История герба россии. Как менялся герб россии
Сегодня в символике государство нуждается так же, как несколько столетий назад, если не больше. Все дело в том, что общее знамя действительно способно объединять людей. Именно поэтому был придуман герб. Это красивый и загадочный символ целой эпохи.
Герб Отечества прекрасный
Итак, что же он представляет собой в современной Российской Федерации? Чем примечателен? В законе сказано, что это четырехугольный, обладающий закругленными нижними углами, красный геральдический, заостренный в оконечности щит с изображением золотого двуглавого орла, поднявшего вверх свои распущенные крылья. Указанная птица увенчана двумя малыми коронами. При этом над данными коронами наличествует еще одна большая корона, соединенная лентой. Примечательно, что в правой лапе орла располагается скипетр, а в левой находится держава. На груди птицы, в обрамлении красного щита, изображен серебряный всадник, одетый в синий плащ. Рыцарь нарисован на серебряном коне, человек поражает черного попранного конем змея, опрокинутого навзничь, серебряным копьем. Для того чтобы полностью понять сущность символа, надо разобраться, почему герб России - двуглавый орел? Честь и совесть, прекрасная птица и гордый всадник, короны и мечи... Все это государственный герб Российской Федерации!
Как изображать?
Следует отметить, что современное воспроизведение Государственного герба Российской Федерации вполне допускается и без так называемого геральдического щита. То есть фактически остается главная фигура: двуглавый орел, обладающий атрибутами, которые были перечислены ранее. Кроме этого, допускается одноцветный вариант символа.
Что это значит?
Интересно, что золотой двуглавый орел, расположенный на красном материале, символизирует обычно историческую преемственность непосредственно в цветовой гамме символов конца пятнадцатого-семнадцатого веков. Рисунок этой птицы, которой обладает герб Российской Федерации, восходит к изображениям, которые располагаются на памятниках эпохи Петра Первого.
Что касается над головами орла, то это три исторические короны самого Петра Великого. То есть они символизируют суверенитет нашего Отечества - Российской Федерации - и суверенитет ее частей, а значит, субъектов Федерации.
Какова роль Их значение просто огромно! Скипетр и держава, которые находятся в лапах орла, являются символом государственной власти, а также единого отечества.
Важность интерпретации
Следует отметить, что изображение всадника, который поражает копьем огнедышащего дракона, на груди воинствующей птицы является одним из наиболее древних символов непрестанной борьбы света с тьмой, добра со злом, защиты Родины. Этим примечателен герб Российской Федерации.
Существует специальный нормативно-правовой акт, который регламентирует изображение герба как главного символа нашего Отечества. Но с чего все начиналось? Почему такой, какой он есть?
Древнерусские печати
Примечательно, что самого понятия так называемого рыцарского наследственного герба, которое широко было принято в Западной Европе, не существовало на Руси. В частности, во время борьбы и ожесточенных сражений чаще всего знаменами служили вышитые либо же нарисованные изображения Богородицы, Христа, определенных святых либо же просто православного креста. Изображения, встречающиеся на некоторых древнерусских военных щитах, также не считались наследственными. Именно поэтому история герба Российской Федерации является, прежде всего, историей так называемой великокняжеской печати, которая была известна уже давно.
Символизм из древности
Следует сказать, что на своих собственных печатях древнерусские князья обыкновенно изображали, прежде всего, святых покровителей (в частности, на печати, принадлежащей Симеону Горделивому, изображен Святой Симеон, а вот на печати известнейшего князя Димитрия Донского «правил», как нетрудно догадаться, Святой Димитрий). Кроме этого, как правило, на символике присутствовала надпись, которая указывала, кому непосредственно принадлежит данная печать. Интересна была и формулировка. К примеру, «печать принадлежит князю такому-то». Это считалось почетным знаменем.
Более современные варианты
Примерно начиная с Мстислава, известного в широких кругах как Удатный, а также внуков и иных потомков Всеволода по прозвищу «Большое гнездо», на печатях стал появляться так называемый «ездец», то есть символическое изображение князя, правящего в текущее время. Интересно, что оружие ездеца вполне могло быть разным. В частности, чаще всего изображались лук, копье, меч. А вот на монетах времен Ивана Второго Красного стал впервые появляться пеший воин, который поражает мечом змея (в других интерпретациях - дракона). Это уже почти герб Российской Федерации.
Новые элементы
Примечателен тот факт, что изображение ездеца, которым славится герб Российской Федерации, обыкновенно было присуще многочисленным печатям, которые принадлежали не только князьям Владимирским и Московским, но и другим владыкам. К примеру, во время правления Ивана Третьего изображение всадника, который поражает змею или дракона, имелось на символике не Великого князя Московского (там присутствовал человек с мечом), а его шурина, которого называли Великий князь Тверской Михаил Борисович. И современный государственный герб Российской Федерации мало чем отличается от той символики. И это прекрасно!
