Что будет, если Россия признает независимость ДНР и ЛНР. Все последствия (5 фото). Почему и как появились днр и лнр, почему донбасс не входит в состав россии, почему армия донбасса и всу не наступают
Что больше всего сейчас пугает жителей Донецкой и Луганской народных республик? Да, это постоянная угроза жизни, протекающей, по сути, в условиях военного времени, боязнь за будущее – свое и близких, постоянное чувство тревоги за завтрашний день.
Все это так, но больше всего людей, натерпевшихся и настрадавшихся за эти три года, пугает неопределенность. Кто они, в каком государстве живут, и почему из граждан государства Украина они превратились в его заложников, причем без определенного юридического статуса?
На днях у этих людей появилась пусть еще слабая, но надежда на признание республик: 18 февраля Президент РФ Владимир Путин издал Указ, согласно которому на территории Российской Федерации будут признаваться документы, выданные государственными органами и организациями ЛДНР, образовательными заведениями, а также регистрационных номерных знаков транспортных средств. Указ вступил в силу со дня подписания.
Пока такие действия российского Президента нельзя рассматривать как фактическое признание ДНР и ЛНР: об этом говорит сама суть правительственного документа. Однако обо всем по порядку и отталкиваясь от текста непосредственно Указа. При этом обойдем вниманием досужие комментарии и версии, успевшие за пару дней до отказа заполнить медийное пространство.
Начнем с самого интересного, а вернее интересующего: какие конкретно документы будут признаваться действительными. Итак, прежде всего это документы, удостоверяющие личность, свидетельства образовательно-квалификационного характера, регистрации актов гражданского состояния, транспортных средств, а также номерные знаки транспортных средств, выданные гражданам, постоянно проживающим в отдельных районах Донбасса и Луганщины.
Самое главное – это даст им право безвизового въезда на территорию РФ на основании внутренних паспортов ЛДНР.
Предельно ясно Указ истолковывает причину такого президентского решения: для защиты прав человека, гражданских свобод и на основании норм международного права.
Есть в его тексте и одна оговорка, а именно: о признании документов говорится как о мере временной, установленной до момента урегулирования ситуации на указанных территориях в соответствии с .
Вот, в принципе и все – если по тексту. Скорее всего, Президент Путин даст соответствующие распоряжения для подготовки «под Указ» необходимой нормативно-правовой базы и последуют официальные разъяснения, но пока только текст на полторы страницы. При этом Указ не содержит даже конкретных наименований Республик – к ним здесь применено понятие отдельных районов областей, и поэтому о фактическом признании ДНР и ЛНР говорить рано. Но тогда для чего все это?
Прежде всего, повторимся – в целях защиты прав человека и гражданина. Ведь в Республиках за три года, помимо военных действий, текла обычная жизнь: люди рождались и умирали, заключали браки и рожали детей, заканчивали учебные заведения разного уровня, получали квалификации и профессии, паспорта, водительские удостоверения, продавали и покупали автомобили наконец-то. Документировалось все это также на территории Республик – не в Украину же для этого ехать! Правда и признавались эти документы до момента издания Указа тоже только на территориях ДНР и ЛНР, жители которых находились до этого в своеобразном гражданско-правовом вакууме.
И конечно же, это серьезная моральная поддержка, а фактически – признание людей Донбасса и Луганщины как субъектов гражданского права.
Что дальше или о параде совпадений
Логичен вопрос – что дальше? Ведь если признаются все вышеперечисленные документы, то должны быть официально признанны и органы, их выдавшие, а следовательно – и государственно-административные образования, которые этими органами представлены. Напрашивается ответ – скорее всего, что признание республик Российской Федерацией не за горами.
Однако для этого необходим соответствующий и поэтапный юридический процесс, в ходе которого сначала указанным территориям должен быть предоставлен статус, позволяющий согласно нормам международного права претендовать на возможность самоопределения – например, автономии. Именно в этом и кроется суть Минских соглашений, которые пусть Украиной и не выполняются, но обязывают ее изменить Конституцию соответствующим образом. Гарантами тому выступили в свое время, помимо РФ, Германия и Франция.
Кроме этого, обратим внимание на ряд событий, имевших место в конце января – феврале текущего года.
Прежде всего, это возобновление украинской стороной наступательного характера на отдельных участках линии разграничения и значительное сосредоточение наступательных ресурсов на всем ее протяжении. То есть, Украина открыто игнорирует Минские соглашения и более того – явно с применением террористических методов физически уничтожает представителей командного состава армии ДНР (убийство Михаила «Гиви» Толстых).
