Что такое дислексия. Нас ждет новая неграмотность
Умение читать и писать считается обязательным для каждого человека. Однако, для некоторых людей эти несложные действия - настоящая мука. Они страдают редким заболеванием - дислексией. Этот недуг еще называют "словесной слепотой" и связывают с пониженной мозга в определенной зоне левого полушария.
У кого была дислексия?
Многие великие люди страдали от дислексии — Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский, советский актер Николай Гриценко. Среди голливудских знаменитостей тоже много дислексиков. Например, Том Круз. Своей "болезни" не скрывает и Джодж Буш младший. Также отсутствием способности читать страдает шведская наследная принцесса Виктория. Недавно она призналась, что с раннего детства одноклассники издевались над ней из-за того, что она страдает дислексией. Джерри Холл призналась, что все четверо ее детей от рок-зведы Мика Джаггера страдают дислексией: 23-летней модели Элизабет, 21-летнему Джеймсу, 15-летней Джорджии Мэй и 9-летнему Габриэлю был поставлен один и тот же диагноз — речевое расстройство.
Что такое дислексия?
Дислексия — нарушение процесса чтения, и дисграфия — нарушение письма . Эти нарушения объясняются особенностями строения мозга, затрудняющими процесс соотношения звуков и букв, письма и речи. В мире начитывается от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией.
Больше всего дислектиков среди богатых
Совсем недавно выяснился интересный факт: больше всего людей, страдающих дислексией — в среде богачей. По исследованию британских медиков 40% богачей не могут грамотно писать и читать
. Самый знаменитый из них Ричард Бренсон, глава телекоммуникационной компании. Ученые изучают дислексию уже более 100 лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.
В списке "больных" гениев мало российских имен, т. к. у нас дислексию называли безграмотностью и списывали все на плохое прилежание ученика. Поэтому в нашем обществе не принято обсуждать эту проблему даже среди публичных людей. Хотя все факторы, влияющие на развитие болезни, ученым пока неизвестны, многие специалисты полагают, что дислексия имеет генетический характер. Проще говоря, в "архитектуре" мозга присутствует отличие, вызывающее трудность "раскодирования" смысла печатного слова.
Мальчики чаще, чем девочки
Известно, что процесс чтения мозгом женщин и мужчин реализуется по-разному. Медики, в частности, обнаружили, что мальчики страдают дислексией в 2-3 раза чаще, чем девочки. Методов лечения этого заболевания, к сожалению, пока не существует. Зато существует масса мифов об этом заболевании. Вот наиболее распространенные:
В чем причина дислексии?
А на самом деле причиной дислексии и дисграфии является синхронность в работе правого и левого полушарий головного мозга. Только совсем недавно учёные пришли к осознанию того, что проблемы, связанные с "недостатком умственных способностей", определяются не столько дефектами мозга, сколько незнанием его огромных возможностей.
Если выявить дислексию до школы, то ребёнку будет легче учиться.
На самом деле в существующей системе образования дислексику всегда будет мучительно больно учиться. Современная вербальная, формально-рассудочная школа, построена на обездвиженности ребёнка грубо игнорирует в учебном процессе активность органов чувств, отдавая приоритет инструктивно-программирующим методам обучения. Механическая память — это яд для школьника с дислексией и дисграфией.
Дислексик пишет безграмотно и коряво
А на самом деле современные исследования показывают, что мотивация писать грамотно оказывается сильнее природной безграмотности дислексика. Важна не тренировка сама по себе, а "занятия, требующие усилий", когда человек постоянно пытается решать задачи, несколько превосходящие его возможности.
Дислексик абсолютно нормален
Нет, это не так. Дислексики выделяются из нормы, т. к. у них особым образом организованная мозговая деятельность определяет уникальность интеллектуальных способностей.
Дислексия проходит с возрастом
Ничего подобного. Дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексия либо есть у человека, либо её нет. Дислексиками рождаются.
