Храм святого мученика папы климента на третьяковской. Мой личный фотоблог

Москва – интересный город, большой и уютный. Москва – это не география, это яркие эмоции, мозаика прошлого и современного, череда золотоглавых соборов, уютных двориков и урбанистического хай-тека. Но ее душа – это старые храмы. Один из них – церковь Климента Папы Римского – герой нашего рассказа.

Храм священномученика Климента: раскол двух церквей

Уникальность этого собора как достопримечательности Москвы связана с тем, что он носит имя католического святого, а между тем две христианские церкви – римско-католическая и греко-православная – с 1054 год пребывают в расколе. Предстоятели этих церквей в XI веке как провозгласили взаимные анафемы в адрес друг друга, так они не сняты уже почти десять веков. Сказать, что отношения сложные – это ничего не сказать.

И вдруг в Замоскворечье, где есть множество интересных построек, составляющих достопримечательности Москвы, рядом с православными церквами вырастает храм Климента, освященный во имя одного из Предстоятелей Римского престола, преданного анафеме. И храм не католический, а православный, подчиненный Московскому патриархату, да еще в самой консервативной купеческой части старой Москвы близ Пятницкой улицы в Климентовом переулке.

Однако в этом нет ничего необычного, поскольку святой Климент, по преданию, жил в I веке, т.е. до раскола церквей, был крещен апостолом Павлом, стал епископом Рима и, как все христиане, подвергся гонениям. За это был причислен к лику святых. Так и стал папа Климент важной персоной Москвы!

А построю-ка я храм!

Первые упоминания о храме относятся к 1612 году. Это год окончания Смуты – гражданской войны в России в начале XVII века, осложнившейся вторжением польских и шведских войск. Упоминается храм в связи с действиями ополчения К. Минина и Д. Пожарского по изгнанию интервентов из Москвы, когда у Климентовского «острожка» (небольшой крепости – в переводе на современный язык) шли бои ополченцев с отрядами гетмана Хоткевича. Но этот острожек был, скорее всего, деревянным. Только в 1652 году при царе Алексее Михайловиче, когда Россия постепенно вернула себе былую силу, на этом месте был возведен каменный собор.

С этим событием связана интересная история, касающаяся Москвы. Каменные постройки в средневековой Руси – редкость, ведь основной строительный материал у нас дерево. Камень дорог, но очень престижен. Строили из него в основном церкви, и мало кто из москвичей мог возвести для себя жилые каменные палаты.

Первый каменный Климентовский собор был возведен на старом деревянном основании на деньги московского дьяка Алексея Дурова. В 1636 году он впал в немилость к Михаилу Федоровичу – первому царю из новой династии Романовых и, как водится, его посадили в крепость с реальной перспективой оказаться на плахе. Насколько были велики прегрешения несчастного дьяка – история умалчивает. Но только в ночь перед казнью он увидел сон, что казни не бывать! И действительно, Дурова освободили, обвинения сняли. А он, как это было заведено на Руси, пообещал возвести каменную церковь в Замоскворечье. Так что Базилика святого Климента, можно сказать, обетный храм по адресу: Климентовский пер. в Замоскворечье.

Дальше, как водится, церковь начали бесконечно перестраивать. В XVIII веке это делали дважды, пока в очередной раз не снесли постройку и не возвели на ее месте в 1769 году собор в стиле барокко на деньги купца из Москвы К.М. Матвеева и вице-канцлера елизаветинского времени А.П. Бестужева-Рюмина, основные московские палаты которого стояли в приходе этой церкви. Именно его мы видим на многочисленных фото.

В советское время в 1929 году он как культовое здание был закрыт. Хотели взорвать, но его спас Грабарь, считавший эту церковь выпадающей из московского круга и наделенной «чертами петербургской архитектуры высокого стиля». Но Климентовскому собору Москвы крупно повезло. Его отдали не под овощехранилище, как Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, и не под тюрьму, как Спасо-Евфимиевсий монастырь в Суздале, а под хранилище фондов Ленинской библиотеки Москвы (сейчас это РГБ, Российская государственная библиотека). Разграбления церкви и уничтожения фресок не произошло. Но все же здание постепенно ветшало, приходило в полный упадок.

В 2008 году Климентовский собор вернули церкви, и вот уже несколько лет – это действующий храм, в котором одновременно ведутся реставрационные работы. Внешне он уже серьезно изменился.

Это церковь? Нет, дворец!

Кто архитектор храма священномученика Климента Папы Римского – неизвестно. Считается, что проект разрабатывал сам Пьетро-Антонио Трезини, а строительством здания руководил И.Я. Яковлев.

Это громадный пятикупольный храм, построенный в стиле так называемого растреллиевского или елизаветинского барокко, очень похожий на дворец. Фасад здания расчленен на этажи, богато декорирован сдвоенными колоннами, украшен декоративными решетками.

Здесь всегда много туристов, поскольку Замоскворечье – уникальный исторический московский район. Главный престол храма освящен в честь Преображения Господня. Храм намоленный, любимый не только за свою удивительную парадную красоту, но и домашнюю уютность, близость и истинно московское очарование!

Посещая московские храмы, не забывайте о правилах, установленных РПЦ: строгая одежда и платок на голове для женщин обязательны.

Видео о храме священномученика Климентия


Если вам понравилась статья, вы получили интересную и полезную информацию или хотите ее дополнить своими впечатлениями, мы будем благодарны за ваш комментарий. Для закрепления новых знаний предлагаю посмотреть познавательный фильм о священномученике Климентии.

Внутреннее убранство в нашем храме формировалось на протяжении почти трех веков!