Далее… На сегодняшний день вооруженными представителями т. н. «организаций ветеранов АТО» совместно с боевиками радикально-националистических организаций блокированы фактически все коммуникации сообщения ЛДНР с остальной территорией Украины. Тем самым под угрозой нормальное функционирование предприятий, производящих энергию (ТЭС), на повестке дня увеличение до критического уровня нагрузки АЭС, расположенных на территории Украины. Учитывая, что вышеуказанные боевики неоднократно анонсировали захват ряда АЭС, это уже попахивает техногенной катастрофой континентального (без преувеличения) масштаба.
При этом силовые структуры Украины не в состоянии противостоять боевикам и расписались в своем бессилии. Примером тому – личный (практически бесполезный) выезд на один из блокпостов начальника управления полиции в Донецкой области генерала Аброськина, который уехал оттуда, скажем так, не солоно хлебавши.
Учитывая непрекращающиеся акты геноцида русскоязычного населения востока, бездеятельность и беспомощность официальных властей, заинтересованность в дестабилизации определенных госструктур, политиков и народных депутатов, то можно смело считать, что террористические поползновения в Украине на данный момент являются частью официального политического курса.
Теперь о заявлениях лидеров ДНР и ЛНР
Недавно они оба сошлись во мнении по поводу неизбежной национализации предприятий, расположенных на территории республик. Выглядит это как сигнал бывшему «хозяину» Донбасса олигарху Ринату Ахметову, бизнес которого после национализации будет работать на ВВП Республик.
И последнее о чем заявил и что так всполошило Киев и ему сочувствующих: главной на сегодняшний день задачей он представил освобождение политическим, а если придется, то и военным путем всей территории Донецкой и Луганской областей.
Что это? Просто совпадения? Или, на фоне усугубляющейся несостоятельности Украинского государства и исходящей от него террористической угрозы, признание ДНР и ЛНР – дело ближайшего будущего? Причем, скорее всего, в административных границах Донецкой и Луганской областей. И ведь не исключено, что еще кто-нибудь «присоединится» захочет. Время покажет…
Объяснил, почему Россия не может сейчас признать ДНР и ЛНР , несмотря на то, что Украина откровенно саботирует Минские соглашения и демонстрирует желание из них выйти.
Потому что тогда Запад перестанет давить на нынешнюю украинскую власть, чтобы она все-таки выполнила свою часть договоренностей, и возможности урегулирования конфликта резко уменьшатся.
"Давление оказывается. На публику они стараются этого не говорить, но когда они общаются с украинцами без свидетелей, и мы знаем об этом достоверно, они достаточно жестко требуют всего того, о чем договаривались в ходе Минских переговоров" , - рассказал Лавров в интервью КП.
Все стороны переговоров, кроме Киева, желают продолжении консультаций в прежнем формате, подчеркивая, что резкие односторонние шаги могут похоронить предыдущие усилия.
Переговорщики сохраняют общие представления о будущем устройстве Украины как единого государства.
С другой стороны, в непризнанных республиках отказываются воспринимать всерьез мысль о реинтеграции в нацистскую "незалежную" , на которую смотрят с брезгливостью.
В условиях, когда Киев саботирует конституционную реформу, а последствия войны столь разрушительны, ни о каком возврате не может быть и речи, говорят там.
Он ожидает, что Запорожье и Харьковская область в ближайшее время задумаются, "что для них важнее - идеи оголтелого национализма или безопасность и благополучие людей". В случае отказа от агрессивного национализма "Украина присоединится к России" , уверен политик, с которым пообщалась "Лента.ру".
Чем дольше Киев не выполняет минские договоренности, тем более реальным становится такой вариант.
Украинские СМИ, тем временем, активно тиражируют фантазии Георгия Туки - замминистра по вопросам "оккупированных территорий Украины" .
Известный провокационными высказываниями и действиями чиновник предсказывает "крупномасштабную войну" с Россией.
О ней же говорит и глава СНБО . А первый зам последнего - Михаил Коваль - считает, что "российские войска пробивают сухопутный коридор" в Крым.
"Хорошо бы, чтобы это было правдой , - заметил один известный русский националист в фейсбуке. – Но вряд ли" .
Александр Романов
В статье встречаются персоны:
Официальная Москва признала выпущенные в Донбассе документы, но в Кремле отказываются обсуждать условия признания самих республик. Соцопросы показывают, что такое решение сейчас могли бы поддержать 24 процента россиян. попыталась разобраться, почему Россия не спешит вмешиваться в спор о суверенитете самопровозглашенных государств и может ли она поменять свою позицию.
