Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться? Кто такой гуманитарий? Как определить, кто ты
Джон Хьюстон
Здравствуйте, добро пожаловать на блог!
Сейчас время поступления в ВУЗы и в основных поисковых системах в разы увеличилось количество запросов «тест на выбор профессии онлайн», «ты гуманитарий или технарь?». Очень сложно выбрать только одну профессию из множества существующих. С этой проблемой каждый сталкивался в своей жизни.
Но сейчас, мне кажется, люди, особенно молодые, стали более трезво, спокойно и последовательно мыслить. Меньше поддаются стереотипам. Больше ценят свободу, творчество, размеренный образ жизни, но вместе с тем имеют целеустремленность и понимание, в каком направлении двигаться.
Итак, при выборе профессии важно использовать системный, взвешенный подход и последовательно ответить на несколько вопросов. В предыдущих статьях мы уже рассмотрели вопросы:
- какие сейчас самые востребованные и высокооплачиваемые профессии? (см. статью )
- профессии будущего, которые будут востребованы через 10-20 лет (см. статью )
- куда пойти учиться, чтобы получить перспективную профессию и обязательно ли сейчас иметь высшее образование (см. статью )
Но эти вопросы являются второстепенными по сравнению с вопросом выбора профессии в соответствии со своими врожденными способностями, талантами, призванием. Мы все знаем выражение Конфуция, что если будешь заниматься любимым делом, то не будешь работать ни дня в своей жизни.
Сегодня мы с Вами будем разбираться с вопросами по теме выбора профессии в соответствии со своими способностями:
- Почему важно выбрать профессию в соответствии с талантами и призванием?
- Как определить свои врождённые способности?
- Гуманитарий или технарь – тесты онлайн
- Известные методики и тесты на выбор профессии
- Тест А.Е. Климова онлайн
- Методика самоопределения профессионального Дж. Голланда
- Карта для выявления интересов по методике А.Е. Голомштока
- Тест на определение личности
- Тест на склонности Л.Йовайши
- Тест установок личности О.Ф.Потемкиной
Почему важно выбрать профессию в соответствии с талантами и призванием? Технарь и гуманитарий
Из опыта могу сказать следующее. Когда я работала на большом проекте внедрения новой IT архитектуры банка, мне пришлось заниматься подбором персонала на проект. Причём, в очень короткие сроки нужно было набрать команду из около 40 человек. Поэтому сотрудники HR нам прочитали короткий, но ёмкий курс лекций, как правильно подбирать персонал.
Из этого курса мне запомнились слова опытного менеджера по подбору персонала. Он сказал: «Нет большей ошибки, если на работу, требующую творческого подхода, взять человека с врождёнными качествами педантичности, усидчивости, внимательности, терпения. И, наоборот».
Если согласно врождённых свойств человека, ему приносит радость всегда разная работа с нестандартными задачами, то на работе, где надо работать по шаблону и инструкции, он будет страдать и мучиться. А если, наоборот, человек от природы любит выполнять последовательные действия строго согласно инструкции, то он будет страдать на работе, где ему каждый день дают разные задания.
Но как определить, к какому типу ты относишься, как определить свои врожденные наклонности?
Как определить свои врождённые способности?
Сразу надо сказать, что нет чёткого разделения, ты гуманитарий или технарь. У каждого человека есть определённый процент математических и гуманитарных способностей. Есть люди, которые одинаково талантливы в обеих областях. Мы знаем, что Леонардо да Винчи был и талантливым художником, и талантливым изобретателем. Но всё же чаще бывает, что какие-то способности превалируют.
Итак, обратимся к известным методикам определения своих врождённых способностей и талантов. Первое, что нужно сделать, это грубо определить, ты скорее гуманитарий или технарь (художник или математик)?
Гуманитарий или технарь – тесты онлайн
Вы математик или художник или, какое полушарие у Вас доминирует? Учеными доказано, что 2 наших полушария отвечают за разные способности. Если доминирует левое полушарие, которое отвечает за логику, то у Вас больше развиты способности к аналитическому мышлению. Вы больше технарь (математик). А если, наоборот, то у Вас развито воображение и творчество. Вы больше художник (гуманитарий).
Определите прямо сейчас при помощи 3-х популярных быстрых, но эффективных тестов, кто Вы — художник или математик?
Вот 1-й онлайн тест с картинками , художник или математик?
