Игровая деятельность дошкольников содержание развитие. Суть социо-игровой технологии. Психолого-педагогические особенности игры

Лидия Орлова
Виды игровой деятельности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» р. п. Красные Баки

Сообщение на РМО.

Тема : «Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте»

Подготовила : Орлова Лидия Юрьевна

Ноябрь 2016 год

Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте

Игра представляет собой особую деятельность , которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей : педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка . В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной . Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника .

Классификация игр

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу .

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

(слайд 2) : В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы

I. Творческие игры : режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом

II. Игры с правилами :

1. Подвижные игры : по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности) ; по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.) ; по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)

2. Дидактические игры :

По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна.

(слайд 3) Новая классификация детских игр, разработанная Светланой Леонидовной Новосёловой советский психолог. В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) . В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.

Выделяют три класса игр :

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка - самостоятельные игры :

Игра-экспериментирование

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями :

Игры обучающие : Дидактические Сюжетно-дидактические Подвижные

Досуговые игры : Игры-забавы Игры-развлечения Интеллектуальные Празднично-карнавальные Театрально-постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей.

(слайд 4) Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

(слайд5) Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых , воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров» , поэтому такая игра и получила название режиссерской.

(слайд6) В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

(слайд7) Помимо творческих игр существуют и другие виды игр , среди которых игры с правилами (подвижные и настольные) .(слайд8, слайд9)

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер : в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

(слайд 10) Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности

Младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

Средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

Старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация) .

(слайд11) Интеграция образовательных областей и игровой деятельности/

(слайд12) Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность , которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

(сайд 13) Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой . М., 1987.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

4. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. -М, 2003.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е издание. М., 1999.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.

6. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М. ,1989.

7. Шмаков А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. - М.: 1992.

8. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., 1975.

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 города Ейска муниципального образования.

Тема: «Зайка в гостях у детей» Цель: Создать условия для совместной музыкальной, художественно-эстетической и двигательной деятельности.

Цели:1. Развивать устную речь;обобщить и уточнить знания детей о видах транспорта;обогащать словарь. 2. Развивать умение поддерживать беседу.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

Игровая деятельность дошкольников

в условиях ФГТ.

Воспитатель

МК ДОУ Детский сад 11

Ворохобина Н.Г.

Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка.

В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.

В данный период закладываются основы нравственности. Ребёнок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребёнка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребёнка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:

1. сюжетно-ролевые творческие игры.

2. игры с правилами.

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

а) игры на бытовые темы;

б) с производственной тематикой;

в) с общественно-политической тематикой;

г) театрализованные игры;

д) игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами играм относятся:

1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.

Дидактические игры, настольно - печатные, музыкально-дидактические.

2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.

МЕХАНИЗМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Всякая игра - свободная деятельность.

2. Игра - это жизнедеятельность детей.

3. Изолированность игры (у любой игры есть место и время).

4. Создание игровых ассоциаций - круг играющих, не изолированных друг от друга, имеющих выполнять роли (в том числе и главную).

5. У каждой игры есть правила, которые дети должны выполнять. Даже в творческой игре есть правила взаимодействия.

Для реализации развития социально-игрового опыта необходимо: 1. Игровой педагог, т.е. носитель игрового опыта.

2.Использование резервных возможностей и опыта народной педагогики.

3.Преодоление тенденции использования в работе игр одного вида.

4.Учет интересов и желаний детей.

5.Грамотное управление игровой деятельностью: проектирование; предметно - развивающая среда; диагностика.

Воспитатель должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого-ребёнка.

В каждом возрасте - мы наблюдаем особенности в развитии игры:

· младший возраст - режиссерская игра (игра-манипуляция с предметами).

· средний возраст - ролевая, игра- диалог.

· старший возраст - игры с правилами, режиссерская, игра - фантазия, сюжетосложение.

В группе должны присутствовать все виды игр и игрушек -(сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и т.д.); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:

Моделирование игровых ситуаций, игры раскрыты.

Используются: ширмы, предметы-заместители; игрушки, обозначающие внешний вид или знакомые роли; повторяются орудия и действия взрослых; используются функциональные атрибуты (разбирать, крутить, сажать, открыть).

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:

Дети непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому должно быть открытое пространство.

Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребёнок.

Снижается количество образных атрибутов - больше заместителей,

одна игрушка появляется в разных играх; атрибуты игр направленные на взаимодействие (телефоны, рупоры, микрофоны); ряженье под взрослых (фотограф, капитан и т.д.); "волшебные коробки" (бросовый материал - ткани, бутылочки, прищепки), кубы-вкладыши.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:

Игровая ситуация моделируется детьми, используются сигнально-опорные игрушки, все остальное моделируется.

Используются атрибуты для развития знаковой функции (символы).

Предлагается создавать игровые комнаты, задействовать музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр.

СЮЖЕТЕО - РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

Необходимыми элементами обеспечивающих интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, является знание - действие – общение. Это первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира.