Интересно, что с тех пор, как этот князь Московский стал единолично править Русью, всадник на коне, который поражает копьем дракона, то есть символическое изображение фактической победы добра над злом, становится одним из самых главных символов всего Русского государства наравне с не менее известным и популярным двуглавым орлом. Это и стало предопределяющим моментом в формировании современного восприятия отечественной символики.
Русское государство и герб
Итак, символику нашего Отечества нельзя представить без присутствия в ней изображения двуглавого орла. Впервые необычная птица в роли государственного символа всего Русского государства встречается непосредственно на оборотной стороне официальной печати Ивана Третьего Васильевича в тысяча четыреста девяносто седьмом году, хотя указанные изображения встречались ранее в древнерусском искусстве, а также на тверских монетах. Тем не менее, впервые она запомнилась именно так.
Боец и его птица
Следует отметить, что размещение всадника непосредственно на груди орла вполне может объясняться тем фактом, что существовали обычно две государственные печати, которые были различны по размерам, а именно Большая и Малая. Это первые элементы, которыми славен герб России. Во втором случае она была двусторонняя, обычно прикреплялась к важному документу, на каждой ее стороне были размещены отдельно орел и всадник. А вот большая печать была односторонней. Она в обязательном порядке прикладывалась к листам, поэтому впоследствии и возникла необходимость совмещения двух символов государства в один. Как показала практика, это было отличное решение.
Впервые указанное совмещение встречается непосредственно на большой печати Ивана Грозного тысяча пятьсот шестьдесят второго года. Это уже своеобразный герб России. В это же время вместо всадника, как правило, стал появляться единорог. И хотя сам царь не считал указанного зверя таким уж необходимым символом государства, тем не менее, это животное встречалось на некоторых печатях известнейших Бориса Годунова, Лжедмитрия, а также Алексея Михайловича.
Примечательно, что на Большой печати Ивана Грозного в семьдесят седьмом году шестнадцатого века вместо двух корон стала появляться одна, которая характеризовалась крестом над орлом. Это было очень необычно. Две короны вернулись обратно во время правления легендарного Федора Ивановича, однако теперь над двумя головами орла был размещен православный крест (вероятно, как самостоятельный символ независимой и сильной Русской Православной Церкви).
Венец творения
Следует отметить, что на малой печати Лжедмитрия в тысяча шестьсот четвертом году орел был изображен впервые под тремя коронами, при этом всадник на груди птицы был повернут, как правило, в правую сторону, согласно устоявшимся западноевропейским геральдическим традициям. Примечательно, что после периода Лжедмитрия изображение рыцаря вернулось в свое первозданное состояние. Теперь уже над головами орла длительный период времени размещались две короны. Интересно, что датой официального установления всех трех венцов на гербе вполне можно считать тысяча шестьсот двадцать пятый год. В то время на так называемой малой государственной печати при Михаиле Федоровиче между главами птицы вместо креста появилась третья корона (этим символика и отличалась от печати Лжедмитрия, которая была, вполне возможно, сделана в Польше). Это было логично. При настоящем русском царе вся символика была исконно русская. На так называемой Большой государственной печати знаменитого правителя Алексея Михайловича, а также его сына Михаила Федоровича в тысяча шестьсот сорок пятом году «красовались» те же символы. И вот он - герб России, значение которого в истории трудно переоценить. Красивый, необычный и гордый…
Герб Российской империи
Но не всегда символы нашего Отечества были настолько единообразными. Так, в частности, на Большом гербе обыкновенно изображался черный двуглавый орел в золотом щите, который был коронован двумя императорскими коронами. Интересно, что над указанными венцами присутствовало такое же украшение, однако в большом виде. Это была корона, ознаменованная двумя концами развевающейся ленты андреевского ордена. Такой государственный орел в своих мощных когтях держит золотые скипетр, а также державу. Что касается груди птицы, то здесь изображается герб московский, то есть в червленом щите с золотыми краями располагаются Святой великомученик, а также Победоносец Георгий. Следует отметить, что он изображается в серебряном вооружении и лазоревой мантии, на серебряном коне, покрытом багряною тканью, отделанной золотой бахромой. Храбрый всадник поражает золотого дракона с зелеными крыльями копьем с восьмиконечным крестом в верхней его части.
Обыкновенно щит венчал а именно известнейшего Святого великого князя. Вокруг указанной символики располагалась цепь ордена Пресвятого Апостола Андрея Первозванного. Примечательно, что по сторонам находились изображения святых.