У меня получился такой результат:
2-й тест - визуальный на определение доминирующей руки
Также я помню ещё со студенческих времён простой тест на определение доминирующего полушария, который нам показал преподаватель в институте. Это визуальный тест, состоит из 4-х упражнений с руками (скрестить руки на груди в позе Наполеона и 3 других) и определяет преобладающее правое или левое полушарие. Можете прямо сейчас пройти этот тест онлайн .
3-й тест - Владимира Пугача, тоже визуальный
В этом видео представлен тест Владимира Пугача на определение, какое у Вас доминирующее полушарие головного мозга.
Если фигурка девушки вращается против часовой стрелки - доминирующим у Вас является левое полушарие. Оно отвечает за логику и анализ. Т.е. Вы больше математик (технарь), чем художник (гуманитарий). Если - по часовой стрелке, то Вы больше гуманитарий (развита интуиция и эмоции). Если усилием воли можете вращать фигурку и по, и против часовой стрелки, то у Вас одновременно развиты оба полушария. Поздравляю, Вы в клубе с Леонардо да Винчи!
Тест А.Е. Климова онлайн
20 вопросов, потребуется 5 минут
Тест разработал выдающийся русский учёный-психолог, методолог практической психологии. В основу теста он положил простую идею о том, что все профессии делятся на 5 типов в зависимости от объекта взаимодействия с человеком.
- Человек – природа . Профессии, в которых человек взаимодействует с природой, животными, растениями и природными процессами.
- Человек – техника . Профессии, в которых человек взаимодействует с техническими системами, установками, материалами и энергией.
- Человек – человек . Профессии, в которых человек взаимодействует с людьми, группами людей.
- Человек – знаковая система . Профессии, в которых человек взаимодействует с условными знаками, шифрами, кодами, таблицами.
- Человек – художественный образ . Профессии, в которых человек взаимодействует с художественными образами, их элементами и особенностями.
Мне нравится тест тем, что в нём всего 20 вопросов. В каждом из 20-ти вопросов предлагается 2 профессии. Из них надо выбрать одну, представив, что на свете существует только эти 2 профессии и выбрать можно только одну. Отвечать надо быстро. После ответа на все вопросы, Вы узнаете, какой тип профессий Вам больше подходит по Вашему типу характера, талантам и профессиональным наклонностям.
Например, у меня получился такой результат.
Методика самоопределения профессионального Дж. Голланда
42 вопроса, потребуется 5 минут
Американский профессор Дж. Голланд положил в основу теста теорию, что успех в профессии зависит от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Согласно теории Голланда есть всего 6 типов личности: практический; социальный; интеллектуальный; стандартный; предприимчивый; артистический. После того, как Вы пройдете тест, Вы сможете соотнести свои склонности, интеллект с существующими профессиями.
У Вас будет 42 вопроса. В каждом нужно выбрать одну из предложенных профессий: наименее «противную» или наиболее желательную.
У меня, например, получился вот такой результат.
Карта для выявления интересов по методике А.Е. Голомштока
96 вопросов, потребуется 15 минут
Карта разработана для старших школьников 9-11 классов. Она поможет Вам выбрать профессию. Надо постараться ответить как можно точнее: вариантов ответов 5 «Очень не нравится», «Не нравится», «Сомневаюсь», «Нравится», «Очень нравится».
Тест на определение личности
Потребуется 3 секунды
Экспресс тест – мне нравятся такие моментальные тесты – надо только выбрать картинку с деревом, которое нравится больше других. .
Интересно! Вот мой результат:
Тест на склонности Л.Йовайши
24 вопроса, потребуется 15 минут
Чтобы работа приносила удовольствие, надо выбрать профессию в соответствии со своими предрасположенностями, навыками и увлечениями. Этот тест литовского психолога популярен, потому что прост и точен.
Тест установок личности О.Ф.Потемкиной
40 вопросов, потребуется 5 мин
При помощи этого теста Вы определите, согласно Вашему типу личности Вы больше ориентированы на результат или процесс, на свободу или усердный труд. Это очень важно знать для выбора профессии, работа в которой предполагает решение разных задач либо последовательных задач по четкой инструкции.
P.S.1 В комментариях пишите о результатах теста, спрашивайте, как интерпритировать результаты тестов
P.S.2 Делитесь статьёй в соц сетях с Вашими друзьями
P.S.3 Подписывайтесь на статьи блога - форма подписки под статьёй.
Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим:
- «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».
- «Гуманитарный или технический склад ума - это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»
Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением - биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?
«Откуда дровишки?»
Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.
Бытовое | Научное |
Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи - значит, «гуманитарий». | Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства. |
Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп - это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:
Кто выглядит более наивным?
