Как определить святых по дате своего рождения. Святые покровители и заступники по дате рождения. Святой священномученик Ермоген, патриарх московский и всея Руси

Методическая разработка:

Святые заступники Руси”

МОУ СШ с. Сара Сурского района

Ульяновской области

Дмитриева Марина Анатольевна

2018г

Тема: Святитель Николай Чудотворец

Возраст обучающихся: 9-12 лет

Форма проведения: праздник

Цель: Прославление Угодника Божия Николая Чудотворца.

Задачи:

1. Знакомство обучающихся с традициями русского народа, связанных с празднованием Дня Николая Чудотворца; формирование представлений о чудесах, творимых по молитвам Святителю Николаю Чудотворцу Мирликийскому.

2.Формирование представлений о духовно-нравственной сфере человеческой жизни, ценностях любви и добра, раскрытие духовно-нравственного потенциала обучающихся.

3. Развитие творческих способностей обучающихся

Ресурсы: музыкальный центр, экран, проектор, микрофоны, ноутбук, фонограмма музыкального сопровождения, Икона Святителя Николая Чудотворца, подсвечник, свечи

Ход мероприятия:

Оргмомент.

Объявление темы, целей.

Учитель. Добрый день, дорогие друзья!

По православному церковному календарю каждый день мы празднуем память какого-либо святого. Святые - соль земли. Они – смысл ее бытия. Они тот плод, ради которого она хранится… Святые Церкви – свет мира.

На последний месяц года по народному календарю приходится самое большое количество праздников. Недаром наши предки говорили: «В декабре что ни день, то праздник». Однако самым почитаемым и в наше время остается День Николая Чудотворца, который православные отмечают 19 декабря.

Ребята, а что значит «чудотворец»?

(Ответы детей, обобщение учителя)

Учитель. Святой Николай – один из самых почитаемых на Руси святых. Его называют великим заступником и всегда обращается к нему в молитвах за помощью.

Дети смотрят клип «Николай Чудотворец».

Ведущий 1. На земле рождается очень много людей, но святых среди них очень и очень мало. Секрет столь редкой святости человека заключается в собственной жизни святого, безграничной доброте и любви, которую он проявляет к обычным, простым людям. Жизнь Святителя Николая была нелёгкой. В страшные времена гонений на христиан, в городе Патары, жили благородные и добродетельные Феофан и Нона, в последующем родители Святителя Николая. Долгое время у них не было детей. Они усердно молили Бога послать им чадо и дали обет посвятить его на служение Господу. Их слёзная молитва была услышана, и Господь даровал им чудесного сына, которого при крещении нарекли Николаем. Родился Святитель Николай в 3 веке (в 280г.).

Ведущий 2. Сохранилось предание о том, что всё время пока свершалось таинство Святого Крещения, Святитель Николай простоял в купели к благоговейному изумлению народа, не поддерживаемый ни кем, три часа! Так будущий великий Святитель уже при крещении своём явил себя Чудотворцем. От самого своего рождения Святитель Николай был молчалив, кроток и смиренен. Он рос разумным и добрым мальчиком. Наставления Боголюбивых родителей глубоко укоренялись в его сердце. Когда мальчик подрос, родители стали обучать его, и ребёнок быстро и легко постиг книжную мудрость. Всё своё свободное время он проводил в храме в молитвах и чтении Священного Писания. Во всех окружающих Николай проявлял к себе невольное почтение и любовь.

Ведущий 1. За свою добродетельную жизнь юноша Николай был посвящён в сан священника в г. Патары. Вскоре, когда умерли родители Николая, ему досталось большое наследство. Святой всё своё богатое наследство раздал нищим и нуждающимся, сам же всей своей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей христианского пастыря. Неисчислимы были подвиги его любви и милосердия к людям. Чудеса, творимые святителем Николаем, случаются и с каждым из нас, просто нужно уметь разглядеть и понять их.

2-й ведущий: Весьма интересно, почему Святителя Николая называют Чудотворцем Мирликийским?

l-й ведущий: По промыслу Божию во время молитвы Николаю чудотворцу явился светозарный юноша и возвестил: «Николай! Ты должен выступить на служение народу, если желаешь получить венец от Меня». Николай Угодник понял, что чудесный голос был голосом Самого Господа Бога. И Святой отправился в город Миры - столицу Ликии, где его никто не знал. Здесь он жил как нищий, терпя всяческие лишения. В это время в Мирах скончался архиепископ всей Ликии Иоанн. Все остальные епископы собрались в Мирах для избрания нового главы Ликийской Церкви - архиепископа.

2-й ведущий: А как это произошло, мы с Вами узнаем из стихотворения «Избранник Божий», которое нам прочтет… Ястребова Екатерина.

Епископы стояли и молились.

Они с мольбою к Богу обратились:

«Как нам найти достойнейшего мужа?

Архиепископ нашей Церкви нужен».

И вот явился ангел одному

И волю Божью передал ему:

«Кто первым в храм к заутрене войдет,

Того и примет с радостью народ!

Тот свет христианский принесет в ваш

край, И будет его имя - Николай!»,

Наутро первым в храм вошел святой.

«Ответь нам, кто ты? Тайну приоткрой,

Свое предназначенье не скрывай!»

Угодник тихо молвил; «Николай».

l-й ведущий: С тех пор святого называют Мирликийским чудотворцем. Приняв правление Церковью, архиепископ Николай стал всему народу Ликии милостивым и заботливым пастырем. Двери его дома были открыты для всех. Каждого он принимал с любовью и радушием.

2-й ведущий: В одно из самых жестоких гонений на христиан Архиепископ Мирликийский Николай был схвачен нечестивыми язычниками и со множеством христиан заключен в тюрьму. В долгом заточении христианские узники терпели страдания, голод и жажду. А непоколебимый служитель Христов Николай только утверждал в вере свою паству.

l-й ведущий: Являясь святым, Николай чудотворец утешал немощных и укреплял малодушных в таком страшном для простых людей ожидании верной погибели. Святитель Николай твердо стоял на том, что «Исповедующие Христа всегда пребывают в готовности пострадать, даже до смерти, за Имя Христово!»

2-й ведущий: В городе Ликии было время страшного неурожая и повсеместного голода, а Святитель Николай помог своему народу спастись от верной голодной смерти.

l-й ведущий: В то время как народ Ликии голодал, в одной из итальянских пристаней снаряжался корабль с хлебом. И вот, в чудном сновидении, к хозяину корабля приходит Божественный Посланец. А что было дальше, мы с Вами узнаем из стихотворения, которое называется «Три золотые монеты», его нам прочтет Глухова Анастасия.

Неурожайным был в Ликии год,

Терпел нужду и бедствия народ-

Запасы хлеба подошли к концу.

И вот тогда богатому купцу,

Что нагрузил свои суда пшеницей,

Чудесный сон глубокой ночью снится.

Сказал, ему святитель Николай:

Ты свой корабль в Ликию отправляй,

Получишь Божью помощь ты за это.

В залог возьми три золотых монеты!”

Купец проснулся. У него в руке

Блестели три монеты золотые,

Монеты драгоценные, святые…

Исполнил он Угодника наказ,

Народ Ликии от лишений спас.

l-й ведущий: Много чудес сотворил великий святой при жизни, много он их сотворил и после своего преставления

Просмотр видеоролика

2-й ведущий: После праведной кончины (в декабре 342 г. по Рождестве Христовом) святые мощи угодника Божия сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого множество людей получало исцеление. В 1087 г. в связи с угрозой нашествия мусульман мощи святителя Николая были перенесены в город Бари в Южной Италии, где они почивают и поныне.

l-й ведущий: Слава о великой святости жизни, о многих чудных благодеяниях страждущим и о целебной силе нетленных мощей святителя Николая распространилась на Востоке и на Западе. По всему миру воздвигнуто множество храмов во имя святого Угодника Божия Николая Чудотворца. И по сей день великий святитель слышит нас и избавляет от мрака скорбей и нашествия бед лучами чудес своих!

Учитель: Все вы знаете, что достопримечательностью нашего Сурского района является Николина гора, названная в честь святого Николая Чудотворца.

В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились.

Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей.
Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его - меч, а в другой - храм. "Никола Можайский" - так именуют этот образ на Руси.

Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.

Позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда и перенесли удивительную икону. Вскоре и Белую гору окрестили Николиной или Никольской. Местные жители рассказывают, что их предки хранили образ как святыню и никак не соглашались передать его вышестоящим властям.

При советской власти религиозные проявления не приветствовались. И в одно прекрасное время чиновники распорядились уничтожить Никольскую часовню. На это дело даже удалось уговорить одного из молодых трактористов-атеистов. Старожилы утверждают, что мать парня плакала и молилась о спасении души своего заблудшего сына, она просила святого Николая сохранить ему жизнь.

