера. Сейчас наши с Японией отношения идут по восходящей — Путин и Абэ договорились о возобновлении переговоров по мирному договору, а это уже предполагает решение территориальных проблем. Сейчас мы ждем визита министра Лаврова в Японию в ноябре. Он состоится в новом для нас формате 2+2: в переговорах одновременно будут участвовать министры обороны и министры иностранных дел двух стран. Подобный формат Япония применяет только с ближайшими союзниками — США и Австралией. Очевидно, что на этих переговорах и будут достигнуты первые видимые шаги по развитию ситуации со спорными островами.
Помните, как у Булгакова завхоз Иван Васильевич, по недоразумению залезший на московский трон, отдавал русскую территорию «за так», по дурости. «Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!».
Рассказали журналисты, что Путин намылился продать наши Курильские острова за $2 трлн, по штучке за остров, и тем компенсировать себе и кодле потери от кипрских и прочих воровских пролетов, включая швейцарские и американские расследования по ГунВОРу Тимченко. («Курильская проблема: Путин продвигает загадочную идею "хикиваке"»).
Потому и прилетал японец, о сумме с предателем спорил.
Помните, как у Булгакова завхоз Иван Васильевич, по недоразумению залезший на московский трон, отдавал русскую территорию «за так», по дурости. «Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!»
Этот - за деньги из подлости.
Взрывы домов в Москве и Волгодонске, приуготовление в Рязани, Беслан, подлодка «Курск», морская территория с нефтью и газом, отданная Норвегии. Теперь - Курилы.
А спертое у страны бабло - сколько жизней на них не вылечили, не спасли - Бог весть.
Может, хватит?
На всякий случай: постановлением КС РФ 8-П2013 его «избрание» фактически отменено, потому что:
КС РФ признал, что выборы состоят из 2х частей. Неразъемных и неотъемлемых согласно Конституции. Второй части - об оспаривании - узаконено не было.
А раз не было закона - не было и выборов.
Вывод прост: Путин незаконный, узурпатор он.
Когда оккупантов прогоним, а наши придут, - помните, мы добилась законных оснований отменить все путькины предательства с 04.03.2012 как минимум. Шиш ему, а не иудины бабки.