Кто выглядит умнее?
У кого лучше получается найти подход к ребенку?
Источник иллюстраций: AdMe.ru
Границы мешают развиваться - пора развенчивать мифы!
Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:
- Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.
- Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
- Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям.
- Довольно много людей успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.
Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.
Льюис Кэрролл , преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, - гуманитарий или технарь? :)
ЛогикЛайк - за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей - первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.
Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.
А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?
Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:
- В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать , что мозг, как мышцу, можно накачать. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью - способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.
- Исследователи не остановились на достигнутом и , что человек обладает еще одной суперспособностью - нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом - чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки - «не ваше».
- Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.
- Исследователи из Стэнфорда доказали , что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.
Как стереотипы влияют на наших детей
Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам). На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро. Фактически же скорость прихода к решению - это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.
Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.
Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».
Успевать по школьной математике могут все
Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.
Математика - один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но - аналогично изучению иностранных языков - не дается «с лету» почти никому.
Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.
Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик , и сможете научить этому своего ребенка.
На стыке дисциплин
Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример - программист. Еще более яркий - профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».
Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»). Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха - способности, 99% - труд. Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.
Так к чему готовить ребенка?
Учите его думать! А именно - рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.
Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:
- Не вешайте ярлыки (особенно в присутствии ребенка - дети очень внушаемые).
- Не торопите ребенка, ответ о способностях и склонностях может прийти не сразу (и прийти совсем не таким, как вы ожидали - «междисциплинарным»).
- Помните про нейропластичность - стремитесь создать новые связи в мозге ребенка. Постоянно предлагайте ему решать разные виды задач и проблем.
При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а
0
Когда ваш ребёнок взрослеет, настаёт пора задуматься о его будущей профессии. Одними из аргументов, которые используют в этом случае является принадлежность ученика к типу "технарей" или "гуманитариев"
. Как правило, при беседе с педагогом можно услышать такую фразу: "Ваша дочь типичный гуманитарий, ну зачем ей поступать в МИФИ
?" либо "Ваш сын прирождённый технарь, ему без труда даётся информатика и математика
". Данные советы помогают родителям определиться с выбором между гуманитарными и техническими профессиями. Прочтите ещё несколько статей на различные темы в которых расшифровываются молодёжный жаргон, например Сигна , Рили , Пфф и т. д.
Однако здесь встаёт другой вопрос, например легко ли будет "гуманитарию" пойти по финансовой стезе? А может ли "технарь" овладеть специальностью биолога? Стоит разобраться, какие качества делают человека приверженцем гуманитарного или технического образования.
Что значит Гуманитарий? Что значит Технарь?
Давайте разберёмся, что скрыто за двумя этими определениями, и что на самом деле подвластно людям с тем или иным чётко очерченным типом.Как правило, то, что ребёнок технарь или гуманитарий показывают его черты характера, в сочетании с интересами и успехами в соответствующих дисциплинах. Конечно за несколько поколений выработались определённые стереотипы технарей и гуманитариев, но конкретная индивидуальность человека подчас не всегда может вписаться в отведённые ей рамки.
Принято считать, что подготовленный гуманитарий
способен получать очень высокие оценки по физике и математике, хотя ему по "статусу", как бы положено иметь по этим предметам оценки не больше "4". Впрочем, и более низкая оценка гуманитарию будет простительна, поскольку существует устоявшееся мнение, что у гуманитариев нет никаких способностей к математике.
Они словно рыбы в воде впитывают в себя историю, литературу и иностранные языки. Люди с этим типом личности любят кино или театр, зачастую могут выступить публично, поскольку у них отлично "подвешен язык". По этой причине они способны сильно сопереживать, то эта чувствительность
помогает им заниматься творческой деятельностью и погружаться в миры классической литературы. Гуманитарии склонны к романтическому восприятию окружающей действительности, они всю жизнь словно ходят в розовых очках, они эмоциональны и ранимы
, у них "тонкая" душа. У такого типа личности хорошо развито образное мышление и воображение. Ходят слухи, пока ничем не подтверждённые, что у технарей доминирует левое полушарие мозга, а у гуманитариев - левое.
Напротив, технарей принято считать более активными, энергичными, но в то же время приземлёнными. Они обладают недюжинной настойчивостью и целеустремлённостью. Зачастую их считают людьми более уверенными в себе и своих действиях. Их разум работает с высокой скоростью, последовательностью и чёткостью. В школе, они тяготеют более к физике, математике и информатике , на "ты" с любым девайсом , от смартфона до компьютера. Однако, несмотря на то, что технари чувствуют себя более уверенно, им не нравится живое общение, которое они с успехом заменяют на внутригрупповые чаты и форумы.