Молодой человек пытался снести часовню с помощью трактора. Но случился обвал, машину занесло. Народ ахнул, когда трактор перевернулся и полетел с горы в пропасть. Но каково было всеобщее удивление, когда люди увидели тракториста повисшего на дереве, одиноко растущем на склоне. Парень вылетел из машины, зацепился за сучок и остался жив. «На самом деле святой Николай услышал молитвы его матери и пожалел ее», - уверены сельчане.

Николина гора по сей день считается святым местом. Здесь установили новую икону, подобную прежней, похищенной чекистами. Со всех уголков нашей страны приходят сюда люди, чтобы молить о прощении своих грехов и просить у святого Николая Чудотворца исполнить их самые сокровенные желания.

Заключительное слово учителя.

В заключение хочется пожелать, чтобы жизнь каждого из нас изо дня в день наполнялась делами добра, которые приносят чувства счастья и радости, помогают приблизиться к святости. Помните, что святые – это люди, которые вобрали в своё сердце только свет. Нужно всем нам жить так, чтобы не только одного угодника Божьего св. Николая все знали и почитали, но чтоб каждый из нас стал угодником Божьим. И пусть в этом нам помогает молитвами Николай Чудотворец.

Кто странствует, кто свой покинул край,

Кому суровой мачехой чужбина,

Пред кем морская ли, житейская пучина –

Тем помоги, святитель Николай!

Все вместе исполняют песню «Родина»

С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой,

Со Спасова древнего образа

С горящей свечи восковой.

А может она начинается

С молитвы прабабки моей

С нательного детского крестика

С причастья у царских дверей.

С чего начинается Родина?

С часовни у Царских ворот,

С Заступницы Матушки Иверской,

К Которой стремиться народ.

С чего же она начинается?

С признания в детских грехах

Отчизна моя отражается

Священника в добрых глазах.

С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой

Со Спасова древнего образа

С горящей свечи восковой

А где же она завершается?

В бездонной небес синеве

Где время и вечность сливаются

В молитве о русской земле.

С чего начинается Родина?

Святой священномученик Ермоген, патриарх московский и всея Руси

Святой Ермоген был священником в городе Kазани. С его именем связано обретение одной из самых известных и почитаемых на Руси икон Божией Матери - «Казанской». Спустя годы он стал казанским митрополитом, а затем и Патриархом Московским. Его правление совпало с тяжёлыми для Руси временами - нашествием поляков. Святой Ермоген призывал твёрдо держаться Православной веры, быть верными царю и Отечеству. За это поляки заточили святого в монастырь. Но он не испугался врагов и даже в неволе призывал народ бороться с захватчиками. Твёрдая вера, мужество и стойкость помогли святителю перенести тяжёлые испытания. «Что вы меня пугаете, боюсь лишь одного Бога», - говорил он своим врагам. «Спаси, Господи, люди Твоя», - горячо молились святой Ермоген со своей паствой об изгнании врага с Русской земли.

Святой равноапостольный царь Константин

Царь Kонстантин правил Византийской империей. Сначала он был язычником, но одно, казалось бы, невероятное событие перевернуло его жизнь. Однажды перед решающей битвой, когда силы противника многократно превосходили армию Kонстантина, он увидел на небе светящийся крест с надписью «Этим победишь!». Kонстантин нанёс такой же крест на воинские знамёна и одержал победу. Убедившись в силе Kреста Господня, он принял христиан под своё покровительство и объявил веру Христову государственной религией. С той поры по всей империи строились храмы, монастыри, создавались школы. Гонения на христиан прекратились. В конце жизни Kонстантин принял крещение и был признан святым за свою милость к христианам и за распространениеверы в Византийской империи. Одна из величайших заслуг Константина - созыв Первого Вселенского Собора в городе Никее в 325 г.

Святой равноапостольный князь Владимир

Святой Владимир был внуком княгини Ольги, одной из первых на Руси принявшей христианство. Он исповедовал язычество, но стал сомневаться в истинности своей веры и разослал гонцов во все страны, чтобы больше узнать о вере разных народов. Kогда русские послы прибыли в Kонстантинополь, то великолепие храмов, торжественность и красота богослужений тронули их до глубины души. Вернувшись, они рассказали о том, что увидели, князю Владимиру. В 988 году князь крестился сам(с именем Василий)и крестил Русь. С этого времени начали строиться храмы и монастыри, открывались школы, где учили закону Божьему. Русь стала православной страной. С тех пор русские люди исповедают Православную веру, в основе которой - любовь к Богу и ближнему. Она учит добру и милосердию. Обращение князем Владимиром русских людей в веру Православную.

Святой преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий с ранних лет служил Богу. Он родился в благочестивой боярской семье. Сергию (до принятия монашества Варфоломею) трудно давалась грамота, но чудесное посещение Ангела помогло ему. После смерти родителей Сергий ушёл в лес и жил там в труде и молитве ради Господа. Скоро к нему стали приходить ученики. Так была основана известная на весь мир Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Старец был не только духовным учителем, но и служил примером в повседневном труде. Он сам колол дрова, носил воду, пёк хлеб. За такое усердие и смирение святой был удостоен от Гос пода дара чудотворения. Он мог исцелять и даже воскрешать людей. Несколько раз его посещала Сама Богородица. Память о нём и вера в его заступничество останутся навсегда. Господь по молитвам прпеподобного Сергия воскрешает мальчика.

Святой преподобный Серафим, саровский чудотворец

Преподобный Серафим родился 19 июля 1759 года в благочестивой семье. В 17 лет он решил уйти в монастырь. Мать благословила его на этот подвиг, и он ушел в Саровскую пустынь. Святой принял постриг с именем Серафим, что означает «пламенный», и ушёл в затвор. Он жил в построенной им келье в лесу и молился Господу. Видя его святость, лесные звери приходили к Серафиму и служили ему. После 15-летнего затвора старец вернулся в монастырь. К нему за советом и утешением приходило множество людей. По его молитвам совершались знамения и чудеса. Воины, получившие благословение старца, оставались невредимы на поле боя. И по сей день преподобный Серафим почитаем народом, и его ласково называют «батюшка Серафим». Кротость и святость батюшки Серафима делали добрыми даже лесных зверей.

Святой преподобный Илия Муромец, печерский, в Ближних пещерах

Преподобный Илия родом из города Мурома. В детстве он сильно болел и не мог ходить, однако чудесным образом исцелился и обрёл небывалую силу. Учёные считают, что знаменитый былинный герой - богатырь и святой преподобный Илия один и тот же человек. Обладая невероятной силой, он воевал с врагами, храбро и бесстрашно защищая русские земли. В одном из боёв он был тяжело ранен и, вероятно, предчувствуя близкую кончину, ушёл в монастырь и стал иноком. Святому Илие Муромцу на его родине, в городе Муроме, установлен памятник. Нетленные мощи святого покоятся в Kиево-Печерской Лавре. Решив посвятить свою жизнь Господу, святой Илия удалился в монастырь и проводил дни в уединении и молитвах.

Святой преподобный Андрей Рублев

Святой Андрей родился около 1360 года. Отличался образованностью и мудростью. Он учился иконописи в Византии и Болгарии. Но дар его раскрылся только на Руси. Любовь к Богу и желание служить Ему стали смыслом его жизни, и он принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре. Более 20 лет вёл он жизнь подвижника-иконописца. Kисти святого Андрея Рублёва принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы - величайшая святыня и непревзойдённый шедевр иконописи. Святой Андрей расписал Благовещенский собор в Московском Kремле, Успенский собор во Владимире и множество других храмов и монастырей на Руси. И сейчас, спустя много веков, мы удивляемся красоте и совершенству икон, написанных великим Андреем Рублёвым. Преподобный Андрей Рублёв пишет икону Пресвятой Троицы.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

Святой Иоанн происходил из простой семьи. Он с отличием окончил духовное училище, а затем семинарию. Иоанн мечтал уехать на Аляску и проповедовать среди язычников. Однако судьба распорядилась иначе, и он стал священником в Андреевском соборе города Кронштадта. Среди людей этого города, нуждающихся в участии и утверждении в вере, он и начал подвиг своего самоотверженного пастырского служения. Ежедневно бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально. Особен но заботился о детях и старался сделать всё, что бы они ни в чем не нуждались. Милосердием своим он выражал любовь к Родине. Святой Иоанн говорил так: «Научись веровать в Бога и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству». Святой Иоанн Кронштадтский приводит сирот в приют для детей.