Необходимо сказать, что главный щит снизу был окружен восемью аналогичными символами княжеств и «царств». Кроме этого, здесь присутствовал «Его Императорского Величества родовой герб». Интересно, что над сенью самого главного щита помещались также шесть других символов княжеств и областей.
К слову, малый герб обыкновенно представлял собой черного двуглавого орла, непосредственно на крыльях которого, как правило, изображались восемь щитов княжеств, а также «царств». Интересно, что описание герба России очень напоминает описание вот этих вот старинных символов, которые были известны на Руси уже давно. Все, как известно, формируется исторически, идет испокон веков. Поэтому неудивительно, что подобный символ формировался веками.
А как сейчас?
Сегодня везде, во всех школах изучается герб России, значение его в истории и культуре. И это правильно. Детвора должна с младых лет понимать, откуда что берется и что обозначает. Итак, современный герб Российской Федерации - это уникальный символ, который позволяет любому иностранцу понять, насколько сильна наша держава, насколько непоколебим народ. Мало понимать расшифровку понятий, нужно помнить значение. Сегодня можно везде увидеть герб Российской Федерации, фото его размещены в Интернете и постоянно «мелькают» по телевизору. Поэтому изучить его не только несложно, но и просто необходимо. Знать свою историю, ощущать свое единство, испытывать здоровый патриотизм и понимать значение символов очень важно.
Как в XVIII веке изменился один из главных символов России
История герба России восходит к концу XV века, времени правления Ивана III, когда впервые на печати государя появилось изображение двуглавого орла. Именно эта эмблема и стала главным элементом герба, со временем претерпевшего различные изменения.
К началу XVIII века государственный герб России представлял собой двуглавого орла с раскрытыми и поднятыми крыльями, увенчанного тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и щитком с изображением всадника-змееборца на груди (окружающие орла символы на государственных печатях второй половины XVII века носили отчасти «факультативный» характер и в XVIII веке не прослеживаются).
Петровская эпоха внесла несколько существенных изменений во внешний облик государственного герба, что было связано с очевидным западноевропейским влиянием.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного на портрете Семена Мордвинова. Фрагмент картины Карла Людвига Христинека. 1771 год, © Wikimedia CommonsВо-первых , на государственных печатях петровского времени по крайней мере с 1710-х годов появилось изображение цепи ордена Святого апостола Андрея Первозванного - высшей награды России, учрежденной Петром I после возвращения из поездки в Европу в составе Великого посольства. Эта цепь могла охватывать как весь щит с государственным гербом, так и центральный щиток с изображением всадника. Второй вариант в итоге устоялся и впоследствии был официально утвержден.
Орден Св. Андрея Первозванного был единственным орденом Российской империи, имевшим шейную цепь. Апостол Андрей Первозванный имел большое значение для Петра не только как покровитель России (согласно легенде, зафиксированной в «Повести временных лет»), но и как покровитель моряков и мореходства. Введение знака высшего государственного ордена укрепляло статус государственного герба и устанавливало параллели с традицией западноевропейской государственной геральдики.
Фрагмент штандарта Петра I с корабля «Ингерманланд». 1710-е годы, © Центральный военно-морской музей Министерства обороны РФВо-вторых , также с 1710-х годов на государственных печатях короны над головами орла вместо прежних царских венцов принимают вид западноевропейских корон императорского типа - из двух полушарий с обручем посередине. Тем самым, по-видимому, подчеркивался имперский статус Российского царства, официально утвержденный в 1721 году после окончания Северной войны.
В-третьих , также с 1710-х годов на печатях на крыльях орла начинают помещаться изображения шести основных титульных гербов - Киевского, Владимирского, Новгородского, царств Казанского, Астраханского и Сибирского. Это новшество также находит параллели в европейской геральдике, в том числе в государственной геральдике Священной Римской империи германской нации. Впоследствии в российской государственной геральдике эта традиция закрепилась (хотя состав титульных гербов в XIX веке изменился).
В-четвертых , начиная с 1710-х годов формируется (в том числе и самим Петром I) представление о всаднике-змееборце как Св. Георгии Победоносце. Это сопряжение объяснялось близостью иконографических типов изображений всадника и Георгия Победоносца и отходом от прежней, светско-кратологической трактовки змееборца XVI–XVII веков.
После создания в 1722 году Герольдмейстерской конторы - официального органа, занимавшегося в том числе и вопросами официальной геральдики, первый профессиональный геральдист в России граф Ф. М. Санти разработал новый проект государственного герба, в соответствии с которым герб был утвержден указом Екатерины I о государственной печати от 11 марта 1726 года. Описание герба было следующим: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, в нем ездец в красном поле».
Изображение знамени, пожалованного императрицей Елизаветой Петровной Дондук-Даши при провозглашении его ханом Калмыцким. 1757 год, © Wikimedia CommonsТаким образом определилась цветовая гамма российского герба - черный орел в золотом поле - подобно двуглавому орлу в государственном гербе Священной Римской империи.