Знакомство с миром у ребенка начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснениями взрослых, дополняются рассказами, чтением, рассматривание картинок.

Все это не воспринимается ребёнком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности - в игре.

В игре ребёнок приобретает и новые знания; играя, ребёнок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний - ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы.

Этим непременно должны воспользоваться взрослые, чтобы расширить и углубить знания детей.

Руководство игровой деятельностью должно основываться на знании закономерности её развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра приобретает более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.

Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение.

Процесс руководства творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием.


Исходя из этого, можно выделить три группы методов:

1 ГРУППА: методы связанные с обогащением детей знаниями впечатлениями, представлениями об окружающей жизни:

Наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, беседа, беседа-рассказ с использованием иллюстраций о труде взрослых и их взаимоотношений в процессе труда, рассказ о событиях, происходящих в стране с показом фотографий, картин, фильмов; инсценировки литературных произведений, этические беседы.

2 ГРУППА: методы способствующие становлению и развитию игровой деятельности:

Непосредственное участие воспитателя в творческой игре; игра с одним ребёнком; оказание помощи в реализации знаний путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития её содержания, подведения итогов.

Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры используются поручения, задания (подобрать игрушки, изготовить самостоятельно), беседы, поощрения.

Умение определения ребенком роли и доведения её до конца формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений.

Важной задачей является воспитание умения самостоятельно распределять роли.

Воспитатель должен: хорошо изучить характеры, склонности и привычки детей и постоянно помогать детям - лучше узнавать друг друга.

Например: провести конкурс на лучшие придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

3 ГРУППА: связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.

Это совместное выполнение детьми и воспитателем построек; рассматривание образцов, показ приемов конструирования, использование фотографий, схем, таблиц, тематические задания ("построй улицу", "метро"), подбор материалов для обыгрывания построек.

Обучение детей умению делать игрушки из бумаги, из тонкого картона по выкройке, из природного и бросового материала.

Использование методов и приемов руководства зависит от возрастных особенностей детей, от уровня развития их игровых умений и навыков.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ:

1. Чтобы дети играли, воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом так, чтобы детьми усваивался новый более новый способ построения.

2. При формировании игровых умений необходимо ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнеру.

З.Игры от однотемных сюжетов и одноперсонажных переходят к многоперсонажным, а затем к многотемным.

4, Игры должны быть как совместные, так и самостоятельные.

ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРАМИ:

1. ПРЯМЫЕ:

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения взятие на себя роли подсказка в ходе игры, внесение нового атрибута, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию. Прямые приемы используются во всех возрастных группах.

2. КОСВЕННЫЕ:

Младший возраст:

Подготовка к игре (чтение и заучивание стихов), дидактические игры, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, картин, чтение небольших рассказов.

средний возраст:

Целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).

старший возраст:

Чтение отрывков из газет и журналов, рассматривание картин и плакатов, изготовление атрибутов на занятиях по труду, беседы, знакомство с трудом взрослых.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:

1. Уметь развертывать ролевой диалог.

2. Изменять ролевое поведение в зависимости от роли партнера.

3. Менять роль в зависимости от сюжета.

4. В ходе игры переводить внимание с игрушки на взаимодействие с партнером, для развития ролевого диалога использовать игры с телефоном (К.И. Чуковский "Телефон").

МЕТОДИКА:

играть каждый день с 1-2 детьми по 5-7 минут, с подгруппой 10-15 минут. Вводить телефонные разговоры со второй половины года.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:

1. Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнера.

2. Использование многоперсонных сюжетов для определения ролевой структуры (где одна роль непосредственно связана с остальными).

3. Ролей должно быть больше участников, т.е. одному ребёнку придется исполнять несколько ролей.

4. В ходе игры дети должны выполнять многообразные ролевые связи и разные типы ролевых отношений: специфические - врач - больной: управления-подчинения (капитан-матрос); взаимопомощи.

МЕТОДИКА: Индивидуальные проигрывания см детьми в утренний или вечерний отрезок 7-15 минут. Воспитатель начинает игру и предлагает ребёнку основную роль (ты шофер, я - пассажир) и развертывает ролевой диалог, дает варианты (ты проехал на красный свет - я полицейский).

Включение детей в игру на определенный отрезок времени

(Я продавец - два покупателя; одного ребенка ставит на место продавца).

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:

1. Игры - фантазирования и овладение новым способом сюжетосложения.

2. "Расшатывание" сюжета, а затем совместное придумывание нового сюжета на основе волшебных сказок (замена героев).

МЕТОДИКА:

1. Вспомнить и пересказать знакомую сказку (а теперь по-новому будем придумывать похожую, но не такую).

2. Частичное преобразование сказки (замена героев, его задачи, волшебного средства).

3. Даем начало сказки, соединяем сказочные и реалистические элементы.

4. Введение разноконтекстных ролей (Баба Яга и продавец).