Часть почитаемых икон находится в храме с древних времен ( с момента его постройки), а некоторые — появились в храме уже в новейший период его существования. Все древние иконы, о которых мы расскажем в этом разделе, прошли сложнейшую профессиональную реставрацию в период с 2010-2016 гг.

Репродукции многих наших икон Вы всегда можете приобрести в нашей Церковной лавке.

В настоящее время Вы можете помолиться перед следующими святынями:

1. Древняя икона сщмч. Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского
( находится в пристенном киоте справа от входа в центральную часть храма)

Этот старинный образ сохранился еще из первого малого храма сщмч. Климента начала XVIII века. По нашим предположениям, в прошлые века центральная часть иконы вынималась из рамы с клеймами и в особо торжественных случаях выносилась на крестные ходы и молебны.

2. Древняя икона святителя Николая Чудотворца
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).


Этот образ, удивительный по духовной глубине и качеству написания, на протяжении всей истории храма пользовался любовью и почитанием прихожан. Ранее находился в киоте в Никольском приделе. В Советское время стараниями сотрудников Реставрационного центра им. Грабаря были проведены работы по реставрации и консервации, поэтому образ неплохо сохранился до нашего времени. Последняя реставрация прошла в 2017 г.

3. Древняя икона Пресвятой Богородицы « Млекопитательница»
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).


Ранее образ находился в киоте в Знаменском приделе храма. Так же как и предыдущий образ, икона была спасена от разрушения реставраторами мастерских им. Грабаря. Последняя реставрация прошла в 2017 г.
Очень редкий иконографический образ. Оригинал иконы находился в Лавре Саввы Освященного вблизи Иерусалима, в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.

4. Икона сщмч. Климента папы Римского и свт. Николая Чудотворца
( ( справа)

Икона конца XVI века была вывезена в 1974 году из заброшенной карельской деревни, в которой жила благочестивая женщина, спасшая и сохранившая икону из сожженного в годы революции храма. 6 декабря 2013 года, накануне праздника священомученика Климента (8 декабря), икона была передана нашему храму москвичём И.И. Виноградовым.

5. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого ( большая)
( находится в центральной части храма)

Образ написан в 2010 г. известным московским иконописцем Анной Калининой — супругой нашего настоятеля. Частица мощей сщмч. Климента передана нашему храму в дар в 2009 г. Киево-Печерской лаврой.

6. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого ( малая)
( находится в трапезной части храма в Климентовском приделе ( справа)

Икона написана в 2005 г. в иконописной мастерской Гребенниковых в Великом Новгороде.

7. Икона Собора святых Целителей и бессребряников
( находится в трапезной части храма ( справа)

Икона написана московским иконописцем Михаилом Дорожкиным в 2007 г. За основу взят образ святых целителей из храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Перово и адаптирован к барочному стилю иконописи нашего храма.
На иконе изображены: мч. Аникита, мч. Фалалей, мч. Трифон, мч. Диомид, мч. Фотий, мч. Кир, бессрк. Иоанн, бессрк. Косма, прп. Сапсон странпр., великомученик Пантелеймон целитель, сщмч. Ермолай, бессрк. Дамиан.

8. Древняя икона Воздвижения Креста Господня.
( находится в трапезной части храма ( слева)

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма и передал в дар нашему храму икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

9. Точная копия Туринской Плащаницы на холсте
( ( справа)


Точная копия Туринской Плащаницы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа была принесена в наш храм 6 сентября 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святыня передана в дар нашему храму архиепископом гор. Турина монс. Чезаре Нозилья.


Ковчег с частицей полотна.

10. Древняя икона « Страшный суд».
( находится в Знаменском приделе в центральной части храма, слева)

Икона находится в храме с конца XVIII века. В 50-х годах прошлого века была спасена от разрушения реставраторами местерских им. Грабаря. В 2016 году икона прошла сложную реставрацию.

11. Икона св. Апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.
( находится в Никольском приделе центральной части храма ( справа в нише)

19 августа, в день празднования Престольного праздника нашего храма — Преображения Господня, в храм была привезена афонская икона Св. Апостола Андрея Первозванного, после изготовления киота и установки в нем ковчежца с частицей его мощей.
Мощи Святого Апостола были переданы нашему храму из Амальфи (Италия), где уже более 800 лет мощи Святого почивают в крипте Кафедрального собора Святого Андрея Первозванного.
Икона, написанная афонским монахом, была приобретена в Свято-Андреевском скиту во время паломнической поездки настоятеля нашего храма о. Леонида и старосты Альберта Тонояна на Святую гору Афон в июне 2016г.



12. Древний мощевик и Евангелие XVIII века.
( находится в Никольском приделе центральной части храма ( справа)

В мощевике с распятием находятся мощи святых первых веков Христианской эры: Св. сщмч. Климента папы Римского, Св. Апостола от 70-ти Фортуната,
Св. Евангелиста Марка, святых Прокопия и Дионисия.
Древнее Евангелие длительное время хранилось в ризнице храма, из-за хрупкости страниц оно не использовалось за богослужениями в наше время.

Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26)

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО

(Климентовский переулок, № 7/26)

Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента. Он соединяет Большую Татарскую улицу с Большой Ордынкой, но нам предстоит пройти только по его пешеходной части до Пятницкой улицы. Мы дважды за время нашей прогулки доходили до нее. Безусловно, Пятницкая заслуживает отдельной книги, в которой не последнее место займет и интересующая нас церковь, но очень уж велик соблазн свернуть с Большой Ордынки и посмотреть на этот впечатляющий памятник архитектуры. Немногие московские церкви могут соперничать с храмом Климента, папы римского, числом топографических уточнений в названии. «В Пятницкой улице», «на Ленивом торжку», «на Ленивке», «на Пятницкой», «против полицейской части», «что в Ордынцах», «на Ордынке» – всех и не вспомнить! Эти названия говорят о равном значении церкви для обеих улиц – Большой Ордынки и Пятницкой.

