Искусствовед - это профессия или призвание? Все о профессии искусствовед
Искусствовед берет стул, утыканный гвоздями, и говорит, что это предмет искусства. Пишет о нем умную статью или даже монографию, после чего стул продается за многие тысячи... причем в конвертируемой валюте. Такова одна из точек зрения на профессию: искусствовед это продавец раритетов, умеющий любой предмет старины представить как заманчивое для покупателя произведение искусства. Остальное - вопрос тактики. И тут уж все зависит от таланта. Один использует известные методы, другой изобретает свои. Жиль Делез, например, написал интересную книгу о том, как благодаря работе искусствоведов Фрэнсис Бэкон, художник вполне рядовой, приобрел статус живого классика.
Торговля антиквариатом и произведениями искусства давно налаженный бизнес, приносящий неплохие доходы. А иначе не было бы в мире, да и у нас в России, аукционных домов и антикварных магазинов. На торгах регулярно выставляются старинные картины, скульптуры, вазы, мебель, оружие... И каждую вещь оценивает эксперт-искусствовед, определяющий ее подлинность и стартовую стоимость. Истинные шедевры действительно стоят больших денег и идут «с молотка» за миллионы долларов.
Что скрывает улыбка Джоконды
Впрочем, торговля антиквариатом лишь одна сторона деятельности искусствоведов. Другая - изучение развития мирового искусства. Большинство искусствоведов искренне влюблены в науку и воспринимают свою работу как интересное хобби, полное загадок, неожиданных открытий, требующее концентрации ума и глубоких знаний в общем, «Что? Где? Когда?» на научной основе. А вдруг удастся открыть тайну острова Пасхи или найти свидетельства существования затонувшей Атлантиды? Все по-настоящему прекрасное в той или иной мере загадочно: улыбка Джоконды, смысл "Слова о полку Игореве", роденовский "Мыслитель"...
Искусствоведы, занимаясь научными исследованиями, пытаются приоткрыть завесы тайн. Они пишут монографии и статьи, сотрудничают с археологами и историками, помогают определить возраст находок, восстановить ход событий прошлого. Не секрет, что именно в памятниках искусства лучше всего отражаются настроения эпохи, мировоззрение живущих в то время людей. Исторические хроники не раз переписывались, а ауру времени можно почувствовать только через произведения искусства.
Не ради денег, а интереса ради?
Специалисты, работающие в музеях своего рода посредники между искусством и народом. И миссия эта не так проста, как может показаться. Организация небольшой профессиональной выставки занимает примерно год, подготовка постоянной экспозиции в зале площадью 50 кв.м около двух лет. Ведь нужно собрать произведения искусства из разных уголков страны, договориться с коллегами из других музеев и частными коллекционерами о предоставлении экспонатов, подтвердить их подлинность, грамотно оформить выставку, обеспечить необходимые условия хранения. Например, максимальный срок показа миниатюры 16-го века три месяца, потом она выгорает. Если не соблюден температурно-влажностный режим, полотно покоробится, а реставрация займет от трех до пяти лет.
Часто искусствоведы в музеях выполняют и роль экскурсоводов, хотя это не входит в их прямые обязанности. «Моя должность - хранитель фондов (скульптура, послереволюционная и современная живопись, детское творчество), - рассказывает искусствовед Светлана Кротова. - Каждый день в музее для меня как новая страница увлекательной книги. Когда я захожу в фонды, то хочется все посмотреть, все изучить. Но, к сожалению или к счастью, на это не хватит и месяца».
Кто «делает» художников
Наконец, есть искусствоведы-критики. Они особенно нелюбимы художниками. Неслучайно периодически появляются предложения вообще отделить критику от искусствоведения поскольку часто она превращается в зубоскальство и очернительство.
На самом деле хороший критик стремится помочь художнику, а не уничтожить его. Он «следует» за автором произведения, указывая на его находки (которые тот сам иногда не замечает или не считает их таковыми) и на промахи.
Более того, именно благодаря этим специалистам авторы многих произведений становятся знаменитыми, а их творения продаваемыми. К примеру, художник организует выставку, критик пишет рецензию так она и остается в истории. Значит, появляется предмет для исследования как в настоящем, так и в будущем.