Святой праведный воин Федор Санаксарский Ушаков

Святой воин Феодор родился в 1745 году в благочестивой семье. С детства его отличали усердие и добрый нрав. При этом он был отважным, любознательным ребёнком, прилежно учился. За тем посту пил на службу во флот, что принесло России множество побед. «Благодаря Богу», - как любил говорить праведник, не только не потерпел он ни одного поражения в морских сражениях, но не потерял при этом ни единого корабля и ни один из его служителей не был взят в плен. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Годы свои праведный воин окончил в деревне возле Санаксарского монастыря, которому постоянно оказывал благотворительную помощь, и там же был погребён. Благодаря Богу святой Феодор Ушаков одержал ряд великих побед над врагом.

Святой благоверный князь Даниил Московский

Святой Даниил Московский был сыном князя Александра Невского. В управление он получил Москву, в которой поставил храм и монастырь, названные в честь его святого покровителя Даниила Столпника. Данилов монастырь действует и в наше время. Москва в то время была маленьким городом. Князь Даниил не стремился его расширять, ведь для этого пришлось бы вести войны. Он всегда шёл путём милосердия и миролюбия. После смерти своего дяди, князя Переяславского, Даниил получил в наследство его княжество. И вскоре Москва стала большим и знатным городом. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. За любовь к Богу и ближнему князь Даниил был причислен к лику святых. Святой Даниил, образец милосердия и миролюбия, - покровитель Москвы.

Святой благоверный князь Александр Невский

Александр Невский правил Великим Новгородом, одним из княжеств Руси, в тяжёлое для страны время. С востока надвигались полчища ордынцев, с запада - рыцари-крестоносцы. Будучи храбрым воином, он давал решительный отпор врагам. Князь одержал победу в битве со шведами на реке Неве, за что его называют Невским. Позже разгромил рыцарей на Чудском озере. Эта битва известна как Ледовое побоище. Западные рубежи Отечества были защищены, но с востока угрожали вторжением татаро-монголы. Нужно было избежать сражения. И здесь Александр проявил себя как мудрый политик. Он приезжал в Орду и вёл переговоры. В конце жизни князь принял монашество и даже высший монашеский постриг - схиму. Александр Невский: «Кто на нас с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской

Святой Дмитрий Донской родился в 1350 году. Христианское благочестие сочеталось в нём с мудростью правителя. Жизнь свою он посвятил объединению русских земель и спасению их от татаро-монгольского ига. Перед решающей битвой с ордынцами князь просил благословения у святого Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя и послал с ним двух иноков-воинов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Они погибли на поле брани и были причислены к лику святых. За победу в Kуликовской битве, произошедшей 21 сентября 1380 года, князь Дмитрий был назван Донским. На месте сражения он построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Ратный подвиг Дмитрия Донского. Победа русского войска в Куликовской битве положила начало освобождению нашего Отечества от татаро-монгольского ига.

Святитель Николай, архиепископ мир ликийских, чудотворец

Святой Николай с детства любил молиться в храме и читать книги. Когда он повзрослел, то стал епископом города Миры Ликийской области Римской империи. Он был очень добрым, заботился о людях, утешая их в бедах, и помогал совсем незнакомым. До глубокой старости дожил святой Николай, и за его праведную жизнь Господь наградил его даром чудотворения. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Люди были обречены на гибель. Одна надежда - просить помощи у святителя Николая. Погибающие стали горячо молиться - икорабль благополучно вернулся в гавань. После смерти святого множество чудес происходило и от его мощей, которые находятся в храме итальянского города Бари. Чудесное заступничество святителя Николая и спасение людей на корабле, попавшем в шторм.

Святитель Алексий, митрополит московский и всея Руси, чудотворец

Святой Алексий с детства решил посвятить себя Богу и в 15 лет ушёл в монастырь. Он много учился, был благочестив и являлся примером для многих людей. Поэтому ему доверили воспитание малолетнего князя Димитрия (будущего Донского). В 1356 году Алексий был избран митрополитом Московским и всея Руси. Много потрудился святой в деле устроения новых обителей. Его отличали забота о своей пастве, а любовь к ближним была так велика, что он своим даром чудотворения исцелял всех, кто бы ни попросил. Однажды он исцелил даже супругу ордынского хана, слепую Тайдулу. Святитель Алексий дожил до глубокой старости, управляя Русской Церковью 24 года. Его святые мощи покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе. По молитве святого Алексия, супруга хана, окропленная святой водой, исцелилась.

Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские

Братья Kирилл и Мефодий родились в греческом городе Салоники. Они получили хорошее образование и могли занять высокую должность при дворе византийского императора. Однако сердца их стремились к Богу. Братья стали монахами и отправились проповедовать слово Божие в славянские земли. Они неустанно трудились над распространением Христовой веры: создали славянскую азбуку, открыли школы для обучения людей чтению и письму, перевели на славянский язык Библию, богослужебные книги и сочинения святых отцов. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая торжественно празднуется День славянской письменности и культуры. Все славянские народы любят этих святых и чтут их память. Святые братья Кирилл и Мефодий проповедуют слово Божие в славянских землях и рассказывают людям о вере Христовой.

Святые женщины

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Святая Нина родилась в знатной семье. Когда девочке было 12 лет, они переселились в Иерусалим. Отец Нины стал пустын­ником, мать - диаконисой, а сама она стала жить при храме. Однажды девочка узнала, что где-то в Иверии (ныне Грузии) сокрыт хитон Господень, стала молиться Пресвятой Богородице о помощи, и Та явилась к ней во сне. Нина отправилась в Грузию, где проповедовала христианство. Вскоре девушке было открыто, что хитон находится под огромным кедром в царском саду. Кедр спи­лили, из шести сучьев сделали столбы для будущего храма, а столб из ствола никак не могли поднять. Нина молилась всю ночь, и явил­ся Ангел, и поднял столб, который засиял, осветив весь город. На этом месте и выстроили первый в Грузии храм. Святая равноапостольная Нина скончалась в 335 году, после 35 лет апостольского служения. Святая Нина обратила в христианство грузинских царя и царицу.

Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина

Святая Мария до встречи с Иисусом жила неправедно. Последовав же за Ним, она стала Его верной ученицей. После казни Спасителя Мария рано утром пришла к пещере, где положили тело Иисуса, чтобы по обычаю тех времён ума­стить его миром и ароматами. Но тела там не оказалось. Мария горько заплакала и вдруг увидела двух Ангелов. «Почему ты плачешь?» - спросили они. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», - ответила Мария. Тут её окликнул знако­мый голос, и явился Сам Господь, сказав: «Иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». «Христос Воскрес!» - такую весть принесла Мария Магдалина апостолам. Святая мироносица ещё долгое время служила Церкви, разделяя с апостолами труды проповедничества. Благодаря святой Марии Магдалине мы дарим друг другу пасхальные яйца.

Святая равноапостольная великая княгиня российская Ольга

Святая Ольга была женой киевского князя Игоря. Великая княгиня устраивала жизнь страны: провела первую налого­вую реформу, установила государственные границы, повелела возводить надёжные городские стены и основывать новые горо­да. Кроме того, княгиня заботилась об убогих и малоимущих. Великая княгиня приняла Святое Крещение в Константинополе в честь равноапостольной царицы Елены. Следуя примеру своей святой, Ольга проповедовала христианскую веру, строила на Руси храмы, по её распоряжению переводились богослужебные книги. При внуке княгини, равноапостольном князе Владимире, произошло крещение Руси. Святая Ольга стала духовной мате­рью русского народа, её называют «начальницей веры» и «корнем Православия», почитают за искреннюю веру, апостольские труды и мудрое управление государством. Святая Ольга положила начало почитания на Руси Пресвятой Троицы.

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна

Святая Елисавета родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского. В 20 лет она стала женой великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. Великая княгиня всем сердцем полюбила Россию и приняла православие. В Москве она много помогала больницам, приютам, домам инвалидов, а во время русско-японской и Первой мировой войн занималась организацией помощи фронту и семьям фронтовиков, лично ухаживала за ранеными в лазаретах. Когда был убит её супруг, Елисавета Феодоровна продала свои драгоценности и построила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Там были бесплатные аптека, больница, приют, библиотека, столовая для бедных. В 1918 году, после октябрьского переворота, великую княгиню арестовали и вместе с другими членами императорского дома бросили в старую шахту. Святая Елисавета всегда особенно заботилась о детях.