Российская империя в геральдическом отношении становилась вровень с ведущим государством тогдашней Европы и в какой-то степени вступала с ним в «диалог» об имперском наследии вообще. Изображение всадника-змееборца в качестве Св. Георгия Победоносца было признано московским гербом в 1730 году. Утверждение этого герба состоялось уже при Екатерине II в 1781 году: «Святый Георгий на коне, в красном поле, поражающий копием черного змия».
Во второй половине 1730-х годов работавший в России швейцарский гравер И. К. Гедлингер создал новую государственную печать, использовавшуюся на протяжении всего XVIII века. На ней помещено весьма живописное изображение двуглавого орла с поднятыми крыльями и головами, цепь ордена Св. Андрея Первозванного охватывает щиток с московским гербом, а вокруг орла расположены шесть щитков с основными титульными гербами.
В дальнейшем вплоть до начала царствования Павла I никаких изменений в российском государственном гербе не произошло.
Фрагмент иллюстрации из «Манифеста о Полном гербе Всероссийской империи». 1800 год, © the.heraldry.ru
Павел I, будучи увлечен рыцарской тематикой, оказал огромное влияние на развитие в России геральдики, попытавшись превратить ее в стройную и логичную систему.
Как известно, уже в начале своего царствования он принял звания протектора, а затем и гроссмейстера (великого магистра) Мальтийского ордена - Ордена Св. Иоанна в Иерусалиме рыцарей Родоса и Мальты (в российской литературе утвердилось неверное наименование этого ордена - Св. Иоанна Иерусалимского). Этот статус был отражен и в государственном гербе.
10 августа 1799 года в новый вариант герба были введены белый восьмиконечный мальтийский крест и корона магистра Мальтийского ордена. Корона помещалась над щитком со Св. Георгием Победоносцем (московским гербом), который, в свою очередь, висел на андреевской ленте на груди двуглавого орла и был наложен на мальтийский крест.
16 декабря 1800 года Павел I утвердил «Манифест о Полном гербе Всероссийской империи», представлявшем собой сложную геральдическую композицию, созданную, вероятно, по образцу прусского государственного герба. Одной из особенностей этого нового варианта герба было объединение в нем всех титульных гербов Российской империи в числе почти полусотни. Однако этот герб так и остался проектом, не будучи введен в употребление. После восшествия на престол Александра I государственная геральдика России была возвращена к тому виду, который она имела до 1796 года.
Ответ редакции30 ноября 1993 года президент РФ Борис Ельцин своим указом утвердил в качестве государственного герба двуглавого орла, который пришел на смену советскому серпу и молоту. Впервые этот символ был официально утвержден гербом России 11 апреля 1857 года императором Александром II . До этого момента он не имел официального статуса и многократно видоизменялся.
История двуглавого орла
Эмблема орла с двумя головами была символом древнего Хеттского царства, которое властвовало на Балканах, в Малой Азии и контролировало выход из Средиземного в Чёрное море. Символ также использовался персидскими шахами из династии Сасанидов.
В Древнем Риме полководцы изображали одноглавого орла на своих жезлах. Позднее орёл стал исключительно императорским знаком, символизирующим верховную власть.
По легенде, когда в Рим въезжал Юлий Цезарь , круживший в воздухе орёл убил двух коршунов, которые упали к ногам императора. Удивлённый Цезарь счёл это добрым знаком и приказал прибавить римскому орлу вторую голову.
Двуглавый орёл также был гербом Византии. Существует предположение, что эмблема относилась не ко всему государству, а только к династии Палеологов, правившей в 1261 — 1453 гг. в Византии.
Как двуглавый орёл стал символом России?
Гербы, в близкой к современной форме, появились в Средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Рыцари изображали свои эмблемы на щитах и знаменах, передавая их из поколения в поколение. На Руси гербов не существовало. Во время боёв знамёнами служили чаще всего вышитые или нарисованные изображения Христа, Богородицы, святых или православного креста. Поэтому вначале гербом в России служила великокняжеская печать.
Двуглавый орёл пришел на Русь из Византии в эпоху Средневековья. В январе 1472 года невестой Великого князя московского Ивана III стала византийская принцесса Софья Палеолог . Иван III решил поместить двуглавого орла на своей печати рядом с гербом Москвы — Георгием Победоносцем, убивающим змея.
Поначалу оба герба существовали на равных, но спустя сто лет двуглавый орёл был выбран эмблемой российского герба, а Георгий Победоносец — московского.
Как изменялся герб России?
В XVII веке в лапах орла появились — регалии императорской власти, общепринятые во всех монархических государствах.