Узкопрофильный уникум
Все знать невозможно, поэтому каждый специалист обычно занимается отдельным направлением искусства. Одного интересует Восток, второго - Запад, третьего древнерусская культура. Есть и более узкое деление: специализация на холодном оружии, одежде, ювелирных изделиях конкретной эпохи.
В то же время искусствовед должен иметь широкий кругозор. Можно быть специалистом по китайскому фарфору, однако нужно знать, какое влияние он оказал на технологию, формообразование, художественное решение, сюжеты и орнаментацию керамики целого ряда стран, от Франции до Японии. На китайский фарфор, в свою очередь, повлияли традиции иранского, европейского искусства и т. д. А чтобы объяснить «странности» живописи Босха, надо изучить судьбу художника, понять его идеи, особенности той эпохи.
Словом, профессионал не имеет права обходиться «Малой историей искусств» с черно-белыми картинками. Он обязан знать и памятники, и этнографию, и художественную литературу, и фольклор, и историю торговых и дипломатических отношений, и историческую географию не теряя из вида первоначальный объект интереса.
Карьера&зарплата
Карьера искусствоведа неразрывно связана с научной работой.
Экспертами в аукционные дома привлекают «зубров» искусствоведения, профессоров, признанных как российскими, так и зарубежными коллегами.
Можно работать в вузе, совмещая научную, преподавательскую и экспертную деятельность. Должностной рост в этом случае может выглядеть так: аспирант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой.
Другой вариант работа в музее. Преимущества возможность писать научные труды на основе собственных наблюдений и практически ежедневных исследований памятников старины. Здесь карьерный рост начинается с должности младшего сотрудника или даже экскурсовода.
Но не надейтесь сразу на высокие доходы. Заработная плата академических искусствоведов и музейных работников не впечатляет: $ 200-600. Оплата труда искусствоведов-преподавателей такая же, как у большинства российских педагогов: $ 200-600 в государственных школах и вузах, $ 400-800 в частных учебных заведениях.
Гонорары экспертов-оценщиков антиквариата и современного искусства, конечно, выше: минимум $ 500-800. Верхний предел зависит от профессионализма специалиста и финансовых возможностей заказчика.
Перспектива есть!
Крупный аукционный дом в России пока только один - «Гелос». Ежегодно здесь проводится более 120 общих и тематических аукционов, на которых продается около 50 тыс. предметов антиквариата различного уровня. Но этого уже недостаточно. Все больше людей готовы вкладывать средства в произведения искусства и антиквариат, поэтому начинают появляться и другие аукционные дома: «Моби-арт» «Татьянин день», «Александр».
Открываются первые оценочные компании, предлагающие коллекционерам не только установить подлинность произведений, но и застраховать их («Арт Консалтинг»). Георгиевская наградная шашка, например, уже сегодня оценивается в $ 30000-40000, и дешевле она не станет. Стоимость картин Коровина, Шишкина, Айвазовского, Саврасова, по словам аналитиков, увеличивается примерно на 20-25 % в год.
Естественно, эта сфера нуждается в экспертах-искусствоведах. Плюс выставочная деятельность, работа консультантами в частных галереях, в салонах и антикварных магазинах. Так что настоящий профессионал, как и в любой другой отрасли, будет востребован всегда.
Классика искусствоведения
В России богатые традиции подготовки искусствоведов. В Москве есть целый ряд вузов, где можно получить хорошее образование. Но в каждом своя специфика.
Ведущим в этой сфере является Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Здесь специальность так и называется «искусствоведение». А в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова (МГУ) подготовка искусствоведов ведется по направлению бакалавриата и магистратуры «изящные искусства».
Искусствоведение преподают и в некоторых негосударственных вузах: Университете Натальи Нестеровой, Современной гуманитарной академии. Университет Натальи Нестеровой специализируется на подготовке искусствоведов-менеджеров для работы на отечественном и международном рынке произведений искусства: в художественных галереях (современное искусство), на аукционах и в салонах (предметы антиквариата), в фотогалереях. А в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на факультете церковных художеств будущие искусствоведы изучают древнерусское церковное и русское светское искусство, церковно-славянскую культуру.
