Как сделать настенное панно. Декоративное панно из дерева — изящество форм (55 фото). Как сделать панно из цветов своими руками

Большинство дизайнерских интерьеров объединяет одни недостаток – отсутствие теплоты и домашнего уюта. Конечно, со временем новый интерьер приобретёт обжитой вид и в нём появятся приятные для хозяев мелочи, но настоящим украшением может стать только декор, сделанный своими руками.

В этой статье мы расскажем вам о том, как сделать панно на стену из дерева, и опишем два способа его изготовления, а вы уже сможете выбрать, какой вариант вам ближе и приятнее.

Настенные панно – это элемент декора, призванный создавать тематические и смысловые акценты в интерьере. Иногда даже самое небольшое панно может сказать о своём владельце больше, чем тщательно проработанный дизайн.

Изготовить панно можно из любых подручных материалов: бумаги, стекла (см. Стеклянное панно на стену: как изготовить и правильно повесить) и даже кусков обоев. Гораздо важнее вложенная в изделие душа, ну и конечно, чувство стиля. На самом деле, каких-либо ограничений по внешнему виду панно нет, но мы вам расскажем про два способа, как можно их сделать своими руками и не ущемить семейный бюджет.

Все представленные ниже деревянные панно на стену не потребуют от вас каких-то определённых знаний и умений, более того, вам даже не понадобится хитроумный набор инструментов. Всё необходимое, наверняка, найдётся у вас дома, а если даже и нет, то в строительном магазине цена ему будет не больше ста рублей. Итак, начнём по порядку.

Очень оригинальное и стильное панно из дерева на стену, изготовить которое можно всего за несколько часов.

Для его изготовления нам понадобится следующий набор инструментов:

  • Ножовка . Желательно использовать ножовку с полотном для работ по металлу. У неё более мелкие зубья и соответственно не будет видео зазубрин.
  • Стусло . Инструмент позволяющий отрезать заготовки под углом 45 градусов. Понадобится нам для изготовления рамки или багета.
  • Пистолет для нанесения термоклея. Кстати можно обойтись и без него, если использовать не термический клей, а простой ПВА.
  • Кисти для лака или краски . Желательно брать кисти подороже, так как из них не вылезают волоски при работе, и не придётся их, потом скрупулёзно выбирать.

Ну, вот в принципе и всё. Хотя можно включить ещё в этот список дрель или перфоратор, но понадобятся они нам не для изготовления панно, а для его крепления на стену.

Теперь, когда с инструментом мы разобрались, пришло время подготовить необходимые нам материалы, и вот тут уж полный полёт фантазии:

  • Ветки разной толщины. Ту важно, чтобы ветки были как можно более разнообразными. От этого будет напрямую зависеть оригинальность и внешний вид нашего панно.
  • В качестве основы для нашего панно нам понадобится лист плотного картона или ДСП. На самом деле это неважно, из чего сделана подложка, так как она полностью скроется под декоративным слоем.
  • Деревянные рейки с декоративной резьбой или багет. Они нам понадобятся для изготовления рамки. Если у вас есть какие-то свои идеи по её изготовлению, смело применяйте. Оригинальность это очень интересно.

Совет! Если вы используете в качестве подложки лист ДСП, а в качестве клея – ПВА, используйте ту сторону листа, которая не имеет глянцевого покрытия. Так клей схватится намного лучше, и декоративные элементы не будут съезжать с основы.

Итак, в первую очередь нам необходимо изготовить рамку. Какого размера ваше деревянное панно на стену совершенно не важно. Всё зависит от личных предпочтений.

Ровно запилить угол поможет стусло. Просто закладываем в него рейку и при помощи ножовки режем её по ограничителям инструмента. Благодаря стуслу углы получатся ровными, а диагональ рамки будет точной.

Теперь выкладываем рамку лицевой стороной вниз, и наносим на соединения клей. Высыхать он будет довольно долго, и при этом части придётся постоянно придерживать, поэтому удобнее использовать термоклей, который застывает всего за несколько минут после нанесения.

Когда рамка высохла, с внутренней стороны крепим к ней подложку. Сделать это можно при помощи строительного степлера или мелких гвоздей.

Основа готова, и пришло время браться за самое главное. И в первую очередь нам необходимо нарезать пятаки из веток разного размера. Ненужно чётко соблюдать толщину пятка, чем разнообразнее они будут, тем естественнее будет смотреться панно.

В первую очередь располагаем на полотне самые крупные пятаки. Они не должны стоять вплотную друг к другу, желательно разместить их в разных частях полотна. Теперь берём пятаки размером поменьше, и так же хаотично их располагаем. В последнюю очередь идут самые маленькие срезы, которые полностью заполняют все пустоты на нашем полотне.

Посмотрите на произведение своих рук со стороны. Всё нравится? Тогда можно начинать их приклеивать. Аккуратно берём каждый пятачок и наносим на него клей, после чего возвращаем на своё место.

После того, как все элементы приклеены, осталось только дождаться, когда клей высохнет, и в качестве дополнительного декорирования можно на всю композицию нанести слой прозрачного лака, который подчеркнёт все нюансы дерева и сделает картину глянцевой и блестящей. Вот и всё, наше панно готово, осталось повесить его на стену и наслаждаться полученным результатом, а мы тем временем переходим к следующему, не менее интересному варианту.

Панно-икебана

Икебана – японское искусство создания художественных композиций из различных растений. Строго говоря, наше панно нельзя назвать икебаной, так как там подразумевается трёхмерная композиция, а настенное панно, это композиция двухмерная. Но это не столь важно, главное, что в качестве материалов мы будем использовать ветки деревьев, и смотрится такое произведение очень оригинально.

Итак, нам понадобится рамка или багет. Её производство мы уже описали в предыдущем разделе, здесь ничего нового не будет.

В качестве основы может быть использован любой материал, причём его можно окрасить для придания определённой стилистики. Давать какие либо советы по этому поводу мы не будем, так же, как и по размещению веток в композиции.

Всё зависит целиком от вашей фантазии, но есть несколько общих советов и рекомендаций, которым необходимо следовать, изготавливая такое панно деревянное на стену:

  • Обязательно покрывайте ветки краской или лаком . Так они прослужат гораздо дольше, и что самое главное не потеряют свой внешний вид.
  • Если вы используете в своей композиции ветки, покрытые корой, обязательно очистите небольшой участок, на который будет наноситься клей . Это необходимо для того чтобы обеспечить надёжное сцепление с поверхностью и чтобы наше произведение просто на просто не рассыпалось.
  • Если вы решили покрасить подложку, не используйте для этого нитро краску . Она довольно быстро потеряет свой цвет и панно облезет. Хорошим вариантом будет автомобильная краска в аэрозольных баллончиках.
  • В качестве крепежа вместо клея можно использовать обувные гвозди . Они сами по себе очень мелкие, и при забивании их шляпки не будут видны.