Каждый четвертый россиянин выступает за признание независимости самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, показали результаты опроса, проведенного в феврале.
В Кремле отказались говорить об условиях, при которых Россия могла бы пойти на такой резкий внешнеполитический шаг. «В данной ситуации виртуальные рассуждения неуместны и неприменимы», - подчеркнул пресс-секретарь российского президента . Вместе с тем, добавил он, Москва берет в расчет тот факт, что ДНР и ЛНР находятся «в жесточайшей блокаде», поэтому и был подписан указ о признании выданных в Донбассе документов на территории страны.
Сторонники в оппозиции
С четвертью российских граждан горячо согласны некоторые видные отечественные политики. Лидер неоднократно, в том числе с трибуны , требовал «перестать издеваться» над ДНР и ЛНР и признать их. За приставку «самопровозглашенные» он даже ругал журналистов: «При чем тут самопровозглашенные? Они честно провели референдум».
Предложение о признании в прошлом году конкретизировал еще один коммунист, член думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев. По его мнению, признать независимость Донецкой и Луганской республик нужно через полгода, если украинские власти не выполнят минские соглашения. Он уверен, что такое решение поддержит даже большее количество россиян, чем показал опрос ВЦИОМ.
В 2014 году, когда начался конфликт на юго-востоке Украины, вопросом занялись в : либерал-демократы предложили Думе принять постановление о признании ДНР и ЛНР. Автор идеи , правда, подчеркивал , что документ не будет иметь юридических последствий. Фракции и сочли предложение неактуальным, а коммунисты призвали немного подождать.
В Крыму, который после референдума 2014 года перестал быть украинским, нередко открыто поддерживают стремление республик добиться признания независимости. В июне прошлого года Русская община Крыма, возглавляемая членом , единороссом Сергеем Цековым, договорилась вместе с движением «Донецкая республика» отстаивать суверенность ДНР и ЛНР, а также итоги голосования, по итогам которого Крым воссоединился с Россией.
Не более, чем документы
Вопрос о суверенитете республик время от времени поднимался по мере развития конфликта на юго-востоке Украины. В феврале для дискуссий по теме появился новый повод: стало известно, что по выданным в Донбассе паспортам можно воспользоваться услугами российских железных дорог и авиакомпаний.
Вскоре появился подписанный российским президентом указ, согласно которому Россия признала документы, выданные в определенных районах ДНР и ЛНР. Москва решила принимать паспорта, свидетельства о рождении и заключении брака, выданные в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, до урегулирования ситуации - реализации минских соглашений.
Министр иностранных дел России , которого указ застал на Мюнхенской конференции по безопасности, заявил, что это не меняет позиции Москвы по территориальному вопросу. В указе «черным по белому написано, что руководствуемся мы исключительно гуманитарными соображениями», подчеркнул глава .
По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина, признание паспортов как раз хорошо тем, что «оно не конвертируется в признание независимости». «Россия не берет на себя практически никаких конкретных обязательств, а просто переводит в де-юре ту ситуацию, которая существовала де-факто. И так было известно, что по паспортам республик граждане могут пользоваться услугами на территории РФ», - отметил эксперт в беседе с «Лентой.ру».
В Берлине и Киеве критически откликнулись на появление указа и заподозрили Россию в нарушении минских договоренностей, однако документ соответствует тексту соглашений в буквальном смысле слова. В указе не говорится о документах ДНР и ЛНР, как поначалу написали многие СМИ. Речь идет об «отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» - именно в той формулировке, которая использована в минских пакетах.
Две первые республики
Почти десять лет назад Россия признала независимость двух республик - Абхазии и Южной Осетии - после того, как в ночь на 8 августа 2008 года Грузия совершила вооруженное нападение на югоосетинскую территорию. Республики шли к этому долго: 97,5 процента жителей Абхазии проголосовали за независимость на референдуме еще в 1999-м, а в Южной Осетии он проводился дважды с перерывом в 14 лет - и оба раза за независимость высказывались 99 процентов голосовавших.
Это касается и Донбасса. Для многих непонятно, почему Россия весной 2014 не ввела войска на Юго-Восток, почему и как появились ДНР и ЛНР, почему Донбасс не включается в состав России, почему армия Донбасса и украинская армия не наступают и почему Россия «бросила» Донбасс.