Дислексию можно вылечить
Нет, не лечится. Гениев всегда лечили! Вот эта генетическая память, отдельных представителей современности, и рождает миф о том, что дислексика надо лечить. Гениальность не лечится, она проявляется и сейчас она имеет силу противостоять лекарям.
Дислексия — это болезнь
Это не болезнь, это диагноз, который позволяет выделить особым образом организованного человека. У дислексика ярко проявляются особенности в чтении и письме линейного текста, так как он воспринимает информацию в трехмерном формате. По этой причине, те печатные слова и символы которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии и вызывают состояние спутанности сознания.Именно состоянием спутанности сознания определяются трудности с восприятием информации, дезорганизация, неуклюжесть, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, гипер- или гипоактивность.
Как лечить дислексию?
По мнению профессионалов, уж лучше ничего не предпринимать в отношении ребёнка с дислексией, чем совершать безграмотные действия. В этом случае, ребёнок будет способен найти своё собственное решение, которое и будет правильным! Поэтому, дорогие родители, присмотритесь к своему чаду. Посоветуйтесь с профессионалами. Их сейчас можно найти. И вполне вероятно, окажется, что у вас растет уникум. Не загубите его. А то будет мучительно стыдно лет так эдак через тридцать, когда подросший ребенок забудет поблагодарить родителей в своей речи по случаю присуждения премии…
Каждый из родителей мечтает, что его ребенок родится здоровым и вырастет красивым и умным. К счастью, в большинстве случаев так и происходит, но иногда бывают неприятные исключения.
Современная медицина шагнула далеко вперед, и многие опасные болезни уже излечимы. Но существуют такие редкие и странные заболевания, которые пока мало изучены. Даже лучшим из врачей не дано постичь причины их возникновения и помочь людям, которые ими болеют.
1. Дисграфия, дислексия, дискалькурия
Поначалу все выглядит совсем обычно: ребенок растет, играет, учится. Но в определенное время родители сталкиваются с непонятными проблемами. Их детей совершенно невозможно научить читать, писать, считать. В чем причина и что делать? Это просто лень или какое-то странное заболевание?
Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения. Такие странные и несколько пугающие слова, как дисграфия и дислексия, означают неспособность или затрудненность овладения письмом и чтением. Чаще всего они наблюдаются одновременно, но иногда могут встречаться по отдельности. Полная неспособность читать называется алексией, полная неспособность писать – аграфией.
Многие врачи не считают эти отклонения заболеванием, а относят их к особенностям строения головного мозга с совершенно другим мировосприятием и другим взглядом на привычные вещи. Дислексию надо корректировать, а не лечить. Неспособность читать и писать может быть полной или частичной: неспособность понимать буквы и символы, целые слова и предложения или полный текст. Ребенка можно научить писать, но при этом он делает много помарок, путает буквы и символы. И, конечно, происходит подобное не из-за невнимания или лени. Это нужно понимать. Такому ребенку нужна помощь специалиста.
К предыдущим симптомам нередко присоединяется еще один малоприятный признак – дискалькурия. Он характеризуется неспособностью понимать цифры, что, вероятно, связано с неумением понимать буквы и символы при чтении. Иногда дети вполне сносно выполняют действия с цифрами в уме, а вот задачи, описанные текстом, выполнить не могут. Вероятно, это происходит потому, что человек не имеет возможности воспринимать текст целиком.
К сожалению, современная медицина пока не дает определенного ответа на вопрос, почему дислектик не может научиться читать, писать, считать ни в 6, ни в 12 лет, ни будучи уже взрослым.
2. Диспраксия – нарушение координации
Это отклонение от нормы характеризуется неспособностью выполнять какие-либо простые действия, например, почистить зубы или завязать шнурки. Беда родителей состоит в том, что они не понимают особенности такого поведения, а вместо должного внимания проявляют злость и раздражение.