Важно! Ни в коем случае не работайте с аэрозольной краской в помещении и без средств индивидуальной защиты. Лучше всего выйти для этой работы на улицу, но если такой возможности нет, то хотя бы наденьте респиратор и откройте все окна в доме для проветривания.

Как видно, процесс очень простой, но описать его словами сложно, поэтому предлагаем вам посмотреть видео в этой статье, на котором показана инструкция и мастер-класс по изготовлению настенных деревянных панно.

И в заключении

На самом деле, это лишь малая часть того, что можно сделать из дерева. Панно на стену деревянное может быть настолько разнообразным, что ваша фантазия вообще ничем не ограничена. И самое главное, не стоит её сдерживать. Чем экстравагантнее будет ваше произведение, тем лучше, тем больше вложенной души будет в нём чувствоваться, а ведь это самое главное для любого произведения искусства.

Кстати сказать, не забывайте привлекать к тому процессу своего ребёнка. Это не только даст вам возможность провести время за совместным занятием, но и поможет малышу лучше почувствовать процесс рождения произведения искусства, и кто знает, может когда-то он станет известным художником, и начало его пути подложили именно вы.

Издавна люди ценили такой материал как древесина. Именно ее считали основным материалом в изготовлении самых разнообразных изделий, начиная от постройки жилых помещений и заканчивая игрушками для детей. Дерево занимало основное место среди материалов, служащих человеку в незапамятные времена и по сей день осталось основным натуральным материалом в различных сферах жизни. Как и сегодня, те, кто мог себе позволить жить в роскоши использовали в качестве декора своей собственности различные деревянные уникальные изделия, привносящие уникальность и стильность в интерьер любого помещения.

Картины из дерева в интерьере — с чего все начиналось

Много тысячелетий назад началась история панно, барельефов, фигурок, мебели и самой резьбы по дереву. В то время люди верили и поклонялись разным идолам, и имели нерушимую веру в силу деревянных оберегов. Вначале из древесины вырезали фигурки животных, людей, разные орнаменты, жизненные ситуации, сцены охоты и другое. Они искренне верили в удачу и защиту, которую приносят эти предметы.

В стародавние времена мастеров, занимающихся и зарабатывающих на художественной резьбе было в достатке. Чуть позднее из дерева изготавливались самые разнообразные предметы, техника которых становилась все сложнее, включая резные панно, вызывающие восторг и привлекающие внимание. Художественная резьба приобрела национальный и местный колорит.

Но позднее, на протяжении нескольких десятилетий, в период появления и разработки множества технологий, к сожалению, данный вид искусства стал неактуальным и практически забытым. И только несколько лет назад художественная резьба стала возрождаться и, хотелось бы отметить, что ее популярность очень выросла. Любовь к панно понятна, ведь все без исключения люди стремятся украсить интерьер своей квартиры, загородного дома, коттеджа уникальным шедевром, которым можно будет любоваться и гордиться.

Панно, как элемент декора — в чем его положительные стороны

Панно, как элемент декора представляет собой объемное изображение, которое вырезано на древесине. Этот вид искусства давно считается признаком роскоши и богатства владельца. Особенно ценны и восхитительны экспозиции, включающие несколько резных панно, объединенных общей темой.

3dekor предлагает вам как уже изготовленные удивительные панно, так и дает возможность индивидуального заказа относительно, размера, рисунка и материала панно. Вам хочется украсить интерьер роскошным резным панно, тогда вы сделали правильный выбор, заглянув к нам. Нашей целью является воплощение вашей мечты и пожеланий относительно прекрасного панно, которое станет украшением вашего интерьера и подарит индивидуальность и солидность вашему дому.

На ваш выбор представлены традиционные художественные панно (в этом разделе), декоративные панно для интерьера , а также панно с религиозной тематикой , изображающие различные сцены из Библии и не только. Также вашему вниманию предложены расписанные панно , яркие и красочные.

Положительные особенности картин из дерева от 3dekor — это:

  • Натуральность и экологичность. Все наши панно выполнены из качественной и прочной древесины, которая является экологически чистой;
  • Неповторимость. Наши изделия выполнены опытными специалистами-мастерами по художественной резьбе. Талантливые работы уникальны;
  • Доступность и быстрота покупки любого изделия из нашего ассортимента. Все они отличаются высоким качеством и прекрасно дополнят любой интерьер;
  • Возможность индивидуального заказа по уникальному особому вашему или нашему эскизу. Пределом наших возможностей в этом случае будут границы вашей фантазии;
  • Профессионализм наших сотрудников гарантирует высокое качество, аккуратность и точность работ.

Пустые стены в квартире делают обстановку неуютной, неприветливой. Но все меняется, если их украсить картинами или таким элементом декора, как панно. Сделать его легко из подручных материалов. Для этого не нужен талант художника или столяра: все фигуры можно сделать с помощью трафарета.

Более того, панно на стену своими руками – это отличное занятие для всей семьи, в котором могут принимать участие как взрослые, так и дети. Совместное занятие объединит членов семьи, а созданный при этом шедевр наполнит дом миром, любовью и согласием.

Соленое тесто – отличный материал для лепки. Сам процесс создания шедевра отлично развивает мелкую моторику, что полезно детям для постановки речи.

Почему не панно из пластилина? Ведь он тоже хорошо разминается, развивает моторику, да и есть широкий выбор цветовой палитры. Дело в том, что пластилин остается мягким всегда, его нельзя высушить, и панно рано или поздно может повредиться. Зато высушенному тесту это не страшно: оно твердое и прочное. А если покрыть лаком, то оно будет храниться в течение веков.

Для приготовления соленого теста потребуются:
  1. Соль мелкая – 1 ст.;
  2. Мука – 2 ст.;
  3. Растительное масло нерафинированное – 1 ст. л. (вместо него лучше взять столько же сухого обойного клея или крема для рук, лица);
  4. Вода – около 125 мл.

Правильно приготовленное тесто не должно липнуть к рукам, должно хорошо разминаться и быть достаточно плотным и упругим. Если оно слишком вязкое – добавьте муки, если прилипает к рукам – добавьте масла.

Можно сделать тесто ароматным, добавив специи: красный и черный перец, куркуму, мускатный орех, корицу и другие. Сделать тесто цветным можно при помощи пищевых красителей.