«Картинная» специфика
Родственная искусствоведению специальность - «история и теория изобразительного искусства». Хотя госстандарты обеих специальностей очень похожи, вторая в большей степени ориентирована на подготовку знатоков живописи. Неслучайно она представлена в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова (МГХПУ), Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова вузах, традиционно выпускающих отличных дизайнеров и художников. Будущие искусствоведы получают базовые знания по мастерству живописи, рисунка. В Государственной академии славянской культуры (ГАСК) акцент делают на изучении славянской живописи и искусства.
Профи для музея
Существует и третья специальность, подходящая будущему искусствоведу «музеология». В Москве она есть пока в двух вузах РГГУ и Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ). Стандарт обучения предусматривает изучение множества специфических предметов, начиная с «истории музейного дела в России» и заканчивая «информационными технологиями в музейной деятельности». Квалификация выпускника не «искусствовед», а «музеолог». Эти специалисты больше практики, чем ученые. В основном они работают в музеях России.
Стихи на экзамене
По сравнению с суперпопулярными сегодня юридическими и экономическими факультетами конкурс на факультеты искусствоведения невысок: не больше трех человек на место. Но и «случайных» абитуриентов здесь практически не бывает.
Человек, выбравший эту профессию, любит искусство и хорошо разбирается в нем. Поэтому три человека за место могут бороться отчаяннее, чем пять на других факультетах.
В большинстве вузов экзамены стандартные: русский язык и литература (сочинение), история Отечества, иностранный язык. Нередко к этому перечню добавляется история отечественного искусства или культуры. Иногда приходится сдавать русский язык или проходить собеседование.
Ирина Мишачева, зам. декана факультета художественной культуры ГАСК: «На собеседовании мы оцениваем, насколько человек готов погрузиться в профессию. Приветствуем, когда абитуриенты с энтузиазмом подходят к делу: читают стихи, приносят свои рисунки. Искусствовед должен быть творческим человеком.
Билет по истории состоит из трех вопросов. Один из них искусствоведческий: нужно проанализировать репродукцию, рассказать об известном памятнике, узнать художника. Абитуриент должен показать не только свою эрудицию, но и умение рассуждать».
Большую помощь при подготовке к поступлению могут оказать занятия в клубе юных искусствоведов или лектории при музее (им. А.С. Пушкина, Третьяковской галерее и др.).
Назови художника!
Обучение будущих искусствоведов это огромное количество увлекательных историй, малоизвестных фактов и удивительных открытий. На какую бы из трех специальностей вы ни поступили, вас ждет история отечественного и зарубежного искусства. Вы будете изучать разные направления искусства, художественные стили, прекрасные (и не очень) памятники культуры. Иногда, как в РГГУ, в учебный план включены отдельные предметы: история литературы, история театра, история музыки, история мирового кинематографа. Не избежать знакомства и с первобытным искусством, искусством Южноазиатского субконтинента, Дальнего Востока, Африки и доколумбовой Америки.
На старших курсах можно специализироваться на чем-то конкретном. В МГУ им. М.В. Ломоносова это музыка, театр, музыкально-сценические жанры (опера, балет и др.), изобразительное искусство.
Большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Например, в ГАСК учат английский, итальянский и один из славянских: польский, чешский, болгарский, сербский.... В итоге выпускники вуза владеют тремя современными языками.
Во время обучения будущим искусствоведам устраивают серьезные испытания экзамены на зрительную память. Показывают, скажем, часть картины, и по ней нужно определить эпоху, стиль, назвать имя художника. Не смог снова садись за репродукции, вспоминай...
Учащиеся посещают выставки, музеи, мастерские художников, участвуют в организации и проведении экспозиций, подготовке каталогов.
На специальности музеология придется осваивать особенности учета и хранения музейных предметов, основы проектирования музейных экспозиций, музейный дизайн, менеджмент и маркетинг.
За двумя зайцами... в музей
Искусствовед без практики не искусствовед. Прежде чем рассуждать о предметах искусства и писать статьи, нужно увидеть шедевры мирового искусства собственными глазами. Ежегодно студенты проходят практику в государственных музеях, частных и коммерческих организациях, связанных с рынком произведений искусства.