5. сочинение историй на основе реалистических событий

10-15 минут с небольшой подгруппой, а затем в ходе сюжетно-ролевой игры.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

Проблемная ситуация, советы-напоминания, проигрывание игры по типу совместное обсуждение плана игры, научи друга, парные поручения, совместное сюжетосложение (словесная игра + сюжетно - ролевая), игровая комбинаторика (на основе старой игры придумать новую игру) игры - импровизации (давай играть по-другому) придумывание игр по серии картин (мнемотехника) использование модели игры (рисуются атрибуты в центре картина игры).

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:

Название игры

Младшая группа

Средняя группа

Старший возраст

Ряжение

Семья

Мама, папа, дети

Объединение с парикмахерской, доктором

Бытовые сюжеты, транспорт

Доктор

Доктор

Медсестра, карта больного

Аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты

Магазин

Овощи, фрукты, посуда, игрушки

Отделы: хлебный, молочный, кондитерский

Отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника.

Детский сад

Воспитатель, ребёнок

Няня

Все остальные

Парикмахерская

парикмахер

Два зала: мужской; женский

Детский зал

Моряки

капитан

Матрос - рулевой

Пассажирское, грузовое, экскурсионное, рыболовное судно. Боцман, радист.

Зоопарк

Животные леса

Севера, юга

Экскурсовод, ветеринар

Почта

почтальон

Телеграф, посылки

Школа

2 половина года:
куклы, парты, школьницы, дневники, портфели, тетради

Ателье

Приемщица, закройщица, швея, образцы тканей, готовая одежда, лекало

Транспорт

рули

Дорожные знаки

Полиция, виды транспорта

Другие игры

Кафе, Космонавты, Библиотека

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА:

Это индивидуальная юра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками.

Младший возраст:
- в основе опыта ребенка события, которые он наблюдал. Знания, полученные из книг, мультфильмов, отражаются редко.

Сюжет с игрушкой несложен, короткие цепочки действий, за каждой игрушкой закреплена постоянная роль. Если ребенок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается.

Увиденный предмет, игрушки наталкивают на изменение сюжета,

Нелогичность игры не нуждается в поправках взрослых.

Развитие фантазии.

Речь является главным действующим компонентом (озвучивает действия, дает оценку). Средний возраст - в основе личный и опосредованный опыт.

Сложные и разнообразные действия.

Главные и второстепенные герои.

В сюжет вплетаются личные переживания ребенка.

Перед воспитателем стоит задача научить избегать шаблонов в игре.

Появляется игра на основе ассоциаций, игры по историям.

Появляется описательно-повествовательные, ролевые и оценочные высказывания.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:

Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - это игры обучающие.

Их основное назначение -способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.

Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью.

Они широко используются на занятиях, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам занятия.

Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому). Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

В обоих случаях воспитатель руководит игрой, но его роль различна.

На занятиях он учит детей - как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение.

В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка - проведение- анализ результатов.

В подготовку входят: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Воспитатель (взрослый) должен предварительно изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль.

Проведение: Начинать объяснение игры надо с ознакомления с её содержанием, с дидактическим материалом (предметами, картинками), после чего излагаются правила игры и описываются игровые действия.

Мера участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач и игровых правил.

Подведение итогов: ответственный момент, взрослый отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен.

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА:

младший возраст:

занимательность (что-то лежит в красивой коробочке), использование разнообразных игровых приемов, игрушек; сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Повторение в разных вариантах с постепенным усложнением,

побор такого дидактического материала, чтобы дети могли его обследовать, активно действовать, играть;

Объяснение правил по ходу игры;

Обязательно познакомить с предметами, которые будут использованы, их свойствами;

При подведении итогов отмечаются только положительные стороны.

средний возраст:

отбор игр, в которых закрепляются и уточняются знания о свойствах и качествах предметов, их назначении;

Воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручается детям;

Правила игры объясняются до её начала, при подведении итогов акцентируется внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуются словесные игры, игры на внимание.

старший возраст:

при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, они должны быть таковы, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место занимают мотивы соревнования:

Воспитатель четко, эмоционально знакомит детей с содержанием игры, правилами, действиями, проверяет, как они поняты, играет с детьми, чтобы закрепить знания, при самостоятельной деятельности выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях, в некоторых играх воспитатель ограничивается объяснением правил игры до её начала.

Игровые правила становятся сложнее и многочисленнее, поэтому взрослый, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность действий.

Закончить игру надо эмоционально, организовано, чтобы дети захотели вернуться к ней (разыгрывание фантов, поощрение победителей, сообщение о новом варианте игры)

В конце игры нужно оценить не только правильное решение игровых задач, ни и их нравственные поступки, поведение,

продумать процесс подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль.

в подготовительной группе: роль ведущего, в большинстве случаев, поручается ребенку.

Вне занятий дети самостоятельны в выборе игры, воспитатель выступает в качестве советчика, судьи.

Во всех группах необходимо продумывать связь дидактических игр с другими видами детской деятельности: творческими, трудом, с самостоятельной художественной деятельностью (тематика + планирование).

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:

Прежде чем познакомить ребёнка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами.

Это дает представление о каждой игре. Вы будете знать: с какой игры начать, чем её дополнить, когда и какую игру вводить.

Играя с ребёнком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием.