Но, помимо детских болезней, существует немало и таких, не менее странных, недугов, с которыми человек сталкивается уже во взрослой жизни. О некоторых из них вы, вероятней всего, даже не слышали.
3. Микропсия или синдром «Алисы в стране чудес»
Это, к счастью, довольно редкое неврологическое расстройство, затрагивающее визуальное восприятие людей. Больные видят людей, животных и окружающие их предметы намного меньшими, чем они есть на самом деле. К тому же и расстояния между ними предстают искаженными. Это заболевание часто называют «лилипутским зрением», хотя оно затрагивает не только зрение, но и слух и осязание. Даже собственное тело может казаться совершенно другим. Обычно синдром продолжается и при закрытых глазах и чаще проявляется с наступлением темноты, когда в мозге не хватает информации о размере окружающих предметов.
4. Синдром Стендаля
О присутствии у себя болезни такого рода человек может и не догадываться до первого посещения картинной галереи. При попадании в место, где находится большое число предметов искусства, он начинает испытывать сильно выраженные симптомы панической атаки: учащенное сердцебиение, головокружение, увеличение пульса и даже галлюцинации. В одной из галерей Флоренции с туристами часто происходили такие случаи, что и послужило описанию этого заболевания. Свое название этот недуг получил благодаря известному писателю Стендалю, который описал аналогичные симптомы в своей книге «Неаполь и Флоренция».
5. Синдром прыгающего француза из штата Мэн
Основным признаком этой довольно редкой генетической болезни считается сильный испуг. Такие больные при малейшем звуковом раздражителе подскакивают, кричат, размахивают руками, потом падают, катаются по полу и долго не могут успокоиться. Эта болезнь была впервые зафиксирована в США в 1878 году у французского лесоруба в штате Мэн. Отсюда и произошло ее название. Другое ее название – обостренная рефлексия.
6. Болезнь Урбаха-Вите
Иногда это более чем странное заболевание называют синдромом «храброго льва».Это очень редкое генетическое заболевание, главный симптом которого – почти полное отсутствие страха. Многочисленные исследования показали, что отсутствие страха не является причиной заболевания, а есть следствием разрушения миндалевидного тела мозга. Обычно у таких больных хриплый голос и морщинистая кожа. К счастью, с момента открытия этого заболевания в медицинской литературе зафиксировано менее 300 случаев его проявления.
7. Синдром чужой руки
Это сложное психоневрологическое заболевание, которое характеризуется тем, что одна или обе руки пациента действуют как бы сами по себе. Немецкий невролог Курт Гольдштейн впервые описал симптомы этого странного заболевания, когда наблюдал за своей пациенткой. Во время сна ее левая рука, действуя по каким-то своим непонятным правилам, вдруг начала душить свою «хозяйку». Эта странная болезнь возникает вследствие повреждений передачи сигналов между полушариями мозга. С такой болезнью можно причинить себе вред, не осознавая происходящего.
Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия -- нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.
Пишу с ошибками
Ученые выделяют несколько признаков и дисграфии:
Зрительное невосприятие буквенных символов при нормальном зрении;
Замедленное чтение с элементами угадывания с заменой близких по звучанию звуков «з» и «с», «ж» и «ш» или схожих по начертанию «п» и «т», «б» и «в»;
Специфические ошибки: неправильное написание окончаний, повторение слов.
Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове «карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву. Такие нарушения и есть дисграфия».
Почему
Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько раз.
Во время чтения и письма включаются разные отделы мозга. Один запоминает и опознает буквенные символы. Второй обобщает все это в связный рассказ и помогает понять смысл. Когда отделы взаимодействуют между собой несогласованно, текст распадается. Или наоборот -- при хорошем понимании прочитанного могут возникнуть трудности в его воспроизведении.
