Епископ Силуан: «Встреча с Богом всегда означает глубокую духовную перемену. Джеймс Голл. Одна встреча с Богом меняет все
В Откровении 21:4 записаны слова утешения: «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Сейчас же мы встречаем страдания, которые не дают нам покоя, беспокоят нас и готовы лишить веры. Любящий Бог дает нам заверение 1Кор.10:13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое, и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение». Хорошие слова, но этот текст в оригинале звучит иначе: «При искушении даст выход». Не просто облегчение, он даст выход. Облегчение это хорошо, но знать, что есть выход из твоей ситуации, когда ты загнан в угол и кажется, что это конец. У Бога есть решение проблемы. И как здорово, что этого Бога знает каждый из нас. Приятно осознавать, что Он является моим Богом и моим Отцом. Пусть на глазах слёзы и сердце сжимается от боли, но Он всё видит и сопереживает!
Мне нравится выражение, которое описывает состояние Христа, когда Он видит наши страдания. Его Дух волнуется вместе с нами. Когда Он видит нашу боль, когда Он видит слёзы на наших глазах, когда видит несправедливость по отношению к нам. Он не может к этому равнодушно относиться. И Он не просто волнуется, а делает всё, чтобы дать нам силы. Чтобы утешить нас, поддержать, ободрить, воодушевить. Но всё равно у нас возникает вопрос: «Господи, почему это происходит и как долго это будет длиться? Когда эта боль уйдёт из моей жизни?»
Этот вопрос всегда волновал людей. Один из авторов псалмов размышлял об этом. Псалом 72 начинается словами: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс.72:1).Это елей на душу, правда? Бог добр к нам. Всегда ли мы встречаем в своей жизни добро? Всегда ли мы счастливы и улыбаемся? Всегда ли благословляем Бога и людей, которые рядом с нами находятся? Иногда звучат слова: печали, отчаяния, уныния: «Господи, если так жить, то зачем жить?»
Однажды Иов сказал: «Будь проклят день, когда я родился в этот мир». Может быть, не дословно мы произносим, но что – то подобное в нашей жизни бывает. Читаем: «Блажен муж, который не ходит…» и понимаем, да всё нормально. Бог добр ко всем. Особенно, к чистым сердцем. Но почему в моей жизни получается иначе? И Асаф продолжает: «А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» (2 ст.). Господи, что происходит? Я чего – то не понимаю? Почему написаны эти слова?
Довольно часто нам задают вопрос: почему страдают добрые люди, а преуспевают злые? Почему те, которые не заботятся о себе более успешны? А те, кто старается, имеют проблемы?
Асаф был благочестивым человеком и смотря, как нечестивые живут, радуясь жизни, он говорит: «Пьют воду полною чашею и ни о чём не заботятся, ни о чём не переживают». «Господи в чём дело, почему? Где же справедливость, в конце концов?»
А, Давид – муж по сердцу Бога? От сына своего бегал, от Саула бегал… Постоянные переживания… Господи, почему так происходит? Что я не понимаю? Может быть, что – то не так?
Вы придерживаетесь здорового образа жизни? А кто за последние два месяца не болел? А кто в этом году не болел? Бывает, что болеете? Мы стараемся спать, сколько положено, бываем на свежем воздухе, и на солнце, и воду пьём… и упражнения делаем. Но почему то, заболеваем. «Господи, что такое?»
Я помню, своего соседа, себя он называл - мужчиной. Он мне говорил, что я не мужчина, потому что не пью. Он пил всё, что попадало под руку: одеколоны, лосьоны… пил даже стеклоочиститель. И когда не может стоять на ногах, лежит на морозе. И не пять минут. Проснулся, домой пришёл – нормально. Ты же одеваешься – и заболел.
Такие вопросы возникают у нас. И Асаф об этом переживал, беспокоился: «Господи, я не пойму в чём дело. Что не так? Что не срабатывает?» - «Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их» (4ст.), а ты, вроде бы, всё правильно делаешь, но имеешь проблему.
Другие люди, которых мы встречаем, - одно время их называли «новые русские». Сейчас их называют иначе.
Смотрите, что о них говорит Асаф: «На работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их… над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока» (5,6,8 ст.).
Скажите, у вас всегда всё благополучно? Всегда хватает денег для оплаты коммунальных? Всегда ли мы можем позволить себе желанную покупку? Нет. А у этих людей нет никаких принципов. Они живут, как хотят. Берут там, где не ложили. И у них нет проблем. А мы стараемся поступать честно, придерживаясь правил. А что получается в нашей жизни? Но, у них есть одна проблема… они не спят по ночам? Почему? Один человек сказал, что чем больше денег, тем больше запах распространяется от таких денег. И на этот запах слетаются все, кто хотят поживиться, как на свет от фонаря слетаются насекомые.
Однажды я беседовал с директором института, где пришлось мне работать. И вот, он задал мне, молодому ещё тогда, вопрос о том, зачем мне ходить в церковь. Что мне даёт церковь? Он говорил: не горе же у тебя случилось! Я ответил, что всё у меня хорошо. И он спрашивал, зачем же я тогда хожу в церковь, порчу свою жизнь. Почему бы мне не жить, как всем! В ходе наших рассуждений я задал ему вопрос о том, что, если я поступлю по его совету, будет ли у меня спокойный сон? Если я буду брать чужое, и в остальных вопросах буду поступать так, как кажется правильным, то буду ли я спокойно выходить на улицу и никого не бояться? И он сказал, что нет. И я ему сказал, что, если даже Бога нет, а я по этим принципам живу то ничего не теряю, а если Бог есть? И знаете, он мне сказал: «иди, всё». Больше нам было говорить не о чем. Это было время Советского Союза. КПСС ещё была умом, честью и совестью нашей эпохи. Но тогда этот человек сказал мне: «Иди!»