Герб Русского государства в середине XVII века. Фото: Commons.wikimedia.org
Очередное изменения внёс сын Ивана Грозного — Федор Иванович «Блаженный» за время своего недолгого правления (1584-1587). Между коронованными головами двуглавого орла появился православный крест. Этот символ был связан с утверждением в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
При Михаиле Фёдоровиче Романове (1613-1645) на эмблеме появился Георгий Победоносец — его изображение появилось на груди орла. Также на гербе стали изображать третью корону.
Павел I (1796-1801) как покровитель мальтийского ордена, распорядился включить в государственный герб изображение мальтийских креста и короны.
Император Александр I (1801-1825) убрал мальтийскую символику, а также две короны из трёх. После победы над Наполеоном орла стали изображать с опущенными расправленными крыльями (до этого крылья были подняты). В лапах вместо скипетра и державы появились венок, молнии и факел.
Большой герб Российской империи. Фото: Commons.wikimedia.org
Но самая серьёзная реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению было создано специальное Гербовое отделение, которое возглавил барон Бернгард Кене . Он изменил рисунок орла и Святого Георгия Победоносца.
11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи — двуглавого орла. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.
После революции символика монархии и Российской Империи — орден, флаг и герб были упразднены. Эмблемой СССР стал серп и молот.
Герб РСФСР (19 июля 1918 — 11 мая 1925) Фото: Commons.wikimedia.org
Двуглавый орёл вернулся на герб страны только в 1993 году, когда указом президента был введён новый государственный герб — двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.
В каких еще странах двуглавый орел используется в качестве государственного символа?
Двуглавый орел используется на гербах и флагах у современных государств:
Албания
Двуглавого орла у Византии в конце XV века позаимствовал феодальный род Кастриоти. Представитель фамилии Георгий Скандербег в 1443 году возглавил борьбу за независимость Албании от Турции. Флаг с орлом, под которым воины Скандербега шли в атаку против чужеземцев, стал главным национальным символом балканского народа. Да и по-другому быть не могло. Ведь древние албанцы верили, что они произошли именно от этой гордой птицы. Название страны на местном наречии именуется Шкиперия — «Страна орлов».
Флаг Алании. Фото: Public Domain
Армения
Двуглавый орел был изображен на гербе древнего княжеского рода Мамиконянов. В 1918 году он стал официальным гербом Первой республики Армения по выбору архитектора, академика Российской академии художеств Александра Таманяна и художника Акопа Коджояна .
Герб Армении. Фото: Public Domain
Сербия
На эмблеме изображен двуглавый орел, на его груди красный щит, на щите крест с четырьмя огнивами (сербский крест). Сверху королевская корона и плащ. Герб в точности повторяет герб Королевства Сербии династии Обреновичей , впервые принятый в 1882 году.
Флаг Сербии. Фото: Public Domain
Черногория
На гербе изображен двуглавый орел в полете, который повторяет эмблему династии Петровичей (первая королевская династия Черногории) и династический герб правящей династии Византии Палеологов. Герб в местной трактовке символизирует единство и взаимосвязь Церкви и Государства.
Флаг Черногории. Фото: Public Domain
Кроме того, двуглавый орел в прошлом использовался на гербах и флагах исторических государств:
- Австрийская империя (1815-1867)
- Австро-Венгрия (1867-1918)
- Федеральное Государство Австрия (1934-1938)
- Царство Польское (1815-1915)
- Союзная Республика Югославия (1992-2003)
В ряде стран двуглавый орел является символом вооруженных сил или полиции:
- Греция - флаг армии;
- Кипр - эмблема Нацгварди;
- Турция - эмблема Генерального директората безопасности;
- Шри-Ланка - Эмблема Бронетанкового корпуса.
*Геральдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.
29.06.11 18:14
XV век
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) - важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник - единый свод законов страны.
Именно в это время - время успешного строительства российской государственности - гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси "самодержавием". Произошло это так: Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей - Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад (рис 1).
Император Максимилиан II не дал однако Софье своего Императорского орла, орел изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский а только цесарский венец (рис.2).
Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб - Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы (рис 3), одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест (рис 4).
Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533)возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха (рис 5). После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение (рис 6).
Середина XVI века
Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение (рис 7), как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением (рис 8).
Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла (рис 9), главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен.
Конец XVI - начало XVII века
В правление царя Федора Ивановича “Блаженного” (1584-1587) между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. Также известен и другой герб Федора Ивановича, который несколько отличается от вышеуказанного (рис 10).
В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел (рис 11) отражает это общественное мнение.
Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла (рис 12). Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел (рис 13). Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.
Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов (рис 14) и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы (рис 15). Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.
XVII век
Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии - Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе "Тишайшим" - Государственный герб несколько меняется (рис 16). В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам - монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.