Для объективной оценки и анализа этих событий необходимо, прежде всего, выявить и объяснить причины, приведшие к ним, а для этого стоит вначале кратко напомнить, что же происходило весной 2014 года, с чего начинался Донбасс и чем он закончился.
Госпереворот в Киеве и попытка покорить весь русский Юго-Восток привели к массовым протестам во всех городах от Одессы до Харькова, вылившимся в народное сопротивление путчистам. В Киеве, как и в 2004 году, не учли, что попытка давить на русских только их мобилизует и заставляет объединиться в единый кулак.
Протестующие выдвигают требования о федерализации, создании юго-восточной автономии и статусе русского языка. Требований о выходе из состава Украины практически никто не ставит.
Все происходит спонтанно и неорганизованно, утверждения о том, что протесты были организованы Россией, является глупостью укропропаганды. На этом этапе я был в самой гуще событий, вел переговоры о совместных действиях с Донецком и Луганском и знал изнутри обстановку в движении сопротивления. Российское руководство после решения проблемы Крыма до лета 2014 довольно пассивно реагировало на все происходящее на Юго-Востоке.
В начале марта движение сопротивления разрастается с еще большей силой, своей активностью выделяются три города – Харьков, Донецк и Луганск, начинается захват обладминистраций: 1 марта в Харькове, 3 марта в Донецке, 9 марта в Луганске. Милиция быстро освобождает их, руководители протестов в Донецке и Луганске арестовываются.
После арестов в Донецке и Луганске руководители первой волны Русской весны оттесняются от координации сопротивления, и оно переходит под контроль донецких олигархических структур.
Одновременно 6 апреля в Донецке, Луганске и Харькове вторично производится захват обладминистраций. При массовой поддержке населения 6 апреля провозглашается ДНР и 28 апреля ЛНР, сразу же выходит совместное обращение республик к России ввести войска. Так на волне искреннего народного протеста появляются на свет две олигархические республики, выступившие с провокационными обращениями к России, которая никак не отреагировала на провозглашение республик и их обращение о вводе российских войск.
Захват обладминистраций в Донецке и Луганске прошел безнаказанно, в Киеве отлично знали, кто стоит за республиками. Для ликвидации «очага сепаратизма» киевским властям хватило бы и группы спецназа, но ничего не предпринимается. В Харькове, не пошедшем на поводу у олигархических структур, спецназ из Винницы жестко зачищает обладминистрацию, и 66 активистов сопротивления на несколько лет попадают в тюрьму.
В ДНР и ЛНР 11 мая проводится референдум, на котором голосуют за суверенитет республик, при этом никаких механизмов его реализации не предусматривается. Москва молчит, Киев не признает референдум, но конкретных действий против «сепаратистов» не предпринимает.
Это молчаливое противостояние продолжалось бы и дальше, но неожиданно вмешивается фактор Стрелкова, действовавшего самостоятельно, без подсказки Кремля и без согласования с республиками. Его бросок 12 апреля на Славянск спутал всем планы. До этого Киев сквозь пальцы смотрел на «сепаратистские республики», а тут, почувствовав серьезность намерений, мгновенно нанес 15 апреля удар по Славянску и украинские войска вошли на Донбасс.
Закрепившись в мятежном Славянске, Стрелков производит мягкий дворцовый переворот в ДНР, 15 мая он становится министром обороны ДНР, премьером назначается его соратник Бородай. В начале июня Стрелков осуществляет рывок к российской границе, и 6 июня ополчение выходит на границу с Россией.
В начале июля украинская армия начинает генеральное наступление на Донбасс, перекрывает почти всю российскую границу и практически берет в кольцо Славянск. Стрелков 4 июля совершает блестящий маневр по выводу войск из Славянска и берет под свой контроль Донецк.
В июле положение республик становится критическим, украинская армия стремительно наступает, и 15 июля начинаются обстрелы Донецка. Республики 25 июля обращаются к России и просят поддержки, наконец, они ее получают, и наступление украинской армии останавливается.
К началу августа обстановка складывается так, что мир на Донбассе, а точнее перемирие, нужен был практически всем участникам конфликта. Для начала этих процессов надо было, во-первых, убрать Стрелкова и его команду, назначив на их место подконтрольных Кремлю людей, и, во-вторых, принудить Киев к миру путем нанесения по украинской армии сокрушительного удара, способного поставить ее на грань катастрофы.