Самостоятельная исследовательская работа начинается уже на первом курсе в форме курсовых работ и проектов. Например, в ГАСК ребята, изучив искусство древнего мира, отправляются в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где знакомятся со спецификой музейной работы. После второго курса (древнерусское искусство) проходят практику в Музее им. Андрея Рублева, после третьего (эпохи барокко, классицизма) изучают архитектурные памятники Москвы и т. д.
Еще во время учебы нужно искать место работы по специальности, желательно в музеях. Этим «убивается два зайца». Во-первых, появляется возможность писать курсовые работы и диплом на «живом» материале, что сделает их намного выигрышнее. Во-вторых, рядом будут мастера своего дела. У них вы научитесь технологии атрибуции памятников, основам реставрационной деятельности, организации экспозиций и выставок, то есть получите не только теоретические знания, но и реальные практические навыки.
Когда работа праздник
Светлана Гнутова, кандидат искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, член Международного союза художников.
Говорят, искусствоведами не становятся - ими рождаются?
Я выросла в особой среде - мой папа был дирижером русского народного оркестра имени Осипова. Он с пяти лет водил меня в театры, музеи. Когда училась в восьмом классе, увлеклась культурой Индии и Китая, записалась в клуб юных востоковедов при Музее Востока. Потом училась в клубе юных искусствоведов при Пушкинском музее. Это очень помогло при поступлении в МГУ: там нужно было сдавать экзамен по истории искусства, а в школе этот предмет не преподавали.
Искусствоведу необходимо профильное образование?
Инструмент искусствоведа его знания. Нигде, кроме вуза, их не дадут. Я поступала в МГУ два года подряд на экзаменах нужно было получить все пятерки. Выбрала вечернее отделение, потому что к тому времени уже работала в дирекции Третьяковской галереи, проводила экскурсии на французском языке (помогли знания, полученные в спецшколе).
В университете училась шесть лет. Параллельно работала и получила замечательную практику, могла писать курсовые на темы, которые меня действительно интересовали.
Как проходят Ваши будни?
Чаще всего занимаюсь атрибуцией памятников: описание, анализ, датировка. Сейчас многие владельцы предметов искусства хотят получить экспертное заключение. А это всегда целое исследование: нужно определить эпоху, стиль, авторство.
Профессия не скучная?
Когда у тебя на ладони лежит крест пятого века, только что поднятый из земли, это не может не удивлять. Хотя я занимаюсь искусствоведением почти 30 лет, до сих пор не могу привыкнуть. Это уникальная возможность не только соприкоснуться с редкостями, но и пообщаться с интересными людьми теми же коллекционерами. Музей - огромное поле для творчества. Захотела я в прошлом году организовать выставку «Крест России» и мы собрали 300 уникальных памятников. Сейчас готовим каталог, общаемся с реставраторами, фотографами, археологами. Параллельно занимаюсь научной работой. Мои знания очень востребованы, ко мне очередь стоит, чтобы я написала заключение. Оппонирую дипломные и диссертационные работы, выступаю на конференциях с докладами... В общем, скучать некогда.
Наверное, в работе с древними памятниками есть свои особенности?
Нет возможности поговорить с художниками того времени следовательно, нужно по максимуму извлечь информацию из предмета. За каждым из них свое время, своя художественная школа (московская, новгородская и т.д.). И если тебе удается поставить предмет в контекст целой эпохи это большая удача.
Искусствовед должен хорошо знать мировую историю искусства. Вещь может быть найдена в Крыму, но окажется византийской, а не русской - чтобы не ошибиться, нужно иметь представление об искусстве Византии. Кроме того, у профессионала должен быть глаз наметан чтобы отличить копию от оригинала. Слишком много появилось на рынке современных подделок икон, крестов, окладов с эмалями. Они пользуются большим спросом, а умелые мастера делают их очень похожими на подлинники.
Какова область Ваших исследований?