В числе причин расстройства письма и чтения называют леворукость, наследственность, двуязычие в семье, последствия травм и болезней и осложненную беременность матери. Комментирует психоневролог, заслуженный врач России, к. м. н. Владислав Брагинский: «Патология беременности и родов: токсикоз матери, щипцы, обвитие пуповиной, затяжные роды, болезни ребенка в первые месяцы жизни -- все это оставляет след надолго, и, как следствие, мы наблюдаем дислексию или дисграфию у ребенка».
В случае наследственной предрасположенности проблемы с грамотностью наблюдаются у всех членов семьи. Даже если кто-то пишет немного лучше, а кто-то хуже, ошибки есть у всех.
Двуязычие в семье -- еще одна возможная причина правописания с ошибками. Дети от смешанных браков воспринимают один из языков как иностранный. Такая же проблема возникает при слишком раннем обучении иностранному языку. Разговорную речь дети усваивают легче, чем взрослые, но возможен побочный эффект. «Очень часто мамы радуются, когда ребенок учит английский с трех лет. Конечно, память детская хваткая, но в армянском, русском, английском языках совершенно разные грамматические формы. И ребенок путается при изучении иностранного языка в дошкольном возрасте», -- поясняет Владислав Брагинский.
ФОТО Getty Images
А для некоторых из нас любые тексты как высшая математика. «Мне трудно заполнять официальные бланки, – признается 29-летняя Елена, сотрудница клининговой фирмы, – я чувствую, что пишу неправильно, а как правильно, не понимаю». «Функциональная неграмотность – это неумение комплексно пользоваться навыками чтения, счета и письма, – дает определение психиатр Григорий Горшунин, – неспособность встраивать их в свое социальное поведение, получать преимущества за счет усвоения новой информации».
Степень функциональной неграмотности бывает разной, и не у всех она вызывает тревогу. «К выпускному классу я заработал на машину и на ней приезжал в школу, – рассказывает 38-летний Дмитрий, предприниматель. – Я не видел причины учиться. Сейчас об этом иногда жалею. Но все, что нужно, я просто диктую секретарю, и проблем не возникает».
Слишком много букв
«Я честно прочел школьную программу, но с тех пор ни о какой художественной литературе слышать не могу, – признается 32-летний Виктор. – Недавно взял в книжном магазине роман современного писателя, заглянул и тут же поставил обратно на полку. «Много букаф, ниасилил», как пишут в интернете». Неужели можно разучиться читать? Оказывается, еще как можно! Это не то что ездить на велосипеде.
«Когнитивные, то есть познавательные, навыки отличаются от моторных, – объясняет когнитивный психолог Мария Фаликман. – Моторным навыком достаточно овладеть один раз, и он сохранится на всю жизнь. А вот с игрой на фортепьяно так уже не получится, потому что в ней задействованы не только моторные, но и когнитивные навыки. Чисто когнитивные навыки утрачиваются еще быстрее».
«Длинные предложения подросткам непонятны и не нужны в век лайков и смайликов»
«После изучения творчества Пушкина я предложила девятому классу написать любовное письмо и получила примерно такие ответы: «Привет, давай встретимся в 16.00 в центре станции «Новокузнецкая», – сокрушается учитель литературы Пироговской школы в Москве Ирина Василькова. – Длинные предложения им непонятны и не нужны в век лайков и смайликов. Даже учебник читать сегодняшним детям трудно, в заданном на дом параграфе им не удается найти ответ на вопрос».
Зоны риска
Естественно предположить, что функциональная неграмотность грозит выходцам из малообеспеченных семей. 60% взрослых в исправительных учреждениях США читают на уровне ниже четвертого класса. 43% взрослых с минимальным уровнем грамотности живут за чертой бедности 1 . Но под ударом оказываются не только малоимущие.
«Любопытно, что четыре сына Джона Рокфеллера-младшего... стали функционально неграмотными, поскольку их учили читать в экспериментальной школе Линкольна, – утверждал писатель и педагог Сэмюэл Блуменфельд (Samuel Blumenfeld) 2 . – Но их не называли функционально неграмотными. Их называли «дислексиками», изысканное слово для того же самого состояния».