Стрелкова и его команду убеждают уйти со своих постов и покинуть республики, на полную мощность запускается «военторг», и ополчение получает поддержку. С отставкой 7–14 августа команды Стрелкова, республики возглавляют подконтрольные Кремлю Захарченко и Плотницкий, которые начинают готовить их к перемирию.
Операция по принуждению Киева к миру началась 15 августа и закончилась сокрушительным поражением украинской армии. В ряде «котлов» сгинули тысячи украинских военных. Продлись бои еще какое-то время, и украинскую армию ожидала неминуемая катастрофа. К концу августа были созданы все условия для начала мирных переговоров.
Переговоры закончились подписанием 5 сентября Минских соглашений. Мир на Донбассе не наступил, он и не мог наступить, поскольку ни одна из сторон конфликта не достигла своих целей и все подписанты изначально не собирались выполнять соглашения.
Приведенная хронология показывает, как непросто и неоднозначно складывалась ситуация на Донбассе и Юго-Востоке в целом. События, предшествующие перевороту в Киеве, показали неуклонное стремление всех украинских элит увести страну в сферу влияния Запада. Российское влияние ослабевало с каждым годом, украинское общество уже было подготовлено к неизбежному, и в качестве спускового механизма сработал хорошо подготовленный переворот.
Как и в 2004 году, население Юго-Востока не приняло переворот, и начались массовые протесты, размаха и последствий которых никто не ожидал. Тем не менее они были обречены, поскольку все украинские элиты работали на Запад, объединить протесты внутри страны было некому, а извне Россия не предпринимала конкретных шагов по их консолидации и поддержке.
Понимая, что Украина превращается в американский протекторат, Россия мгновенно вернула себе то, что ни при каких обстоятельствах нельзя было отдавать американцам, – Крым. Вернуть больше у России, по всей видимости, не было ни сил, ни возможностей. За такую дерзость, как недавно подтвердил Путин, Запад, естественно, начал мощное политическое и финансово-экономическое давление на Россию.
Организация сопротивления во главе с Януковичем, которая должна была начаться 22 февраля на съезде в Харькове, провалилась, а принимать меры по возвращению еще какой-то территории в планы Кремля явно не входило.
На последующих этапах, когда протесты вылились в движение сопротивления путчистам и приняли необратимый характер, России пришлось вмешиваться в эти события и действовать по ситуации.
Следует также отметить, что события в Крыму, на Донбассе, в Харькове и Одессе никак не были связаны между собой и руководились по-разному. В Крыму действовало государство российское, на Донбассе все взяли под свой контроль украинские олигархические структуры, а в Харькове и Одессе во главе движения сопротивления встали независимые идейно мотивированные народные лидеры, оказавшиеся во главе процесса совершенно спонтанно.
Во всех этих событиях Донбассу досталась самая нелегкая доля, ему пришлось пройти тяжелый путь от мирного противостояния до ведения полномасштабной войны. Власть в республиках трижды менялась, с апреля по май правил олигархат, с мая по август – команда Стрелкова, с августа – уполномоченные Кремля. Соответственно, и цели решались совершенно разные.
На Донбассе спонтанный протест населения был перехвачен украинскими олигархическими структурами в своих корыстных целях. Для отстаивания перед путчистами своих бизнес-интересов они решили создать подконтрольные себе республики и, поторговавшись, на выгодных для себя условиях сдать их путчистам. Такую же операцию они провели в 2004 году, создав Украинскую юго-восточную республику и потом успешно сдав ее Ющенко.
Провозглашение республик и проведение референдума о выходе их из состава Украины было сделано не по команде Кремля, а вопреки его рекомендации не делать этого. Потом Кремль сделал неудачную попытку в апреле перехватить инициативу у самопровозглашенных республик проектом «Новороссия» во главе с Олегом Царевым, но руководство ДНР и ЛНР ожесточенно сопротивлялось и проект в августе пришлось закрыть.
Подоплеку «сепаратизма» на Донбассе в Киеве отлично знали и не предпринимали никаких мер, до фактора Стрелкова республики жили на Донбассе в каком-то своем мире, параллельном всей остальной Украине.
Олигархическое руководство, по всей видимости, добилось бы своего и сдало бы республики в торге с путчистами, но неожиданно вмешался фактор Стрелкова и спутал все планы.
Стрелков организовал героическую оборону Славянска и на деле доказал возможность эффективного противостояния ополченцев наступающим украинским войскам, обеспечив выход к российской границе, он перевел ополчение в другое качество и это стало переломным моментом в формировании армии Донбасса.