Как сделать панно из соленого теста:
  • Из готового теста вылепите картину или сделайте для нее отдельные фигурки, которые впоследствии нужно будет собрать.

Какая будет картина, из каких деталей она должна состоять, зависит только от вашей фантазии. Вот еще один пример панно своими руками из теста.

  • Когда лепка завершена, панно из теста ставят сушить в духовку на час.
  • Температура внутри духовки должна быть не выше 80 градусов.


Чтобы панно из соленого теста было долговечным, его нужно покрыть слоем лака.

Панно из ткани

Украсить стену можно с помощью разных материалов. Одним из самых популярных является ткань. Для панно можно использовать любую ткань, которая имеется в вашем доме:

  • мешковина;
  • трикотаж;
  • холст;
  • коленкор;
  • фетр;
  • атлас;
  • шелк;
  • ситец.

Панно из ткани можно сотворить разнообразными способами. Невозможно описать их все сразу, но приведем примеры некоторых из идей для поделки.

Квадратное панно из разноцветных лоскутов

Для работы потребуются:

  1. Панно-основа (картон);
  2. Разноцветные лоскуты ткани;
  3. Нитки;
  4. Швейная машинка (можно и вручную, но это долго).
Как сделать панно из лоскутов:
  • Сначала наметьте на картоне основу для панно. Для этого карандашом перерисуйте рисунок так же, как на фото ниже. Важно не перепутать нумерацию. Каждая цифра обозначает, когда и где нашивать следующий лоскут.

  • Когда основа подготовлена, можно начинать укладывать куски ткани. Их нужно сгибать пополам и пришивать к основе так, чтобы отрезанная часть оставалась вне поля зрения, а сложенная красовалась ровной и четкой линией сгиба. Чтобы лучше понять, как сделать панно своими руками этим способом, посмотрите фото ниже.

Фетр для творчества

Очень радуют детей веселые мультяшные панно из фетра с изображением зверюшек. Это самый простой способ сотворить оригинальное украшение для стены, так как потребуются лишь:

  1. Исходная картина (можно распечатать любую картинку из интернета);
  2. Картон;
  3. Карандаш;
  4. Ножницы;
  5. Фетр;
  6. Клей;
  7. Основа для панно (картон, ткань и прочие материалы).

Как сделать панно из фетра:
  • Используя картинку, легко при помощи карандаша, картона и ножниц вырезать трафареты для фигурок животных.
  • По трафарету намечают выкройки на фетровой ткани.
  • Затем вырезают фигурки и приклеивают их к основе так, чтобы получилась нужная картинка.

Посмотрите, какое веселое панно можно сделать из фетра.

Панно из мешковины

Мешковина сама по себе выглядит очень необычно. Поэтому самое простое панно из этого материала – натянутый в рамке кусок полотна. Но обязательное условие – рамка должна быть декорированной, иначе эффекта это панно из мешковины не произведет. Декор можно сделать также из мешковины: вырезать ленточки, цветы и прочие украшения.

Мешковину можно также использовать в качестве основы под панно, как на фото выше. Из нее можно складывать цветы, как на втором фото:

Они в свою очередь становятся элементами декора для другого панно, как на фото ниже:

Панно из бумаги

Бумага – один из самых простых и доступных материалов. Из нее можно сделать массу красивых элементов декора для дома. С этим справится не только взрослый, но и ребенок. О том, как украсить стену своими руками с помощью цветной бумаги, читайте ниже.

Панно из круглых бумажных конструкций

Это панно можно сделать быстрее, чем за час, но оно будет украшать стену очень долго. На фоне этого панно можно сделать удачные снимки. Подходит оно для активных и жизнерадостных людей. Для него вам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • скотч;
  • скрепки;
  • цветная бумага;
  • степлер;
  • булавки.
Как сделать панно из бумаги:

Готовое изделие получается очень ярким и красивым.

Панно из фотографий

Слово «фотография» сразу ассоциируется с образом какого-то человека или целой дружеской компании. Обычно фотографии вставляют в рамки не для красоты, а для памяти. Но все это можно совместить с помощью панно из фотографий.

И тут необязательно нужны именно ваши фотографии – они могут быть и художественными. Эта идея особенно понравится вам, если вы – фотограф-любитель. Посмотрите, какое оригинальное панно получается.

Простое панно из цветной бумаги

Это панно можно сделать своими руками за 20 минут, но оно выглядит настолько оригинально, что нельзя отвести глаза. Единственная трудность, которая возникнет при этом – это поиск бумаги 30 разноцветных оттенков.

Как сделать панно из цветной бумаги:

Завершающий этап изготовления панно показан на фото ниже:

Панно из бисера

Настенное панно из бисера обычно выполняется очень сложно. Тут потребуются терпение, время и желание сделать настоящий шедевр. Из бисера панно можно сотворить несколькими способами:

  1. Путем формирования картины с помощью бусин и клея;
  2. Путем вышивки бисером по ткани;
  3. Путем плетения.

Для каждого случая потребуется специальная схема. Ее можно придумать самостоятельно. Но для этого нужно хорошо пофантазировать, особенно, если речь идет о плетении. Но можно использовать уже готовый мастер класс, их много на просторах интернета. Рассмотрим одну из идей для панно из бисера.

Панно из бисера «Земляника»

Для того чтобы смастерить такое панно, как на фото, потребуются следующие материалы:

  • белый бисер с диаметром 5 мм;
  • бисер зеленого цвета (2 или более оттенков) диаметром 2,3 мм;
  • красный бисер диаметров 2,1 мм;
  • бисер желтого цвета диаметров 5 мм;
  • специальная проволока для бисероплетения.
Как сделать панно из бисера «Земляника»:

Посмотрите ниже, какие изящные панно можно сделать с помощью обычного бисера.

Очень креативно выглядит панно, сделанное из газетных трубочек. Материал для него найдется у всех. Подготовьте:

  • Журналы или газеты;
  • Если хотите поменять цвет бумаги, то понадобится краска или пищевой краситель;
  • Ножницы;
  • Канцелярский нож;
  • Клей.

Следуйте инструкции:

  1. Нарежьте газеты на отдельные листы;
  2. Скрутите листы в трубки, фиксируя их при помощи клея;
  3. Окрасьте трубочки в любой цвет по желанию;
  4. Скручивайте полученные трубочки вкруговую, чередуя трубочки разного цвета;
  5. Сделайте много таких кругов разных размеров;
  6. Сшейте полученные круги между собой с помощью прочной бечевы;
  7. Далее – украшаем стены своими руками при помощи готового панно.

По этой инструкции можно сотворить множество разных панно. Они выглядят очень необычно, и ни за что не догадаться, что это обычная газета!