Мария Фаликман с этим не согласна, по ее мнению, дислексия и функциональная неграмотность – разные вещи: «Дислексия – неврологический диагноз. У людей с дислексией наблюдаются нарушения в функциональной организации мозга». И хотя для наблюдателя проявления дислексии и функциональной неграмотности выглядят одинаково, вторая, в отличие от первой, «излечивается» без терапии, путем обучения.
К сложному – от простого
«Я решила прочесть умную книжку, чтобы меня перестали считать хорошенькой дурочкой, – рассказывает 23-летняя фотомодель Зинаида. – Но я заметила, что читаю одну и ту же страницу раз за разом и все равно ничего не понимаю!» В обучении важно соблюдать принцип «от простого к сложному», напоминает Мария Фаликман: «Нет смысла сразу браться за большие тексты. Начинать лучше с небольших фрагментов, может быть, даже с предложений, затем переходить к рассказам и так, по- этапно, продвигаться к более сложным уровням». Но чтобы понимать смысл текста, мало умения читать и способности обдумывать прочитанное, нужна еще и культурная грамотность.
30% учащихся функционально неграмотны
Около 30% учащихся не могут выделить главную мысль в тексте, найти заданную информацию, не понимают связности событий. Россия заняла 27-е место по уровню грамотности в этом исследовании 3 .
В развитых странах удовлетворительную грамотность демонстрируют 60% учащихся, в России – лишь 43%. Схожие показатели у Польши, Греции, Латвии, Мексики. Доля россиян, которые никогда не читают книг, составляет 46%; 36% читают от случая к случаю 4 .
Культурный фон
У носителей одной культуры есть общий язык. Речь не только о лексике и грамматике, а об ассоциациях, кодах, мемах. «Слова, которые мы произносим, читаем или пишем, – верхушка айсберга коммуникации, – убежден культуролог Эрик Хирш (Eric Hirsch), создатель теории культурной грамотности. – Чтобы хорошо читать, необходимо многое знать. Если вы знаете о прудах, о дроздах, проводах и плодах, у вас больше способностей к чтению, чем если вы знаете только о дроздах» 5 . Для понимания прочитанного нам нужно распознавать информацию, которая заложена в тексте, но не представлена буквально. Это фоновое знание: то, что «и так понятно» и не требует разъяснений. Так, нам известно, кто такой Пушкин или что ноги хоббитов покрыты шерстью. А вот кто такие Грант и Ли, мы можем и не знать – это часть американской культурной грамотности, но не российской.
Фоновые знания помогают нам учиться, ведь обучение – это соотнесение нового с уже известным. Поэтому те, кто много знает, изучают новое быстрее и легче тех, кто знает мало.
В шутку или всерьез?
Недоразумения не всегда связаны с неграмотностью. «Мы чуть не расстались! А виноват в этом журнал Maxim!» – жалуется 35-летний Николай. Он прочел в статье рекомендацию: когда девушка делает минет, держите ее за уши. И поступил, как советовал любимый журнал. Подруга очень рассердилась, грозилась уйти. «Я сказал, что я тут ни при чем, там так было написано. А она все твердила: как можно не понимать, что это шутка! – рассказывает Николай. – Но как я мог об этом догадаться, ведь смайликов там не было?!»
Дело в том, что Николай неверно выстроил контекст. «Это не неграмотность как таковая, – считает Мария Фалиман, – а проблема понимания контекста, иронии и юмора. Здесь есть большие индивидуальные различия. И даже один и тот же человек в разное время может быть более или менее склонен к восприятию юмора». Юмористический эффект строится на том, что смысл высказывания меняется в зависимости от контекста. Открывая эти смыслы, мы получаем интеллектуальное удовольствие.