Хотя начинала я с Музея Востока, а потом занималась западноевропейским искусством, меня всегда привлекало наше - древнерусское декоративно-прикладное искусство. Это необыкновенной красоты памятники шитье, скульптура, серебро, оклады, иконы. Я поняла: нет смысла изучать, например, итальянское искусство. Ведь в Италии свои специалисты, у которых гораздо больше возможностей подержать предметы старины в руках, а по книжкам искусствоведением другой страны заниматься невозможно.
Поэтому, еще учась в университете, устроилась в Музей прикладного искусства и работала там хранителем фонда металла (мелкая пластика, самовары).
Какое направление работы Вам наиболее интересно?
В последнее время активно занимаюсь возрождением ставрографии - науки о кресте, которая в советское время была полностью уничтожена. Написала первую монографию подобного рода «Крест в России». Больше пяти лет собирала материал о чудотворных крестах нашей страны, ездили с фотографом по всей России, сделали более 300 иллюстраций. Много интересного было в этих путешествиях. Как-то в одной из деревень под Арзамасом нам рассказали, что в их храме тоже есть чудотворный крест. В советское время его хотели распилить на лесопилке, а местные жители спрятали и спасли... А несколько лет назад мне на атрибуцию принесли крест рода бояр Нащокиных 14-го века, на котором находится частица мощей святого Пантелеймона. Этот крест был вложен в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Позже, когда его выставили на Валаамском подворье в Москве, было множество исцелений.
И вот так каждый предмет как живая вещь, у которой есть своя история.
В командировки часто приходится ездить?
Я объездила почти всю страну. Меня часто приглашают в провинциальные музеи, где я провожу атрибуцию памятников, читаю лекции, рассказываю коллегам об их же коллекциях. Выезжаю с выставками и за рубеж: древнерусское искусство (иконопись, скульптура, книжность и др.) востребовано во всем мире.
Сложно организовать выставку?
Очень. Это большая ответственность. Необходимо не только собрать памятники искусства, но и оформить огромное количество документов, согласовать проведение выставки с Министерством культуры. С зарубежными поездками еще сложнее ведь речь идет о вывозе произведений искусства из страны.
У профессии есть минусы?
Я их не вижу. Мне кажется, в рамках профессии каждый может найти свою нишу и выбрать дело по душе. Заработок не самоцель. Это профессия для тех, кто любит искусство и тайны.
Евгений Колодин
Журнал «Куда пойти учиться», N 25 от 26.06.2006 г.
- Аукционист
- Музыковед
- Арт-менеджер
- Театровед
- Литературовед
- Киновед
Заработная плата
- от 20 000 ₽ Начинающий специалист
- до 80 000 ₽ Ведущий специалист
График работы и характер труда
- Подвижный график
-
Офисная работа
Что делает искусствовед
- Изучение специфики видов и жанров искусства
- Систематизация произведений отдельных мастеров, различных школ и направлений
- Обеспечение сохранности исторических памятников
- Предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы
- Решение спорных вопросов авторства, подлинности вещи, оценка стоимости
- Организация экспозиции (подбор экспонатов, развеска)
Какими качествами должен обладать искусствовед
- Интерес к искусству, любовь к прекрасному
- Эрудиция и широкий кругозор
- Креативность в сочетании с системностью
Книги для саморазвития
Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"
Именно эта книга прославила в веках имя своего создателя: сохранив для потомков, будущих искусствоведов, массу важных сведений и занимательных подробностей о жизни и творчестве титанов эпохи Возрождения, Вазари фактически положил начало современному искусствознанию.
Ирвинг Стоун "Жажда жизни"
Винсент Ван Гог - гениальный безумец, при жизни испытавший и презрение критиков живописи, и полное непонимание собратьев по кисти, а после смерти признанный великим художником. Его манера писать казалась странной и нелепой даже привыкшим к творческим экспериментам обитателям Монмартра. Его либо равнодушно отвергали, либо цинично использовали женщины. Над ним посмеивались друзья. Его жалели родные... Именно Ван Гогу посвящен самый известный биографический роман Ирвинга Стоуна. Книга будет интересна начинающим искусствоведам.