Взяв под контроль республики, группа Стрелкова начали возвращать ДНР и ЛНР в лоно народного сопротивления. Это изрядно напугало олигархические кланы: так, Ахметов попытался призвать рабочих не признавать власть ДНР и начать бессрочную забастовку, но его уже никто не слушал.
Став символом сопротивления Донбасса и почувствовав вкус побед, Стрелков начинает внедрять крамольную мысль о создании на основе ополчения ДНР и ЛНР будущей армии освобождения Украины, которая должна дойти до Киева и даже до Львова, чем и стал опасен для очень многих.
Доведение ситуации на Донбассе до войны, по всей видимости, не входило в планы Москвы, Киева и олигархического руководства республик, но вмешался фактор Стрелкова, и война стала неизбежной. Он организовал вооруженное народное сопротивление путчистам и тем самым вынудил их пойти на ответные радикальные меры. Не будь этого, вряд ли бы дело дошло до войны.
С другой стороны, без этого фактора республики наверняка были бы сданы путчистам, как это было в 2004, и на Донбассе сейчас бы правил нацистский режим со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, что лучше для жителей этого региона: война или массовый террор со стороны путчистов – неизвестно.
Летом 2014 ситуация зашла слишком далеко, действенной военной помощи республикам Россия не оказывала, украинская армия воспользовалась этим, перешла в наступление и в июле имела реальную возможность захватить и ликвидировать республики. Силы были слишком неравные.
Россия, естественно, не могла этого допустить, так как, во-первых, ликвидация республик была бы оглушительным поражением России, во-вторых, на Донбассе установился бы нацистский террор и, в-третьих, Украина неизбежно стала бы военным плацдармом НАТО.
По всей видимости, тогда и было принято решение включить на полную мощность «военторг», отстранить команду Стрелкова, привести к руководству республик лояльных Кремлю людей, силой принудить Киев к миру и подписать мирный договор. В дальнейшем все так и произошло. В итоге на свет появились Минские соглашения.
Судя по всему, Кремль поставил цель остановить активную фазу гражданской войны на Донбассе и заморозить военное противостояние. Таким образом, Донбасс стал якорем, который не дает возможности Украине интегрироваться в евроатлантические структуры. И, по сути, нынешний украинский режим и курирующий его Запад сами создали этот «якорь», организовав госпереворот и развязав гражданскую войну.
Понятное дело, что включить Донбасс в состав России в сложившихся условиях невозможно. Изначально это и не планировалось. Для этого нет необходимых политических и стратегических предпосылок.
Но на Донбассе после всех этих событий сформирована и обстреляна армия, костяк которой составляют местные жители. Она боеспособна и может решать многие задачи. Однако вести наступательные операции против поддерживаемой Западом украинской армии пока еще не может, к тому же это не входит в планы Кремля. Но и украинская армия также наступать не может, поскольку знает, что за спиной Донбасса – сила и мощь России. В Киеве еще не забыли разгром в августе 2014. Наступать в такой ситуации может только безумец.
Да и время не пришло для слома нацистского режима, он пока еще не настолько прогнил, чтобы рухнуть под натиском народа. Поэтому армии ДНР-ЛНР и не отдается приказ наступать. Думаю, что ее ждут куда более серьезные задачи по освобождению всей Украины. Всему свое время.
Апофеозом торжества Донбасса над Украиной стал парад Победы в Донецке, на котором гордо прошли победители и была прогнана под конвоем колонна украинских военнопленных. Это стало символом превосходства Донбасса над Украиной.
Теперь к вопросам «сдала или не сдала Россия Донбасс» и «почему она ему не помогает».
Чтобы ответить на него, необходимо понимать, что есть интересы России и есть интересы Донбасса, и они не всегда совпадают. Путин уже неоднократно заявлял, что вся его деятельность направлена на обеспечение интересов России и ее народа. Это его главная задача.
Интересы Донбасса как части целого иногда могут противоречить интересам России как целого, и примеров этого более чем достаточно. Понятное дело, что для Москвы интересы России выше интересов Донбасса. Но при этом российское руководство делает все от него возможное, чтобы поддержать и защитить Донбасс, но не в ущерб российским интересам. Если бы Москва не поддерживала самопровозглашенные республики, ДНР и ЛНР уже давно бы были уничтожены киевским режимом, а на Донбассе царил тотальный кровавый террор. Поддержка народных протестов на Юго-Востоке и участие России в снабжении армии Донбасса оружием и боеприпасами спровоцировали западные санкции против России, от которых серьезно страдает российская экономика. Руководство России несет и политические издержки: Путина не допускают на саммиты руководителей великих держав, делегацию России исключили из ПАСЕ и на всех международных саммитах Россию постоянно клеймят за «оккупацию» Донбасса.