Но если мы не подозреваем о существовании дополнительных возможностей прочтения или, например, слишком устали, чтобы о них задумываться, мы прочитываем сообщение только на буквальном уровне.
Не все ошибки связаны с недостатком информации. Иногда нам мешает ее избыток
Не все ошибки связаны с недостатком информации. Иногда нам мешает ее избыток. Многим кажется, что звездные пары расстаются чаще, чем обычные люди. Но статистика этого не подтверждает. Откуда же такое впечатление? Потому что о разводах звезд сообщают гораздо чаще, чем о семейных неурядицах почтальонов.
Наука XX века считала человека существом рациональным, а ошибки объясняла влиянием эмоций (страха, привязанности, ненависти…). Лауреат Нобелевской премии психолог Даниэль Канеман поставил под сомнение это допущение. Он исследовал ошибки мышления и обнаружил, что они обусловлены самим механизмом мышления. Например, он предлагал задачу: 600 человек заболели опасной болезнью. Стоит ли закупать лекарство, если 400 человек все равно погибнут? Большинство отвечает «нет». Но когда вопрос сформулирован иначе: «лекарство спасет 200 человек», то ответ обычно «да», хотя ситуация не изменилась 6 . «В эти ловушки попадают все, включая специалистов по формальной логике», – замечает Мария Фаликман.
Ограниченные ресурсы
Вдобавок к этому объем нашего внимания ограничен: если мы заняты чем-то, то можем не заметить очевидного. Помните «Невидимую гориллу»? В ходе этого эксперимента зрители смотрели ролик с участием баскетболистов в белых и черных футболках и считали количество передач, сделанных командой в белом. В середине ролика на 9 секунд в кадре появлялся человек в костюме гориллы, пересекал площадку, стучал себя по груди и уходил. Ролик видели тысячи зрителей, но половина из них не заметили ничего необычного и поначалу не могли поверить, что пропустили «гориллу». Так что мы не только можем быть слепы к очевидному, но и не осознаем собственной слепоты.
«Все, что занимает место в оперативной памяти, уменьшает способность думать», – утверждает Даниэль Канеман. По этой причине поток информации, который мы ежедневно получаем из СМИ и интернета, «уменьшает активность головного мозга, которая необходима для осмысленного принятия решений», – считает нейролингвист Татьяна Черниговская. Можно предположить, что одна из причин функциональной неграмотности – информационная среда обитания.
Клиповое сознание
В 90-е годы заговорили о клиповом мышлении, а иногда даже о «клиповой культуре», которая станет частью информационной картины будущего. Она не требует воображения и осмысления, зато требует постоянной перезагрузки и обновления. «Нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» – так описывает ее футуролог Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) 8 .
«Все, что занимает место в оперативной памяти, снижает способность думать»
Татьяна Черниговская оценивает эту тенденцию как однозначно негативную: «Новый виток в развитии человечества если и есть, то вниз. Мир, в котором мы живем, не такой, как во все предыдущие тысячелетия. Количество тех, кому трудно писать и читать, исчисляется миллионами! Нужно читать больше серьезных книг, которые и делают нас людьми».
Реакция на перегрузку
Но что, если клиповое сознание – защитная реакция организма на информационную перегрузку? «Неизбежная реакция, – уточняет Григорий Горшунин, – потому что нам требуется понять, в чем суть дела, в ситуации дефицита времени, сил, энергии». Начиная с 1990 года объем информации удваивается ежегодно 9 . В этой ситуации «те, кто много работает, отслеживают новости и профессиональную литературу, но у них редко бывает время прочесть роман», – замечает психиатр.
Ситуация парадоксальная: клиповое мышление помогает нам быстро извлекать информацию из однородного потока, но это поток визуальный, а не текстовый, и те, кто в нем пребывает с детства, теряют способность критически мыслить. «Родители жалуются на нечитающих детей, – замечает Григорий Горшунин, – но ведь они сами усаживают ребенка перед телевизором или дают ему гаджет, чтобы иметь возможность отдохнуть. Главная опасность новой неграмотности не в том, что кто-то предпочтет видео тексту, а в том, что у нас не будет стратегии отбора информации, мы не сможем оценить, что нужно именно нам».