Удивительные картины можно создавать, используя обычные гвозди и нитки. Однако для панно потребуются не только они. Проверьте, все ли у вас есть:

  • Доска – основа для панно;
  • Мелкие гвоздики (много);
  • Разноцветные нитки;
  • Молоток;
  • Ножницы;
  • Скотч;
  • Трафарет рисунка (можно любой распечатать из интернета).

Как сделать панно из ниток и гвоздей:
  1. Сначала необходимо вырезать трафарет, который размещают на доске. Чтобы рисунок был неподвижным, его фиксируют при помощи клейкой ленты.
  2. Затем начните вбивать по контуру частей рисунка гвоздики так, чтобы, если убрать трафарет, было ясно, что там нарисовано. Это нужно для того, чтобы не запутаться потом в выделении отдельных фрагментов рисунка для обтягивания его ниткой одного цвета.
  3. Трафарет можно убрать, когда будет вбит последний гвоздик. Затем начинайте работать с пряжей. Для этого ее конец закрепляют на одном из мелких гвоздиков и наматывают ее на определенном участке: например, на лепестке цветка. Здесь нет определенного порядка. Главное, чтобы в результате нить была намотана везде равномерно.
  4. «Закрасьте» нитками подобным образом каждый фрагмент рисунка.

Почти в каждом доме есть шкатулка или баночка, куда годами складывали пуговицами. Их, в конце концов, стало так много, что некуда деть. Пуговицы разноцветные, большие и маленькие, с дырочками или с дужками – все это может стать отличным материалом для панно, которое украсит скучную стену.

Для панно из пуговиц потребуются следующие материалы:

  • основа (картон, ткань, натянутая на раму, доска);
  • пуговицы разных цветов и размеров;
  • клей;
  • фантазия или рисунок для сводки его на основу;
  • карандаш;
  • копировальная бумага.

Самое оригинальное, что приходит на ум – это панно «Денежное дерево». Конечно, его лучше делать из самих монет, но так как монеты зелеными не бывают, то их можно с успехом заменить пуговками. Но никто не запрещает компоновать монеты с пуговицами в одном панно. Считается, что денежное дерево приносит деньги в дом. Сделайте такое панно для своего дома, чтобы в нем всегда был достаток. Для этого:

  1. Нанесите на основу рисунок в виде толстого ствола и пышной кроны;
  2. Подготовьте зеленые и коричневые пуговицы разных размеров и оттенков цвета;
  3. Нанесите клей на основу в нужных местах и поочередно наклеивайте пуговицы. Начинают клеить со ствола, так как он должен заглядывать под крону дерева. Пуговицы в виде листьев наклеивайте, заходя на ствол, чтобы было видно, как «свисает» зеленая листва.

На самом деле пуговицы не обязательно должны быть зелеными, так как на дворе может быть осень. Тогда пуговицы для листьев могут быть желтыми, красными, коричневыми. Тут и уместно компоновать пуговицы вместе с монетами желтого цвета. А из серебристых монет можно сделать фон: будто осенним утром выпал иней и заледенела земля.

Красивые панно из пуговиц - идеи в видео:

Почему бедность – это болезнь
http://nautil.us/issue/47/consciousness/why-poverty-is-like-a-disease
Здоровье гика,
Финансы,
Биотехнологии
Перевод
image

По описанию моих достижений на сегодняшний день вы никогда бы не догадались, что я рос в нищете и голоде.

Моя последняя зарплата за год перевалила за $700 000. Я член Общества национальной безопасности имени Трумана [занимается поиском и продвижением будущих лидеров американской нации – прим. перев.] и член Совета по международным отношениям. Мой издатель недавно выпустил мою последнюю серию книг по количественному распределению глобальных финансов.

И всего этого мне недостаточно. Я постоянно ощущаю себя в состоянии «бей или беги», жду подвоха, или наступления голодных дней. Я даже решил не заводить детей, поскольку, несмотря на все успехи, я не чувствую у себя наличия безопасной финансовой подушки. Минимальное состояние счёта, при котором я готов подумать о детях – это очень большая цифра. Если бы вы были знакомы со мной лично, вы могли бы уловить признаки стресса, неуверенности в себе, беспокойства и депрессии. И услышать про Теннеси.

Ни один житель Теннеси не скажет вам, что он просто из Теннеси. Он обязательно добавит: восточное, западное или среднее. Моя жизнь начиналась в Восточном Теннеси, в городке Роквуд региона Аппалачия. Я был самым старшим из четырёх детей в семье, доход которой не позволял содержать и одного. Каждая пятидесятническая церковь этого героинового захолустья пахла одинаково: тяжёлая смесь дешёвого моющего средства и ещё более дешёвого елея, с небольшой примесью забытой надежды. Одна из этих брошенных церквей и была, по сути, моим детским домом и школой.

Учебный класс представлял собой одну комнату, в которой 20 человек, возрастом от детсадовского до 12-го класса занимались по методичке «ускоренного христианского обучения». Нам раздавали буклеты, которые мы должны были читать самостоятельно. Мы сами проставляли себе оценки за домашнюю работу. Не было никаких лекций, и у меня не было учителя. Иногда жена проповедника раздавала тесты. Нам не разрешалось ничего делать. Там не было ни фильмов, ни музыки. Могли пройти годы, во время которых не происходило ничего, что отличало бы один год от другого. Не шло речи и ни о каких социальных мероприятиях.

Я проводил всё своё время, размышляя над простыми вопросами. Откуда возьмётся мой следующий обед? Будет ли у меня завтра электричество? Я наблюдал, как моя мама пытается от стыда спрятать талоны на еду на кассе продуктового магазина. Я помню, как уже в восемь лет испытывал панику из-за постоянной неопределённости по поводу абсолютно всех аспектов жизни, от еды до одежды и обучения. Я знал, что моя жизнь не может быть нормальной. Что-то не так было с тем крохотным микрокосмосом, в котором я родился. Я просто не знал, что именно.

Повзрослев, я думал, что понял, что там было не так. Я всегда считал, что моё воспитание сделало меня осторожным и осмотрительным. Но за несколько последних десятилетий выяснилось много нового. Мы узнали, что стресс, связанный с бедностью, может менять вашу биологию так, как мы и не представляли ранее. Он может уменьшить поверхность мозга, укоротить теломеры и продолжительность жизни, увеличить шансы на ожирение и склонность к чрезмерному риску.