Я вспоминаю слова своего классного руководителя, которая меня, - ученика четвёртого класса, - спросила: «Тебя не заставляют ходить в церковь? Не повредит ли тебе это?» И я ответил, что нет, не заставляют и не повредит, что там плохому не учат. И она, парторг школы, сказала мне: «Если ты уверен, никого не слушай. Делай, что делаешь». Я был поражён.
Вы знаете, потом в жизни были разные моменты, но слова её я помнил, когда ощущал разное отношение людей ко мне: ровесников, преподавателей. В школе, в учебном заведении позднее, в армии. Где бы я ни встречал людей, которые пытались меня переубедить, я всегда помнил те слова. Уже тогда я понял, что Бог в моей жизни самое главное, без Него жизнь не имеет смысла.
Но бывают в жизни моменты, когда не понимаешь действий Бога, не понимаешь, что происходит с тобой в твоей жизни.
К сожалению, тогда происходит следующее: «Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею» (10ст.).
Эта опасность сегодня реальна и Бог говорит, что это путь, приводящий нас к утрате ценностей. Он приводит нас в тупик, из которого выход все же есть – Иисус. Без Него мы ничего не можем.
«И говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (11,12ст.). А не напрасно ли я себе во многом отказывал? Да, иногда мы об этом рассуждаем.
Асаф не мог понять этого. Всегда ли мы можем понять, что происходит в нашей жизни? Всегда ли мы можем дать ответ? Не всегда… многое для нас остаётся непонятным.
Меня утешают слова Елены Уайт о том, что в вечности мы получим ответы на все эти вопросы.
Но неужели сейчас не хочется получить ответ? Каждому хочется. Мы просим Господа дать ответ сейчас. Потому что, когда не знаешь, чувствуешь себя в каком – то подвешенном состоянии. Неуютно, некомфортно когда не знаешь, что будет дальше.
Асаф так размышлял и не понимал: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти» (17-18 ст.).
И его отношение к происходящему изменилось. Что стало причиной этой перемены его восприятия мира в своей жизни? Что он увидел во святилище?
Когда священник входил во святилище там служение совершалось и происходила встреча с Богом. Помните, когда Господь давал повеление Моисею? «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх.25:8)
И когда мы читаем последнюю книгу Библии – книгу Откровение - написано «се, скиния Бога с человеками» (21:3). Другими словами – место встречи человека с Богом.
Да, какое – то значение имело для Асафа то, что он видел конец этих людей, но самое главное – он встретился с живым, реальным Богом, который присутствовал в его жизни. И поэтому, его отношение изменилось в корне. До этого он сомневался и говорил: «Не напрасно ли, Господи?» Но, когда встретил Бога, он понял: «Не напрасно».
Встреча с Богом меняет всё в жизни человека.
Давайте вспомним страдальца Иова, о котором мы говорили. Он многого не понимал и потому говорил эти безумные слова. Но когда он встретился с Господом, то его словами были: «Господи, я всё понял. Спасибо Тебе, что Ты позволил мне встретиться с Тобой!»
Для нас, людей, задающих Богу вопрос: «Почему?», необходима встреча с Богом! Когда мы приходим в церковь, мы приходим на встречу с Богом и друг с другом. Вместе петь, молиться, читать Слово Божие, размышлять. Но самое главное для нас – встреча с Богом. Без этой встречи всё остальное не имеет смысла. И, если встреча не произошла, то мы напрасно потратили время. Самое важное, без чего моя жизнь не имеет смысла, - это встреча с Богом. В церкви, дома. Не просто читать, не просто молиться, а взывать: «Господи, я хочу встретиться с Тобой! Я хочу услышать Тебя, увидеть Тебя. Без этого у меня нет никакой перспективы, нет будущего». И когда встреча эта происходит, тогда я начинаю понимать, что в моей жизни всё не так уж и плохо.
Когда ребёнок приходит к нам и говорит, что с кем – то поссорился, или подрался, то для него всё плохо, но родители могут успокоить и утешить.
Мы взрослые мудрее. У нас опыта и видения больше. А Бог смотрит совсем по - другому. И вот понимаешь, то, что произошло со мной это благо для меня потому что, «праведник семь раз падает», но всякий раз поднимается. И эти падения учат многому. Если бы у нас не было болевых ощущений, мы научились бы чему либо? Да никогда! Если бы я не знал, что такое горячо, не испытал, что значит удариться, то был бы беспечным. Но Бог даёт нам эти ощущения для того, чтобы уберечь нас от больших проблем. И более того, « всякое дело Бог приведет на суд» (Еккл.12:14). Именно об этом говорит Асаф: «на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти» (Пс.72:18). Быстро придут они к своему концу. «Исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их» (19,20 ст.). «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои» (27,28 ст.).
Когда я имею Бога в моей жизни, мне ничего другого не нужно. «С Тобой, Господи, на земле мне ничего не надо. Главное, чтобы Ты был со мной. Потому что, Ты – это решение всех моих проблем». Это моё утешение.
Что можно сказать родителям, у которых двенадцатилетний ребёнок болен менингитом? И врачи говорят: всё, надежды нет. Что могут сказать этим родителям люди не знающие Бога?
Марк Финли на одной из программ рассказал о том, как он был в интернате, где находились люди, которые не имели возможности ни двигаться, ни говорить. Он рассказал, об одной женщине, у которой двигаться могли только глаза. Она могла их открывать и закрывать. Шевелить конечностями она не могла, говорить тоже не могла. И когда атеист сказал ему: «Что вы со своим Богом?» Марк Финли спросил у него: «Что вы можете дать этому человеку? Какую надежду? А я могу познакомить со Христом!»