Джон Бёрджер "Портреты" (сборник)
Если в XX веке и были искусствоведы, достойные эпитета "великий", то к их числу безусловно относится англичанин Джон Бёрджер. Каждая из его многочисленных книг становилась событием, предложенные им интерпретации давно считаются классикой, а снятый на Би-би-си фильм "Искусство видеть"; вошел в программы всех западных университетов. Он превосходно писал во всех жанрах, документальных и художественных, и - единственный из всех искусствоведов стал лауреатом Букеровской премии.
С рождения и в течение всей жизни человек погружен в мир искусства, и встреча c ним может произойти далеко не только в музее. Здания на улицах города, интерьер квартиры или знакомая мелодия – все это может оказаться произведением искусства. А может и нет. Кто способен отличить шедевр от ремесленной подделки? Таким человек является искусствовед.
Искусствовед – это специалист в области искусства, который может работать в таких направлениях, как музыковедение, литературоведение, театроведение, киноведение, изучение изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, фотография и т. д.) и другие. Обычно искусствоведы специализируются не только на определенном виде искусства, но и на конкретном историческом периоде.
История профессии
Первые попытки создать теорию искусств начали предприниматься еще в античную эпоху и продолжались на протяжении последующих веков. Но как современная научная дисциплина искусствоведение сформировалось лишь на рубеже XIX–XX веков, а сама профессия искусствоведа и поныне претерпевает различные трансформации. И это неудивительно в стремительно развивающемся мире технологий, где постоянно появляются новые, синтетические виды искусства, изменяются стандарты и подходы к его определению. Именно поэтому данная профессия в настоящее время очень востребована.
Где и кем работать?
Времена, когда данная профессия не пользовалась большим спросом, давно прошли. Глядя на развитие рынка искусства, галерей и музеев в России и во всем мире, можно увидеть, насколько они изменили свою природу.
Музеи. Сегодня музеи – это интересные интерактивные арт-площадки, являющиеся важной частью досуга большинства современных людей. Популярность набирают образовательные лекции, экскурсии и курсы. Здесь искусствовед может работать как арт-менеджером, так и экскурсоводом или арт-критиком.
НИИ. В НИИ помимо изучения предметов искусства также можно заниматься их охраной. В последнее время остро ощущается нехватка историков искусства, без которых невозможно грамотное разрешение реставрационных вопросов.
Галереи, аукционы. На сегодняшний день становится востребованным все, имеющее отношение к антикварным галереям. Растет число людей, коллекционирующих произведения искусства, в связи с этим возникает потребность в экспертах-оценщиках и арт-дилерах.
Где учиться?
В университетах гуманитарной или общей направленности на исторических, искусствоведческих факультетах. Например, специальность «Искусствовед» можно получить в МГУ на отделение искусствоведения исторического факультета, в РГГУ на отделение искусствоведения факультета истории искусства и в других вузах.
"Искусствовед - это профессия?" - вопросительно восклицают многие люди, которые далеки от искусства и вообще не понимают, для чего оно существует. Тем не менее без представителей этой профессии цивилизованному обществу и государству не обойтись, поскольку искусство играет колоссальную роль для всего человечества, поэтому вопрос об изучении его, систематизации и анализе появляется сам собой.
Профессия искусствовед
В современном мире, где существует великое множество различных жанров, направлений и течений в искусстве, сложно ориентироваться без хорошей базы знаний в этой области. Углубленным изучением, научными исследованиями в этой области, прогнозами и выявлениями влияния того или иного искусства на социум, а также многими другими вопросами занимаются искусствоведы. Это те люди, которые посвятили всю свою жизнь искусству.
Однако не стоит путать людей искусства (художников, писателей, музыкантов, актеров и т. д.) с искусствоведами. Это совершенно разное. Одни создают искусство, другие его изучают.
Чем занимаются искусствоведы?
Представители этой профессии в первую очередь изучают искусство как научный объект, исследуя его целиком или отдельными частями. Как правило, искусствоведы специализируются на каком-либо отдельном жанре или виде. Есть и более узкоспециализированные ученые, которые исследуют определенный феномен, личность, эпоху и т. д. Большинство представителей этой профессии стремятся сузить направление своих исследований как можно сильнее, став настоящими экспертами в каком-то определенном вопросе.