Технари VS Гуманитарии
Довольно большое количество школьников старших классов начинают задумываться о своем будущем, мечтают о достижении высот и планируют карьеру. Но надо признать, что еще больше этот вопрос заботит родителей, которые не знают, что посоветовать своему ребенку. Довольно часто определиться с будущей профессией помогает тип мышления, но лишь в том случае, если он хорошо выражен.
Педагоги, которые обучают ребенка, знают о его способностях и без особого труда смогу сказать гуманитарий он или технарь . Что означают эти понятия знает почти каждый.
На сегодняшний день в обществе бытует определенный стереотип, если школьнику по нраву приходятся точные науки (алгебра, геометрия, физика), то он технарь, а вот если у школьника наблюдается предрасположенность к истории, языкам или литературе, то он 100% гуманитарий. В действительности все не так просто, поскольку существуют и смешанные типы. При выборе будущей профессии школьник всегда должен полагаться на свою интуицию.
Человек – гуманитарий: что это значит?
Делать новые открытия в области науки техники, а также вписывать свои имена в историю – это участь технарей. Гуманитарий – это человек , который привык созерцать все происходящее, при этом, не вмешиваясь в него, если нет такой необходимости. У него нет желания совершать что-то экстраординарное, выделяться и входить в историю, ему больше приходится по нраву изучать работы других ученых, в будущем оперируя ими во время диалогов. Гуманитарии, в отличие от технарей, осознают, что их мнение не является единственно верным, этим и обусловлено их отсутствие желания вести споры.
Разумеется, что им может не нравиться мнение окружающих людей, но при этом они не настаивают на своем, потому что не видят в этом смысла. Гуманитарии – это, прежде всего, превосходные коммуникаторы, которым удается находить общий язык даже с незнакомцами, умело подбирая слова в любой сложившейся ситуации.
Каждому человеку присущ определённый тип мышления , но что же это значит? Все ли понимают и осознают тонкую грань между гуманитарием и технарем? В чем заключается их разница? Довольно часто люди ошибочно себя относят к тому или иному типу. Например, человек увлекается кинематографией, музыкой, живописью, любит читать литературу, то значит, он гуманитарий.
В действительности дела обстоят совершенно не так, поскольку предметы увлечения человека не всегда говорят о складе его ума. Не стоит также забывать и о смешанных типах людей, которым хорошо даются все предметы. Но как понять, что ты технарь или гуманитарий?
В данном случае следует руководствоваться тем, что оговариваемый тип мышления позволяет осознать человеку о существовании иной интерпретации , мировоззрения, мышления, смысла и опыта. Параллельно с этим ему вовсе не обязательно с ним соглашаться, ему вовсе не обязательно относиться толерантно к людям с иной точкой зрения. Главное – отдавать себе отчет в том, что его слово не является законом, последней инстанцией.
Главное оружие – красивая речь
Как мы уже говорили ранее, люди с гуманитарным мышлением являются превосходными коммуникаторами, из них в большинстве случаев выходят отменные ораторы, психологи и преподаватели. Им с легкостью удается вступить в контакт с малознакомыми им людьми, умеют поддерживать беседу, даже если она им совсем неинтересна.
Стоит обратить внимание на то, что вражда является тоже способом коммуникации, однако те, кто в нее вмешан, заведомом отодвигают себя на край гуманитарного мира. Гуманитарии по складу своего ума, как правило, признают несовершенство своих мыслей, зависимость различных обстоятельств извне.
Каким бывает гуманитарное образование?
На сегодняшний день выделяют две совершенно разные “гуманитаристики”:
Профессии для гуманитариев
К числу общественных наук относятся юриспруденция, политология, лингвистика, психология, филология, журналистика и история. Люди с гуманитарным типом мышления превосходно в них разбираются, поскольку их склад ума позволяет им виртуозно владеть языком слов и букв. Люди, которые комфортно себя чувствуют в социальной среде могут смело выбирать гуманитарные профессии.
Довольно большой популярностью на сегодняшней день обладает психология. Люди в течение веков изучали происхождение, обычаи, историю и биологическую природу человека. На основании полученных данных, были сформированы определенные психологические закономерности, которые позволяют разбираться не только в медицине, но преподавании, науке, торговле и прочих социальных сферах.