Впрочем, если вы, дорогой читатель, смогли дочитать этот текст до конца, вам не о чем беспокоиться: с функциональной грамотностью у вас все в порядке!
1 Данные Национального центра статистики в области образования США (National Center for Educational Statistics).
2 S. Blumenfeld «What Is Functional Illiteracy?», New American, 07.12. 2012.
3 Programm for International Student Assesment (pisa.oecd.org).
4 «Общественное мнение 2008» (Ежегодник аналитического центра Юрия Левады, 2008).
5 E. Hirsch, Jr., et al. «Cultural Literacy» (Boston, 2002)
6 Д. Канеман «Думай медленно, решай быстро» (АСТ, 2013).
7 C. Johnson «The Information Diet: A Case for Conscious Consumption» (O’Reilly Media, 2012).
8 Э. Тоффлер «Шок будущего» (АСТ, 2002).
9 Statistical Abstract of the United States, 1999.
Как такового определения для заболевания дислексия нет, но Международная ассоциация даёт что-то вроде расшифровки для этого заболевания. В общем, дислаксией называют неспособность к распознаванию слов, чтению. Данные нарушения берут своё начало от врождённой неполноценности нервной системы. Говоря простым языком, это неумение читать (мозг просто не распознаёт получаемую информацию).
Общие
сведения о болезни
Не смотря на то, что дислексия – это неумение читать, всё же данная болезнь не относится к умственной отсталости. Стоить обратить особое внимание на то, что данный недуг крайне тяжело диагностировать. Во-первых, очень важен профессионализм врача, к которому вы обратились. При диагностике будут учитываться многие факторы. Скорее всего, вашему ребёнку будет предоставлен текст, который он должен прочитать вслух. При этом врач не просто посмотрит на скорость чтения, но и будет отмечать те моменты, которые были затруднительными. Но это всего лишь первый этап диагностики.
Почти все тесты, которые будет проводить логопед, будут рассчитаны на проверку слуха и способности воспроизведения речи. Также специалист посмотрит, какую информацию ребёнок усваивает лучше, в устной форме или же в тактильной (при выполнении различного рода заданий). В итоге врач определит, насколько эффективно действуют 3 составляющие сенсорной речи.
Виды дислексии
У этой болезни нет определённых симптомов. У каждого больного они проявляются по-разному. Иногда дислексию ещё называют «словесной слепотой». Это происходит из-за того, что одна часть мозга понижает свою активность. Кстати, дислексия – это довольно распространенная болезнь, её диагностируют в той или же иной форме у 6-10% населения. Пора рассмотреть все детали данного недуга.
Дислексия фонематическая
Данный вид дислексии чаще всего диагностируется у детей начальных классов. Это в первую очередь связано со слабым развитием функций, которые как раз характерны для фонетической системы. Отличие одной фонемы от другой является большое количество разнообразных особенностей (к примеру, глухость-звонкость). Когда в слове изменяется хотя бы одна фонема, оно приобретает совсем другое значение, например, роса-коса. Как видите изменилась одна буква и слова стало носить другое значение. При фонематической дислексии ребёнок неспособен распознать различие двух слов. У него просто на просто смешиваются все звуки в голове, они превращаются в «кашу».
Семантическая дислексия
Этот вид дислексии по-другому величают «механическим чтением». Это значит, что ребёнок абсолютно не понимает, что он прочитал, при этом само чтение у него в порядке, оно является полностью правильным. Данное отклонение вызывают два фактора, а именно трудности, связанные в первую очередь звукослоговым синтезом, а также непонимание синтаксических связей, которые расположены в предложениях. По-другому можно сказать, что мозг воспринимает все слова по отдельности, а не в предложениях.