Заинтересовывайте детей игрой, применяя игровые приемы - первый показ можно сопроводить "тайной" или рассказать сказку.

Каждый успех встречайте радостно, похвалой, но не перехваливайте, особенно в старшем возрасте.

Если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создавайте такие условия, чтобы у него появилось желание.

Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребёнка - они вызывают раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес.


Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задания за ребёнка, подсказывать ему.

Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. По окончанию игры их нужно убирать в недоступное (но определенное) место, где ребёнок может видеть игру.

Начинать игру нужно с посильных задач или более простых её частей.

Развивающие игры можно использовать на занятиях: познавательных, РЭМП, ИЗО; в утреннее и вечернее время для работы с подгруппой детей и индивидуальной работы.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

Необходимо учитывать условия работы в каждой возрастной группе: общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений: состояние здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей.

Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.

МЛАДШАЯ ГРУППА: организуются элементарные по правилам и содержанию сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии взрослого; в играх типа "прятки" основную роль выполняет взрослый (ищет детей или прячется от них).

СРЕДНЯЯ ГРУППА: уже возможна игра с простейшими соревнованиями, как индивидуальными ("Кто скорее") так и коллективными, Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.

СТАРШАЯ ГРУППА: игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению новых заданий на коллективное соревнование.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА: играют в более сложные подвижные игры, а так же в игры с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр.

В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно или с небольшой группой. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игры.


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВОЙ ИГРОЙ

Ознакомление с новой игрой, объяснение её содержания требуют подготовки. Содержание некоторых игр необходимо раскрыть в предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры), например "Обезьянки и охотники", "Волк во рву".

Объяснение игры:

Несюжетная игра - должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель объясняет последовательность игровых действий, указывает местоположение детей и игровых атрибутов, пользуясь пространственной терминологией (ориентиром на предмет в младшей и средней группе) и выделяет правила, затем можно задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли правила.

При проведении игр с элементами соревнований взрослый уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования.

Иногда можно придать игре спортивную форму - выбрать капитанов, судью.

В младших группах можно объяснять действия детей и правила непосредственно в процессе проведения игры.

Сюжетная игра - задача взрослого в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы. Для этого можно использовать игрушку, рассказ (особенно в младшей группе).

При повторении знакомых игр:

младшая группа - напомнить основные роли и местоположение детей.

средняя группа - ограничиться напоминанием правил.

старший возраст - предложить самим вспомнить правила, содержание игры, это содействует развитию сознательности и самостоятельности, выполняемых действий и подводит к умению играть без непосредственного руководства взрослого.

Распределение ролей:

Иногда взрослый назначает ведущего, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого), или включается сам в игру в роли водящего или участника.

Пользуется считалками или предлагает детям выбрать ведущего. В младших группах роль водящего вначале выполняет сам взрослый и делает это эмоционально, живо, образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку при условии ограничения пространства и направления движения.

О нарушении правил взрослый сообщает перед повторным проведением игры.

Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей нагрузку или малоподвижной игрой.

При оценке игры взрослый отмечает её положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших роли, порицает нарушение правил.

В старших группах взрослый постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за её ходом и особенно выполнением правил.

Когда дети знают много игр и самостоятельно в них играют, взрослый может предложить им творческие задания - придумать варианты игр, изменяя сюжет, правила; сочинять новую свою игру.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ИГРЫ:

Чтобы воспитание детей в игре проходило успешно необходимо создать условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную спокойную обстановку, подобрать игрушки.

Игры в утренние часы помогают создать бодрое веселое настроение на весь день. Каждый может взять любимую игрушку, объединиться с товарищами. Иногда дети приходят с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Дети могут вернуться к начатой игре после завтрака, между занятиями. Надо дать возможность продолжить игру. При выборе игр следует учитывать характер предстоящих занятий. Перед физкультурным занятием - желательны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения - подвижные.

Для игр в группе отводятся время во второй половине дня, а на участке - до обеда и вечером. В это время организуются сюжетные игры, строительные, игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

В группе нужно создавать обстановку для проведения различных игр. Место для игр с крупным строительным материалом выделить так, чтобы дети могли сохранить сделанную постройку.

В младших группах отвести место для проведения подвижных игр с игрушками: дети перевозят игрушки, катают их, бегают друг за другом.

Каждая игрушка должна иметь определенное место. Если дети хотят продолжать игру после обеда или на другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии, что они расставлены аккуратно (например: "корабль", "улица"). В играх на участке детям тоже даются все виды игрушек, но при этом учитывают особенности сезона. Перед выходом на прогулку взрослый предлагает детям подумать, как они хотят играть и что им с собой взять.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА - КЛАССИФИКАЦИЯ:

1) режиссерская - ребёнок не действующее лицо, берет роль действующего персонажа (например: под запись сказки).

2) музыкальная драматизация (может быть сочетание видов театра).

3) театрализованная игра - это качественная работа над образом, имеет четкий сценарий, фиксированные образы, роли.

4) импровизация - разыгрывание темы без предварительной подготовки.