И когда он рассказывал этой женщине о Христе, из её глаз бежали слёзы. Друзья, это то, что имеем мы с вами сегодня. То, чем мы можем делиться с людьми. С теми, кто разочарован, кто не имеет надежды, будущего. Кто не видит никакой перспективы. Бог – живой Бог, - с которым мы можем встретиться. Это самое главное в нашей жизни!
Можно иметь весь мир, но: « приобрести весь мир, а себя самого погубить» (Лук.9:25).
Что этот мир? Это преходящее, тленное! А Христа иметь это значит иметь всё.
Одна молодая пара, ожидала своего первого ребёнка, он родившись прожил всего лишь неделю и умер. Как радовались его рождению, а потом печаль, горе.
Почему, Господи, для чего Ты это допускаешь?
Много вопросов, но не всегда мы находим ответ. Как бы ни было трудно, самое главное должно произойти в моей жизни: я должен встретиться с Богом! Я должен прийти во святилище и увидеть Его там! Я должен прийти на Голгофу и увидеть, что Он сделал для меня. Без этого всё напрасно.
Как важно иметь эту встречу с Ним! Тогда придёт понимание. Он контролирует всё в моей жизни. Не в чьей – то, а в моей жизни. И всё доведёт до конца. Важно иметь эти встречи с Ним и приглашать на эти встречи других. Тех братьев и сестёр, которые разочарованы. Тех кто, ушёл из церкви, от Бога. Так важно показать им реального Бога, пережив с Ним свои опыты отношений. Только таким образом спасение станет реальным для нас. Пусть Бог позволит нам встретиться с Ним и сегодня, увидеть Его. Услышать то, что Он хочет сказать. Когда буду в церкви снова встретиться с Ним. Когда буду становиться на колени опять встретиться с Ним. И слушать, то, что Он мне скажет. Это единственный путь к счастливой жизни. Это путь к той жизни, где не будет сомнений. Где не будет того состояния, о котором говорит Асаф: «Тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою». Хочется быть человеком разумным. Помните это латинское выражение: «homo sapiens»? Хочется быть человеком, который понимает. Пусть не всё, но самое главное: «а Бог реален в моей жизни. Он в моей жизни присутствует». Я желаю этого всем нам, дорогие мои, чтобы эти встречи с Богом происходили каждый день, и чтобы мы были благословенными людьми.
Мы знаем из Священного Писания, как совершилось событие Сретения (Лк.2,22-39). Когда исполнились дни, то есть сорок дней после Рождества Христова, когда совершились семьдесят седмин пророка Даниила, провозвещавшего о явлении в Храме Спасителя мира, - Богомладенец Христос был принесён в Храм. Посвящение Его Богу принесением в жертву горлиц прообразует Крестную смерть - то, что Христос совершит нашего ради спасения.
В Евангелии сказано, что праведный старец Симеон получил обещание от Духа Святого не видеть смерти, пока он не увидит Христа Господня. Его душа искала Господа повсюду, - как невеста в Песне Песней, - на ложе отдохновения, во время чтения Писания, во время молитвы, во время труда. Он искал Его среди уединения полей и в городе, вопрошая о Нем своих единоплеменных, беседуя о Нем, обмениваясь размышлениями на улицах и площадях, учась словам и примеру всех среди всех, ищущих праведности и совершенства. И потому он пришёл по вдохновению Духа в Храм.
Поистине, храм - лучшее место для встречи Превечного Слова и человеческой души. Господа ищут везде, а встречают чаще всего в храме. Мы должны искать Его всюду и во всём, и у всех, обходить всю землю и небо, чтобы прийти, наконец, к месту жилища Божия и обрести Его там. Праведный Симеон пришёл «по вдохновению Духа». И когда Божия Матерь принесла Младенца, он тоже принял Его на свои руки. Это любовь, которою люди узнают друг друга, и узнают бесконечно большее. Глядя со стороны, невозможно понять, что происходит. Бог и человек встречаются и соединяются друг с другом - так что двое становятся как бы одним - Оправдывающий и оправдываемый, Освящающий и освящаемый, Обожающий и обожаемый.
Существует язык любви, которого не понимает никто, кроме тех, кто любит. И душа человека, очищенная прикосновением Духа от всех грехов, становится зрячей - любовью. Все другие чувства, всё, что раньше могло волновать её, исчезает. Она вся захвачена влечением ко Христу, открывающему ей бездну благодати. Ничего не существует, кроме Него и вне Его. Богомладенец - в объятиях праведного Симеона, вернее, праведный Симеон - в объятиях Богомладенца, Который сокровенно сейчас говорит в Церкви всем любящим Бога: «Не старец Мене держит, но Аз держу его, той бо от Мене отпущения просит».
И душа праведного Симеона поёт: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Он всю жизнь ждал, чтобы отпустил его Господь, освободил от уз плоти, чтобы мог он к самому сердцу прижать Иисуса Христа, Господа нашего. Он знает Духом Святым, что Крест и смерть Христу предстоят - ради спасения и испытания любви всех людей. Но уже сейчас предощущает Пасху Господню, Воскресение Его.
Самое главное в человеческой жизни - увидеть Бога прежде, чем наступит смерть. Мы живём в мире, где тьма греха и смерти. Страшно жить в этом мире, и страшно умирать, пока мы не встретим Бога. Но, когда мы встретим Его, смерть нам не страшна. И самая великая радость для человека - это смерть, когда она - встреча с Богом.