Профессия искусствовед дает широкие возможности для применения своих знаний на практике. Высококвалифицированные специалисты с профильным образованием являются довольно востребованными на трудовом рынке. Так чем же все-таки занимаются искусствоведы? Это интересует большинство людей, которые узнают об этой профессии.
Где работают искусствоведы?
Как уже говорилось выше, профессионал с высоким уровнем квалификации и широким багажом знаний в своей области легко может найти применение своим навыкам. Искусствоведы могут работать в разных сферах, где будут полезны их знания.
Это могут быть и музеи, галереи, школы искусств и университеты, министерство культуры и т. д. Также такие эксперты будут просто незаменимы в антикварных магазинах и торговых аукционах, где продаются предметы искусств. К тому же сертифицированные и лицензированные искусствоведы могут проводить историко-культурные экспертизы и консультировать по тем предметам, которые связаны с их специализацией.
Из вышеизложенного видно, что искусствовед - это довольно многогранная профессия, которая хоть и не слишком распространена в России, но ее представители пользуются хорошим спросом в узких кругах. Однако, чтобы достичь успеха на этом поприще, нужно иметь немалый объем знаний, получить хорошее образование, но даже при наличии всего этого новичку вряд ли удастся на первых порах получать достойную и соразмерную оплату. Лишь со временем и опытом доход от такой работы станет расти.
Ассоциация искусствоведов
В нашей стране есть целая ассоциация представителей этой профессии, которая располагается в Москве. Эта общественная организация занимается проведением различных экспертиз предметов искусства, подготовкой квалифицированных специалистов, а также на ее базе проводятся различные научно-практические конференции, исследовательские работы и проектные выставки.
Также ассоциация поддерживает искусствоведов и представителей творческих профессий со всей России. При поддержке государства она выделяет стипендии, выдвигает своих коллег на премии, гранты и награды, осуществляет их защиту и т. д.
Помимо общероссийской ассоциации и ее представительств, существуют и другие независимые организации. Практически в каждом крупном городе РФ есть своя ассоциация искусствоведов, которая выполняет в целом те же функции, но в меньших масштабах.
Заключение
Искусствовед - это не просто профессия. Чтобы добиться в ней успеха, нужно с головой погрузиться в нее, посвятить себя целиком и полностью этому делу. Это должно нравиться настолько сильно, чтобы человек мог постоянно заниматься расширением своих познаний, понимать в искусстве очень многое.
Вместе со всеми сложностями, искусствовед - это очень интересная и увлекательная профессия, которая позволяет не только наслаждаться произведениями искусства, но и постоянно находиться в окружении образованных и творческих людей, неординарных личностей, которые посвящают свою жизнь искусству, созидая и создавая его.
Поэтому можно смело сказать, что быть искусствоведом - это призвание, но в то же время и профессия, которая подойдет не каждому. Но те, кому она приходится по душе, растворяются в ней полностью, погружаясь в этот чудесный мир искусства и творчества, креатива и нестандартного мышления.
Искусствоведение, искусствознание - комплекс наук, изучающих искусство (преимущественно изобразительное) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведение включает в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику.
Искусствоведение. История искусствоведения. Первые попытки создать теорию искусства предпринимались ещё в античную эпоху.
Искусствоведение. История искусствоведения. Среди трудов античных учёных встречаются практические руководства по искусству (автор - Витрувий), и описания художественных памятников (авторы - Павсаний, Филострат). Обширный трактат по античному искусству написал Плиний Старший.
Искусствоведение. История искусствоведения. В эпоху Возрождения появился целый ряд трудов посвященных искусствоведению. Особо можно отметить работу Джорджо Вазари - «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Искусствоведение. История искусствоведения. Наука искусствоведение. Систематизированное изучение произведений искусства, которое предусматривает самостоятельная отрасль науки, появилось сравнительно недавно. Один из первых по этому предмету стал труд И. Винкельмана «История искусства древнего мира». Ценный вклад в развитие данной науки внесли западноевропейские просветители 18-го века Дени Дидро, Г. Э. Лессинг и др.