Церковь Священномученика Климента, папы римского

В XIII – XIV веках от первого «живого» моста Большая Ордынка (тогда Ордынская дорога) шла не в сегодняшнем ее направлении, а юго-восточнее – в сторону современных Татарских улиц. В это же время возник пересекающий Ордынку переулок, первоначального названия которого не сохранилось. Возле переулка оседали ордынцы, казанские и ногайские торговцы, которые торговали с Москвой и образовали Татарскую слободу. А рядом обосновались переводчики-толмачи, о чем свидетельствует Старый Толмачевский переулок. На рубеже XV – XVI веков появился так называемый Климентовский городок – укрепленный острожек.

В письменных источниках церковь впервые упоминается в 1612 году, когда русские ополченцы сражались с войсками гетмана Хоткевича. Новый летописец сообщает: «Гетман же, собрав всех лучших людей и всеми людьми учинил напуск, и смяте всеми людьми конными и пешими, и гна их до самыя реки Москвы; аще не бы устоял Князь Дмитрий Пожарской с своим полком, побил бы многих. Князь Дмитрий же Трубецкой и казаки с ним отшедше в таборы своея, а гетман, видев сие, пришед, ста у церкви Екатерининской и таборы своя устрой тут, и острожек, стоящий у церкви Климента Римского Папы, и казаков в нем сидящих взять, и посади в него королевских людей. Ратный же вси во страсе быша велицем; воеводы же вси посылаху к казакам, чтоб за едино стояти против гетмана; они же не хотяху».

Как известно, все закончилось для нашей страны хорошо. Хоть Пожарский и Минин почти опустили руки, видя, что отступили казаки, но у них хватило мужества продолжить борьбу. Они послали за старцем Авраамием – единственным человеком, который дружил с казаками и с которым дружили казаки.

Историк И.Е. Забелин в своем труде «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время» пишет: «Старец к этой казачьей толпе и обратился с должным увещанием, сказал им льстивую речь, что от них началось доброе дело (разорение государства!), что стали они крепко за истинную православную христианскую веру, раны многие принимая, голод и наготу претерпевая, прославившись во многих дальних государствах своей храбростью и мужеством. «Теперь ли, братие, – говорил старец, – все доброе начало в один час погубить хотите!» И многое иное говорил им со слезами, моля их, утешая и понуждая идти на врага… Казаки за это с радостью обещали за веру Христову стоять и головы свои положить. Кликнули казаки чудотворцевым ясаком: «Сергиев! Сергиев!» и устремились оба полка, дворяне и казаки, единодушно. Враг был побежден».

Получается, победоносное сражение русских войск с поляками случилось именно здесь – у церкви Климента. Оно ознаменовало поворотный момент в борьбе против захватчиков. Началось триумфальное освобождение Москвы от интервентов-католиков. Это важнейшая веха в истории церкви Климента, да и всей нашей страны. Если внимательно посмотреть на Годунов чертеж – план Москвы, составленный до 1605 года, – можно увидеть церковь, расположенную на том же месте, где сейчас стоит храм Климента. Во время Смуты церковь была деревянной. В 1662 году на средства Александра Степановича Дурова было построено каменное здание с престолами Священномученика Климента, иконы Богоматери Знамения и Святителя Николая. Дуров – родоначальник известной дворянской фамилии – был думным дьяком при царе Михаиле Федоровиче. В 1636 году он был оклеветан и осужден на смертную казнь. Дуров попросил принести ему в темницу семейную икону Знамения. Известный московский историк Н.М. Молева рассказывает об этом в книге «Ошибка канцлера»: «В ночь перед казнью дьяку явилась изображенная на иконе Богородица и сказала, что его ждет помилование и всяческое благополучие. Одновременно та же икона якобы явилась во сне и царю, поручившись перед ним в невиновности дьяка. Михаил Федорович, проснувшись, отменил казнь, затребовал к себе дуровское дело, оправдал оклеветанного и «за невинное претерпение» значительно повысил в должности и в дальнейшем не забывал своими милостями. Дуров еще в темнице дал зарок, если останется жив, соорудить в своем приходе церковь в честь иконы-спасительницы. С особого разрешения царя он «устроил на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием, в честь Божия Матери Честного ее Знамения с приделом святителя Николая. А сии святые иконы, яко его домовнии, постави в том святом храме».

До сих пор неизвестно, в чью честь был освящен главный престол церкви – иконы Богоматери Знамения, Преображения Господня или все-таки Климента, папы римского. Возможно, церковь Знамения была придельной, но не сообщалась с главной. Однако, судя по приведенному выше летописному рассказу, храм уже в начале XVII века именовался Климентовским. Священномученик Климент считался на Руси особым святым. Он был апостолом от семидесяти и четвертым епископом Рима. Родившись в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией, Климент покинул Рим и уехал в Палестину, чтобы слушать проповеди апостолов. В Иудее он встретил апостола Петра, принял от него крещение и стал его учеником. Незадолго до смерти Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Во время гонений на христианство Климент был отправлен в изгнание на каторжные работы в каменоломню города Херсонес Таврический. Климент нашел там более двух тысяч христиан, осужденных на тесание камней в горах. Узнав, что за водой им приходится ходить на большое расстояние, Климент помолился Богу, после чего увидел агнца, стоявшего на одном месте и поднимавшего одну ногу, как бы показывая место. Он понял, что Бог указывает ему на место, где есть вода, и стал копать. Тотчас явился источник вкусной чистой воды, из которого образовалась целая река. Слух о чуде быстро распространился по всей окрестности. Многие люди уверовали во Христа и были крещены в воде от Климента. Говорят, что в день он крестил более пятисот язычников. При Клименте было построено семьдесят пять новых храмов. Император Траян, узнав о случившемся в Херсонесе, послал туда сановника, который подверг христиан пыткам. Но многие из них с радостью шли на смерть ради Христа. Тогда посланник Траяна решил убить самого Климента.