В 1645 году при сыне Михаила Федоровича - царе Алексее Михайловиче - появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.
Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел (рис. 17), который должен был символизировать собой новый титул русского царя: "Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец".
К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу.
В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.
В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.
В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия - главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное "объяснение":
Тремя венцами орел восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к Богу являет,
Криле простер, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простертыми крыльями добре покрывает.
В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.
В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", который содержал официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя".
Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682). Трехглавый Орел заменяется старым двухглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регенстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя - слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689). Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла (рис.18). Продержался он однако не долго. После новой вспышки смуты - Стрелецкого бунта появляется новый Орел (рис.19). Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно.
В конце концов, Софья потерпев поражение, отправляется в монастырь, а в 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725).
Начало XVIII века
В 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы (рис.20). Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт - Петербург и Орел преобретает новые атрибуты (рис.21). На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.
Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.
С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.
Также важно сказать еще об одном Орле (рис. 21а) которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет - одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет".
Середина XVIII века
В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел (рис.22) снова изменяет свои формы, ироническая кличка "Болотная царица" ходила повсеместно и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел (рис.23). Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле".
После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) - внука Петра I, Орел практически не изменился (рис.24).
Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла (рис.25) за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла (рис.26). Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла.
На весьма кратковременное и чрезвычайно оскорбительное для русских людей царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак. В 1762 году на престол вступает Екатерина II "Великая" (1762-1796) и Орел меняется приобретая могучие и грандиозные формы (рис.27). В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма - Орел (рис.27а)появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной.
1799 - 1801 годы
Орел (рис.28) Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником - наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны (рис.28а). На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест.
Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.
1-я половина XIX века
В результате масонского заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I "Благословенный"(1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел (рис. 29), уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла (рис.30). Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.
В 1825 году в Таганроге умирает (по официальной версии) Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла (рис.31), который с течением времени несколько изменился (рис. 31а), но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы.
Середина XIX века
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом - щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
Также известен и другой Орёл Императора Александра II (1855-1881), где вновь возвращается Орлу блеск золота (рис.32). Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжении царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь.
Большой Государственный герб, 1882 г.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.
Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.
Последний по времени акт - "Основные положения государственного устройства Российской империи" 1906 года - подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным.
"derzava.com"
Герб России утверждён 30.11.1993 года.
Описание герба
На основании Положения о государственном гербе Российской Федерации, п.1:
"Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. "
Символизм
Три короны означают суверенитет страны. Скипетр и держава - символ государственной власти и единства государства. Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Ухналёв Евгений Ильич . Впервые символ двуглавого орла появился в истории России в 1497 году, хотя на тверских монетах встречался еще раньше. Двуглавые орел - символ Византийской Империи. Заимствование этого символа, также как у Сербии, Албании от Византии объясняется экономической, дипломатической, а также культурной близостью. Геральдический щит стал красного цвета по той причине, что изображение орла на красном относится к Византийской геральдической традиции, а изображение орла на жёлтом ближе к Римской геральдической традиции (герб Священной Римской Империи).
Возможные варианты герба
Все вышеуказанные гербы допустимы к использованию. Чаще всего изображается герб в полноцветном варианте с щитом, а также в чёрно-белом без щита (на печатях).
История происхождения герба России
Герб России 1497 года
Процесс объединения разрозненных княжеств начался до Иоанна III. Именно его отец - Василий II Васильевич (правил с 1435 г. по 1462 г.) начал процесс объединения земель русских.
При Иоанне III Московской княжество окончательно набрало силу и подчинило Псков, Новгород, Рязань. Тверь в этот период значительно ослабла как центр объединения земель.
В период правления Иоанна III начались меняться традиции правления. Вся знать в подчинённых землях теряла свои привилегии. Именно в период царствования Иоанна III вечевой колокол Новгорода был демонтирован и привезён в Москву.
Иоанн III также выстраивал новую дипломатическую политику. Он принял титул "Государь Всея Руси".
В этот период Иоанн III женится на византийской царице Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.
"Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом - всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.
Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского ". /Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год./
Таким образом, герб появился в момент появления современного государства Российского.
Однозначно невозможно сказать, что герб появился в 1497 году, так как матрицы для печати монет служили по 5-15 лет. На монете 1497 года на одной стороне был отражён копейщик, а на другой двуглавый орёл. Но точно можно сказать, что этот период может быть ограничен с 1490 по 1500 годы.
Теории появления в России двуглавого орла как официального символа
Существует несколько точек зрения на появление в России (Руси) изображений двуглавого орла. Во-первых, орёл использовался первоначально на монетах и печатях Твери и Москвы. Во-вторых, орёл начал использовать примерно в одно и то же время - ориентировочно конец XV века совместно с изображениями копьеносца.