Святая праведная Иулиания Лазаревская, муромская

Святая Иулиания рано осталась сиротой и росла у родственни­ков. В 16 лет девушку отдали замуж. Она стала вести боль­шое хозяйство и растить детей, но всегда находила время для молитв и помощи неимущим: шила им одежду, ухаживала за больными. Во время страшного голода Иулиания продала всё своё имущество, чтобы купить хлеб для бедных, а затем стала выпекать его из лебеды и древесной коры, и этот хлеб оказывал­ся слаще мёда. Вслед за голодом пришла эпидемия, и святая при­нялась ухаживать за больными. После смерти мужа Иулиания раздала бедным всё своё наследство. Живя в крайней нищете, она, тем не менее, всегда была приветлива и жизнерадостна. Последними словами Иулиании перед кончиной были: «Слава Богу за всё! В руки Твои, Господи, предаю дух мой», а вокруг головы её появилось золотое сияние. Во время сильного голода, сама оставаясь без пищи, святая Иулиания отдавала последний кусок просящему.

Святая первомученица равноапостольная Фёкла

Святая Фёкла родилась в Иконии, в семье богатых язычни­ков. Однажды в город пришёл апостол Павел, и девушка, слушая его, всей душою возлюбила Иисуса Христа. Когда апо­стола Павла бросили в тюрьму, Фёкла подкупила охранников и тайно посещала своего учителя. Вскоре апостола изгнали из города, а Фёклу приговорили к сожжению на костре, однако пламя даже не опалило её одежд. Святая Фёкла покинула Иконию, отыскала своего учителя и, проповедуя Евангелие, дошла с ним до Антиохии. Там Фёклу вновь схватили и подвергли истязаниям, но девушка сохраня­лась невредимой, и правитель города устрашился и повелел отпустить её. По благословению апостола Павла святая Фёкла поселилась в пустыне и прожила там долгие годы, проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой и обращая в христи­анство язычников. Святая Фёкла привела ко Святому Крещению даже языческого жреца.

Святая мученица Татиана

Святая Татиана родилась в Риме, в знатной христианской семье. Девочка выросла благочестивой, трудолюбивой и стала диаконисой: ухаживала за больными, помогала бедным, посещала темницы, готовила верующих к обряду крещения. Имя «Татиана» означает «устроительница», и у неё действи­тельно всё волшебным образом устраивалось. На благодарно­сти Татиана отвечала: «Не меня благодарите - Господа!» Вскоре в Риме сменилась власть и начались гонения на христиан. Татиану схватили, подвергли пыткам, но все раны чудесным образом исцелялись. Тогда девушку бросили на съедение львам, однако свирепые хищники лишь приласкались к ней и смирно легли к её ногам. Львов хотели загнать обратно в клетку, и тут они растерзали одного из мучителей. Татиану не взял даже огонь, и ей вынесли смертный приговор: девушка была казнена мечом. Восемь палачей уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против неё.

Святая мученица Людмила, княгиня чешская

Святая Людмила была замужем за чешским князем Боривоем. Супруги приняли Крещение от святителя Мефодия и стали распространять веру Христову на своей земле - строить церкви, приглашать в них священников. Когда князь умер, Людмила продолжала вести благочестивую жизнь и неустанно заботиться о Церкви. Княжить стал сын Боривоя и Людмилы, Вратислав, который вскоре женился на язычнице Драгомире. Их сыну Вацлаву было 18 лет, когда Вратислав умер, и юноша стал пра­вить княжеством с помощью матери. Пользуясь молодостью и неопытностью сына, Драгомира стала насаждать языческие обы­чаи. Святая Людмила воспротивилась этому и была убита по приказу Драгомиры. Когда от гроба святой мученицы стали совершаться многочисленные исцеления, князь Вацлав перенёс тело в Прагу и положил его в церкви Святого Георгия. Святая Людмила почитается как святая покровительница Чехии.

Святая мученица Екатерина

Святая Екатерина родилась в Александрии, в богатой знат­ной семье. Девушка изучила несколько языков, творения всех знаменитых древних писателей и философов, а однажды познакомилась со старцем, который поведал ей о Христе. Когда император Максимилиан устроил праздник в честь языческих богов, в числе прочих гостей он пригласил и Екатерину. Она стала проповедовать христианство, и никто не смог переубедить её. Тогда император приказал подверг­нуть Екатерину пыткам на деревянных колёсах с железными остриями. Но Ангелы освободили святую от уз и сокрушили колёса. Мужеством и мудростью девушка обратила в христианство жену императора, которая навещала её в темнице. Максимилиан не смог стерпеть этого и казнил обеих. Святая Екатерина взяла верх над 50 учёнейшими мужами империи, так что они сами уверовали во Христа.

Святая великомученица Варвара

Отец святой Варвары был богатым и знатным язычником. Девушка жила в башне, где её посещали только учителя­язычники. Она любовалась видом из окна и вскоре поняла, что идолы, творения рук человеческих, не смогли бы создать такого прекрасного мира. Когда отец захотел выдать Варвару замуж, она воспротивилась. Решив, что дочь просто устала от заточения, отец дал ей полную свободу. Вскоре Варвара познакомилась с христианами и приня­ла Святое Крещение. В то время христиан подвергали преследо­ваниям и пыткам, и когда Варвара рассказала о своей вере отцу, тот отдал её на суд правителя города. Правитель повелел девуш­ку обезглавить. Возмездие Божие не замедлило постичь мучите­лей святой Варвары: они были сожжены молнией. По молитвам святой Варвары Ангел прикрыл её наготу светозарной одеждой.

Святая великомученица Анастасия Узорешительница

Святая Анастасия родилась в семье римского сенатора. Мать её была христианкой и воспитала дочь в вере, несмотря на то что христиан жестоко преследовали. Когда девочка выросла, отец выдал её замуж, но супруг вскоре умер, и Анастасия получила огромное наследство, которое раз­дала бедным. Она посещала христиан, томящихся в темницах (узах), - ухаживала за больными, утешала страждущих. Когда её учителя, святого Хризогона, казнили, Анастасия отправилась странствовать, чтобы помогать христианам везде, где возможно. Она облегчала заключение многих людей, заботясь не только о телах, но и о душах, и поэтому её называли Узорешительницей. Узнав о том, что Анастасия христианка, римский император заключил её под стражу. Святая отказалась поклоняться языче­ским богам и мужественно приняла муки и последующую казнь. Святая Анастасия была отрадой для всех изнемогающих телом и духом людей, часто выкупала узников из темниц.

Святая блаженная матрона Московская

Святая Матрона родилась в семье бедных крестьян. Девочка росла слабой и слепой, но отзывчивой и ласковой. С семи лет она исцеляла больных и оберегала людей, предсказывая собы­тия и давая мудрые советы. В 16 лет у неё внезапно отнялись ноги. Девушка приняла болезнь со смирением, продолжая помо­гать людям. Некоторое время спустя она переехала в Москву, где ютилась по разным углам, не имея своего жилья. Однако, как и прежде, Матрона лечила больных и утешала отчаявших­ся, проводила долгие часы в молитвах. Когда началась война, Матроне открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, и она сама часто говорила, что хранит бойцов, невидимо присутствуя на фронтах. До самой своей кончины блаженная неустанно помогала просящим. Святая Матрона принимала в день до сорока человек.

Святая блаженная Ксения Петербургская

Святая Ксения выросла в семье благочестивых родителей. Она вышла замуж за придворного певчего, но спустя некоторое время тот внезапно скончался, не успев принести покаяния. Ксения решила вымолить у Бога прощение мужу, приняв тяже­лейший подвиг юродства. Она раздала всё имущество, днём бро­дила по городу, а ночью молилась. Блаженная отказывалась от денег, а одежду принимала только красных и зелёных цветов - в память о форменной одежде мужа. На Смоленском кладбище тогда строилась новая церковь. Рабочие заметили, что кто-то им помогает: ночью носит кирпичи на леса. И однажды они увидели, как пришла блаженная Ксения, набрала тяжёлых кирпичей и легко понесла вверх по лестнице. Святая несла подвиг добровольного безумия 45 лет. Милость Божия так осеняла святую Ксению, что те, к кому она просто заходила в дом, были успешны и счастливы.

Святая благоверная княгиня преподобная Анна Новгородская

Святая Анна была дочерью шведского короля, тогда её звали Ингигерда. Девушка получила прекрасное образование, много путешествовала, участвовала в общественной жизни, хорошо владела оружием. Повзрослев, Ингигерда приняла пра­вославие с именем Ирина и стала женой русского князя Ярослава Мудрого. Она помогала мужу во всех государственных делах, строила храмы и монастыри, заботилась об образовании народа. Кроме того, она стала матерью десятерых детей и дала им истин­ное христианское воспитание. В 1045 году Ирина отправилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. Там великая княгиня приняла монашеский постриг с именем Анна, соединив в себе два пути святости - духовного и земного материнства. Со святой Анны началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.

Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая

Преподобная Евфросиния, в миру Предислава, с малых лет полюбила книги и усердные молитвы. Узнав, что родители хотят обручить её со знатным князем, она ушла из дома в оби­тель. Юная монахиня изучала и переписывала книги, а выру­ченные от их продажи деньги тайно раздавала нищим. Однажды ей явился Ангел и сказал основать недалеко от Полоцка обитель. Спасо-Преображенский монастырь быстро расширялся: насельниц привлекала школа при монастыре. Преподобная Евфросиния учила послушниц закону Божьему, грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремёслам. Также она заботилась о мире между соседями, а всем желавшим жить благочестиво давала духовные советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Отправляясь к месту будущей обители, святая Евфросиния взяла с собой только святые книги - «всё своё имение».

Объявления о детских конкурсах, олимпиадах, фестивалях слышать приходится часто. Другой вопрос, что родителей (которые слышат эти объявления) условно можно разделить на две группы: тех, кто ляжет костьми, чтобы их чадо стало участником (увы, таких немного), и тех, кто останется равнодушным, махнет рукой: мол, нам что, больше всех надо? Понятен вопрос: а, собственно, что все эти конкурсы меняют в нашей жизни? И зачем тратить силы, нервы, время, когда проще, как обычно, оставить ребенка у телевизора с мультиками (и не скучно, и вроде занят)? Рассказ организатора всероссийского конкурса «Святые заступники Руси» Алины Бариновой оказался неожиданным.

Малолитражка на Тверской

Каждый день она объезжала четыре почтовых отделения в районе Тверской. Поначалу сотрудники почты воспринимали ее как человека, как минимум, странного, ведь миниатюрный городской автомобиль приходилось заполнять бандеролями, письмами и посылками до отказа, так что Алина сидела за рулем, сильно пригнувшись. Потом привыкли.

Возвращаясь на подворье Саввино-Сторожевского монастыря вместе с двумя помощниками, она разгружала привезенное, в буквальном смысле заваливая помещение сверху донизу. Прямо на пол выкладывались тысячи рисунков, стопками складывались написанные кривыми детскими почерками сочинения. А потом приходили заслуженные художники (Георгий Юдин, Василий Нестеренко, супруги Филипп и Зинаида Суровы), писатели (Владимир Крупин, Константин Ковалев-Случесвкий), священники (протоиерей Артемий Владимиров)и плакали... на полном серьезе. Работа кипела, из разных углов то и дело доносилось: «О, Господи, ну как выбрать-то? Они все такие хорошие».

Так в 2007 году начинался конкурс «Святые заступники Руси». Прошло три года, и теперь тексты сочинений дети сами выкладывают на сайте конкурса, туда же присылают снимки работ, которые потом просматривает жюри. Сильно расширилось число членов оргкомитета, жюри, экспертов — их около тридцати человек. «Раз звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», — писал поэт. Раз конкурс развивается, значит, есть ради и во имя чего.

— Вообще, все начиналось более чем спонтанно, — рассказывает Алина Баринова — организатор, вдохновитель конкурса. — Саввино-Сторожевский монастырь готовился к 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. Фигуры, может, и негромкой, и даже скромной, но очень важной для отечественной истории.

Если бы вы побывали в воскресный день в обители, первое, с чем бы там столкнулись — это с детьми. Веселые, смешливые, они снуют туда-сюда, бегают, играют, молятся в храме. Их очень много. По воскресеньям детей во всех церквях много, но такого, как в монастыре — я нигде не видела. Здесь же еще есть и приют для мальчиков. Вот мы и задумались, как бы деток к празднику нашему привлечь. Причем сразу захотелось привлечь в том числе и детей невоцерковленных. А так как торжества проходили при поддержке Патриарха, Госдумы и администрации Московской области, то быстро удалось собраться, разработать идеи, а главное, успеть сделать рассылку по регионам и епархиям. Отклик был колоссальный. Так мы же и постарались, объявили, что все участники, которые пришлют рисунки с сюжетами из жизни преподобного Саввы Сторожевского или напишут творческое сочинение на эту тему, получат грамоты, а лучшие работы войдут не в брошюрку с фотографиями улыбающихся, в цветах и подарках детей, а станут иллюстрацией к книге жития святого. Главное, что мы ставили своей целью — научить детей вкладываться во что-то серьезное и важное.

Савва Сторожевский. Савин Иван, 8 лет, Московская обл.

Да что я могу знать?

Как это часто бывает, почти сразу же после объявления результатов конкурса и публикации книги начались проблемы. Звонили рассерженные родители, дети которых неделями плакали, не получив по какой-то причине грамоты участников, писали недовольные учителя, которые поначалу восприняли конкурс как обязаловку, спущенную сверху. Так, одна учительница писала: «Да что же это такое, напридумывают конкурсов, а мне что делать прикажете? Как можно написать сочинение на тему “Нет наркотикам”. А? Я вас спрашиваю? Или вот, тоже удумали “Открытое сердце. Елизавета Федоровна”. Да откуда я про нее знать-то вообще могу?»

— Конечно, было тяжело, в первую очередь технически,— вспоминает Алина. — В первый год было напечатано более шести тысяч грамот, каждую из которых мы с моими помощниками подписывали от руки. Иногда подводила почта, иногда сами родители, невнимательно заполнявшие письма с обратным адресом: то дом забудут указать, то квартиру. Приходилось звонить, выяснять подробности, утешать детей.

Не лови птиц, лови людей. Савин Константин, 4 года, Московская обл.

История с учительницей в итоге оказалась счастливой и вылилась не только в сочинения, но и в потрясающий материал, который был позднее опубликован в журнале «Саввинское слово». Она все-таки решилась провести урок, посвященный Великой княгине. Отправила детей по библиотекам, и неделю спустя на открытом уроке между детьми рождались потрясающие споры и диалоги. Например: «И все-таки я не понимаю, зачем же было убивать такую женщину?» — говорила семиклассница, на что ее сосед по парте отвечал: «Что же тут непонятного. Если хочешь уничтожить веру, нужно сначала истребить людей».

Сейчас мы думаем над тем, как и чем награждать учителей, настоящих творческих людей, которые меняют наших детей, по-настоящему заставляя их мыслить, рассуждать, размышлять над сегодняшним днем и над историей своей страны, — продолжает Алина. — Понимаете, когда человек подходит к делу с душой, интересом — это всегда так видно, так чувствуется. Это хочется поощрять, за это нужно благодарить. Ведь именно родители и учителя определяют творческую жизнь ребенка. Именно они способны откликнуться первыми на вопрос своего чада или ученика, могут подсказать направление поиска, рассказать что-то от себя, просто прочесть. И если ребенку не повезло с учителем, особенно литературы, как же это бросается в глаза! Читая творческие сочинения, плакать приходится уже не от умиления и счастья, а от сожаления — ведь ребенок оказывается совершенно не способным создать хоть что-то самостоятельное и интересное. Он без зазрения совести переписывает известные тексты, ставя свою подпись. Когда делают это пятнадцатилетние, их можно понять — это некрасивый способ приспособиться и выжить, когда же списыванием занимается восьмилетний ребенок, остается развести руками и позвонить родителям.

Все это значит, что ребенка не научили открываться, ему не объяснили, что работу нужно делать так, чтобы за ней стояло его «Я», его душа, его переживания.

Использованные листы

География конкурса с каждым днем расширяется. И вот уже в нем участвуют не только Москва и Подмосковье, но и Кировская, Липецкая области, Дальний Восток. Можно долго рассуждать о кризисе в стране, о дефиците бюджетных средств, говорить о помощи и поддержке государством семей, доходы которых ниже прожиточного уровня. Но именно такие конкурсы выявляют факт — Россия жива людьми: инициативными, горячими, готовыми меняться, и нет смысла списывать неудачи и проколы на государство.

В одном из заключительных туров конкурса победу одержал рисунок девочки, который прислала учительница из глубинки. Жюри высоко оценило работу и попросило выслать оригинал. И тут случилось страшное. Работа оказалась испорченной, точнее, не годна для типографской обработки. Она была сделана на обороте использованного чертежного листа. Организаторы тут же бросились звонить. «Как же так, вы же знали, что работа одержала победу, ну разве можно было так с ней поступать, портить ее?» — говорили они в телефонную трубку. «Простите ради Бога, но, видите ли, — отвечали на том конце провода, — эта девочка из малоимущей семьи. Она всегда приходит на мои уроки ИЗО неподготовленная, ничего с собой не приносит. Вот я и отдаю ей оборотки. Хорошо же рисует».

Спасение царя. Крошнена Алена, 9 лет, республика Карелия.

Позже организаторы конкурса узнают, что учительница теперь на свои деньги покупает этой девчушке всё, что требуется для рисования. Более того, раз в неделю проводит бесплатный урок.