Житие священномученика составлено митрополитом Ростовским Дмитрием, который в конце XVII века написал двенадцать томов житий святых на каждый день года. Вот что сообщает Дмитрий Ростовский: «Сановник повелел посадить его в лодку, отвезти на средину моря и там, привязав якорь на шею, повергнуть в самое глубокое место моря и утопить, дабы христиане не нашли его тела. Когда все это произошло, верующие стояли на берегу и сильно плакали. Потом два вернейших ученика его, Корнилий и Фив, сказали всем христианам: «Помолимся все, чтобы Господь открыл нам тело мученика». Когда молился народ, то море отступило от берега на расстояние трех поприщ, и люди, подобно израильтянам в Чермном море, перешли посуху и нашли мраморную пещеру наподобие церкви Божией, в которой покоилось тело мученика, а также нашли близ него и якорь, с которым был потоплен мученик Климент. Когда верные хотели взять оттуда честное тело мученика, то было откровение вышеупомянутым ученикам, чтобы тело его здесь оставили, ибо каждый год море в память его будет отступать так в течение семи дней, давая возможность приходить желающим поклониться. И так было много лет, начиная с царствования Траяна до царствования Никифора, царя греческого. Много и других совершилось там чудес по молитве святого, которого прославил Господь».

В IX веке мощи священномученика Климента были чудесным образом обретены на берегу святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и перенесены в римскую базилику Климента. Часть мощей была оставлена в Херсонесе. Когда князь Владимир захватил город, мощи Климента в мраморном саркофаге были перенесены в Десятинную церковь Киева в особый придел в честь святого. «Володимер же посем поем царицю, и Настаса, и попы корсуньски, с мощми святаго Климента и Фифа, ученика его, поима ссуды церковныя и иконы на благословенье себе», – повествует Лаврентьевская летопись. С тех пор священномученика Климента на Руси особо почитают. Немецкий историк Титмар Мерзебургский, побывавший в Киеве, назвал Десятинную церковь Климентовской. В XI веке Климент Римский считался первым небесным заступником Русской земли и русского народа. Это подтверждает написанное в то время «Слово на обновление Десятинной церкви», в котором говорится о Клименте: «Так и этого церковного солнца, своего угодника, нашего же заступника, святого, если сказать достойно, священномученика Климента из Рима подлинно в Херсон, из Херсона в страну Русскую сотворил пришествие Христос Бог наш, благодаря преизобильной милости ради нашего, верных, спасения».

Некоторое время мощи святого были, вместе с крестом равноапостольной княгини Ольги, единственной святыней Руси. Почитание Климента, апостола от семидесяти и ученика Петра, объясняется желанием русской церкви встать в один ряд с другими апостольскими кафедрами. Однако уже в XII веке культ Климента заменился культом святителя Николая Мирликийского, определявшим византийскую традицию православия на Руси. О Николае Чудотворце у нас еще будет повод поговорить: на нашем пути встретятся два храма этого святого. В Москве было лишь две церкви с престолами Климента, папы римского: церковь Рождества Иоанна Предтечи на Варварке и храм, возле которого мы сейчас стоим.

В 1720 году на средства купца И.Ф. Комленихина церковь Климента была перестроена. С храмом в Климентовском переулке связано множество тайн и загадок. Например, до сих пор неясно, кто является автором этого памятника архитектуры. В рукописном сборнике XVIII века, обнаруженном в 1862 году, есть «Сказание о церкви Преображения между Пятницкою и Ордынкою». В нем рассказывается, что в приходе храма жил дипломат Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Настоятель церкви просил знатного прихожанина о помощи, но Бестужев-Рюмин не мог заручиться поддержкой Анны Иоанновны. Когда императрицей стала Елизавета Петровна, она распорядилась в Петербурге, в слободе Преображенского полка, первым присягнувшего ей в верности, возвести храм Климента, папы римского, тем более что восшествие ее на престол совпало с днем памяти этого святого. Тогда-то и вспомнил Бестужев-Рюмин просьбу настоятеля и, по примеру государыни, выделил на строительство московской церкви семьдесят тысяч рублей. Старый храм был разобран в 1742 году, а через пять лет был сооружен новый, освященный, как и петербургский, в честь Преображения. Рукопись заканчивается 1754 годом. Вероятнее всего, проект разработал архитектор храма Климента в Петербурге Пьетро Трезини. Но вот кто построил церковь – до сих пор остается загадкой. В 1750-х годах Бестужев-Рюмин попал в опалу у Елизаветы Петровны и был выслан в подмосковную деревню.

Во многих справочниках говорится, что церковь возведена на средства купца Кузьмы Матвеевича Матвеева, о котором уже упоминалось выше. Но по версии некоторых историков, в частности Н.М. Молевой, Матвеев был подставным лицом, потому что Бестужев-Рюмин из-за опалы не мог действовать открыто. Однако предположение, что церковь была выстроена на деньги Бестужева-Рюмина, нигде документально не подтверждается. А Матвеев был состоятельнейшим купцом и фабрикантом, жил прямо напротив храма Климента в своем особняке на Пятницкой улице. Так что, возможно, связь Бестужева-Рюмина с храмом не более чем легенда. В самой церкви, по крайней мере, в помощь Бестужева-Рюмина не верят, а благотворителем и жертвователем считают именно Матвеева. В 1756 – 1758 годах к храму были пристроены существующие и сейчас трапезная с двумя приделами и трехъ ярусная колокольня. В 1762 году началась очередная перестройка храма, в результате которой в 1769 году церковь стала пятипрестольной с главным престолом Спасопреображения и приделами: боковыми Знамения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, а на хорах Вознесения Господня и Рождества Богородицы. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается древнее, исконное название храма – Климентовский.