А сейчас уже появляются сведения по поводу того, что эти изменения могут быть ещё глубже – вплоть до уровня, на котором наши тела собирают сами себя, изменяя типы клеток, из которых они сделаны, Возможно, даже до экспрессии генов, с которыми тело играется, как с кубиком Рубика, брошенным в стиральную машинку. Если результаты исследований получат подтверждение, это будет означать, что бедность – это не просто социально-экономическое состояние. Это будет уже набор связанных симптомов, которые можно предотвратить и лечить, и даже наследовать. Иначе говоря, результаты бедности начинают очень сильно походить на симптомы болезни.

Слово «болезнь» несёт в себе отрицательный оттенок. Я не имею в виду, что бедные люди какие-то плохие или испорченные. Я имею в виду, что бедные люди больны, а все остальные говорят им, что их состояние – необходимая, временная и даже положительная часть современного капитализма. Мы говорим бедным, что у них есть шанс вырваться, просто достаточно усердно работая; что мы все одинаково вовлечены в систему, раздающую поровну награды и наказания. Мы указываем на редкие истории «из бедняков в богачи», как это произошло со мной, и всё это укладывается в шаблон меритократии [букв. – «власть достойных», – прим. перев.].

Но мои достоинства не имеют отношения к тому, как я оттуда вырвался.

Мы можем не помнить 1834 год как рекордный, но он был таким, в области органической химии. Именно тогда Жан Батист Дюма и Юджин Пелиго дистиллировали из нагретых опилок и проанализировали прозрачную жидкость, которую они назвали метиленом, а мы зовём метанолом, древесным спиртом. Основан он на метиловой группе, состоящей из одного атома углерода, связанного с тремя атомами водорода. И как оказалось 150 лет спустя, метиловые группы играют важнейшую роль в экспрессии генов.

Осенью 1991 года Аарон Разин и Говард Цедар опубликовали необычную работу «Метилирование ДНК и экспрессия генов», в которой показали, что работа экспрессии генов очень напоминает змею, туго свернувшуюся вокруг посоха Асклепия. На прочных переплетениях нашего генетического кода находятся метиловые группы, контролирующие, как туго наш генетический код обвивается вокруг особых белков под названием гистоны. Чем туже скручена часть кода, тем меньше вероятность её влияния на что либо, то есть, тем меньше вероятность её «экспрессии». Это один из столпов эпигенома: ваш человеческий облик определяется не только ДНК, но и тем, каким её частям ваш эпигеном позволяет проводить экспрессию.

Шесть лет спустя Майкл Мини, профессор из Университета Макгила, специализирующийся на биологии стресса, вместе с коллегами опубликовал революционный результат: качество материнской заботы влияет на эпигеном крыс, на глюкокортикоидные рецепторы стресса в гиппокампе, а также на реакцию гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси (HPA) на стресс. Сходные эффекты позже были обнаружены у зебровых амадин, которые, как и люди, социально моногамны, и у которых детей растят оба родителя. Уровни информационной РНК глюкокортикоидных и минералокортикоидных рецепторов у птиц, лишённых матерей, были понижены, в связи с чем у взрослых птиц гормоны стресса оставались повышенными гораздо дольше. Исследователи писали, что эпигенетические механизмы могут отвечать за эти изменения – но они этого не доказали.

У человеческих детей эпигенетические изменения в экспрессии генов рецепторов стресса, приводящие к усиленной реакции на стресс и проблемам с настроением, исследователи связали с жестоким обращением в детском возрасте. А в прошлом году исследователи из Университета Дьюка нашли, что «низкий социоэкономический статус во время взросления связан с увеличением метилирования ближайшего промотора серотонинового транспортера», приводящего миндалевидное тело к предрасположенности к «реактивности, связанной с угрозой». И хотя предрасположенность к высоким уровням стресса имеет свои плюсы (к примеру, обучение в состоянии стресса может ускоряться ), основная суть этих исследований такова: хронический стресс и неуверенность в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте со стрессом справляться сложнее.

С одной стороны, эпигенетика предлагает интригующее изложение нашей жизни, идущее вспять вплоть до основной «программы», делающей вас тем, кто вы есть. Но в этой области существуют и фундаментальные противоречия. В июне прошлого года команда исследователей из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Бристольском университете и Европейский институт биоинформатики опубликовали работу, в которой описывали, как эта область загрязнена неправильной интерпретацией результатов исследований. К примеру, часто исследователями причину путают со следствием (заболевания могут привести к появлению эпигенетических маркеров, и наоборот); подделывают или неправильно интерпретируют статистику; смешение переменных приводит к видимой корреляции параметров; не учитывается большая переменчивость эпигенома от клетки к клетке.

Джон Грилли, один из соавторов исследования, считает, что некоторые заметные результаты в этой области, включая те, что получил Мини, страдают от указанных проблем. «Во время исследования Мини считалось, что если я наблюдаю изменение метилирования ДНК в клетках крыс, которых не облизывала мама, или в клетках детей из низшей социально-экономической группы, или кого там ещё, тогда я узнаю о том, как люди перепрограммируются под воздействием условий окружающей среды». Но изменение метилирования ДНК объясняет не только то, была перепрограммирована клетка или нет. Они также связаны с пропорциями подтипов клеток, у каждой из которых есть свои эпигеномы, имеющихся у сравниваемых организмов. Грилли с соавторами называют это метаэпигеномом.

Но Грилли отмечает, что даже если этот молекулярный механизм будет не перепрограммированием клеток через метилирование, а сдвигом подтипа клеток – тут всё равно есть о чём поразмышлять. «Даже если вы обнаружите изменение пропорций, допустим, подтипов клеток в периферийной крови, которое связано с такими вещами, как низкий социально-экономический статус, это будет очень интересным открытием, – говорит он. – Тогда мы опять вернёмся к вопросу определения того, что такое эпигенетика». Возможно, что сдвиг в подтипах клеток наследуем, хотя это и не включает перепрограммирование клеток через метилирование. Тим Спектор из Королевского колледжа в Лондоне, к примеру, обнаружил варианты ДНК-последовательностей, связанные с вариациями подтипов клеток.

Изучение биологического эффекта стрессов, связанных с бедностью, находится ещё на ранних этапах. При этом она уже дала нам множество механизмов, способных обеспечить такие эффекты, многие из которых содержат наследуемый компонент. Если, допустим, беременная женщина подвергается стрессу бедности, её плод и гаметы плода могут пострадать от этого, в результате чего эти эффекты распространяются по меньшей мере и на её внуков. А может, и далее.