В настоящее время существует три теории, объясняющие появление на двуглавого орла на печатях царей.
Византийская теория
Данная теория активно поддерживалась монархистами России и многими историками. В большинстве источников она остаётся единственной. По этой теории двуглавый орёл стал использоваться после брака Иоанна III с византийской царицей Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.
В пользу этой теории относится и то, что брак монархов совпал с появлением на Руси монет сочетающих изображение копьеносца с одной стороны и двуглавого орла с другой.
Теория заимствования символа в Священной Римской империи
В Священной Римской империи до 1440 года используется обычный орёл. После этого периода он меняется на двуглавого орла.
Некоторые историки и геральдисты отмечают, что в Московии двуглавый орёл мог быть принят к использованию под влиянием Священной Римской Империи.
Теория заимствования символа в Балканских странах
Третьей версией заимствования символа является заимствование двуглавого орла ряда балканских стран: Болгарии, Сербии.
Каждая из теорий имеет собственное право на существование.
Подробнее о появлении двуглавого орла на гербах мира можно прочитать в отдельной статье: орёл в геральдике .
С 1539 года в геральдике России ощущается влияние центральноевропейской геральдической традиции. В соответствии с ней клювы у орла раскрыты, язык высунут. Такое положение птицы называется: "вооруженный"
В этот период двуглавый орёл с реверса печати переносится на аверс. Закрепляется его значение в геральдике России.
На оборотной стороне впервые появляется мифологическое животное: единорог .
С этого периода на груди у двуглавого орла появляется щит (сначала барочной геральдической формы), на котором расположен всадник с копьём, поражающий дракона с одной стороны (главной) и единорог на щите с другой (реверсной стороне).
Данная версия герба отличается от предыдущей тем, что над головами у орла расположена теперь одна зубчатая корона, что символизирует единство и верховенство Московского князя Иоанна IV Грозного над землями русскими.
На данной печати с каждой сторон расположены эмблемы 12 земель русских (в общем 24 эмблемы с обеих сторон).
Единорог на государственных печатях
Впервые единорог как один из символов государственной власти появился в 1560 году. Значение данного символа до сих пор не ясно. На государственных печатях появлялся ещё несколько раз - во времена царствования Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Фёдоровичи и Алексея Михайловича. После 1646 года данный символ не использовался.
В период Смутного времени государственный герб на короткий период времени привели в соответствие с европейской геральдической традицией. Копьеносец был развёрнут влево, над головами у орлов вновь были помещены короны. Крылья орла стали изображать расправленными.
После окончания периода Смутного времени и царствования новой династии Романовых в России видоизменяется государственная печать, герб и другие символы.
Главные изменения заключались в том, что в соответствии с европейской геральдической традицией крылья орла теперь расправлены. В соответствии с русской эмблематической традицией, копьеносец развёрнут вправо. Над головами орла окончательно расположились три короны. Клювы голов орла открыты. В лапах зажаты скипетр и держава.
Именно при государе Алексее Михайловиче впервые появляется описание государственного герба.
"Тремя венцами орел восточный сияет:
Веру, Надежду, Любовь к Богу являет.
Криле простер - объемлет все мира конца:
север, юг, от востока аж до запада солнца
простертыми крылами добре покрывает
" ("Славянская Библия" 1663 г., стихотворная форма описания).
Второе описание даётся в государственном нормативном акте: указе "О титуле царском и государской печати" от 14 декабря 1667 года:
"Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия, и Малыя, и Белыя России Саможержца, его царского величества Российского Царствия, на котором (гербе - прим. ред.) три коруны изображены, знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению … на персях (на груди - прим. ред.) изображение наследника (так был истолкован ездец - прим. ред.); в пазноктах (когтях - прим. ред.) скипетр и яблоко (держава - прим. ред.), и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя ".
Герб России во времена правления Петра Великого
Начиная с 1710 года, всадника на гербе России всё больше ассоциируют с Георгием Победоносцем, а не простым копьеносцем. Также в период правления Петра Великого короны на голове у орла стали изображаться в форме императорских корон. Лепестковые и другие короны с этого момента больше не использовали.
Мастер - Хаупт |
Матрица государственной печати 1712 г. |
Именно при Петре I герб принял следующее цветовое оформление: двуглавый орёл стал чёрного цвета; клюв, глаза, язык, лапы, атрибуты золотого цвета; поле стало золотого цвета; поражённый дракон стал чёрного цвета; Георгий Победоносец изображался серебряным цветом. Данному цветовому оформлению следовали все последующие правители из дома Романовых.