Кто был архитектором новой церкви – снова вопрос. Долгое время думали, что это К.И. Бланк, потом автором церкви считался А.П. Евлашев – ученик Бартоломео Растрелли. К этой версии склонялись и М.И. Александровский, и П.В. Сытин, и М.А. Ильин. Исследователь архитектуры русского барокко Т.П. Федотова выдвинула предположение, что проект церкви Климента был сделан в 1750-х годах петербургским архитектором Пьетро Трезини или кем-нибудь из его помощников, но не был реализован. В 1760 – 1770-х строительство церкви по несколько измененному проекту было осуществлено московскими архитекторами под предполагаемым руководством И.Я. Яковлева. Иконостас храма Климента был выполнен знаменитыми мастерами XVIII века и отличался оригинальной композицией и совершенной деревянной резьбой. В описи церковного имущества 1817 года было отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества, весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств».

Не зря этот храм называют самым загадочным и впечатляющим архитектурным памятником Замоскворечья. Наш современник, москвовед С.К. Романюк, в книге «Из истории московских переулков» снова поднимает вопрос об авторе храма: «Церковь Климента – замечательное произведение талантливого архитектора, имя которого до сих пор остается неизвестным, а само время появления этого памятника развитого барокко, его принятая датировка находятся в явном противоречии с тогдашней классицистической стилистикой московской архитектуры. Более того, как отмечал академик И.Э. Грабарь, «по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга».

Действительно, в общем облике храма Климента, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры.

Если не смотреть на завершающее храм пятиглавие, то можно спутать его со светским зданием, потому что эта церковь не имеет алтарных выступов, а низкая трапезная и колокольня, хоть и расположены с ней по одной оси, мало сочетаются с главным объемом. Эти и другие архитектурные особенности и несоответствия осложняют задачу идентификации архитектора церкви Климента, папы римского. Но кто бы ни был автором, со своей задачей он справился великолепно.

По описи, проведенной в 1770 году, храм Климента оказался в числе пяти храмов, «наилучших во всей Москве». Необычная церковь с хорами на всех четырех сторонах, увенчанная массивным пятиглавием и украшенная коринфскими колоннами, поражала своим барочным убранством.

В книге И.Г. Гурьянова «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» 1831 года сказано: «Далее видите вы на правой руке великолепной наружности храм Священномученика Климента Папы Римскаго. Мало найдете вы церквей сей подобных. Не знаю, возможно ли придумать более наружных украшений, как придумано здесь, и все так хорошо, что нимало не портит вида. Далеко видны пять глав сей церкви, выкрашенной еще темной краскою, что по мнению нашему придает более вида. Внутренность величественна и нельзя сказать, чтоб была стеснена приделами, которых, кажется, слишком бы было для одного храма; иконостас в древнем вкусе резной, но очень хорош; ограда занесена узорчатою железною решеткою».

Церковь Климента пострадала в пожаре 1812 года незначительно, разве что крыша полностью сгорела. Но французы похитили всю дорогую утварь, оклады и другие ценности. Иконостасы и иконы остались невредимы во всех приделах. После смерти благотворителя К.М. Матвеева храм часто бедствовал. Удивительно, но приход такой величественной и пышной церкви практически на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причту было очень трудно содержать дорогое уникальное убранство храма в надлежащем благолепии. Часто в архивных документах встречаются записи вроде этой: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». О бедности церкви говорит тот факт, что Московское епархиальное управление включило храм в число наиболее нуждающихся во вспомоществовании церквей и выделило ему единовременную помощь, чтобы начать богослужения. В 1853 году московский митрополит Филарет помог храму Климента пособием в размере трехсот рублей. Во второй половине XIX века благосостояние церкви улучшилось. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 году церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1900 году храм Климента, папы римского, был обновлен на пожертвованные сто тысяч рублей Е.С. Ляминой – вдовой городского головы, купца первой гильдии И.А. Лямина.

После революции 1917 года храм Климента, папы римского, одним из первых получил статус памятника архитектуры. Декрет 1922 года об изъятии церковных ценностей узаконил разграбление храма. Среди конфискованных серебряных церковных предметов – двадцать четыре ризы, восемь лампад, три дарохранительницы, два напрестольных креста, две кадильницы, две крышки от Евангелий, сосуды для причастия и жемчужное шитье с простыми камнями весом в три пуда двадцать семь фунтов. К счастью, иконы остались на своих местах. В 1925 году последним настоятелем церкви Климента стал протоиерей Михаил Галунов – одаренный священнослужитель и проповедник. При нем в храме был создан известный на всю Москву церковный хор. В 1932 году началось разрушение древней ограды. В 1933 году отца Михаила арестовали, а храм закрыли. Через несколько лет был снесен входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. Жилищно-строительный кооператив «ВСНХовец», получивший здание церкви, планировал снести памятник архитектуры и разбить на его месте сквер с детским садом. Этому не довелось сбыться благодаря вмешательству академика И.Э. Грабаря.

В 1936 году началась подготовка к реставрации, но Великая Отечественная война не позволила реализовать это начинание. После войны церковь Климента находилась в удручающем состоянии. На месте бывшего погоста был устроен сквер с подземным общественным туалетом, размещенным прямо под алтарем. Туалет просуществовал до 1980-х годов. Во второй половине 1940-х годов отец Михаил вернулся в Москву и жил в колокольне церкви Климента. Здание храма передали Библиотеке имени Ленина для фондового хранения, благодаря чему внутреннее убранство и иконостас не были полностью уничтожены. Но внутри все переоборудовали для устройства книжных стеллажей. В 1957 году произошло расширение Климентовского переулка, в результате которого ограда церкви Климента была значительно передвинута. В 1970-х годах проводился внешний ремонт храма.