Исследования мышей и дрозофил показали, что эпигенетические особенности, схожие с теми, о которых говорил Мини, могут передаваться по наследству и сохраняться, по меньшей мере, в десятках поколений. Последствия таких вещей, как диета и предродовой стресс наследуются не только через модификацию гистонов, но и через метилирование ДНК и некодирующие РНК . В исследовании от 2014 года отпрыски мыши, натренированной опасаться определённого запаха, также боялись этого запаха, хотя до этого они его не чувствовали. Этот эффект сохранялся в течение двух поколений . У людей наследуемые последствия стресса наблюдались по меньшей мере в трёх поколениях у людей, чьи предки страдали от массового голода (голодной зимы 1944 года в Нидерландах ), перебоев с едой (Эверкаликский эксперимент ) и при Холокосте. Последствия курения или жевания табака родителями в молодом возрасте могут передаваться их детям в зависимости от пола, что доказывает наличие эпигенетических эффектов у людей . Согласно наблюдениям от 2014 года, «несколько исследований людей указывают на существование эпигенетических эффектов по мужской линии, которые нельзя объяснить культурным или генетическим наследованием».

Даже на текущем этапе мы можем извлечь кое-какую информацию из науки. Во-первых, стрессы, связанные с бедностью, имеют биологические последствия, длящиеся всю жизнь. Во-вторых, есть доказательства того, что эти последствия могут передаваться по наследству, либо через воздействие на плод, либо через эпигенетику, через подтипы клеток или как-то ещё.

И эти научные данные заставляют нас пересмотреть краеугольный камень американской мифологии и нашей политики, направленной на бедных: возможность без чьей-либо помощи пробиться наверх. Истории о людях, самостоятельно сделавших себя, вырвавшихся из их окружения благодаря упорной и тяжёлой работе. Опора платформы меритократии, где награды якобы справедливо попадают к тем, кто их наиболее заслуживает.

О каком самостоятельном выходе из окружения или справедливом распределении можно говорить, если бедность травмирует участников «соревнований»? Особенно, если она ещё и передаётся через поколения? А уродливое следствие из гипотезы «самостоятельного выхода», говорящее о том, что люди, не выбравшиеся из тяжёлых обстоятельств, заслуживают их, имеет ещё меньше смысла в свете мрачной биологии бедности. Когда звучит выстрел стартового пистолета, бедные оказываются далеко позади стартовой линии. Я-то так точно был там, несмотря на мой текущий успех.

Так как же я выбрался оттуда? Случайно.

Очень легко было бы рассказать мою историю, объяснив всё талантами и упорной работой, поскольку именно этим нас кормят все, от Голливуда до политических деятелей. Но это было бы неправдой. Моё бегство произошло благодаря последовательности удивительно маловероятных событий, ни одно из которых не было подвластно мне.

К 14 годам я уже в течение 8 лет пытался самообучаться при помощи ксерокопированных буклетов, без учебников, планов уроков, помощи или хотя бы учителя. Я отчаянно пытался выбраться и ужасно боялся стать таким же, какими были окружающие меня люди. Так что я взял телефонную книгу и начал обзванивать профтехучилища, колледжи, всех и вся, кто мог бы дать мне возможности. Случайно и неожиданно я попал на президента общинного колледжа [двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества – прим. перев.] Шерри Хоупп. Когда я впервые встретил её, мне было, наверное, 12 лет, и даже в том возрасте я смог понять, что моя история не была для неё уникальной.

В том же колледже я познакомился с Брюсом Кэнтреллом, профессором, заменившим мне отца, когда мне было 15, и я был беден. Он тоже рос в бедности, но в результате выбился в люди. Мы особенно не разговаривали о нашем опыте, но как-то сразу нашли общий язык. Несколько лет спустя он ушёл в политику и сделал меня управляющим своей предвыборной кампании. Мы выиграли, и я получил бесценное образование в области реальной и бесцеремонной политики округа Роан. Я буду вечно благодарен Брюсу и Шерри. С их помощью я, наконец, получил диплом колледжа.

Проявлял ли я инициативу? Конечно. Многие интерпретировали мой побег из бедности как подтверждение существования меритократии, оправдывающей всю систему. Но захолустье заполнено людьми, настолько же отчаянно пытающимися выбраться оттуда, как и я, и предпринимающими такие же изобретательные меры. Так что я – исключение, подтверждающее правило – правило, что побег из бедности возможен только по случайности, а не из-за неких достоинств.

У меня есть родственники и друзья, насколько же умные и трудолюбивые, как и я сам, и примерно с таким же, или с лучшим, образованием. Но никто из них не выбрался из бедности. Один из них тоже попал в общинный колледж, но только после того, как стал свидетелем того, как его лучший друг покончил с собой под воздействием наркотиков. Это оказался билет в один конец в жизнь, наполненную эмоциональными проблемами. Другому повезло попасть в аккредитованную бесплатную среднюю школу, где дают гораздо больше знаний, чем в курсе «ускоренного христианского образования». Он стал героиновым наркоманом. Для них путь к образованию не стал, как для меня, чудесно свободным от преград. Они не стали, как я, главой компании, торгующей деривативами на Уолл-Стрит. Они не пишут, как я, о бедности. Они живут в ней. И на сегодня я могу насчитать порядка 20 родственников и друзей, которые распрощались с жизнью через оружие или героин. Не сомневаюсь, что уже в этом году их количество увеличится.

Почему так мало людей вырываются из бедности? Могу засвидетельствовать по опыту – не из-за того, что у одних достоинство больше, чем у других. Это из-за того, что быть бедняком значит по-крупному рисковать. Асимметрия результатов для бедных так огромна, поскольку быть бедным очень дорого. Представьте, что вы потеряли работу, потому что не работал ваш телефон, или вы не сдали экзамен, потому что вы целый день провели в реанимации из-за недуга, который был бы устранён своевременным лечением. Такие вот простые несчастья могут запустить водоворот неудач, из которого не удастся выбраться. Реальность в том, что если вы бедны, и сделали всего одну ошибку – вам конец. Жизнь превращается в азартную игру со смертью в виде проигрыша.

А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, чтобы умножать субъективное ощущение стресса на 10. В результате вы фокусируетесь на краткосрочных планах. Тем, кому по рождению повезло не ознакомиться с исчислением бедняков, кажется, что бедняки раз от раза принимают неоптимальные решения. Но выбор бедняков в их обстоятельствах весьма разумен. Нельзя рассуждать об оптимальных решениях, рассчитанных на долгий период, если у вас осталось еды на два дня. Стресс приобретает совершенно новое значение, и от него очень нелегко избавиться.