Признаки театрализованной игры: содержание (четко должны знать, во что будут играть) сюжет, сценарий роль действия и отношения.

ЗАДАЧИ:

Младшая группа: Развивать интерес; навыки работы с плоскостным и объемным театром; Обогащать замысел через литературные произведения и музыкально - театрализованную деятельность.

Проявлять творчество в играх-имитациях, учить разыгрывать небольшие песенки, сказки. С помощью игрушек изготовленных взрослыми (воспитателями, родителями) и старшими детьми в присутствии детей.

Развивать навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски и музыкальные инструменты.

Средняя группа: познакомить с различными видами театров. Учить приемам кукловождения.

Учить технике показа различных видов театра.

Старшая группа: Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Формировать художественно-речевые исполнительские умения. Учить быть в роли ведущего, режиссера-постановщика, декоратора. Формировать навыки совместного творчества в процессе подготовки к спектаклю.

Подготовительная группа: Формировать потребность в творческой деятельности, Развивать артистичность, способность к перевоплощению. Учить разыгрывать сюжеты, внося новые изменения. Учить придумывать сказки и обыгрывать их.

УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Заинтересовать и постепенно вовлечь детей в театрализовано – игровую деятельность.

Развивать устойчивый интерес к театрализованному искусству.

Развивать самостоятель-ность, индивидуаль-ные особенности и способности каждого ребенка в театрализован-ной деятельности.

Формировать потребность в творческой деятельности, артистичность и способность к перевоплощению.

Познакомить с отдельными видами театров

Углубить знакомство с различными видами театров.

Упражнять в приёмах кукловождения.

Формировать навыки творчества в процессе подготовки и проведения спектакля:

Выбор сюжета;

Разбор ролей;

Обсуждение действующих лиц;

Упражнение в диалогах;
уточнение возможныхисполнителей, атрибутов, декораций.

Учить вождению объёмных игрушек и плоскостных персонажей.

Учить вождению разных персонажей.

Содействовать развитию речевых и двигательных способностей при передаче образа.

Знакомить с простейшими приёмами составления сюжета.

Содействовать развитию

самостоятельного творчества при передаче образа.

Учить детей быть в роли ведущего, режиссёра, декоратора.

ВИДЫ ТЕАТРОВ:

Верховые куклы (из-за ширмы)

перчатки (средняя)

би-ба-бо (средняя)

ложки (старшая)

тростевая кукла (старшая, подготовительная)

штоковая (старшая)

марионетка (старшая)

Напольный театр:

марионеток (старшая, подготовительная).

куклы-люди (старшая, подготовительная).

планшетные куклы (старшая, подготовительная).

куклы с "живой рукой" (старшая, подготовительная).

Настольные театры:

с младшей группы: магнитный, покупной, выпиловки, игрушек, конус, цилиндр.

Стендовые:

стенд-книжка (младшая группа).

фланелеграф (младшая группа).

теневой (старший дошкольный возраст).

Другие виды:

бросовый материал, на кубиках - в любом возрасте.

Декорации: во всех сценах используется универсальный декорационный ряд (изба, лес, двор, небо) ("Обруч №4 за 2003 год").

Приемы кукловождения (со средней группы).

строится на этюдах - кукла медленно ходит, приседает, молчит или говорит, кукла передает походку, двое встречаются, здороваются, прощаются, разговаривают.

Правила работы за ширмой:

1. Кукла должна двигаться по одной плоскости воображаемого пола, не проваливаясь вниз.

2. Указательный палец, который вставлен в голову, должен быть немного согнут, чтобы голова не запрокидывалась.

4. Пауза - самое выразительное средство куклы.

5. Нельзя заслонять куклой другую куклу, напрягать руку, иначе кукла будет трястись.

6. За ширмой нужно быть в мягкой обуви.

7. Нельзя прислоняться к ширме.

8. Ширма должна быть из плотной ткани и до самого пола.

9. Походка куклы будет верной, если ребёнок будет с ней ходить.

Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть её творческого характера. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОЙ

Обогащение жизненного опыта

Обогащение игрового опыта

Активизация общения педагога с детьми

Предметно – игровое пространство

Формирование навыков общения детей друг с другом

Развивать познавательные и речевые способности:

Рассматривание картин, обобщение понятий, ЧХЛ, речевые упражнения, дидактические игры, беседы, .музыкальное развитие: имитация движений, ритмопластика.

Изобразительная деятельность, физическое развитие.

Артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки. Развитие эмоциональной сферы.

Помощь в переносе знаний в условный план игры, проигрывание в различных театрах сцен с использованием движений под сопровождение текста;

Речь +

движение;
«маскирование ролью» - исполнение второстепенных ролей.

Прямое участие педагога в театрализованной деятельности, использование проблемных ситуаций, проведение тренингов, использование этюдов, упражнений на развитие выразительности речи, движений, участие в импровизациях, подготовке к спектаклю.

Виды театров;
- иллюстрации;
- дидактические игры;
-элементы костюмов;
декорации;

Детская художественная литература;

Аудиозаписи;
Использование музыкальных произведений;

Видеофильмов, компьютерных технологий.