За поддержку Донбасса Россия несет немалые потери, от которых страдает ее народ, и это надо учитывать. У России есть свои интересы и на Западе, она участник геополитических процессов во всем мире, решает проблему Сирии и Ближнего Востока, прокладывает трансконтинентальные газопроводы и снабжает Европу газом. Все это происходит с участием стран Запада, и рушить отношения с ними из-за Донбасса никто не позволит.
Реальную поддержку Донбассу Россия, конечно же, оказывает, начиная от военных советников, поставок вооружений, снаряжения, транспортных средств, снабжения газом и ГСМ, введением в качестве местной валюты российского рубля, субсидированием социальных расходов республик, содержанием местного госаппарата и многими другими расходами, о которых просто не говорят. Республики выстояли и живут в основном только благодаря помощи России.
Поэтому надо понимать, что, понеся такие потери и издержки, Россия ни при какой ситуации не сдаст Донбасс. Это будет ее стратегическим поражением в противостоянии с Западом. Кроме того, в Москве не забывают, что на Донбассе живут русские люди. В связи с этим Киеву с донбасской территорией и населением придется распрощаться навсегда.
В свою очередь народ Донбасса после всего перенесенного и выстраданного остался верен своим идеалам в противостоянии с нацистским режимом Украины. Отношение к России можно оценить по громадному баннеру, висящему на одном из центральных проспектов Донецка «У нас всех одна Родина – Россия!», этим все сказано. Народ Донбасса не забыл свои исторические корни и хорошо помнит, кто в решающий момент нацистской агрессии из Киева помог остановить рвущихся на Донбасс головорезов.
За мужество и стойкость низкий поклон непокоренному Донбассу! Он сражается и умирает за всех нас, за Харьков и Одессу, за всех, кто остался по другую сторону линии фронта! Именно Донбасс стал плацдармом и форпостом борьбы с украинским нацизмом, он защищает границы Русского мира и расплачивается своей кровью за наше общее будущее!
В заключение несколько штрихов к сегодняшнему Донбассу. Спустя почти четыре года я попал в Донецк прямо из тюремной камеры при обмене пленными. Город приютил, обогрел нас и подлечил в меру своих возможностей. Донецк впечатлил меня своей стойкостью к невзгодам и стремлением стоять до конца за свое право жить свободно, а не стоя на коленях перед презираемой властью. Что, кстати, сейчас делает население всех остальных украинских территорий.
Телевидение Украины пичкает всех информацией, что на Донбассе бандитский разгул, люди голодают и город опустел. По этому поводу могу сказать, что пьяных, нищих и голодающих на улицах города я не видел, а полки в магазинах ломятся от продуктов.
Надо отдать должное местной власти: при всех колоссальных проблемах они за три года смогли удержать город от разрухи, а население – от нищеты и мародерства. Жизнь в республике налаживается, люди работают, получают зарплату, пенсии и пособия, а дети ходят в школу и институты. Жизнь там трудно назвать чудесной, но она и не катастрофическая.
Донбасс строит свое государство, его можно называть псевдогосударством, бандитской властью и исчадием ада, но он выбрал свой путь, заплатил за это большой кровью и не собирается со своего пути сворачивать.
После трехлетней войны с Украиной и тысяч смертей лишь при одном упоминании о возможном возвращении в Украину резко звучит ответ: нам дороги туда нет, если будет надо, мы все возьмемся за оружие, но назад не вернемся!
У подножия высоты два села: Саур-Могила и Степановка. Так вот, они были просто растерзаны снарядами и ракетами. Южная оконечность Саур-Могилы была практически сметена, остались только фундаменты домов. Степановка пострадала еще больше, на всем протяжении села были участки, где от групп домов и построек остались только остовы, громадные проломы зияют в стенах и крышах от прямых попаданий снарядов, не устояли даже печные трубы, их просто сметало мощными взрывами.
Кое-где оставались целые дома, и в них еще жили люди! Понимаю, здесь прошла война и без потерь на войне не бывает. А этих за что!? Ведь это мирные селяне, спокойно жившие на этой земле! И сколько их здесь полегло? Да и кто их считал!