Стандартный американский миф о меритократии неправильно оценивает такие истории, как моя. Накопленный социальный капитал американских институтов – стабильная передача власти, власть закона, предпринимательство – конечно же, создаёт экономические чудеса каждый день. Но эти институты в первую очередь подходят для экспоненциального роста капитала там, где он уже есть, а не для создания нового капитала там, где он нужен обществу. Истории, подобные моей, считаются архетипами, и мы все неоправданно верим в то, что способ достичь скорости убегания существует для целых сегментов населения. Но я тут представляю историю успеха по типу «из грязи в князи», и я заявляю, что эта история – миф. Термин «меритократия» придумали в 1958 году чтобы насмехаться над самой идеей получения наград за достоинства. Мы забыли, что нужно смеяться, и шутка обратилась против нас самих.

Пора нам по-другому отнестись к бедности и учесть новые научные данные, описывающие её.

Возьмём образование. Один из наиболее активных исследователей связи между бедностью и достижениями в учёбе, а также последующими экономическими проблемами, это Роланд Фрайер из Гарварда. Вместе с коллегами он в работе «Для этого может не понадобиться помощь всей деревни: увеличивая достижения бедных» [аллюзия на поговорку «воспитывать ребёнка нужно всей деревней», означающую, что ребёнка воспитывает всё местное сообщество – прим. перев.] сфокусировался на том, чтобы уменьшить разницу в достижениях между богатыми и бедными, используя различные стратегии обучения в школе.

Но стандартный показатель разницы достижений – успехи в математике – это симптом, а не причина. Когда поддержка социальных программ для школьников прекращается, их положительный эффект сходит на нет, и мы начинаем скептически относиться к уничтожению бедности. Но академические успехи – не главная проблема. Проблема в неопределённости и стрессе. Когда национальная оценка образовательного прогресса в 2011 году не обнаружила в Америке ни одного города, где больше чем хотя бы 25% восьмиклассников из чернокожих или латиноамериканских семей владели бы математикой и чтением на уровне своего класса, мы должны обвинять в этом школы, или же заключить, что мы проиграли в нейробиологической гонке ещё до того, как проверяли этих детей?

Мы должны использовать полученные наукой знания по поводу бедности, а не игнорировать их. Программы по устранению бедности, такие, как условные денежные пособия, награждают родителей или опекунов за конкретные действия, к примеру, за отслеживание посещаемости школы или профилактику здоровья. Они поощряют устранение стрессов и долгосрочное планирование, и это выходит далеко за рамки простой сдачи экзаменов – они обеспечивают именно то чувство уверенности, которое необходимо поражённому бедностью мозгу. В работе 2009 года Лиа Ферналд и Меган Ганэр показали, что такие программы уменьшили уровни кортизола в слюне и риск умственных и физических заболеваний в течение жизни . Таких программ должно быть больше. К примеру, так называемые программы длительного ухода за ребёнком: они занимаются развитием детей от рождения и первые три года его роста [в США федеральный закон дает право матери взять неоплачиваемый декретный отпуск длительностью 12 недель, начиная не ранее, чем за 2 недели до предполагаемой даты родов при условии, что будущая мать проработала в компании больше года – прим. перев.].

Наше новое научное понимание влияния бедности может изменить и медицинское обслуживание взрослых людей. В 2009 году Майкл Мини, Густаво Турецкий, Мойше Зиф и их коллеги брали пробы гиппокампа у жертв самоубийств, испытавших в детстве насилие, и проверяли метилирование ДНК, управляющее экспрессией гена NR3C1. Они обнаружили увеличенное метилирование в районе промотера NR3C1, которое другие исследования напрямую связывали с уменьшением экспрессии белка под названием нейротрофический фактор мозга (BDNF). BDNF относится к самым активным нейротрофическим факторам, управляющим ростом и развитием новых нейронов даже в зрелом возрасте. А уровень экспрессии может передаваться по наследству. В исследовании от 2015 года была обнаружена связь между NR3C1 и уменьшением экспрессии BDNF у младенцев, чьи матери отмечали наличие у себя симптомов предродовой депрессии .

Может статься, что BDNF – ваш лучший друг, если вы взрослый и желаете изменить вашу нейробиологию. Он может открыть путь к изменению структуры мозга именно в тех областях, которые сильнее всего пострадали от ранних стрессов и бедности: префронтальной коры, гиппокампа, и всей гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси. А эти участки мозга управляют долговременной памятью, эмоциями и отложенными наградами. Всё это признаки людей, лучше справляющихся с учёбой в юности и больше достигающих в зрелости . Небольшие дозы кетамина оказывают воздействие, схожее с быстрыми антидепрессантами, и это напрямую связано с увеличением уровней BDNF .

Я бы и сам попробовал такое лечение. Но мой основной интерес в изучении бедности находится в другом месте. Он проистекает из беспокойства по поводу будущего.

Мы стоим на краю обрыва и нам необходимо срочно пересмотреть наше понимание бедности и неравенства. Западные нео-либералы рассказывают нам сказки о том, что если ты будешь упорно работать, то всё образуется. А если ничего не образовывается, то во всём винят жертву, и не оставляют ему выбора. Брекзит, Ле Пен и поражение Хиллари Клинтон – это примеры проблем, происходящих из неравенства и бедности. Уже расчехлены вилы Пикетти [французский экономист, написавший популярную книгу об экономическом неравенстве в Европе и США – прим. перев.], и марш глобального беспорядка можно остановить, только применяя меры, противостоящие краплёной колоде, которую получает и ненавидит каждый, родившийся в бедности, включая и меня.

Уверен, что итальянская партия «Движение пяти звёзд» в этом году запустит референдум по выходу из ЕС, и что у Марин Ле Пен есть все шансы выиграть французские выборы [не выиграла, но собирается участвовать в парламентских выборах – прим. перев.]. ЕС может взять на себя вину за поражение глобалистов и развалиться уже через два года.

Подобные тренды ускоряются поверьем, по которому бедняки не смогли ухватиться за возможности, созданные глобализированным рынком. Этот миф пора придушить – и появляющиеся эмпирические научные исследования бедности могут помочь нам в этом, если мы окажем им заслуженное ими внимание.

Современное панно на стену – это нередко труд всей семьи, когда над ярким украшением работают все домочадцы. Сегодня в моде именно такие варианты, когда в интерьере появляются красивые работы, созданные коллективным трудом. Но начать можно и не с такого масштабного мероприятия, попробуйте сделать панно своими руками в близком вам художественном стиле.

Панно – это декоративный элемент, служащий украшением стены. В любом интерьере настенное панно будет уместным. Иногда оно украшает не только стену, но и, к примеру, потолок или фасады. От картины панно на стену отличается тем, что оно может быть как произведением скульптурного жанра, так и принадлежать к такой технике как мозаика, аппликация и т.д.