Коммуникативные игры, игры на коррекцию негативных проявлений.

Формирование чувства уверенности в себе.

Поручения с целью оказания помощи друг другу.

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ТЕАТРАЛИЗОВАНЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Звукоподражание героям;

Чтение по ролям;

Словесная импровизация;

Диалоги с игрушками.

Скороговорки;

Оживление игрушек:«волшебная палочка» (диалог)

Рассказ чистоговорок заданном темпе, тональности;

Чтение по ролям.

Упражнять:

В интонационной выразительности (изменение интонации);

В удержании дыхания при монологе и диалоге;

Ведении диалогов сказочных героев.

Умении ставить логическое ударение.

Использовать игры: «Необычные слова», «Заклинание к сказке», «Весёлый ритм»; упражнения на голосовые звучания: как улитка, как пулемёт, как иностранец, как робот и т.д.

Формирование выразительности движений

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Подготовительная группа

Имитационно – подражательные движения;

Пластика (представь и покажи);
- формирование жестов: отталкивание, притягивание, раскрытие, закрытие;

Игра: «Ручеёк» с разным темпом движения;

Игра: «По – правде и понарошку».

Состояние героя через позу, жест, походку.

Превращение в животных с усилением задачи движения: на льду, на горе и т.д.

Передача

Физиологических особенностей(большой – неуклюжий, маленький – шустрый)

Показ воображаемых действий предмета;

Сочетание движений ног, рук, туловища.

Этюды на развитие мимики, жестов, передача эмоционального состояния.

Пальчиковый игротренинг, элементы пантомимики (идут пингвины, скачут лошади и т.д.)

Передача настроения;

Изображение походки предметов;
- упражнения на релаксацию;
пальчиковый тренинг;

Тренинг движений.

Пантомимика;
- игра: «Где мы были…»

Диалоги – пантомимы: разговор двух иностранцев, ссора, примирение и т.д.

Загадка пантомима;
- разговор руками(объясни дорогу, покажи профессию, и т.д.),

Показ пальцами(стой на месте, иди сюда)

Показ частями тела.


« НАЙДИ МЕСТО ДЛЯ ИГРУШКИ »
Цель. Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.

« ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ »
Цель. Учить точно и выразительно исполнять простые плясовые движения, отражая в них изменение характера музыки.

«ЧТО НУЖНО УЧЕНИКУ?»
Цель. Знакомить детей с учебными принадлежностями ученика подготовительного класса, учить содержать их в порядке и уметь быстро подготовить к уроку (по математике, чтению, труду, физкультуре, рисованию, ритмике). Закреплять правила поведения в школе, в классе, на уроке, во время перемены, в столовой, на площадке.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Цель. В процессе игры закреплять понятия: выше, ниже, между, правее (справа), левее (слева). Воспитывать внимание, наблюдательность.

«УЗНАЙТЕ, КТО МЫ?»
Цель. Учить детей понимать музыкальное произведение, сопоставлять музыкальные образы.

«ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Цель. Закреплять знания детей об овощах (название, форма плодов, стебля, листьев, окраска, вкусовые качества), о значении их для человека. Воспитывать желание выращивать нужные растения.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»
Цель. В ходе игры закреплять знания правил дорожного движения транспорта и пешеходов по улицам города (села). Воспитывать внимание, организованность.

«НАШ ОРКЕСТР»
Цель. Учить детей различать тембровую окраску звучания музыкальных инструментов.

«ЖИВЫЕ СЛОГИ»
Цель. Упражнять детей в чтении прямых слогов.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? (ЧЕГО НЕ СТАЛО?)»
Цель. Учить детей описывать игрушку (предмет) по памяти, развивать зрительную память.

«МАГАЗИН САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Цель. Закреплять у детей знание порядкового счёта, состав числа. Развивать речь и мышление.

«СКУЛЬПТОРЫ»
Цель. Закреплять конструктивный (предмет создаётся из отдельных частей) и пластический (предмет создаётся из целого куска путём вытягивания) способы лепки. Самостоятельно распределять задания в коллективной работе. Развивать образное мышление, творческое воображение.

«ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

«ДРУЖНАЯ НЕДЕЛЯ»
Цель. В процессе игры закреплять знание названий и последовательности дней недели. Соотносить дни недели с прошлым, настоящим и будущим временем: сегодня - понедельник, завтра - будет вторник, вчера было воскресенье.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель. Исполнять знакомые песни, игры, хороводы, пляски.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ ТАНИ»
Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, воспитывать внимательное отношение к товарищам, стремление проявлять о них заботу.

«РАЗГОВОР ЧИСЕЛ»
Цель. Закреплять прямой и обратный счёт.

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов.

Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития (табл. 6).

Таблица 6

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных - все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре.

В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.

В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления. Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами-заместителями уменьшаются и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений.


В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, рассматривая фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щеку и задумчиво смотрит на куклу, сидящую возле игрушечной швейной машиной, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьет». По данному высказыванию можно судить о свойственном девочке способе игры.

Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.

Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия - это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль.

Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок.

Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.

Так как ребенок уделяет особое внимание сюжетно-ролевой игре, рассмотрим ее более подробно.

Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.

Структура развернутой формы ролевой игры такова:

1. Единица, центр игры. Это роль, которую выбирает ребенок. В детской игре присутствует много профессий, семейных ситуаций, жизненных моментов, которые произвели на ребенка большое впечатление.

2. Игровые действия. Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В процессе игры происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Однако данный перенос ограничен возможностями показа действия, так как подчиняется определенному правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Большое значение приобретает символика игры. Д.Б. Эльконин говорил, что абстрагирование от операционно-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

Так как в игре начинает моделироваться система человеческих отношений, то возникает необходимость наличия товарища. Одному добиться этой цели нельзя, иначе игра потеряет смысл.

В игре рождаются смыслы человеческих действий, линия развития действий идет следующим образом: от операционной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу.

3. Правила. Во время игры возникает новая форма удовольствия для ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Играя в больницу, ребенок страдает как пациент и радуется как играющий, довольный исполнением своей роли.

Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3-7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;

2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;

3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень:

1) основное содержание игры - действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

1) основное содержание игры - выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;

2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;

3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень:

1) основное содержание - выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;

4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

В процессе игры дети активно используют игрушки. Роль игрушки многофункциональна. Она выступает, во-первых, как средство психического развития ребенка, во-вторых, как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений.

В младенчестве ребенок манипулирует игрушкой, она стимулирует его к активным поведенческим проявлениям. Благодаря игрушке развивается восприятие, т. е. запечатлеваются формы и цвета, появляются ориентировки на новое, формируются предпочтения.

В раннем детстве игрушка выступает в автодидактической роли. К данной категории игрушек относятся матрешки, пирамиды и т. д. В них заложены возможности развития ручных и зрительных действий. Играя, ребенок учится различать размеры, формы, цвета.

Ребенок получает много игрушек - заместителей реальных предметов человеческой культуры: машины, предметы быта, орудия и т. д. Благодаря им он осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Многие игрушки имеют исторические корни, например лук со стрелами, бумеранг и т. д.

Игрушки, представляющие собой копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

В качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы: пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки, а также природный материал: шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и т. д. Эти предметы в игре могут быть использованы по-разному, все зависит от ее сюжета и ситуативных задач, поэтому в игре они выступают как полифункциональные.

Игрушки - средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, зайчики, собачки и т. д. Сначала ребенок производит с куклой подражательные действия, т. е. делает то, что показывает взрослый: качает, катает в коляске и т. д. Затем кукла или мягкая игрушка выступают как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет к развитию рефлексии и эмоциональному отождествлению.

Куклы - это копии человека, они имеют для ребенка особое значение, так как выступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. Ребенок привязывается к своей кукле и благодаря ей переживает множество разнообразных чувств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 5
  • 7
  • 8
  • 10
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
  • 13

ВВЕДЕНИЕ

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса трех лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимоза-висимый характер. К старшему дошкольному возрасту в сов-местной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы;

принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным от-ношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство.

В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения явля-ется подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произволь-ное подражание ребенка является одним из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. На уровень овладения ребенком разными видами деятель-ности существенную роль оказывают условия его жизни и вос-питания. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, ри-сование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ро-левая игра. В результате постоянного срав-нения своего поведения с поведением другого человека у ре-бенка появляется возможность лучшего осознания самого се-бя. своего «я».Таким образом, долевая игра оказывает боль-шое влияние на формирование личности ребенка. В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются нравственные качества ребенка, чувства коллективизма, уважения к людям. Большое влияние на умственное развитие оказывает обу-чение. К началу дошкольного возраста психическое разви-тие ребенка достигает такого уровня, при котором можно фор-мировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллек-туальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности.

1.Игра как ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста, социальная сущность ее происхождения и содержания

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д. Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми.

Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В игре выделяются реальные отношения детей (между участниками игры) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).

Игра проходит различные этапы . По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры: 1) развертывание и обозначение условных предметных действий в И.; 2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами - интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.

Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

2.Структура сюжетно-ролевой игры, ее развитие. Уровни развития игры у дошкольников

Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Тема , сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

-роль (главная, второстепенная);

-игрушки , игровой материал ;

-игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком). Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»). В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

3.Виды игровой деятельности, их становление

На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры. Основное место занимает сюжетно-ролевая игра.

Ролевая игра - основная форма игры детей дошкольного возраста , возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции.

Игра с правилами - вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, «кошки-мышки». Игры с правилами занимают большое место у детей школьного возраста, перерастая во всевозможные спортивные игры -двигательные и умственные (футбол, хоккей, шахматы и др.).

Режиссерская игра - вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла игры), и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).

Дидактическая игра - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и игрой с правилами. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.