Дислексия аграмматическая
Это самый распространенный среди детей вид дислексии. Он характеризуется частичной недоразвитостью речи. Это хорошо выражается при чтении и разговоре ребёнка. При дислаксии данного типа ребёнок постоянно изменяет падежные окончания (даже в существительных), неправильно согласует падеж, изменяет окончания во всех глаголах, которые относятся к третьему лицу прошедшего времени.
Оптическая Дислексия
При таком виде заболевания мозг не распознаёт графические символы, в том числе буквы. Из-за этого он не может читать.
Дислексия мнестическая
Ребёнок не понимает, какому звуку должна соответствовать та или иная буква. Он не может усвоить, выучить буквы.
Симптомы при заболевании
дислексией
Это заболевание, как собственно и все другие, имеет особенные симптомы. Хотя будет вернее их назвать проблемами, с которыми постоянно сталкиваются больные этой болезнью люди. Вот список самых распространенных из них:
- достаточно большая задержка развития ребёнка, особенно хорошо проявляется она в способностях писать, а также читать;
- дезорганизация;
- большие трудности с восприятием различной информации;
- сложность с запоминанием банальных слов.
- полное непонимание текста, который читается;
- некоторые нарушения, связанные с координацией:
- иногда данная болезнь может проявляться ещё и в гиперактивности.
Заметьте, что все вышеперечисленные симптомы также являются симптомами такого заболевания, как дезориентация. В отличие от дислексии, данное заболевание довольно просто можно диагностировать и это не займет много времени. Поэтому иногда для того, чтобы узнать, не болен ли ребёнок дислаксией, проводят тест на ориентацию, ведь в неё входит и точность восприятия окружающего мира, людей, а также восприятие графических знаков, слов, предложений.
Есть ещё и другие симптомы, которыми страдает человек, больной дислаксией:
- интеллект ребёнка находится на достаточно высоком уровне, но большие проблемы с чтением имеются;
- постоянное, закономерное повторение допущенных ошибок, например, пропуск слова.
- ребенок абсолютно не успевает выполнить заданное ему задание за нужное время;
- большие трудности в написании;
- в целом у ребёнка плохая память, он не запоминает элементарные вещи;
- часто встречаются у таких детей значительные проблемы со зрением;
- малыш не может определить верх и них текста.
Причинны
возникновения такой болезни как дислексия
Многие исследования подтверждают, что данная болезнь возникает на почве проблем, которые носят нейробиологический характер. В таком случае некоторые из участков мозга имеют намного меньшую активность. Также имеются и некоторые отличия в самой структуре мозговой ткани. Кстати, было научно доказано, что данное заболевание может передаваться наследственно. Были обнаружены особенные гены, которые как раз и ответственны за появление этого заболевания.
Можно ли вылечить дислексию? Если да, то как?
Данное заболевание сопровождает больного человека на протяжении всей его жизни, чем создаёт ему очень много неприятностей. Конечно же, были случаи, когда некоторым людям всё-таки удавалось рано или поздно научиться читать. Но это редкость. Обычно человек, больной дислексией, остаётся безграмотным на всю свою жизнь.
Особенность лечения данной болезни в основном состоит в том, что корректируется весь учебный процесс, в это число также входят прямое и непрямое обучение распознавать слова, предложения. Также учат навыку выделять определённые компоненты в словах. В случае с прямым обучением применяют, так называемый, специальный вид методов фонетики.
В общем, могут применяться самые разнообразные методики обучения. Главное, чтобы в них входило комплексное обучение не только чтению некоторых выражений и слов, а также всего текста. Можно также применять и различные подходы, в которых речь идёт о приобретении многих навыков, начиная с самого, что есть элементарного и заканчивая более высоким уровнем. Дополнительно многие специалисты-врачи рекомендуют использовать подходы, цель которых воздействовать на многие органы чувств.