Каждый раз за рисунком ребенка, за его сочинением стоит не только удивительная судьба, как же еще может быть? За ними стоят люди, которым это ребенок важен.

Однажды в Москву на вручение призов вместе с другими победителями приехали два мальчика (подопечные детского дома для слепых). Две талантливые работы ребят были высоко оценены жюри и получили специальные призы. Каково же было удивление организаторов, когда они увидели перед собой детей, совершенно не способных передвигаться без сопровождения. Оказалось, что их зрение сохранено всего на 20%.

В конкурсе участвуют не только школы, детские дома, но и больницы, онкоцентры, куда организаторы приходят, получая приглашения от благотворительных фондов. Конечно, больным детям оказывается тяжелее всего, но это хоть как-то меняет их действительность и наполняет жизнь мгновениями счастья.

Не отдадим мать! Арест Великой княгини Елизаветы. Бехметьева Пелагея, 8 лет, Оренбургская обл.

Как появляются герои?

Преподобный Савва Сторожевский, святая Великая княгиня Елизавета Федоровна, святитель Алексий митрополит Московский и всея Руси чудотворец, теперь Святой Георгий Победоносец. Имена святых, ставших героями конкурсов, не случайны. Члены жюри собирались вместе и обсуждали, о ком именно в этом году детям важно было бы узнать и над судьбой кого стоило бы призадуматься. В год 90-летия гибели царской семьи решено было обратиться к фигуре Елизаветы Федоровны, о которой мало тогда говорили. В связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия II подумали, что детям стоит узнать о его небесном покровителе митрополите Алексии. В 2010 году, в 65-летнюю годовщину победы, говорить нужно о святом воине Георгии Победоносце.

— Знаете, — продолжает Алина Баринова, — в воцерковленных семьях принято говорить и о смерти, и о подвиге, а в большинстве нерелигиозных семей все-таки нет. Да, когда мы начинали конкурс, то хотелось просто привлечь внимание к фигуре преподобного Саввы, мы надеялись, что дети хоть что-то запомнят, и, может быть, в будущем, в сознательной жизни всплывет часть того, что они узнают теперь. Но когда мы погрузились в конкурс, то поняли, что хотим изучать историю отечества (про которую в школе не принято говорить «православное») вместе с детьми. Ведь изучая ее, мы обнаруживаем столько примеров служения Родине, что и жизни не хватит узнать — если не научишь любить в детстве. И чем раньше ребенок столкнется с этими фигурами, тем лучше будет и для его личности, и для страны в целом.

Обучение в школе рассчитано на запоминание фактов и далеко от творчества и размышлений. Но я убеждена, что всё то, что остается в нас навсегда, всё, что глубоко вросло и проникло — приходит через искусство, эмоции, чувства, самовыражение. Мы делаем ставку именно на это. Нам хочется, чтобы творчество стало основой, правильным началом образования ребенка. И мы надеемся, что конкурс способен в этом помочь. Сейчас, может быть, вы заметили, все кидаются учить — нет, не русский язык, а английский, китайский. Только у откровенно ленивого ребенка нет репетитора по английскому. Когда спрашиваю знакомых, что читают их дети, то оказывается — захватывающую фантастику. На ночь сами выбирают, что читать, взрослые уже. Это страшно, когда люди старшего поколения не понимают: если ребенок не будет знать свои корни, то не вырастет крепкой личностью.

В результате — красивые книги, на прекрасной бумаге, оформленные лучшими детскими работами. Раритет. Я верю, что даже через сто лет люди не перестанут любить то, что сделано с душой. Россия останется культурной страной. Я верю, что они будут хранить дедушкин альбом.

Их не обманешь

В составе экспертной группы конкурса все больше появляется молодежи: художники, дизайнеры, филологи, религиоведы. Они приходят по приглашению оргкомита из лучших вузов страны. Все они, к удивлению организаторов, оказываются людьми не только умными, образованными, деятельными, но и воцерковленными.

— Вы знаете, я благодарна и этим ребятам, — говорит руководитель конкурса, — а больше всего — нашим бессменным членам жюри. Я даже представить себе не могла, что они, все такие важные (члены союза художников, заслуженные и профессора, вице-президенты всевозможных академий и союзов, постоянно находящиеся в командировках, на заседаниях, погруженные в собственные творческие работы), как дети откликнутся на просьбу участвовать (и останутся с нами), что будут приезжать, спорить, часами просматривать и вычитывать работы, переживать за дело. Каждый раз я ловлю себя на мысли: если это так, значит, все хорошо, значит, мы делаем большое и важное дело. Их же не обманешь!

У каждого человека есть свой святой покровитель и своя икона-заступница, которые даются ему с рождения

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ И ИКОНЫ-ЗАСТУПНИЦЫ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ

У каждого человека есть свой святой покровитель и своя икона-заступница , которые даются ему с рождения.


Святой покровитель появляется у человека при рождении с первым ударом сердца и оберегает его на протяжении всей жизни до момента смерти. Именно ему необходимо молиться в первую очередь, поскольку он - наш заступник перед Богом. Главным призванием ангела-хранителя является защита человека от болезней, бед и нечистых сил. Родители, надеясь на защиту святого , иногда называют своих детей таким же именем .


Также важное место в жизни верующих занимают иконы. Все иконы каким-то образом проявляют чудеса, с их помощью люди обретают покой и силу, очищают душу и избавляются от недугов. Иногда люди просят у иконы помощи, а иногда благодарят за нее.


Но необходимо знать какому святому возносить свои молитвы и о чем молят Вашего небесного покровителя и заступника .


{banner_adsensetext}

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ И ИКОНЫ-ЗАСТУПНИЦЫ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ




Сегодня практика называть ребенка по имени его святого заступника почти забыта. Поэтому святой, который покровительствует по имени , не всегда совпадает со святым по дате рождения. Мы предлагаем узнать, кто из святых заступников покровительствует именно Вам и каждому члену Вашей семьи по дате рождения.

С 22 декабря по 20 января
Рожденным в этот период покровительствует святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский (ему можно молиться о даровании любви для себя и для своих близких).


Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января, защитит икона Божьей Матери «Державная» .



Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о здравии своих родных, скорейшем восстановлении после болезни, исцелении от душевных травм, помощи одиноким людям в поиске верного спутника жизни, нелицемерной любви друг к другу, сердечной радости, покое, правде, помощи при серьезных финансовых проблемах, мире в стране, спасении от нашествия бед и войн, усмирении вражеской злобы, покровительстве трона и государства.


С 21 января по 20 февраля
Если Вы родились в этот период, то молитесь святым Афанасию и Кириллу . У них просят о том, чтобы помыслы были благочестивыми и разум не оставлял.


Родившихся с 21 января по 20 февраля защитят иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина».



Икона Божьей Матери «Владимирская » помогает найти путь истинный, принять верное решение, примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры, дает силы в тяжкий период жизни, исцеляет от телесных недугов, защищает от врагов, а также способствует счастливому браку без ссор и раздоров.



С 21 февраля по 20 марта
Рожденные в этот период молятся святому архиепископу Милентию Антихонскому (у него просят заступничества перед Богом и помощи в приобщении к добродетелям) и святому Алексею.


Родившихся с 21 февраля по 20 марта, защитят икона Иверской Божьей Матери.



Если человека настигла болезнь и несчастье, то ему надо обратиться к иконе «Иверская Богородица». У Богородицы просят заступничества за себя, за своих близких, и даже врагов. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об исцелении недугов телесных и душевных, о восполнение запасов, об избавлении от разных напастей, об утешении в бедах, об избавлении от скорби и печали, при тяжелых обстоятельствах, о защите жилища от нежеланных посещений, от пожара, о плодородии земли. Этот образ поможет обрести внутреннюю чистоту, успокоение сердца.

С 21 марта по 20 апреля
Небесные покровители родившихся в этот период святые Софроний и Иннокентий Иркутские , а также Георгий Исповедник (ему молятся об избавлении от болезней и болей).


Рожденные с 21 марта по 20 апреля просят защиты у иконы Казанской Божьей Матери .



У Казанской Богоматери молятся об излечении любых телесных недомоганиях, о духовном прозрении, для поиска верного пути, о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, о наставлении и утешении, о благословении молодых на вступление в брак, о налаживании отношений в браке, о благополучии, о защите детей от несчастий и печалей, об избавлении от набегов врагов.

С 21 апреля по 20 мая
Покровителями и заступниками рожденных в это время являются апостол Иоанн Богослов (к нему обращаются с просьбами о прибавлении ума в учебе и о любви), Святые Стефан и Тамара .


Если день рождения приходится на период с 21 апреля по 20 мая, защитят иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери .



Споручница грешных означает Поручительница за грешных перед Господом Иисусом Христом. Перед иконой «Споручница грешных» молятся об обретении сил для исправления духа, душевного облегчения, обретения надежды в будущем, о даровании покаяния, об исцелении различных недугов телесных и душевных, о спасении грешников. К иконе обращаются в период душевной скорби, отчаяния, уныния, при семейных ссорах или неурядицах.


С 21 мая по 21 июня
Святые заступники рожденных в этот период – Алексей , чудотворец и митрополит Московский (к нему обращаются с молитвами о семейном благополучии и мирной жизни) и Константин .


Рожденные с 21 мая по 21 июня просят защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших» , «Неопалимая Купина» и «Владимирская» .



Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака, одиноким девушкам обрести удачное замужество, о здравии и благополучии детей, об освобождении от пороков, о погибающих детях, об исцелении болезней и болей, от недуга пьянства, о возвращении заблудших в Церковь. Также молиться образу могут люди, которые потеряли всякую веру во что-нибудь хорошее и отвернулись от Господа.



Перед иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожаров и молний, об исцелении физических и психологических недугов, об избавлении от совершенных грехов, от необдуманных поступков, о защите в бою.


Перед иконой пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся о принятии верного решения, о примирении враждующих, о смягчении злых сердец, о браке без ссор и раздоров, об исцелении немощи телесной и душевной, о силе в тяжелый период жизни, о защите от врагов, а также об исцелении бесноватых.

Небесным покровителем родившихся в это время является святой Кирилл . Его просят о защите от нечестивых учений и помощи в приобретении знаний.

Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери – заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля.



При обращении к иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» она дарует надежду, приносит утешение в скорби, поддерживает в трудных жизненных испытаниях, дает нуждающимся необходимые блага, излечивает физические и телесные болезни, помогает в трудностях на работе и в семейной жизни, оберегает торговцев.



Иконе Казанской Божьей Матери молятся об излечении любых телесных недугах, о духовном прозрении, о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, для поиска верного пути при ослабевании в душе огня веры, об утешении и наставлении при любой скорби и печали, о благословении молодых на вступление в брак, о налаживании отношений в браке, о защите детей от несчастий и печалей, об избавлении от набегов врагов. Также она уберегает от совершения ошибок и напастей, а также укажет путь к доброй цели.


С 23 июля по 23 августа
Покровители и заступники пророк Илья и Святой Николай Угодник охраняют рожденных в этот период. Илья-пророк помогает во время голода, неприятностей и болезней.


Тех, кто родился с 23 июля по 23 августа, защищает икона «Покров Пресвятой Богородицы».



Под словом «покров» в православной Руси понималось и покрывало и покровительство. Икона «Покрова Пресвятой Богородицы» символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род. Молитвы иконе Богородицы Покрова способны защитить от всех зол, бед и недугов. Она дарит чувство защищенности и благодати, помогает при политических конфликтах, военных действиях, при унынии и грусти. Ей молятся для исцеления больного, для прибавления достатка неимущим и жилья бездомным, для обретения любви.


{banner_yandexblokrtb1}


С 24 августа по 23 сентября
Если Вы родились в этот промежуток времени, то обращайтесь с молитвами к святому Александру о стойкости в вере, об успехе в военном деле (для военнослужащих), к святым Иоанну и Павлу.


Рожденные с 24 августа по 23 сентября просят защиты у икон «Страстная» и «Неопалимая Купина» .



На иконе Пресвятой Богородицы «Страстная» около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних - крестом, губкой, копием. Икона защищает дом от стихийных бедствий и пожаров, дарует избавление от недугов разных телесных и духовных, укрепляет веру и силу духа, дает надежду, помогает утешить скорбящих, исцеляет душевные травмы, избавляет от переживаний, прогоняет мрачные мысли, помогает вести праведную жизнь.



Перед иконой «Неопалимая Купина» люди просят божественной защиты и покровительства. Просят о помощи люди, у которых опасные профессии (полиция, пожарники, военнослужащие), люди, имеющие серьезные заболевания, а также те, кто хочет защитить свой дом от пожара и от нежеланных и злых людей. Она может исцелять больных и вразумлять от всевозможных земных соблазнов и от плохих мыслей, может дать молящему душевный покой и светлое будущее.


С 24 сентября по 23 октября
Рожденным в этот период будет помогать в течение всей жизни преподобный Сергий Радонежский. Он помогает в учебе и смирении плотских страстей, особенно гордыни.


Те, кто родился с 24 сентября по 23 октября, ищут защиты у икон Почаевской Божьей Матери , «Воздвижение Креста Господня» и «Неопалимая купина» .



К иконе «Почаевской» Божией Матери приходят для исцеления страшных и неизлечимых заболеваний, для укрепления духа и веры, для поиска праведного пути, для дарования покоя, для избавления от нечистых помыслов, для мира в доме и семье, для избавления от несчастия и ссор, для защиты дома от незваных гостей и воров.



Крест – священный и самый главный символ. Животворящую силу Своего Креста Спаситель показал через оживление умершего, к которому был приложен Крест. К иконе Воздвижение люди обращаются, чтобы избавиться от неизлечимых болезней, любых телесных недугов и болей, справиться с бесплодием.



Икона «Неопалимая Купина» способна защищать дом и людей от стихийных бедствий, от грабителей и других преступников. Она оберегает пожарных, врачей, военных и летчиков. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожаров и молний, об исцелении физических и психологических недугов, об избавлении от совершенных грехов, от необдуманных поступков, о защите в бою.


С 24 октября по 22 ноября
Ваш небесный покровитель - святой апостол Павел, который поможет бороться с душевными болезнями и защитит от травм.

Редактор кандидат исторических наук Н. А. Копылов

Редактор-составитель доктор исторических наук М. Ю. Мягков


© ИД «Комсомольская правда», 2014 год.

© ИД «Российское военно-историческое общество», 2014 год.

Невский Александр Ярославич

1221–1263

«Два Александра»

Александр Невский – весьма разноплановый персонаж русской истории. Это и реальный политик XIII в. – князь Александр Ярославич, представитель владимиро-суздальской ветви Рюриковичей-Мономаховичей, который при жизни не носил прозвание Невского. Это и эпический Александр Невский, который в XIV–XVIII вв. постепенно превращался в символ российской национальной и государственной идентичности. Причем образ последнего, эпического Александра Невского в разные эпохи трактовали по-своему, и даже ХХ столетие сумело внести свой значительный вклад в мифологизацию легендарного двойника князя. (Вспомним прекрасный фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».)


Афиша к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский».


Поэтому, когда речь заходит о князе Александре, очень важно обозначить, о каком Александре пойдет речь. В нашем очерке будем говорить об «изначальном Александре», реальном политике и талантливом полководце XIII в., которому выпала доля жить в сложное и трагическое для русской истории время. Это время определило логику и границы деятельности князя Александра Ярославича.

Сражения и победы

Князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский. Выдающийся русский полководец и государственный деятель.

Его победы в Невской битве и в битве на Чудском озере принесли ему посмертную славу, которая превзошла прижизненную известность князя. Образ святого князя Александра Невского, защитника православной веры, рос от столетия к столетию…

Прежде чем анализировать политику Александра, как, впрочем, и любого из значительных современников этого князя, например, его отца – Ярослава Всеволодовича Переяславль-Залесского, а потом Владимиро-Суздальского, или князя Даниила Романовича Галицкого, надо хотя бы кратко ознакомиться с тем, что собой являл к XIII в. русский мир, а также в каких отношениях со странами Востока и Запада он находился. 1230–1260-е гг. являлись эпохой значительных цивилизационных изменений, изменивших во многом не только русскую, но и всемирную историю.

Русское пространство в IX – начале XIII вв

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Русь XII–XIII вв., – это дробность русского мира. В политическом плане он представлял почти полтора десятка независимых государств. В социокультурном плане они были объединены как минимум в четыре альтернативные модели развития:

1. Южнорусскую и близкую к ней западнорусскую (Киевское, Переяславское, Черниговское, Полоцкое, Смоленское и др. княжества);

2. Юго-западную Галицко-Волынскую;

3. Северо-восточную (Владимиро-Суздальское и Рязанское княжества);

4. Северо-западную (Новгородская республика, а с XIV в. и Псковская республика).

И хотя все эти модели выросли из Киевской Руси IX – середины XI вв., к 30-м гг. XIII столетия они далеко отошли как от единого древнерусского корня, так и от социально-политического устройства друг друга. Эти модели представляли различные социокультурные альтернативы и были не столько союзниками друг друга, сколько противниками в борьбе за будущее развитие Руси.