Искусствоведение. Наука искусствоведение. В 19-20 веках искусствоведение получило широкое развитие, в науке сложился целый ряд школ и направлений. Серьезные фундаментальные научные исследования в области искусствоведения были выполнены учеными: Вильгельмом Любке, Антоном Шпрингером, Карлом Верманом (Германия), Эженом Виолле-ле-Дюком, Гастоном Масперо (Франция), Якобом Буркхардтом (Швейцария) и рядом других ученых.
Искусствоведение. Наука искусствоведение. В России наиболее известным искусствоведом периода становления искусствоведения, как науки, можно считать Дмитрия Ровинского, составителя справочников по гравюре, русским портретам 18 -19 веков. Стоит упомянуть и о Николае Собко, одном из первых русских историков искусства и библиографе.
Искусствоведение. Наука искусствоведение. Неоценим вклад в развитие и пропаганду русского искусства Сергея Дягилева - известного театрального деятеля, искусствоведа, пропагандиста русского искусства за рубежом.
Искусствоведение. Современное искусствоведение. В настоящее время искусствоведение превратилось в самостоятельную науку, которая изучает историю искусства, исторические памятники в направлении искусство, направления и формы традиционного и новаторского искусства, учет и аналитические исследования предметов и объектов искусства, современные тенденции в развитии искусства и наиболее интересные направления в нем.
Искусствоведение. Современное искусствоведение. Искусствоведение (искусствознание) в широком смысле - это комплекс общественных наук, изучающих искусство, т.е. художественную культуру в целом и отдельные виды искусства по отдельности. К искусствоведению относятся литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствоведение в узком его понимании.
Искусствоведение. Современное искусствоведение. В узком, в самом распространенном значении, искусствоведение - это наука о пластических искусствах: архитектуре, живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.
Искусствоведение. Современное искусствоведение. Современное искусствоведение (не важно, понимать его широко или узко) включает в себя: теорию искусств, их историю и художественную критику.
Искусствоведение. Современное искусствоведение. С одной стороны, искусствоведение - это научное и критическое зеркало искусства, которое способствует его развитию, формулирует художественные принципы.
Искусствоведение. Современное искусствоведение. С другой стороны, искусствоведение - это мощный популяризатор искусства. Критические статьи, научно-популярные книги и фильмы, лекции, экскурсии - всё это влияет на предпочтения публики, формирует её вкус.
Искусствоведение. Современное искусствоведение. Искусствоведы России.
Искусствовед - это учёный, специализирующийся на истории исследовании художественных произведений (в первую очередь - изобразительного искусства).
Искусствоведение. Искусствоведы России. Современное искусствоведение в России. В Российской Федерации утвержден Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, специальность - «Искусствоведение», квалификация - «Искусствовед».
Искусствоведение. Искусствоведы в России. Основные виды профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта. Искусство относится к элитным направлениям в культурной деятельности человека. К такой же элитной профессиональной направленности можно отнести и деятельность высокопрофессионального искусствоведа.
Искусствоведение. Искусствоведы. Современный искусствовед - это высокообразованный профессиональный исследователь искусства и истории искусства, его объектов и субъектов.
Искусствоведение. Искусствоведы. Современные искусствоведы, специализирующиеся на определённой эпохе, художнике или художественном направлении, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Такие эксперты-искусствоведы оценивают подлинность произведения искусства и его ценность (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и многое другое.
Искусствоведение. Искусствоведы. Часто бывают случаи, когда для оценки подлинности произведения требуются специальные научные методы. В этом случае искусствоведы дополнительно привлекают специалистов современных научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.
Искусствоведение. Искусствоведы. Профессиональные искусствоведы работают в музеях искусства, художественных галереях, в антикварных салонах, на известных мировых аукционах, в специализированных и научно-исследовательских институтах. Профессиональных искусствоведов часто приглашают работать журналистами или ведущими программ в прессе или Интернете, на радио или на телевидении.
Искусствоведение. Искусствоведы. Искусствовед учится всю жизнь. Базовые познания, которые даёт ему вуз, включают историю искусства (в том числе разных стран), теорию искусства, музееведение, археологию, культуру речи и многое другое. Современному искусствоведу нужно и хорошее знание иностранных языков.
Наука искусствоведение. Профессия искусствовед.