Если вы относите себя к гуманитариям , то вы можете обратить внимание на деятельность, которая связана с политологическими, религиоведческими, философскими, культурологическими знаниями. Если необычайный интерес вызывает история, то можно свою жизнь посвятить и ей.
Ни для кого не секрет, что власть и деньги привлекают огромное количество людей, поэтому люди с гуманитарным типом мышления отдают предпочтение политической деятельности, собирают митинги, ведут переговоры и организовывают политические партии. Если по душе вести различные расследования, первыми узнавать о происходящем, то можно рассмотреть профессию журналиста. Сегодня эта отрасль чрезвычайно развита, поэтому множество изданий нуждается в квалифицированных кадрах.
Технарь и гуманитарий: отличия
Можно ли при необходимости стать гуманитарием или технарем? Ответ довольно сложный, изменить склад ума невозможно, однако развиваться можно всегда. Понять принадлежность человека к определенному типу можно не с помощью оценок в школе, а по мышлению и мировоззрению. Довольно часто успеваемость по определенной дисциплине зависит не от способностей школьника, а то множества других факторов, например, умения учителя заинтересовать ребенка.
Особенности гуманитариев:
Что касается технарей , то им присущи следующие особенности:
- самоуверенные;
- энергичные;
- целеустремленные;
- некоммуникабельные, не любят разговаривать.
На самом деле гуманитарий - не тот, кто любит читать хорошие книжки. Любить читать должен каждый нормальный человек, обладающий воображением. Великий физик Альберт Эйнштейн восхищался Достоевским. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев регулярно перечитывал «Войну и мир» и знал наизусть многие стихи Есенина. Но это не сделало их гуманитариями.
Бывает и хуже: последние годы «гуманитариями» корректно называют тех, кто, отсидев 10 лет в школе, не может посчитать площадь квадрата и не помнит таблицу умножения. Как правило, это обычные лентяи. Но слово «лентяй» обидное, а «гуманитарий» – нет.
Конечно, гуманитарные науки отличаются от точных. Но совсем не так, как кажется многим. Дело в том, что естественные (точные) науки стремятся к построению объективной картины мира. Гуманитарные же имеют дело с человеческим сознанием. А оно, во-первых, всегда нелинейно, во-вторых, тяжело поддается формализации, а в-третьих, очень субъективно. Психологи говорят, что у любого явления есть как минимум семь объяснений, а в любой ситуации – семь способов действия. Поэтому главная задача гуманитария – увидеть многозначность и сложность явлений, их принципиальную незамкнутость.
Например, литературный текст для гуманитария – это способ познания мира. Мы можем познавать себя с помощью текста. Можем анализировать взаимоотношения героев. Можем рассматривать, как и из чего текст сделан. Изучать, каким образом человек (в данном случае автор) составляет модель, которая начинает жить собственной жизнью. Если человеку интересно смотреть на эту многозначность и вертеть ее, как калейдоскоп, – он гуманитарий. Если хочется просто восхищаться – он хороший человек. Но это не имеет отношения к гуманитарным профессиям.
Вы думаете, филологи – это те, кто любит литературу? О нет! Филологи литературу изучают и препарируют. Они уже не могут любить книги наивной трепетной любовью. А тот, кто остается в таком первозданном состоянии, обычно не особо котируется как специалист.
«Гуманитариями» иногда называют себя и люди искусства – те, кто идет во ВГИК, Щепкинское или Суриковское училища. Увы, искусство и гуманитарные дисциплины – это разные вещи. Искусство апеллирует к чувствам, а гуманитарные науки – к разуму. Да, в Средневековой Европе гуманитарные науки назывались свободными искусствами (кстати, в их число входила и арифметика), но со времен Средневековья много воды утекло.
Тому, кто хочет поступить в творческий вуз, нужно учиться думать и анализировать. И в этом может помочь изучение литературы. Опыт людей, лишь вступающих во взрослую жизнь, обычно достаточно ограничен. А литература дает множество моделей восприятия массы душевных оттенков и жизненных коллизий. Так что если человек в 16-17 лет не прочитал определенного количества текстов и не пропустил их через себя, значит почти наверняка работа его души не налажена.
Формально для поступления в большинство творческих вузов хватает 55-60 баллов по литературе. Но на самом деле, чтобы стать артистом, режиссером, музыкантом, художником, мало «изучить» программные произведения по кратким пересказам. Их надо пропустить и через сердце, и через разум.
Так что быть гуманитарием непросто. Гуманитариями не рождаются – этому надо учиться.