Киевская Русь была важной частью средневековой Европы. В IX – середине XI вв. торговый путь «из варяг в греки», проходивший по русской территории и соединявший через систему рек и волоков Балтийское море с Черным, приобрел международное значение. Старая морская дорога из Западной Европы в Левант (восточное побережье Средиземного моря) оказалась для европейцев закрытой ввиду мусульманской экспансии, и торговые связи между европейскими странами, Византией и развитым Востоком стал обслуживать путь «из варяг в греки». Пространство вдоль этого пути превратилось в оживленный торговый и политико-культурный перекресток. Это благоприятно сказалось на развитии Киевской Руси, открылись большие выгоды как для местного населения, так и для иностранных купцов-гостей.

Среди последних преобладали скандинавы-варяги. Они и открыли некогда путь «из варяг в греки». Однако варяги быстро утратили роль главных торговых посредников между Западной Европой и Византией. Эта роль отошла к великим князьям Киевским, для которых организация торговых экспедиций в Царьград (Константинополь) и защита русских торговых интересов стала одной из важнейших задач государственной политики. Опорой власти в данном вопросе выступило восточнославянское городское население и славяно-варяжская княжеско-дружинная среда. В IX – середине XI вв. продолжали жить вечевые традиции в городской среде. Великие князья постоянно держали совет со старшей и младшей дружиной, а после 988 г. – и с духовенством.

Роль торгового посредника между Западом и Востоком принесла Древней Руси невиданные материальные богатства (стоит вспомнить хотя бы тот факт, что страна, полностью лишенная тогда собственных источников серебра, имела денежную систему, в основе которой лежали не монеты, а гривны – слитки серебра весом от 90 до 200 граммов). Не меньшую роль играли и новшества цивилизационного выбора. После крещения Руси в 988 г. образовалась русская митрополия как часть Византийского патриархата. Восточно-христианское влияние определило дальнейшее развитие духовной культуры страны.

Однако, как заметил историк-евразиец Николай Клепинин, «Быстро воздвигнутое и богато украшенное здание Киевской Руси стояло на слабом фундаменте» (Клепинин Н. Святой и Благоверный великий князь Александр Невский. М., 1994). Как только западноевропейские крестоносцы в конце XI в. завоевали Святую землю, они «открыли» и старый 800-километровый морской путь из Европы на Восток, а путь «из варяг в греки», который был длиннее в 3 раза, стал быстро терять свое международное значение. Этому способствовало и еще одно обстоятельство. С середины XI в. торговые суда на волоке в районе Днепровских порогов беспрерывно атаковали кочевники половцы. В итоге к началу XII в. международная торговля потеряла для Руси свое прежнее значение, а сам путь «из варяг в греки» прекратил быть той геополитической осью, вокруг которой вращалось древнерусское единство. Лишь Новгород унаследовал роль регионального торгового посредника между севером Европы, русскими землями, греками и Востоком.

На рубеже XI и XII вв. Русь испытывала серьезный кризис. Она превращалась из оживленного межцивилизационного перекрестка в восточную окраину европейского мира и северную периферию церковно-культурного византийского пространства. Причем от Ромейской империи Русь с юга была отрезана абсолютно чуждой и враждебной ей кочевой Великой степью. Раскол западной и восточной христианских церквей (схизма 1054 г.) стал серьезной причиной возрастающей от века к веку отчужденности православной Руси от католических стран Западной Европы.

Угасание торгово-городового уклада заставило древнерусскую княжеско-дружинную элиту в конце XI–XII вв. проявить интерес к владению землей. Повсеместно стали возникать княжеские и боярские вотчины (вотчина (аллод) – безусловная частная собственность на землю), доходы с которых стали теперь главным источником благополучия князей и их бояр. В условиях натурального хозяйства, когда все необходимое производилось и потреблялось на месте, для разбросанного по бескрайним просторам Восточно-Европейской равнины населению исчезла необходимость держаться Киева. Местный князь со своей дружиной обеспечивал порядок на местах и внешнюю оборону. После смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича Великого (годы правления – 1125–1132) единое древнерусское государство распалось на 12 независимых земель.

Политическая раздробленность на Руси в XII – начале XIII вв., как и феодальная раздробленность на Западе Европы начального периода, была позитивным явлением. Она способствовала социально-экономическому, политическому и культурному развитию (к примеру, если ранее Русь знала 2 центра летописания, то теперь их стало 14!). Начался процесс выравнивания развитых волостей времен Киевской Руси и бывших ее медвежьих углов. Причем некоторые из них, в частности, Владимиро-Суздальская земля и Галиция с Волынью, во многом обошли прежних лидеров.

Половецкие набеги, опустошавшие пограничные с Великой Степью южнорусские территории, направили потоки беженцев из Поднепровья на русский север, северо-восток и юго-запад. Развитые в социально-экономическом плане южнорусские переселенцы несли с собой новые земледельческие технологии (примитивное подсечно-огневое земледелие повсеместно было заменено на перелог и двуполье), в новых городах и селах распространялись развитые ремесла, оживилась местная торговля. При этом русский мир, как и прежде, походил на айсберг, на вершине которого красовались достаточно развитые формы средневекового хозяйства и общественного устройства, а огромную подводную часть продолжал составлять архаический пласт, мало интегрированный в экономические, общественно-политические и культурные достижения своего времени.

Особенно велик это пласт был на северо-востоке Руси, родном для героя нашего очерка – князя Александра Ярославича. Это было прежде всего следствие суровых природно-климатических условий и удаленности от старорусских очагов цивилизации. Однако княжеская власть в лице потомков Владимира Мономаха (его четвертого сына Юрия Долгорукого, его внуков Андрея Юрьевича Боголюбского и Всеволода Юрьевича Большое Гнездо) извлекла из данных обстоятельств скорее пользу. Княжеская власть пришла в Ростово-Суздальскую Русь раньше, чем русская колонизация сделала этот край преимущественно восточнославянским. В итоге местные князья сразу стали смотреть на Владимиро-Суздальскую землю, как на свою личную вотчину. Большой процент финно-угорских данников среди населения приучил местных князей к властности, которая проистекала из права сильного. С другой стороны, местные князья оказались здесь не столько политическими вождями, сколько рачительными хозяевами-собственниками, обустраивающими свою вотчину. Они энергично строили здесь новые города и села, привлекали и опекали переселенцев, бежавших от половецкого натиска.


Присекин Сергей Николаевич. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», 1983 г.


Патернализм владимиро-суздальских князей встречал одобрение у населения их княжества, несмотря на то, что уже в княжение Андрея Боголюбского (1154–1174) выступила и оборотная его сторона – княжеское самовластие при падении социального статуса населения. Поселенцы воспринимались смердами, получившими землю и право жить на ней из княжеских рук. (Жизнь смерда охранялась по «Русской Правде» вирой в 5 гривен серебра, в отличие от жизни людей, свободных крестьян-общинников, которых, как и рядовых княжеских дружинников, древнерусское право охраняло вирой в 40 гривен серебра.) Естественно, в таких условиях в XII–XIII вв. древнерусские вечевые традиции, продолжавшие существовать на юге и западе Руси и усилившиеся на севере в Новгороде и Пскове, не получили развития на русском северо-востоке.

Владимиро-суздальское боярство, небогатое и относительно немногочисленное, не могло конкурировать с княжеской властью ни в экономическом, ни в общественно-политическом, ни в военном плане. Этим оно резко отличалось от южно- и западнорусского боярства, а особенно от галицко-волынской аристократии, превратившейся в сильный противовес княжеской власти, а также от новгородских бояр, которые стали главной социально-политической силой в Господине Великом Новгороде после утверждения там в 1136 г. вечевого строя. Если прадед Александра, первый суверенный правитель Суздальской Руси – князь Юрий Долгорукий (1132–1154), еще как-то поддерживал старинные дружинные традиции, то оба его сына – великие князья владимиро-суздальские Андрей Боголюбский (1154–1174) и Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) – уже привыкли видеть в боярах и дружине не сотрудников-вассалов, а подданных и слуг.


Святой благоверный князь Александр Невский.


Контроль над ресурсами и мощный военный потенциал, включавший кроме больших княжеских дружин еще и многочисленное крестьянское ополчение, позволял владимиро-суздальским князьям вести активную политику как внутри русского мира, так и за его пределами.

К середине XII в. большинство финно-угорского населения Владимиро-Суздальской Руси приняло христианство и смешалось с восточнославянскими переселенцами, Суздальский край окончательно ославянился, но здесь сложился особый, весьма отличный от свойственного Киевской Руси IX–XI вв. менталитет, который в будущем ляжет в основу формирования великорусского народа.

Мы остановились на описании особенностей Владимиро-Суздальской Руси, так как она была родиной Александра. Именно она сформировала стереотипы и систему мышления этого князя, его понимание княжеского долга и права.