В 1990 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II храм был возвращен верующим. Но лишь в 2002 году, с назначением настоятелем протоиерея Леонида Калинина, духовная жизнь храма возобновилась. В 2005 году был заново освящен небольшой придел в честь иконы Божией Матери Знамение. В 2007 году произошло объединение клира церкви и братии Инкерманского Свято-Климентовского монастыря – самого древнего на территории Московского патриархата. В 2008 году Российская государственная библиотека покинула храмовое помещение, а 8 декабря 2010 года, в день памяти Климента, впервые за семьдесят шесть лет было совершено богослужение во вновь воссозданном приделе, освященном в честь Климента, папы римского, и Петра, архиепископа Александрийского.

С 2008 года в церкви Климента проходит полномасштабная реставрация, которая не закончилась до сих пор. Но уже видны результаты работы: полностью восстановлены все фасады, купола и кресты над главами, а также часть старинной церковной ограды с коваными решетками и необычный павильон, разрушенный в 1930-х годах. Сейчас полным ходом идет восстановление интерьеров храма – лепнины, настенной живописи и резных барочных иконостасов. В Москве подобных иконостасов XVIII века нет ни в одной церкви, а в Климентовской их целых пять. Планируется завершить ремонт к 2012 году, когда столица будет отмечать две круглые даты, связанные с церковью Климента. Во-первых, это четырехсотлетний юбилей боя ополченцев с польскими войсками, случившегося возле храма. А во-вторых, ровно двести лет назад во время грандиозного пожара 1812 года церковь Климента оказалась одной из немногих в центре города практически не пострадавшей от огня.

Храм Климента, папы римского, не имеет аналогов не только в Замоскворечье, но и во всей столице. Специалисты называют такой стиль «петербургское барокко». До Москвы он дошел слишком поздно, когда в Петербурге уже властвовал классицизм. Поэтому-то в столице только одна подобная церковь. Храм Климента – один из самых нарядных в Москве: он украшен сложными наличниками с лучковыми и фронтончатыми завершениями, фигурными фонариками и главками, тонкими лепными гирляндами и выразительным орнаментом решетки. Основной объем храма имеет практически правильную квадратную форму с легкими центральными ризалитами, с портиками и фронтонами на фасадах. Мы видели традиционное русское пятиглавие у церкви Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев. Храм Климента имеет настолько широкий центральный купол, что возникает ощущение, будто пятиглавие сливается в единую массу и продолжает нижнюю часть церкви, подчеркивая вертикальность композиции.

О церкви Климента, папы римского, можно рассказывать часами. А сколько о нем уже написано и написано будет! Думаю, у каждого, кто хоть раз видел эту церковь, остались яркие о ней впечатления. А.А. Григорьев в книге «Мои литературные и нравственные скитальчества» вспоминал, как в детстве восхищал его величественный «Климент»: «Пятиглавая, великолепная церковь Климента папы римского поражает и останавливает ваш взгляд с кремлевской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведете их по направлению к югу. Перед ней вы остановитесь и идя по Пятницкой: она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей... Но особенно выдается она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья». Действительно, в Замоскворечье много удивительных по красоте церквей, в чем мы уже вполне убедились. Но не расходуйте впечатления. Впереди еще столько интересного!

Из книги Пословицы российские автора Новиков Николай Иванович

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ Х Диего Веласкес Эпохой расцвета как литературного портрета, так и портрета скульптурного и живописного был XVII век. Художники, каждый на свой лад, создавали замечательные портретные образы - величественные и великолепные (как того требовала

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII–I ВВ. ДО Н. Э.) Республика оставила немного произведений, но которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая часть уцелевших памятников была создана в годы

Из книги Здравствуйте, дети! автора Амонашвили Шалва Александрович

3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I–II ВВ.)

Из книги На меже меж Голосом и Эхом. Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян автора Зайонц Людмила Олеговна

4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III–IV ВВ.)

Из книги История разводов автора Ивик Олег

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Папы бывают разные Большая перемена. Мы готовимся к прогулке. Неподалеку от школы находится парк. Нам и улицу переходить не надо. Там можно играть, бегать, дышать свежим воздухом. На большой перемене мы всегда направляемся в этот парк, и прогулка получается чудесная.Я не

Из книги Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века автора Злыднева Наталия Витальевна

Наталия Злыднева (Москва) Опять «рассказали страшное»: об одной картине Климента Редько в свете эмблематического нарратива 20-х годов Предметом настоящей статьи является картина Климента Редько «Восстание» (1925, ГТГ, масло, холст; илл. 1). Это произведение интересно тем,

Из книги автора

Развод без папы В шестнадцатом веке в Европе грянула Реформация. Вожди протестантов затеяли церковные реформы, конечно же, не для пересмотра брачно-семейного законодательства – но и не сказать своего слова по проблеме разводов они не могли. И слово это было достаточно

Из книги автора

Развод без папы Аникст А. Джон Мильтон // Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976.Бахметова Г.Ш. Джон Мильтон и его взгляды на проблему развода // Вопросы истории, № 9, 2008.Вознюк С.М. Библейский взгляд на повторный брак. Диссертация… магистра Библии и

Из книги автора

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок, № 2/4) Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны

Из книги автора

Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев (Черниговский переулок, № 3) Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему

Из книги автора

Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван

Из книги автора

Глава 4. О картине Климента Редько «Восстание» иеелитературных параллелях Редько «Восстание» (1925). Это произведение интересно тем, что предполагает множественность интерпретаций.П Картина представляет собой фигуративную композицию с элементами абстрактного

(Basilica di S. Clemente al Laterano; Via Labicana, 95)

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Развалины древней базилики оставались долгое время в безызвестности и открыты лишь в 1858 г.
Главный вход в церковь устроен с востока. За входом, представляющим собой небольшой портик (крыльцо), поддерживаемый четырьмя колоннами, открывается четырехугольный атриум (внутренний двор); он служил в древней Церкви местом стояния при богослужении кающихся первого разряда, называвшихся «плачущими», или «зимующими», ибо они стояли под открытым небом. Двор обнесен со всех четырех сторон также портиками, или галереями, поддерживаемыми колоннами. Один из четырех портиков, составляющий фасад церкви, служит ей притвором (папертью, или нарфиксом), где в древности стояли оглашенные «второго разряда», называвшиеся «слушающими».

Внутренность церкви представляет собой базилику, т.е. продолговатый прямоугольник, который двумя рядами колонн разделяется на три нефа (корабля). Правый от главного входа корабль предназначался в древней Церкви для мужчин, а левый - для женщин. В среднем же (или главном) корабле устроено особое место, именуемое «хором». Оно обнесено древней мраморной стенкой, взятой сюда из нижней церкви, и в древности предназначалось для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов.

Внутри хора устроен помост, на одной стороне которого (налево от главного входа) стоят: древний мраморный аналой для чтения Евангелия и возле него древняя же мраморная витая колонна с подсвечником для пасхальной свечи, а на другой (направо от главного входа) - древние же мраморные аналои: один для чтения Апостола и другой, несколько меньший, для чтения других богослужебных книг. В настоящем размещении аналоев для чтения Евангелия и Апостола, перенесенных сюда из нижней древней базилики, допущено отступление от обычая древней Церкви ставить первый из аналоев в северной части храма, а последний в южной; произошло же это, полагают, от невнимательности тех лиц, которым поручено было сооружение нынешней церкви.

За хором возвышается главная часть храма, алтарь. Эта часть поднимается на три ступени выше церковного помоста, занимает всю среднюю апсиду (полукруглый выступ) церкви и отделяется от остальной церкви небольшой мраморной перегородкой. В алтаре на особом возвышении стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Над престолом устроена богатая древней формы сень (киворий), поддерживаемая четырьмя мраморными колоннами. За престолом на горнем месте стоит епископское седалище, или кафедра, по обеим сторонам ее вдоль стены алтаря находятся скамьи для пресвитеров.

Внутри возвышения, на котором стоит главный престол, как видно сквозь имеющуюся в передней стороне его решетку, находится гробница. В ней почивают мощи священномученика Климента, папы римского (память 25 ноября), и священномученика Игнатия Богоносца, кровь которого впервые обагрила песок Колизея.
Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, от которого получил и святое крещение. От него же и от апостола Павла, который в послании к Филиппийцам именует Климента своим «сотрудником» (Филип. 4, 3), св. Климент восприял хиротонию во епископа римского. Вместе с другими верными он с честью похоронил в 67 г. страдальческое тело апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Будучи в заточении за имя Христово в городе Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами тамошних язычников, за что и был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море с якорем на шее. Херсонес находится близ теперешнего Севастополя: известен тем, что в нем в 988 г. принял христианскую веру св. равноапостольный Великий князь российский Владимир.

Честные мощи его обретены в IX в. усердием свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия и часть мощей ими же перенесена в Рим при папе Адриане (867) и тогда же положена в настоящей церкви. Честная же глава его с другой частью мощей из Херсонеса была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в сооруженной им Десятинной церкви, в которой и хранилась до XIII в. Во время нашествия Батыя на Киев в 1240 г. Десятинная церковь была разрушена, а вместе с сим утратились и мощи священномученика Климента. Достойны внимания богатые мозаики в полукуполе главного алтаря, хотя и существующие с начала XII в., но запечатленные характером глубокой христианской древности. На лицевой арке алтаря изображен благословляющий Спаситель с Евангелием в левой руке, по сторонам Его — символы четырех евангелистов, под ними,- два первоверховных апостола с папой Климентом и архидиаконом Лаврентием; еще ниже — пророки Исайя и Иеремия, стоящие с хартиями своих пророчеств над двумя священными городами — Иерусалимом и Вифлеемом.

В самом полукуполе изображен распятый Господь с Божественной Своей Матерью и возлюбленным учеником по сторонам, и с ликами святых меж зеленых венков; на концах креста двенадцать голубей - символ 12 апостолов. Пониже - Агнец с златым нимбом, или сиянием, вокруг главы; по сторонам его - по шести других агнцев, идущих из Вифлеема и Иерусалима: это символическое изображение Христа и Его Церкви. Из горы, на которой, как бы в середине куста, водружен крест, вытекают четыре райские реки; два оленя (иудеи и язычники) утоляют из них жажду.

Из церковной ризницы (Sacrestia), ход в которую устроен на правой стороне от главного входа, широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику св. Климента (Chiesa inferiore). Расположение ее соответствует расположению частей верхнего храма, но в больших размерах. Уцелевшие здесь части стен, именно северной и западной, носят на себе следы украшений древнего дохристианского мира. Кроме того, подземная церковь богата стенной живописью, относящейся к IV-XI векам.

Помимо своей древности, нижняя базилика Климентова священна для нас, русских, потому, что она некогда служила местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского (память 14 февр. и 11 мая, вместе с памятью равноапостольного брата его св. Мефодия).

Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были дети знатного и богатого греческого вельможи, по имени Лев, и супруги его Марии, живших в византийском городе Солуни. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. С целью, чтобы получить священников для новообращенных ими моравских христиан, а также найти управу на латинское духовенство, возбранявшее им совершать службу Божию на славянском языке, святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в 867 г. в Рим к папе Адриану и принесли с собой часть мощей священномученика Климента, открытых в Херсонесе. Посвящение иереев для моравских христиан в первый день было совершено в Ватиканском соборе, где литургию пели на славянском языке; на другой день - в церкви преподобной Петрониллы и на третий день - в церкви св. апостола Андрея. Затем пели всенощное бдение на славянском языке в церкви св. апостола Павла (Basilica di San Paolo fuori le mura), а утром совершали литургию над святым гробом. В Риме св. Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 г. Честное тело его по повелению папы Адриана было погребено с величайшими почестями в Ватиканском соборе, но затем по просьбе св. Мефодия оно было перенесено в церковь во имя св. Климента и положено по правую сторону алтаря, и прославилось здесь чудесами и исцелениями. К прискорбию, впоследствии честные мощи св. Кирилла были сокрыты в неизвестном месте, а с течением времени и самое имя славянских первоучителей было забыто в Риме: утратилась даже память о месте, где именно были погребены мощи св. Кирилла. Св. Мефодий скончался 6 апреля 885 г. в сане архиепископа Моравского и погребен в соборной церкви в Велеграде (Сербия).
При раскопках в нижней церкви найдены были явные следы пребывания здесь мощей св. Кирилла. Вправо от того места, где в древней церкви должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, имеющее пустую внутренность. Это сооружение, как видно, раньше было обложено мрамором и служило погребальным монументом. Здесь, судя по всему, и почивали мощи св. Кирилла.

В самом монументе была открыта ниша, рядом с которой обнаружены две потускневшие от времени картины, относящиеся к истории свв. Мефодия и Кирилла. Одна изображает крещение св. Мефодием язычника, причем св. Мефодий нарисован с бородой, в греческом богослужебном облачении и омофоре, с нимбом вокруг главы. Другая изображает послание св. Кирилла греческим императором Михайлом на проповедь к славянам. Гробница, в которой был погребен св. равнопрестольный Кирилл, стоит в настоящее время подле южной стены подземной церкви. В этой подземной церкви - множество памятных досок, посвященных св. Кириллу, от разных славянских народов, в т.ч. и от русского.

Кроме двух упомянутых картин, относящихся к истории свв. Мефодия и Кирилла, надобно отметить еще некоторые памятники древней живописи, сохранившиеся на стенах и подземной базилике св. Климента.
Наиболее древние фрески, с IV и до IX в., следующие: Распятие Господне с предстоящими Богоматери и Иоанном Богословом, причем Спаситель пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями, а не тремя, как обычно пишут позднейшие латинские живописцы; Сошествие Спасителя в ад и Изведение оттуда за руку древнею Адама; Три Марии у гроба Господня; Христос на браке в Кане Галилейской; Отшествие Богоматери на неба внизу, на земле, изображены апостолы, которые стоят у погребальной пещеры Богоматери, подняв взоры свои к небу; изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках; круглое поясное изображение Господа Иисуса Христа (без бороды); едва заметное изображение усечения главы святой великомученицы Екатерины Александрийской; изображены также многие святые и ангелы.

Фрески IX-XI веков следующие: Христос, с Архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, держит Евангелие в левой руке, а десницей с греческим перстосложением благословляет свв. Кирилла и Мефодия, как бы представляемых Ему св. апостолом Андреем Первозванным и священномучеником Климентом; перенесение мощей св. Кирилла из Ватиканского собора в Климентову базилику; эта фреска, как видно из надписи внизу ее, сооружена по обету некоей «мясничихой Марией по страху Божию и во спасение души». Сзади гроба видна громадная толпа народа с хоругвями в предшествии епископа (вероятно, папы Адриана) в омофоре и с тиарой на главе; по бокам его два греческих священника с бородами в черных мантиях и епитрахилях: один из них (вероятно, св. Мефодий) имеет нимб вокруг главы; изображение некоей матери, нашедшей у гробницы св. Кирилла целым и невредимым своего ребенка, которого она уже год считала погибшим на дне моря. Это тоже - обетная фреска: под ней видно изображение семьи жертвователя (Beno di Rapiza), стоящей пред иконой св. Климента, в благодарность которому и сооружена настоящая картина.

На другой фреске, сооруженной тем же жертвователем и его женой Марией, изображено совершение литургии св. Климентом. Есть и фреска, относящаяся к истории преподобного Алексия, человека Божия: возвращение Алексия из Эдессы в Рим; Алексий на смертном одре, окруженный папой Вонифатием и его клиром; плач родителей и жены над бездыханном телом Алексия. Выше этой фрески имеется изображение Христа на троне, окруженного Архангелами Михаилом и Гавриилом и святителями: священномучеником Климентом и Николаем Чудотворцем; изображение пророка Даниила во рву львином и некоторые другие изображения.

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.

Московский храм в честь Преображения Господня с приделом священномученика Климента, папы Римского (Московская епархия)

С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм, т.к. называлось это место Климентовский городок , или острожец, осторожок.

Уже на первой карте Москвы - «Годунове чертеже» г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Присутствует она и на последующих планах - «Сигизмундове» г., Олеария г., Мериана г. и других.

В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь.

По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название - Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Авторство приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами.

Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.

После войны храм выглядел удручающе. На месте бывшего погоста разбили сквер, в центре которого соорудили подземный общественный туалет.

Во второй половине 1940-х гг. в колокольне церкви жил ее бывший настоятель протоиерей М.Ф. Галунов, служивший в те годы в храмах