Божия Матерь исполнена радости, потому что Она приносит новорождённого Богомладенца в Храм. Святой праведный Симеон и пророчица Анна благодарят Бога (и с ними вся Церковь), потому что они увидели в этом Младенце знамение своего спасения. Но через всю эту радость проходит предупреждение о многих скорбях. Оружие пройдёт душу Пресвятой Девы, и этот Младенец будет не только на восстание, но и на падение многих во Израиле.
В этом непостижимая тайна христианской жизни. Святые отцы говорят, что если бы знали люди, какая радость - быть с Господом, то все бы толпами бежали к Нему. И если бы знали, какие скорби ждут их на пути, то никто не решился бы. Подлинность христианской жизни в том, что слёзы и радость - чудесно и страшно близки. Всё остальное - видимость христианства. Способны ли мы постигнуть радость Божией Матери перед лицом оружия, которое пройдёт Ее душу? Понимаем ли, что значит хвала праведного Симеона Богу за дар смерти?
Трудно, невозможно благодарить Бога среди скорбей. Но встреча человека с Богом и человека с человеком совершается любовью. Любовь - радостное страдание. Не мы ищем Бога - Он находит нас и берёт за руку. Не мы избираем Бога - Он избирает нас. Как Христос избрал Своих учеников, так Он избирает нас. Но Он избирает для страдания. Более того, страдание, к которому Он зовёт, слишком велико для нас. Чудо заключается в том, что никто не может понести своего ига, но каждый может помочь понести иго другому и таким образом приблизиться к тайне Креста Христова, к встрече с Богом.
В этом - свет Сретения Господня. Он в Божественной любви, в благодати. Так возлюбил Бог мiр, что дал Сына Своего Единородного на страдания и смерть, чтобы Он мог понести грехи всех людей. Только приобщаясь этой Его любви, можем мы встретить Его и друг друга. И, чем труднее наш крест, тем более мы любимы Богом, тем ближе Он к нам и мы к Нему.
В этом году праздник Сретения Господня совершается в воскресный день и совпадает с Неделей о блудном сыне. Мы призываемся задуматься о тайне покаяния, которая связана со смертью, потому что в покаянии мы должны увидеть свои грехи. И чем больше мы видим свои грехи, чем острее осознаём силу греха и власть смерти, которая осуществляется через грех, тем больше понимаем, как нелегко покаяние. Мы грехом удалились «на страну далече», так что в своём собственном Отечестве - как "на земли чуждей". И на наших русских реках мы, как на реках вавилонских, ощущаем себя удалёнными от Бога.
Ужас заключается в том, что в начале нашего покаяния - чем острее мы переживаем свой грех, чем яснее его видим, тем непрогляднее окружающая нас тьма. На самом деле, человеческому восприятию видение грехов невыносимо, как видение смерти. Мы понимаем, что греху не должно быть места в человеке, и в то же время стоим на грани отчаяния, которое подобно смерти. Мы очень близки к тому, чтобы уступить этой страшной, как смерть, силе греха и соединиться с безумием мiра, не отличающим тьму от света, где грех и смерть - норма.
Покаяние возможно только тогда, когда есть различение добра и зла. И только тогда, когда есть любовь к добру и вера в силу добра, и в то, что оно победит. Для каждого человека, как бы он ни был грешен и как бы он ни был далёк от Бога, «свет во тьме светит, и тьма не может его объять», потому что каждый человек создан по образу Божию. Но наступает такая тьма, когда надо, чтобы этот «Свет во откровение языков» явился человеку воочию, чтобы состоялась встреча человека с Богом Живым. Блудный сын хорошо понял, наконец, разницу между домом Отчим и чужой стороной. Но ему надо было встретить своего родного отца, чтобы всё потерянное возвратилось.
Святые праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица были праведны и благочестивы пред Богом, но надо было им встретить Бога Живаго, чтобы их покаяние раскрылось в полноте и стало дверью в Царство Небесное. Об этом, прежде всего, возвещает нам сегодня Церковь - о том, что покаяние рождается из света, из Солнца правды Христа, из победы Христовой над смертью, из любви человека к Богу и человека к человеку. Надо, чтобы состоялась эта встреча человека с Богом и человека с человеком в Боге, которая навеки переменила бы всё в нашей жизни.
Покаяние действительно связано со смертью, не только с памятью смертной. И оно измеряется смертью, которая даёт совершенно новое измерение, новую цену всему, что есть на земле. Оно в самом прямом смысле есть эта смерть. И там, где нет истинного покаяния, там нет той смерти, о которой возвещает святой праведный Симеон.
Вот праздник Сретения Господня: принять на руки Богомладенца, как старец Симеон, как священник, когда он принимает Тело Христово в Причастии, как когда-то все древние христиане это делали. Принять Богомладенца на руки и исполниться детского доверия к Богу. Чудо Четыредесятницы, к которой мы идём, заключается в том, чтобы восстановилась эта детскость нашей души, которой открываются объятия Отча.
Поистине, покаяние - не только печаль по Бозе, но и радость о Нем. Да будут даны нам в дни подготовки к Великому посту и в святые дни Великого поста, и в Пасху Господню встречи с Господом - новые и новые праздники Сретения, чтобы мы узнали, что смерть может и должна быть радостной для человека! Подобно покаянию, которое называется весной духовной, потому что это и есть на самом деле жизнь, цветение жизни. И да будет в наших встречах друг с другом - до смерти - стоять, как в Храме, Воскресший Христос, «просвещаяй сущия во тьме» и «даруяй нам Воскресение».
http://www.russdom.ru/node/1291
По дороге к храму – я иду тихонько..
Мысли о земном все позади.