Два уничтоженных села наглядно демонстрируют, как дорого Донбасс заплатил за свою свободу, и трудно себе представить, что народ и эта земля могут быть покорены убогими укронацистами, которые и не представляют, какая сила им противостоит.
Разговоров о статусе непризнанных Луганской и Донецкой народных республик ведутся без малого пять лет. И каждый раз на чаще весов оказывается нечто, что заставляет даже самых бывалых оптимистов признавать: официальная Москва пока не готова признать ЛНР и ДНР, и уж тем более принять эти территории по примеру Крыма в свой состав. О причинах, предпосылках и тонкой геополитической игре сказано и написано уже немало, поэтому вкапываться в глубь этой проблемы сегодня не хотелось бы. Хотелось бы, напротив, обратить внимание на почти никем не замеченный факт, который вполне может свидетельствовать об одном – в России решили признавать республики мягким путем. И пионером в этом деле, судя по всему, станет Орловская область. Примечательно, что сам регион даже не имеет общей границы с непризнанными республиками на востоке Украины. К примеру, от той же Луганской республики ее отделяют Брянская и Курская области. Тем интересней выглядит недавнее наше открытие.
Итак, на сайте Правительства Орловской области в минувшую среду был опубликован один занимательный документ. Речь идет об указе №387 от 11 июля текущего года за подписью исполняющего обязанности главы региона Андрея Клычкова. И.о. губернатора, как выяснилось, подписал указ «О создании специальной рабочей группы по интеграционному взаимодействию с Луганской и Донецкой народными республиками». Вот тебе бабушка и юрьев день, откликнутся голосами миллионы скептиков. Казалось бы, откуда такое рвение к почти формальному признанию какого-никакого статуса республик и попытки взаимной интеграции с ними у властей российской области, которая с ЛДНР даже не граничит? Но в действительности ситуацию можно оценивать как попытку прощупать общие настроения и попытаться мягко перейти к вопросу обсуждения будущего статуса этих «неспокойных» пока территорий.
Все более чем серьезно
Для тех, кому захотелось назвать указ и.о. губернатора Клычкова показательной бумагой, не имеющей под собой никаких перспектив, попробуем разъяснить более подробно.
Дело в том, что к публикации с наименованием указа прикреплен небольшой архив с тремя вложенными документами. Первый из них является самим указом №387 от 11 июля 2018 года за подписью Клычкова. Два других – приложения к указу, в тексте которых определяется состав и положение о рабочей группе. Проще говоря, интеграционный процесс между одном из субъектов Российской Федерации и двумя непризнанными республиками на востоке Украины хотят запустить всерьез и надолго. А это уже повод задуматься над тем, как скоро на такие шаги пойдут и другие регионы России, и прежде всего те, что имеют общие границы с ДНР и ЛНР.
Рассуждать о перспективах и реальном применении указа губернатора Орловской области на данный момент крайне сложно. Но серьезность планов местных властей легко прослеживается по тем же дополнениями к указу. К примеру, состав рабочей группы со стороны Орловской области не просто определен – в него вошли едва ли не первые лица региона. Здесь, к примеру, значатся имена первого замгубернатора и председателя областного правительства Бударина (ему же доверено руководить группой), зампредседателя областного правительства по внутренней политике Ерохина, глав многочисленные департаментов и управлений и даже представителей орловской городской администрации. Всего в составе группы порядка полутора десятков высокопоставленных чиновников, поэтому воспринимать ее, как попытку просто нашуметь в информационном поле никак не получается. Особенно, если принимать во внимание столь занимательный факт, сам документ был подписан и опубликован как-то по-тихому, чтобы не вызывать слишком уж большого резонанса и активного обсуждения.
Вторым дополнением к губернаторскому указу определены права, обязанности и полномочия рабочей группы. В этом случае все несколько пространно, однако, следует предположить, что уже после первых нескольких ее заседаний документ будет дополнен и обретет более конкретный вид и законченную редакцию. А дальше – дело за малым, - время ожидать встречных шагов от представителей непризнанных республик, которые, то и дело, сетуют на недостаточно активную позицию России в отношении статуса образований.
Сам Клычков, к слову, позднее заявил, что это решение не имеет никакого отношения к международному правовому статусу непризнанных республик и является логическим продолжением партнерства между соседними регионами. Федеральные российские власти на это никак не отреагировали, однако статус официального указа губернатора говорит о том, что документ нацелен на что-то явно большее, чем обычная «соседская помощь». Возможно, дело действительно сдвинулось с мертвой точки и однажды обретет вполне отчетливые очертания, а пока остается ждать.