Большое внимание детской игре уделяется сторонниками психоанализа. В русле этого направления игра рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом считается, что развитие игры в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребенка (оральная стадия, анальная, фаллическая). Нарушения развития на каждой из стадий обязательно проявляются в игре. В связи с этим в рамках данного подхода большое распространение получила игровая терапия как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных тенденций и формирование адекватной системы отношений ребенка со взрослыми).

4.Общая характеристика дошкольных видов деятельности: изобразительная деятельность, конструирование, лепка, аппликация

Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики в онтогенезе. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности.

В недрах предметной деятельности формируются предпосылки других видов деятельности - игровой, продуктивной, элементов трудовой. К предметной деятельности, носящей «внешний» характер, можно отнести рисование, лепку, аппликацию, т.е. все те занятия дошкольника, которые доставляют ему наибольшее наслаждение и соответствуют его зоне ближайшего развития. Осуществляет их дошкольник, как правило, со взрослым, что позволяет ему развивать психический потенциал, психическую деятельность. И, кроме того, приобретать конкретные навыки, знания, умения, овладевать операциональной стороной деятельности. Само по себе общение со взрослым также доставляет детям радость. Творческие устремления ребенка также находят выход. Часто дети дарят любимым взрослым продукты своего творчества, с удовльствием получают похвалу, поощрение. Это связано с тем, что родители являются центром социальной ситуации развития ребенка-дошкольника, он целиком и полностью зависит от них. Продуктивная деятельность - конструктивная, изобразительная - играет большую роль в развитии ребенка-дошкольника, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядного мышления. В изобразительной деятельности ребенка тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы. Созданный им продукт - рисунок, лепная поделка и др. - в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру. Изобразительная деятельность проходит за дошкольный период большой путь развития. На четвертом году жизни у ребенка, как правило, появляются первые предметные рисунки. По рисункам ребенка можно проследить путь его психического развития, диагностировать отклонения в развитии. Все эти виды деятельности обеспечивают наряду с игрой и общением со взрослыми, родителями, полноценное психическое развитие в зоне ближайшего развития.

Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Сюжетно-ролевая игра направлена на отображение деятельности взрослых, отношений между людьми и т. п. По мере развития игры роль подлинных предметных действий быстро снижается, в игру включаются предметы-заменители, которые очень часто ребенок изготавливает своими руками с помощью взрослого. Рисование, лепка, аппликация, конструирование обеспечивают протекание важнейшей деятельности дошкольника - игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важную роль в развитии дошкольника играет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Она определяет становле-ние личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличи-вающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. Такое сотрудничество ребенка и взрослого получило название познавательного общения. Если он не встречает та-кого отношения, у ребенка возникают негативизм и упрям-ство. Лучше всего потребность в общении у дошкольника удовлетворяется в игровой деятельности.

В дошкольном возрасте возникает и другая форма обще-ния - личностная, характеризующаяся тем, что ребенок ак-тивно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется бо-лее высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения ребенок отказывается от партнерства и стано-вится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ре-бенка к обучению в школе, где ему придется слушать взросло-го, чутко впитывая все то, что ему будет говорить учитель. Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важ-но, чтобы ребенок с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудниче-ства, взаимопомощи, начала которой формируются в игровой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001;

2. Матюхина М.В., Михальчнк Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная н педагогическая психология /под ред. М. В. Гамезо -М.,1984;

3. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru.

Подобные документы

    Выявление особенностей игровой деятельности старших дошкольников. Изучение структурных компонентов сюжетно-ролевой игры. Виды и формы игры в дошкольном возрасте. Уровни развития сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2015

    Определение игровой деятельности, психологическая характеристика игры детей дошкольного возраста. Развитие игры в дошкольном возрасте, структурные компоненты игры. Генезис игровой деятельности, сюжетно–ролевая игра как вид деятельности дошкольника.

    реферат , добавлен 01.04.2014

    Ранний возраст, момент зарождения сюжетно-ролевой игры. Возникновение игры в предметной деятельности ребенка. Возникновение изобразительной игры, ее переход в сюжетно-ролевую. Первый шаг в развитии изобразительной игры. Перенос действий на новые предметы.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2009

    Структура игровой деятельности дошкольников. Уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры по Д. Эльконину (особенности игры, взятие ребенком на себя роли). Характеристика методов диагностирования игры детей. Показатели сформированности игры детей.

    реферат , добавлен 19.06.2014

    Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Игра как психолого-педагогическая категория. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Основные технологии обучения игровым действиям.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2010

    Сущность и виды игровой деятельности, ее этапы в дошкольном возрасте. Особенности и уровни сюжетно-ролевой игры. Взаимосвязь между игрушками, в которые играет ребенок и их ролью в процессе развития двигательных способностей и психологических качеств.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Сюжетно-ролевая игра как источник воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика и оценка развития дошкольников по методикам Богуславской, Смирновой и Вицлак. Воздействие игровой деятельности на становление личности ребенка дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2012

    Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Анализ сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Разработка схемы современных сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2015

    Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии. Роль игры в психическом развитии ребёнка, её польза. Экспериментальное изучение поведения детей-дошкольников во время поведения сюжетно-ролевой игры, анализ и интерпретация его результатов.