Панно на стену – виды:

  • Тканевое . Вышивки, аппликации, гобелены – все, что только можно сделать на ткани, относится к такому виду панно.
  • Каменное. Изготовление панно из камня трудоемкий процесс, используется обычно натуральный камень, например, базальт или мрамор.
  • Деревянное . Такое настенное панно отличается обычно абстрактным сюжетом. Часто дополняет это панно на стену инкрустация камнями.
  • Скульптурное. Объемное панно, своего рода мини-скульптура на плоскости.
  • Керамическое . Это мозаичные картины из керамической плитки.
  • Графические. Используются современные виды печать, все чаще применяется фотопечать, что в сегодняшнем интерьере органично смотрится.
  • Другие. А здесь огромный пласт прочих техник, где используются, например, слоеное тесто, зернышки и крупы, морские ракушки, камушки и т.д.

И в спальню, и в гостиную, и в другие комнаты можно повесть панно, оно не выходит из моды, и может стать самым ярким элементом интерьера.

Панно из картин (видео мастер-класс)

Панно для мамы своими руками

Ко дню матери и другим праздникам, когда хочется поздравить маму, одним из лучших подарков можно сделать как раз таки настенное панно.

Варианты панно ко Дню матери:

  • Панно из ватных дисков . Самый простой вариант, который для мамы могут сделать самые маленькие дети, хотя помощь им, конечно, потребуется.
  • Панно из бумаги . Популярны такие варианты ко Дню матери, как веточка сакуры или поделки в стиле квилтинг.
  • Панно из соленого теста . Дети любят возиться с тестом, а видя, как оно превращается в интересные цветные поделки, они приходят в восторг. Ко Дню матери можно сделать композицию с цветами или даже изображение матери, стилизованное и упрощенное.
  • Панно-аппликация . Цветочный букет из ярких обрезков ткани, например, жизнерадостные подсолнухи.

Также ко Дню матери можно сделать красивые поделки в виде необычного панно, например, с переплетением техники. Аппликация + вышивка, оригами + квилтинг, пэчворк + вышивка бисером. Такое панно можно будет повесить и в спальню, и в гостиную, чтобы предназначенное ко Дню матери, оно радовало еще долго.

Не один мастер-класс, рассказывает, как сделать панно к празднику матери, идея может быть ваша, а разные хитрости почерпните из инструкций других мастеров.

Панно для бассейна на стену

Не обязательно ждать праздник, тот же день матери, чтобы в интерьер вашего дома появилось оригинальное панно. Популярны сегодня поделки для бассейна, или для ванной, у кого пока еще этого бассейна нет. Как вариант для бани.

Все эти поделки фактически объединяет одно – тематика воды. Можно использовать мастер-класс панно на морскую тематику. И для бассейна, и для ванной это будет тоже актуально.

Панно в морском стиле подойдет и для бани, если там вы используете другой морской декор. Для бани также можно сделать панно-аппликацию в виде добрых дедушек с вениками, в жанре наив-арт. Сегодня это модно, и подобный стиль можно использовать и для декора стен бассейна, не только для бани.

Панно для бассейна это также:

  • Обыгрывание темы морского дна – со всякими прекрасными обитателями морских глубин;
  • Спортивная тематика;
  • Стихия воды – мозаика лучше всего передает этот замысел.

Для бассейна и для ванной используются материалы, которые не боятся воды. Основой панно для бассейна можно взять мастер-класс изготовления поделки из ракушек. Или же для украшения стен бассейна можно взять мастер-класс панно из соленого теста.

Панно из туалетных трубочек в интерьере (видео)

Панно своими руками: подсолнухи

Зачастую именно подсолнухи становятся той темой, которую обязательно хочется обыграть в декоре. Практически все виды панно могут быть задействованы, разве что кованое и металлическое панно будет выглядеть грубовато.

Панно подсолнухи может быть разным:

  • Подсолнухи из атласных лент;
  • Подсолнухи из фетра;
  • Подсолнухи из пуговиц.

Даже такая техника как стимпанк вполне быть задействована

Панно своими руками: стимпанк

Это особая техника, суть которой, скомпоновать в виде поделки бросовую ненужную мелочь. Иногда стимпанк по ошибке принимают за кованое панно, но это совершенно разные вещи.

Небольшой мастер-класс по работе в технике стимпанк:

  • Нужна основа будущего панно, например фанера;
  • Чаще всего делается какой-то фактурный фон, но это не обязательно;
  • Все, что вы используете – пуговицы, гайки, булавки, застежки-молнии нужно приклеить на основу;
  • Можете прокрасить все одним цветом, к примеру золотой спрей-краской или же использовать комбинацию в несколько слоев;
  • Декор рамки.

Это, конечно, не полноценный мастер-класс, а только краткий ход работы. Может быть, в спальню или в гостиную не каждое стимпанк панно можно повесить, но в квартирах с интерьерами лофт, фьюжн данные поделки будут уместны.

Новогоднее панно своими руками

Еще за месяц до новогодних праздников, или даже раньше, можно просматривать не один мастер-класс, который рассказывает об изготовлении новогоднего панно. Это может быть объемная елка или снеговик, большое панно в гостиную или миниатюрное.

Варианты новогоднего панно:

  • Снеговик из ватных дисков;
  • Снеговик из пенопластовой крошки;
  • Снеговик из пуговиц;
  • Снеговик из кружев и стекляруса;
  • Снеговик из салфеток;
  • Снегурочка из бисера;
  • Снегурочка из соленого теста;
  • Снегурочка из обрезков ниток;
  • Елка из креповой бумаги;
  • Елка из паеток;
  • Елка из шпагата;
  • Елка из фатина;
  • Елка из яичной скорлупы;
  • Елка из фисташек.

Все из выше перечисленного – это аппликация из разного материала, которая может стать основой для панно на стену своими руками.

Также в Новый год можно подарить необычное развивающее панно малышу. Развивающее оно потому, что в нем соединены предметы разных текстур, например фетр, шелк, крупа и т.д. От такой поделки большая польза для развития ребенка.

Можно найти мастер-класс панно для расчесок. Это функциональное панно, которое послужит искусным хранилищем для расчесок. Его можно сделать для гостиной, или для детской – как оригинальное место для расчесок маленькой принцессы.

Как сделать панно (видео)

Панно своими руками – хороший подарок, изящный декор, большой творческий труд. Вы можете следовать определенной инструкции, использовать не один мастер-класс, или придерживаться своей авторской методики. В этом жанре нет строгих границ, поэтому для любителя творческих экспериментов панно – самый лучший вариант.

Панно на стену своими руками (фото)