При Петре Великом герб получил первое официальное описание. Под руководством графа Б.Х. фон Миниха можно встретить и в настоящее время: "Герб Государственный по старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона - золотые; в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия: епанча (плащ - прим. ред.) и копье желтые, венец (корона, венчающая Святого Георгия - прим. ред.) желтой, змий черный; поле кругом (то есть вокруг двуглавого орла - прим. ред.) белое, а в середине (то есть под Святым Георгием - прим. ред.) красное".
В XVII веке государственный герб претерпел большое количество изменений и вариантов
Гербы России при Павле I
После Петра Великого, герб России изменился значительно при Павле I. Именно при данном правителе все варианты герба России были унифицированы и приведены к одному виду
В данном году на гербе России появляется мальтийский крест . Россия в этом году приняла под покровительство остров Мальту. В следующем году Британия захватила данный остров. Павел велел перевести Мальтийский орден в Россию. То, что мальтийский крест остался на гербе России, означало её претензию к данной территории.
Также при Павле I появляется Полный герб с щитодержателями, выполненный в соответствии с традициями того времени. В это время был подготовлен "Манифест о полном гербе Всероссийския Империи". На большом гербе размещались 43 герба земель, входивших в её состав. Щитодержателями стали архангелы Михаил и Гавриил. Манифест так и не вступил в действие по той причине, что главу государства убили.
При Александре I впервые появился данный вид герба. Он отличался от стандартного герба. Главное отличие заключалось в том, что на военном гербе не были размещены гербы зависимых территорий (Финляндии, Астрахани, Казани и пр.). Щит на груди орла имел отличную французского щита геральдическую форму. Крылья не были подняты вверх.
При следующем императоре - Николае I данная традиция закрепилась.
Данный герб существовал в период правления Николая I.
Реформа Кёне (1857 год)
Кёне Бернгард родился в 1817 году в Берлине. В 1844 году назначается на должность хранителя нумизматического отделения Эрмитажа. В 1857 году Кёне назначили на должность начальника гербового отделения департамента герольдии.
Под редакцией Кёне выходит в свет книга "Гербовник Российской империи" (XI-XIII).
Именно Бернгард Кёне упорядочивает гербы территорий Российской Империи. Считается, что именно под влиянием Кёне, государство получает новый государственный чёрно-желто-белый флаг . Хотя на самом деле Кёне использовал лишь уже наработанные исторические материалы (стоит обратить внимание на проект большого полного герба Российской Империи от 1800 года; на нём щитодержатели свободной рукой поддерживают жёлтый флаг с чёрным орлом).
Кёне в соответствии со сложившейся в то время геральдической традицией приводил в соответствие все гербы. Первый исправленный Кёне герб был герб Российской Империи. Именно при нём были сформированы три версии герба: большой, средний, малый.
Как и говорилось выше, под руководством Кёне художником Александром Фадеевым был создан новый рисунок герба.
Основные изменения в гербе:
- прорисовка двуглавого орла;
- добавлено количество щитов (увеличилось с шести до восьми) на крыльях орла;
- всадник, поражающий дракона, теперь направлен геральдически вправо (по направлению к правому крылу орла).
Годом позже под руководством Кёне были подготовлены также средний и большой гербы.
В данном гербе были оставлены основные элементы герба прошлой версии. Цвет корон изменился - теперь он стал серебряный.
На печати были удалены все атрибуты монархической принадлежности, щиты были удалены.
Эскиз эмблемы-герба был выполнен Владиславом Лукомским, Сергеем Тройницким, Георгием Нарбутом, Иваном Билибиным.
Интересным фактом является то, что эмблема использовалась на реверсе монет, выпущенных Центральным Банком России в конце XX в. - начале XXI. Многие ошибочно считают эту эмблему государственным гербом, что является заблуждением.
Распространенные заблуждения о гербе России
На груди орла размещен не герб Москвы, хотя элементы очень схожи с гербом Москвы. Не менее важно и то обстоятельство, что всадник государственного герба не является изображением Святого Георгия. На гербе Москвы всадник "скачущий", а на государственном гербе - "едущий". На гербе Москвы у всадника присутствует головной убор. На гербе России дракон повергнут (лежит на спине), а на городском гербе дракон стоит на четырёх лапах.
Использование герба на фасадах
Источники
- Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской Имперiи, внесенные въ полное собранiе законовъ съ 1649 по 1900 годъ/ составилъ. П. П. фонъ-Винклеръ;
- "Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации" Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
- Манифест императора Павла I о полном гербе Всероссийской империи. Утвержден 16 декабря 1800 г.;
- Сайт Геральдического совета при Президенте Российской Федерации ;
- Указ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050 (ред. от 25.09.1999);
- Указе "О титуле царском и государской печати" от 14 декабря 1667 года.
- "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона".
- Часть фотографий предоставлена Оранским А.В. и запрещена к копированию.