В храме постоять хоть у порога,
Помолиться в поднебесья высь.
И в душе же сразу полегчает,
Вся усталость отойдет совсем.
Бог даст новых сил и путь направит,
Чтобы дальше жить здесь на земле.
По дороге к храму я иду тихонько.
Там я вспомню, что есть вечный мир,
Где ни зла, ни смерти – никогда не будет,
Если только на земле мы сердце сохраним.
Людмила Гирс
У каждого свой путь к Богу и у каждого в жизни возникала ситуация, когда человек реально чувствует в определенный момент близость Бога, его присутствие. И что именно так и никак иначе могло произойти по Его воле. Часто люди называют это «знаками свыше», или знаками судьбы, кому как нравится. Многие приходят к Богу впервые, благодаря этим обстоятельствам, зачастую Господь открывается в переломные этапы жизни человека.
Но к написанию этой статьи меня подтолкнуло видео, всколыхнувшее, думаю, многих людей. 19 июня группа школьников и инструкторов на трех лодках отправились из лагеря «Парк-отель Сямозеро» в поход, но попали в шторм. Погибли 14 человек. Девочка Юлия 12 лет чудом выжила! Что же помогло ей выжить? В момент, когда Юлия почувствовала, что теряет силы и идет на дно, её молитва спасла ей жизнь! Она, что есть силы, глотала воздух, и кричала, обращаясь к Богу! По словам самой Юлии, будто какие-то невидимые силы, понесли её к берегу. И после этого, напуганная девочка дошла одна пешком до села Кудама, оповестив местных жителей о случившимся. Благодаря действиям девочки и местных жителей удалось многих спасти, кто на тот момент находился просто в критическом состоянии!
Удивителен факт, что у Юлии не было спасательного жилета и шансов выжить было немного. Мы точно не знаем, воцерковленна ли была она, или, возможно, это и была одна из тех первых встреч с Богом.
Кристина Прокопенко
Моя история, возможно, не такая захватывающая как остальные. Дверь в храм открыла для меня мама. Воцерковлялась с детства, воцерковляюсь и сейчас. Так вел и ведет Господь. Личная человеческая трагедия всегда сближает с Богом, так как Господь лучший утешитель. Неосознанно я это понимала лет пять назад, сейчас немного осознаннее. Умное, осознанное, деятельное православие Господь открыл для меня относительно недавно, года 2 назад. Пути Господни неисповедимы и чудесны, и если писать историю и книги будет мало, вкратце и не уместить. Сколько удивительных людей было и есть сейчас на пути, которые помогают познавать Бога и веру, и снова и снова приходить и обращаться к Нему. Вера- это же дело всей жизни, а не дело одного дня и случая. Жизнь в Боге – это жизнь в полноте, жизнь со смыслом – вот что я поняла для себя.
Мария Трошева
Я родилась в православной семье, поэтому ещё в детстве родители отвели меня в Православный Центр им. прп. Александра Свирского. И именно там я очень многое узнала о Боге и о своей религии. И я не могу назвать конкретный день или год, когда я с Ним встретилась – это происходило постепенно. Я становилась старше и всё серьёзнее относилась к Вере. И всегда находились люди, которые мне в этом помогали и вдохновляли меня.
Наталья Балдина
Меня крестили ещё в детстве, и в Бога я верила, наверное, всегда, только вот ничего о Нём не знала. Есть там, на небесах Бог и он самый главный, а большего рассказать было тогда нечего. Всё изменилось с переездом в Петрозаводск на учебу. На собрание по поводу помощи в хосписе меня привела подруга, я пошла просто за компанию. Как потом оказалось, собрание проводили верующие волонтеры, и для беседы позвали о. Станислава. Я раньше и в храм не ходила, а тут батюшка живой, да ещё и говорить с нами будет. Я не помню всей беседы, но одно осталось. Отец Станислав спросил нас, как часто мы моемся, странный вопрос казалось бы. Когда выяснилось, что моемся мы каждый день, он спросил, а что будет если не мыться неделю, а то и месяц? Ну что, понятно, запах будет специфический. Так вот, а потом о. Станислав спросил, что же с душой? Ну, то есть исповедь для души, как душ для тела. И если мы не будем исповедоваться, то, что будет с нашей душой. Да, люди этого не увидят, но Бог то видит всё. Разговор был долгий, и я тогда узнала ещё много нового для себя. Наверное, тогда я впервые узнала об исповеди, Причастии. А ещё сразу бросались в глаза и удивляли доброта, щедрость и простота людей, которые были тогда на собрании. Нас напоили чаем и угостили пирогами, всё было по-домашнему. После этого я начала ходить в храм, ставила свечку, пыталась молиться, что-то читала о православии. А потом, в начале 2 курса, в интернете мне пришло приглашение на занятия «Шаг веры», которые проходят в Православном центре им прп. Александра Свирского. На занятия пошла с подругой, одна я боялась идти. После этих занятий всё изменилось, я впервые сходила на службу, ещё через некоторое время исповедовалась и причастилась. Бог вел меня тогда, Он не оставляет меня и сейчас, не оставляет никогда. Даже когда я оступаюсь, сворачиваю с пути, Он всё прощает и помогает подняться, через людей или события, даёт понять, что ошибалась, и указывает верный путь. Слава Богу за всё!
Виталий Болотов
Оглядываясь “назад” могу сказать, что Бог всегда был рядом со мной, но всё же долго этого не замечал. На протяжении 25 лет я ничего не знал о Христе и с Православием никак не встречался в своей повседневной мирской жизни. Всю жизнь мне чего то не хватало и я постоянно что-то искал, в итоге мои поиски привели меня из Благовещенска на Валаам, где я побывал в третьем заезде 2013 года по программе “Волонтером на Валаам”. Жизнь и работа при монастыре – это что-то невероятное, но самое главное я смог лично встретиться с Православием, а именно с людьми, которые чем то отличались от меня, и теперь я знаю чем. Но главная моя встреча с Богом произошла на Пасху 2014 года на Валааме во время подготовки к моей первой Исповеди. Таинство Покаяния – действительно тайна, во время которой время останавливается, жизнь, пропитанная грехом, проходит перед глазами, и ты понимаешь всю бесполезность прожитых тобою дней, направленных на удовлетворение своего эгоизма. Вот так Господь открыл мне себя в полной моей “красоте”. Мне задали вопрос: “Как Он изменил твою жизнь?” Изменил и очень сильно изменил, теперь я просыпаюсь и знаю, что этот день мне дан не просто так, что бы поесть, что-нибудь поделать и лечь спать, но день должно провести в мире с собой и ближними, в любви без эгоизма
.
Ксения Волкова
«По вере вашей да будет вам”
Находясь в кризисном положении и тяжелой жизненной ситуации, я оказалась в Анапе. Очень нужны были море и солнце, как я считала, для излечения души и заживления ран. Чтобы голове моей не оставалось времени думать о плохом, я каждый день выбиралась куда-то на экскурсии для новых впечатлений. И при каждой новой экскурсии передо мной маячила вывеска “Пустынь Феодосия Кавказского”. Что это такое – понятия не имела, но очень удивилась тому, насколько часто это надпись мне встречалась. Спросила не в одном экскурсионном киоске, про это место, и ответ был такой – там купель Иоанна Крестителя, в которую можно окунуться, святой источник, пасека пчеловодов Федчишиных. И там же сама Пустынька, где, как я поняла, когда-то был монастырь и в войну монахи были расстреляны. Не попав на полуостров Тамань, куда я очень хотела, ко мне пришла мысль, что так должно быть, всё идет правильно, да и часто встречающийся плакатик вспомнился вдруг. Совсем не задумываясь, куда еду и зачем, я просто купила билет на автобус и следующим утром отправилась в пустынь. Всю экскурсию проспала, состояние было болезненное, да и на улице было не жарко в тот день. Не помню как, но очутилась в купели Иоанна Крестителя. Окончательно проснувшись от ледяной воды, подумала, что если место святое, то не заболею, а если заболею, то будь, что будет. Далее мы поехали в пустынь Феодосия Кавказского. Очень приятное наступило успокоение в тот момент, и ощущение, как будто ты не ногами идешь, а паришь по земле – так ясно помню ощущения и никогда не хочу их забывать. А потом, стоя в церкви перед какой-то иконой, вдруг захотелось попросить благ для дорогих людей, для себя сил и терпения, а потом вдруг я почувствовала, что мне отвечают. Не знаю, как объяснить это состояние, ощущение, но это потрясающе!!! Кажется, что ты стоишь совсем без телесной оболочки, и Он, Господь тебя видит, и видит везде, вокруг, повсюду, сзади, спереди, сверху, снизу, он вокруг тебя, и ты чувствуешь, очень сильно чувствуешь, как тебя любят, эту любовь не объяснить, но она какая-то абсолютная, она истинная!!! Было явное ощущение себя, как части Его творения, которую Он бесконечно любит и о которой так сильно заботится, и Он совсем не обращает внимания на недостатки или что-то плохое. Он видит насквозь только хорошее. Это настолько восхитительное ощущение, что я не смогла сдержать слёз, и настолько радостно было плакать от этой любви, переполняющую меня всю! Домой я вернулась совершенно спокойная, смиренная, наполненная, и я по сей день очень стремлюсь сберечь это чувство. И да, я совсем не заболела после купели, а наоборот, то, что болело, прошло! И я пожелала побывать снова в святых местах. Почти через год в голову пришла мысль, что хочу в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Спустя две недели, мне пришло приглашение поехать туда, и, отправившись в эту поездку, я попросила только одного: «Господи, мне ведь надо самой всё увидеть, чтобы поверить. Я сердцем желаю, чтобы рака с мощами была открыта». Мне говорили, что раку открывают редко, и тут подхожу – и всё так, как просила. Не чудо ли это? Сейчас я понимаю, что всё дано на благо нам, я люблю Бога и очень благодарна Всевышнему за мою замечательную жизнь и за всё, что в ней есть! Спасибо, Господи, за всё!
Я пришла, а Ты уже здесь
ждешь меня, чтоб скорее увидеть,
и Ты хочешь, в преддверии нового дня,
в моем сердце устроить Себе обитель.
Ты желаешь наполнить меня новым теплом,
свежей силой и сильной любовью.
и с Тобою, Иисус, мне так хорошо,
так прекрасно, Спаситель, с Тобою!
Рука твоя будет меня охранять
– от падений, чтоб крепко стояла,
а любовь Твоя будет меня утешать, согревать,
– чтоб мне холодно в мире не стало..
Не хочу быть пустой и сухой, мой Иисус,
– Ты наполни меня Своей Силой..
Я в тиши пред Тобою сердцем склонюсь
и за встречу скажу: спасибо.
А уйду, Ты ж останешься здесь,
чтоб потом меня снова увидеть,
и оказать мне как сильно Ты любишь меня, Иисус,
и крепко потом обнимешь.
Я ушла.., а в сердце Твой мир,
– и теперь мне не одиноко.
3наю я, что со мною – Ты,
– Твоя любовь поведет к высотам
Столько было сказано, что даже и добавить сложно. Но если подытожить сказанное ранее, героический пример 12 летней Юлии приводит к мысли, что чудеса происходят и в наше время, рядом с нами, как и 2000 лет назад. Ни при каких сложностях жизни, мы не должны терять Веру, Надежду и Любовь! Господь – это наше утешение во всех скорбях, Он – наш Отец, самый верный, преданный друг. Если вдруг станет грустно, стоит, наверное, задуматься и исправиться с Божьей помощью – Таинствах Исповеди и Причастия. Буквально вчера были занятия по изучению Евангелия от Луки, разбирали 22 главу. Разбирали и обсуждали. Лично меня, и надеюсь, многих, кто был на занятии, осенила мысль, что ведь Бог заповедал нам Причастие как в утешение, чтобы мы всегда чувствовали Его присутствие в нашей жизни. Чтобы мы не забывали Его, чтобы Он всегда мог постучаться в наши сердца и души!
Анастасия Сошневская
“Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу, вся земля!” Этими словами начал свою рождественскую проповедь святитель Григорий Богослов, и с тех пор на протяжении шестнадцати столетий они звучат в нашем церковном богослужении, ставя перед нами одни и те же вопросы: в чем значение Рождества Христова для каждого из нас; как мы можем встретить Христа, приходящего с небес; как можем мы вознестись от земли на небо; как можем прославить Христа своей жизнью?
Многие религии, исповедующие единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости. Но ни одна религия, кроме христианства, не позволяет человеку познать Бога как брата, как друга. Через воплощение Сына Божия, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, мы становимся сынами Бога Отца и братьями Христа. Бог воплощается, чтобы иметь возможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу судьбу и прожив нашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас ту последнюю истину, которая никаким иным способом не могла быть нам открыта. Истину о том, что нет пропасти, разделяющей Бога и человека; нет непреодолимых препятствий для встречи между человеком и Богом – один на один, лицом к лицу.
Встреча эта происходит в нашем сердце. Ради этой встречи пришел Господь на землю, стал человеком и прожил человеческую жизнь: родился в вертепе Вифлеемском, бежал в Египет, вернулся в Назарет, воспитывался в доме плотника, крестился, вышел на проповедь, ходил по Галилее, Самарии и Иудее, проповедуя Царствие Небесное и исцеляя болезни человеческие, претерпел страдание и крестную смерть, воскрес из мертвых и вознесся на небо. Все это – ради того, чтобы произошла таинственная встреча, чтобы разрушилась преграда между человеком и Богом, воздвигнутая человеческим грехом. “Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся”, – поется в церковной песни. Преграда разрушена, и меч херувимский, преграждающий вход в рай, отступает; врата рая открываются, и человек возвращается к древу жизни, от которого питается Небесным Хлебом.
История грехопадения Адама – это история всего человечества и каждого человека. Грех Адама повторяется в каждом из нас, когда мы отворачиваемся от Бога и грешим. Но и Христос воплощается для каждого из нас, а потому и спасение Христом Адама – это наше спасение. “Разрешися связанный Адам, свобода же всем верным даровася”, – говорится в каноне, который читается на повечерии предпразднства Рождества Христова. Во Христе всем людям возвращается та богоподобная свобода, которую Адам и его потомки утратили через грех и отпадение от Бога.
Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение “вторым творением”, когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть, “вторым общением” между человеком и Богом: “Существующий начинает существовать; Несозданный создается; Необъемлемый объемлется; Богатый становится нищим через восприятие плоти, чтобы я обогатился Его Божеством… Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого”.
В воплощении Слова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина, “обмен” между Богом и человеком: Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество. Через воплощение Слова происходит обожение человека. “Слово воплотилось, чтобы мы обожились”, – говорил святитель Афанасий Великий. “Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими”, – сказал святой Ириней Лионский. Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения и которое утратил через грехопадение, возвращено человеку воплотившимся Словом.
И потому именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества. Не только в том единственном Рождестве, которое произошло две тысячи лет назад в Вифлееме, но и в том рождении Христа, которое вновь и вновь происходит в наших душах. Ибо душа человека – это “скотские ясли”, которые Бог делает вместилищем Своего Божества и храмом Своим. Человек в грехопадении “уподобился скотам несмысленным”, но Бог приходит к падшему человеку и делает душу его местом, где происходит таинственная встреча между Ним и нами.
Величайшее чудо Боговоплощения – в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается оно в молчаливых глубинах нашей души – там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.
Мы таинственно встречаем Христа в молитве, когда вдруг обнаруживаем, что молитва наша принята и услышана, что Бог “пришел и вселился в нас” и наполнил нас Своим живоносным присутствием. Мы встречаем Христа в Евхаристии, когда, причастившись Тела и Крови Христовых, вдруг чувствуем, что наше собственное тело пронизано Его Божественной энергией и в жилах наших течет Кровь Бога. Мы встречаем Христа в других таинствах Церкви, когда через соприкосновение с Ним обновляемся и оживотворяемся для жизни вечной. Мы встречаем Христа в наших ближних, когда человек вдруг раскрывается для нас и мы прозреваем в сокровенную глубину его, где сияет образ Божий. Мы встречаем Христа в нашей повседневной жизни, когда среди шума ее вдруг слышим Его призывный голос или когда видим Его явное и внезапное вмешательство в ход истории.
Именно так – внезапно и неожиданно – вмешался Бог в жизнь человечества двадцать веков назад, когда Своим Рождением повернул весь ход истории. Именно так рождается Он вновь и вновь в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.
Пусть праздник Рождества Христова станет праздником рождения Христа в нашей душе и нашего возрождения во Христе. Умолкнем для мира, чтобы в душе нашей родилось Божие Слово и наполнило нас Божеством, Светом и святостью…
Праздник Сретения возводит нас к евангельским событиям начала земной жизни Христа. На сороковой день по Рождестве Христовом Богородица Мария и праведный Иосиф, исполняя предписание Моисеева Закона, принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Церковнославянское слово «сретение» означает «встреча». Что же за встреча произошла в Иерусалимском храме более двух тысяч лет назад?
В это время в Иерусалиме жил «человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 25-26). Этого дня он ожидал необычно долго. Симеон, отличавшийся незаурядной ученостью и мудростью, был одним из 70 «толковников» - переводчиков, которым египетский правитель Птолемей II в 80-х годах III века до Рождества Христова поручил перевести тексты Священного Писания с древнееврейского на греческий. Симеон трудился на острове Фаросе в Александрии. Переводя книгу пророка Исаии и дойдя до слов «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), он усомнился, думая, что в текст вкралась ошибка, так как считал невозможным, чтобы жена, не знавшая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить «ошибку» в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь Имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа».
Уверовав в ангельские слова, старец Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа, проводя праведную и непорочную жизнь. Симеон был исключительным человеком, который прожил несколько сотен лет, утратил всех, с кем был близок - детей, внуков, родственников –ради одного ожидания встречи с Богом. И вот придя по вдохновению в храм, увидев младенца Иисуса и взяв Его на руки, праведный Симеон произносит слова, которые позже станут знаменитым церковным песнопением: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2, 29-32).
Убеленный сединами старец обращается к Младенцу как к Повелителю жизни и смерти, как к Тому, Кто держит в Своих руках его жизнь, движет временем и мирами! Эти слова - голос не одного человека, а всего старого мира, обратившегося в ожидание мира нового. Таинственный смысл события Сретения под кажущейся внешней невзрачностью – величественен и глубок. В Иерусалимском храме произошла не просто встреча праведного Симеона и Младенца Христа, не просто свершилось личное обетование Ангела Божия старцу-толкователю, когда-то усомнившемуся в истинности слов Священного Писания. В тот день свершилась встреча двух эпох, двух частей истории человечества, двух Заветов - Ветхого и Нового. Старец Симеон, возраст которого к тому моменту, по преданию Церкви, насчитывал порядка трехсот пятидесяти лет, как никто другой из богоизбранного народа Израиля не просто чаял рождения Спасителя, не просто соизмерял свою жизнь с этим чаянием - сама жизнь его всецело стала этим ожиданием, он стал воплощением Ветхого Завета, устремленного к Сретению Мессии Христа. Как пишет святитель Феофан Затворник, «в лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»
В это время в храме находилась также 84-летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая «постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37-38). Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна-пророчица - удостоились видеть в храме Носителя Нового Завета.
Радость по поводу свершившегося сретения Божества с человечеством, о чем единогласно вещали многие ветхозаветные прообразы, составляет одну из возвышенных истин, которой нас учит праздник Сретения Господня. В день Сретения Господня яркий свет озарил древнюю ветхозаветную скинию. Но этот свет, увы, увидели или захотели увидеть не все. Сбылись слова пророка Малахии: «Внезапу приидет в церковь Свою Господь» (Мал. 3:1). «Внезапу» - т.е. не так, как Его ожидали иудеи. Давайте задумаемся: с перерывом в сорок дней на заре новой эры в древней Иудее, веками чающей пришествия Мессии, свершается ряд долгожданных, предсказанных пророками Ветхого Завета событий – рождается Спаситель и Его, по Моисееву Закону, приносят в храм. Но ни правитель Иудеи, ни священники, ни фарисеи с саддукеями, ни сам богоизбранный народ в основной своей массе не замечают всего этого. Весть о родившемся Младенце первыми узнают простые пастухи, увидев в ночном небе славящее Христа ангельское воинство, за Вифлеемской звездой идут иноплеменники - волхвы, а божий народ Израиля словно спит, не замечая вокруг себя ничего из того, о чем столько времени говорили все пророки и на что была направлена вся их вера. И только старец Симеон и Анна пророчица увидели в Младенце Христа, Спасителя мира. Увидели потому, что они были готовы к этой встрече, их сердца не были затуманены ложными представлениями о Боге и той суетой, о которой постоянно предупреждает Екклесиаст.
И как часто мы за своими повседневными заботами не видим главного – духовного содержания нашей жизни, забываем о Христе и в многочисленных событиях не можем разглядеть Промысел Божий о нас самих.
Таким образом, Сретение – событие многомерное и удивительное в своем духовном значении. Это и историческая встреча Симеона Богоприимца с Младенцем Христом, свершение его личного ожидания исполнения обетования, которое дано ему было Ангелом Божиим, и встреча Ветхого и Нового Заветов, когда свершается вся полнота чаяний о приходе в мир Спасителя, и встреча человечества и Бога, к которому призваны все мы. И как тогда, две тысячи лет назад, так и сегодня задача человека – не упустить этой встречи и желать ее всем сердцем, всей душой.
С этой встречи начинается наша духовная жизнь, открывается путь ко спасению. Эта встреча, конечно, происходит в любой день года, не только в Сретение. Но праздник Сретения говорит нам о самой возможности этого чуда, свидетелями и участниками которого много веков назад стали праведный старец Симеон и Анна-пророчица. Молитва святого Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» произносится на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал всем нам о вечере нашей жизни. Жизни, которую мы должны прожить в мире с Богом и в исполнении евангельских заповедей, чтобы, как святой старец Симеон, с радостью встретить Христа и нескончаемый светлый день в Царствии Небесном.
Благочинный округа города Арзамаса
иерей Давид Покровский